Научная статья на тему 'Влияние ИКТ на формирование гражданской позиции студентов в условиях глобализации и информатизации'

Влияние ИКТ на формирование гражданской позиции студентов в условиях глобализации и информатизации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
412
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ / INFORMATION INFLUENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Денисова Алла Борисовна

В современном мире информационное пространство начинает обладать субстанциональными качествами и управлять человеком, так как поведение субъекта зависит от его информированности. ИКТ являются идеальными средствами организации коммуникативного воздействия, в том числе и контрпродуктивного, угрожающего интересам национальной безопасности. Противостоять негативному информационному влиянию может только субъект с созидательно-активной гражданской позицией, формирование которой должно стать важнейшей задачей образовательных учреждений. В статье обсуждается роль информационных технологий на формирование гражданской позиции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of ICT on formation of the civic stand of students in the conditions of globalization and informatization

In the modern world information space starts possessing substantsionalny qualities and to operate the person as the behavior of the subject depends on his knowledge. ICT are ideal means of the organization of communicative influence, including counterproductive, menacing to interests of national security. Only the subject with a creative and active civic stand which formation has to become the most important task of educational institutions can resist to negative information influence. In article the role of information technologies on formation of a civic stand of studens is discussed.

Текст научной работы на тему «Влияние ИКТ на формирование гражданской позиции студентов в условиях глобализации и информатизации»

ВЛИЯНИЕИКТ

НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

А.Б. Денисова

Московский технический университет связи и информатики Авиамоторная ул., 8а, Москва, Россия, 111024

В современном мире информационное пространство начинает обладать субстанциональными качествами и управлять человеком, так как поведение субъекта зависит от его информированности. ИКТ являются идеальными средствами организации коммуникативного воздействия, в том числе и контрпродуктивного, угрожающего интересам национальной безопасности. Противостоять негативному информационному влиянию может только субъект с созидательно-активной гражданской позицией, формирование которой должно стать важнейшей задачей образовательных учреждений.

В статье обсуждается роль информационных технологий на формирование гражданской позиции студентов.

Ключевые слова: информационные и телекоммуникационные технологии, социальные сети, информационная безопасность, глобализация, информационное влияние.

Несмотря на окружающую человека среду, отражающую национальные, религиозные, нравственные и другие традиции, через Интернет на него обрушивается лавина новых посылов, причем не только декларируемых, но и подтверждаемых и даже зомбирующих. Особо уязвимыми, восприимчивыми к информационному влиянию оказываются подростки и молодежь с еще не сформировавшейся ценностной структурой личности, доминирующим эмоциональным уровнем восприятия явлений, часто в гиперболизированной, максималистской форме. Поэтому важнейшим способом профилактики, формирования иммунитета к возможным и реально существующим информационным вирусам и информационным атакам на сознание людей является построение воспитательных программ учебных заведений вокруг идеи формирования гражданской позиции учащихся.

Информатизация и глобализация всех сторон жизни формирует мировоззрение — отношение к миру, себе, окружающим людям. Стандартизация жизни и поведения, утрата индивидуальной, национальной, гражданской идентичности, преобладание и провозглашение психологии потребления, социальное расслоение приводят к искажению системы ценностей, противоречию личных и общественных интересов при необходимости конкурентоспособности в борьбе за свое социальное место. Происходит редуцирование жизненных ситуаций, потеря субъективно-экзистенциальных смыслов существования и внерациональных способов регулирования отношений (с опорой на противопоставление добра и зла, чувства, идеалы, любовь, веру) и, как следствие, потеря собственного Я. При обрушивающихся на человека нескончаемых потоках информации особо остро встает проблема самоидентификации и поддержания собственной идентичности при постоянном развитии.

Данная ИКТ-возможность коммуницирования с людьми, находящимися на значительном удалении, порождает культурную концентрацию (а может быть, и культурную экспансию, так как уничтожает специфичность, национальную идентификацию). Сегодняшний глобализованный мир породил «граждан мира», не связывающих себя обязательствами ни с одним из государств, отвергающих преобладание какой-либо географической, исторической привязанности, вопреки известному высказыванию В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству...» Автор концепции транслокальности А. Аппадурай отмечает, что национальная целостность государств находится под угрозой из-за глобальных нарастающих потоков мигрантов, информации, товаров, имиджей и идеологий [4]. Процессы глобализации создали ситуацию стирания различий, потери идентичности, а значит, гражданского самоопределения, гражданского самосознания человека, которая провоцирует протестную активность, экстремисткие настроения.

Для молодежи характерен экстремальный тип сознания. Это связано с тем, что «молодежь — становящийся субъект общественного воспроизводства, поэтому ее социальное положение характеризуется неполнотой социального статуса, мар-гинальностью социальных позиций, неопределенностью социальных идентификаций. Последнее затрудняет отождествление себя с ингруппами и аутгруппами, порождает противоречие в самосознании между „МЫ" и „ОНИ", что, в свою очередь, выливается в экстремальность сознания и поведения» [2. С. 37—38].

Удовлетворение более низших потребностей (по Маслоу) порождает поиск идеалов, поэтому ценности потребления, идеалы «сытой жизни» перестают удовлетворять. Идейная осмысленность того или иного сообщества привлекает. Молодому поколению требуются яркие, «цепляющие» идеи, на которых базируются различные сектантские объединения, в том числе и экстремистской направленности. На яркость идей накладывается возможность активных действий, риск, романтика, желание ярких жизненных событий, при этом нет требований к умственным, творческим способностям. Для молодых людей с незаконченностью, неустойчивостью в самоидентификации, отсутствием аналогов самоутверждения такие организации предоставляют самый быстрый и простой путь обретения собственного Я, осмысленности существования, точное определения полюсов «добра» и «зла», упорядочения социального окружения. Молодежь энергична, и ее можно быстро активизировать, поставить в оппозицию к обществу, так как на данном этапе она не может получить от общества желаемого («все и сразу», что культивируется в СМИ). Система координат «свои—чужие» приводит к уверенности в собственной исключительности и к праву на насилие.

Демократия признает за человеком свободу выбора, в том числе и свободу в формах проявления гражданской позиции (пассивная; конформистская (потребительская); бунтарская (протестная); созидательная; антигражданская (отчуждение от государства, отрицание общепринятых ценностей)). Поэтому проблемы формирования у общества конструктивной, созидательно-активной гражданской позиции стоят перед государствами как никогда остро. Из-за разности гражданской позиции появляется конфронтация, возникает межконфессиональная, межэтни-

ческая, межсоциальная напряженность, приводящая к подавлению других наций, народов, религий. Конечно, можно выделить совпадающие ценности, пропагандируемые практически в любом современном обществе, при любом государственном строе (например, общество осуждает воровство, убийство и т.д.), но их интерпретация позволяет, например, распространять данные нормы только на «своих», поэтому, в частности, гражданской позицией, насаждаемой современными украинскими политиками в украинском обществе, стало «москаляку на гиляку», что активно внедряется в сознание прежде всего молодежи и даже маленьких детей.

В условиях массовой коммуникации и глобализации современного общества ИКТ дают возможность получения любой информации в любое время, в любом месте простым нажатием кнопки. Благодаря отсутствию границ информационной среды могут возникнуть интересные пересечения культур и трансферт обычаев, знаний и предпочтений, что оказывает в ряде случаев очень сильное влияние на человека, порождаемое оригинальностью или необычностью восприятия. С другой стороны, множественная неучтенная площадка блогов (блогосфера), форумов, сайтов с миллионными аудиториями без территориального ограничения (трансграничность) является эффективным средством распространения различных идей и течений, обеспечивая быстрый доступ к аудитории. Информационные и телекоммуникационные средства являются идеальным средством организации коммуникативного воздействия, в том числе и деструктивной коммуникации, которая направлена на эскалацию конфликта, доведения его до абсурда, вследствие чего его разрешение становится невозможным.

Как показали события последнего времени, связанные с государственным переворотом на Украине и воссоединением Крыма с Россией, идеологические войны, которые никогда не переставали вестись, стали тождественны информационным. Основной сферой ведения информационных войн становится сфера идей, духовная сфера. Вирусы идей неуничтожимы, и подобно природным вирусам они вырабатывают свои штаммы (например, расцветшая на Украине с новой силой идея нацизма). Поэтому распространение идеологии экстремизма является оружием массового уничтожения. Отбирая и интерпретируя информационные потоки, Интернет вместе с другими средствами массовой информации становится мощным средством распространения дезинформации, паники, целевой обработки индивидуального и массового сознания. При кажущейся открытости информационного пространства оказалось достаточно легко изолировать людей от объективной информации и ретранслировать события с необходимого ракурса, подменяя понятия и перепрограммируя ценности, что в конечном счете, как мы видим, привело к тому, что атрофировалась историческая память целого народа.

Современные технологии, с одной стороны, дают огромные возможности, а с другой — они же, позволяя влиять и манипулировать массовым сознанием, могут быть направлены на достижение узконациональных, узкорелигиозных целей. Интернет создал неизученные и принципиально новые условия и возможности комплексного коммуникативного воздействия на человеческое сознание социально

активных сил любой направленности как на территории своего, так и чужого государства, создавая риски национальной и международной безопасности. Благодаря существованию в Интернете систем социальных коммуникаций появились новые каналы воздействия на сознание, поведение и деятельность индивида и социальных групп. Социальные сети — на сегодняшний день одни из самых популярных сервисов, в которых большое количество пользователей Интернета находится в статусе постоянного присутствия, что, со своей стороны, «поощряется» безлимитными тарифами мобильных операторов. Крупнейшие социальные сети насчитывают огромное количество пользователей: Facebook — более 1 млрд; ВКонтакте — 190 млн; Twitter — более 200 млн; Youtube — 1,1 млрд [3. С. 215].

Социальные сети являются средством самовыражения человека. Забывая о реальном общении, молодое поколение находится в почти постоянном состоянии виртуальной коммуникации. Число людей, объединенных социальными сетями, в нашей стране насчитывает сотни миллионов. Пройдя этап всеобщего участия в сетях ради участия, сети стали эффективным и необходимым рабочим инструментом для многих видов деятельности (поиск партнеров, онлайн-развлечения, неформальное общение, создания проектов, организация сообществ). Посредством социальных сетей формируются коллективы, общественные движения, происходит объединение людей вокруг общих идей, увлечений, распространяется информация и знания. Социальные сети Социальные медиа) становятся инструментом преобразования общества. Посредством их реализуется деятельность и общение, взаимодействие, происходит формирование нравственных принципов и ценностных ориентиров, а также формирование раннего социального опыта — коммуникационного, мировоззренческого, профессионального.

Онлайновые социальные сети все чаще становятся средствами информационного влияния: постоянное нахождение в Сети позволяет при необходимости контролировать субъекта (так, например, распространенная среди молодежи привычка отмечаться («чикиниться») на объекте своего местонахождения позволяет злоумышленникам отследить график передвижений и попасть в квартиру в отсутствие хозяина), а поголовное участие в социальных сообществах — манипулировать массовым сознанием. В книге Д.А. Губанова, Д.А. Новикова, А.Г. Чхарти-швили описаны математические модели информационного управления людьми в социальных сетях [1].

Таким образом, Интернет является не только необъятным источником информации, средством для обеспечения коммуникаций, реализации интеграционных идей, но и мощнейшим средством информационного влияния и управления — информационного воздействия для достижения требуемой реакции, поведения с целью манипулирования личностью, социальными группами и обществом в целом. Поэтому сегодня остро стоит проблема национальной безопасности и в ее рамках — проблема формирования гражданской позиции как метода противодействия личности и государства в целом чуждым российской государственности идеологиям.

Задачей образовательного процесса является не просто формирование гражданской позиции, а позиции, которая обеспечить «иммунитет» от вредоносных информационных влияний. Не случайно проблемы информационной безопасности тесно смыкаются с проблемами воспитания и формирования информационной культуры, поскольку имеющийся сегодня в пространстве Интернета недоброкачественный и вредоносный контент может представлять реальную опасность в процессе формирования и воспитания личности, становления ее гражданской позиции. Выявляется прямая зависимость между уровнем жизни и уровнем информационной культуры, которая, в свою очередь, зависит от качества образования. Если на учебных занятиях в технических вузах информационные технологии рассматриваются в основном с профессиональной (технической, технологической) стороны, зачастую оставляя за пределами учебного курса гуманитарные, этико-эстетические, социальные и другие стороны проблемы, то вопросы информационной безопасности требуют особого внимания во внеучебное время, именно тогда, когда студент свободен от решения профессиональных задач.

Информационные и телекоммуникационые системы имеют глобальный характер, и поэтому говорят, что связь не имеет границ или упразднила границы. Уничтожение границ в определенном смысле упраздняет основополагающий принцип государственности, так как всякое государство имеет границы, которые надежно охраняются, регулируются таможней и т.д. В этом смысле современные телекоммуникационные системы уникальны. В отсутствие «информационной таможни» со стороны внешних сил влияния могут обрушиваться колоссальные информационные потоки, влияющие на формирование мировоззрения, аксиологической шкалы и т.д., а следовательно, имеющие возможность контрпродуктивного воздействия на формирование гражданской позиции.

Этому необходимо противостоять путем создания собственного контента влияния, развенчивания ложных посылов, идеологических установок, но не путем запретов или отрицания без объяснений, а путем научно обоснованной контрпропагандисткой деятельности, демонстрации примеров из реальной практики, а кроме того, формированием собственных информационных потоков, направленных на внешнюю (относительно государства) среду с доказательной демонстрацией преимуществ нашей гражданской позиции. Только идеи, базирующиеся в России, должны приниматься нашим образованием, так как, несмотря на все процессы глобализации и интеграции, мир не становится единым и не пропагандирует единых ценностей. Поэтому не существует единой для всех гражданской позиции, есть гражданская позиция, поддерживаемая в данном государстве и зависимая от ментальности данного общества.

Новые условия неизбежно должны вести к кардинальным изменениям не только в системе обучения, но и воспитания, совершенствованию механизмов управления, переосмыслению организации как учебной, так и воспитательной, внеучебной деятельности на основе использования сетевых технологий, информационных и телекоммуникационных средств и децентрализованных личностно

ориентированных моделей. Социальные сети — эффективнейшее средство распространения информации, идей и способ осуществления воспитательного влияния на студентов. Игнорируя и упуская их огромные возможности в воспитательных целях, мы можем совсем потерять контроль над процессами социализации молодого поколения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. — М.: Физматлит, 2010. — 228 с.

[2] Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социологические исследования. — 2008. — № 5. — C. 37—46.

[3] Панарин И.Н. Информационные войны и коммуникации. — М.: Горячая линия — Телеком, 2014. — 236 с.

[4] Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. — Mineapolis, 1996.

[5] Barber B. Jihad vs. McWorld. — Hardcover: Crown, 1995.

LITERATURA

[1] Gubanov D.A., Novikov D.A., Chhartishvili A.G. Social'nye seti: modeli informacionnogo vlijanija, upravlenija i protivoborstva. — M.: Fizmatlit, 2010. — 228 s.

[2] Zubok Ju.A., Chuprov V.I. Molodezhnyj jekstremizm. Sushhnost' i osobennosti projavlenija // Sociologicheskie issledovanija. — 2008. — № 5. — C. 37—46.

[3] Panarin I.N. Informacionnye vojny i kommunikacii. — M.: Gorjachaja linija — Telekom, 2014. — 236 s.

[4] Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. — Mineapolis, 1996.

[5] Barber B. Jihad vs. McWorld. — Hardcover: Crown, 1995.

INFLUENCE OF ICT ON FORMATION OF THE CIVIC STAND OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION AND INFORMATIZATION

A.B. Denisova

Moscow technical university of communications and informatics Aviamotornaya str., 8a, Moscow, Russia, 111024

In the modern world information space starts possessing substantsionalny qualities and to operate the person as the behavior of the subject depends on his knowledge. ICT are ideal means of the organization of communicative influence, including counterproductive, menacing to interests of national security. Only the subject with a creative and active civic stand which formation has to become the most important task of educational institutions can resist to negative information influence.

In article the role of information technologies on formation of a civic stand of studens is discussed.

Key words: information and telecommunication technologies, social networks, information security, globalization, information influence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.