УДК 101.9
С.Н. Шалагина
аспирант,
кафедра гуманитарных и социальных наук, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»
ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА -ПРОПОВЕДНИКА МИЛОСТЫНИ И СОСТРАДАНИЯ К БЛИЖНИМ
Аннотация. Статья посвящена проблемам научного исследования учения Иоанна Златоуста о милосердии, как одном из ключевых в контексте его сотериологических воззрений. Изучение различных аспектов милосердия становится осознанной необходимостью, а само милосердие становится объектом этико-философского анализа в современном обществе.
Ключевые слова: сакральные тексты святоотеческой литературы, милосердие, сотериологические воззрения, Православная церковь.
S.N. Shalagina, Tyumen State Architectural University
PROBLEMS OF SCIENTIFIC RESEARCH SPIRITUAL HERITAGE OF ST. JOHN CHRYSOSTOM
PREACHEROF MERCY AND COMPASSION FOR NEIGCBOR
Abstract. The teachings of St. John Chrysostom for mercy, is one of the key issues in the context of his soteriological views. The study of various aspects of charity becomes conscious necessity and charity itself becomes an object of socio-philosophical analysis in today's society.
Keywords: sacred texts of patristic literature, charity, soteriological views of the Orthodox Church.
Одной из ключевых проблем современного российского общества является его духовно-нравственное обновление. Независимо от господствующей социально-политической ситуации, поиск выхода из духовного кризиса характерен как для западной цивилизации, так и для России. Кризис самоидентификации России, о котором все чаще говорят в последние годы, преодолим только на пути обращения к ее истокам. В этих условиях осмысление глубинных, ценностных ориентиров становится актуальной задачей общества, которое нуждается в некоторой точке отсчета, выступающей как абсолютная ценность.
Представители современного общества все чаще обращаются к сакральным текстам в надежде найти ответ на многие вопросы в уникальных памятниках культуры, определявших мировоззрение, систему ценностей и картину мира на протяжении длительных исторических эпох. Сакральные тексты святоотеческой (патристической) литературы, раскрывающие систему воззрений, основанных на евангельских идеях любви к ближнему и помощи ему, в духовно-нравственном возрождении современного общества приобретает особую актуальность.
Обращение к исследованию сакрального как абсолютной ценности, формирующей нормы поведения человека, самоидентификации индивидов и культурных общностей, актуализирует философское осмысление глубинных, сакральных оснований социальной целостности и целостности жизненного мира человека. Милосердие как аксиологический императив осознается и признается главной ценностью человеческого общества и как свойство человеческой души. Милосердие и благотворительность являются ценностными ориентирами, обладают высоким гуманистическим статусом и неотделимы от проблем общественного развития и регулирования социальных отношений.
Эта система воззрений, основанных на евангельских идеях любви к ближнему и помощи ему, но в то же время это и черта национального характера: органичная потребность делать добро - появилось на Руси вместе с христианством. Но эти заповеди долгие годы не были повсеместны и исполняемы, и только учение отцов Церкви (митрополита Кирилла II (1273-1283 гг.), Сименона, епископа Тверского (1271-1284 гг.) и др. соотносили милосердие с современны-
ми представлениями и являлись сильным и грозным словом против стремления к обогащению и притеснению.
Бесценный опыт достижения человеческого совершенства содержат творения святых учителей и отцов Православной Церкви. В размышлениях святых отцов тема милосердия звучит постоянно. Осмысление важнейших христианских догматов о милосердии расширяет парадигму «теоретического» осмысления сущности помощи и поддержки. Особую значимость в связи с этим приобретают труды Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Ефрема Сирина, Федора Студита, Иоанна Дамаскина, Афанасия Александрийского и других авторов «нравоучительной литературы». Идеи этих христианских мыслителей оказали большое влияние на состояние общественного сознания в вопросах помощи, поддержки и призрения.
На Руси в течение веков шел процесс усвоения духовного наследия Иоанна Златоуста, без которого немыслима духовная жизнь современного общества. Учение Иоанна Златоуста о милосердии является одним из ключевых в контексте его сотериологических воззрений: «Человек... всего более должен учиться милосердию, ибо оно и делает его человеком». Учение святителя о добродетели милосердия в полной мере сохраняет свою актуальность.
Русский православный церковный писатель, библеист, богослов А.П. Лопухин в своем произведении «Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского» пишет об одном из величайших святых Православия: «Среди великих Отцов IV века особенно дивен был по богатству и разнообразию своих духовных дарований святой Иоанн, учение которого просвещало вселенную, вдохновенное слово жгло сердца людей, а жизнь, исполненная трудов и испытаний, сделалась неистощимым источником назидания и укрепления для всех воинов Христовых.
Если бедность и связанная с нею бедственность возбуждала в нем горячее сочувствие, выражавшееся в неустанных делах благотворения, то с другой стороны богатство с его излишествами вызывало в нем негодование и осуждение. Он прямо находил подобное состояние ненормальным, противохристианским, и происхождение его видел в самых темных источниках. Рассматривая происхождение огромных богатств, он приходил к мысли, что в основе всех таких богатств лежит несправедливость, обман или насилие.. Бог в начале не сотворил одного богатым, а другого бедным. И впоследствии он не брал и не показывал одному сокровища золота, а другим отказывал в праве искать его; но Он оставил землю свободную для всех» [1].
По мысли Иоанна Златоуста, милосердие заложено в саму человеческую суть и природу, и истинное предназначение человека раскрывается именно благодаря исполнению дел милосердия. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, именует добродетель милосердия «царицей добродетелей» [2], а его собственная жизнь дает нам подлинный идеал деятельной, христианской любви и веры.
А.П. Лопухин называет Иоанна Златоуста дерзновенным и бесстрашным защитником и утешителем бедных, проповедником милостыни и сострадания к ближним: «Многие великие отцы и учителя церкви трудились на этом поприще, но более всех потрудился тот златоустый учитель, который был как бы воплощением самой любви и жил исключительно для блага людей. Значение милостыни, как царицы добродетелей, выяснено Златоустом с неподражаемой полнотой и силой. Было бы почти невозможно передать все те места, в которых великий святитель развивает свои мысли о благотворении бедным и о милостыне. Это значило бы воспроизвести добрую четверть всех его творений» [1].
Религиозный мыслитель, богослов и историк протоиерей Георгий Флоровский в своем труде «Восточные Отцы IV века» отмечает: «Кажется, всего чаще говорил Златоуст о богатстве и о бедности. Для этого поводы постоянно давала сама жизнь - жизнь больших и шумных городов... Вокруг себя он видит слишком много неправды, жестокосердия, страдания, горя и хорошо
понимает, насколько это связано с духом стяжания, с социальным неравенством... Недостаточно презирать богатства - говорит Златоуст, - а нужно и напитать нищих, а главное - последовать за Христом» [3].
Милосердие необходимо осознавать как социальную и нравственную ценность, в высшей степени положительную и созидательную. Это явление сложного нравственного порядка является своеобразным критерием человечности, основой для достижения согласия и взаимопонимания между людьми с различными мировоззренческими установками. Изучение различных аспектов милосердия в творениях Иоанна Златоуста становится осознанной необходимостью.
В исследовательской работе Грыжанковой М.Ю. «Этико-философский анализ наследия Иоанна Златоуста» показаны роль и значимость Иоанна Златоуста в деле формирования русской, философской мысли и национального менталитета, в основе которого был заложен принцип «жизни по евангельским законам добродетели», проповедуемый мыслителем [4].
В научной работе Казениной Е.Т. «Иоанн Златоуст и его духовное наследие в древнерусской культуре» отмечено, что духовное наследие Иоанна Златоуста, воспринятое отечественной культурой прежде всего через перевод его творений на древние, славянские языки, оказало мощное воздействие на формирование наших собственных традиций мышления, нашей оригинальной литературы, философии, способствовало формированию образцов, норм и стандартов жизнедеятельности отечественной христианской культуры [5].
В диссертации Сапрыкиной А.А. «Семейное воспитание в педагогическом учении Иоанна Златоуста» при анализе содержания семейного воспитания были выделены задачи, поставленные Златоустом перед родителями. Воспитание христианина является воспитанием истинного философа, презирающего богатство и земную славу, обладающего добродетелями, приобретению которых автор уделяет особенное внимание [6].
Несмотря на исследования зарубежных и отечественных ученых-златоустоведов, ряд аспектов духовного опыта святителя, такие как учение Златоуста о милосердии, недостаточно изучены.
В процессе становления экономики стали забываться, уходить в прошлое важнейшие черты традиционной русской ментальности: сострадание и милосердие, на протяжении столетий поддерживаемые и развиваемые Православной Церковью. Обращение к творениям святых учителей и отцов Православной Церкви как к бесценному опыту достижения человеческого совершенства и духовному идеалу позволит ослабить социальную напряженность в обществе.
Список литературы:
1. Лопухин, А.П. Св. Иоанн Златоуст как проповедник человеколюбия и милостыни // Христианское чтение. - 1897. - Янв.-февр. (№ 1). - С. 27-48.
2. Иоанн Златоуст, свт. Беседа 6 на второе Послание к Тимофею // Творения: в 12 т. -Т. 11, кн. 2. - С. 794.
3. Флоровский, Г.В. Восточные отцы IV века. - Минск: Харвест: Изд-во Белорусского Экзархата - Белорусской Православной Церкви, 2006. - 304 с.
4. Грыжанкова, М.Ю. Этико-философский анализ наследия Иоанна Златоуста: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.05. - Саранск, 1999. - 152 с.
5. Казенина Е.Т. Иоанн Златоуст и его духовное наследие в древнерусской культуре: дис. ... канд. культурол. наук: 24.00.01. - Москва, 2002. - 199 с.
6. Сапрыкина, А.А. Семейное воспитание в педагогическом учении Иоанна Златоуста: дис. ... канд. педагогических наук: 13.00.01. - Москва, 2012. - 261 с.