Научная статья на тему 'Влияние игры в шахматы на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста'

Влияние игры в шахматы на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривошапкина Сахаяна Владимировна, Баишева Мария Ивановна

Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Важно не только, какими знаниями владеет ребенок при поступлении в школу, но и готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние игры в шахматы на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ В ШАХМАТЫ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1 2 Кривошапкина С.В. , Баишева М.И.

1Кривошапкина Сахаяна Владимировна - студент, кафедра дошкольного образования, педагогический институт Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск,

воспитатель,

детский сад № 30 «Кэскил», с. Улах-Ан, Хангаласский улус;

2Баишева Мария Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного образования, педагогический институт Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Важно не только, какими знаниями владеет ребенок при поступлении в школу, но и готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.

Ключевые слова: интеллект, дошкольный возраст, интеллектуальное развитие.

Интеллект - это относительно самостоятельная, динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственно закрепленных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы, во взаимосвязи с ними формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, обусловленной культурно-историческими условиями, и преимущественно обеспечивающая адекватное взаимодействие с окружающей действительностью, ее направленное преобразование [4, с. 12].

Интеллектуальные способности - это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач [2, с. 20].

Под понятием «интеллектуальные способности» М.А. Холодная понимает свойства интеллекта, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности в тех или иных конкретных ситуациях с точки зрения скорости и правильности переработки информации в условиях задач, разнообразия и оригинальности идей, темпа и качества обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания [3, с. 10].

М.А. Холодная вводит вид способностей - интеллектуальные стили. Но данный вид способностей в дошкольном возрасте не достаточно организован, он только начинает обозначаться при условии высокого уровня интеллектуального развития [4, с. 54]. Интеллектуальные способности находят отражение в умении анализировать, сравнивать, обобщать, сопоставлять, синтезировать, проявляются в особенностях развития речи ребенка, внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления. Развитие интеллектуальных способностей и ментального опыта тесно связано с воспитанием определенных личностных качеств. Условно их можно разделить на 4 группы: познавательные: инициативность, любознательность, самостоятельность.

65

Самооценочные: уверенность в себе, чувство интеллектуальной состоятельности.

Коммуникативные: доброжелательность, умение учитывать точку зрения другого человека, критичность в оценке «бесспорных» истин, способность к интеллектуальному диалогу.

Эмоциональные: характеризуют отношение к жизненным явлениям, окружающей действительности, искусству, творчеству, познанию, интеллектуальной деятельности. Воспитание выше перечисленных личностных качеств - условия развития интеллекта. Развитый интеллект способствует формированию данных качеств личности. Эту взаимосвязь можно отобразить следующим образом: личностные качества субъекта; интеллектуальное развитие [3, с. 48].

Дошкольный возраст - начало сензитивного периода развития знаково-символической функции сознания, которая является одной из составляющих логического мышления, это важный этап для умственного развития в целом [4, с. 10].

Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [1, с. 35].

Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В настоящее время существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Прежде чем говорить о развитии дидактических игр, следует напомнить, что понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Нелишне заметить, что проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности.

Исследованиями психологов З.А. Зак, А.Н. Поливанова, С.С. Степанова подтверждено, что в игре у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заменителей. Действительно, именно в игровой ситуации ребёнок начинает использовать предметные (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля) и ролевые замещения. И это начало пути, ведущего к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, закреплённой и передающейся из поколения в поколение в виде таких систем знаков, как устная и письменная речь, математическая символика, нотные записи и т.п. Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребёнка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач. Наиболее типичная для детей дошкольного возраста форма таких представлений - построение и использование наглядных моделей (типа схемы, плана, чертежа) [5, с. 60]. Исследования, выполненные в лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН России, показали, что способность к наглядному пространственному моделированию является одной из важнейших интеллектуальных способностей, складывающихся в дошкольном детстве. Уровень её развития в значительной степени определяет общий уровень интеллектуального развития ребёнка. Способность к наглядному моделированию обусловлена как раз тем, что сама деятельность детей носит моделирующий характер и что в ней преобладает игра. Вот почему особую ценность для интеллектуального развития ребёнка имеет игровое моделирование действительности.

Именно в игре формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребёнка к младшему школьному возрасту. Игра является и первой школой

66

воли; именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду. Например, игры из серии: «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб» и другие; из серии: «Кубики и цвет», «Сложи узор», «Куб-хамелеон» и другие. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм [1, с. 15].

Шахматы влияют не только на интеллектуальные функции, но и на характер человека в целом. Выдающийся советский психолог Б.Г. Ананьев справедливо подчеркивал: «Шахматы не только состязание умов, но и интеллектуальное соревнование характеров» [1, с. 20]. На развитие самостоятельности и активности личности в процессе шахматной деятельности указывают А. Бинэ, А. Нечаев и другие ученые. Приведем еще одно высказывание Г. Клауса: «...Шахматы - замечательная школа воспитание воли, они требуют самообладания и твердости в отношении самого себя» [3, с. 42].

Каждый из указанных видов последовательно отрабатывается (с опорой на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий) в заданиях пяти видов с нарастающей сложностью и различными сочетаниями шахматных фигур [5, с. 35].

Особо ценным в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста являются применение инновационных, нетрадиционных средств обучения. К ним относятся шахматы.

Неоценима роль шахмат в воспитании сильного характера, усидчивости, настойчивости, привычки к преодолению трудностей, уверенности в себе, выдержки, воли, дружелюбия, взаимопомощи.

Игра в шахматы по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. / Б.Г. Ананьев. М.: Просвещение, 1990. С. 30-43.

2. Барташникова И.Я. Учись играя: Тренировка интеллекта. Игра и тесты для детей 5 - 7 лет / И.Я. Барташникова, А.А. Барташников. М.: Сфера, 2010. 29 с.

3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б.Богоявленская. Ростов н/Д: Феникс, 1993. С. 48-53.

4. Боровская Е.В. Основы искусственного интеллекта /Е.В. Боровская. М., 2010. С.24-30.

5. Беленок И.Л. Развитие общих способностей личности: учебное пособие / И.Л.Беленок, Ю.Д. Мишина. Новосибирск, 2005. 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.