Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИДЕИ ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ НА СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА'

ВЛИЯНИЕ ИДЕИ ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ НА СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
470
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / АНТИЧНЫЕ ФИЛОСОФЫ / RULE OF LAW / STATE OF LAW / ANCIENT PHILOSOPHERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградова Елена Валерьевна, Виноградова Станислава Анатольевна

Статья посвящена исследованию истории возникновения и становления в качестве фундаментальной основы правовой государственности, принципа верховенства права. Презентация в массовом сознании идеи правового государства прошла длительный путь с античных времен до наших дней. Перспективы его интеграции в правовое пространство России получили особую актуальность в последние годы, после принятия Конституции РФ 1993 г., закрепившей, что Россия является правовым государством. Это предполагает важность поиска подходов в решении вопросов, возникающих в связи с необходимостью закрепления этого принципа в законодательстве и правоприменении. Решение этих проблем должно базироваться на других признаках правового государства. Теоретическая и практическая значимость этого исследования обусловлена необходимостью решения сложных задач обеспечения верховенства права как фундаментального принципа в правовой системе России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE RULE OF LAW IDEA IN ANCIENT PHILOSOPHY ON FORMATION OF THE STATE OF LAW CONCEPT

The article dedicated to the research of emergence and formation of rule of law and state of law as fundamental basis. The idea of state of law was born in ancient time and it was a long way to modern representation of this idea in mass consciousness. Perspectives of its integration to legal space of Russia became particularly relevant last years after adoption of Constitution of Russian Federation in 1993 which declares Russia as state of law. This fact implies importance of searching approaches to issues arise as it is necessary to fix such principle in laws and enforcement. These problems should be solved on basis of other signs of state of law. Theoretical and practical significance of this study is due to necessity of solving complex problems of providing rule of law as fundamental principle of legal system of Russia

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИДЕИ ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ НА СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА»

ВИНОГРАДОВА Елена Валерьевна,

доктор юридических наук, профессор, ФГБУН «Институт государства и права Российской академии наук», ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

e-mail: evsfrf@gmail.com

ВИНОГРАДОВА Станислава Анатольевна,

кандидат юридических наук, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» e-mail: vinogradovasa123@gmail.com

ВЛИЯНИЕ ИДЕИ ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ НА СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация. Статья посвящена исследованию истории возникновения и становления в качестве фундаментальной основы правовой государственности, принципа верховенства права. Презентация в массовом сознании идеи правового государства прошла длительный путь с античных времен до наших дней. Перспективы его интеграции в правовое пространство России получили особую актуальность в последние годы, после принятия Конституции РФ 1993 г., закрепившей, что Россия является правовым государством. Это предполагает важность поиска подходов в решении вопросов, возникающих в связи с необходимостью закрепления этого принципа в законодательстве и правоприменении. Решение этих проблем должно базироваться на других признаках правового государства. Теоретическая и практическая значимость этого исследования обусловлена необходимостью решения сложных задач обеспечения верховенства права как фундаментального принципа в правовой системе России.

Ключевые слова: верховенство права, правовое государство, античные философы.

VINOGRADOVA Elena Valeryevna,

The Institute of State and Law of the RAS, RUDN University

VINOGRADOVA Stanislava Anatolievna,

RUDN University

IMPACT OF THE RULE OF LAW IDEA IN ANCIENT PHILOSOPHY ON FORMATION OF THE STATE OF LAW CONCEPT

Annotation. The article dedicated to the research of emergence and formation of rule of law and state of law as fundamental basis. The idea of state of law was born in ancient time and it was a long way to modern representation of this idea in mass consciousness. Perspectives of its integration to legal space of Russia became particularly relevant last years after adoption of Constitution of Russian Federation in 1993 which declares Russia as state of law. This fact implies importance of searching approaches to issues arise as it is necessary to fix such principle in laws and enforcement. These problems should be solved on basis of other signs of state of law. Theoretical and practical significance of this study is due to necessity of solving complex problems of providing rule of law as fundamental principle of legal system of Russia.

Key words: Rule of Law, state of law, ancient philosophers.

Идея правовой государственности прошла длительный путь, прежде чем она приобрела ту форму, структуру и содержание, которые имеет на сегодняшний день.

Содержание теории правового государства по мере становления и развития данной, как и

любой другой теории, возникающей на определенном этапе развития общества и государства и изменяющейся вместе с ними по мере их эволюции, претерпевает ряд изменений [1; 2; 3].

Правовое государство - это дефиниция, обозначающая в массовом сознании идеи справедливого государства. Конструкция правовой

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

государственности, прежде чем найти выражение в современном виде прошла исторически длительный путь. Эта сложная конструкция появилась из различных фрагментов.

Прежде всего это идеи античных мыслителей о взаимосвязи права и государства, закона и политики. Большой вклад в идею установления справедливого мироустройства был внесен в работах авторов эпохи Просвещения. Эта эпоха внесла в концепцию правового государства идеи гуманизма с его выдающимися проявлениями, которые нашли отражение в произведениях не только философов, но и художников и музыкантов. Оправдание человеческой природы, ее естества и права на существование в качестве главной идеи гуманизма предлагает тезис, что человек, прекрасный по своей природе, и есть та высшая ценность, которую должно защищать государство. В дальнейшем идеи справедливого государства, которое должно удовлетворять интересы людей, получили развитие в трудах Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, полагавших, что на смену государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами и свободами.

Концепция правового государства в период становления буржуазного общества, обогатилась идеями Дж. Локка, Ш. Монтескьё и других мыслителей о необходимости создания для власти системы сдержек и противовесов, предопределяющей систему ее разделения. Они нашли воплощение в конце XVIII в. в конституционном законодательстве США и Франции.

Для становления современной целостной концепции правовой государственности в полном объеме потребовались также идеи, возникшие в XX в., такие как идея взаимной ответственности личности и государства, разделения права и закона и др.

Дальнейшая трансформация идеи правового государства предложит новые идеи, которые будут положены в основу государственного устройства. Однако одна из первых идей, определяющих справедливость устройства общества, - идея ограничения власти законом навсегда останется фундаментальной основой концепции правовой государственности. Постольку поскольку только «власть разумная и способная к самоодолению» [4] является властью справедливой.

Эта идея, возникшая во времена античных философов аксиоматично определяет, что правовое государство - это прежде всего государство. Иногда предполагалось, что справедливое обще-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

ство может существовать без государства. К идее отрицания государства возвращались в период после Октябрьской революции 1917 г. в России (в качестве примеров таких идей, когда предполагалось обобществление всех средств, из которых могли брать все, можно привести войну Чашников (в средневековой Чехии), но эта идея не нашла отражения в концепции правового государства. Устоявшейся является концепция, что правовое государство обладает всеми признаками государства, т.е. обладает суверенитетом, имеет органы государственного управления и принуждения, аппарат и проч.

Одним из первых мыслителей, предложивших типологию государства из числа античных философов, считается Платон.

Он полагал, что в зависимости от того, кто находится у власти и правит обществом, определяется тип государства. Если власть сосредоточена в руках одного правителя, то он будет называться царь (тип - монархия). Если же управляет не один человек, а несколько, то такое государство будет аристократическим (правление лучших). Эти два типа государства Платон считал наиболее справедливыми.

К числу менее правильных и менее справедливых Платон относил олигархию, демократию и тиранию.

Благо, к которому стремится и представляет своей конечной целью олигархия - это богатство. Олигархическая власть основывается на имущественном цензе (капитале). Олигархия возникает при «скоплении золота у частных лиц». Для достижения наибольшего влияния они перекраивают законы, либо вообще не считаются с ними. Чем важнее для них нажива, тем меньшее значение получает добродетель. Далее нормой (законом) становится установление имущественного ценза. Чем больше расслоение, тем выше ценз, не допускающий к власти лиц, не обладающих огромным состоянием. Такой строй существует за счет запугивания и применения вооруженной силы.

Порочность такого устройства наглядно демонстрируется на примере назначения корабельщика в соответствии с его имущественным достатком, а не умениями и способностями. То же самое происходит в любом деле, требующем управления. Единство такого государства невозможно, поскольку, по сути, оно будет состоять из двух частей - богатых и бедных, что непременно приведет к распрям. Кроме того, такое государство не способно будет вести войну, поскольку олигархи побоялись бы дать беднякам оружие, которое непременно было бы использовано против них.

Кроме того, при олигархии одним и тем же людям пришлось бы исполнять одновременно несколько обязанностей - заниматься земледелием, зарабатывать деньги, нести военную службу - что противоречит основному началу, предписывающему каждому заниматься своим делом, не выходя за его рамки. Пренебрежение ко всему, кроме богатства и наживы создаст, оно же и разрушит олигархический строй.

Далее стоящие у власти олигархи не станут запрещать молодым людям растрачивать свое состояние, поскольку они могут прекрасно нажиться на расточительности молодежи, они не будут принимать специальные ограничивающие законы. Они будут скупать их имущество, давать ссуду под проценты и станут таким образом еще богаче. В таком случае молодое поколение способствует установлению демократии. Она осуществляется, когда бедные слои, победив в междоусобице, уничтожают или изгоняют своих противников, а остальных уравнивают в гражданских правах и замещают государственные должности.

Основное благо, которое создаст (а также и разрушит) демократический строй - это свобода. В демократическом государстве отсутствует необходимость участия каждого гражданина в управлении даже тем, у кого к этому есть предрасположенность. Так же не обязательно участвовать в войне и соблюдать условия мира, если нет с этим согласия. Если каким-либо законом гражданину запрещено управлять или судить, он при желании все равно может заниматься этим, если пожелает.

В идеальном государстве Платон предписывал добродетель выдающейся натуре. Демократия же презирает все то, что считалось важным. Почет снисходит к тому, кто лишь «обнаружил свое расположение к толпе». Платон называет демократию строем, «не имеющим должного управления, но приятным и разнообразным». Демократия характеризуется своеобразным равенством, которое уравнивает равных и неравных.

При воспитании такого человека, устремления, ведущие к расточительству, а не к наживе будут подавляться. Вожделения делятся на два типа: необходимые и иные. Те, от которых нельзя избавиться, называются необходимостью (к ним относится, например, потребность в пище). Воспитанный в обстановке бережливости человек в какой-то момент «отведает меда трутней» и окажется в ситуации, где будут удовлетворяться все его потребности, в том числе излишние. Затем юношей овладевают ложные мнения и хвастливые речи. После чего его душой овладевает наглость, распутство, разнузданность и бес-

стыдство. Наглость назовется просвещенностью, разнузданность - свободой, распутство - великолепием, бесстыдство - мужеством. Таким становится человек, потакающий излишним вожделениям, характерным демократическому правлению. Безудержное стремление к свободе разрушит демократический строй и подготовит такой строй к нужде в тирании. Чрезмерная свобода демократии смешивает с грязью граждан, послушным властям и ставит их в один ряд с добровольными рабами. Всё принудительное возмущает и рассматривается как недопустимое. В результате царит пренебрежение к любым правилам и законам.

Тираническое государство существует за счет храмовых средств, пока они есть. Пока государственные расходы могут покрываться этими средствами, тиран снижает налоги для граждан. Далее, когда эти и иные средства иссякнут, тиран будет насилием забирать деньги у жителей, но к этому времени он будет уже настолько силен и обеспечен оружием, что граждане уже не смогут его свергнуть. Таким образом, тирания не гнушается кражи и грабежа мирного населения, при этом строе распространены ложные доносы и взяточничество. Тирану не свойственна ни свобода, ни подлинная дружба, он в высшей степени не справедлив.

Платон описывает жизнь при тирании как «рабство у рабов» - народ переходит из подчинения безмерно свободным демократам в подчинение деспотической власти. Самого же тирана он описывает как человека, подверженного множеству вожделений: человек становится тираном, когда пьян, или слишком влюбчив, или «преисполнен черной желчи». Платон отмечает, что «кто подлинно тиран, тот подлинно раб величайшей угодливости и рабства, вынужденный льстить самым дурным людям». Его страсти столь велики, что он не в состоянии их удовлетворить, ему многого недостает, всю свою жизнь он живет в страхе. «Власть делает его завистливым, вероломным, несправедливым, недружелюбным и нечестивым».

После описания различных типов государственного устройства Платон дает их градацию по степени благополучия и справедливости. Самым достойным он называет царя, который способен самостоятельно управлять своими страстями и самими собой. Самый порочный из перечисленных - тиран, который не только сам страдает, но и заставляет страдать все государство.

Самым важным знанием (даже выше справедливости) Платон считает идею блага. К его достижению как раз стремится идеальное государство. Все действия и поступки направлены

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

именно к благу. Платон отмечает, что многие считают, что «благо состоит в удовольствии, а для людей более тонких - в понимании».

Главное благо в государстве, ради достижения которого законодатель устанавливает законы - единство, общность и сплоченность частей государства. Главная цель - не допустить распадения на множество частей. Все граждане должны в одинаковой мере радоваться и печалиться соответственно новым возникновениям и потерям в государстве.

Поскольку закон направлен на достижение всеобщего блага (а не отдельного сословия) государства, он вправе использовать как убеждение, так и силу для поддержания и сохранения общности государства. Закон также направлен на то, чтобы граждане были друг другу полезны максимально, насколько это возможно.

Платон предрекает близкую гибель того государства, где закон не властвует над правителем. Если же правитель подчиняется закону, то к такому государству он адресует все возможные блага. Следует обратить внимание на то, что роль ограничителя была отведена праву, из чего следует, что ни нормы морали, ни нормы с этой задачей, по мнению Платона, справиться не могли.

Выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничную жизнь в обществе, пытались во все времена. Одна из первых идей, определяющих справедливость устройства общества, это идея ограничения самовластия и тирании. Эта идея возникла во времена античных философов, считавших, что наиболее разумна и справедлива та форма государственного устройства, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства. Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью.

Идея о том, что законы (справедливые, действующие в интересах всех людей) необходимо соблюдать.

Эта простая и всем известная истина была известна во времена Древней Греции. «Повинуйся законам», «слушайся законов больше, чем ораторов» призывал известный философ Хилон [5, с. 213]. Строгое соблюдение законов считалось высокой добродетелью, согласно учению Пифагора (580-500 гг. до н.э.). Таким же образом законопослушание оценивалось его последователями пифагорейцами, которые считали наихудшим для всех злом беззаконие, безвластие, анархию.

«Цари и правители не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилия обманом, но те, которые умеют править», - говорил Сократ.

Выражая свое отношение к государственной власти, праву, закону, Аристотель считает, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению конечно же противоречит идее права». Там, где отсутствует власть закона, нет места никакой форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем.

В работах Цицерона государство, с точки зрения его соотношения с правом, есть не что иное как «общий правопорядок». В основу же права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе, равно как и природе вообще, разум и справедливость. Оперируя понятием «истинный закон», Цицерон рассматривал его как «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая, запрещая, от преступления отпугивает оно, однако ничего, когда этого не нужно не приказывает честным людям и не запрещает им...» [5, с. 181].

Важным, с точки зрения формирования идей правового государства можно считать сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому « под действие закона должны попадать все». Требование к закону, который должен «кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами».

Идеи справедливого, гуманного устройства государственной власти, трансформировавшиеся в более позднее время в доктрины, в соответствии с которыми в обществе должен торжествовать закон, развивались и на Востоке.

В Древнем Китае, например, философы предполагали, что «в государстве должен царить порядок» [5, с. 182], основанный на законе.

Таким образом, философские идеи о справедливом государстве стали основой для развития теории правового государства. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители Древнего мира пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничную жизнь в обществе. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма государственного устройства, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства. Справедливой государственностью может считаться такая организация общества, где государственная власть не только признает право, но и одновременно ограничена им.

Список литературы:

[1] Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915.

[2] Кроткова Н.В. С.А. Котляревский как теоретик правового государства // Государство и право. 2006. № 11.

[3] Кроткова Н.В. Теория правового государства в учении С.А. Котляревского // Образование и право. 2018. № 1.

[4] Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881. С.

187.

[5] Философия права. Курс лекций: учеб. пособие: в 2 т. / отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Проспект, 2011.

Spisok literatury:

[1] Kotlyarevskij S.A. Vlast' i pravo. Problema pravovogo gosudarstva. M., 1915.

[2] Krotkova N.V. S.A. Kotlyarevskij kak teoretik pravovogo gosudarstva // Gosudarstvo i pravo. 2006. № 11.

[3] Krotkova N.V. Teoriya pravovogo gosudarstva v uchenii S.A. Kotlyarevskogo // Obrazo-vanie i pravo. 2018. № 1.

[4] Iering R. Cel' v prave. SPb., 1881. S. 187.

[5] Filosofiya prava. Kurs lekcij: ucheb. posobie: v 2 t. / otv. red. M.N. Marchenko. M.: Prospekt, 2011.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.