Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА В БОГОСЛОВИИ ИОАННА ЗЛАТОУСТА'

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА В БОГОСЛОВИИ ИОАННА ЗЛАТОУСТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
179
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИОАНН ЗЛАТОУСТ / НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЭТИКА / ХРИСТИАНСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Макаров Иван Викторович

В статье предпринята попытка раскрыть проблему нравственного здоровья человека в трудах Иоанна Златоуста, одного из самых известных авторов золотого века христианской письменности. Автор выделяет в наследии известного византийского проповедника труды, в которых уделяется наибольшее внимание духовно-нравственным аспектам личности, а также на основе анализа повторяющихся в них мотивов выводит «рецепт» достижения нравственного здоровья, составляющий ядро нравственной концепции мыслителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF A PERSON’S MORAL INTEGRITY IN THE THOUGHT OF JOHN CHRYSOSTOM

The article attempts to reveal the issue of moral integrity in the writings of John Chrysostom, one of the most famous authors of the golden age of Christian writing. Focusing on the written legacy of the famous Byzantine preacher, the author reveals the works in which the main attention is paid to the spiritual and moral aspects of human personality. The analysis of the recurring motives in them allows deducing a «recipe» for achieving moral integrity, which constitutes the core of the thinker’s moral concept.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА В БОГОСЛОВИИ ИОАННА ЗЛАТОУСТА»

УДК 17.02

DOI https://doi.org/10.24866/1997-2857/2021-4/93-98 и.в. Макаров*

проблема нравственного Здоровья человека в богословии иоанна златоуста

В статье предпринята попытка раскрыть проблему нравственного здоровья человека в трудах Иоанна Златоуста, одного из самых известных авторов золотого века христианской письменности. Автор выделяет в наследии известного византийского проповедника труды, в которых уделяется наибольшее внимание духовно-нравственным аспектам личности, а также на основе анализа повторяющихся в них мотивов выводит «рецепт» достижения нравственного здоровья, составляющий ядро нравственной концепции мыслителя.

Ключевые слова: Иоанн Златоуст, нравственное здоровье, религиозная философия, этика, христианство

The issue of a person's moral integrity in the thought of John Chrysostom.

IVAN V. MAKAROV (Altai State Pedagogical University)

The article attempts to reveal the issue of moral integrity in the writings of John Chrysostom, one of the most famous authors of the golden age of Christian writing. Focusing on the written legacy of the famous Byzantine preacher, the author reveals the works in which the main attention is paid to the spiritual and moral aspects of human personality. The analysis of the recurring motives in them allows deducing a «recipe» for achieving moral integrity, which constitutes the core of the thinker's moral concept.

Keywords: John Chrysostom, moral integrity, religious philosophy, ethics, Christianity

Введение

Обращение в данной статье к теме нравственного здоровья обусловлено прежде всего большим интересом современного российского общества к возрождению утраченных духовных ценностей, стремлением прикоснуться к святыне веры, воспитать чувство любви к родной земле, найти некогда потерянный и поруганный путь к нравственному здоровью, который в нашей стране исторически в значительной степени связывался с традициями православной культуры.

Творения Иоанна Златоуста, несомненно, оказали влияние на отечественную православную литературу. В первом томе «Истории Русской Церкви» Е.Е. Голубинского указаны 203 слова святителя, переведенные на церковнославянский еще в домонгольский период [14]. Переводы были преимущественно южнославянского происхождения, авторства учеников свв. Кирилла и Мефодия. В Х1У-ХУ вв. новые переводные произведения приходят на Русь так же из Болгарии, а первые переводы, сделанные в Московии, принадлежат прп. Максиму Греку

* МАКАРОВ Иван Викторович, аспирант кафедры философии и культурологии филологического факультета Алтайского государственного педагогического университета. E-mail: tanges@mail.ru © Макаров И.В., 2021

PHILOSOPHIA РЕГЕППЮ

и его ученикам. В XVII в. выходят переводы произведений Иоанна Златоуста в западнорусских землях: в Киеве издаются «Беседы Иоанна Златоуста на 14 посланий апостола Павла» (1623 г.) и «Беседы Иоанна Златоуста на Деяния апостолов» (1624 г.). Во второй половине XVII в. труды святителя издают и в Москве - в 1660 г. «Анфологион» и в 1698 г. «Маргарит». В синодальную эпоху, вплоть до первой половины XIX в., переиздавались уже ранее переведенные тексты автора. К XX в. все творения святителя были переведены на русский язык, в основном благодаря стараниям профессора Санкт-Петербургской духовной академии А.П. Лопухина. К 1906 г. было завершено издание «Полного собрания творений Св. Иоанна Златоуста», включавшего 12 томов [12]. Существовали и некоторые отдельные, авторские переводы.

В постсоветский период мы встречаем на полках книжных магазинов как репринтные издания дореволюционных переводов, так и современные сборники избранных трудов святителя, что свидетельствует о неподдельном интересе к наследию Иоанна Златоуста. За последние годы издано несколько таких тематических сборников: «Что значит быть христианином» [8], «Цветник духовный» [7], «Земное и вечное» [4], «Уроки о воспитании» [6].

Наследие Иоанна Златоуста подвергалось всестороннему рассмотрению отечественными дореволюционными исследователями. Стоит отметить прежде всего А.П. Лопухина, российского библеиста, церковного историка, публициста, автора самого масштабного перевода творений святителя, а также монографии «Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста» [10], профессора А.И. Соболевского и его исследование «Иоанн Златоуст в русской письменности» [14], профессора Л.И. Писарева и его труд «Св. Иоанн Златоуст как учитель жизни», А.В. Круглова и его работу «Иоанн Златоуст. Очерк жизни и деятельности» [9]. Среди современных авторов, изучающих наследие и философию Иоанна Златоуста, следует назвать представителей Московской духовной академии профессора А.В. Сидорова, под редакцией которого был издан труд «Древние жития свт. Иоанна Златоуста: тексты и комментарии» [2], и профессора К.Е. Скурата и его монографию «Великие учители Церкви» [13]. Обширный труд по воссозданию биографии святителя «Крестный путь Иоанна Златоуста» проделала О.В. Орлова [11].

Мировоззрение Иоанна Златоуста

При изучении работ, посвященных жизнеописанию и творениям Иоанна Златоуста, мы видим, что в одних дается оценка его личности и пастырской деятельности, в других, касающихся учения святителя, чаще всего затрагиваются социальные темы, такие как богатство и бедность, собственность и милостыня. Отдельных трудов, освещающих этическое учение в творениях свт. Иоанна Златоуста, довольно мало. Так, библеист А.П. Лопухин, помимо общеизвестной монографии о личности святителя и его пастырской деятельности, в статье «Св. Иоанн Златоуст как проповедник человеколюбия и милостыни» [10] характеризует свт. Иоанна как дерзновенного и бесстрашного защитника и утешителя бедных, проповедника милостыни и сострадания к ближним. Церковный историк К.Е. Скурат отмечает высокие нравственные качества святителя на основе анализа писем к св. дьякониссе Олимпиаде [13, с. 7]. В этих письмах содержится богатый материал о жизни и духовных наставлениях святителя в последние годы его жизни. Епископ Трифон (Турке-станов) в работе «Иоанн Златоуст, св. страдалец и друг страждущих» [15, с. 11] дает обзор многострадальной жизни святителя и характеризует пастыря как неутомимого проповедника и защитника бедных и обделенных. Протоиерей Г. Флоровский в труде «Восточные отцы IV века» [1] дает краткую характеристику жизни и учения святителя, уделяя некоторое внимание нравственной стороне его учения.

Святитель Иоанн не углублялся в своих трудах в разработку догматов, не склонен он и к метафизике. Свое мировоззрение он излагает, используя характерный для антиохийской школы исторический метод. Большое внимание святитель уделяет свободной воле человека: с одной стороны, он говорит о полной нравственной свободе, но, с другой, утверждает, что только благодать Божия может нравственно переродить человека. В отличии от Августина, Златоуст твердо держится мнения о действенном участии свободной воли человека в деле спасения. В своих воззрениях Златоуст приближается к стоикам, особенно в утверждении, что ничто не способно повредить человеку, кроме греха. Эта мысль очень часто возникает в его сочинениях и обстоятельно им доказывается.

Разрабатывая свое учение о важности свободного волеизъявления человека, Златоуст осуждает внешнюю набожность, чрезмерный

аскетизм и узкую обрядовость, напоминая о том, что все это - лишь форма проявления благочестия, которая не должна заслонять собой истинное содержание христианского учения.

Златоуст непрестанно призывает своих слушателей, во-первых, обратиться внутрь себя, но при этом не забывать о милосердном и сострадательном отношении к тому, кто рядом с тобой. Из его жизнеописания мы знаем, что, занимая высокое положение в византийском обществе, он был чужд роскошества столичной жизни, чем вызывал глубокое непонимание чиновников и духовенства. Златоуст существенно сократил расходы на содержание своей кафедры, не давал пышных приемов, сам же имел скромную одежду и пропитание. Сэкономленные средства он тратил на обширную благотворительность. Своей скромной жизнью и пламенными проповедями он обличал пороки столичного общества, призывая своих сограждан и единоверцев к нравственной жизни.

Закончил свой жизненный путь святитель подобно Сократу - его неправедно осудили, но казнить его была нельзя, нравы уже были иными, и святой был отправлен в длительную ссылку на периферию империи. 14 сентября 407 г., не перенеся тяжестей длительного перехода к месту ссылки, он почил со словами: «Слава Богу за все». Вскоре он был оправдан и ныне почитается в христианстве как великий святой и учитель.

Основа нравственной концепции

Иоанна Златоуста

Иоанн Златоуст уже в первых своих произведениях касается этических проблем. Первый пласт его трудов относится к периоду отшельнической жизни. «Увещания к Феодору падшему» [5] являются наиболее ранними произведениями автора, в которых Златоуст обращается к своему сподвижнику Феодору, предпочетше-му удовольствия мира и оставившему аскезу. Увещевая «падшего», святитель в своем письме проводит мысль о том, что вера в вечную жизнь является нравственным стержнем для христианина: «Если неверующие в учение о воскресении предаются беспечности и никогда не чувствуют этого страха, это нисколько не удивительно; а нам, надеющимся более на будущие, нежели на здешние блага, проводить столь жалкую и несчастную жизнь, ничего не ощущать при воспоминании о первых, но ниспасть до крайней бесчувственности, - это было бы

весьма безрассудно. Когда мы - верующие будем поступать, как неверные, или станем вести себя хуже их (и между ними есть просиявшие житейскою добродетелью), какое, наконец, будет нам утешение, какое оправдание?» [5] Путь исцеления от греха и нравственного падения, по Златоусту, - это покаяние: «Итак, объявляй грех свой не только как осуждающий самого себя, но и как долженствующий оправдаться посредством покаяния: тогда ты и будешь в состоянии побудить исповедующуюся душу не впадать более в те же грехи» [5]. Тем не менее, Златоуст не утверждает, что путь аскета-отшельника единственно верный для нравственного совершенства, он лишь увещевает однажды избравшего таковое житие не отвращаться столь достойного выбора. Примечательно, что юноша Феодор возвратился в общество отшельников и впоследствии был возведен в сан епископа Мопсуетского.

Около 376 г. будущий святитель пишет три слова в защиту монашествующих, против гонения от императора Валента, после чего его известность возрастает и многие ходят видеть его епископом. Иоанн бежит от сана и славы и в оправдание своего бегства пишет пространное слово «О священстве» (ок. 374-386 гг.), это произведение на протяжении многих веков является руководством для пастырей и важным источником для канонического права. «Слово» выстроено в форме диалога с соратником Иоанна по монашескому деланию - Василием. Отвечая на укоры своего друга в надуманности предлога, по которому он избегал сана, Иоанн дает множество примеров того, что не всегда прямой и честный ответ приводит к всеобщему благу, и выводит следующий этический принцип: «Часто нужно бывает употребить хитрость, чтобы достигнуть этим искусством величайшей пользы; а стремящийся по прямому пути нередко наносит великий вред тому, от кого не скрыл своего намерения» [12, т. 1, с. 649]. Златоуст развивает эту мысль, говоря о том, что хитрость, употребленную на благое дело, можно назвать «похвальною предусмотрительностью».

Далее, рассуждая о наказании за безнравственные поступки, Златоуст выводит формулу, которая получила широкое распространение в этике восточного православия: «Определять наказание по мере грехов должно не просто, но соображаясь с расположением грешников, чтобы, зашивая разрыв, не сделать большей прорехи,

PHILOSOPHIA РЕГЕПП^

и стараясь поднять падшего, не причинить еще большего падения» [12, т. 1, с. 650]. Иначе говоря, нравственные правила и церковные каноны не должны использоваться безотносительно личностных качеств согрешившего. Златоуст уподобляет христианского пастыря врачу, который назначает лекарство в соответствии с физиологией больного. Нравственное исцеление -процесс глубоко личный. «Как многие приходят в ожесточение и предаются отчаянию в своем спасении потому, что не могут переносить жестокого врачевания; так, напротив,есть и такие, которые, не получив наказания соответственного грехам, предаются беспечности, становятся гораздо хуже и решаются грешить еще больше» [12, т. 1, с. 649]. Выходит, что нравственное здоровье можно вернуть как милостью, так и строгим наказанием.

Путь к нравственному здоровью

с точки зрения Иоанна Златоуста

У Златоуста мы находим широкий пласт нравственно-аскетических трудов на довольно обширную тематику. Общей канвой его «Бесед» и «Слов» выступает стремление к внутренней свободе человека от дурных привычек и страстей. В «Беседах о покаянии» [3] мы можем видеть подобие систематизации этической доктрины святителя. Всего бесед девять, каждая посвящена различным граням нравственного здоровья личности. В первой беседе главная мысль такова: отчаяние и небрежение одинаковы, для утверждения своей мысли святитель приводит примеры блудного сына и других библейских персонажей. Во второй беседе Златоуст предлагает три пути к нравственному преображению: первый - избегать отчаяния, второй - исповедовать свой грех, третий - обрести смирение. В третьей беседе автор присовокупляет четвертый путь - милостыня. В ней сказано о покаянии и о том, что добродетель легко творить в трудностях, но затруднительно - в благоденствии. В пятой беседе святитель рассуждает о пользе поста, и, что примечательно, говорит он не только о чисто духовной пользе, но и о пользе для здоровья: «...Лучше сказать, если захочешь тщательно исследовать дело, то найдешь, что пост есть мать и здоровья телесного. И если не веришь моим словам, спроси об этом у врачей, и они яснее покажут это. Воздержание они называют матерью здоровья, а о болезнях в ногах, и о болезнях головных, об апоплексии и о рвоте, и о

водяной болезни, и о воспалениях и опухолях, и о бесчисленном множестве других болезней говорят, что они происходят от лакомства и пресыщения, как от самого нечистого источника нечистые ручьи, пагубные и для здоровья тела, и для целомудрия души» [3]. В шестой беседе Златоуст говорит, что воздержание в пище не принесет духовной пользы тем, кто не воздерживается в то же время от греха, и затем отмечает, что постящиеся не должны посещать зрелища. В заключении шестой беседы святитель оптимистично отмечает, что Бог не требует ничего невозможного, парируя обвинения в недостижимости нравственного идеала нагорной проповеди. В седьмой беседе предлагается мысль о том, что покаяние является лекарством от греха, покаяние достигается не продолжительностью времени, а расположением сердца. Восьмая беседа посвящена церкви: Златоуст сравнивает ее с ковчегом, в который входят коршуны, волки и змеи, а выходят из которого - голуби, овцы и агнцы. Святитель сравнивает грех с раной, церковь - с лечебницей, а целителем именует Бога. В девятой беседе автор напоминает о необходимости добрых дел, призывая не откладывать совершение доброде-лания и покаяния при жизни человека, т.к. по смерти тела таковая возможность закончится. Златоуст призывает свою паству к активному доброделанию: «Как сеятелям нет никакой пользы, когда они бросают семена при дороге, так и нам нет никакой пользы от того, что именуемся христианами, если не оправдываем наименования соответствующими делами» [3].

Итак, в творениях Златоуста и в частности -в «Беседах о покаянии» мы можем проследить основу нравственной концепции великого христианского мыслителя. Святитель призывает своих слушателей к активному деланию, замечая, что жизнь человеческая скоротечна: «только на земле имеет силу покаяние, а в аду оно уже бессильно» [3]. Тем не менее, Златоуст достаточно оптимистичен, во многих его трудах красной линией проходит мысль о том, что нравственное преображение доступно каждому, он предлагает несколько действенных шагов: не нужно отчаиваться, нужно исповедовать грех, обрести смирение. Важными составляющими нравственной жизни, по Златоусту, являются также пост и милостыня.

На основе анализа этического наследия Иоанна Златоуста мы отнесли к отличительным признакам его нравственной концепции не-

сколько правил, которые повторяются в его трудах неоднократно:

- отчаяние - главное препятствие к духовному обновлению человека;

- признание своей греховности должно приводить к покаянию - цетогош, т.е. перемене образа мыслей и образа жизни;

- «смирение есть начало всякого любомудрия и мать всех благ» [12, т. 7, с. 67];

- милостыня превосходит все другие искусства, истинное предназначение человека содержится в исполнении дел милосердия;

- церковь является больницей, грех - болезнью, покаяние и милостыня - лекарствами, а врачевателем выступает сам Бог.

Понятие нравственного здоровья, согласно религиозно-практической позиции Иоанна Златоуста, состоит в следующем: для начала нужно обратиться к совести и очистить нравственное сознание человека, дать почувствовать отвращение к греховной жизни, в результате чего должно произойти преображение природы человека и общества в целом: «Итак, будем всячески стараться очистить себя от скверны. Очищается же она, во-первых, крещением, а потом и другими многоразличными средствами. Бог, по Своему человеколюбию, даровал нам разнообразные средства к очищению и после крещения. Первое из всех этих средств - милостыня...» [12, т. 8, с. 236]. Призыв Златоуста к нравственному преображению общества тесно связан с христианской сотериологией: «Поразмысли, человек, о той жизни, которую ты провел сам, войди в свою совесть, и ты переменишь мнение; не будешь хвалить этого приговора, но прославишь человеколюбивого Бога за долготерпение» [12, т. 2, с. 216].

Таким образом, Златоуст с архиерейской кафедры не просто произносил обличения в сторону своих современников, но и предлагал путь к нравственному здоровью, разрушая сложившиеся стереотипы мышления. Святитель говорил о том, что в человеческой истории в целом и в жизни каждого индивида в частности присутствует еще одно измерение - духовное. Бог действенно присутствует в жизни каждого человека, а законы духовной жизни даже более важны, чем законы физические. Миссия каждого человека в этом мире - созидание здорового общества согласно божественным установлениям: «.Пойди, прекрати зло, спустись в это бурное море и исхить утопающих и, разрушив зрелище диавольское, уговаривай каждого по-

рознь, погаси пламень и укроти волны. Если пожар распространится, огонь усилится, не бойся, многие тебе подадут руку помощи, только начни, а прежде всех поможет Бог мира» [8, с. 237].

Перспективы дальнейшего исследования рассмотренной в данной статье проблемы мы видим в более детальном изучении наследия отцов золотого века христианской письменности, оказавших наибольшее влияние на отечественную религиозно-философскую мысль.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Георгий Флоровский. Восточные отцы IV века // Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_ Florovskij/vostochnye-ottsy-iv-veka/

2. Древние жития святителя Иоанна Златоуста: тексты и комментарии / Под ред. А.В. Сидорова. М.: ПСТГУ, 2007.

3. Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии // Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_ pokajanii/

4. Иоанн Златоуст. Земное и вечное. М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2011.

5. Иоанн Златоуст. К Феодору падшему увещания // Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_ Zlatoust/feodoru/

6. Иоанн Златоуст. Уроки о воспитании. Калуга: Паремия, 2016.

7. Иоанн Златоуст. Цветник духовный. М.: Духовное преображение, 2018.

8. Иоанн Златоуст. Что значит быть христианином. М.: Сибирская Благозвонница, 2021.

9. Круглов А.В. Вселенские учители. Вып. III. Иоанн Златоуст. Очерк жизни и деятельности. М., 1917.

10. Лопухин А.П. Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста // Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Lopuhin/zhizn-i-trudy-svjatogo-ioanna-zlatousta/

11. Орлова О.В. Крестный путь Иоанна Златоуста. М.: Адрес-Пресс, 2002.

12. Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста: в 12-ти т. СПб.: Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1895-1906.

13. Скурат К.Е. Великие учители Церкви. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999.

14. Соболевский И. Иоанн Златоуст в русской письменности // Православная энцикло-

2021 • № 4 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

97

PHILOSOPHIA PERENNIS

педия «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Ioann_Zlatoust/ioann-zlatoust-v-russkoj-pismennosti-sobolevskij/

15. Трифон (Туркестанов Б.П.) Св. Иоанн Златоуст, страдалец и друг страждущих. М.: А.Д. Ступин, 1914.

REFERENCES

1. Florovsky, G. Vostochnye ottsy IV veka [Eastern church fathers of the IVth century]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/ vostochnye-ottsy-iv-veka/ (in Russ.)

2. Sidorov, A.V. ed., 2007. Drevnie zhitiya svyatitelya Ioanna Zlatousta: teksty i kommentarii [Ancient hagiography of St. John Chrysostom: texts and commentaries]. Moskva: PSTGU. (in Russ.)

3. John Chrysostom. Besedy o pokayanii [Homilies on repentance]. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Ioann_Zlatoust/o_pokajanii/ (in Russ.)

4. John Chrysostom, 2011. Zemnoe i vechnoe [Earthly and eternal]. Moskva: Pravoslavnoe brats-tvo svyatogo apostola Ioanna Bogoslova. (in Russ.)

5. John Chrysostom. K Feodoru padshemu uveshchaniya [To Theodore after his fall]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/feodoru/ (in Russ.)

6. John Chrysostom, 2016. Uroki o vospitanii [Admonitions for parents]. Kaluga: Paremiya. (in Russ.)

7. John Chrysostom, 2018. Tsvetnik dukhovnyi [Spiritual flower garden]. Moskva: Dukhovnoe preobrazhenie. (in Russ.)

8. John Chrysostom, 2021. Chto znachit byt' khristianinom [What it means to be a Christian]. Moskva: Sibirskaya Blagozvonnitsa. (in Russ.)

9. Kruglov, A.V., 1917. Vselenskie uchiteli. Vyp. III. Ioann Zlatoust. Ocherk zhizni i deyatel'nosti [Church teachers. Issue 3. John Chrysostom. A sketch of his life and work]. Moskva. (in Russ.)

10. Lopukhin, A.P. Zhizn' i trudy svyatogo Ioanna Zlatousta [The life and works of St. John Chrysostom]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Lopuhin/zhizn-i-trudy-svjatogo-ioanna-zlatousta/ (in Russ.)

11. Orlova, O.V., 2002. Krestnyi put' Ioanna Zlatousta [Via crucis of John Chrysostom]. Moskva: Adres-Press. (in Russ.)

12. Polnoe sobranie tvorenii Sv. Ioanna Zlatousta: v 12-ti t. [Complete collection of the works of St. John Chrysostom: in 12 volumes]. Sankt-Peterburg: Izdanie S.-Peterburgskoi Du-khovnoi Akademii, 1895-1906. (in Russ.)

13. Skurat, K.E., 1999. Velikie uchiteli Tserkvi [Great church teachers]. Klin: Fond «Khristianskaya zhizn'». (in Russ.)

14. Sobolevskii, I. Ioann Zlatoust v russkoi pis'mennosti [John Chrysostom in Russian writings]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_ Zlatoust/ioann-zlatoust-v-russkoj-pismennosti-sobolevskij/ (in Russ.)

15. Trifon (Turkestanov, B.P.), 1914. Sv. Ioann Zlatoust, stradalets i drug strazhdushchikh [St. John Chrysostom, a sufferer and a friend of all who suffers]. Moskva: A.D. Stupin. (in Russ.)

98

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 4 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.