Научная статья на тему 'Онтологическая структура защитно-совладающего поведения личности в разные периоды взрослости'

Онтологическая структура защитно-совладающего поведения личности в разные периоды взрослости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
343
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗРОСЛОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПАТТЕРНЫ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ / ADULTHOOD / PSYCHOLOGICAL DEFENCE / COPING BEHAVIOR / PATTERNS OF DEFENSIVE AND COPING BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лапкина Елена Валерьевна

В статье приведены результаты исследования, посвященного изучению защитно-совладающего поведения взрослой личности. На основе выявления структурообразующих компонентов, приведены устойчивые паттерны поведения, характеризующие защитно-совладающее поведение личности в разные периоды взрослости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontological structure of defensive and copping behavior of the person in different periods of adulthood

The results of study on the defensive and coping behavior of adult personality based on the identification of structure-forming components are stable patterns of behavior that characterize the defensive and coping behavior of the person in different periods of adulthood.

Текст научной работы на тему «Онтологическая структура защитно-совладающего поведения личности в разные периоды взрослости»

УДК 159.9:316.6

Лапкина Елена Валерьевна

кандидат психологических наук Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

[email protected]

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ВЗРОСЛОСТИ*

В статье приведены результаты исследования, посвященного изучению защитно-совладающего поведения взрослой личности. На основе выявления структурообразующих компонентов, приведены устойчивые паттерны поведения, характеризующие защитно-совладающее поведение личности в разные периоды взрослости.

Ключевые слова: взрослость, психологическая защита, совладающее поведение, паттерны защитно-совлада-ющего поведения.

В настоящее время тема психологической защиты и совладания остается весьма актуальной, с чем связано большое количество исследований, проводимых ведущими научными школами России и Зарубежья. В рамках нашего исследования была предпринята попытка объединить психологическую защиту и совладание в единую систему адаптационных механизмов личности, имеющей определенную структуру, обладающую своеобразием в разные периоды взрослого возраста [1; 2; 3].

Выборка проведенного нами эмпирического исследования включала 289 человек, использовался метод срезов. Взрослость была представлена тремя периодами: юношество (16-21 год); первый период среднего возраста (22-35 лет); второй период среднего возраста (36-60 лет). В каждой возрастной группе нами были выделены показатели с наибольшим корреляционным весом, т.е. структурообразующие компоненты защитно-совладаю-щего поведения. В разные периоды взрослости присутствуют несколько структурообразующих компонентов и посредством анализа устойчивых связей между показателями можно выделить формирующиеся на их основе устойчивые паттерны поведения, характерные для каждой возрастной группы. Каждому паттерну мы присвоили соответствующее названия, исходя из интерпретации корреляционных связей между компонентами.

В юношеском возрасте (первая возрастная группа) обнаружилось три структурообразующих компонента: «Напряженность психологической защиты»; «Еобщ»-экстрапунитивная направленность реакции; «Е»-эго-защитная экстрапунитивная реакция.

На рисунке 1а паттерн «Совладание за счет осознания сильных сторон», указывает на то, что компонент «напряженность психологической защиты» помимо защитных механизмов (отрицание, вытеснение, регрессия, проекция, интеллектуализация, реактивное образование), связан с механизмом компенсации, который в свою очередь коррелирует с напряженностью совладающего поведения, то есть способствует его формированию. В юношестве

осознанное преодоление стресса достигается путем подчеркивания субъектом собственных сильных сторон, преодоления недостатков.

Паттерн поведения «Внешняя эго-защита» (рис. 1б) и паттерн «Внешняя агрессия» (рис. 1в) можно объединить по причине их содержательной схожести. Субъект активно отрицает собственную вину в стрессовой ситуации, обвиняет других, проявляя при этом враждебность. Во втором случае агрессия реализуется только на доступных объектах.

Во второй возрастной группе (первый период среднего возраста) совместно с компонентом «Напряженность психологической защиты» в качестве системообразующих выступили компоненты «Регрессия» и «Проекция».

Паттерн поведения «Пассивный уход» (рис. 2а) при ведущей роли регрессии проявляется в демонстрации слабости, исключающей взятие на себя ответственности и проблемное разрешение. Инфантильное поведение позволяет отвлекаться от мрачных мыслей, поддерживать субъективный эмоциональный комфорт.

Паттерн «Защитный поиск причины стресса во внешней среде» (рис. 2б) свидетельствует о том, что субъектом на основе механизма проекции присваиваются собственные негативные черты на внешнее окружение, соответственно, и причина проблем, по его мнению, кроется вне субъекта. Все это препятствует осознанию собственной роли и проблемному разрешению.

«Защитное вменение ответственности» (рис. 2в) связано с поддержанием эмоционального комфорта субъектом и «защитным» реагированием в ситуации требования у других разрешить ситуацию, перекладывании ответственности.

В последнем периоде взрослости выделилось четыре структурообразующих компонента с одинаковым структурным весом: «Замещение», «Напряженность психологической защиты», «Еобщ» -общая экстрапунитивная направленность и «Мобщ» - общая импунитивная направленность.

Несмотря на снижение с возрастом показателя механизма замещения, он, тем не менее, в последней возрастной группе выступает системообразу-

* Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 12-06-31042.

1а. Паттерн поведения «Совладание за счет осознания сильных сторон»

1б. Паттерн поведения «Внешняя эго-защита»

1в. Паттерн поведения «Внешняя агрессия»

Рис. 1. Онтологическая структура защитной системы личности в юношеском возрасте

(I возрастная группа).

Условные обозначения показателей: Напр.пс.з. - напряженность психологической защиты; Отр - отрицание; Вы - вытеснение; Ре - регрессия; Зам - замещение; К - компенсация; Пр - проекция; Инт - интеллектуализация; Р.о. - реактивное образование; Напр.с.п. - напряженность совладающего поведения; Е - эго-защитная экстрапуни-тивная реакция; Еобщ - экстрапунитивная направленность; Мобщ - импунитивная направленность, Іобщ - интра-пунитивная направленность; М - импунитивная эго-защитная реакция; т - импунитивная потребностно-нустойчи-вая реакция; і - интрапунитивная потребностно-неустойчивая реакция.

Условные обозначения корреляционных связей:

полож. корреляция (р<0,05) отриц. корреляция (р<0,05)

полож. корреляция (Р<0,01) отриц. корреляция (р<0,01)

полож. корреляция (р<0,001)

отриц. корреляция (р<0,001)

ющим. В паттерне поведения «Осознанная агрессия во вне» (рис. 3а) замещение связано с выражением гнева и недовольства, которое, тем не менее, имеет черты осознанности, регуляции.

Паттерн поведения «Проблемное разрешение» (рис. 3б) демонстрирует тесную связь психологической защиты и проблемно-ориентированного стиля совладания в третьем периоде взрослости. Проблемно-ориентированный стиль в этом возрасте формируется под влиянием интеллектуализации и отрицания, при этом проблема толкуется субъектом позитивно, как возможность личностного роста.

Паттерн «Энергичное разрешение» (рис. 4а) связан с проблемным преодолением стресса на ос-

нове активности. В поведении он выражается энергичными, целенаправленными действиями, направленными на разрешение проблемы.

Мы считаем, что паттерн «Уклонение» (рис. 4б) характерен для ситуаций, которые субъект не желает разрешать, при помощи отвлечения он предпринимает попытки расценить происходящее, некого не обвиняя примирительным образом.

В целом корреляционный анализ показал наличие значимых связей между защитными механизмами и стилями копинг-поведения, на основе которых мы можем сделать выводы о своеобразии защитно-совладающего поведения в разные периоды взрослости:

м

2а. Паттерн поведения «Пассивный уход»

2б. Паттерн поведения «Защитный поиск причины стресса во внешней среде»

2в. Паттерн поведения «Защитное вменение ответственности»

Рис. 2. Онтологическая структура защитной системы личности в первом периоде среднего возраста

(II возрастная группа)

Условные обозначения показателей: Напр.пс.з. - напряженность психологической защиты; Отр - отрицание; Вы - вытеснение; Ре - регрессия; Зам - замещение; К - компенсация; Пр - проекция; Инт - интеллектуализация; Р.о. - реактивное образование; ПОК - проблемно-ориентированный копинг; ЭОК - эмоционально-ориентированный копинг; Отв - отвлечение; С.о. - социальное отвлечение; Напр.с.п. - напряженность совладающего поведения; М - импунитивная эго-защитная реакция; і - интрапунитивная потребностно-неустойчивая реакция; е - экстрапу-нитивная потребностно-неустойчивая реакция.

Условные обозначения корреляционных связей:

полож. корреляция (р<0,05) отриц. корреляция (р<0,05)

полож. корреляция (р<0,01) отриц. корреляция (р<0,01)

полож. корреляция (р<0,001)

отриц. корреляция (р<0,001)

Юность

1. Осознание собственных сильных сторон способствует формированию копинг-поведения. Мы считаем, что позитивный образ «Я» выступает ресурсом, на основе которого в юношестве формируется совладание.

2. Характер взаимоотношений в юношестве предполагает формирование зависимых отношений вследствие податливости влиянию окружающих, внушаемости. Следовательно, возраст характеризуется потребностью в наставнике, поддерживающем лице.

Первый период среднего возраста

1. В стрессе фрагментарно используется один из стилей совладания - проблемно-ориентированный или эмоционально-ориентированный.

2. Личностью на основе механизма проекции перекладываются собственные негативные черты на внешнее окружение. Это препятствует осознанию собственной роли и проблемному разрешению ситуации.

3. Незрелые формы поведения, препятствующие проблемно-ориентированному копингу, позволяют не думать о причине стресса, избегать сильного

3а. Паттерн поведения «Осознанная агрессия во вне»

3б. Паттерн поведения «Проблемное разрешение»

Рис. 3. Онтологическая структура защитной системы личности во втором периоде среднего возраста

(III возрастная группа).

Условные обозначения показателей: Напр.пс.з. - напряженность психологической защиты; Отр - отрицание; Зам - замещение; Инт - интеллектуализация; Напр.с.п. - напряженность совладающего поведения; Е - эго-защит-ная экстрапунитивная реакция; Еобщ - экстрапунитивная направленность; Ъзбщ - интрапунитивная направленность; I - интрапунитивная препятственно-доминантная реакция; I* - интрапунитивная эго-защитная реакция; і -интрапунитивная потребностно-неустойчивая реакция; т - импунитивная потребностно-неустойчивая реакция.

Условные обозначения корреляционных связей:

полож. корреляция (р<0,05) отриц. корреляция (р<0,05)

полож. корреляция (р<0,01) отриц. корреляция (р<0,01)

полож. корреляция (р<0,001)

отриц. корреляция (р<0,001)

4а. Паттерн поведения «Энергичное разрешение»

4б. Паттерн поведения «Уклонение»

Рис. 4. Онтологическая структура защитной системы личности во втором периоде среднего возраста

(III возрастная группа)

Условные обозначения показателей: Напр.пс.з. - напряженность психологической защиты; Зам - замещение; Инт - интеллектуализация; Р.о. - реактивное образование; Напр.с.п. - напряженность совладающего поведения; ПОК - проблемно-ориентированный копинг; Отв - отвлечение; Еобщ - экстрапунитивная направленность; Мобщ -импунитивная направленность.

Условные обозначения корреляционных связей:

полож. корреляция (р<0,05) отриц. корреляция (р<0,05)

полож. корреляция (р<0,01) отриц. корреляция (р<0,01)

полож. корреляция (р<0,001)

отриц. корреляция (р<0,001)

напряжения, поддерживать субъективный эмоциональный комфорт.

Второй период среднего возраста

1. Проблемно-ориентированный стиль в этом возрасте формируется под влиянием интеллектуализации и отрицания, при этом проблема толкуется субъектом позитивно, как возможность личностного роста.

2. Совладающая активность личности складывается из стремления избежать тревоги, переходя на более раннюю стадию онтогенеза, (возможно, юношество, и т.д.); разрядки подавленных эмоций на объектах, представляющих меньшую опасность; переведении собственных эмоций на интеллектуальный, абстрактный уровень, т.е. снижение зависимости собственного поведения от эмоций, без полной потери информации об этих эмоциях.

Полученные нами результаты указали на необходимость дальнейшего изучения защитного и со-владающего поведения взрослых людей с применением методов идиографического подхода.

Библиографический список

1. Лапкина Е.В. Защитная система личности в разные периоды взрослости: Дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2012. - 167 с.

2. Лапкина Е.В. Психологическая защита и совла-дание человека в разные периоды взрослости // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 3. -Т. II: Психолого-педагогические науки. - С. 213-218.

3. Лапкина Е.В. Психологическая защита и со-владание: основные направления современных исследований // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 2. - Том II: Психолого-педагогические науки. - С. 232-236.

УДК 159.9:316.6

Быховец Юлия Васильевна

кандидат психологических наук

Тарабрина Надежда Владимировна

доктор психологических наук Институт психологии Российской академии наук, г. Москва [email protected], [email protected]

ПОНЯТИЕ УГРОЗЫ: ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ ОПАСНОСТЬ*

Представлены результаты эмпирического исследования переживания террористической угрозы жителями разных регионов РФ. Выдвигается гипотеза: у уязвимой части населения под воздействием прямых теле- и аудиотрансляций, освещающих теракты, возникает специфический эмоционально-когнитивный комплекс — переживание террористической угрозы, который сопряжен с признаками посттравматического стресса.

Ключевые слова: угроза, переживание террористической угрозы, посттравматический стресс.

В данной работе рассматривается вопрос о том, насколько население субъективно воспринимает и оценивает террористическую угрозу и каковы последствия такого восприятия. Многочисленные данные о влиянии террористических актов на психическое здоровье широких слоев населения (косвенные жертвы) свидетельствуют о разнообразии форм реагирования на случившееся. Сегодня теракты, происходящие в различных точках мира, носят характер не единичных случаев, а становятся широкомасштабной деятельностью. Ужасающие картины трагедий показывают по телевидению всего мира изо дня в день. Воздействие информационного освещения терактов средствами СМИ, особенно прямая телевизионная трансляция с места терактов (ТА), актуализировало проблему изучения клинико-психологических последствий восприятия ТА косвенными жертвами, в том числе возможности развития у них признаков посттравматического стресса. Было показано, что возникновение посттравматических реак-

ций не ограничено географической близостью к травматическому событию [9, с. 325-340; 15, с. 358-370; 16, с. 1-8)]. В частности, так же установлено, что телевизионное освещение первой войны в Персидском заливе [9, с. 325-340] и бомбардировок Оклахомы [14, с. 1069-1074] оказало психотравмирующее воздействие на детей разных возрастов и их родителей. У многих людей возникали персонализация события и размышления над собой как потенциальной жертвой ТА, что также способствовало развитию у них признаков посттрав-матического стресса [10, с. 193-202]. Террористические акты 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке показали, что у людей, непосредственно не переживших травматические события, развиваются симптомы острого и посттравматического стресса сходные с таковыми у непосредственных жертв и их близких [19, с. 105-122; 20, с. 151-158]. На выборке жителей РФ отечественные исследователи получают сходные с зарубежными коллегами данные о наличии признаков посттравматического

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (№ проекта 13-06-00390).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.