Научная статья на тему 'Иоанн Златоуст: источники красноречия и основные принципы гомилетики'

Иоанн Златоуст: источники красноречия и основные принципы гомилетики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1661
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОМИЛЕТИКА / ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО / ИОАНН ЗЛАТОУСТ / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / ТЕОЛОГИЯ / НАСЛЕДИЕ ЦЕРКВИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Найденова Л.В., Прохоров Е.А.

В статье поднимается проблема «выгорания» священников, как профессиональных ораторов. Им ежедневно приходится читать проповеди прихожанам, выражаясь при этом максимально доступным языком и поддерживать интерес к теме проповеди и доносить ее смысл до слушателей. Проповеди Иоанна Златоуста знаменитого ритора и проповедника четвертого века, неизменно вызывали отклики в сердцах, душах и умах его паствы. В статье рассматриваются основные принципы, которыми руководствовался Святой при построении своих речей. Эти принципы актуальны и в наше время и могут быть использованы современными священнослужителями, политиками, преподавателями и юристами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иоанн Златоуст: источники красноречия и основные принципы гомилетики»

Иоанн Златоуст: источники красноречия и основные принципы гомилетики

Найденова Лилиана Валерьевна,

кандидат экономических наук, старший преподаватель, Иркутский филиал Всероссийского Государственного Института Кинематографии им. С.А. Герасимова, o-liliana@yandex.ru

Прохоров Евгений Александрович,

преподаватель кафедры религиоведения и теологии, Иркутский Государственный Университет, irgtuprihod@inbox.ru

В статье поднимается проблема «выгорания» священников, как профессиональных ораторов. Им ежедневно приходится читать проповеди прихожанам, выражаясь при этом максимально доступным языком и поддерживать интерес к теме проповеди и доносить ее смысл до слушателей. Проповеди Иоанна Златоуста - знаменитого ритора и проповедника четвертого века, неизменно вызывали отклики в сердцах, душах и умах его паствы. В статье рассматриваются основные принципы, которыми руководствовался Святой при построении своих речей. Эти принципы актуальны и в наше время и могут быть использованы современными священнослужителями, политиками, преподавателями и юристами. Ключевые слова: гомилетика, ораторское искусство, Иоанн Златоуст, религиоведение, теология, наследие святых отцов церкви.

п

с <

е

о

0

CSI

CSI

01

Святой Иоанн Златоуст почитается святителями как православной так и католической церквей. «Уста Златоустовы - Христовы и Павловы уста»,- с далекой древности эти слова Пасхального поучения показывают, как высоко Церковь ценит своего Великого святителя Иоанна Златоуста. Отождествляя его изречения со словами Самого Спасителя и первоверховного апостола Павла. Папа Пиус X в 1909 году назвал Иоанна Златоуста небесным патроном проповедников божественного слова. [1] Патриарх Московский и всея Руси Кирилл так сказал о святом: «Иоанн Златоуст пишет следующее: «Если мы хотим стать подобными Спасителю, то должны делать общее дело, не ища своего». Вот эту фразу нужно золотыми буквами выбить, чтобы она была в каждой комнате, в каждом кабинете начальника, в каждом месте, где люди задумываются о благе страны и людей». [2]

Наследие Иоанна Златоуста обширно, и было бы полезно для современных проповедников при изучении трудов Святого понять, почему Иоанн Златоуст заслужил такую высшую честь. Это тем более актуально в свете активно обсуждаемой в среде священников проблемы профессионального «выгорания» проповедников, которая заключается в сложности сочинения проповедей к одним и тем же ежегодным православным церковным праздникам и подбор тем для воскресных проповедей.

Проблему использования проповедниками принципов риторики исследовали в своих трудах такие авторы как Августин Блаженый, Пюш Э, Саврей В.Я., Сагарда А.И., Пирогов О.К., проблема профессионального выгорания вообще и профессионального выгорания священников в частности рассматривается в работах протоиерея Велика-нова Павела, С. Мьюз, доктора медицинских наук, священника Григория Григорьева. Однако, в перечисленных трудах не конкретезированы методы решения этой проблемы для профессиональных проповедников.

Возможно ли определить общие правила построения проповедей, применяемых Иоанном Златоустом и выявить особенности проповедей Святого, позволяющих современным проповедникам и другим ораторам, часто выступающим перед публикой (преподаватели, политики, юристы и т.д.) использовать эти особенности для преодоления вышеозначенной проблемы профессионального выгорания.

Для того, чтобы попытаться найти решение вышеозначенной проблемы, кратко рассмотрим био-

графию Златоуста и принципы построения проповедей, которые использовал в своих речах Святой, рассмотрев таким образом базовые принципы, которые легли в основу красноречия.

Иоанн Златоуст также как и любой другой человек приобрел очень много из культуры в которой он жил. Святитель Иоанн Златоуст родился в семье военачальника в Антиохии примерно в 347 году н. э.. [3] Вскоре после его рождения отец умер, и он младенцем остался на попечении у матери, которая приложила все усилия для благополучного воспитания сына в христианских традициях. Юношей Златоуст учился выдающихся философов и риторов того времени. Он был любимым учеником Ливания, изучал Богословие знаменитого Диодора и Флавиана. В 367 году был крещен Мелетием, епископом Антиохийским, а в 370 получил должность чтеца. [4]

С кончиной матери принял иночество, как «истинную философию». Несколько лет скитался в пустыне, во время чего написал такие труды, как «Шесть слов о священстве», «Против вооружающихся на ищущих монашества», «Сравнение инока с царем». Святитель два года провел в полном одиночестве в пещере, однако по состоянию здоровья вынужден был вернуться в Антиохию. В 381-м году посвящен святителем Малетием в сан диакона, а в 386-м епископом Антиохийским Фла-вианом во пресвитера. На него была возложена обязанность проповедовать Слово Божие.

Иоанн оказался прирожденным оратором и за данный редкий дар получил от паствы наименование «Златоуст». На протяжении двенадцати лет святой Иоанн проповедовал в храмах перед большим количеством прихожан, при этом глубоко увлекая своих слушателей. Постепенно росла известность Златоуста, и в 397 году он был приглашен в Константинополь для получения должности на столичной кафедре. В столице Иоанн уже не мог проповедовать так часто, как это было в Антиохии. Свою деятельность на новом месте он начал с главного - с духовного совершенствования священства. Начал он с личного примера. Средства, которые предназначались для него же, Иоанн пожертвовал на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Сам же он довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на приемы.

Много сил и времени святитель потратил на обустройство Богослужения, а именно: составил чин Литургии, ввел антифонное пение, написал несколько молитв чина елеосвящения.

Распущенное богатое столичное сословие, особенно императорский двор, нашло в лице Иоанна серьезную угрозу. Сама императрица Ев-доксия затаила гнев на Златоуста, когда тот встал на защиту семьи опального вельможи. Масло в огонь подливали придворные и пиближенные к императрице. Они говорили ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Вскоре состоявшийся несправедливый суд над святителем постановил святого Иоанна казнить за оскорбление императрицы. Император

же заменил казнь изгнанием. Тем не менее, решивший защищать своего пастыря возбужденный народ запланировал поднять восстание. Дабы избежать волнений и беспорядков, святитель добровольно сдался властям. Той же ночью в Константинополе произошло сильное землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого, а также немедленно послала письмо изгнанному пастырю, в котором умоляла его вернуться.

Однако, спустя два месяца новый ложный донос на Златоуста вновь настроил императрицу против него, и в марте 404 года вновь состоялся суд, постановивший изгнать святого Иоанна. Как только он отбыл из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Затем последовали разорительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесную кару за несправедливое осуждение святого.

Находясь в Армении, святитель старался поддерживать связь со своими друзьями в Константинополе, он продолжал утешать страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель Иоанн был скован болезнью и прикован к постели. Но враги его в покое не оставили. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В дороге силы окончательно оставили его и 14 сентября 407 года святитель ушел из жизни. Святые мощи Иоанна Златоуста были торжественно перенесены в Константинополь в 438 году.

Из фактов биографии Иоанна Златоуста, которые были приведены выше, может быть сделан однозначный вывод: Иоанн Златоуст является самым красноречивым, самым популярным и наиболее часто упоминаемым проповедником, который когда-либо процветал в церкви. Поэтому было бы полезно узнать каким образом строил свою проповедь Иоанн Златоуст. Частично достичь такой цели, можно базируясь на анализе работы великого проповедника церкви, которая называется «О священстве» [5] Например, католики считают эту работу самой лучшей из всех его трудов [6]. Труд с определенной долей вероятности можно датировать между 381 и 385 годами. [7] Хотя автор в то время, еще не был священником и соответственно не имел практического опыта в священническом служении, но он дает священникам мудрые и практические советы, выдержанные в совершенном речевом стиле и в то же время превосходно говорит о величии миссии священника.

Замысел трактата возник еще в то время, когда Иоанн Златоуст тесно общался со своим другом Василием впоследствии епископом города Ра-фанеи, близ Антиохии. [8] Труд «О священстве» [9] состоит из шести глав (Слов), и выстроен в виде диалога между Иоанном Златоустом и его другом Василием. Можно сказать, что это одно из самых известных в современности изложение принципов

в

У

>

0-X

т гп А о п гп т;

о

-С ГП

о т; О

О и Д

о

-о О ГО 0-Я

проповеди. Четвертое Слово этого труда занимает уникальное место в истории ораторского искусства. И хотя оно состоит всего из нескольких страниц, но при этом содержит весь христианский подход к риторике.

Искусство риторики присутствовало в самой жизни древних ораторов, но ко времени Святого Августина переродилось в стерильные и торжественные фразы, так называемой, «второй софистики». И хотя представители, так называемой второй софистики, по их утверждению, следовали принципам Цицерона и называли его своим учителем, на самом деле мастера риторики - риторы утратили настоящую глубину и содержательность речей древних мастеров этого искусства. Августину Блаженному пришлось восстанавливать изначальный метод риторики Цицерона. Цицерон использовал риторику с целью донести до людей правду. Августин Блаженный сделал задачей риторики донести до людей слово Бога, высшую правду. При этом Августин меняет приоритетные цели риторики: в отличие от Цицерона Августин не ставил главной целью добиться привлекательности оратора, но ставил одной из главных целей повлиять на дальнейшие действия слушателей. Более того, Святой Августин считал молитву главным делом христианского проповедника, а красноречию отводилось второе место. И наконец, огромное значение Августин уделял моральному облику проповедника, говоря, что его жизнь должна быть примером для прихожан, что не должно быть компромиссов между правдой и выразительностью, и что проповедник должен быть уважаем христианами без толики сомнений. [10], [6].

Ораторские нормы, предложенные Св. Августином могут быть выделены и в проповедях Иоанна Златоуста. Более того оба отца Церкви были противниками искажений внесенными так называемой новой «второй софистики». Почти каждое слово в труде Августина «Христианская наука или основания герменевтики и церковного красноречия» [11] не только точно и не подвержено времени, но и не теряет актуальности и по сей день. Указанный труд состоит из четырех книг и для нашего исследования особый интерес представляет четвертая книга, содержащая в себе наставления церковному оратору. Целью Августина в этой книге было разработать способ выражения мысли. Для достижения этой цели он поясняет и иллюстрирует примерами специфические качества оратора. Этими качествами в порядке их важности являются мудрость, ясность, уместность, шарм и совершенство языка. Эти качества важны для любого оратора. Например, Цицерон лаконично перечисляет все эти пять ка-„ честв в одном вопросе: «Разве публичные вы-с ступления это не лучший способ научиться лю-© бому человеку четко элегантно и правильно гово-¿9 рить» [12]. Цицерон также подчеркивает важность о мудрости оратора: «Без красноречия мало ^ пользы, но красноречие без мудрости еще менее 2 полезно» [12]

В четвертом и пятом Словах труда о Священстве [9] Иоанн Златоуст не только соглашается с вышеперечисленными принципами, но практически никак их не изменяет. На протяжении обеих книг Иоанн Златоуст подчеркивает наивысшую важность мудрости. Начиная свое описание обязанностей священника он спрашивает: «то принявшие на себя попечение об этом теле, ведущем борьбу не с телами, но с невидимыми силами, как могут сохранить его невредимым, и здравым, если не будут иметь добродетель, гораздо более человеческой и знать всякое врачевство, полезное для души» [9]

Затем Иоанн Златоуст показывает, что проповедник должен быть в состоянии ответить на любой вызов или атаку посредством рассудительности и разумности пастора которые должны окружать его как стена со всех сторон, так что все козни и провокации врагов обращаются против них к их стыду и посмеянию. В пример как Августин в своем труде, так и Иоанн Златоуст в своем, приводят красноречие Святого Апостола Павла: «Он и ныне стоит посреди, как мужественнейший ратоборец, пленяюще всяк разум в послушание Христово, и низлагающее помышления и всяко возношение, взимающееся на разум Божий». В заключении четвертого Слова [9] Иоанн Златоуст приходит к выводу, что пастырь, не объединивший мудрость и красноречие может нанести вред людям слушающим проповедь. Ибо, если пастырь не в состоянии ответить своим противникам, то простые верующие, которые видят это, возложат вину не на пастыря но на нетвердость учения, которое он несет [5], [9]. Иоанн Златоуст заявляет, что проповедник должен легко корректировать свое красноречие, в зависимости от проблемы, которую он освещает: «Мы готовимся не к одному роду борьбы; но эта война разнообразна и производится различными врагами. Не все они действуют одним и тем же оружием и стараются нападать на нас не одинаковым образом. Поэтому кто намеревается вести войну со всеми, тот должен знать способы действия всех их, быть и стрельцом и пращником, предводителем полка и начальником отряда, воином и военачальником, пешим и всадником, сражающимся на море и под стенами»

Святой Августин в течение пяти глав четвертой книги своего труда «Христианская наука или Основания св. герменевтики и церковного красноречия» (с восьмой по двенадцатую главы) подчеркивает необходимость и важность ясности ораторских речей [11]. Он ссылается при этом на труд Цицерона «Оратор» [6], [12].

Понятный и простой стиль труда св. Августина «Христианская наука или Основания св. герменевтики и церковного красноречия» направлен именно на ясность его изложения. Св. Августин считает, что поскольку Божественная правда имеет силу в самой себе и может добиться многого без внешних украшений, то эта истина должна быть ясно представлена для того чтобы признаваться истиной. Святой использует большинство своих коммента-

риев чтобы доказать что метод изложения Священного Писания является в высшей степени подобающим. Он определяет основные принципы Священного Писания, когда говорит о Богодухно-венных писателях: «Там, где сии Писатели понятны для меня, там для меня ничего не может быть не только мудрее их, но и красноречивее» [11].

И, Хотя Иоанн Златоуст не придавал столько значения ясности оратора как Святой Августин, но его повторяющиеся фразы о том что проповедник, прежде всего учитель, показывают что Иоанн Златоуст воспринимает необходимость ясности как нечто само собой разумеющееся. Так, защищая Святого Павла от нападок и обвинений в невежестве, Иоанн Златоуст говорит, что Павел называет себя «невежда слов, а не разума (2 Кор. Х1:6)». И далее продолжает, что нельзя требовать от пастыря и гладкости речи Сократа и силы речей Демосфена и величия Платона. «Пусть кто-нибудь будет скуден в словах и состав речи его прост и неискусен, только пусть он не будет невеждою в познании и верном разумении догматов». [5, стр. 34]

Иоанн Златоуст подчеркивает необходимость уместности и актуальности проповеди, адаптации ее к конкретной ситуации: «Что пользы, если он хорошо борется с язычниками, а его опустошают иудеи? Или он преодолевает тех и других, а его расхищают манихеи? Или после победы над этими — распространяющие учение о судьбе станут убивать овец, находящихся внутри его»

Как Иоанн Златоуст, так и Августин возражали против главенствующего значения, которое софисты придавали шарму, т.к. по мнению Иоанна Златоуста и Августина софисты не имели интересов к предмету, о котором они говорили, и именно это было причиной, почему значение шарма у софистов выдвигалось на первое место. Комментируя такой подход софистов, Августин не отрицает полезность шарма и очарования проповедника, но он очень тщательно выстраивает иерархию между мотивацией и инструкциями к действию. Он уверен, что такой стиль направлен на приятное времяпрепровождение для слушателей и может изменить их практическое восприятие речи: «Не признак и не доказательство возвышенного и сильного слога, когда проповеднику воздают громкие похвалы и частые рукоплескания: ибо то же самое действие производят и остроты слога простого, и красоты слога умеренного или среднего. Напротив, возвышенный слог тяжестью и силою своей задушает хвалебные клики, но исторгает искренние слезы... похвалы или порицания, так сильно действует на некоторых людей, что они не только восхищаются красноречием в изображении похвал и порицании, но, в тоже время, самым делом стремятся к похвальному и избегают укоризненной жизни. Между тем, все ли те изменяют образ жизни, кои восхищаются слогом умеренным, как все действуют надлежащим образом, коих убеждает слог высокий, и все, научаемые слогом простым, действительно

знают то, чему их учат, или верно приемлют за истину то, чего они не знают» [11, стр. 87]

В пятом Слове труда «О священстве» [9] Иоанн Златоуст объясняет, почему пастырь должен иметь правильное отношение к хвале и восхищению им самим и его ораторским талантом. Такое правильное отношение является как признаком, так и условием мудрости. Златоуст с одной стороны говорит, что проповедник должен презирать похвалы, но с другой стороны шарм должен быть частью его ораторского таланта. Заметив, что «пасомые большею частью не хотят относиться к говорящим, как к наставникам, а поднимаясь выше положения учеников, принимают положение зрителей, присутствующих на мирских зрелищах». И далее оратор говорит о том, что слушатели часто воспринимают проповедь через призму своего восприятия проповедника и если проповедник обладает красноречием, способным возбудить слушателей, то он прежде всего должен соответствовать высокому мнению о нем.

И затем добавляет, что если проповедник презирает похвалы, то «народ ему будет следовать и повиноваться, а не он руководиться прихотями народа... Если презирающий похвалы не преподает учения, «раствореннаго благодатию и солию (Кол. М:6)», то он лишается уважения у народа, не получая никакой пользы от своего великодушия;» [9, стр. 40]

В своем труде «О неясности пророчеств» [13] Иоанн Златоуст объясняет цель ораторского орнамента в проповедях. «Как больным не надобно предлагать скудной и наскоро приготовленной трапезы, но нужно приготовлять разные кушанья; чтобы больной, если не захочет взять одного, взял другое, и если не понравится ему то, принял бы иное, и если отвергнет и это, взялся бы за прочее, и чтобы таким различием яств нам победить его недовольство и разнообразием трапезы уврачевать мрачное его настроение, так часто нужно поступать и в отношении к духовной пище. Когда мы немощны, то нужно приготовлять речь обширную и разнообразную, в которой были бы и сравнения, и примеры, и доказательства, и описания, и многое другое подобное, чтобы из всего этого нам легче было выбрать полезное.» [13, стр. 3]

Пятым качеством оратора является его язык, который должен обладать, по словам Цицерона, элегантностью, формой и достоинством [12]. Августин отмечает эти аспекты языка в различных отрывках, которые он цитирует из Святого Павла, святого Ки-приана и Святого Амвросия. Иоанн Златоуст не делает прямой установки на совершенство языка, однако косвенно указывает на необходимость совершенствования языка в таких утверждениях как: «Люди большею частью привыкли слушать не для пользы, а для удовольствия, представляя себя как бы судьями трагиков, или игроков на кифаре; и то искусство слова, которое мы теперь признали излишним, здесь так одобряется, как у софистов, когда они вынуждаются спорить друг с другом.» [9, стр. 40]

Вероятно, ораторское искусство софистов заслуживает в какой-то степени порицания, потому что они

в

У

>

0-X

т гп А о п гп т;

о

-С ГП

о т; О

О и

Д

о

-о О ГО 0-Я

намного более заботились о красоте слова, нежели о правильности мысли. Но хотя для Златоуста первична истина, он не пренебрегал артистизмом ораторского искусства. Ольга Орлова в своей книге «Крестный путь Иоанна Златоуста» [14] пишет: «Красоту слова святитель Иоанн Златоуст в соответствии с христианским мироощущением понимает не как изящное плетение риторических фигур и даже не как глубокие поэтические переживания, передаваемые оратором, но как красоту Истины, выраженной словами человеческого языка. Поэтому неудивительно, что христианскому ритору Златоусту был чужд подчеркнутый артистизм язычника Ливания, чуждо публичное самолюбование учителя, от которого он перенимал секреты ораторского искусства» [14 стр. 8].

Иоанн Златоуст в своих трудах демонстрирует замечательную элегантность речи, уровень корректности и точности высказываний святого исключительно высок. Другой особенностью Иоанна Златоуста является богатство его языка. Немногие греческие прозаики могут похвастаться таким же словарным запасом. Теория, которую представляет Иоанн Златоуст в четвертом и пятом Словах его труда «О священстве» [9], согласуется с лучшими положениями древней ораторской мысли. Однако в этих книгах его мысли не концентрируются на пяти существенных качествах оратора. Святой выделяет в них четыре принципа, которые должны находиться в уме и сердце христианского проповедника. Эти принципы суть усердие в изучении христианской доктрины, чистота намерений и безразличие к похвале и зависти.

Цитаты из проповедей Златоуста, которые будут даны ниже, показывают, что он обладал пятью основными качествами оратора, а также свидетельствуют о его усердии в подготовке речей и его точных знаниях Христианского учения. Например, его собственная чистота намерений и безразличие к похвале и зависти проявляется в первой проповеди о Лазаре, где Иоанн Златоуст говорит, что проповедник должен проповедовать независимо от того слушают ли его или нет.[15] Он имел возможность узнать и почувствовать это на практике во время своих проповедей, т.к. несмотря на его большую популярность, люди пренебрегали некоторыми из его самых пылких увещеваний. [16], [17] Святой напрямую говорит это в беседах на Деяния Апостолов: «Вот я каждый день, сколько есть у меня силы, взываю: отстаньте от зрелищ, — а многие смеются над нами; отстаньте от клятвы, от любостяжания, и множество мы предлагаем увещаний, — и никто не слушает.» [18]

В своих проповедях на Деяния Апостолов, которые Иоанн Златоуст произносил в Константи-„ нополе, он также выражает свое собственное пост веденческое отношение в словах, которые ка© жутся эхом слов Моисея и Павла. «Если бы никто ¿9 не стал подозревать меня в излишнем честолю-© бии, то вы увидели бы меня каждый день источа-^ ющим потоки слез; ... Поверьте мне, я забываю о 2 собственном спасении, заботясь о вашем, и не

имею времени оплакивать свои грехи. Так вы для меня — все... Какая надежда учителю, если его паства предана порокам? Какая жизнь? Какое утешение? С каким дерзновением он предстанет пред Богом? Что скажет?». [18]

Из вышесказанного ясно, что каждый из великих проповедников является великолепным оратором, и существуют определенные принципы построения проповедей. Формирование этих принципов зарождалось вместе с риторикой во времена Цицерона, но именно христианские проповедники пополнили принципы классической риторики исходя из цели проповеди, как разъяснения Священного Писания широким массам слушателей из разных слоев населения и призыва следовать заповедям Священного Писания. Можно сформировать эти принципы построения проповеди как мудрость, ясность, уместность, привлекательность, совершенство языка. Однако нужно отметить, что, несмотря на общность этих принципов, каждый из проповедников вносит в беседы со слушателями что-то свое. Несомненно, что не только священнослужителям, но и другим современным ораторам нужно уметь говорить мудро, ясно, интересно и совершенствовать язык выступая перед аудиторией.

Литература

1. Папа Пиус 10, «Официальный бюллетень Святого Престола,» Acta Apostolicae Sedis, № Acta Apostolicae Sedis 1, 20 ноября, 1909, 20 Ноябрь 1909.

2. «Патриарх Кирилл предлагает в кабинете каждого начальника повесить цитату из Иоанна Златоуста о солидарности,» © 1999-2017 Православие^, [В Интернете]. Available: http://pravoslavie.ru/47696.html. [Дата обращения: 12 Апрель 2017].

3. «Биография Иоанна Златоуста,» [В Интернете]. Available: http://days.pra-voslavie.ru/Life/life2532.htm . [Дата обращения: 24 Сентябрь 2017].

4. «Краткаое жизнеописание Иоанна Златоуста,» АКАДЕМИК, [В Интернете]. Available: http://dic.academic.ru/dic.nsf/aphorism/2621/Иоанн. [Дата обращения: 20 Сентябрь 2017].

5. Иоанн Златоуст Святитель, О священстве. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе., Санкт- Петербург: Издание СПб. Духовной Академии, 1903.

6. G. J. Wuest, Sant John Chrysostom theory and practice of preaching, Chicago: Loyola University, 1955.

7. F. Cayre, Manual of Patrology and History of Theology, т. 1, Society of St. John the Evangelist, Desclee & Company, 1936, с. 474.

8. Св. И. Арсеньев, «Азбука веры,» [В Интернете]. Available: https://azbyka.ru/otechnik/Lopu-hin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedija-ili-bo-goslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-tretij-vaal-vjacheslav/103. [Дата обращения: 24 сентябрь 2017].

9. Иоанн Златоуст Святитель, «Святитель Иоанн Златоуст, собрание сочинений. Том первый. Книга вторая. О Священстве.,» 2011.

10. O. Sister M. Melchior, «Saint Augustine, Student and Teacher,» т. III, с. 317, Май 1954.

11.Августин Святой, Христианская наука или Основания св. герменевтики и церковного красноречия. — Киев, 1835. — 355 с.с

12. Цицерон Марк Туллий, Три трактата об ораторском искусстве., т. I, П. р. М. Л. Гаспарова, Ред., Москва: Наука, 1972.

13. Иоанн Златоуст Святитель, «О неясности пророчеств,» [В Интернете]. Available: https://az-byka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o-nejasnosti-pro-rochestv/. [Дата обращения: 25 Март 2017].

14. О. Орлова, Крестный путь Иоанна Златоуста, 2-е издание ред., Москва: Адрес-Пресс , 2001.

15. Иоанн Златоуст Святитель, «Семь слов о Лазаре,» [В Интернете]. Available: https://az-byka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_lazare/. [Дата обращения: 10 октябрь 2017].

16. Э. Пюш, Св. Иоанн Златоуст и нравы его времени, П. А.Автономов, Ред., Санкт-Петербург: книгопродавца И.Л., 1897.

17. Baur, Der heilige Johannes Chrysostomus und seine zeit: bd. Antiochien, M. Hueber, 1929.

18. Иоанн Златоуст Святитель, Беседы на Деяния Апостольские. Беседа 44. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе., Духовной Академии ред., Т. %1 из %2IV, Книга 1, Санкт- Петербург, 1903, сс. 5-478.

John Chrysostom: the sources of eloquence and the basic

principles of homiletics Naidenova L.V., Prokhorov E.A.

Irkutsk branch of the all-Russian State Institute of Cinematography

after name of S.A. Gerasimov, Irkutsk state University The article raises the problem of "burnout" of priests as professional speakers. The priests have to preach to parishioners very often, using the most accessible language, and support interest in the topic of the sermon and convey its meaning to the audience. The sermons of John Chrysostom - the famous fourth-century rhetorician and preacher, invariably evoked responses in the hearts, souls and minds of his flock. The article discusses the basic principles that guided the Saint in the structure of his speeches. These principles are relevant and can be successfully used by modern clergy, politicians, teachers and lawyers.

Key words: homiletics, oratory, John Chrysostom, religious studies, theology, heritage of the Holy fathers of the Church.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Pope Pius 10, "Official Bulletin of the Holy See," Acta Apostolicae

Sedis, No. Acta Apostolicae Sedis 1, November 20, 1909, November 20, 1909.

2. "Patriarch Kirill suggests that a quote from John Chrysostom

about solidarity be posted in the office of each boss," © 19992017 Orthodoxy.ru, [On the Internet]. Available: http://pra-voslavie.ru/47696.html. [Date of appeal: April 12, 2017].

3. "Biography of John Chrysostom," [on the Internet]. Available:

http://days.pravoslavie.ru/Life/life2532.htm. [Date of circulation: September 24, 2017].

4. "A brief biography of John Chrysostom," ACADEMIC, [On the In-

ternet]. Available: http://dic.academic.ru/dic.nsf/apho-rism/2621/John. [Date of circulation: September 20, 2017].

5. John Zlatoust the Prelate, On the priesthood. The works of our

holy father John Chrysostom, Archbishop of Constantinople, in Russian, St. Petersburg: Publishing of St. Petersburg. Theological Academy, 1903.

6. G. J. Wuest, Sant John Chrysostom theory and practice of preach-

ing, Chicago: Loyola University, 1955.

7. F. Cayre, Manual of Patrology and History of Theology, vol. 1,

Society of St. John the Evangelist, Desclee & Company, 1936, p. 474.

8. St. I. Arsenyev, "The Alphabet of Faith," [on the Internet]. Availa-

ble: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bo-goslovskaja-entsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-tretij-vaal-vjacheslav/103. [Date of circulation: September 24, 2017].

9. John Chrysostom the Prelate, "Prelate John Chrysostom, col-

lected works. Volume one. Book two. About the Priesthood. "2011.

10. O. Sister M. Melchior, "Saint Augustine, Student and Teacher," vol. III, p. 317, May 1954.

11. Saint Augustine, Christian Science or the Foundations of Saint. hermeneutics and church eloquence. - Kiev, 1835. - 355 s.

12. Cicero, Mark Tullius, Three Treatises on Oratory., Vol. I, P. p. M.L. Gasparova, Ed., Moscow: Science, 1972.

13. John Chrysostom the Prelate, "On the Ambiguity of Prophecies," [on the Internet]. Available: https://azbyka.ru/otechnik/Io-ann_Zlatoust/o-nejasnosti-prorochestv/. [Date of appeal: March 25, 2017].

14. O. Orlova, the Way of the Cross of John Chrysostom, 2nd edition ed., Moscow: Address-Press, 2001.

15. John Chrysostom the Prelate, "Seven words about Lazarus," [on the Internet]. Available: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlato-ust/o_lazare/. [Date of appeal: October 10, 2017].

16. E. Push, St. John Chrysostom and the mores of his time, P. A. Avtonomov, Ed., St. Petersburg: Bookseller IL, 1897.

17. Baur, Der heilige Johannes Chrysostomus und seine zeit: bd. Antiochien, M. Hueber, 1929.

18. John Chrysostom the Prelate, Conversations on the Acts of the

Apostles. Conversation 44. The works of our Holy Father John

Chrysostom, Archbishop of Constantinople, in Russian., Theo- ®

logical Academy ed., T.% 1 of% 2IV, Book 1, St. Petersburg, h

1903, pp. 5-478. A

M m x

H A

Ь

X

tr

ГП

А

О

П

m

т;

н

tr

П

о

S

X

S

m

о

т;

О

О

З

Д

О

"0

О

ГО

0-

20

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.