Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ «ЗАКОН» (νόμος) В ТВОРЧЕСТВЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА'

КОНЦЕПТ «ЗАКОН» (νόμος) В ТВОРЧЕСТВЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ / ИОАНН ЗЛАТОУСТ / ЗАКОН / NOMOS / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН / ВИЗАНТИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Третьякова Ксения Владимировна

В статье обосновывается многозначность концепта «закон» (νόμος) в творчестве святителя Иоанна Златоуста, архиепископа константинопольского и вселенского учителя Церкви (347-407). Под законом у святителя понимается сфера нормативного, в которой действуют (в природе или социуме) или предписываются некие правила, наблюдаются закономерности или упорядоченность. При этом, помимо божественных законов, Златоуст различает государственные человеческие законы, которые под страхом наказания поддерживают благоустройство общества; а также естественный закон, отражающий как природный порядок вещей, так и отличительную прирожденную способность человека различать благое и злое (совесть). В православном понимании естественный закон как голос совести обладает свойствами врожденности и всеобщности, в то время как склонность к греху проистекает из свободного произволения человека и не носит характера необходимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СONCEPT “LAW” (νόμος) IN THE WORKS OF ST. JOHN CHRYSOSTOM

The article substantiates the polysemy of the concept “law” (νόμος) in the works of St. John Chrysostom, Archbishop of Constantinople and a teacher of the Church (347-407). The saint understands the law as the normative sphere, in which certain rules function (in nature or society) or are prescribed, a causal nexus or order are observed. Besides divine laws, Chrysostom distinguishes state human laws, as well as natural law. Social laws support the good order and the improvement of society by fear of punishment. Natural law reflects both the natural order of things and the distinctive innate ability of man to discern the difference between good and evil (conscience). In the Orthodox understanding, natural law as the voice of conscience is characterized by innateness and universality, while the inclination to sin comes from the free will of man and does not have the character of necessity.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ «ЗАКОН» (νόμος) В ТВОРЧЕСТВЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА»

Концепт «закон» (vó^o^) в творчестве святителя Иоанна Златоуста

Третьякова Ксения Владимировна,

аспирант, кафедра теории и истории государства и права, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» E-mail: biblioved@mail.ru

В статье обосновывается многозначность концепта «закон» (vójio<;) в творчестве святителя Иоанна Златоуста, архиепископа константинопольского и вселенского учителя Церкви (347-407). Под законом у святителя понимается сфера нормативного, в которой действуют (в природе или социуме) или предписываются некие правила, наблюдаются закономерности или упорядоченность. При этом, помимо божественных законов, Златоуст различает государственные человеческие законы, которые под страхом наказания поддерживают благоустройство общества; а также естественный закон, отражающий как природный порядок вещей, так и отличительную прирожденную способность человека различать благое и злое (совесть). В православном понимании естественный закон как голос совести обладает свойствами врожденности и всеобщности, в то время как склонность к греху проистекает из свободного произволения человека и не носит характера необходимости.

Ключевые слова: православное правопонимание, Иоанн Златоуст, закон, nomos, естественный закон, Византия.

Введение

Актуальность темы обусловлена значительной ролью православного святоотеческого наследия в формировании нравственных ценностей и социальных идеалов русской культуры. Однако правовые взгляды наиболее значимых отцов Церкви, выразивших ее учение языком философии в первые века существования Византии, в юридической науке являются почти неизученными. Предметом рассмотрения отечественных авторов в основном были иные, смежные вопросы: взгляды греческих отцов Церкви по конкретным политико-правовым вопросам (Ю.А. Баскин, М.Д. Фоминская, Б.И. Кец-ба, Е.Ю. Киселева, А.В. Булавин, Д.А. Казанцев), византийское правосознание (В.Е. Вальденберг, И.П. Медведев, А.И. Смирнов) и др.

Так как творчество каждого из восточнохристи-анских богословов значительно по объему, то тщательный анализ требовал ограничить данную работу одним автором. Таким образом источниковой базой исследования послужило творчество свт. Иоанна Златоуста (347-407), преимущественно его нравственно-аскетические и экзегетические труды на Новый Завет. Из средневековых святых отцов был избран свт. Иоанн Златоуст по следующим причинам: 1) его жизнь, творчество, рассуждение приходится на IV в. существования Восточной Римской империи, период, в котором, с одной стороны, еще жива и активна античная языческая философская традиция, в лоне которой и получает классическое образование юношество, а, с другой стороны, гонения на православных уже не столь интенсивны, что позволяет нам видеть человека, воспитанного в двух культурах, античной философской и христианской; 2) свт. Иоанн Златоуст относится к числу вселенских учителей Церкви (один из трех), изложивших основы богословского и нравственного православного учения; 3) прежде своего поставления в священники в Антиохии, молодой Иоанн имел опыт обучения и практической деятельности юристом, а также аскетический опыт пребывания с отшельниками в пустыне, сочетая в себе таким образом и теоретическое, и практическое знание как светской, так и монашеской жизни. За силу своего слова он получил именование Златоуста, за силу своего слова был избран архипастырем в столичный Константинополь, за свое служение пострадал, был изгнан и доведен до смерти. р

В отечественной науке творчество свт. Ио- ИД анна Златоуста не рассматривалось с юридиче- Е ской точки зрения, только в рамках философских К (М.Ю. Грыжанкова), педагогических (В.А. Калаче- S ва, А.А. Сапрыкина), культуроведческих (Е.Т. Ка- у зенина), филологических (А.С. Балаховская, А

И.В. Пролыгина), экономических (М.С. Сороцкий) и исторических (Л.А. Соколов) исследований. Работы зарубежных авторов (Justin Lee Stephens, Alexo Jr. Kenneth, Themistocles Hadjioannou, Demetrios I. Mouzakis) также были выполнены по политологии, истории или богословию, поэтому проблема понимания «закона» в них затрагивалась, но вскользь, и с выводами, представляющими больше интерес для политической философии или богословия.

Соответственно цель настоящей работы заключается в реконструкции правовых взглядов свт. Иоанна Златоуста. Для достижения данной цели были поставлены в том числе следующие задачи: 1) выявить представления святителя о концепте «закон» (vô^oç), его свойствах; 2) определить и охарактеризовать значения и контексты употребления слова «закон»; 3) показать своеобразие православного понимания закона по сравнению с античным. Новизна работы заключается в том, что впервые в отечественной юридической науке представлено понимание концепта «закон» в творчестве восточ-нохристианского богослова IV в.

Понимание «закона» (nomos) в античной традиции к моменту распространения христианства

Православное правопонимание является наследником двух традиций: эллинистической, представленной классической древнегреческой философией, и иудейско-ветхозаветной, содержащейся в текстах Ветхого (Септуагинты) и Нового Завета, написанных хотя и на греческом языке, но передающих концепты иудейской культуры.

Греческое слово vô^oç (закон) происходит от глагола vé^w, которое означает разделять, пасти, пользоваться, владеть чем-либо, населять что-либо, обитать или жить где-либо. Скорее всего первоначально речь идет о распределении земли, которая используется для скотоводства и обитания. Так, имеется слово-омоним vo^ôç, означающий пастбище, местопребывание и т.п. По всей видимости, изначально этот термин в меньшей степени был связан с сакральной сферой, чем более архаичный термин Gé^iç (или gé^itoç, themis, тэмис или фемис), обозначавший и богиню Фемиду, и некие установления, веления богов. Во всяком случае понятия, обозначаемые тремя дочерьми Зевса и Фемиды (Эвномия - Благозаконие, Дике - Правосудие и Ирина - Мир), оказываются в классический период более востребованными, и термины dike и nomos для правовой сферы вытесняют themis к VI-V веках до н.э.

Закон (vô^oç) к моменту появления христианства в античной философии понимается двояко, обозначая и законы полиса, установленные людь-— ми, и законы, людьми не установленные. Законы, S2 устанавливаемые в государствах-полисах, рас-£3 сматриваются античными мыслителями как согла-° шения, договоренности. Такие законы варьируют-SB ся от полиса к полису; могут подлежать сравнению,

оценке, заимствованию и изменению. Цель законов полиса, отношение к ним, их содержание - все это является предметом рассмотрения и дискуссий в Древней Греции, одно бесспорно - они установлены людьми и могут быть ими изменены.

Другая категория законов - это законы, установленные не по воле людей, а существующие неизменно. Эти законы не имели общего наименования. В древнегреческой литературе речь шла о законах богов. Например, в трагедии Софокла «Аякс» Одиссей призывает Агамемнона не отказывать в погребении доблестного мужа, ведь так он «уничтожил бы не этого мужа, но законы богов» [6, с. 209]. Для Аристотеля это неписаный общий закон, то есть «закон, обязательный для всех людей» («...koivov бе оаа аYрафа пара naaiv o^oAoYeTaGai бокеТ» Aristot. Rh. 1368b) [2, с. 112]. Так, философ поясняет: «Есть нечто справедливое и несправедливое по природе, общее для всех, признаваемое таковым всеми народами, если даже между ними нет никакой связи и никакого соглашения относительно этого» (Aristot. Rh. 1373b). [2, с. 111].

Изменчивость и произвольность человеческих законов (сущее) уже в Античности порождает проблему оправдания законов, то есть тех требований, которые они предъявляются к людям (должное). С учетом утраты веры в олимпийских богов, Зевса, Дике, Орка и других, античные философы старались разрешить проблему разрыва между сущим и должным, отыскав новое место для пребывания вечной правды. Платону, пишет историк правовых учений Л.В. Батиев, для этого «пришлось прибегнуть к гипостазированию (онтологизации) закона, а также к онтологизации идей вообще. Закон не изобретается человеком, а открывается им» [3, с. 37]. У Аристотеля таким источником становится скорее природа человека: «.правда существует вечно и никогда не изменяется, так же как и общий закон, потому что и правда, и общий закон сообразны с природой, а писанные законы изменяются часто.» (Aristot. Rh. 1375a) [2, с. 123] Таким образом, по мнению Л.В. Батиева, у Аристотеля «под законом понимается не только должное, но и сам уже существующий порядок, сама закономерная взаимосвязь вещей. В первую очередь это относится к естественному закону» [4, с. 170].

Ветхозаветная иудейская традиция также различает божественный закон и волеустановленный, только для Израиля божественный закон является писаным, объективированным - это Закон Моисея. Законоположения иных народов, языческих, передаются чаще всего с помощью множественного числа - законы (vo^oi) и употребляются в редких случаях: «Всего в корпусе канонических книг ВЗ vo^og в ед.ч. встречается 233 раза, а vo^oi - 13 раз» [5, с. 12].

Таким образом, к моменту появления христианства закон в античной литературе является сформированным концептом, понимаемым двояко: 1) как обязательные для исполнения законы полиса, государственной власти, т.е. волеустанов-ленные законы; 2) как вечные законы, существу-

ющие независимо от человеческого волеизъявления, законы природы или законы божественные. Иудейско-ветхозаветная традиция также различала божественный закон, то есть закон, установленный Богом через пророка Моисея, и волеустанов-ленные законы всех остальных, языческих народов.

Православное понимание закона

Православное правопонимание, представленное в творчестве свт. Иоанна Златоуста, частью наследует античное понимание закона, частью - изменяет его, пропитываясь новыми христианскими смыслами. Законом у святителя именуется любая сфера нормативного, в которой действуют (в природе или социуме) или предписываются некие правила, наблюдаются закономерности или упорядоченность. Как пример понимания закона как фактически существующих закономерностей в обществе можно привести следующий отрывок. Рассуждая о захвате древними израильтянами Палестины, святитель говорит о необычайной легкости, чудесности этих завоеваний: «Бог доставлял им победы не только по закону войны и сражения, чтобы кто-нибудь не приписал совершившихся событий им самим, но воздвигал против врагов их и стихии вселенной» (курсив автора - К.Т.) [13, с. 439]. То есть каждая человеческая деятельность в представлении святителя имеет свои закономерности в осуществлении, то есть связь между причиной и следствием. Такое широкое употребления слова «закон» характерно и для современного русского языка.

Как и в Античности, свт. Иоанн Златоуст различает несколько видов закона: государственные (общественные) законы, божественные законы (к которым относится и закон Моисея), естественный закон, а также редко упоминаемые закон плоти и закон дел. Надо отметить, что под законом в текстах Священного Писания почти всегда имеется в виду закон Моисея, то есть совокупность постановлений, данная народу Израиля через пророка Моисея (Тора). У свт. Иоанна Златоуста нет такой определенности в словоупотреблении, для него слово «закон» имеет различные значения, поэтому каждый раз он поясняет, о каком законе идет речь: законе иудейском, царских законах или законе природы. В настоящей статье в силу ее ограниченного объема рассмотрению подлежат только писаные человеческие законы и естественный закон.

Государственные законы

Законы, а именно действующее светское законодательство, у свт. Иоанна Златоуста именуется писаными законами, царскими законами, человеческими законами и проч. О них свт. Златоуст говорит между прочим, чаще приводя как всем понятный и доступный пример для сравнениях с другими законами. Можно выделить две характеристики, присущие всякому закону (общественному, божественному

и естественному), но которые описаны святителем через сравнение с государственными законами. Первая характеристика - цель законов, их назначение, которое для святителя однозначно заключается в достижении блага, то есть поддержании благой упрядоченной жизни социума. Вторая характеристика - принудительная сила законов, которая заключается в наличии наказаний за их неисполнение. В следующем фрагменте упоминаются как благая цель закона, так и средства ее достижения в виде наказаний: «...никто не жалуется на законы, напротив, все считают их общеполезными. И это считается знаком благоденствия и благожелательства, когда постановлены законы, несмотря на то, что законы наполнены наказаниями, и нельзя найти закона без наказания» [15, с. 58]. Соединение благой цели с необходимостью принуждения, наказаний, мы видим и в другом отрывке. Так, сравнивая два пути достижения Богом Своих целей (через благодать и скорби), Златоуст пишет о гражданских властях: «И законодатели полагают многие и жестокие наказания преступникам .так как заботятся о благоустройстве нашей жизни тем, что добродетельным людям воздают честь, а людей порочных, нарушающих спокойствие, укрощают наказаниями» [14, с. 68].

Святитель Иоанн уделяет значительное внимание превентивной функции наказания. На это обращает внимание и А. Кеннет (A. Kenneth), американский исследователь политической теологии греческих святых отцов: «Для Иоанна, как для Оригена и большинства греческих отцов, наказание рассматривается. скорее как форма воспитания, как для наказываемого лица, так и для тех лиц, которые являются свидетелями наказания или узнают о назначенном наказании» [20, p. 234]. Однако необходимо подчеркнуть, что свт. Иоанн является реалистом, понимая, что фактически законы могут не выполнять свои функции, а использоваться в противоположных целях, для насилия. Так, на примере ап. Матфея, который совершенно переменил свой образ жизни со сборщика налогов на ученика Христа и благовестника, Златоуст рассуждает о возможности исправления в любое время, даже после занятия хищничеством под личиной законной деятельности. Святитель указывает, что мытарство - это «насилие, укрывающееся под предлогом закона, обращающее врача в палача» [12, с. 464], хотя изначальное предназначение законов, как и врачебной дельности -исцеление, исправление нерадивых членов общества: «Законы суть врачи, а здесь они делаются палачами, потому что не лечат рану, а увеличивают ее» [12, с. 464]. В работах святителя можно видеть понимание и других признаков норм права, которые выделяются в современности, например, такого, как распространение законодательных актов на неопределенный круг лиц. Так, Златоуст говорит о законодателях, полагающих свои законы, «часто даже не зная, кто впоследствии будет пользоваться помощью их постановлений» [14, с. 68].

5 -о

сз ж

■с

Таким образом можно сделать вывод о восприятии православным мышлением в лице святителя Иоанна светских законов благожелательно как необходимого инструмента установления и поддержания порядка в обществе, хотя и сопровождающегося неприятными явлениями. К сходному выводу приходит и А. Кеннет применительно к функциям государства: «Если Августин видит большинство государств едва ли отличными от мелких «воров-домушников», Златоуст рассматривает государство как доброжелательный и великодушный, хотя и несовершенный, инструмент постоянной божественной заботы о своих созданиях» [20, р. 237].

Законы природы и естественный закон совести и разума

Если в Античности концепт «естественный закон» только складывается, то у свт. Иоанна Златоуста он уже активно используется. Среди естественных законов, упоминаемых и характеризуемых свт. Иоанном Златоустом, можно выделить две группы: 1) физические законы природы; 2) всеобщий нравственный закон совести (аигабпапс).

Если в Античности природа (изменяемое) и закон (неизменяемое, сущностное) в какой-то момент противопоставлены друг другу, то у свт. Иоанна Златоуста закономерное течение природных явлений, например, смена времен года, телесное устройство жизни человека воспринимается как «закон». При это под естественным законом у Златоуста подразумевается все, что относится к естественным потребностям человека: «Есть, пить, спать, расти, алкать, жаждать, рождаться, умирать, и все другие подобного рода. И от этих нужд никто не может избавиться - ни грешник, ни праведник, ни царь, ни простолюдин, но все мы подлежим этой необходимости природы» [17, с. 738]. Этот природный, естественный закон для святителя носит необходимый, непреложный характер, то есть не подлежит естественному изменению. Однако природный ход вещей может быть изменен Богом. Так, про рождение Исаака от 90-летней Сарры, когда «обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось» (Быт. 18:11), святитель говорит, что он был рожден «не по естественному порядку, не по закону супружества» [17, с. 791]. В то же время от Агари сын «родился не так, но по законам естества и обыкновенного супружества» [17, с. 792], то есть в данном случае речь идет о естественном законе как о природном порядке вещей, а не о совести.

Однако значение естественного закона как нравственного закона у Златоуста также присутствует. Для святителя это закон совести, вложенный в природу человека, позволяющий различать благое и злое: «.Бог, вначале созидая — человека, даровал ему естественный закон. Что 2 такое естественный закон? Бог впечатлел в нас Я совесть, и познание добра и зла сделал врожден° ным» [10, с. 142]. Святитель Иоанн приводит и ар-г! гументы в пользу существования естественного,

универсального для всех народов закона совести. Например, святой отец полагал, что светское законодательство (уголовное, семейное, договорное) различных народов имеет нечто своим источником, а именно: естественный закон. Так, язычники утверждают: «Нет у нас, говорят, врожденного закона в совести; Бог не положил его в природе. С чего же, скажи мне, с чего их законодатели написали законы о браке, об убийствах, о завещаниях, о залогах, о непритеснении ближних и о многом другом?» [10, с. 144]. На возражение о том, что различные народы, государства могут копировать законодательство друг у друга, а также на аргумент о том, что текущие законы являются отражением древних обычаев, святитель указывает следующее: «Нынешние законодатели, может быть, научились от предшественников, эти от прежних, а эти опять от древнейших: но от кого научились те, которые вначале и первые издали у них законы? Не ясно ли, что от совести?» [10, с. 144].

Несмотря на новое в православии осмысление естественного закона как внутреннего закона совести, в нем сохраняется античное восприятие тесной связи естественного закона с разумом. Так, о периоде Античности Л.В. Батиев замечает: «Закон, в учении Аристотеля, непосредственно связывает с разумом» [4, с. 170]. Святитель Иоанн также замечает про творение язычниками законного «естеством»: «Говоря же - «естеством» разумеет естественный разум» [16, с. 532]. О соотношении разума и совести можно заметить следующее: совесть есть побуждение для разума, который посредством воли реализует веления совести (или нет). Закон совести был универсален и доступен всем, не только израильтянам, имевшим закон Моисея, но и всем прочим народам, «потому что взамен закона достаточно совести и разума» [16, с. 533]. Златоуст приводит примеры следования естественному закону неизраильтянами из ветхозаветной истории. Вслед за ап. Павлом он подразумевает под ними благочестивых людей из различных народов: «людей богобоязненных, повинующихся естественному закону, которые, за исключением соблюдения иудейских обрядов, исполняли все относящееся до благочестия. Таковы были Мелхиседек и бывшие с ним, Иов, ниневитяне, Корнилий» [16, с. 529].

Итак, святитель Иоанн утверждает врожденный характер естественного закона совести, который не является разумом, но должен управлять разумом, то есть совесть должна главенствовать над разумом. Говоря про Бога и человека, Златоуст замечает: «Он дал ему особого учителя, - врожденный закон, как бы кормчего для корабля, как всадника для коня, поставив его над нашим разумом. Поэтому уже Авель знал его, хотя письмена еще не существовали, не было ни пророков, ни апостолов, ни писанного закона, а был только закон прирожденный» [12, с. 515]. Свидетельством врожденного знания добра и зла, полагает святитель, является также боязнь и страх, который испытывают Каин и Адам после совершения своих проступков.

Они скрываются от лица Божия, лгут, явно понимая то, что содеяли зло. Так и в повседневности мы замечаем, как люди не переносят, когда их порок называют своим именем, человек краснеет и скрывает его, надевая личину добродетели: «порок не имеет своего собственного лица, если не взай-мет взаймы лица у добродетели» [11, с. 939]. Так, сама природа делает явным осознание человеком добра и зла: «Бог вложил в природу неписанный закон, озаряющий наши мысли. Никто пусть не говорит: я не прочитал закона, закон природы изобличит тебя» [11, с. 938].

Новое, возвышенное содержание православного учения приводит к разрыву с античным пониманием «естественного» и неестественного. Так, свт. Иоанн дает оценку предыдущему, античному правопониманию, сравнивая образ жизни и учение апостолов и древнегреческих философов. Среди последних упоминается «Платон, «составивший пресловутую «Политию», или Зенон и другие, писавшие об общественном устройстве, и составители законов» [7, с. 15]. Законодательные предложения данных лиц святитель клеймит как внушенные злым духом, ибо «они предписывали всем иметь общими жен, выводить напоказ мужчинам обнаженных девиц во время ристалищ. когда они ниспровергли и уничтожили всякий порядок и извратили уставы самой природы» [7, с. 15]. То есть Платон и другие античные составители законов упрекаются за противоречия их построений именно естественному закону, основанному на природе (фитд).

Другим примером переосмысления «естественного» является отношение православия к содомии. Несмотря на широкое распространение педерастии в современном Иоанну Златоусту обществу, оно подвергнуто обличению со стороны святителя. Мужеложство, в результате которого отдается предпочтение вместо женщин отрокам, рассматривается святым отцом как нарушение естественных законов: «.постигла (нас) болезнь тяжкая и неис-цельная. потому что нарушаются не только писанные, но даже и естественные законы» [8, с. 91]. Таким образом можно признать, что для православного мышления небезразлично как содержание светских законов, так и фактическое положение дел в обществе. Юридическая и политическая сферы общества рассматриваются с точки зрения условий достижения целей православного учения - об ожения, вечного спасения каждого человека, являющегося членом общества.

Проблема закона греха (плоти)

Иногда можно встретить указание в православной антропологии на еще одну систему закономерностей, действующей в человеке, это закон греха (плоти). Данный концепт не знаком Античности, является новым, характерным именно для православного понимания природы человека вообще и его поступков в социуме в частности. По православному вероучению (отличному в этом от римо-като-

лического) грехопадение первых людей приводит к повреждению изначально совершенной природы человека. Таким образом все последующие поколения людей наследуют в процессе рождения от прародителей падшую природу, то есть удобосклоня-емость к греху, то есть нарушению естественного порядка, установленного Богом. Для выражения этой склонности к греху часто используется слово плоть. Василий Никанорович Мышцын, дореволюционный профессор церковного права, пишет, что у ап. Павла плоть, «аар; совершенно соответствует еврейскому понятию зшт. Первоначальное значение пшт мясо, как материал или субстанция тела. Плоть непременно предполагает кровь, - жилище души, и самую душу.» [19, с. 25], то есть плоть означает некое одушевленное существо: и человека, и животного.

Несмотря на то, что слово плоть, aap;, было известно античной философии и также означает телесную сторону бытия человека, там оно не имело такого существенного значения, как в православии. В.Н. Мышцын объясняет это тем, что для древних греков единственное, что выделяло человека из среды других одушевленных существ (животных), была его разумность, поэтому ей и ее функциям уделяется в античной философии больше всего внимания. В иудейском ветхозаветном восприятии мир был разделен прежде всего на Творца и творение, поэтому человека отличало от Бога, являющегося по природе Духом (до воплощения), наличие плоти. В итоге с плотью начинает связываться все, что противоположно Богу: «или в метафизическом смысле, - как физическое, слабое, немощное, или в нравственном, как нечистое и греховное» [19, с. 27]. Таким образом речь идет не только о теле как плоти, но и об уме плоти (плотское мудрование), и плотской воли, то есть концепт «плоть» охватывает собой все нечистые и несовершенные душевные и интеллектуальные состояния человека. Греховность, по православному вероучению, заключается не в теле человека (аыца, soma) или его телесности, а в нарушении иерархии внутреннего устройства: дух-душа-тело, когда происходит ее извращение, и разумные и душевные свойства человека начинают служить телу, вместо нормального служения тела - духу.

Выяснение значения слова «плоть» (aap;, sarks) необходимо для понимания следующей фразы ап. Павла: «Итак нахожу закон, что когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7:21-23, 25). То есть под «законом греха» здесь подразуме- р вается закономерность, которая лежит в падшей Д природе человека, но не в телесной природе как Ч

m

таковой, а в доминировании плоти над духом, ко- К торое приводит к страстям и порокам. S

Несмотря на то, что применительно к анализу у Послания ап. Павла к Римлянам мы можем гово- А

рить о «законе греха», для творчества святителя Иоанна не характерно восприятие греховности человека как закона. Для Златоуста закон - это то, что имеет обязательную и непреложную силу, а грех, проступок человека - это результат его свободного выбора. Святитель неоднократно подчеркивает то, что человек может вести добродетельную жизнь, а естественные нужды и потребности (например, вожделение) - удовлетворять законным путем, не впадая в грех. Так, святитель Иоанн увещевает своих слушателей: «Бог вложил в нашу природу силу, побуждающую любить других. пороки же противны природе. Но греха собственно нет ни одного, который бы проистекал из необходимости, - все они зависят от испорченной воли. Бог не так создал природу, чтобы необходимо должно было грешить, если бы это было так, тогда не было бы и наказания» [18, с. 19.]. Для большей наглядности святитель Иоанн приводит в пример волка, являющегося по своей природе свирепым, и овцу, которая по природе кротка. Они не могут изменить свою природу и перестать быть таковыми. Но иная природа человека: «Законы природы не нарушаются и не колеблются, но остаются неизменными. Но во мне этого нет; я бываю и свирепым, когда захочу, и кротким, когда пожелаю, потому что я не связан природою, но одарен свободным произволением» [9, с. 855].

Таким образом можно сделать вывод о том, что естественным законом является способность к различению добра и зла, а подчиненность нравственно-духовной стороны человека страстям, пороку и греху, выражаемая словом плоть, является не законом, а свободным произволением человеческой воли. Об этом явственно говорит и святой отец: «.таково учение церкви, которое осуждает только один грех и утверждает, что оба закона, данные от Бога, - и естественный, и Моисеев - находятся во вражде с грехом, а не с плотью; плоть же есть не грех, а Божие творение, весьма полезное для нас и в подвигах добродетели, если мы бодрствуем» [16, с. 641].

Таким образом можно подвести итоговый вывод о том, что в православном правопонимании под законом понимаются, помимо божественных законов, государственные человеческие законы, под страхом наказания поддерживающие благоустройство общества; а также естественный закон, отражающий как природный порядок вещей, так и отличительную прирожденную способность человека различать благое и злое (совесть). Существующий разрыв между осознанием блага (естественный закон) и его исполнением (плотская воля) может приводить к порабощению человека греху. Однако следование за плотью, извращение естественного закона и поставление духа и разума человека исключительно на служ— бу телесным потребностям не является необхо-2 димостью, законом, так как человек всегда соЯ храняет свободу и может вести добродетельную ° жизнь, что подтверждает пример самого свт. Ио-2 анна Златоуста.

Литература

1. Аристотель. Политика / Аристотель; пер. С.А. Жебелев. - Москва: Директ-Медиа, 2012. - 258 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=-book&id=6940 (дата обращения: 03.03.2023).

2. Аристотель. Риторика / Аристотель; пер. Н. Платонова. - Москва: Директ-Медиа, 2002. - 358 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https:// biblioclub.ru/index.php?page=book&id=6941 (дата обращения: 03.03.2023)

3. Батиев Л.В., Диалектика природы и закона в Древней Греции (от дорефлективной философии до средней классики) // Философия права. 2011. № 4 (47). С. 33-38. - URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=16404911 (дата обращения: 03.03.2023)

4. Батиев Л.В., Закон и право в философии Аристотеля // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2004. № 3 (254). С. 165-178. URL: https://elibrary.ru/item.as-p?id=23064422 (дата обращения: 03.03.2023)

5. Брагинская Н.В., Селезнев М.Г., Шмаина-Великанова А.И. «Номос» и «номой» во второй книге Маккавев // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 6 (15). С. 9-38. - URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=27169905 (дата обращения: 06.01.2023)

6. Бугай, Д.В. Платоновская концепция справедливости и ее исторические предпосылки: дис. .д-ра филос. наук: 09.00.03 / Бугай Дмитрий Владимирович, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. - Москва: 2019. - 637 с. - ИАС «ИСТИНА» МГУ им. М.В. Ломоносова. - URL: https://istina.msu. ru/dissertations/240874790/ (дата обращения: 04.11.2022).

7. Златоуст Иоанн, святитель. Толкование на Евангелие от Матфея. В двух книгах. [Текст] / Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. - Москва: Сибирская Благозвонница, 2016. - Книга первая. -734 с.

8. Златоуст, И. Творения Святого Отца нашего, Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 1, Кн. 1. - Санкт-Петербург: Санкт-Пет. Дух. Акад., 1895. - 500 с.: ил. - В 2-х кн. - Текст: электронный. - URL: https://znani-um.com/catalog/product/353511 (дата обращения: 07.02.2023)

9. Златоуст, И. Творения Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 1, кн. 2 [Электронный ресурс]. -Санкт-Петербург: С-Пет. Дух. Акад., 1906. -[393]-883 с. - Текст: электронный. - URL: https:// znanium.com/catalog/product/355545 (дата обращения: 07.02.2023)

10. Златоуст, И. Творения Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 2, кн. 1. Санкт-Петербург: С-Пет. Дух.

Акад., 1896. 512 с. - URL: https://viewer.rsl.ru/ru/ rsl01004464456?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 06.03.2023)

11. Златоуст, И. Творения Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 2, кн. 2. Санкт-Петербург: С-Пет. Дух. Акад., 1896. [516]-979 с. Режим доступа: по подписке. URL: https://znanium.com/catalog/ product/355342 (дата обращения: 13.09.2021). Текст: электронный.

12. Златоуст, И. Творения Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 3, кн. 2 [Электронный ресурс]. -Санкт-Петербург: С-Пет. Дух. Акад., 1897. -[403]-962 с. - Текст: электронный. - URL: https:// viewer.rsl.ru/ru/rsl01003109817?page=1&ro-tate=0&theme=white (дата обращения: 04.03.2023)

13. Златоуст, И. Творения Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 5, кн. 2 [Электронный ресурс]. -Санкт-Петербург: С-Пет. Дух. Акад., 1899. -[419]-1007 с. - Текст: электронный. - URL: https:// viewer.rsl.ru/ru/rsl01003114186?page=1&ro-tate=0&theme=white (дата обращения: 04.03.2023)

14. Златоуст, И. Творения Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 8, кн. 1 [Электронный ресурс]. -Санкт-Петербург: С-Пет. Дух. Акад., 1902. -463 с. - Текст: электронный. - URL: https://az-byka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-evan-gelie-ot-ioanna/ (дата обращения: 03.03.2023)

15. Златоуст, И. Творения Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 9, кн. 1 [Электронный ресурс]. -Санкт-Петербург: С-Пет. Дух. Акад., 1903. - 480 с. - Текст: электронный. - URL: https://azbyka. ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-dejanija-apostolskie/ (дата обращения: 03.03.2023)

16. Златоуст, И. Творения Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 9, кн. 2 [Электронный ресурс]. -Санкт-Петербург: С-Пет. Дух. Акад., 1903. -[484]-1008 с. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/355322 (дата обращения: 03.03.2023)

17. Златоуст, И. Творения Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 10, кн. 2 [Электронный ресурс]. -Санкт-Петербург: С-Пет. Дух. Акад., 1904. -[459]-992 с. - Текст: электронный. - URL: https:// viewer.rsl.ru/ru/rsl01003114138?page=1&ro-tate=0&theme=white (дата обращения: 03.03.2023)

18. Златоуст, И. Творения Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 11, кн. 1 [Электронный ресурс]. -Санкт-Петербург: С-Пет. Дух. Акад., 1905. -471 с. - Текст: электронный. - URL: https:// viewer.rsl.ru/ru/rsl01003114019?page=3&ro-

tate=0&theme=white (дата обращения: 04.03.2023)

19. Мышцын, В.Н. Учение Св. Апостола Павла о законе дел и законе веры / [Соч.] Василия Мыш-цына, преп. Рязан. духов. семинарии. - Сергиев посад: 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1894. -264 с. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_ Myshcyn/uchenie-sv-apostola-pavla-o-zakone-del-i-zakone-very/ (дата обращения: 06.03.2023)

20. Kenneth Alexo, Jr. Toward an Ecclesian Theory of Politics: an Interptetation of the Political Theology of the Greek Church Fathers. - A dissertation presented to the Faculty of Princeton University for the Ph.D. Degree. - 2009. - 573 p. - URL: https:// www.proquest.com/docview/304990250/CF8D-0CE52D9049E8PQ/5?accountid=28255 (date of request: 29.09.2021)

CONCEPT "LAW" (NOMOI) IN THE WORKS OF ST. JOHN CHRYSOSTOM

Tretiakova K.V.

St. Petersburg State University of Economics

The article substantiates the polysemy of the concept "law" (vojio<;) in the works of St. John Chrysostom, Archbishop of Constantinople and a teacher of the Church (347-407). The saint understands the law as the normative sphere, in which certain rules function (in nature or society) or are prescribed, a causal nexus or order are observed. Besides divine laws, Chrysostom distinguishes state human laws, as well as natural law. Social laws support the good order and the improvement of society by fear of punishment. Natural law reflects both the natural order of things and the distinctive innate ability of man to discern the difference between good and evil (conscience). In the Orthodox understanding, natural law as the voice of conscience is characterized by innateness and universality, while the inclination to sin comes from the free will of man and does not have the character of necessity.

Keywords: Orthodox legal understanding, John Chrysostom, law, nomos, natural law, Byzantium.

References

1. Aristotle. Politics / Aristotle; translation. S.A. Zhebelev. - Moscow: Direct-Media, 2012. - 258 p. - URL: https://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=6940 (date of access: 03.03.2023).

2. Aristotle. Rhetoric / Aristotle; translation. N. Platonov. - Moscow: Direct-Media, 2002. - 358 p. - URL: https://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=6941 (date of access: 03/03/2023)

3. Batiev L.V., Dialectics of nature and law in Ancient Greece (from pre-reflective philosophy to middle classics) // Philosophy of Law. 2011. No. 4 (47). pp. 33-38. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=16404911 (date of access: 03/03/2023)

4. Batiev L.V., Law and justice in the philosophy of Aristotle // News of higher educational institutions. Jurisprudence. 2004. No. 3 (254). pp. 165-178. URL: https://elibrary.ru/item.as-p?id=23064422 (date of access: 03/03/2023)

5. Braginskaya N.V., Seleznev M.G., Shmaina-Velikanova A.I. "Nomos" and "nomoi" in the second book of the Maccabees // Bulletin of the Russian State Humanitarian University. Series: History. Philology. Culturology. Oriental studies. 2016. No. 6 (15). pp. 9-38. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27169905 (date of access: 01/06/2023)

6. Bugay, D.V. Platonov's concept of justice and its historical premises: theses . of a doctor of philosophical sciences: / Bugay Dmitry Vladimirovich, Moscow State University named after M.V. Lomonosov. - Moscow: 2019. - 637 p. - IAS "True" Moscow State University. M.V. Lomonosov. - URL: https://istina. msu.ru/dissertations/240874790/ (date of access: 04.11.2022).

7. Chrysostom John, saint. Commentary on the Gospel of Matthew. In two books. [Text] / Saint John Chrysostom, Archbishop of Constantinople. - Moscow: Siberian Blagozvonnitsa, 2016. -Book One. - 734 p.

5 -a

C3 ж

<

8. Chrysostom, I. Creations of our Holy Father, John Chrysostom, Archbishop of Constantinople. Volume 1, Book. 1. - St. Petersburg: St. Pet. Spirit. Acad., 1895. - 500 p.: - In 2 books. - Text: electronic. - URL: https://znanium.com/catalog/product/353511 (date of access: 07.02.2023)

9. Chrysostom, I. The works of John Chrysostom, Archbishop of Constantinople, in Russian translation. Volume 1, book. 2 [Electronic resource]. - St. Petersburg: St. Pet. Spirit. Acad., 1906. -[393] -883 p. - Text: electronic. - URL: https://znanium.com/ catalog/product/355545 (date of access: 02/07/2023)

10. Chrysostom, I. Creations of John Chrysostom, Archbishop of Constantinople, in Russian translation. Volume 2, book. 1. St. Petersburg: St. Pet. Spirit. Acad., 1896. 512 p. - URL: https://view-er.rsl.ru/ru/rsl01004464456?page=1&rotate=0&theme=white (date of access: 03/06/2023)

11. Chrysostom, I. Creations of John Chrysostom, Archbishop of Constantinople, in Russian translation. Volume 2, book. 2. St. Petersburg: St. Pet. Spirit. Acad., 1896. [516]-979 p. Access mode: by subscription. URL: https://znanium.com/catalog/prod-uct/355342 (date of access: 09/13/2021). Text: electronic.

12. Chrysostom, I. The works of John Chrysostom, Archbishop of Constantinople, in Russian translation. Volume 3, book. 2 [Electronic resource]. - St. Petersburg: St. Pet. Spirit. Acad., 1897. -[403]-962 p. - Text: electronic. - URL: https://viewer.rsl.ru/ru/ rsl01003109817?page=1&rotate=0&theme=white (date of access: 03/04/2023)

13. Chrysostom, I. Creations of John Chrysostom, Archbishop of Constantinople, in Russian translation. Volume 5, book. 2 [Electronic resource]. - St. Petersburg: St. Pet. Spirit. Acad., 1899. -[419]-1007 p. - Text: electronic. - URL: https://viewer.rsl.ru/ru/ rsl01003114186?page=1&rotate=0&theme=white (date of access: 03/04/2023)

14. Chrysostom, I. Creations of John Chrysostom, Archbishop of Constantinople, in Russian translation. Volume 8, book. 1 [Electronic resource]. - St. Petersburg: St. Pet. Spirit. Acad., 1902. -463 p. - Text: electronic. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Io-ann_Zlatoust/besedy-na-evangelie-ot-ioanna/ (date of access: 03.03.2023)

15. Chrysostom, I. Creations of John Chrysostom, Archbishop of Constantinople, in Russian translation. Volume 9, book. 1 [Electronic resource]. - St. Petersburg: St. Pet. Spirit. Acad., 1903. -480 p. - Text: electronic. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Io-ann_Zlatoust/besedy-na-dejanija-apostolskie/ (date of access: 03.03.2023)

16. Chrysostom, I. Creations of John Chrysostom, Archbishop of Constantinople, in Russian translation. Volume 9, book. 2 [Electronic resource]. - St. Petersburg: St. Pet. Spirit. Acad., 1903. -[484]-1008 p. - Text: electronic. - URL: https://znanium.com/ catalog/product/355322 (date of access: 03.03.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Chrysostom, I. Creations of John Chrysostom, Archbishop of Constantinople, in Russian translation. Volume 10, book. 2 [Electronic resource]. - St. Petersburg: St. Pet. Spirit. Acad.,

1904. - [459]-992 p. - Text: electronic. - URL: https://viewer.rsl. ru/ru/rsl01003114138?page=1&rotate=0&theme=white (date of access: 03.03.2023)

18. Chrysostom, I. Creations of John Chrysostom, Archbishop of Constantinople, in Russian translation. Volume 11, book. 1 [Electronic resource]. - St. Petersburg: St. Pet. Spirit. Acad.,

1905. - 471 p. - Text: electronic. - URL: https://viewer.rsl.ru/ru/ rsl01003114019?page=3&rotate=0&theme=white (date of access: 03/04/2023)

19. Myshtsyn, V.N. The teaching of the Holy Apostle Paul on the law of deeds and the law of faith / [Coll.] Vasily Myshtsyn, Rev. Ryazan. spirits. seminary. - Sergiev Posad: 2nd type. A.I. Sne-gireva, 1894. - 264 p. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_ Myshcyn/uchenie-sv-apostola-pavla-o-zakone-del-i-zakone-very/ (date of access: 03/06/2023)

20. Kenneth Alexo, Jr. Toward an Ecclesian Theory of Politics: an Interptetation of the Political Theology of the Greek Church Fathers. - A dissertation presented to the Faculty of Princeton University for the Ph.D. Degree. - 2009. - 573 p. -URL: https://www.proquest.com/docview/304990250/CF8D-0CE52D9049E8PQ/5?accountid=28255 (date of request: 29.09.2021)

OJ CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.