Научная статья на тему 'Влияние иммиграции на экономику развитых стран'

Влияние иммиграции на экономику развитых стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3279
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние иммиграции на экономику развитых стран»

Библиографический список

1. Мировая экономика и международные отношения, 2006, №11, с.82-89.

2. http//: www.itvdictionary.com/dictionary htlm - ресурс, посвященный терминам, применяемым в интерактивном телевидении.

3. http//: www.osa99.newmail.ru/interactive.htm - ресурс, содержащий материалы,

освещающие развитие интерактивного телевидения.

4. http//: www.microsoft.com/rus/internet/tv - ресурс, содержащий материалы,

посвященные новым тенденциям и направлениям в области интерактивного телевидения.

УДК 331.556.4:339

С.А. Писаревская группа МЭД 2-1 Научный руководитель — Бокарева Е.В.

ГОУВПО «МГУС»

ВЛИЯНИЕ ИММИГРАЦИИ НА ЭКОНОМИКУ РАЗВИТЫХ СТРАН Сокращение и старение населения развитых стран неизбежно приводит к увеличению потребности в иностранной рабочей силе, что в свою очередь, вызывает горячую полемику вокруг проблемы иммиграции. Традиционно её рассматривают как фактор восполнения недостающих трудовых ресурсов, который способствует экономическому развитию принимающих стран. Вместе с тем в последнее время позитивный хозяйственный эффект иммиграции всё чаще стал подвергаться сомнению: с ней связано увеличение безработицы, падение заработков среди коренного населения, повышение социальных расходов, усиление угрозы терроризма и прочие проблемы.

Всюду в развитых странах в той или иной мере ощущается некоторый дефицит рабочей силы из- за уменьшения рождаемости среди коренного населения этих стран и уменьшении его численности и старения. Жизнь пенсионеров в развитых обществах спокойна и обеспечена, длится долго. Общество и государства помогают пенсионерам продлить и улучшить их жизнь, создают для этого нужные условия. Но это означает, что налоговая нагрузка на работающих, число которых неуклонно уменьшается в развитых странах, становится чрезмерной.

Проблема была бы во много раз острее, если бы не привлечение иностранной рабочей силы. По данным ООН, в 2000 г. Общее число лиц, проживающих за пределами стран происхождения, достигло 175 млн. приблизительно 60 % иммигрантов направляются в более развитые регионы:

В Европе 80% естественного прироста составляют иммигранты, в Северной Америке 27775 тыс. иммигрантов, Австралии- 5855, Новой Зеландии и Японии- 155. Европа привлекает больше всего иммигрантов. На 2000 год доля иммигрантов составила 48237 тыс. человек. В последнее время наибольший поток иммигрантов направляется в Испанию (сальдо в 2003 593,6 тыс. чел.)

Одним из главных критериев притягательности страны для мигрантов является уровень процветания стран и возможность хорошего заработка.

Помимо экономических, существует ряд других важных факторов:

1.исторические связи стран (колониальное прошлое, принадлежность к бывшей империи, сложившаяся система найма гастрабайтеров). Так миграционные потоки в Европе порождены давними связями бывших колоний с бывшими метрополиями, которые сохраняются и поддерживаются до сих пор, например, из Алжира и Марокко для Франции, из Индии и Пакистана для Великобритании, из Суринама для Нидерландов. В 50- х. годах проводился набор гастрабайтеров для Европы, а после сворачивания этих программ мигранты остались в странах, а это стимулировало воссоединение семей и образование новых «социальных меньшинств» и диаспор.2. Проведение страной репатриационных программ, т. Е. Поддержание другими народами своих соотечественников, которые являются иммигрантами в развитых странах. 3. Возможность получения мигрантом гуманитарного статуса. 4. Знание языка страны.

В структуре миграции выделяют четыре основные категории: экономические мигранты (составляют около половины всех мигрантов в Швейцарии, Австралии, Португалии, Великобритании), воссоединяющиеся члены семей (70- 80 % в США, Дании, Швеции), беженцы и нелегальные мигранты (приблизительно 20% принимаемых иностранцев в Норвегии, Франции, Швеции).

По типам миграции иностранцы делятся на временных мигрантов и приезжающих на постоянное место жительства.

Этнический состав мигрантов разнообразен и значительно меняется от десятилетия к десятилетию. При этом для каждой страны характерна определённая этническая структура принимаемых мигрантов, которая во многом зависит от колониального прошлого, основных стран поставщиков гастрабайтеров в 50- 60 годы и репатриационных потоков. Среди пришлых жителей в ФРГ 28,8 %- турки, во Франции 15,4%- марокканцы и 14,6 %- алжирцы, в США 29.5 5- мексиканцы, в Финляндии 26, 4%- россияне.

Мигранты устремляются в развитые промышленные центры всего мира, где возможно найти работу с оплатой труда выше, чем на родине. Так в США в 2000 году 70% пришлого населения проживало в шести штатах: Калифорнии, Нью-Йорке, Флориде, Техасе и Нью - Джерси, Иллинойсе.

Ожидается, что в развитых странах общее количество людей трудоспособного возраста между 2010 и 2030 годами будет сокращаться в среднем на 1 млн. чел. в год. Если допустить, что уровень занятости стабилизируется примерно на уровне 70 % , но не будет наблюдаться возрастание миграции, вероятнее всего экономический рост в развитых странах упадёт до 0,5% в год, и рост ВВП на душу населения также значительно снизится, что может отразиться на конкурентоспособности развитых стран.

Привлечение иммигрантов в развитые страны необходимо. Однако миграционная политика принимающих государств не слишком гостеприимна. Сейчас иммигрантам очень не просто на законных основаниях попасть на рынок труда желаемых стран. Трудовая политика принимающих стран подталкивает иммигрантов к нелегальной трудовой деятельности, несмотря на то, что в Великобритании необходимо заполнить 600 тыс. вакансий, а Португалия и Испания даже начали специальную программу по привлечению мигрантов из Латинской Америки, которая с точки зрения культуры и языка более близка , чем африканские страны.

При этом иммиграция оказывает неоднозначное влияние на соотношение работающего и неработающего населения. Трудовая миграция является каналом

пополнения рабочей силы. Однако переселения по линии воссоединения семей автоматически увеличивает и количество иждивенцев: приём иждивенцев нередко усиливает несоответствие спроса и предложения на рынке труда.

Трудовая миграция, как правило, ориентирована на современные секторы экономики и сферу обслуживания. Как писал «The Economist», « Америка перенасыщена... колумбийской прислугой, вьетнамскими официантками, эфиопскими водителями такси и т.д.».

Уровень образованности иммигрантов зачастую ниже, чем у местного населения. В связи с этим мигранты трудятся много, но, не обладая должной квалификацией, вынуждены довольствоваться непристижными и

плохооплачиваемыми рабочими местами.

В развитых странах ощущается нехватка высококвалифицированной рабочей силы. Между развитыми странами давно уже ведётся борьба за высококлассных специалистов и инвесторов. Реализуются всевозможные программы привлечения этой группы мигрантов на постоянное место жительства (в сфере информационных технологий США работает 640 тыс. иностранцев). В развитых странах находится около 1,5 млн. высококвалифицированных выходцев из развивающихся государств. В Австралии, Канаде и Новой - Зеландии, согласно так называемой рейтинговой системе приёма, рекрутируются и принимаются на постоянное место жительства только высококвалифицированные и экономически востребованные иммигранты, набравшие нужное количество баллов. Во Франции и Великобритании для высококвалифицированных специалистов введена ускоренная процедура выдачи разрешения на работу.

Предпринимательская деятельность среди иностранцев распространена шире, нежели среди местного населения. Этнический бизнес получил наибольшее развитие в сервисе и торговле, прежде всего в уборке улиц и помещений, ресторанном, гостиничном и туристическом деле и других сферах.

Воздействие иммиграции на динамику экономического роста в странах приёма оценивается как двойственное. Высококвалифицированная рабочая сила оказывает, как правило, позитивное влияние на хозяйственное развитие, тогда как воздействие

неквалифицированной - неоднозначно. Последнее обусловлено тем, что, с одной стороны широкое привлечение дешёвой рабочей силы в те или иные области может привести к снижению производительности труда, с другой - элементарная нехватка работников губительна для любого производства. Кроме того, заполняя пустующие ниши, иммигранты, способствуют более эффективному применению, а так же росту квалифицированных местных кадров и тем самым - повышение производительности труда.

Значительная экономия на оплате труда иммигрантов увеличивает доход предпринимателей и способствует росту инвестиционной активности. Однако использование дешевого труда может замедлить модернизацию производства.

В целом иммиграция позитивно влияет на развитие любого производства. Она поддерживает инвестиционные отрасли и питает высококвалифицированными специалистами новейшие технологические отрасли. Привлечение на работу высококвалифицированных специалистов позволяет экономить на затратах обучения и получать эффект за счёт улучшения качественной структуры занятых. Трудовые мигранты становятся на низшие ступени лестницы занятости и автоматически увеличивают соискателей рабочих мест на верхних. Местные жители могут занимать престижные рабочие места в соответствии с их образованием. Иммиграция усиливает гибкость рынка труда и воздействует на него позитивно даже при высоком исходном уровне безработицы.

Естественный уровень безработицы среди неквалифицированной рабочей силы выше, чем среди высококвалифицированных. Иностранцы сохраняют и возможно создают больше рабочих мест, чем забирают.

Влияние иммиграции на бюджет оценивается как небольшое.

Проведённые исследования показали, что иммигранты вносят в казну больше, чем получают из неё. На состояние бюджета благотворно влияет повышение доли высокообразованных и соответственно снижение доли малообразованных мигрантов в их общей массе.

Средний иммигрант получает меньше социальных выплат и платит больше налогов и взносов, чем средний представитель коренного населения и чистое

финансовое сальдо бюджетных доходов и расходов имеет позитивный эффект для государственной казны.

Однако казна принимающего государства приобретает дополнительную нагрузку, связанную со школьным образованием, мед. Обслуживанием и социальным обслуживанием малоимущих семей иммигрантов. В США особый урон от этого испытывают штаты, куда направляются наиболее интенсивные потоки нелегальной иммиграции.

Общее влияние иммиграции на бюджет позитивно.

Иммиграция может иметь неоднозначные, а подчас непрогнозируемые экономические и социальные последствия для принимающей страны. Они способны дифференцированно проявляться в разных сферах - региональной, структурноотраслевой, социально- демографической. В большинстве развитых стран иммиграция выполняет соре вспомогательную роль, содействуя корректировке диспропорций на рынке труда, нормальному функционированию производства, активизации инвестиционного процесса и т.д. таким образом, иммиграция приносит принимающей стране значительную выгоду (если не происходит превышения иммиграционной ёмкости принимающей страны).

Библиографический список

1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебн. М.: Юрист, 2005.

2. Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс. М.: Инфра- М, 2004.

3. Метелев С. Иммиграция и экономический рост.

4. Цапенко И. роль иммиграции в экономике развитых стран. МЭ и МО 2004, № 5.The Economist 19- 25 07. 1997. p 45.

5. International Migration Report 2002. Geneva. P 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.