Научная статья на тему 'Глобальное информационное общество и новые аспекты изучения пропаганды в контексте информационной безопасности'

Глобальное информационное общество и новые аспекты изучения пропаганды в контексте информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
637
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ПРОПАГАНДА / PROPAGANDA / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Говорухина К. А.

В статье анализируются проблемы развития информационного общества в аспекте глобализационных процессов. Отмечается, что формирование глобального информационного общества происходит под воздействием прогресса новых информационных и телекоммуникационных технологий в сочетании с глобализацией рынков.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article problems of development of an information society in aspect of globalization processes are analyzed. It is noticed that formation of the global information society occurs under the inf luence of progress of new information and telecommunication technologies in a combination to globalization of the markets.

Текст научной работы на тему «Глобальное информационное общество и новые аспекты изучения пропаганды в контексте информационной безопасности»

ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И НОВЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПАГАНДЫ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

К. А . Говорухина1

В статье анализируются проблемы развития информационного общества в аспекте глобализационных процессов. Отмечается, что формирование глобального информационного общества происходит под воздействием прогресса новых информационных и телекоммуникационных технологий в сочетании с глобализацией рынков.

Ключевые слова: глобализация, информационное общество, пропаганда, информационно-коммуникационные технологии.

In article problems of development of an information society in aspect of globalization processes are analyzed. It is noticed that formation of the global information society occurs under the influence of progress of new information and telecommunication technologies in a combination to globalization of the markets.

Key words: globalization, information society, propaganda, information-communication technologies.

Глобализация, затрагивающая сегодня все сферы жизни общества, невозможна без обмена информацией. В настоящее время информационные процессы — важнейшая, неотъемлемая составляющая всех процессов экономической, социальной и политической деятельности любого общества и государства.

Цель данной статьи — выявить роль пропаганды в обеспечении информационной безопасности государства в условиях формирования глобального информационного общества.

Большинство глобальных проблем связано с развитием информационной среды. Информационное общество является порождением информационного пространства так как разветвленная и эффективная информационная инфраструктура способствует развитию общества, повышению ценности информации и коммуникационных процессов, росту влияния информации на общество

1 Говорухина Каринэ Александровна - кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета. Эл. почта: [email protected]

в целом и каждого человека в отдельности. Концепции глобального информационного общества, сочетающие в себе как философские, так и прикладные аспекты, имеют ряд общих признаков и основных положений.

Под глобальным информационным обществом понимается общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, основой которой является взрывное развитие и конвергенция информационных и коммуникационных технологий; общество знаний, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать; общество, которое способствует взаимопроникновению культур и открывает каждому сообществу и каждому человеку новые возможности для самоидентификации.

При разработке концепций перехода к информационному обществу используется комплексный подход, основанный на поддержании баланса интересов государства и общества, предпринимательских структур и личности.

Формирование глобального информационного общества происходит под воздействием прогресса новых информационных и телекоммуникационных технологий в сочетании с глобализацией рынков, поэтому для гармоничного вхождения в информационное общество и соблюдения требуемого баланса необходимы координирующие усилия со стороны государства [3, с. 50].

Современная информационная среда в силу ряда факторов может представлять угрозу физическому, психическому и социальному благополучию человека.

1. Современный «человек информационный» живет в ситуации информационного переизбытка. Поэтому одной из основных задач в решении проблемы информационной безопасности общества является научная рефлексия информационных взаимодействий, особенно тех, в которых участвуют СМИ.

2. Применение современных информационно-коммуникационных технологий влечет за собой изменение типа сознания и мышления. Человек переходит к получению информации с экрана, возникает новый тип чтения.

3. Возникновение особого типа телевизионного языка привело к глубокому кризису самой категории ценности в обществе, снижению уровня критического анализа потребляемой информации.

В информационном обществе действуют определенные приемы влияния на массовое сознание, основанные на базовых актуальных закономерностях осуществления современного коммуникационного взаимодействия:

а) исходя из многонаправленности коммуникационных потоков, массовое сознание получает информацию как из официальных, так и из неофициальных каналов;

б) при многослойности коммуникационного материала, который содержит не только факт, но и его интерпретацию, заимствование факта вместе с чужим сообщением несет в себе и его интерпретацию, которую массовое сознание может даже не заметить;

в) в современном информационном мире в силу высокой активности аудитории сообщение формируется как источником, так и потребителем информации, иногда даже роль потребителя информации может превалировать над ролью источника;

г) в процессе коммуникации происходит искривление информации, информационное усиление или уменьшение ее значимости достигается за счет изменения общественных приоритетов или коллективных мотиваций.

В современном глобальном информационном обществе пропаганду используют гораздо чаще, чем это признают многие ученые и политические деятели. По мнению Д. Лиллекера, «в силу того, что католическая церковь, режим Сталина, Гитлера, Пол Пота и другие диктаторы использовали пропаганду как форму социального контроля, сегодня она вызывает негативные ассоциации» [2, с. 228-229]. Однако в глобальном информационном обществе она служит перманентной частью политического процесса.

Современная пропаганда — это последовательная, довольно продолжительная деятельность, направленная на создание или информационное оформление различных событий с целью влияния на отношение масс к предприятию, идее или группе.

Научно-технический прогресс, и прежде всего происходящая информационная революция, качественно изменили информационное пространство. Э. Бернейс, оценивая потенциал средств коммуникации, писал: «Современные средства коммуникации — власть, которую дают нам печать, телефон, радио и прочие изобретения, способные быстро передать важнейшие стратегические или технические идеи множеству взаимодействующих центров одновременно, — открывают перед нами совершенно новый мир политических процессов. Сегодня идея и фраза могут быть эффективнее любой личности и сильнее любых локальных интересов. Можно документально оформить стандартную процедуру, не допустив тем самым ее искажения или нарушения, а затем постепенно уточнять и дополнять ее, внедряя повсеместно и не допуская непонимания на индивидуальном, локальном или групповом уровне» [1, с. 5].

В современном глобальном информационном обществе без пропагандистской деятельности не обходится ни одно важное мероприятие, будь то строительство собора, выход кинофильма, проведение больших спортивных мероприятий или выборы. Эта деятельность повсеместна и длительна, таким образом она позволяет достаточно эффективно контролировать общественное сознание.

Пропаганда пронизывает всю обычную жизнь человека и существенно воздействует на нашу картину мира. И по мере того как становится явной важная роль пропаганды в завоевании общественной поддержки, ее начинают использовать все шире. В современных условиях пропаганда учитывает не отдельную личность, а структуру общества, состоящую из пересекающихся групп и связей «лидер — последователь». Человек рассматривается не просто как клетка социального организма, но и как составляющая социальной единицы. При этом пропаганда в новых условиях, учитывающая состав общества как единого целого, нередко может служить созданию и удовлетворению потребностей масс. По мнению Э. Бернейса, создателя современного РИ, «потребность в той или иной реформе, сколь бы многие ее ни испытывали, не может быть реализована прежде, чем будет высказана» [1, с. 25].

Новые информационно-коммуникационные технологии стали основой глобальных процессов информатизации, которая подготовила вхождение человеческого общества в эпоху развития на новой технологической основе. По мере развития создаются условия для экономического роста отдельных стран, интенсивного включения государств и целых регионов в мировые интегративные процессы, в формирующееся единое информационное пространство.

Новые информационные технологии, средства пропаганды способны объединить все виды коммуникации в единое информационное пространство, в том числе с традиционными видами воздействия на общество и личность. Управление информационным пространством, основным субъектом которого выступают государственные структуры, стремится к тому, чтоб вводить в массовое сознание информационные структуры с заранее прогнозируемым шаблоном их восприятия. Так, Д. Лиллекер считает, что «с помощью такой коммуникации создается вымышленная реальность, в которую, как предполагается, должна поверить аудитория, и результатом этой веры станут определенные действия, например, голосование за партию, жертвование в пользу чего-либо, или присоединение к ряду активистов» [2, с. 230].

Пропаганда в условиях глобального информационного общества должна учитывать определенные правила:

— цель пропаганды состоит в том, чтобы текст сообщения и то, что скрывается за ним, привлекли внимание потребителя информации, вызвали в нем внутренний конфликт или укрепили предвзятое отношение;

— в пропаганде сделан акцент на тех изменениях, которые могут стать возможными благодаря действиям объекта информационного воздействия;

— с помощью пропаганды формируется впечатление, что информация, поданная в ней, — объективная правда, исходящая из общественной сферы, и не направлена на то, чтобы повлиять на аудиторию;

— в пропаганде используются визуальные, риторические и символические средства, понятные обществу.

Кроме того, в современных условиях используются принципиально иные основания для построения пропагандистского сообщения:

а) резкое увеличение объемов передаваемой информации, что стало возможным благодаря возникновению новых каналов коммуникации, таких как Интернет, обладающих совершенно новыми характеристиками индивидуально-массового средства информационно-коммуникационного воздействия (в отличие от письма, являющегося исключительно индивидуальным средством, или газеты, которой свойственен массовый характер);

б) современные представления о демократии не позволяют государствам использовать старые схемы цензуры.

Глобальное информационное общество способствовало созданию общемировых информационных сетей, быстрому и в больших объемах распространению нужной информации в любой уголок земного шара, фактически онлайнового контроля за жизнью, образом мысли, планами и настроениями как отдельных граждан, так и общественных объединений. Немыслимый ранее доступ к имеющейся обширной информации практически о любом человеке или организации, ее централизованная обработка и обобщение дают властям новое оружие для предотвращения нежелательных для себя действий, косвен-ного/манипулятивного управления людьми.

В современном обществе нет такого средства коммуникации, которое не могло бы быть использовано для пропаганды. Особенности информационного общества заставляют пропагандиста знать о том, как быстро меняется интерес к средствам пропаганды. Так, в ХХ в. это были митинг, печать, радио. Глобальное информационное пространство вывело на передний план новое средство — Интернет, превратившийся в публичный ресурс глобального масштаба.

Необходимо отметить, что в настоящее время в силу повышения общего уровня образования, доступа к информации из различных источников рядовой гражданин получает больше возможностей для критического анализа того информационного потока, который на него воздействует. Э. Бернейс считал, что «если массы будут лучше проинформированы о том, как на самом деле устроена их жизнь, они будут более восприимчивы к разумным предложениям, отвечающим их собственным интересам» [1, с. 165-166]. Это требует постоянного совершенствования пропагандистских технологий воздействия на массовое сознание. Кроме того, субъекты политической пропаганды вступают в острую конкуренцию друг с другом, а поскольку современные схемы коммуникативного воздействия разработаны для подобного рода контек-

стов, пропаганда под теми или иными названиями будет совершенствоваться и в нынешнем столетии.

В целом можно говорить о том, что человечество уверенно вступает в глобальное информационное общество, которое охватило новейшими коммуникационными связями всю планету и распространяет действие соответствующих технологий на все сферы жизнедеятельности общества. При этом в современном мире пропаганда переживает качественно новый этап своего развития, поскольку без определенного объема идеологически окрашенных знаний жизнь больших социальных систем невозможна.

Библиографический список

1. Бернейс Э. Пропаганда. М.: Hippo Publishing, 2010.

2. Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты. М.: Гуманитарный центр, 2010.

3. Чернов А. А. Основные историко-теоретические этапы развития концепций глобального информационного общества // Информация. Дипломатия. Психология: сб. ст. М.: Известия, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.