Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА НА ПРАВОСЛАВНУЮ ФИЛОСОФИЮ ПРАВА'

ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА НА ПРАВОСЛАВНУЮ ФИЛОСОФИЮ ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
91
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИОАНН ЗЛАТОУСТ / ПРАВОСЛАВНОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ / ПРАВОВАЯ ТЕОЛОГИЯ / СВЯТООТЕЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Третьякова Ксения Владимировна

Целью настоящей статьи было выявить и показать влияние вероучительных истин на православную философию права на примере правовых взглядов свт. Иоанна Златоуста. Актуальность темы обусловлена влиянием православных идей и ценностей на русскую философию права. В ходе исследования был выделен следующий ряд как положений православного вероучения, повлиявших на правовое мышление святителя Иоанна, так и значимые для философии права выводы из них. 1) Данная Богом свобода как изначальный неискоренимый источник противоправного поведения. 2) Приоритет нематериальных благ и ценностей, из которого следует преимущество церковно-нравственного регулирования перед законодательным. 3) Принцип синергии, из которого вытекает необходимость усилий человека в достижении добродетелей, творении милости, а следовательно - правомерного поведения. 4) Целостность восприятия общества, предполагающее активную позицию каждого человека по поддержанию общественного порядка и законности. 5) Необходимость разнообразных благодатных средств (как поощрения, так и страха наказания) для приведения человека к благу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE IDEAS OF ST. JOHN CHRYSOSTOM ON THE ORTHODOX PHILOSOPHY OF LAW

The purpose of this article was to disclose the influence of Orthodox dogmatic truths on the legal views of St. John Chrysostom. The relevance of the topic is due to the influence of Orthodox ideas and values on the Russian philosophy of law. In the course of the study, the following theological theses were identified, as well as conclusions from them that are important for the Orthodox legal thinking of St. John. 1) God-given liberty as the original irremovable source of wrong behavior. 2) The priority of intangible values, which means the superiority of ecclesiastical and moral regulation over the legislative one. 3) The principle of synergy, from which follows the necessity of human efforts in the acquisition of virtues, charity, and, consequently, lawful behavior. 4) The integrity of the perception of society, which means the active position of each person to maintain public order. 5) the necessity of a variety of gracious means (both encouragement and fear of punishment) to lead a person to good.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА НА ПРАВОСЛАВНУЮ ФИЛОСОФИЮ ПРАВА»

Влияние идей святителя Иоанна Златоуста на православную философию права

Третьякова Ксения Владимировна,

аспирант кафедры теории и истории государства и права, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургского государственного экономический университет» E-mail: biblioved@mail.ru

Целью настоящей статьи было выявить и показать влияние вероучительных истин на православную философию права на примере правовых взглядов свт. Иоанна Златоуста. Актуальность темы обусловлена влиянием православных идей и ценностей на русскую философию права. В ходе исследования был выделен следующий ряд как положений православного вероучения, повлиявших на правовое мышление святителя Иоанна, так и значимые для философии права выводы из них. 1) Данная Богом свобода как изначальный неискоренимый источник противоправного поведения. 2) Приоритет нематериальных благ и ценностей, из которого следует преимущество церковно-нравственного регулирования перед законодательным. 3) Принцип синергии, из которого вытекает необходимость усилий человека в достижении добродетелей, творении милости, а следовательно - правомерного поведения. 4) Целостность восприятия общества, предполагающее активную позицию каждого человека по поддержанию общественного порядка и законности. 5) Необходимость разнообразных благодатных средств (как поощрения, так и страха наказания) для приведения человека к благу.

Ключевые слова: Иоанн Златоуст, православное правопони-мание, нравственное богословие, правовая теология, святоотеческая мысль.

S2

со см о см

Введение. Отечественными учеными неоднократно подчеркивалось значение православных идей и ценностей для русской философии права, определивших ее своеобразие. Например, А.И. Овчинников и Т.А. Фетисов отмечают: «Русская философия права традиционно воспринимается философией, насыщенной идеями философии христианской веры и идеалами нравственности, в этом ее самобытность» [11, с. 60]. Эту особенность отмечают также Р.Ф. Исмагилов и В.П. Сальников, говоря об истории «русской философии - философии веры и нравственности» [8, с. 111]. Поэтому исследование взаимосвязи православного вероучения и сформированных на его основе правовых концепций важно именно для русской правовой культуры, позволяя выявить ее особенные черты. Актуальность предложенной темы обусловлена также поиском идей, способных противостоять кризису правосознания, отмечаемому различными теоретиками права. Например, А.И. Овчинников связывает его с «забвением христианских нравственных ценностей, святоотеческого опыта исправления человека посредством внутренней работы над своими страстями... десакрализацией права, превращением права в механизм, алгоритм и производственный процесс» [10, с. 144]. Значимость данной темы подчеркивается в том числе тем, что православная правовая мысль является не только достоянием отечественной истории философии права, но и элементом современной правовой жизни России, так как в ней присутствует некоторое число носителей православного правопонимания, в том числе на профессиональном уровне (например, кандидат юридических наук иерей П.А. Путилкин).

Однако системному пониманию православного правопонимания в настоящем недостает единичных исследований правовых взглядов греческих святых отцов Византии. Именно ими были раскрыты основные положения православного вероучения, в том числе нравственного характера. Поэтому настоящая работа является попыткой восполнить указанный пробел, обращаясь к произведениям святителя Иоанна Златоуста (347-407). Несмотря на светские перспективы полученного блестящего риторского образования, будущий святитель отказывается от юридической карьеры, посвящая свою жизнь изучению Священного писания, аскетической монашеской практике и служению в Церкви: в начале - в качестве священника в Ан-тиохии, в последующем - в качестве архипастыря Константинопольской Церкви. Творчество святителя Иоанна, содержащее в том числе авторитетнейшие толкования на книги Библии, ценно не толь-

ко своим богословско-философским содержанием, но и поднятием и разрешением самых трудных и острых социально-нравственных вопросов, за что он и стяжал нетленную славу златых уст. Поэтому, указывал проф. А.П. Лопухин, «из всех святоотеческих творений действительно никакие еще не были так любимы и так распространены в нашей древней письменности, как именно творения св. Иоанна Златоуста» [13, с. 168-169].

Однако правовые взгляды святителя являются почти неизученными. Весьма косвенно они затрагиваются в работах, посвященных политическим взглядам святителя (Б.И. Кецба, A. Jr. Kenneth) или в исторических, философских, богословских работах (мч. И.В. Попов, А.П. Лопухин, прот. Г.В. Флоровский, Н.И. Сагарда, С.С. Логинов-ский, И.Л. Хлынова, Е.Т. Казенина, М.Ю. Грыжан-кова, Э. Пюш, Р. Брендле, C. Baur, J. N.D. Kelly, J.L. Stephens, Th. Hadjioannou, D. I Mouzakis). При этом задача установить связь между социально-нравственным учением святого отца и его правовым учением указанными авторами не ставилась.

Таким образом целью исследования было выявить и показать влияние вероучительных истин на православную философию права на примере творчества свт. Иоанна Златоуста. В первую очередь речь идет о нравственном богословии святителя, раскрывающем значение божественного закона в практике повседневной жизни православного христианина. Именно нравственное богословие как православная этика является вероучительной основой всего социально-нравственного учения святителя, частью которого являются правовое учение. В результате исследования был выделен ряд положений, показывающий взаимосвязь богословия и права в произведениях Златоуста.

1) Данная Богом свобода как изначальный неискоренимый источник противоправного поведения. В православном вероучении свобода понимается двояко. Во-первых, как свобода выбора. Человек как сотворенная Богом разумно-свободная личность может самостоятельно избирать бытие со своим Творцом или отдаление от Него. Любовь не терпит насилия, поэтому любящий Бог оставляет за своим творением свободу воли. Эта свобода выбора порождает возможность появления зла (греха) в первоначально совершенно созданном мире. Применительно к православной философии права таким образом рождается понимание корня причин противоправного поведения как лежащего в первую очередь в свободном произволении человека. Любые иные обстоятельства, социально-экономические, житейские и проч., являются вторичными по отношению к свободе выбора как устремленности к сластям и легкому пути обретения благ. Даже в трудных условиях человек может сохранить человечность, свою истинную природу, оставив противоестественный путь проступков и греха. Об этом свт. Иоанн Златоуст замечает, что человек, в отличие от зверей, всегда имеет возможность выбора: «...мы сами себя превращаем из людей в зверей! Быть рабом чрева,

быть одержимым страстью к богатству, гневаться, терзать, попирать ногами других, - свойственно не людям, а зверям» [7, Беседа II, с. 29]. При этом свт. Иоанн замечает, что зверь свиреп по природе, человек же предает себя страстям свободно, делаясь не просто зверем, но чудовищем, «и в самой природе своей уже не находит для себя извинения. Всякое зло происходит от произволения и свободных намерений» [7, Беседа II, с. 29]. Ярким примером наличия свободы у человека и невмешательством Богом в нее является для православного мышления Иуда Искариотский, получивший наравне с иными апостолами благодатные дары, однако свободно все-таки избравший путь предательства и погибели. О нем свт. Иоанн говорит: «Иуда был причтен к тому святому лику... и несмотря на это, как скоро был порабощен тяжким недугом - страстью сребролюбия, предал и своего Владыку. И ничто не принесло пользы: ни благодеяния, ни дарования, ни пребывание со Христом, ни служение, ни омовение ног.» [7, Беседа XLVII, с. 472-473].

Во-вторых, свобода понимается в ее истинном смысле как свобода от рабства греху. В православном мышлении грех воспринимается как нечто противоестественное, то есть как нарушение естественного порядка, установленного Богом. В результате грехопадения первых людей благая природа (естество) творения искажается, и естественное устроение нарушается, искажается. Мы живем в условиях падшей природы и о первоначальном «естественном» догреховном состоянии творения можем только косвенно догадываться, зато противоестественное рабство греху имеем возможность наблюдать ежедневно, например, в бедственном состоянии лиц, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью. Таким образом истинная свобода понимается в православии не только как свобода выбора, но и как свобода быть собой, следовать своей природе (естественному состоянию), а не находиться в рабстве у греховных страстей. Так, свт. Иоанн, призывая своих слушателей не искать людской славы, не быть тщеславными, также говорит об истинной свободе: «Итак, воспрянем, возлюбленные, отложим эту порочную одежду, разорвем, рассечем ее, сделаемся когда-нибудь свободны истинною свободою, и усвоим себе чувства достоинства, данного нам от Бога» [7, Беседа III, с. 45].

Удобопреклонность падшей природы к греху искажает, но не уничтожает полностью образ Божий в человеке. Всякий человек, предавший себя греху, все равно имеет возможность выбрать благо. Об этом говорится и в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «падший человек сохранил свободу избрать с помощью Божией р правый путь» [12, п. М.1]. Такое радикальное посту- ИД лирование свободы приводит православное веро- Ч

т

учение к пониманию невозможности в этом мире К окончательно во всех людях истребить грех. Из это- ё го следует вывод о том, что противоправное пове- у дение не может быть устранено совершенно в этом А

мире, поэтому для общества необходимы правоохранительные социальные институты и нормы.

Для наглядности можно привести пример неправославного понимания корня правонарушений. Иногда повышение правовой культуры или правосознания обуславливают важностью правового обучения, так как якобы невежество, дефицит правовых знаний приводит к низкой правовой культуре. Так воспроизводится мышление Декларации прав и свобод человека и гражданина 25 августа 1789 г., в преамбуле которой указывается, что именно «невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств» [2]. Такая же позиция сохраняется и в XX в., когда в преамбуле Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашается стремление «путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод» [1]. То есть невежество и необразованность порою воспринимается как причина противоправного поведения, как будто оно не может быть свойственно самим же законодателям и правоприменителям. Такое видение глубоко расходится с православным правопониманием свободы. К сожалению, знакомство людей с человеческими установлениями, нормативно-правовыми актами не приводит автоматически к их исполнению, даже если сами нормы вполне «правовые», то есть справедливые и разумные. Об этой ситуации совершенно точно замечает и свт. Иоанн: «Сколько, на примере, таких людей, которые не слыхали о законах, и однако проводили жизнь сообразную с ними? А другие от первого возраста до глубокой старости изучали законы, и однако непрестанно нарушали их» [4, с. 623]. В этом смысле словесное провозглашение необходимости «уважения права» остается декларацией, если человек пребывает в рабстве у греха.

2) Приоритет нематериальных благ и ценностей, из которого следует преимущество церковно-нравственного регулирования перед законодательным. Указание на подлинную свободу человека ведет к необходимости уяснить истинную природу человека, прояснить подлинный смысл и цель человеческого существования. Этот смысл не может, по православному вероучению, лежать в пределах тленного и преходящего материального мира. Отсюда проистекает ориентация на нематериальные ценности, относящиеся к вечному, духовному миру. Святоотеческая литература вообще, и творения свт. Иоанна Златоуста содержат многочисленные указания на погибель человека, преследующего только материальные блага и одержимого недугами сребролюбия, алчности, чревоугодия, тщеславия и гордыни. Так, святитель Иоанн восклицает: «Доколе нам не взирать на небеса, не трезвиться, не знать сытости в на-

Е слаждении этими земными и преходящими блага-

2 ми? Ужели мы не знаем из опыта их ничтожества?»

« [7, Беседа XLVII, с. 473].

еЗ Антиномия земного и небесного в человеке

ав разрешается Священным Писанием и святооте-

ческой литературой однозначно в пользу духовного. Конечная цель человеческой жизни в православном вероучении заключается в обожении, уподоблении Богу в своих свойствах, приближении человека к источнику жизни и всяких благ. Для правового мышления понимание того, что земной жизнью не ограничена жизнь человека, имея иное измерение, приводит к осознанию приоритета церковно-нравственного (религиозного) регулирования человеческой жизни, то есть к выбору модели поведения в соответствии с требованиями совести, а не законодательства. Это означает необходимость учета в процессе законотворчества нравственно-религиозных норм.

3) Принцип синергии, из которого вытекает необходимость усилий человека в стяжании добродетелей и творении милости. Указав на причину необходимости спасения человека и цель этого спасения - обожение, богословие открывает путь к его достижению. Он представлен концепцией оправдания - то есть разъяснением благодатных средств, благодаря которым человек может стать правым, справедливым, праведным (бишод). Этот путь предполагает совместное делание Бога и человека - их синергию. Бог посредством Боговоплощения восстановил падшую природу человека, но от свободного произволения человека зависит принятие или непринятие благодатных плодов искупительного подвига Христа. При этом человеку необходимо приложить некоторые усилия для обретения спасения. Так, свт. Иоанн поясняет, что «...одно принадлежит Богу -даровать благодать, а другое человеку - показать веру. Но затем требуется от человека еще много заботливости.» [7, Беседа X, с. 104]. Эти усилия человека выражаются целым рядом действий: во-первых, участием в церковных таинствах (покаяния, Евхаристии), во-вторых, в аскетической практике молитвы, поста, чтения назидательных книг, стяжании добродетелей. Для правовой сферы наиболее значимым является последнее, так как наличие добродетелей проявляется в том числе в активном правомерном поведении. Святитель указывает на трудность в делании добра, необходимость подвига и усилий на этом пути, которые становятся обязательными для обретения небесной славы и венцов. Приводя в пример ленивого властителя и военоначальника, с трудом одерживающего победы, святитель Иоанн задается вопросом, кому принадлежала бы слава в случае победы: «Кому принадлежал бы плод радостных событий? Видишь, что душа более расположена бывает к тому, в чем более утруждается. Потому и Бог соединил с добродетелью труды, желая прилепить к ней душу» [7, Беседа XXXVI, с. 351]. То есть Златоуст поясняет, что если творение добра было бы легким делом или действием только Бога, то результат не был бы наградой, сопровождаемой утешением, радостью и блаженством. Так и в повседневной жизни результат, получение которого сопряжено с трудом, имеет для человека большую ценность.

Так как путь добродетели нелегок, то святыми отцами подробно изучены многие добродетели, препятствия к их достижению, противоположные им пороки, страсти и этапы их возрастания, даны рекомендации о способах преодоления греха на каждом из этих этапов. Данное учение о добродетелях обладает значительным потенциалом в деле правового воспитания, в том числе самовоспитания. Полагаю, не требует аргументации положение о том, что взращивание каждой из добродетелей является желаемым и ценным для общества явлением. Святыми отцами тщательно рассмотрены и каждый мотив правонарушений (гнев, зависть, месть, сребролюбие и др.), и отягощающие их факторы (пьянство, совместное совершение греха). Особенно тяжким воспринимается страсть сребролюбия, о которой святитель Иоанн говорит: «Мы должны избегать всех вообще душевредных страстей, но особенно тех из них, которые и сами из себя рождают много грехов. Таково, напр., сребролюбие. Оно и само по себе тяжкая болезнь, но становится еще тяжелее потому, что оно корень и мать всех зол. Таково же и тщеславие» [7, Беседа LXIX, с. 689-690]. Например, коррупция явно проистекает из любостяжания. Уже в IV в. свт. Иоанн указывает на трудность ее преодоления, а также на то, что хищения одних порождают хищения других: «Люди, как скоро видят светлые дома, множество полей, толпы слуг, серебряные сосуды, большое собрание одежд, - всячески стараются иметь еще больше, так что первые бывают причиной для вторых, эти для последующих. Между тем, если бы хотели жить скромно, то не были бы учителями для других» [7, Беседа LXV, с. 663]. Причем, итог хищнических трудов не дает большой или постоянной радости, такого человека ждут только хлопоты, издержки, «.лишение всякого утешения и осуждение от всех не только при жизни, но и после смерти» [7, Беседа LXV, с. 664].

При этом добродетель - это не только некое умонастроение, но и конкретные дела милосердия. Традиция благотворительности в России тесно связана с православной культурой. К этому активно призывает и свт. Иоанн: «Итак, будем всячески стараться очистить себя от скверны. Очищается же она. многоразличными средствами. Первое из всех этих средств - милостыня» [7, Беседа LXXШ, с. 731]. Причем, благотворительность, подчеркивается свт. Иоанном Златоустом, является таковой только тогда, когда человек уделяет от имущества, полученного «от прибытка праведного и таких же трудов, и чисты от всякого любостяжания, хищения и насилия» [6, с. 89].

Основой же любой добродетели является любовь, «которая есть мать добра: она произрастает от души добродетельной. жизни же ничто так не благоустрояет, как любовь» [7, Беседа LXXII, с. 722-723]. Как делает вывод С.С. Логиновский, современный исследователь святоотеческой социальный мысли, «по мнению свт. Иоанна Златоуста, любовь, целью которой является преследование интересов окружающих человека людей. является

главным элементом правильной социальной жизни. Только любовь способна сделать социальную жизнь человека нормальной, обеспечить истинное единство и благоденствие человечества.» [9, с. 16]. Указание на подвиг самопожертвования, на наш взгляд, также является важным, например, при патриотическом воспитании. На службу в правоохранительных органах и вооруженных силах, сопряженную с риском для жизни, невозможно мотивировать с позиций материальных благ, славы или рациональных эгоистичных аргументов; только с позиций любви в самом высоком смысле как способности «душу положить за други своя» (Ин. 15:13).

4) Целостность восприятия общества, предполагающее активную позицию каждого человека по поддержанию общественного порядка и законности. В православном вероучении Бог спасает человека как члена Церкви - совокупности верующих, на духовном уровне составляющих Тело Господа Иисуса Христа. У свт. Иоанна имеется восприятие не только Церкви как тела, целостного организма, но и всего общества. Как в организме, когда страдает один орган, страдает все тело, так и в социуме греховные болезни одних негативно отражаются на всем обществе. И в конечном итоге каждый член общества разделяет судьбу всего общества. Верность подобного восприятия подтверждается текущими событиями, происходящими в западных странах, когда ангажированная политическая позиция руководства стран приводит к негативным последствиям для их граждан. Из подобного восприятия общества как целостности проистекает призыв святителя не быть равнодушным и занимать активную позицию по отношению к происходящему в обществе, при необходимости останавливая силой нарушителей или помогая нуждающимся: «.станем оказывать милосердие и большее человеколюбие как имуществом, так и делами. Если увидим, что кого-либо мучат и бьют на площади, и если можем избавить его деньгами, то избавим. А если можем освободить словами, не поленимся и это сделать». [3, Беседа XV, с. 248-249].

Златоуст удивительно ощущает общность всех людей, соборность и взаимосвязь каждого человека друг с другом, призывая к готовности и пострадать за свою позицию: «Так и ты до смерти борись за истину. И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего. У нас нет ничего общего только с диаво-лом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю. имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы.» [5, с. 25]. Ан-тиохийский пастырь искренне верит в силу добрых р дел, в возможность для всего общества исправить- ИД ся, стать лучше, даже если малая часть общества Е (православные верующие) будет активна в своей К позиции по отстаиванию добра. ё

5) Необходимость разнообразия благодатных у средств (как поощрения, так и страха наказания) А

для приведения человека к благу. Путь достижения цели содержит, помимо принципа синергии, принцип любви, который обнаруживает себя не только в милости, но и в строгости. По православному вероучению Бог не только Податель благ, но и Судия. Поэтому свт. Иоанн Златоуст постоянно возбуждает души своих слушателей не только указанием на милосердие Божие и небесные блага, но и внушает им страх перед наказанием. Так проявляет себя человеколюбие Божие, попускающее в том числе скорби для наставления человека к благу.

Как Господь прибегает к различным средствам, так и от человека, являющегося образом Божиим и частью общества, требуется не только милосердие, но при необходимости и строгость: «Снисходительность и кротость не везде полезны; бывают случаи, когда учителю нужна и строгость. Так, когда ученик ленив и упрям, нужно употребить против него и наказание, чтобы возбудить его от лености» [7, Беседа XLIV, с. 433]. Также святитель наставляет своих слушателей об отношении к падшим в грехи о возможности применить к ним и силу: «Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство» [5, с. 26].

Из этого следует обоснование возможности использования в обществе наказаний, в том числе силы, а также важность использования различных средств в юридической практике: как санкций, порождающих неблагоприятные последствия, так и поощрительных мер. При этом необходимо отличать возможность использования силы от принуждения. Применяемая сила или наказание здесь -это пассивное претерпевание человеком неблагоприятных последствий (например, штраф, ограничение свободы), а принуждение - это уничтожение свободной воли человека, принуждение его к совершению активных действий (например, к использованию цифровых устройств, совершению медицинских процедур). Представляется, что богословски оказывается обоснованным применение наказаний и силы, но не принуждение к активным действиям. Если Сам Бог сохранил за человеком свободу, возможность не следовать по предначертанному пути, то люди тем более не могут принуждать других людей к следованию своей воли и своим представлениям о правильном и неправильном, а только устанавливать последствия, то есть наказания такому неследованию.

Заключение. Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о том, что влияние идей свт. Иоанна Златоуста на православную философию права проявляется в указании на: 1) данную Богом свободу как источник противоправного поведения, 2) понимание невозможности его полного устранения, 3) необходимость использования труда, а также разнообразных средств (стяжание добродетелей, активная помощь ближним, страх наказаний) как обществом в целом, так и каждым человеком для достижения целей человеческой жизни, из которых нематериальные блага имеют приоритет перед материальными.

Литература

1. Всеобщая декларация прав человека, принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. - URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declara-tions/declhr.shtml (дата обращения: 07.04.2023).

2. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. - URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ cnst1793.htm (дата обращения: 10.04.2023).

3. Златоуст Иоанн, святитель. Толкование на Евангелие от Матфея. В двух книгах. [Текст] / Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. - Москва: Сибирская Благозвонница, 2016. - Книга первая. -734 с.

4. Иоанн Златоуст. Творения Святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Констан-тинопольскаго, в русском переводе. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская духовная акад., 1895-1906. Том 1 (в 2-х книгах). Книга 2: 1895. - [393]-883 с. - URL: https://viewer.rsl.ru/ru/ rsl01003109776?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 07.03.2023)

5. Иоанн Златоуст. Творения Святого Отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского: Том 2 (в 2-х книгах). Книга 1: в русском переводе. - Санкт-Петербург: Издание С.- Петербургской Духовной Академии, 1896. 512 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/ rsl01003109783?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 07.03.2023).

6. Иоанн Златоуст. Творения Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская духовная акад., 1895-1906. Том 8 (в 2-х книгах). Книга 1:

1902. - 463 с.--URL: https://viewer.rsl.ru/ru/

rsl01003114147?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 22.03.2023)

7. Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на Евангелие от Иоанна / Святитель Иоанн Златоуст. - Москва: Сибирская Благозвонни-ца, 2016. - 926, [2] с.

8. Исмагилов Р. Ф., Сальников В.П. Справедливость и правда как идея в русской философии права // Правовое поле современной экономики. 2016, № 7. С. 102-115. - URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=30484057 (дата обращения: 10.04.2023)

9. Логиновский С.С. Святитель Иоанн Златоуст о значении любви для социальной жизни (на примере толкования 1 Кор. 13, 1-8) // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 31 (212), с. 11-16. - URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=16354325 (дата обращения: 09.04.2023)

10. Овчинников А.И. Правовая теология и ее ценность в постсекулярном мире // В сборнике: Социальная ценность права в современном обществе. Материалы шестого Всероссийского симпозиума. Отв. редактор В.Д. Перевалов.

Екатеринбург, 2021. - URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=47343728 (дата обращения: 03.02.2023 г.).

11. Овчинников А.И., Фетисов Т.А. Теоцентризм русской философии права: история и современность // Северо-Кавказский юридический вестник. 2021. № 3. С. 59-71. - URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=46668593 (дата обращения: 21.03.2023)

12. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, принятая Архиерейским Собором 2000 г. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/419128.html (дата обращения: 03.04.2023)

13. Райн А. (Лопухин А.П.) По поводу издания полного собрания творений св. Иоанна Златоуста // Христианское чтение. 1894. № 7-8. -С. 168-174. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Lopuhin/po-povodu-izdanija-polnogo-sobranija-tvorenij-sv-ioanna-zlatousta/ (дата обращения: 14.03.2023)

THE INFLUENCE OF THE IDEAS OF ST. JOHN CHRYSOSTOM ON THE ORTHODOX PHILOSOPHY OF LAW

Tretiakova K.V.

St. Petersburg State University of Economics

The purpose of this article was to disclose the influence of Orthodox dogmatic truths on the legal views of St. John Chrysostom. The relevance of the topic is due to the influence of Orthodox ideas and values on the Russian philosophy of law. In the course of the study, the following theological theses were identified, as well as conclusions from them that are important for the Orthodox legal thinking of St. John. 1) God-given liberty as the original irremovable source of wrong behavior. 2) The priority of intangible values, which means the superiority of ecclesiastical and moral regulation over the legislative one. 3) The principle of synergy, from which follows the necessity of human efforts in the acquisition of virtues, charity, and, consequently, lawful behavior. 4) The integrity of the perception of society, which means the active position of each person to maintain public order. 5) the necessity of a variety of gracious means (both encouragement and fear of punishment) to lead a person to good.

Keywords: John Chrysostom, Orthodox legal understanding, moral theology, legal theology, Greek patristic thought.

References

1. Universal Declaration of Human Rights, adopted by resolution 217 A (III) of the UN General Assembly of December 10, 1948.

URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ declhr.shtml (date of access: 07.04.2023).

2. Declaration of the Rights of Man and of the Citizen 1789. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1793.htm (date of access: 10.04.2023).

3. Chrysostom John, saint. Commentary on the Gospel of Matthew. In two books. [Text] / Saint John Chrysostom, Archbishop of Constantinople. - Moscow: Siberian Blagozvonnitsa, 2016. -Book One. - 734 p.

4. John Chrysostom. Creations of John Chrysostom, Archbishop of Constantinople, in Russian translation. Volume 1, book. 2. -St. Petersburg: St. Pet. Spirit. Acad., 1895. - [393]-883 p. -URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003109776?page=1&ro-tate=0&theme=white (date of access: 07.03.2023)

5. John Chrysostom. Creations of John Chrysostom, Archbishop of Constantinople, in Russian translation. Volume 2, book. 1. St. Petersburg: St. Pet. Spirit. Acad., 1896. 512 p. -URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003109783?page=1&ro-tate=0&theme=white (date of access: 07.03.2023).

6. John Chrysostom. Creations of John Chrysostom, Archbishop of Constantinople, in Russian translation. Volume 8, book. 1 - St. Petersburg: St. Pet. Spirit. Acad., 1902. - 463 p. - URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003114147?page=1&ro-tate=0&theme=white (date of access: 22.03.2023)

7. John Chrysostom, saint. Commentary on the Gospel of John / Saint John Chrysostom. - Moscow: Siberian Blagozvonnitsa, 2016. - 926, [2] p.

8. Ismagilov R.F., Sal'nikov V.P. Justice and Truth as an idea in the Russian philosophy of law // Legal field of modern economy. 2016, № 7. P. 102-115. URL: https://elibrary.ru/item.as-p?id=30484057 (date of access: 10.04.2023)

9. Loginovsky S.S. Saint John Chrysostom on the meaning of love for social life (on the example of the interpretation of 1 Cor. 13, 1-8) // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2010. No. 31 (212), p. 11-16. - URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=16354325 (date of access:09.04.2023)

10. Ovchinnikov A.I. Legal theology and its value in the postsecular world // In the collection: Social value of law in modern society. Proceedings of the sixth All-Russian Symposium. Editor V.D. Perevalov. Yekaterinburg, 2021. (date of access: 03.02.2023 r.)

11. Ovchinnikov A.I., Fetisov T.A. Theocentrism of Russian Philosophy of Law: History and Modernity // North Caucasian Legal Bulletin. 2021. No. 3. P. 59-71. URL: https://elibrary.ru/item.as-p?id=46668593 (date of access: 21.03.2023)

12. Fundamentals of the social concept of the Russian Orthodox Church, adopted by the Council of Bishops in 2000. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (date of access: 03.04.2023)

13. Rain A. (Lopukhin A.P.) Regarding the publication of the complete collection of works of St. John Chrysostom // Christian reading. 1894. No. 7-8. Pp. 168-174. - URL: https://azbyka. ru/otechnik/Lopuhin/po-povodu-izdanija-polnogo-sobranija-tvorenij-sv-ioanna-zlatousta/ (date of access: 14.03.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.