Научная статья на тему 'Селективная миграционная политика как фактор динамики внешнего потенциала трудовых ресурсов: зарубежный опыт'

Селективная миграционная политика как фактор динамики внешнего потенциала трудовых ресурсов: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
585
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / СЕЛЕКТИВНОСТЬ / БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА ОТБОРА ИММИГРАНТОВ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ.. / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / LABOR POTENTIAL / SELECTIVITY / MARK SYSTEM OF SELECTION OF IMMIGRANTS / FOREIGN EXPERIENCE / THE MIGRATORY POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ситарчук Елена Александровна

Статья посвящена анализу селективной миграционной политики стран с развитой рыночной экономикой и накопленным опытом использования внешних источников обогащения национального трудового потенциала, который может быть использован в совершенствовании и развитии данной политики российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of a selective migratory policy of the countries with developed market economy and the accumulated experience of the use of external sources of enrichment of national labor potential which can be used in perfection and develop the present policy of the Russian state.

Текст научной работы на тему «Селективная миграционная политика как фактор динамики внешнего потенциала трудовых ресурсов: зарубежный опыт»

ww.unescap.orgtidpublicationtipub2563.pd ftipub2563.pdf.

10.The World Bank. Databank. URL: http://data.worldbank.org/indicator/

11.UNCTAD Handbook of Statistics 2006-2007, New York and Geneva, United Nations Conference on Trade and Development: TD/STAT.31.

Bibliographic list

1.Analytical note about social and economic development and trade and economic relations of the state-participants of the Commonwealth of Independent States for 9 months 2009. URL: http://cis.minsk.by/main.aspx?uid=15302 2.Ivanenko W. Russia: gravitation and integration/Russia in the global policy. URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/26/77 07.html.

3.Kozlovski E. Mineral resources of the CIS countries and their cumulative importance in conditions of globalization // Electronic magazine. Industrial sheets. 2007.-№ 7.-C3 URL:

http://www.promved.ru/articles/article.pht ml?id=1228&nomer=44.

4.Interstate statistical committee of the CIS. URL:

http//www.cisstat.org/base/egegodnik2009/ pages-doc/contents-ru.htm.

5.Executive committee of the CIS. URL: http://cis.minsk.by/main.aspx?uid=17196.

6.Executive Committee of the CIS. URL:htp://cis.minsk.by/main.aspx?uid=15 302.

7.Inter-parliamentary Assembly of EAEC (EurAsEC) URL:

http://www.evrazes.com/customunion/eepr

8.Economic interests and tasks of Russia in the CIS. 2010. URL: http: www.opec.rudata201003091233446511Do klad_SNG.pdf.pdf

9.Challenges and opportunities for trade and financial integration in Asia and the Pacific. UN.,New York, 2009. URL: http://ww.unescap.orgtidpublicationtipub2 563.pdftipub2563.pdf.

10. The World Bank. Databank. URL: http://data.worldbank.org/indicator/

11. UNCTAD Handbook of Statistics 2006-2007, New York and Geneva, United Nations Conference on Trade and Development: TD/STAT.31.

E.A. Cumapnyu

СЕЛЕКТИВНАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ДИНАМИКИ ВНЕШНЕГО ПОТЕНЦИАЛА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация

Статья посвящена анализу селективной миграционной политики стран с развитой рыночной экономикой и накопленным опытом использования внешних источников обогащения национального трудового потенциала, который может быть использован в совершенствовании и развитии данной политики российского государства.

Annotation

The article is devoted to the analysis of a selective migratory policy of the countries with developed market economy and the accumulated experience of the use of external sources of enrichment of national labor potential which can be used in perfection and develop the present policy of the Russian state.

Ключевые слова

Трудовой потенциал, селективность, балльная система отбора иммигрантов, зарубежный опыт, миграционная политика

Key words

Labor potential, selectivity, mark system of selection of immigrants, foreign experience, the migratory policy

Международная миграция населения является сегодня одним из актуальнейших и проблемных вопросов глобализирующейся системы экономических отношений. Отталкиваясь от имеющихся научных публикаций по поводу содержания термина «международная миграция населения», следует более полно отразить стороны этого явления: это межгосударственное пересечение любой степени продолжительности, предполагающее их вступление в новые институциональные и воспроизводственные отношения. В то же время, необходимо подчеркнуть, что это многоаспектное явление рассматривается в контексте внешнего потенциала трудовых ресурсов национальной экономики.

На международную миграцию воздействуют различные факторы, которые могут ее усиливать или ослаблять, становиться доминирующими или пассивными, но обобщая их, можно прийти к выводу, что основной причиной возникновения миграции является желание людей улучшить качество жизни. Кроме того, независимо от формы миграции, она детерминируется экономическим развитием страны-реципиента, а значительная часть иностранцев, прибывающих в страну по неэкономическим причинам, как правило, становится субъектом рынка труда.

Являясь внешним источником труда, иммигранты способны решить проблему дефицита людских ресурсов. Данная проблема остра для российской экономики, тем более, как показывают исследования ведущих специалистов в области экономики и демографии, для России ограниченность и бесперспективность роста трудового потенциала без внешних источников пополнения не могут быть решены. За необходимость в

беспрепятственной международной миграции капитала, товаров и труда выступал еще Адам Смит, чтобы «рыночные силы могли максимально способствовать экономическому развитию и сокращению бедности». В этой связи интересен опыт экономически развитых стран. Начиная с 1990-х гг., рост численности населения ЕС в большей степени обеспечивается за счет миграционного прироста (в 2002-2005 гг. составлял более 80 % общего прироста населения Европы-27).[10] В США в 1997-2007 гг. было создано 15 млн. новых рабочих мест, из них мигранты заняли 8,7 млн. (58 %). В Австрии, Дании, Италии, Испании иммигранты заполняли в этот период свыше 40 % новых вакансий.[4] Согласно оценкам ООН, для компенсации сокращения собственных трудовых ресурсов, ЕС к 2025 г. потребуется около 40 млн. им-мигрантов.[4] Эти прогнозы предполагают более свободное межстрановое движение труда. Опыт миграционного перераспределения подтверждает необходимость подхода, сдерживающего отрицательные эффекты миграции, ее дисфункции.

Селективная миграционная политика способна дать импульс социально-экономическому функционированию миграции. Являясь ресурсным потенциалом возобновления экономических процессов, миграция выражается в более эффективном переливе ресурсов, сглаживании социально-

экономического и половозрастного дисбаланса, улучшении качества субъектов рынка труда страны-реципиента. Наряду с позитивным воздействием, иммиграция может вызывать и дисфункции: отток доходов и капитала; снижение равновесной цены труда; рост уровня

безработицы среди местного населения; расширение теневого производства.

При неоднозначности экономических последствий для страны-реципиента, оценивая их общий баланс в рамках национальных экономик, преобладающая часть зарубежных исследователей солидарны, что в макроэкономическом плане иммиграция приносит принимающей стране выгоду.[9] Так, по оценкам Национальной академии наук США, иммиграция дает стране чистую прибыль в 10 млрд. дол. в год.[8]

Основным принципом концепции миграционной политики развитых стран стала селективность, строящаяся на принципе строго дифференцированного подхода к различным категориям прибывающих мигрантов, усиленного акцента на оптимизацию объема и структуры иммиграции, с учетом ее экономической выгоды, гуманитарных соображений и политической приемлемости. Так, важной частью селективной миграционной политики является максимизация числа специалистов высшей квалификации и минимизация притока работников с низким образовательным потенциалом.

В каждой стране по-разному определяются категории мигрантов и их доступ на рынок труда. Статус иностранцев различается как «иммигрант» и «неиммигрант». Последний может быть строго ограничен сроком пребывания, территорией занятости, выбором работодателя, отраслью, родом занятий и даже должностью. Статус «иммигрант» дает право постоянного проживания на территории страны-реципиента. Признанные иммигранты, как и граждане стран-участниц общего рынка, не нуждаются в специальном разрешении на работу, имеют право претендовать на те же рабочие места, что и коренные жители, в случае безработицы их не могут выдворить из страны, отказав в продлении вида на жительство.

Статус «иммигранта» позволяет иностранцам интегрироваться в местное общество, делая их полноправными жителями, но, с другой стороны, незанятые «иммигранты» могут стать нагрузкой для бюджета страны-реципиента. Так, по данным Национального института статистики, вследствие мирового кризиса безработица в Испании в 2009 г. достигла 4,3 млн. человек (рост на 26 %), более четверти из которых - иммигранты. С целью смягчения последствий резкого роста безработицы правительство пошло на выплату дополнительных пособий по безработице.[3]

Возникающие миграционные проблемы в развитых странах (межнациональные конфликты, рост безработицы и маргинальных слоев среди иностранцев) стали основным фактором стимулирования интеграции иммигрантов, в первую очередь, с помощью обязательного изучения языка и культуры страны пребывания. Иммигранты, успешно прошедшие социально-культурную интеграцию, легче вступают в трудовые отношения. Так, интеграционная политика Швеции включает в себя обучающие курсы для иммигрантов, упростила признание квалификации иностранцев. Предоставляется право на бесплатное обучение в школах и детских садах для детей беженцев. Другими словами, Швеция подтверждает стремление целевой интеграции через систему образования и рынок труда.

Каждая страна (их объединения) по-разному классифицирует каналы въезда мигрантов, определяющие временное или постоянное пребывание в стране и право на занятость. Обобщая классификации каналов въезда мигрантов, можно выделить основные: трудовую миграцию; воссоединяющиеся семьи; беженцев. При этом развитые страны имеют свои особенности правил приема иммигрантов.

В странах Западной Европы нетрудовые мигранты не получают немед-

ленного разрешения на официальную занятость, что может подталкивать к ее нелегальной форме.

Политика приема иммигрантов Канады направлена, в первую очередь, на стимулирование квалифицированных специалистов, работников востребованных профессий на рынке труда. Как и любая другая демократическая страна, Канада не имеет возможности отказать в приеме беженцев и иммигрантов по каналу воссоединения семей. В то же время последние не могут въехать в страну, не имея родственника - спонсора.

Миграционная политика США сводит к минимуму прием беженцев, но проще, чем канадская, принимает иммигрантов по каналу воссоединения семей. В отличие от Канады, квалифицированный специалист не может въехать на территорию США без гарантии занятости. С одной стороны, это ограничивает масштабы иммиграции квалифицированных кадров, с другой, изначально решает проблемы трудоустройства, снижая риск безработицы среди этой категории иммигрантов.

С целью защиты доминирующего права местного населения на трудоустройство в развитых странах работодателя, желающего нанять иммигранта, обязуют доказать, что невозможно найти подобного специалиста среди местного населения. С другой стороны, Федеральная Комиссия иммиграционных реформ США предлагает следующий вариант: работодатели могут быстро и легко нанять иностранцев на работу, при условии, что они сделают взнос (порядка 10 тыс. дол.) в целевой фонд подготовки местных специалистов.

Можно выделить различные механизмы реализации селективной миграционной политики.

В Австралии и Канаде таким механизмом является балльная система отбора иммигрантов. В критерии дан-

ной системы входят: уровень образования, квалификация, возрастной ценз, наличие договоренности о приеме на работу, знание языка страны-приема, соответствие специальности иммигранта списку приоритетных в стране профессий. Отличие балльной системы Канады заключается в отсутствии списка востребованных профессий. В данном случае приоритет отдается высококвалифицированным специалистам с опытом работы, имеющим приглашения на работу, дополнительные преимущества возможны за способность к адаптации на рынке труда страны.

В США селективная миграционная политика основывается на системе преференций выделенных квот, представляющей собой избирательный порядок ежемесячно поданных заявок на визу, из которых выделяются наиболее предпочтительные по странам, категориям предпочтения и датам подачи.

В большинстве стран ЕС при оценке уровня квалификации иммиграционные службы полностью опираются на мнение работодателя, то есть селективность диктуется спросом рынка труда. В Великобритании в качестве эксперимента используют модель балльной системы Канады с представлением доказательств о способности финансового обеспечения семьи без поддержки социальных фондов. Германия дополняет эту систему фиксированным приемом количества иностранных работников в год.

Цели миграционной политики страны-реципиента определяют категории переселенцев по каналам въезда. Так, Австрия, Великобритания и Швейцария отдавали приоритет трудовой миграции, что и привело в 2000 г. к высокой доли этой категории иммигрантов -до 50 %.[2]

Франция и Скандинавские страны придерживаются гуманитарной миграции (воссоединение семей и бежен-

цы). Как известно, гуманитарная иммиграция, столь масштабная на сегодняшний день в развитых странах, в большей степени является нагрузкой на государственный бюджет принимающей страны.

Миграционная политика Италии направлена только на прием трудовых мигрантов с минимизацией прав на социальные выплаты. Цифры говорят об успешной интеграции переселенцев на рынке труда страны. Участие на рынке труда среди иностранцев даже выше, чем среди коренных итальянцев обоих полов — 73,6 - 87,7 %% для мужчин и 46,6 - 50,7 %% для женщин.[5] Минимальная социальная помощь вынуждает мигрантов к труду, но при этом создает проблемы интеграции на рынке труда для мигрантов, принимаемых по гуманитарным основаниям, и второго поколения мигрантов.

Одной из наиболее острых проблем принимающих стран является нелегальная иммиграция, а в странах Западной Европы она особенно обострилась с принятием Шенгенского Соглашения.

Нелегальные иммигранты препятствуют цивилизованному развитию рынка труда принимающих стран, способствуют сокрытию налогов, а также приводят к структурной деформации профессионально-квалифицированного состава людских ресурсов. На предпринимателей, использующих незарегистрированный труд, может быть наложен штраф от 250 до 10 тыс. долларов, а также оплата расходов по депортации нелегальных иммигрантов. Во Франции, помимо штрафов, они обязаны внести в казну все утаенные налоги и прочие обязательные взносы. В противном случае на имущество предпринимателя может быть наложен арест. В Канаде, в случае отсутствия необходимых документов на наем иностранных работников, предпринимателя могут лишить свободы на срок до 2 лет.[7] Ведется

борьба и с поставщиками нелегальных иммигрантов. В Великобритании их ждет тюремное заключение сроком до 14 лет, в Канаде оно может быть и пожизненным.

Безусловно, к работодателям, эксплуатирующим нелегальную рабочую силу, необходимо применять самые жесткие взыскания, поскольку именно спрос работодателей на неформальных иностранных работников формирует масштабную иммиграцию последних.

Мировой финансовый кризис отразился на миграционной политике развитых стран.

В Испании, Италии и ряде других государств Евросоюза в экстренном порядке были приняты законы, усложняющие правила въезда иностранной рабочей силы в страну, усилилась борьба с нелегалами, прорабатываются методы стимулирования репатриации иммигрантов. Например, в Испании, для мигрантов действует специальный план «добровольного возвращения»: гастар-байтер получает от государства (через работодателя) сумму, которая эквивалентна оплате труда в течение двух лет, но при условии невъезда в страну в ближайшие три года. Испанское правительство рассчитывает, что на такое предложение откликнутся около 100 тыс. иностранных работников. Всего в стране насчитывается 5 млн. мигран-тов.[6]

В результате негативных последствий кризиса и ужесточения миграционной политики приток иммигрантов в развитые страны снижается. Приток работников в Великобританию сократился в первом квартале 2009 г. на 45 %, в Австралию - на 11 %.[1]

Отсутствие оттока переселенцев, например, в Швеции и Норвегии, связано с продолжающейся лояльной миграционной политикой. Так, Швеция, в которой остро стоит демографическая проблема, в условиях кризиса предпо-

читает даже стимулировать приток иммигрантов. По словам министра по вопросам миграционной политики, Швеция должна использовать ситуацию кризиса, когда мигрантов вытесняют из других стран, чтобы создать в Швеции задел в иностранной рабочей силе на будущее. Данное предложение утвердили законодательно.

Действительно, кризис повлек за собой ограничительные меры миграционной политики в большинстве развитых стран. Но, не надо забывать, что кризис - это временное явление, и при рассмотрении опыта зарубежных стран в вопросах регулирования миграционных процессов России необходимо, в первую очередь, изучать сформированную ими докризисную селективную миграционную политику.

Изучение опыта развитых стран позволило определить основные направления по совершенствованию российской миграционной политики.

Так, для успешной интеграции постоянных мигрантов их следует обязать проходить обучающие курсы языка и культуры страны иммиграции. Для наказания работодателей, использующих нелегальный труд, помимо существующих в России штрафных санкций, следует обязать их вносить в казну все утаенные налоги и прочие обязательные взносы.

Селективность миграционной политики во многих развитых странах основывается на балльной системе отбора иммигрантов. Данная методика применима и для России, только если в развитых странах отбирают наиболее квалифицированные кадры, то пока Россия является малоконкурентной на глобальном рынке приема данной категории работников, балльный отбор должен применяться только к неквалифицированным иммигрантам. По отношению к квалифицированным иностранным специалистам не должно быть никаких ограничений, необходимо вся-

чески стимулировать их переезд, причем на постоянную основу. Балльная система в России должна учитывать востребованность профессии мигранта, знание русского языка, возраст, а также способность к адаптации в новой стране, то есть среди неквалифицированных иммигрантов также необходимо проводить положительную селективность.

Изучение и использование опыта зарубежных стран позволят откорректировать существующую миграционную политику России. Сегодня вопрос формирования эффективной российской миграционной политики является наиболее значимым для поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов в период выхода из кризиса и устойчивого экономического роста, обеспечения национальной безопасности и социально-политической стабильности.

Библиографический список

1. Америка теряет их. Бывшие иммигранты бегут на родину [Электронный ресурс] // Point.ru.- Режим доступа: http://www.point.ru/news/stories/19337/ (04.03.2009)

2. Власти Канады сохранят уровень иммиграции в 2009 году, однако требования могут измениться [Электронный ресурс] // C.N. Immigration Agency.- Режим доступа:

http://www.cnimmigration.com/ru/news/63 2-changes-in-canada-immigration-rate-2009.html (27.06.2009)

3. Зайончковская, Ж. Все больше поток трудовых мигрантов и перемещающихся с целью воссоединения семей / Ж. Зайончковская // Demoscope weekly. -2003. - № 137.

4. Кашин, В. Кризисная миграция [Электронный ресурс] / В. Кашин // OPEC. Ru. - Режим доступа: http://www.opec.ru/news.aspx?id=221&ob

no=88619 (02.07.09)

5. Лях, Т.Б. Регулирование международной трудовой миграции / Т.Б. Лях //

Внешнеэкономический бюллетень. -2003. - №9.

6. Менц, Г. "Полезные" гастарбайтеры, обременительные беженцы и вторая волна сокращения социальных расходов / Г. Менц // Прогнозис.- 2007. - №1.

7. Мировой кризис усиливает миграцию [Электронный ресурс] // Прогрессор.-Режим доступа:

http://www.progressor.uz/2008/12/19/miro

voi-krizis-usilivaet-migraciyu/

(19.12.2008)

8. Цапенко, И. Как противостоять нелегальной миграции / И. Цапенко // Вопросы экономики. - 2001. - №9.

9. Цапенко, И. Роль иммиграции в экономике развитых стран / И. Цапенко // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - №5.

10.Щербакова Е. Прирост населения ЕС за 2006 год на 78% обеспечен миграцией / Е. Щербакова // Демоскоп Weekly. -2007. - № 287.

Bibliographic list

1. America loses them. The former immigrants run home [the Electronic resource] // Point.ru. - an Access mode: http://www.point.ru/news/stories/19337/ (3/4/2009)

2. The authorities of Canada will keep immigration level in 2009, however requirements can change [the Electronic resource] // C.N. Immigration Agency. - an Access mode:

http://www.cnimmigration.com/ru/news/63

2-changes-in-canada-immigration-rate-2009.html (6/27/2009)

3. Zajonchkovsky, Z. More and more a stream of labor migrants and families moving for the purpose of reunion / Z. Zajonchkovsky // Demoscope weekly. - 2003. - № 137.

4. Kashin, V. Century Crisis migration [the Electronic resource] / V. Kashin // OPEC. Ru. - an Access mode: http://www.opec.ru/news.aspx?id=221&ob

no=88619 (7/2/2009)

5. Lyah, T.B. Regulation of the international labor migration / T.B. Lyah // the External economic bulletin. - 2003. - №9.

6. Ments G. "Useful" guest workers, burdensome refugees and the second wave of reduction of social expenses / G. Ments // Prognozis. - 2007. - №1.

7. World crisis strengthens migration [the Electronic resource] // the Progressor. - an Access mode: http://www.progressor.uz/2008/12/19/miro voj-krizis-usilivaet-migraciyu/ (12/19/2008)

8. Tsapenko, I. How to resist to illegal migration / I. Tsapenko // Economy questions. - 2001. - №9.

9. Tsapenko, I. Migration role in economy of the developed countries / I. Tsapenko // World economy and the international relations. - 2004. - №5.

10. ShCherbakova E. Increase in population of EU for 2006 on 78 % is provided by migration/E. ShCherbakova//Demoskop Weekly.-2007.-№ 287.

Т. В. Омельченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К ВОПРОСУ О ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация

Рассматривается задача выбора эффективных форм международного франчайзинга, внедрение которых в отраслях регионального хозяйства способствует разрешению наиболее актуальных для региона хозяйственных, социальных, инвестиционных и инновационных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.