Научная статья на тему 'Проблема нищеты и бедности Константинополя в контексте деятельности святителя иоанна Златоуста (398-403 гг. )'

Проблема нищеты и бедности Константинополя в контексте деятельности святителя иоанна Златоуста (398-403 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горайко А. В.

St. John the Chrysostom as the archbishop of Constantinople endeavoured to solve the most urgent issue of his time, the problem of poverty and destitution among the population of the empire's biggest city Constantinople. By the end of the 4-th century Constantinople was a city of wide retailing and trading population and of complex social and religious problems. In the 5-th century the number of Constantinople inhabitants according to research calculations, ranged from about 100 000 to 700 000. The Byzantine capital abounded with paupers of any kind whose presence on the streets had already become a mark of the capital city. The situation of those contaminated with various diseases was even harder. The Church was to play a significant role at that time. With special vigour Chrysostom directs his speech against the well-off citizens looking only to multiplying their property. St. John saw an issue of improving life of the poor citizens as his own task and calling. Many other bishops of the Church also took their part in organizing charitable work over the entire polis. Chrysostom succeeded greatly in mobilizing and directing property and income of the capital Church for the needs of charity. Such actions evoked enormous sympathy on the side of those who had benefited from it. The political significance of the St. John's personality for the capital increased. His social activity however ran across the interests of those in powers and the emperor's court was among them. In the end, a positive solution to the issue of poverty and destitution in Constantinople was not realized due to hindrances from the Chrysostom's enemies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POVERTY AND MISERY OF CONSTANTINOPLE IN THE CONTEXT OF STJOHN THE CHRYSOSTOM'S ACTIVITY

St. John the Chrysostom as the archbishop of Constantinople endeavoured to solve the most urgent issue of his time, the problem of poverty and destitution among the population of the empire's biggest city Constantinople. By the end of the 4-th century Constantinople was a city of wide retailing and trading population and of complex social and religious problems. In the 5-th century the number of Constantinople inhabitants according to research calculations, ranged from about 100 000 to 700 000. The Byzantine capital abounded with paupers of any kind whose presence on the streets had already become a mark of the capital city. The situation of those contaminated with various diseases was even harder. The Church was to play a significant role at that time. With special vigour Chrysostom directs his speech against the well-off citizens looking only to multiplying their property. St. John saw an issue of improving life of the poor citizens as his own task and calling. Many other bishops of the Church also took their part in organizing charitable work over the entire polis. Chrysostom succeeded greatly in mobilizing and directing property and income of the capital Church for the needs of charity. Such actions evoked enormous sympathy on the side of those who had benefited from it. The political significance of the St. John's personality for the capital increased. His social activity however ran across the interests of those in powers and the emperor's court was among them. In the end, a positive solution to the issue of poverty and destitution in Constantinople was not realized due to hindrances from the Chrysostom's enemies.

Текст научной работы на тему «Проблема нищеты и бедности Константинополя в контексте деятельности святителя иоанна Златоуста (398-403 гг. )»

А.В. ГОРАЙКО (Симферополь)

ПРОБЛЕМА НИЩЕТЫ И БЕДНОСТИ КОНСТАНТИНОПОЛЯ В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА (398-403 гг.)

Попытки разрешить такие насущные вопросы внутренней жизни ранневизантийского полиса, как повышение уровня жизни граждан и предоставление им элементарной социальной защищенности особенно приковывают внимание в силу злободневности этих вопросов. С такого рода трудностями пришлось столкнуться в своей деятельности и архиепископу Константинополя - святителю Иоанну Златоусту. Обстоятельства, в которых пришлось действовать свт. Иоанну, имели специфический характер, ибо город представлял собой мегаполис и имел статус столицы. Для того, чтобы понять, насколько была актуальна для ранневизантийского мегаполиса конца IV в., а значит, всего византийского социума проблема присутствия бедности и нищеты, а также чтобы рассмотреть новые, открывшиеся в это время возможности Церкви в области социальной деятельности, для нас очень важно обратиться к историческому анализу опыта деятельности архиепископа Константинопольского, свт. Иоанна Златоуста.

В историографии этот вопрос специально почти не рассматривался1. Как правило, и отечественные,2 и зарубежные3 исследователи определенно говорили о присутствии в столице Византийской империи целой прослойки неимущих людей и только косвенно касались обозначенного аспекта деятельности свт. Иоанна. В таком ключе особенно следует выделить исследование известной французской визан-тинистки Эвелин Патлажан (Е. Ра1^еап)4.

Как столица Византийской империи Константинополь был освящен 11 мая 330 г., то есть активно развивался уже больше полувека5 В пределах оборонительной стены Феодосия площадь Константинополя вскоре достигнет 1430 га6, из них 375 га приходилось на первые десять регионов столицы, в которой жило 80 % населения города, тогда как окраинный XIV регион, появившийся позже остальных, займет 700 га7.

Уже со второй половины IV в. столица Восточно-Римской империи переживает бурный подъем. Она становится главнейшим в державе ромеев пунктом обмена, «огромным торговым рынком» Средиземноморья, на котором встречались изделия Востока и Запада, сосредотачивались лучшие товары самой Византии.8 Сюда поступали наиболее ценное сырье и отборные ремесленные изделия со всей империи, здесь сталкивались и взаимно обогащались вкусы, стили, высокое мастерство9.

С середины IV в. в полис стали стекаться торговцы и ремесленники, привлеченные не только его столичным значением, но и действительно исключительно выгодным положением. К концу столетия Константинополь превращается в крупный торгово-ремесленный центр, в котором развивается не только государственное, дворцовое производство, но и не менее бурно частное.10 Привлеченные спросом двора, знати, в него переселяются ремесленники, торговцы, предприниматели из Александрии, городов Сирии, приморские участки интенсивно застраиваются гаванями, пристанями, складами. В прибрежной части города, где земли не хватало и она была особенно дорога, дома уже строили на сваях.11 Город растет не только как потребляющий, но и как важный торговый и ремесленный центр.12 Именно в этот период появилась необходимость обнести мощными стенами всю расширившуюся территорию города и в годы царствования императора Феодосия II (408-450 гг.) они были сооружены.13

К концу IV в. Константинополь стал городом с массой торгово-ремесленного населения и сложными социально-религиозными проблемами. В V в. число жителей Константинополя, по расчетам исследователей, колебалось в пределах от 100 до 700

тыс.: скорее всего, реальная цифра приближалась к полумиллиону14.

Социальная структура Константинополя в ранневизантийское время отражала как типичные отношения позднеантичного общества, так и особое положение города.15 В Константинополе проживали и представители военно-чиновной бюрократии, торгово-ростовщической верхушки, огромный двор, а также многочисленный, подкармливаемый государством и знатью, плебс.16 Рабов было, по-видимому, немного, так как не было значительных поставок извне.17 К тому же экономика латифундий, основанная на труде рабов, приходила уже в упадок, а на смену рабам пришло новое поколение свободных граждан, которые вытеснили прежнюю форму хозяйствования. Намного выразительней в этот период истории было различие между богатыми и бедными свободными гражданами. Если раб являлся собственностью, за которой так или иначе присматривали хозяева, то многие свободные горожане оказались брошенными на произвол судьбы и находились в нищете18.

Константинополь чрезвычайно изобиловал всякого рода нищими, без которых было уже трудно представить улицы столицы.19 Что же касается окраинных районов столицы, то грязные и почти не мощеные улицы тех мест, застроенные, как правило, доходными домами - инсулами в несколько, а то и в девять этажей, служили как раз местом пристанища для простого народа. Тысячи мелких ремесленников и торговцев, моряков и наемных работников коротали свои дни в жалких клетушках, которые отапливались зимой жаровнями, где готовилась и подогревалась пища, в неимоверной грязи и скученности20. Число бедных в империи возросло до ужасающих размеров: в одном лишь Константинополе, по словам Иоанна Златоуста, их было до 50 000 человек!21 «Очень мало богатых и десятая часть бедных, - говорит Златоуст, - тех, у кого есть все и тех, у кого ничего нет, остальные находятся посередине... и хотя тех, кто может накормить голодных, очень много повсюду много голодных, не потому, что им не смогли помочь имущие, а из-за огромной жестокости и бесчеловечности».22

Среди этих несчастных особое место по сложности своего положения в обществе занимали прокаженные и все те, кто страдал инфекционными, хроническими болезнями. Их положение было очень бедственным в городе: оставаясь без присмотра, отовсюду гонимые, лишенные всякой помощи и участия, эти страдальцы были предоставлены всем ужасам неизлечимой болезни и своего беззащитного положения. Так, свт. Григорий Богослов (379-381 гг.),23 в своем слове о любви к бедным, сказанном в богадельне - птохионе, устроенном свт. Василием Великим (330-379 гг.),24 яркими чертами описывал отверженных обществом, у которых нет ни имущества, ни родства, ни друзей, ни, образно говоря, даже тела. Вот его слова, которые не нуждаются в комментариях: «Их гонят из городов, гонят из домов, с площади, с дорог, от народных собраний и - о, горькая участь! - их отгоняют и от самой воды. потому-то они и скитаются день и ночь - обнищавшие, нагие, бесприютные, показывая пораженное недугом тело, пересказывая старую жизнь свою, призывая с воплем Создателя, слагая жалобные песни, чтобы выпросить кусок хлеба, или часть чего-нибудь вареного, какое-нибудь разодранное рубище для прикрытия себя из стыда и от боли. В отношении их считался человеколюбивым не тот, кто подавал им все нужное, но тот, кто с угрозами не отгонял их от себя прочь».25

Чувствовалась необходимость особых мер для решения вопроса нищеты и бедности в социуме ранневизантийского города. Несомненно, особое значение здесь сыграла деятельность Церкви, которая имела для этого уже и некоторую материальную базу.26

Архиепископ Константинопольский Нектарий умер 26 сентября 397 г.,27 а 15 декабря 397 года был рукоположен свт. Иоанн Златоуст, согласно синаксарию Константинополя,28 или 26 февраля 398 года.29 По-видимому, при выборе в кандидаты на столичную кафедру не остались не замеченными организаторские способности Златоуста, который имел многолетний опыт завоевания популярности и симпатий

населения, а также успешной борьбы с арианством в Антиохии30.

Свт. Иоанн Златоуст был человеком идей и проводил их неуклонно, не останавливаясь ни перед чем 1. Многие находили, что он говорит чрезвычайно резко, в его обличениях видели намеки довольно ясные, чтобы знать, на кого они направлены32. Борьба за христианизацию общества требовала от Константинопольского архиепископа огромного мужества и самоотвержения. Те, кто попадал в поле критики епископа столицы, были недовольны.33 Страстные обличения неправды и пороков сильных мира сего неизбежно вели святителя к конфликту. Даже всесильный евнух Евтропий, призвавший Иоанна из Антиохии, не ожидал такого поворота и был недоволен из-за обличений.34 Златоуст знал об этом, но не боялся и продолжал свои гневные инвективы против богатых, которые не замечали страдания нищих и больных, пребывавших в нужде35.

Радикализм взглядов Златоуста в этот период был заметно усилен еще и той общей обстановкой острого социально-политического кризиса, который охватил империю в последней четверти IV в. Поэтому Златоуст с особенной силой направлял свое слово против имущих горожан, стремящихся исключительно к расширению своего имущества.36 Отсюда и тема милосердия и милостыни, которая присутствует в проповедях свт. Иоанна в этот период его Константинопольского служения.37 Причем с амвона была озвучена необычная идея преодоления социального кризиса путем привлечения всего имущества городской христианской общины.38 Если бы, уверяет святитель, снова ввести теперь этот порядок, то всем бы жилось лучше, не только бедным, но и богатым. Но, так как современники Златоуста не проявляли действительного желания осуществить этот план, то свт. Иоанн ограничивался изложением преимуществ такой жизни и доказывал, что, продавая свое имущество на общую пользу, «богатые не станут бедными, но бедные станут богатыми».39 При этом он предупреждает, что богатым нет оснований беспокоиться, а бедным волноваться - ведь пока это только слова, он дает лишь описание такого положения дел40.

В связи с этим исследователи разных направлений говорили о Златоусте как о «радикальном христианском проповеднике», «истинном защитнике интересов бедных и угнетенных», «народном трибуне» и даже социальном реформаторе, идеи которого содержат «социальный социализм».41 По мнению видного английского византиниста Джозефа Бьюри (I. В. Вигу), теория Иоанна Златоуста, «если бы она получила распространение, должна была неизбежно привести к политической

42

революции и низвержению империи» .

На наш взгляд, это чрезмерно радикальная попытка продолжить линию мысли свт. Иоанна Златоуста.4 Не следует забывать, что архиепископ Константинопольский никогда не претендовал на роль социального реформатора, а был, прежде все-

44

го, проповедником - моралистом.

Осмысливая с христианской точки зрения деятельность людей в этом мире, Златоуст не отвергает достижения цивилизации как заведомое зло. Сами по себе собственность и богатство, по его словам, не являются злом.45 Вместе с тем Иоанн Златоуст уверен, что богатый не должен смотреть на свое имущество как на личную собственность, с которой он может поступать исключительно по своему усмотрению. Богатый должен сознавать себя только лишь хранителем и распределителем денег, вверенных ему Богом для того, чтобы он тратил ее не на свое удовольствие.46 Жители столицы сами также должны идти в специальные приюты для больных и обездоленных и оказывать им помощь,47 поскольку добродетель состоит не только из преданного служения Церкви и аскезы, но также и из практического милосердия.48

Чтобы поддержать большое количество бедных в столице и хотя бы несколько смягчить неописуемые их бедствия, Церковь нуждалась в достаточных материальных средствах. Против такой массовой нищеты нельзя было бороться лишь возможностями Церкви прежнего времени. Теперь необходимо было иметь хорошую

материальную поддержку, чтобы в период кризисных явлений, когда частная благотворительность уменьшалась в своих размерах, можно было бы восполнить ее отсутствие.

Став в 398 г. главой Константинопольской церкви, свт. Иоанн получил хорошую возможность осуществить евангельское учение о предназначении материальных ценностей. Хозяйственный механизм архиепископии во время его предшественника Нектария (381-397 гг.)49, любившего великолепие и пышность в убранстве храмов, отчасти утратил евангельскую простоту.50 Новый епископ переориентировал его исключительно на благотворительную деятельность и сообщил ему отчетливую социальную направленность.

Главным распорядителем церковных доходов в каждой Церкви был ее глава -епископ. По-видимому, в ранней Византии на епископов еще смотрели как на вариант городского магистрата, общественную должность. Соответственно на них и возлагалась своего рода обязанность - литургия заботиться о благах горожан и нуждах города.51 Интересно, что в это же время 4 Карфагенский собор 23 правилом обязал епископа при разделении церковных доходов наблюдать тот общий порядок, чтобы беднякам и старцам и вообще немощным людям, служащим при храме, предоставлялась сумма материального пособия выше, чем молодым и здоровым служителям.52 При этом, если церковных доходов для содержания клира не хватало, а других средств не было, то правилами Африканских соборов было разрешено епископу известной Церкви продавать и часть церковного имущества, чтобы через это доставить клиру необходимое пособие для удовлетворения жизненных потребностей.53

Но необходимо отметить, что многие архиереи этого периода истории Византии обращали внимание на благотворительность и в жизни города.54 Так, чрезвычайно широкую экономическую деятельность проявил в начале V в. блаженный Феодорит в сане епископа Киррского. Сам «не приобретший ничего, кроме рубищ, в которые был одет»,55 «не имевший ни дома, ни поля, ни гробницы», 6 он был постоянно занят бесчисленными заботами городскими и сельскими, военными и гражданскими, церковными и общественными.57 Примером может также послужить и деятельность другого современника Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого, который основал около 370 г.58 знаменитый госпиталь, названный по его имени «Василиадой»59, -первую организованную благотворительную систему на христианском Востоке,60 которая пользовался большим вниманием со стороны архиепископа Кесарии. Кроме больницы в «Василиаде» были организованы комнаты для путешественников, врачей, поваров и других людей.61 Это был целый город, с храмом в центре и находящимся неподалеку домом епископа, где улицы образовывали жилища духовных лиц. Следы подобных комплексов обнаружены в разных местах восточной половины Византийской империи, в том числе в Сирии62.

В Эдессе в начале 70-х гг. IV в. такого рода благотворительных учреждений, по-видимому, еще не было, потому что, когда преп. Ефрем Сирин прибыл в этот город в период голода и увидел существовавшую там нищету, умиравших от истощения и больных жителей города, то ему пришлось сделать укор местным христианам за столь великое жестокосердие.63 Они же в свою очередь находили повод для извинения в том, что в действительности хотели бы подавать, но не знали, кому вручать свои средства. Тогда преп. Ефрем Сирин сам взялся за организацию благотворительности в Эдессе. В одном из городских портиков он приказал поставить триста кроватей для больных. Преп. Ефрем заботился также о голодных и даже о чуже-

64

странцах, толпами стекавшихся в город .

Нам известен пример и св. Кирилла Иерусалимского, который в середине IV в. использовал имущество Церкви в благотворительных целях, чтобы помочь страдающим от голода местным горожанам.65

Вспомним также эпизод из Жития св. Порфирия Газского, где императрица Ев-

доксия, поручая денежные средства Порфирию, упоминает и о необходимости построить странноприимный дом - ксенодохион в его городе66.

Таким образом, организация благотворительных учреждений и больниц со стороны Церкви становится почти обычным явлением для более-менее крупного полиса империи в конце IV - начале V вв. Не был здесь исключением и Константинополь.

Новый епископ Константинополя - Златоуст начал свою деятельность с того, что осуществил мобилизацию церковных имуществ и доходов столичной Церкви, резко сократив расходы на нужды клира, видимо, с его точки зрения, вполне достаточные67.

Одним из важных помощников епископа в деле распределения средств для неимущих жителей города был его архидиакон, который распоряжался церковным имуществом по воле самого епископа и делал это с помощью подчиненных ему диаконов,68 а также пресвитер - эконом. В его обязанности входило ведение бухгалтерских документов различных учреждений, зависящих от Константинопольской церкви.69 Церковное имущество, управляемое епископом с помощью эконома, теперь составляло главный запас материальных средств в помощь неимущим.

Часть средств, которые были пущены епископом столицы на благотворительность, были выручены от продаж лишнего, по мнению Златоуста, церковного имущества и драгоценностей.70 Этот факт служит хорошим подтверждением того, насколько остро стоял вопрос об организации социальной деятельности в мегаполисе на тот момент. Показательно также, что подобным образом вели себя и современники свт. Иоанна Златоуста, - св. Амвросий Медиоланский (339-397 гг.),71 и блаженный Августин (354-430 гг.)72.

Итак, на благотворительную деятельность были брошены чуть ли не большая часть средств и доходов Константинопольской церкви. Была значительно расширена деятельность и в области строительства и поддержания странноприимных, ни-щеприимных домов для обездоленных жителей столицы.73 Так, уже в 399 г. Константинопольская церковь поддерживала на свои средства около 50 000 человек,74 построила две больницы на 7 700 человек и много других благотворительных учреждений.75

Для сравнения, примерно такое же количество людей охватывала харитарной социальной деятельностью Церковь в Александрии и Риме. Так, в Александрии благотворительная деятельность Церкви была доступна 7500 человекам, а в Риме список бедных уже представлял собой книгу с внушительным количеством страниц.76

С ростом земельных имуществ Церкви, с развитием сети церковных учреждений в городе и необходимостью их снабжения Церковь активно строила в городе свои хранилища. Уже в V в. известны случаи, когда епископы часто поддерживали голодающих, раздавая продукты из городских церковных хранилищ.77

Приюты для больных иногда размещались и при монастырях,78 где могла находиться и страннопогребательница - ксенотафион, то есть место для погребений, кладбище или небольшая часовня-усыпальница для паломников, иноземцев, любых

79

чужаков, смерть которых случилась в пути или на постое.

В VI в. порядок для благотворительных учреждений был таким, что служащий персонал набирался из духовенства и состоял при нем, вероятно, пожизненно.80 По-видимому, такой порядок уже имел место и при Иоанне Златоусте, т. к. биограф Златоуста - Палладий, епископ Еленопольский, говорит нам о том, что архиепископ учредил многие больницы - ятрины в Константинополе, во главе которых поставил двух священников и которые снабдил штатом врачей, поваров и других слуг.81 Врачи же, обслуживающие благотворительное учреждение могли при нем и не жить, а являться только на дежурство. Процесс приема в богадельню в целом был очень прост, и если была очевидна в этом необходимость, то он происходил немедленно.82 Значение лечебных заведений, учредителем которых являлась Церковь,

по понятным причинам быстро росло. Это привело к тому, что контроль за здравоохранением и санитарным состоянием города в V в. постепенно переходит в руки самой Церкви,83 за счет сокращения соответствующих функций муниципальной организации. Функции христианской «полиции нравов» также давали ей право контроля над деятельностью многих лиц и учреждений, что в целом облегчало для Церкви решение поставленных ею задач в области улучшения положения самых низких слоев полисной общины84. К Церкви перешел надзор и за осуществлением погребения, содержанием тюрем и др.85

Сам Иоанн Златоуст желал, чтобы весь Константинополь был одним большим странноприимным домом, и чтобы каждый имел в своем доме комнату, предназначенную для странников и нищих.86 Заведомая утопия, которой грезил этот необычный человек.

Строительство Златоустом на побережье недалеко от самого города новой больницы для обездоленных вызвало массу недовольств со стороны владельцев крупных домов, расположенных рядом.87 За такую деятельность он терпел всевозмож-

88

ные неприятности и нажил непримиримых врагов, которые перед тем как, например, поставить свои подписи под актом осуждения епископа столицы, сначала поспешили конфисковать собранные для больницы денежные средства и приоста-

89

новить ее строительство.

С другой стороны, эта же деятельность породила, разумеется, и массу симпатий со стороны тех, на благо кого она была направлена. Не мудрено, что бедняки Константинополя, сильные своей численностью, были самыми ревностными сторонниками Иоанна. Именно к ним была обращена социальная и моральная философия епископа. Он возвышал бедняка нравственно, ободрял его, давал ему почувствовать, что тот ничем не уступает по своему человеческому достоинству богачу, окруженному блеском, но может бесконечно превосходить его близостью к Богу. Внимание Златоуста к нуждам бедных, осуждение богатых и желание противостоять сильным мира сего обеспечили ему их горячую поддержку и привязанность.90

Что касается императорской власти, то последнюю не очень радовала активная деятельность Церкви по сбору материальных средств жителей столицы. Император был не против умножения имуществ Церкви. Но прежде имуществом богатых владелиц распоряжалась императорская власть, а богатые вдовы с огромными имуще-ствами, традиционно патронировавшиеся императорским домом, привязывали к нему узами преданности малоимущих, но перспективных военачальников.91 Теперь же императорская власть была существенно ограничена в столь важной сфере.

После неполных четырех лет активной социальной деятельности Иоанна Златоуста противникам архиепископа Константинопольского удалось в 403 г. собрать так называемый собор «При Дубе»,92 осудить святителя и низложить.93 Приговор был утвержден императором Аркадием и Златоуст должен был отправиться в ссылку.94

Жители столицы вышли на поддержку своего любимого проповедника, пастыря и отца.95 Златоуст в скором времени был возвращен.96 Среди участников уличных волнений, вызванных ссылкой архиепископа Иоанна, мы найдем немало средних и крупных ремесленников, а также торговцев, мелких чиновников, военных Константинополя,97 которых, видимо, заставили выйти на улицы столицы очевидные бесчинства монашества и духовенства, прибывшего с архиепископом Феофилом из Александрии,98 руками которых был смещен столь любимый населением столицы епископ Церкви.9 Социальный аспект происходящего подчеркивается тем очевидным обстоятельством, что среди сторонников Златоуста были не только христиане, но и язычники, которых в свое время не обошел своим вниманием Златоуст. Об этом свидетельствует одно из обвинений, выставленных против него на соборе «При Дубе» в 403 г., где Иоанн осуждался за то, что он оказывал свое покровительство некоторым из язычников, более того, игнорировал при этом интересы самих христиан100.

Такая широкая поддержка столичного архиепископа со стороны местного населения, в том числе и низших слоев общества, была обусловлена отчасти и положительным результатом его социальной деятельности.

Попытки его личной дискредитации лишь обращали внимание на облик самих его противников. Недовольные очень четко обозначили, кого и в чем они считают виноватым.101 Поддержка Златоуста была столь сильна, что оппозиционная партия не решилась созывать синод по делу Златоуста в окрестностях Константинополя. Его устроили только с другой стороны пролива - недалеко от Халкидона102.

Социальный состав иоаннитов - сторонников Златоуста был довольно пестрым. Среди них были и рабы,103 и простые горожане,104 и члены клира,105 и епископат,106 и государственные служащие,107 и ремесленники,108 и состоятельные горожане.109 Общее количество иоаннитов также было внушительным и по числу собравшихся. Вспомним хотя бы события возвращения Златоуста из первой ссылки в Константинополь, когда «все устье Пропонтиды» было покрыто судами ликующих горожан.110

Притязания энергичного епископа на право критиковать нравы и порядки двора, стремление всевластно распоряжаться делами своего диоцеза привели его к столкновению с императорским двором и значительной частью клира. Закономерно, сколь быстро он утрачивал поддержку господствующей верхушки империи, все более благосклонно относившейся к проискам его врагов.

Таким образом, следует отметить, что для Константинополя конца IV в. очень остро стоял вопрос материальной поддержки и обеспечения всем необходимым неимущего населения столицы, численность которых была достаточно весомой и составляла не менее десятой части всех жителей мегаполиса. Особую актуальность этот вопрос приобретал в Константинополе, как столице Византийской империи, где присутствие значительного количества недовольных общим положением дел, могло быть легко использовано как инструмент в политической игре. В случае со свт. Иоанном Златоустом такая категория горожан выступает в поддержку своего горячо любимого епископа как независимая политическая сила, имеющая, правда, неорганизованный характер.

В этот период ранневизантийская Церковь как новый общественный институт империи берет на себя инициативу активной социальной деятельности, что в очередной раз подчеркивает злободневность и насущность вопроса присутствия в ранневизантийском мегаполисе бедности, нищеты и неустроенности. Для Церкви конца IV в. нашлось достаточно поводов для проявления усиленного внимания к бедным, нищим, увечным, больным, причем это касалось не только Константинопольской церкви. Подобные процессы происходят во многих крупных полисах Византийской империи. Развитие широкой деятельности в области устройства благотворительности в конце IV - начале V вв. епископа Константинополя как главы местной Церкви являлось удачной попыткой разрешения этой актуальной «проблемы дня». В ранневизантийском обществе, таким образом, существовали общественные силы, которые могли повлиять на положительное решение этого вопроса, что особенно заметно на примере задуманного и реально осуществленного Иоанном Златоустом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. К сожалению, для нас остаются недоступными некоторые современные материалы исследований западноевропейских историков. См. к примеру: Giovanni Crisostomo: oriente e occidente tra IV e V secolo //Programma Augustianum Istituto Patristico. XXXII incontro di studiosi dell antichita cristiana 6-8 maggio 2004. Roma, 2004. 4 s.

2. См.: Улъгорн Г. Христианская благотворительность в Древней Церкви. СПб., 1899. 350 с.; Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиогра-

фии. 2-е изд. СПб., 1997. 295 с.; Пoлякoвcкaя М. А., Чeкaлoвa А. А. Византия: быт и нравы. Свердловск, 1989. 293 с.; Кypбamoв Г. Л. Христианская церковь в Византии //Очерки истории христианской церкви в Европе (Античность, Средние века, Реформация) /Под ред. проф. Ю. Е. Ивонина. Смоленск, 1999. С. 45-67.; Comuh Н. В. О мнимых противоречиях в социально-этических воззрениях свт. Иоанна Златоуста //Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. М., 2000. С. 93-97. и др.

3. См.: Ommeslaeghe F. Jean Chrysostom et le people de Constantinople //Analecta Bollandiana. 1979. T. 99. F. 3-4. P. 131-159.; Thummel H. G. Die Kirche des Osten im 3. und 4. Jahrhundert: In 2 Aufl. Berlin: Evangelische Verlagsanstalt, 1988. Aufl. 1. 135 s.; Constantelos D. J. Byzantine Philantropy & Social Welfare. 2 ed. Rev. New Rochelle; N.Y., 1991.282 p. и др.

4. Patlagean E. Pauvrete economique et pauvrute sociale a Byzance IV-VII siecles //Civilisation et Societes. №48. Paris; La Haye: Mouton, cop. 1977. XII, 483 p. Этой работе предшествовало другое двухтомное исследование: Patlagean E. Recherches sur les pauvrete et la pauvrete dans l Empire Romain d Orient (IV-VII-e siecles). Paris., 1974. T. 1-2.

5. Constantinople //The Oxford Dictionary of the Christian Church. 2 ed. Oxford, 1974. P. 339.

6. Copo4an С. Б. Византия IV-IX вв.: этюды рынка. Харьков, 1998. С. 323.

7. Notitia Dignitatum accedunt Notitia Urbis Constantinopolitanae et laterculi provinciarum, ed. O. Seeck. Berolini, 1876. P. 29. См. также об этом: Copo4an С. Б. Византия IV-IX вв. С. 323.

8. Кypбamoв Г. Л. Города, ремесло и торговля в Византии IV-VI вв. Константинополь и провинции //История Византии: В 3 т. / Под ред. С. Д. Сказкина и др. М., 1967. Т. 1. С. 110.

9. Пempocян Ю. А., Юcynoв А. Р. Город на двух континентах: Византия, Константинополь, Стамбул. М., 1981. С. 38.

10. Kypбamoв Г. Л. История Византии: От античности к феодализму. М., 1984. С. 34.

11. Пempocян Ю. А., Юcynoв А. Р. Город на двух континентах. С. 39.

12. Кypбamoв Г. Л. История Византии. С. 34.

13. Theodosius II //The Oxford Dictionary of the Christian Church. 2 ed. Oxford, 1974. P. 1361; Пempocян Ю. А., Юcynoв А. Р. Город на двух континентах. С. 39.

14. Petit P. Libanius et la vie municipale a Antiochean IV siecle apres. J. C. Paris, 1955. P. 310.

15. Пoлякoвcкaя М. А., Чeкaлoвa А. А. Византия: быт и нравы. Свердловск, 1987. С. 17.

16. Кypбamoв Г. Л. Города, ремесло и торговля. С. 110.

17. Thummel H. G. Die Kirche des Osten im 3. und 4. Jahrhundert: In 2 Aufl. Berlin, 1988. Aufl. 1. S. 112.

18. Ibidem. S.112

19. Pyдaкoв А. П. Очерки византийской культуры. С. 136.

20. Кypбamoв Г. Л. Города, ремесло и торговля. С. 108.

21. См.: Ioannis Chrysostomi. Archiepiscopi Constantinopolitani. Opera omnia

//Migne J. P. Patrologiae cursus completus. Omnium Ss. Patrum. Doctorum Scripto-rumque Ecclesiasticorum. Series graeca. P., Turnholti, 1977. Т. 60. ^l. 97 (Далее: PG. T. Col.); Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния апостольские. Беседа одиннадцатая //Полное собрание творений. СПб., 1903. Т. 9. Кн. 1. С. 113. См. об этом также: Барсов Н. И., проф. Иоанн Златоуст //Энциклопедический словарь /Под ред. К. К. Арсеньева и др. СПб., 1894. Т. 26. С. 670.

22. PG. Т. 60. ^l. 97.; Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния апостольские. Беседа одиннадцатая. С. 113

23. Gregory of Nazianzus, st. //The Oxford Dictionary of the Christian Church. 2 ed. Oxford, 1974. P. 599.

24. Basil, St., «the Great» //The Oxford Dictionary of the Christian Church. 2 ed.Oxford., 1974. P. 139.

25. Григорий Богослов, свт. Слово 14. О любви к бедным //Творения. М., 1844. Т. 2. С. 10-11.

26. Thummel H. G. Die Kirche des Osten. S. 113.

27. Nectarius, St. //The Oxford Dictionary of the Christian Church. 2 ed. Oxford., 1974. P. 958.

28. Бaлaxoвcкaя А. С. Комментарии //Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста. М., 2002. С. 169.

29. Socratis Scholastici. Historia ecclesiastica //Migne J. P. Patrologiae cursus completus. Omnium Ss. Patrum. Doctorum Scriptorumque Ecclesiasticorum. Series graeca. P., Turnholti, 1864. T. 67. Col. 518. (Далее: PG. T. Col.); Сократ Схоластик. Церковная История: Пер. с греч. М., 1996. С. 241. VI. 2.

30. Sozomenos. Historia ecclesia //Migne J. P. Patrologiae cursus completus. Omnium Ss. Partum. Doctorum Scriptorumque Ecclesiasticorum. Series graeca. P., Turnholti, 1968. T. 67. Col. 1398. (Далее: PG. T. Col.); Созомен Эрмий. Церковная История: Пер. с греч. СПб., 1851. С. 549. VIII. 2.

31. PG. Т. 52. ^l. 427.; Иоанн Златоуст, свт. Беседа перед отправлением в ссылку //Полное собрание творений. СПб., 1898. Т. 3. Кн. 2. С. 444.

32. Ср.: Ibidem. Col.427; Там же. С. 453.

33. Житие святого Порфирия, епископа Газийского //Житие святого Порфирия, епископа Газийского. Нила монашествующего повесть об убиении монахов на горе Синайской и о пленении Феодула, сына его: Пер. с греч. / Составит. Д. Е. Афиногенов М., 2002. С. 32. § 37.

34. PG. Т. 52. ^l. 392.; Иоанн Златоуст, свт. Беседа на Евтропия евнуха, патриция и консула //Полное собрание творений. СПб., 1898. Т. 3. Кн. 2. С. 404.

35. PG. Т. 52. ^l. 399; Иоанн Златоуст, свт. Беседа, когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен, и о саде и писаниях, и на слова: предста царица одесную тебе (Псал. XLIV, 10) //Полное собрание творений. СПб., 1898. Т. 3. Кн. 2. С. 412.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. PG. Т. 52. ^l. 399; Иоанн Златоуст, свт. Беседа, когда Евтропий. С. 412.

37. PG. Т. 63. ^l. 218; Иоанн Златоуст, свт. Толкование на послание к Евреям. Беседа тридцать первая //Полное собрание творений. СПб., 1906. Т. 12. Кн. 1. С. 259.

38. PG. Т. 60. ^l. 66-67; Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния апостольские. Беседа седьмая //Полное собрание творений. СПб., 1903. Т. 9. Кн. 1. С. 73-74.

39. PG. Т. 60. ^l. 96-98; Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния апостольские. Беседа девятая//Полное собрание творений. СПб., 1903. Т. 9. Кн. 1. С. 113-114.

40. PG. Т. 60. ^l. 96-98; Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния апостольские. Беседа девятая. С. 113-114. См. об этом также: Ульгорн Г. Христианская благотворительность. С. 270-271.

41. См.: Кypбamoв Г. Л. Иоанн Златоуст //Ранневизантийские портреты. Л., 1991. С.

100.

42. Bury J. B. A History of the Later Roman Empire: In 2 v. L., 1889. Vol. 1. P. 95.

43. См. подобную точку зрения: Roth C. P. Introduction //St. John Chrysostom. On wealth and poverty. N. Y., 1984. P. 13.

44. Ibidem. S.13.

45. Дpoнoв М., прот. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский //Альфа и Омега. 1995. № 4(7). С. 91.

46. PG. Т. 60. ^l. 97; Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния апостольские. Беседа одиннадцатая. С. 113.

47. Roth C. P. Introduction. P. 13.

48. PG. Т. 63. ^l. 224; Иоанн Златоуст, свт. Толкование на послание к Евреям. Беседа тридцать вторая //Полное собрание творений. СПб., 1906. Т. 12. Кн. 1. С. 266. См.

подробнее об этом: Campenhausen H. The fathers of the Greek Church. N. Y.: Panteon, 1959. P. 134.

49. Nectarius, St. //The Oxford Dictionary of the Christian Church. 2 ed. Oxford, 1974. P. 958.

50. Дpoнoв М., прот. Святитель Иоанн Златоуст. С. 92-93.

51. См.: Кypбamoв Г. Л. Судьбы ранневизантийского города и кризис VII в. в Византии: Ч. 1. //Вестник СПбГУ. СПб., 1993. Сер. 2. Вып. 4. С. 10.

52. Извeкoв Н. Иерархия Северо-Африканский Церкви. Вильна, 1884. С. 228.

53. Там же. С. 228-229.

54. Thummel H. G. Die Kirche des Osten. S. 112.

55. Theodoreti, Cyrensis episcopi. Epistolae //Migne J. P. Patrologiae cursus completus. Omnium Ss. Partum. Doctorum Scriptorumque Ecclesiasticorum. Series graeca. P., Turnholti, 1979. PG. Т. 83. ^l. 1261 (Далее см.: PG. T. Col.); Блаженный Феодорит. Консулу Ному //Феодорит Киррский, блж. Творения: В 8 ч.: Пер. с греч. Сергиев Посад, 1907. Ч. 7-8. С. 83.

56. PG. Т. 83. ^1. 1317; Феодорит Киррский, блж. Епископу Римскому Льву //Феодорит Киррский, блж. Творения: В 8 ч.: Пер. с греч. Сергиев Посад, 1907. Ч. 7-8. С. 136.

57. PG. Т. 83. Со1. 1315-1317; Феодорит Киррский, блж. Феодорит Киррский, блж. Творения: В 8 ч. Пер. с греч. Сергиев Посад, 1907. Ч. 7-8. С. 135-136.

58. Улъгopн Г. Христианская благотворительность. С. 290.

59. Василий Великий, свт. Илии или Правителю области //Василий Великий, свт. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Кап-падокийския. М., 1892. Ч. 5. С. 203-204.

60. Constantelos D. J. Byzantine Philantropy. P. 119.

61. Constantelos D. J. Byzantine Philantropy. P. 119.

62. Greenslade S. L. Church and State from Constantine to Theodosius. London, 1954. P. 240.

63. Constantelos D. J. Byzantine Philantropy. P. 156.

64. PG. T. 67. Col. 1398; Созомен Эрмий. Церковная История. С. 549-550. VIII. 16

65. Thummel H. G. Die Kirche des Osten. S. 113.

66. Житие святого Порфирия, епископа Газийского //Житие святого Порфирия, епископа Газийского. Нила монашествующего повесть об убиении монахов на горе Синайской и о пленении Феодула, сына его: Пер. с греч. /Составит. Д. Е. Афиногенов М., 2002. С. 41. §52.

67. Палладий, епископ Еленопольский. Диалог с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста: Пер. с греч. /Вступит. статья А. С. Балаховской. М., 2002. С. 83.

68. Павел (Лебедев), иером. О должностях и учреждениях по церковному управлению в Древне-Восточной церкви. СПб., 1858. С. 18-19.

69. Палладий, епископ Еленопольский. Диалог с Феодором. С. 83. Ср.: PG. T. 67. Col. 1386; Созомен Эрмий. Церковная История. С. 537. VII. 27.

70. Photius. Bibliotheca. Synodus (ad Quercum (11)) illegitima, contra B. Joannem Chrysostomum //Migne J. P. Patrologiae cursus completus. Omnium Ss. Patrum. Doctorum Scriptorumque Ecclesiasticorum. Series graeca. P., Turnholti, 1860. T. 103. Col. 110. Акты собора под Дубом: Пер c греч. //Диалог Палладия, епископа Елено-польского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста. М., 2002. С. 245.

71. Ambrose, St. //The Oxford Dictionary of the Christian Church. 2 ed. Oxford., 1974. P. 42-43.

72. Augustine, St., of Hippo //The Oxford Dictionary of the Christian Church. 2 ed. Oxford, 1974. P. 108-110.

73. Augustine, St., of Hippo //The Oxford Dictionary of the Christian Church. 2 ed. Oxford,

1974. P. 108-110; Палладий, епископ Еленопольский. Диалог с Феодором. С. 58. I. V.

74. PG. Т. 60. ^1. 97; Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния апостольские. Беседа одиннадцатая. С. 113.

75. Кypбamoв Г. Л. Классовая сущность учения Иоанна Златоуста //Ежегодник музея истории религии и атеизма. М.; Л., 1958. С. 101.

76. Tpoицкий С. В. Духовенство Древней Церкви в борьбе с народным горем и нуждой. Петроград, 1915. С. 116.

77. Кypбamoв Г. Л. Основные проблемы внутреннего развития византийского города в IV-VII вв. (конец античного города в Византии). Л., 1971. С.185.

78. Thummel H. G. Die Kirche des Osten. S. 113.

79. Copo4an С. Б. Византия IV-IX вв. Этюды рынка. С. 279.

80. Pyдaкoв А. П. Очерки византийской культуры. С. 108.

81. Палладий, епископ Еленопольский. Диалог с Феодором. С. 58. I. V.

82. Pyдaкoв А. П. Очерки византийской культуры. С. 107.

83. См.: Палладий, епископ Еленопольский. Диалог с Феодором. С. 58. I. V.

84. Theodosiani libri XVI cum constitutionibus Sirmondianis et leges novellae ad Theodosianum pertinentes, 2 ed. Berlin; Weidemann, 1954. XV. 7. 1.

85. Theodosiani libri. XVI. 2. 42-43. См. об этом подробнее: Danielou J., Marrou H. A new history of the Catholic Church: The Christian centuries. L., 1964. Vol. 1.: The first six hundred years. P. 323.

86. См. об этом: Constantelos D. J. Byzantine Philantropy. P. 156. Гoвядoвcкий И. Учение св. Иоанна Златоуста о собственности. М., 1907. С. 15.

87. Ommeslaeghe F. Jean Chrysostom. P. 348.

88. Ommeslaeghe F. Le temoignage de Pallade sur le proces de Chrysostome //Analecta Bollandiana, t. 93, fasc. 3-4, Bruxelles, 1977. P. 396.

89. Ommeslaeghe F. Jean Chrysostom. P. 348.

90. Ср.: Timoty E. Gregory. The Episcopacy of John Chrysostom. Vox Populi: popular opinion a violence in the religions. Ohio, 1979. Ch. III. P. 67.

91. Кypбamoв Г. Л. Иоанн Златоуст. С. 130.

92. Chrysostom, st. John //The Oxford Dictionary of the Christian Church. 2 ed. Oxford, 1974. P. 286.

93. См.: PG. T. 103. Col. 111; Акты собора под Дубом. С. 247.

94. PG. T. 67. Col. 526.; Сократ Схоластик. Церковная История. С. 258. VI. 15.

95. Ibidem. Col.526; Там же. С. 259. VI. 16. Ср.: PG. Т. 50. Сої. 517; Иоанн Златоуст, свт. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие //Полное собрание творений. СПб., 1898. Т. 2. Кн. 2. С. 560.

96. PG. T. 67. Col. 1478; Созомен Эрмий. Церковная История. С. 585-586. VIII. 19.

97. Палладий, епископ Еленопольский. Диалог с Феодором. С. 80.

98. PG. T. 67. Col. 1471; Созомен Эрмий. Церковная История. С. 579. VIII. 16.

99. Harkins P. W. Chrysostom, saint John //Encyclopaedie Britannica: In 23 vol. Chicago etc., 1962. Vol. 5. P. 665.

100. PG. T. 103. Col. 111; Акты собора под Дубом. С. 247.

101. Палладий, епископ Еленопольский. Диалог с Феодором. С. 71.

102. Bury J. B. A History of. P. 99.

103. Ср.: Cюзюмoв М. Я. Внутренняя и внешняя политика Византии и народные движения в первой половине V в. //История Византии: В 3 т. /Под ред. С. Д. Сказкина и др. М., 1967. Т. 1. С. 184.

104. PG. T. 67. Col. 526.; Сократ Схоластик. Церковная История. С. 259-260. VI. 27.

105. PG. Т. 52. ^1. 542; Иоанн Златоуст, свт. Письма к разным лицам. Иннокентию, епископу римскому //Полное собрание творений. СПб., 1898. Т. 3. Кн. 2. С. 554.

106. Theodoreti, Cyrensis episcopi. Historia ecclesiastica //Migne J. P. Patrologiae cursus completus. Omnium Ss. Partum. Doctorum Scriptorumque Ecclesiasticorum. Series

graeca. P., Turnholti, 1977. T. 82. Col. 1012. (Далее: PG. T. Col.) Феодорит Киррский, блж. Церковная история: Пер. с греч. М., 1993. С. 208-209. V. 34.

107. Палладий, епископ Еленопольский. Диалог с Феодором. С. 80.

108. Там же. С. 80.

109. Там же. С. 76.

110. PG. T. 82. Col. 1012. Феодорит Киррский, блж. Церковная история. С. 208. V. 34; Ср.: Палладий, епископ Еленопольский. Диалог с Феодором. С. 75.

A.V.GORAIKO

POVERTY AND MISERY OF CONSTANTINOPLE IN THE CONTEXT OF ST.JOHN THE CHRYSOSTOM’S ACTIVITY

St. John the Chrysostom as the archbishop of Constantinople endeavoured to solve the most urgent issue of his time, the problem of poverty and destitution among the population of the empire's biggest city - Constantinople. By the end of the 4-th century Constantinople was a city of wide retailing and trading population and of complex social and religious problems. In the 5-th century the number of Constantinople inhabitants according to research calculations, ranged from about 100 000 to 700 000. The Byzantine capital abounded with paupers of any kind whose presence on the streets had already become a mark of the capital city. The situation of those contaminated with various diseases was even harder. The Church was to play a significant role at that time. With special vigour Chrysostom directs his speech against the well-off citizens looking only to multiplying their property. St. John saw an issue of improving life of the poor citizens as his own task and calling. Many other bishops of the Church also took their part in organizing charitable work over the entire polis. Chrysostom succeeded greatly in mobilizing and directing property and income of the capital Church for the needs of charity. Such actions evoked enormous sympathy on the side of those who had benefited from it. The political significance of the St. John's personality for the capital increased. His social activity however ran across the interests of those in powers and the emperor's court was among them. In the end, a positive solution to the issue of poverty and destitution in Constantinople was not realized due to hindrances from the Chrysostom's enemies.

А.В. САЗАНОВ (Москва), Ю.М. МОГАРИЧЕВ (Симферополь) КРЫМ И ХАЗАРИЯ В КОНЦЕ VII - СЕРЕДИНЕ VIII ВВ.

В последнее время все большее внимание исследователей привлекают проблемы истории Крыма так называемого «хазарского периода»1. Основные вопросы, по которым разворачиваются дискуссии, сводятся к следующим позициям: 1. Время прихода хазар на полуостров; 2. Кто доминировал в Крыму в «хазарский период» - хазары, Византия (в каком регионе и в какое время) или был установлен кондомини-мум; 3. Основные этапы хазарской экспансии в Крым; 4. Проблема салтово-маяц-кой культуры на полуострове; 5. Время прекращения здесь хазарского господства.

Учитывая, что большинство письменных источников, освещающих указанные проблемы, фрагментарны или часто могут трактоваться неоднозначно, крайне важная роль принадлежит анализу археологических материалов, полученных при ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.