Научная статья на тему 'Понятие ≪дома≫в контексте образования детей по учению святителя Иоанна Златоуста'

Понятие ≪дома≫в контексте образования детей по учению святителя Иоанна Златоуста Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
336
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИОАНН ЗЛАТОУСТ / ДОМ / СЕМЬЯ / БРАК / МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ДЕТИ / JOHANNES CHRYSOSTOMUS / HOME / FAMILY / MARRIAGE / A SMALL CHURCH / EDUCATION / UPBRINGING / TEACHING / CHILDREN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сапрыкина Анна Алексеевна

В статье рассматривается образ дома, семьи (oikos) в педагогическом контексте учения святителя Иоанна Златоуста. Показаны основные свойства и функции дома. В творениях Златоуста дом единое целое, он способен жить духовной жизнью как единый живой организм. Дом может быть также Церковью, небом, где отец и муж как священник учит своих детей и жену. Также дом назван государством-полисом, управляемым царем, войском на поле духовной брани. Златоуст призывает сделать дом также училищем, местом образования детей. Образовательная функция семьи оказывается центральной в учении свт. Иоанна Златоуста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contemplates the concept of home, family (oikos) in the pedagogical context of the doctrine of St. John Chrysostom. The basic features and functions of the “oikos” are discussed. According to Chrysostom the “oikos” is an organic whole, live organism which is capable of having a spiritual life. The “oikos” can also be compared to the Heaven, the Church where the father and the husband teaches his children and wife like a priest. Also the “oikos” is compared to a polis a city-state governed by a king, and to the spiritual army. Chrysostom also encourages to consider the “oikos” as a school, a place of children’s education. The education function of the family is a central point of the Chrysostom’s discourse

Текст научной работы на тему «Понятие ≪дома≫в контексте образования детей по учению святителя Иоанна Златоуста»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2014. Вып. 3 (34). С. 48-55

Анна Алексеевна Сапрыкина, канд. пед. наук genitera@yandex.ru

Понятие «дома» в контексте образования детей

по учению святителя Иоанна Златоуста

А. А. Сапрыкина

В статье рассматривается образ дома, семьи (oikos) в педагогическом контексте учения святителя Иоанна Златоуста. Показаны основные свойства и функции дома. В творениях Златоуста дом — единое целое, он способен жить духовной жизнью как единый живой организм. Дом может быть также Церковью, небом, где отец и муж как священник учит своих детей и жену. Также дом назван государством-полисом, управляемым царем, войском на поле духовной брани. Златоуст призывает сделать дом также училищем, местом образования детей. Образовательная функция семьи оказывается центральной в учении свт. Иоанна Златоуста.

В святоотеческой традиции личное образование, личное совершенствование и даже личное спасение теснейшим образом связаны с созиданием христианской общности, семьи, Церкви, государства. Понятие дома (семьи) как естественного соединения отдельных личностей в единый хор, соединение максимально полное во всех возможных аспектах жизни, в этом случае оказывается уникальным. Это образ отношений в других общностях, в церкви и государстве. Также семья оказывается уникальным «субъектом» и в то же время «местом» образования всех ее членов, не только детей, но и родителей.

Душа человека и спасение его в христианском учении тесно связывается с понятием «дом». Святитель Иоанн Златоуст прямо говорит о связи души человека и дома: «К душе имеют отношение следующие три предмета: дом, город и вселенная...»1 (In Acta apostolorum, LII, PG 60, 365; ПСТ 5, 1, 4552). Златоуст рассматривает дом (oixoc;, oikos)3 и как домохозяйство, и как особое, духовное по-

1 В анафоре (центральная часть Литургии) святителя Василия Великого есть такая молитва: «Сам всем вся буди, ведый коегождо, и прошение его, дом и потребу его» (Служебникъ. М., 1896). Здесь дом — неотъемлемая часть характеристики человека.

2 Здесь и далее сокращение ПСТ означает: Свт Иоанн Златоуст. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. Спб, 1895—1906. Т. 1—12, репринтное издание: М.: «Православная книга» (Т. 1—2), «Златоуст» (Т. 3—6, Кн. 1), «Святитель Иоанн Златоуст» (Т. 6, Кн.2 — Т. 7), «Радонеж» (Т. 8—12), 19912004., с указанием тома, книги, номеров страниц.

3 Лиддл и Скотт oixog (oikos) переводят и как дом, и как помещение, в том числе трапезная (dinning-hall), и как храм (temple), как космос (domicile of planet), и как семья (family). (A Greek-English lexicon / completed by Henry George Liddell and Robert Scott. New York, 1996). На церковно-славянский язык oixog (oikos) переводится и как дом (например, Мф 10: 12), и

нятие, как путь духовной жизни — путь к Богу. olko; имеет важное значение в педагогическом учении святителя — дом обозначен «местом образования»4 для христианского ребенка. «И как в палестре прежде состязаний атлеты занимаются с теми, кто им близок, чтобы, усовершенствовавшись на них, стать непобедимыми для соперников, так же пусть воспитывается в доме и ребенок» (De inani gloria et de educandis liberis, § 685). Для понимания тезиса Златоуста необходимо подробнее рассмотреть, как проповедник понимает «дом», какие выделяет его свойства и функции, прежде всего в образовательном контексте.

Дом для Иоанна Златоуста — единое целое, единый организм. Семейный человек идет по пути ко спасению — а это дело жизни каждого христианина — не один, но вместе со всем своим домом. Христос говорит в Евангелии не только о спасении души человека, но также о спасении «дома»: пришло спасение дому (тф oí'xw) сему (см. Лк 19: 9). Иоанн Златоуст также поднимает тему спасения «всего дома»: «Ужели, если наши жены и дети будут беспорядочны, то мы будем подлежать за них ответу? Да, если (это случится) от неприятия нами строгих мер, потому что для спасения недостаточно нам собственной добродетели (arete)... а требуется еще (добродетель) другого» (In epistulam ad Ephesios XXI PG 62, 154; ПСТ 11,1, 190). О том, что собств енной добродетели «недостаточно» для спасения, Златоуст говорит, вспоминая слова апостола «кто о своих, а особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим 5: 8). Иоанн Златоуст подчеркивает божественное и одновременно естественное происхождение этого закона: «...кто нерадит о своих, тот нарушает и Закон Божий, и закон природы» (In epistulam I ad Timotheum, XIV, PG 62, 571; ПСТ 11, 2, 7166).

Образ семьи как единого целого не является уникальной особенностью учения именно рассматриваемого автора, он встречается в Священном Писании и в текстах других раннехристианских авторов. Представление о доме как о священном месте мы находим еще в Ветхом Завете7. Дом (как общность) — особый образ, имеющий религиозное значение в христианском учении. Апостол Павел по-

как храм в значении «семья» (см. Полный церковно-славянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений)/ Г. Дьяченко, сост. М., 1993).

4 Ср.: UciechaA. Rodzina miejscem wychowania w traktacie pedagogicznym o wychowaniu dzie-ci Jana Chryzostoma // Slaskie studia historyczno-teologiczne. 1986/87. №19/20. Р. 65-92. З. Бара в исследовании, посвященном роли мирян в Церкви по учению Златоуста, также выделяет отдельно семью как место, где происходит целостное образование ребенка (Bara Z.-J. The Obligation of the Christian Believers in the Works of Saint John Chrysostom // Studia Universitatis Babe§-Bolyai, Theologia Catholica Latina. LV, 2. 2010. P. 74-75).

5 Русский перевод: Свт. Иоанн Златоуст. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2 т. Т. 1.: В Христе сокрыты все сокровища премудрости. Путь христианского образования в трудах Отцов Церкви и мыслителей христианского Средневековья. М., 1994. С. 190.

6 "О бё myei, toütó éotl- Kai töv той 0еоо vó^ov, xai töv Tf; фшем; äöixel ó töv 16ímv хатащ^му.

7 С. С. Аверинцев писал о свойственной Ветхому Завету сопряженности «малой вселенной человеческого дома и большом доме устроенной Богом вселенной... Поэтому самые "домашние" и "семейные", если угодно самые "обывательские", уроки бытового благонравия лежат в той же плоскости, что высокое видение мирового порядка» (Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. С. 161).

сылает приветствия отдельным лицам, Церквям, отдельным членам семей, а также «домашним церквям» (см. 1 Кор 16: 19; Кол 4: 15). В книге «Пастырь» Ерма», включенной в «Писания мужей апостольских», мы читаем: «не ради тебя собственно гневается на тебя Господь, но за дом твой, который впал в нечестие <...> И ты, любя детей, не вразумлял своего семейства, но допустил их развратиться»8 (Hermas. Pastor I, 3: 19). В приведенном отрывке «Пастыря» эта особенность дома «спасаться» или «грешить» связывается с ответственностью родителей за детей, теми узами, которые настолько скрепляют членов семьи, что личный грех одного члена семьи может погубить и остальных. О такой связи говорится и в «Постановлениях апостольских»: «.если <ваши дети> сойдутся с необуздываемыми по беспечности родителей, то не одни согрешившие дети наказаны будут, но и родители их осуждены будут за них» (Constitutiones apostolorum10).

Мы видим, что, согласно многим популярным раннехристианским текстам, Господь лишает Царствия Небесного родителей за неправедное поведение их детей и за состояние всего «дома». С другой стороны, неправильная, греховная жизнь дома, членов семьи — результат недосмотра или собственно греховного поведения главы семьи, как говорит Златоуст. «Многие ведь и ныне ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается сыном, иной терпит неприятности от брата, иной от слуги — и каждый мучится, досадует, сражается, причиняет войну и поражается войною; но никто не думает, рассуждая сам в себе, что, если бы он не посеял грехов, то не взросли бы в доме его терния и волчцы, — если бы не подложил искр греховных, то не воспламенился бы дом его... исполнителями наказания грешнику Бог назначает домашних его, об этом свидетельствует Божественное Писание...» (Expositiones in psalmos III PG 55; ПСТ 5, 1, 7). Состояние войны в семье Златоуст не считает нормальным11. Речь идет о том, что в случае неправильного поведения домашних отец и муж должен «искать причину в себе самом». Златоуст в своих беседах говорит также о том, что, очищая собственную душу, члены семьи приводят к спасению и свой дом. Святитель учит отца семейства: «К псалмопению пусть присоединится молитва, чтобы вместе с душою нам освятить и самый дом» (Expositiones in psalmos 41, PG 55; ПСТ 5, 1, 153). Слова Иоанна Златоуста продолжают евангельскую идею «спасения дома». Дом способен «освящаться», «очищаться» и «спасаться», как душа человека.

Если в ранних творениях Златоуста семья оказывается частью <^ра», то в зрелом периоде его творчества мы видим семью как единство, которое может быть противопоставлено «^ру». Дом в учении Златоуста назван Церковью: «...дом есть малая церковь (^ oíxía yáp 'ExxXnoía ¿otí щхрб)» (In epistulam ad Ephesios XX PG 62, 143; ПСТ 11, 1, 175, Церковь — с большой буквы; ср. «буди же аки цркви храм ваш, мужи и женами составлена»12). Как собрание верующих христи-

8 MV oúx Evexa toútou opYÍ^Exaí ooi ó 6eóg, áAA' iva tov olxóv oou tov ávo^oavTa ág tov xúpiov xai ág ú^ag Toüg YoveTg aÜTñv émoTpé^flg.

9 Рус. пер. с изм. по: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 200.

10 Постановления апостольские. Сергиев Посад, 2006. С. 103.

11 Ср. рассуждение М. Д. Муретова (1851—1917) о мире и войне между членами семьи в Мф. 10: 34-37 (Муретов М. Д. Христианский брак и Церковь. М., 2002. С. 508).

12 Златоструй. Слово МА. ОР РГБ. Ф. 247. № 185. Л. 344. Речь идет о ночной совместной молитве супругов, а также, по возможности, их детей, даже если они «зело детски суть».

ан, участвующих в церковных таинствах, оказывается единым Телом Христовым (ср. 1 Кор 12: 13, 28), так и семья оказывается единым организмом в церковной жизни, малой Церковью, включенной в «великую», «основную», собственно Церковь Христову13.

Ответственность родителей за детей, которая связывает дом в единое целое, приравнивает, по Златоусту, положение отца в семье к положению епископа и священника в Церкви: «...ты ведь отвечаешь за спасение и детей, и домочадцев. Как мы дадим отчет за вас, так и каждый из вас несет ответственность и за слугу, и за жену, и за сына» (In Genesim VI, PG 54, 607; ПСТ 4, 2, 76014). Представление о доме, где муж исполняет роль епископа, мы находим в толковании Евангелия от Иоанна младшим современником Златоуста блаженным Августином (354—430): «...Пусть и каждый отец семейства (paterfamilias) знает, что он обязан своим отцовским положением в своем семействе этому имени <Бога>. Пусть он побуждает, учит, увещевает, направляет всех своих ко Христу и вечной жизни, пусть он будет к ним благожелателен, пусть упражняет их в науках. Так он будет отправлять в своем доме церковную и как бы епископскую обязанность, служа Христу, чтобы вечно быть с Ним» (In Jon Evang. tract. 51, § 13. M.XXXV. Р. 176815).

Однако не каждый дом — Церковь. В другом месте святитель Иоанн Златоуст призывает: получив поучение в Церкви и «возвратившись домой, предложим двоякую трапезу, одну из снедей, другую — из услышанного: муж пусть передает сказанное, жена пусть учится; пусть слушают и дети... Сделай твой дом церковью» (In Genesim, VI, PG 54, 607; ПСТ 4, 2, 760, также Expositiones in psalmos 41, PG 55; ПСТ 5, 1, 153). То есть стать Церковью — задача семьи, которую можно выполнить, в частности сделав дом местом духовного образования16.

Дом может быть также небом. Златоуст говорит в «Беседах на Книгу Бытия»: «... сделай свой дом небом (oúpavóv); а сделаешь это не тогда, когда переменишь стены, или переставишь основание, а когда призовешь к своей трапезе самого Владыку небеснаго. Бог не презирает такия вечери. Где духовное учение (öiöaoxaXia nveu^aTix^), там и смиренномудрие, и честность, и скромность; где муж, и жена, и дети в согласии и любви (ó^óvoia xal фь^) соединены узами добродетели (ápeifl;), там посреди (цёоос;) Христос» (In Genesim, VII, PG 54, 616; ПСТ 4, 2, 770). Здесь мы видим, что в том случае, когда дом становится «небом»,

13 С. В. Троицкий, исследуя эту тему, пишет: «Семья не есть лишь подобие Церкви. Такое воззрение было бы ложным омусианским учением. Нет, по своему идеалу семья есть органическая часть Церкви, есть сама Церковь... семья, и как часть Церкви, есть все же Церковь» (Троицкий С. В. Христианская философия брака. Клин, 2001. С. 40). Также ср.: Муретов. Указ. соч.

14 'Exx^noíav noínoóv оои t^v o'ixíav- xal Yap xal üneí)6uvo; el xal Tf¡; töv nai6ÍMV xal Tf¡; töv o'ixetöv oMT^pÍa;- xal xa6ónep ЛщеХ; úráp ú^üv &raitoí)^e6a Xóyov. oütm xal exaoTo; ú^üv xal úráp o'ixétou, xal úráp Yuvaixö;, xal úráp naiöo; óraiTeXTai eú6úva;.

15 «...ut unusquisque etiam paterfamilias hoc nomine agnoscat paternum affectum suae familiae se debere. Pro Christo et pro vita aeterna, suos omnes admoneat, doceat, hortetur, corripiat; impen-dat benevolentiam, exerceat disciplinam: ita in domo sua ecclesiasticum et quodammodo episcopale implebit officium, ministrans Christo ut in aeternum sit cum ipso». Приведенный перевод — Н. Ки-бардина, по: Кибардин Н. Система педагогики по творениям блж. Августина. Казань, 1910. С. 120.

16 Интересно, что Златоуст приводит в другом произведении и обратное сравнение, уподобляя Церковь — дому, и проповедь — трапезе (De Anna, V, PG 54, 699; ПСТ 4, 2, 822).

там «посреди Христос». Начало такого преобразования «дома» — духовное учение. Семью — ту, которая становится Церковью и небом, возглавляет Христос (всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог, 1 Кор 11. 3), и при этом Он не вне дома, но внутри него — «посреди»17. Главенство Христа и в Церкви, и в семье также уподобляет дом Экклесии. Условия, при которых семья становится таковой, указаны святителем: «где духовное учение» и «где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели». В приведенных текстах видно, что одним из свойств дома-Церкви является образовательная деятельность. Семья «учится» духовным учением. Семьей как Церковью управляет отец-епископ. Епископ в Церкви — последователь апостолов и учитель, поэтому сопоставление отца с епископом также указывает на роль отца как учителя семьи.

В гомилиях антиохийского и константинопольского периода жизни свт. Златоуста выделение дома из м1ра (но не из вселенной и Церкви) подчеркивают сравнения ойкоса с войском и крепостью. «Дом каждого есть целое войско», и воюет этот дом «единым фронтом» с врагом — диаволом и грехом (In epistulam ad Ephesios XXII PG 62, 158; ПСТ 11, 1, 195). Война, которую ведет семья, противопоставляет «идеальный дом» мiру. Семью Златоуст уподобляет государству (или городу — polis): «Дом (oíxía) каждого есть как бы город (nóXic;), и каждый хозяин есть начальник над собственным домом... есть как бы некий царь (Paoi^euc;), у которого находится в подчинении столько начальников... А жена все-таки останется другим царем в этом доме, хотя без диадемы» (In epistulam ad Ephesios XXII PG 62, 158; ПСТ 11, 1, 195). Уподобление дома полису с царской властью встречается у Златоуста неоднократно. Иерархичность устройства семьи отсылает нас к образу монархии. В трактате «О тщеславии...» Златоуст обращается к отцу: «Считай себя царем, имеющим подчиненный тебе город — душу ребенка» (De inani gloria et de educandis liberis, § 23, Line 325-326; рус. пер. С. 18018). Далее в трактате говорится об устройстве стен и ворот в этом «городе-крепости». В этом же трактате Златоуст неоднократно указывает воспитательную задачу: «Воспитай борца для Христа!» (Qpé^ov áGXnx^v тф Хрютф) (De inani gloria et de educandis liberis, § 19; рус. пер. С. 179). Муж является в семье царем, жена же — царем-соправителем без короны. Семья оказывается духовной единицей — малой Церковью и христианским царством на земле. Она иерархична, как и государство. Семья-государство находится в борьбе против диавола за Царствие Небесное. Командующими являются муж и жена, а дети воспитываются как борцы.

Чтобы дом был именно таковым — Церковью, небом, войском, ведущим духовную войну, — необходимо соблюдение определенного характера взаимоотношений в семье19. «Хотя бы муж и не любил своей жены, она должна бояться его,

17 Исследователь святоотеческого учения о браке С. В. Троицкий пишет: «в браке всегда есть третье лицо — лицо самого Бога» (Троицкий. Указ. соч. С. 38).

18 Nó^ioov elvai Paoi^eü; nókv exwv únrixoov t^v той nai6ó; ^uxív- ябк; Yáp éotlv ovtm;

Л

19 Святитель в этом случае опирается на слова апостола Павла: жена должна повиноваться мужу как Церковь повинуется Христу (Кол 3. 18; Еф 5. 22-24), муж должен любить жену как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф 5. 25-33), дети должны повиноваться родителям, ибо это благоугодно Господу (Еф 6. 1-3; Кол 3. 20), а родители должны воспиты-

чтобы не быть ей в долгу у него; равным образом и наоборот, если бы жена и не боялась20 мужа, он должен любить ее, чтобы ему не быть в долгу у нее. Каждый имеет свои обязанности. Таков брак о Христе, брак духовный и рождение духовное, не от кровей, не от болезней рождения... <...> брак... всецело духовный, в котором душа соединяется с Богом неизреченным союзом, как Он один знает» (In epistulam ad Ephesios XX PG 62, 141; ПСТ 11, 1, 173)21. Именно соблюдение возложенных обязанностей, причем без «оглядки» на другого, делает дом «духовным».

Одна из основных функций семьи по Иоанну Златоусту — образовательная. Дом — это место обучения, училище, палестра, где христианин учится добродетельной жизни. Дом как место регулярного обучения с постоянным учителем или учителями представлен не только у Златоуста, такая идея активно обсуждалась среди других Отцов Церкви22. Дом — школа уже потому, что дом — малая

вать детей в учении и наставлении Господнем (Еф 6. 4). Подчеркивается религиозный характер указанных взаимоотношений. Жена должна повиноваться мужу «если не ради мужа, то, в особенности, ради Господа» (In epistulam ad Ephesios XX PG 62, 136; ПСТ 11, 1, 167). Также Златоуст указывает мужу, говоря о жене: «Не столько ради ее самой должно любить ее, сколько ради Христа... Итак, делай все из повиновения Господу и как бы ты делал все ради Него» (In epistulam ad Ephesios XX PG 62, 143; ПСТ 11, 1, 176). Для Златоуста дом и все отношения в доме имеют «проекцию» в вечность. В речь, которую молодой муж должен обратить к новобрачной, Златоуст включает такие слова: «Настоящая жизнь ничего не значит, и я прошу, и умоляю, и всячески стараюсь сподобиться нам так устроить настоящую жизнь, чтобы можно было и там, в будущем веке, совершенно безбоязненно встретиться друг с другом. Настоящее время кратко и ненадежно; если же сподобимся перейти эту жизнь, благоугодив Богу, то будем пребывать вечно и со Христом в великой радости. Я всему предпочитаю твою любовь, и ничто не может быть для меня так тяжело, как когда-нибудь разлучиться с тобою» (In epistulam ad Ephesios XX PG 62, 147; ПСТ 11, 1, 180).

20 Боялась — по Златоусту значит, «чтобы она не противоречила, чтобы не выходила у тебя из послушания, чтобы не стремилась к первенству» (In epistulam ad Ephesios XX, PG 62, 142; ПСТ 11, 1, 174). Проясняет картину обращение Златоуста к мужу — о том, что жену «нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположением. Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствием может насладиться муж, который сожительствует с женою, как с рабою, а не как с свободной?» (In epistulam ad Ephesios XX, PG 62, 137; ПСТ 11, 1, 168).

21 Здесь подчеркнем: «духовный» брак, да еще всецело духовный — определяется Златоустом соблюдением конкретных взаимных обязанностей, здесь — подчинение жены мужу и любовь мужа к жене подчеркнуто во имя Христа, несмотря на возможное несоблюдение этого долга другим супругом. Присутствие Бога в браке, как мы видели, сотворение из дома Церкви — все это определяется у святителя Иоанна Златоуста также «религиозной» образовательной жизнью семьи. При этом безусловно существует представление и у Златоуста, и в Священном Писании о девственном браке — эта тема рассмотрена многими исследователями, например М. Д. Муретовым (Муретов. Указ. соч.). Однако вслед за апостолом Павлом Златоуст с особым «тщанием говорит и о плотском соединении, и соединении духовном... Где после этого еретики? <гнушающиеся физическими отношениями в браке как нечистыми>», и речь именно идет о браке «всецело духовном», а «не вследствие страсти...», освящении физических отношений в браке в том случае, когда приоритетом являются духовные (In epistulam ad Ephesios XX PG 62, 141; ПСТ 11, 1, 173).

22 Например: Gregorius Nazianzenus. Funebris in laudem Caesarii fratris oratio. В русском переводе см.: Святитель Григорий Богослов, архиепископ константинопольский. Слово 7, надгробное брату Кесарию, говоренное еще при жизни родителей // Собрание творений в двух томах. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 610.

Церковь, а Церковь — школа христианина. Златоуст последовательно сравнивает дом именно с организованным местом обучения детей: «... подражайте... хотя прилежанию малых детей. Они прежде всего заучивают начертание букв, потом стараются узнать и в сложении, и, наконец, таким путем доходят и до чтения. Будем и мы поступать так же <в отношении обучения добродетели>... И во всем этом мы можем упражняться дома (тл; о1х£ас;), вместе со своими друзьями, с женой, с детьми. Начнем же с первых и легчайших добродетелей... и этим начальным уроком будем непременно заниматься дома... Пусть дом твой будет местом борьбы и подвижничества в добродетели (яаХа£отра &р£тл; ^ oíxíа), чтобы, обучившись хорошо здесь, ты мог с великим искусством обращаться и в обществе» (1п МаНИаеиш, XI, PG 57, 201; ПСТ 7, 1, 120—121). В доме-палестре происходит овладение духовной борьбой как грамотой христианина: «написание в душе своей» азбуки добродетели. «...Так образуем их <дочерей своих>... Дочь, при вступлении в брак, должна так выходить из отеческого дома, как борец с места состязаний (яаХаютра;, раЫБ^аБ), т. е. она должна знать в точности всю науку <добродетели>...» (1п ер1Б1и1аш I аd ТтоШеиш IX, PG 62, 548; ПСТ 11, 2, 682). Именно через различные образы учебных заведений Златоуст показывает жизнь в доме. Дети, по Иоанну Златоусту, должны учиться именно в семье: «...вы все возлагаете на нас <священников>, тогда как только бы вам надлежало учиться у нас, а женам вашим у вас, детям тоже у вас; напротив, вы все оставляете нам» (1п ер1Б1и1аш ad Со^ББешеБ, IX PG 62, 362; ПСТ 11, 1, 432—433). В данном случае Златоуст представляет дом как место обучения жены и детей. Образование детей и замужних жен оказывается функцией семьи в Церкви, в христианском обществе.

Таким образом, дом — это единое целое, и в идеале он должен быть, по учению свт. Иоанна Златоуста, малой Церковью, небом, войском в духовной битве с грехом, городом-крепостью, училищем-палестрой. Родители несут ответственность за образование детей в таком семейном «городе-государстве». При этом и родители, и дети составляют «дом», становясь единым организмом, и вместе идут, как об этом говорит святитель, по духовному пути к Богу или к погибели. Дети органически включены в иерархические отношения внутри дома, подчиняясь родителям, вовлечены в духовную войну, которую ведет «дом». Свойства дома и задачи, поставленные перед семьей, имеют определенный педагогический характер: и движение к Богу «единой душой», и уподобление Церкви, войску, государству связано с воспитанием детей. Неправильное воспитание детей губит весь дом, так как родители несут за детей ответственность. Неправильная жизнь отца «развращает» домашних, в том числе детей. Для того чтобы дом стал Церковью, необходимо, в частности, чтобы дети получали в нем «религиозные» знания. Духовную войну, которую должен вести дом, можно назвать «практическим занятием» в духовном обучении. Представление о доме как государстве предполагает, в частности, что детьми управляет отец-царь-учитель.

Ключевые слова: Иоанн Златоуст, дом, семья, брак, малая Церковь, образование, воспитание, обучение, дети.

The concept of home in the context of children's education according to the doctrine of St. John Chrysostom A. A. Saprykina

The article contemplates the concept of home, family (oikos) in the pedagogical context of the doctrine of St. John Chrysostom. The basic features and functions of the "oikos" are discussed. According to Chrysostom the "oikos" is an organic whole, live organism which is capable of having a spiritual life. The "oikos" can also be compared to the Heaven, the Church where the father and the husband teaches his children and wife like a priest. Also the "oikos" is compared to a polis — a city-state governed by a king, and to the spiritual army. Chrysostom also encourages to consider the "oikos" as a school, a place of children's education. The education function of the family is a central point of the Chrysostom's discourse.

Keywords: Johannes Chrysostomus, home, family, marriage, a small Church, education, upbringing, teaching, children.

Список литературы

1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. С. 161.

2. Златоструй. Слово МА. ОР РГБ ф. 247. № 185, лист 344.

3. Кибардин Н. Система педагогики по творениям блж. Августина. Казань, 1910. С. 120.

4. Муретов М. Д. Христианский брак и Церковь. М., 2002. С. 508.

5. Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 200.

6. Полный церковно-славянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) / Г. Дьяченко, сост. М., 1993.

7. Постановления апостольские. Сергиев Посад, 2006. С. 103.

8. Свт. Григорий Богослов, архиепископ константинопольский. Слово 7, надгробное брату Кесарию, говоренное еще при жизни родителей // Собрание творений в двух томах. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 610.

9. Свт Иоанн Златоуст. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. Спб, 1895—1906. Т. 1—12, репринтное издание: М.: «Православная книга» (Т. 1—2), «Златоуст» (Т. 3—6, Кн. 1), «Святитель Иоанн Златоуст» (Т. 6, Кн.2 — Т. 7), «Радонеж» (Т. 8-12), 1991-2004.

10. Свт. Иоанн Златоуст. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2 т. Т. 1.: В Христе сокрыты все сокровища премудрости. Путь христианского образования в трудах Отцов Церкви и мыслителей христианского Средневековья. М., 1994. С. 190.

11. Служебникъ. М., 1896.

12. Троицкий С. В. Христианская философия брака. Клин, 2001. С. 40. A

13. Greek-English lexicon / completed by Henry George Liddell and Robert Scott. New York, 1996.

14. BaraZ.-J. The Obligation of the Christian Believers in the Works of Saint John Chrysostom // Studia Universitatis Babe§-Bolyai, Theologia Catholica Latina. LV, 2. 2010. P. 74-75.

15. Uciecha A. Rodzina miejscem wychowania w traktacie pedagogicznym o wychowaniu dzieci Jana Chryzostoma // Slaskie studia historyczno-teologiczne. 1986/87. №19/20. Р. 65-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.