иые комплексы (ЦИК), фагоцитоз, реакция торможения миграции лейкоцитов (РТМЛ), комплемент (СИ 50), а также уровень активности комплемента сыворотки крови с использованием методики, разработанной на кафедре биохимии нашего университета, позволяющей раздельно определять активность классического (КПК) и альтернативного (АПК) путей активации комплемента. Всего в клинике обследовано 24 больных, из которых 12 — с сахарным диабетом, 7 —с гипофункцией надпочечников различного генеза, 5 — с гипотиреозом. Изолированное исследование динамики уровня комплемента в течение 1,5 года наблюдения выполнено 15 больным. Остальным 9 больным выполнены иммунологические исследования в течение 7 месяцев послеоперационного периода. В сыворотке крови больных определяли иммунологические показатели в доопера-ционном периоде; на 7, 21 сутки и, далее, через каждые 3 месяца после трансплантации. При исследовании уровня комплемента выявлено, что во всех случаях уровень КПК был в пределах нормы. По исходному уровню АПК больные разделены па 2 группы: с исходно нормальными показателями уровня активности в сыворотке крови (64% пациентов) и исходно сниженными показателями (36% пациентов). У больных с нормальными показателями активности комплемента осложнения в послеоперационном периоде не наблюдались. У больных с исходно низким уровнем активности АПК в раннем послеоперационном периоде наблюдались гиперемия и отек в месте пункции, подъем температуры до субфибрильных цифр, реакция регионарных лимфатических узлов, что сопровождалось повышением активности сывороточного комплемента как по АПК, так и по КПК. Это объясняется вовлечением системы комплемента в воспалительную реакцию. На 21 день показатели активности возвращались к исходному уровню в обеих группах пациентов. В дальнейшем (3 мес.) уровень активности комплемента коррелировал (коэффициент корреляции 0,94) с эффектом трансплантации: при снижении клинического эффекта трансплантации (увеличении дозы экзогенного гормона) наблюдалось падение активности как по КПК, так и по АПК в сыворотке крови, что можно объяснить реакцией отторжения трансплантата; в то же время, при продолжающемся клиническом эффекте уровень активности комплемента изменялся незначительно. К концу функционирования трансплантата (в среднем, через год после операции) у больных отмечен возврат показателей активности комплемента к дооперационному уровню.
Результаты исследования показывают, что определение показателей активности комплемента в дотранс-плантационном периоде может играть важную роль в прогнозе возможных осложнений, включая отторжение.
Влияние иммунологических нарушений, вызванных хронической герпес-вирусной инфекцией, на тяжесть атопического дерматита
Герназнева В.К., Димиева Г.М.,ОспелышкопаТ.П.
Научно-исследовательский институт вакцин и сывороток РАМН Москва, Россия
Введение. Атопический дерматит (АД) - тяжелое аллергическое заболевание, имеющее тенденцию к хрони-зации и часто не поддающееся терапии общепринятыми методами лечения. Одним из факторов, утяжеляющих течение заболевания, является присоединение вторичной инфекции.
Цель исследования. Изучить влияние хронической герпес-вирусной инфекции на тяжесть АД.
Материалы и методы. Тяжесть АД оценивали по модифицированной шкале SCORAD. Продукцию интерфе-ронов изучали в цельной крови с использованием, в качестве индукторов, ФГА и ВБН. Активность интерферона определяли на основе подавления цитопатического действия вируса везикулярного стоматита. IgG антитела к вирусам простого герпеса I и II типа выявляли в твердофазном ИФА.
Результаты. У больных АД изучали продукцию ин-терферонов лейкоцитами in vitro. Уровни синтеза 1FN у больных с локализованной и диссемииированной формами заболевания были значительно выше (IFN-a -444.44±64.09 ед/мл, IFN-y -39.11±7.бЗ ед/мл), чем при генерализованной (IFN-a - 117.00±29.78 ед/мл, IFN-y-12.76*4.05 ед/мл, р < 0.001, р < 0.01). Кроме того, в группе больных влажной экземой регистрировали более глубокий дефицит продукции IFN (IFN-a -143.63±49.99 ед/мл, IFN-y- 12.2б±2.Об ед/мл), чем в группе с менее тяжелыми поражениями кожи (сухость, шелушение и лихени-фикация) (IFN-a-374.74±44.65 ед/мл, IFN-y-39.11±7.63 ед/мл, р < 0.01, р < 0.001). Эти данные говорят о том, что больший дефицит интерферона сопровождается более тяжелым течением АД.
Одним из факторов, приводящих к истощению сис темы IFN, являются вирусные инфекции. Наиболее распространенной, длительно персистирующей, но при этом часто не диагностируемой является герпес-вирус-ная инфекция. В сыворотках больных АД определяли наличие антител класса IgG к вирусам простого герпеса I и II типа. У 88% больных были выявлены антитела к обоим или одному из типов вируса, и только у 12% больных антитела не были обнаружены.
Снижение продукции интерфероноп в группе больных АД с наличием антител к вирусу герпеса было более выраженным, чем у больных без таковых (IFN-a -308.28±42.41 ед/мл, IFN-y - 23.21±2.84 ед/мл H(IFN-a-560.0±80.0 ед/мл, lFN-y-48.0i9.24).
Заключение. Таким образом, обнаруженная у большинства больных АД хроническая герпес-вирус-
“Дни иммунологии в СПб ‘99 “
Медицинская иммунология
ная инфекция, подтвержденная выявлением IgG антител к вирусам простого герпеса I и II типа, приводит к выраженному истощению продукции интерферонов, что способствует более тяжелому течению основного заболевания.
Динамика иммунологических показателей при проведении сублингвальной специфической иммунотерапии и их сравнительный анализ у детей с атопической бронхиальной астмой
Геворкян А.К., Ботвиньева В.В., Балаболкин И.И.
НИИ педиатрии НЦЗДРАМН Москва
В настоящее время большое значение имеет оценка иммунного статуса у детей, страдающих бронхиальной астмой, так как развитие этого заболевания у детей определяют иммунологические механизмы.
При проведении специфической иммунотерапии (СИТ) наиболее часто используется парентеральный способ введения причинно-значимых аллергенов, имеются сообщения об эффективности эндоназальной и перорапьной иммунотерапии. Сообщения же о проведении сублингвальной иммунотерапии единичны, и клинико-иммунологическая эффективность данного метода лечения остается малоизученной.
Целью работы явилось изучить клинико-иммуноло-гическую эффективность сублингвальной СИТ у детей с атопической бронхиальной астмой.
В задачи исследования входило изучение состояния гуморального и клеточного иммунного ответа слизистых оболочек у детей с атопической бронхиальной астмой при проведении СИТ парентеральным и сублингвальным методами.
Из 140 больных 109 получили СИТ сублингвальным способом, а 31 - парентеральным.
Определение уровней IL-2, IL-6 и уровня общего IgE проводилось методом ИФА "ELISA”, a IgG, его субклассов IgG 1, IgG2, IgG3, IgG4 и SIgA методом радиальной иммунодиффузии по Mancini et al.
Полученные данные свидетельствуют о том, что проведение сублингвальной СИТ приводит к достоверному повышению уровня SIgA (р<0,05) в слюне по сравнению с исходными показателями, что может служить критерием проводимого лечения.
Продукция IL-2 на фоне сублингвальной СИТ достоверно повышалось (р^0,02), а уровень IL-6 не изме-янялся, что может свидетельствовать об активации T-лимфоцитов. Лечебный эффект сублингвальной иммунотерапии может быть обусловлен отмеченным повышением уровней IgG и IgG4 в крови и секреторных IgAe секрете слизистых, а также повышением IL-2 ответа.
Моноспецифические О-сыворотки для диагностики Yersinia enterocoiitica
Гефан Н.Г., Андреевская Н.М., Климов В.Т., Каретникова Э.С.
Научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока •
Иркутск, Россия
Введение. Одной из главных причин, затрудняющих диагностику иерсиниозов и эпидемиологический мониторинг, является отсутствие доступных коммерческих О-ан-тисывороток для внутривидового типирования иерсиний.
Цели и задачи. Целью настоящего исследования являются разработка надежных способов получения диагностических агглютинирующих кишечно-иерсиниозных О-сывороток для внутривидового типирования и изучение антигенного родства У. enterocoiitica и У. pseudotuberculosis.
Материалы и методы. Для получения моноспеци-фических О-сывороток использовали двенадцать референтных штаммов К enterocoiitica: IP 134, IP 124, IP500, IP480, IP553, IP 102, IP846, IP845, IP1110, IP 1367, IP106, IP383 (Институт Пастера, Национальный Центр Yersinia, Париж). Бактериальную массу получали путем культивирования на казеиново-дрожжевом агаре при температуре 28°С в течение 48 часов. Кроликов породы “шиншилла” (вес — 2.5-3.0 кг) иммунизировали трехкратно с интервалом после первого введения 7 и 11 дней. Бактерии инактивировали кипячением и вводили внутривенно в дозах 5-109 (1 день), Ю10 (7 день), 1.5- 10ю (11 день) в 1.0 мл 0.9% раствора NaCI. Одновременно бактерии в дозах 5* 10‘° (1 и7 дни) и 1010 (11 день), эмульгированные в 0.6 мл полного адъюванта Фрейнда, вводили в подушечки задних и передних лап и подколенные лимфатические узлы. Через 18 дней проводили тотальное кровопускание. Для удаления гетерологичных антител сыворотки адсорбировали цельными бактериальными клетками, инактивированными формалином.
Результаты. Получено двенадцать О-антисывороток к Y. enterocoiitica 0:3,0:5,0:6.30,0:7.8,0:9,0:10,0:14,0:13.7, 0:18,0:20,0:21,0:22 сероваров. Титры антител в РА после адсорбции были 1:3200-1:6400. О-антисыворотки апробированы на штаммах Y enterocoiitica, выделенных от людей, животных и из объектов окружающей среды (общее количество штаммов—2330). В реакции агглютинации на стекле идентифицированы патогенный серовар 0:3 иубиквитарные штаммы — 0:10,0:14,0:6.30,0:13.7, 0:7.8. “Американские”штаммы сероваров 0:18,0:20,0:21 не были зарегистрированы. О-антисыворотка к У. enterocoiitica 0:18 агглютинировала в развернутой РА штаммы Y. pseudotuberculosis 1 серовара (изолированные в Сибири) до титра 1:1600-1:3200. Адсорбция кишеч-но-иерсиниозной сыворотки бактериальными клетками Y. pseudotuberculosis привела к полной элиминации антител к гомологичному штамму Y. enterocoiitica IP846, что указывает на антигенную общность Y enterocoiitica IP846 и Y. pseudotuberculosis 1 серовара.