Научная статья на тему 'Формирование идеи правового государства в античной политической мысли'

Формирование идеи правового государства в античной политической мысли Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5791
544
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ПОЛИС / ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фатихов Руслан Флюсович

В данной статье рассматривается проблема формирования правового государства в эпоху античности. Анализируются политико философские воззрения Сократа, Платона, Аристотеля и Марка Туллия Цицерона на принципы построения идеального, сильного государства, взаимосвязь человеческих добродетелей и формирование порядка в полисе. Фундаментальным выводом является выделение роли человека в системе «государство человек», при этом управление полисом выносится в разряд политической добродетели, а верховенству права отводится системообразующая роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование идеи правового государства в античной политической мысли»

УДК32

Фатихов Руслан Флюсович

аспирант. Башкирский государственный университет Milena.555@mail .ru Ruslan F. Fatikhov Graduate student. Bashkir state university Milena.555@mail .ru

Формирование идеи правового государства в античной политической мысли

Formation of idea of the constitutional state in antique political thought

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования правового государства в эпоху античности. Анализируются политико - философские воззрения Сократа, Платона, Аристотеля и Марка Туллия Цицерона на принципы построения идеального, сильного государства, взаимосвязь человеческих добродетелей и формирование порядка в полисе. Фундаментальным выводом является выделение роли человека в системе «государство - человек», при этом управление полисом выносится в разряд политической добродетели, а верховенству права отводится системообразующая роль.

Ключевые слова: правовое государство, идеальное государство, полис, верховенство права, государственное устройство, гражданское общество.

Annotation. This article discusses the problem of forming a legal state in antiquity . Analyzes the political - philosophical views of Socrates, Plato , Aristotle, and Marcus Tullius Cicero on the principles of the ideal of a strong state , the relationship of human virtues and the formation of the order in the policy. The fundamental conclusion is that the human role in the allocation system "state - a man ", while management policy shall be in the category ofpolitical virtue, and the rule of law system- assigned role.

Keywords: constitutional state, ideal state, policy, rule of law, state system, civil society.

Современная доктрина правового государства предполагает политическое устройство государства, в котором присутствует верховенство закона, отсутствует произвол власти, а общество является активным актором политических процессов.

В связи с этим особую остроту приобретает проблема зарождения истоков самой идеи государственного устройства с приматом права. В данной статье рассматриваются соответствующие воззрения древнегреческих философов - Сократа, Платона, Аристотеля и древнеримского политического деятеля - Цицерона.

В эпоху античности понимание правового государства часто соотносилось с полисом, деятельность по управлению которого находилась в «правовом поле», но направлена она была в большей степени на защиту граждан друг от друга. Такое толкование жизнедеятельности в полисе было антитезой анархии и беззаконию.

Сложившийся подход к пониманию управления полиса отводил для человека второстепенную роль в обществе. В свою же очередь, полис представлял собой гражданскую общину. Абсолютная подчинённость политических институтов государства, гражданского общества и гражданина установленным в обществе законам присутствовала во всех сферах. За властью оставалось непосредственное формирование политико - правовой основы общества.

Сократ в своих политико - правовых суждениях связывал политические и этические базисы. При этом этика в понимании Сократа политична, а политика - этична. Особую значимость в построении полиса, а в нашем понимании правового государства, Сократ отводит общечеловеческим добродетелям. Высшей и наиболее важной из добродетелей Сократ считал добродетель политическую, а именно, искусство управления полисом. Политическая добродетель, как и добродетель в целом, есть знание. «Он утверждал, - пишет о Сократе Ксенофонт, - что справедливость и всякая другая добродетель состоит в знании, и что справедливое и все то, что совершается посредством добродетели, есть нравственно -прекрасное. Если же справедливое и все нравственно - прекрасное совершается посредством добродетели, то, очевидно, справедливость и всякая другая добродетель есть знание» [1, с.37]. Сократ не мыслил жизнь и деятельность полиса без его подчинения закону, и, говоря о законах и сложившейся политико - правовой системе, отмечал, что не всегда они могут быть справедливыми для отдельного человека, при этом справедливость является результатом комплексного воздействия законов полиса. Для Сократа система законов осуществляет созидательную функцию для полиса. Полис может существовать лишь в форме всеобщего исполнения установленных законов. «Везде в Элладе, - отмечает Сократ, - установлен закон, чтобы граждане приносили клятву в единомыслии,... Это делается для того, чтобы они повиновались законам. Когда граждане сохраняют это повиновение, государства бывают самыми счастливыми и сильными» [2, с.135].

Признавая подчинённость гражданина закону, Сократ раскрывает существующие преимущества полного подчинения закону. Так, в этом случае политическая ситуация в полисе характеризуется стабильностью, а принимаемые политические решения носят правовой и законный характер. Во взглядах Сократа прослеживается необходимость самопознания и самосовершенствования человека как важного актора политического устройства полиса. Сегодня мы можем провести политико - философские параллели между самопознанием и самосовершенствованием человека и важностью становления гражданского общества в общей доктрине правового государства.

В свою очередь, Платон видел полис как совокупность людей, объединенных для общего дела. В своих суждениях Платон допускал возможность применения силы со стороны полиса в отношении человека. Говоря о сильном государстве, Платон акцентирует внимание на такой политической деятельности, которая направлена на сплочение граждан для достижения этой цели, при этом возможна даже утрата индивидуальности граждан. Эти политические умозаключения нашли свое отражение в классификации форм политического устройства, предложенных Платоном. На первое место Платон выносил особый вид аристократической системы. На втором -подразумевал спартанскую аристократию (тимократия), отличающуюся духом соревнования и решимости. Далее речь шла об олигархии (плутократии), демократии и абсолютной диктатуре [3, с.193].

Платон отмечал: «Так и в случае с истинным правителем: неважно, правит он по законам или помимо них, главное, что это делалось на основе знаний и справедливости. Разум выше законов» [4, с.13]. В этой связи говорить о политическом устройстве с приоритетом права и верховенства закона не приходится. Закон рассматривался Платоном как один из методов искоренения разнообразия и достижения коллективного единства. Однако Платон также понимал, что только правовое регулирование деятельности полиса способно формировать и развивать человеческие добродетели и сохранять государственное устройство: «Нарушение законов причиняет именно тот вред, что, мало-помалу внедряясь, потихоньку проникает в нравы, а оттуда, уже в более крупных размерах, распространяется на деловые взаимоотношения граждан и посягает даже на сами законы и государственное устройство» [5, с.194]. Платон подошёл к тем же выводам, что и софисты, но он оказался менее демократичным, предоставляя право на своеволие и насилие некоторым «истинным правителям». Однако, ввиду их отсутствия, необходимо, считал Платон, полное подчинение законам - то есть выделял верховенство права.

В работах Сократа и Платона особое место уделяется всепоглощению гражданина полисом, говоря о верховенстве закона, они особую роль отводят философу-правителю.

Свойственные тому периоду идеи об идеальном полисе также близки и Аристотелю. «Государство, - пишет Аристотель,-представляет собой некое общее, а, следовательно, прежде всего, является необходимостью занимать сообща определённое место; ведь место, занимаемое одним государством, представляет собой определённое единство, а граждане являются общниками одного государства» [5, с.49]. Предпосылкой для понимания сущности правового государства и его политического феномена является осознание полиса как единства разнообразных элементов. Сегодня мы понимаем, что развитое общество характеризуется плюрализмом политических мнений. Наличие разнообразных политических взглядов в правовом государстве не служит дестабилизирующим фактором, а, напротив, формирует активную гражданскую позицию и поддерживает ветви власти в «политическом тонусе». В свою очередь в государствах, в которых политико - правовое устройство отлично от государств, разделяющих и развивающих идею правового государства, политический плюрализм носит деструктивный характер и потенциально опасен для сохранения сложившегося политического режима. Так, Аристотель отмечает: «Обязанность законодателя -делать все государство в его целом счастливым. Но невозможно сделать все государство счастливым, если большинство его частей или хотя бы некоторые не будут наслаждаться счастьем» [5, с.60], при этом «Законодатель при установлении законов должен считаться с двумя элементами: землей и людьми» [5, с.61]. Данный тезис Аристотеля свидетельствует о важности плюрализма мнений в обществе, о политическом признании идейного многообразия, о важности их учета при государственно - управленческой и законодательной работе.

Стоит отметить, что именно Аристотель первым выделяет такой признак правового государства, как частная собственность, но сразу оговаривается, что пользование ею должно быть делом общим [6, с.56]. В свою очередь, современная доктрина правового государства разделяет мнение, «что гарантом демократического процесса и формирования гражданского общества, становления правового государства является средний класс» [7, с.23]. Политическая справедливость, по мнению Аристотеля, тождественна праву.

Марк Туллий Цицерон нередко упоминается как мыслитель, стоявший у истоков концепции правового государства [8, с.145]. Конечно, его идеи о всеобщем равенстве, прежде всего, затрагивали юридическое равенство различных по своим качествам индивидов, в

том числе и имущественное. Необходимо отметить, что у античных философов, и Цицерон тут не исключение, только формировалось осознание взаимосвязи государства и права. При этом все разновидности политического устройства предусматривали не столько обеспечение верховенства права, сколько обеспечение и поддержание стабильности самого полиса. Однако, безусловно, и то и другое тесно связано. Цицерон в своих суждениях отмечает, что свобода - это не только антитеза рабству, но ещё и право на участие в общих делах. Таким образом, речь идет о политическом равенстве как о формальном юридическом равенстве в сфере политики.

Смысл права Цицерон сопоставлял с естественной деятельностью человека «.К праву и ко всему честному надо стремиться ради него самого» [9, с.104]. Согласно его суждению, государственное управление полисом и правоприменительная практика тождественны. Таким образом, чтобы выстроить наилучшую систему государственного управления, априори подразумевающую верховенство закона, необходимо формировать правовую базу, которая будет «управлять» деятельностью общества, «Ведь мы должны разъяснить природу права, а ее следует искать в природе человека; нам придется рассмотреть законы, на основании которых гражданские общины должны управляться; затем изучить уже составленные и строго определенные права и постановления народов; при этом мы не пропустим так называемых гражданских прав также и нашего народа» [9, с.94].

Говоря о верховенстве права в обществе, Цицерон отмечает, что «.закон, есть заложенный в природе высший разум, велящий нам совершать то, что совершать следует, и запрещающий противоположное» [9, с.94]. Такое раскрытие вопроса близко политико - философским воззрениям формирующейся концепции правового государства в античное время. Отдельное внимание Цицерон отводит человеческим добродетелям и процессу самопознания и самосовершенствования. В этой связи формирование идеального государственного устройства, основанного на верховенстве права, возможно тогда, когда само общество готово его принять и, что не менее важно, развивать его дальше: «.Какой народ не ценит приветливости, благожелательности, сердечной доброты и способность помнить оказанные благодеяния? И когда мы поймем, что это объединяет весь человеческий род, то останется только показать, что этим объединением людей должны управлять законы, способные укреплять дружбу и основанные на разуме, так как разумный образ жизни делает людей лучше» [9, с.99].

Очередным подтверждением тезиса о системообразующей функции правового политико - государственного устройства служит

суждение, в котором философ отмечает: «Твердо установлено, что законы были придуманы ради блага граждан, целостности государств и спокойной и счастливой жизни людей, и что те люди, которые впервые приняли постановления такого рода, объявили народам, что напишут и предложат такие постановления, одобрив и приняв которые, народы будут жить в почете и счастье. И те постановления, которые были так составлены и приняты, они, по-видимому, и назвали законами» [9, с. 113]. Необходимо отметить у Цицерона два важных концептуальных момента верховенства права:

- роль, отводимая закону в регулировании общественной (государственной) деятельности, первостепенна и является системообразующей;

- законы и примат права в обществе преследуют цель социальной справедливости и равенства прав и свобод.

Рассматривая принципы наилучшего государственного устройства, Цицерон отдельно выделяет такие признаки правового государства, как:

- причастность народа к государственному управлению посредством выборов и представительной власти, «но если будет надобность в каком-либо управлении вне полномочий магистрантов, то народ да изберет лицо, которое будет управлять, и да даст ему право управлять». [9, с.136];

- роль гражданского общества и государства если не первостепенна, то, как минимум равнозначна: «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общности интересов» [9, с.20];

- всеобщность права: «так преступления эти должны караться судебными приговорами в большей степени, чем словами, то прибавляется: «Кара да соответствует преступлению!» - дабы каждый нёс наказание в соответствии со своим поступком: чтобы самоуправство каралось утратой гражданских прав, алчность - пеней, искательство почетных должностей - дурной славой» [9, с.148];

Говоря о некоторых итогах развития политико-правовой теории в эпоху античности, следует отметить, что этому процессу не была свойственна связь с теорией государства. Развитие государств возможно благодаря государственной политике, основанной на верховенстве права, причем взаимодействие последних должно быть когерентным. Суждения о человеческих добродетелях также являются лейтмотивом к вопросу развития акторов правового государства. Важным открытием являются комплексные признаки правового государства: значимость гражданского общества в системе

«государство - человек», выборность представительной власти, верховенство и всеобщность закона. Конечно, говорить о концепции правового государства во времена античности мы можем лишь с долей относительности, но появление элементов концепции правления права - очевидно. Тот политико - философский импульс, который был задан Сократом, Платоном, Аристотелем и Цицероном, дал в последующем виток развития доктрины правового государства.

Литература:

1. Нерсесянц, В.С. Сократ. М.: Наука, 1977. -152 с.

2. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993. - 379

с.

3. С. Блекберн. Платон: Республика. М.: АСТ Москва, 2009. -

246 с.

4. Козлихин, И.Ю. Идея правового государства: История и современность. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993. -152 с.

5. Платон. Филеб. Государство, Тимей, Критий. М.: Мысль, 1999. - 656 с.

6. Аристотель. Политика. М.: АСТ Москва Хранитель, 2006. -

393 с.

7. Дорожкин, Ю.Н. Становление правового государства в современной России: политологический аспект // Правовое государство: теория и практика общественно-политический и научно-правовой журнал. 2013. №2. - С. 19-21.

8. Нерсесянц, В.С. Право и закон. М.: Наука, 1983. - С. 142-147.

9. Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М.: Научно-издательский центр «Ладомир» - «Наука», 1994. - 222 с.

Literature:

1 . Nersesyants, V. S. Socrates. M.: Science, 1977. -152 pages.

2 . Xenophon. Memories of Socrates. M.: Science, 1993. - 379pages.

3 . Village of Blackburn. Platon: Republic. M.: Nuclear heating plant Moscow, 2009. - 246pages.

4 . Kozlikhin I.Yu. Ideya of the constitutional state: History and present. SPb. : Publishing house of the St. Petersburg university, 1993. -152 pages.

5 . Platon. Филеб. State, Timey, Krity. M.: Thought, 1999.

- 656 pages.

6 . Aristotle. Policy. M.: Nuclear heating plant Moscow Keeper, 2006. - 393 pages.

7 . Dorozhkin Yu.N. Formation of the constitutional state in modern Russia: politological aspect//Constitutional state: theory and practice political and scientific and legal magazine. 2013 . No. 2. - Page 19-21.

8 . Nersesyants V. S. Pravo and law. M.: Science, 1983. - Page 142147.

9 . Cicero. Dialogues. About the state. About laws. M.: Scientific the publishing center "Ladomir"- "Science", 1994. - 222pages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.