Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРАКТИК В МОЛОДЕЖНЫХ КЛУБАХ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ НА ПРОЦЕСС ОБРЕТЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРАКТИК В МОЛОДЕЖНЫХ КЛУБАХ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ НА ПРОЦЕСС ОБРЕТЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественные практики / российские немцы / молодежные клубы / artistic practices / Russian Germans / youth clubs

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кашевская Анна Алексеевна, Никитин Александр Юрьевич, Плавская Елена Леонидовна

Существует множество культурных объединений, которые помогают молодежи раскрыть свой потенциал и найти место в жизни. Одной из разновидностей таких объединений являются молодежные клубы – это такие места, где молодые люди могут заниматься какой-либо организованной деятельностью (в нашем случае мы будем говорить о художественной и культурной деятельности). Они могут формироваться за счет реализации художественных практик – процесса создания автором определенного продукта и его восприятия зрителем. Такие художественные практики часто основаны на культурных особенностях различных национальностей или народов. Одним из ярких примеров подобных молодежных клубов может стать Молодежный клуб Новосибирского областного Российско-немецкого дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кашевская Анна Алексеевна, Никитин Александр Юрьевич, Плавская Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ARTISTIC PRACTICES IN YOUTH CLUBS OF MODERN RUSSIAN GERMANS ON THE PROCESS OF CULTURAL IDENTITY

There are many cultural associations that help young people reach their potential and find a place in life. One of the varieties of such associations are youth clubs – these are places where young people can engage in some kind of organized activity (in our case, we will talk about artistic and cultural activities). They can be formed through the implementation of artistic practices – the process of creating a certain product by the author and its perception by the viewer. Such artistic practices are often based on the cultural characteristics of different nationalities or peoples. One of the brightest examples of such youth clubs can be the Youth Club of the Novosibirsk Regional Russian-German House.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРАКТИК В МОЛОДЕЖНЫХ КЛУБАХ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ НА ПРОЦЕСС ОБРЕТЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.722

DOI 10.38163/978-5-6046740-7-9_2022_193

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРАКТИК В МОЛОДЕЖНЫХ КЛУБАХ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ

НА ПРОЦЕСС ОБРЕТЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Кашевская Анна Алексеевна.

Россия, г. Новосибирск, Новосибирский государственный технический университет, студентка факультета автоматики и вычислительной техники, aacash.1917@gmail.com

Никитин Александр Юрьевич.

Россия, г. Новосибирск, Новосибирский государственный технический университет, студент факультета автоматики и вычислительной техники, future200310@gmail.com.

Плавская Елена Леонидовна.

Россия, г. Новосибирск, Новосибирский государственный технический университет, доцент кафедры истории и политологии, plav@inbox.ru

Аннотация. Существует множество культурных объединений, которые помогают молодежи раскрыть свой потенциал и найти место в жизни. Одной из разновидностей таких объединений являются молодежные клубы - это такие места, где молодые люди могут заниматься какой-либо организованной деятельностью (в нашем случае мы будем говорить о художественной и культурной деятельности). Они могут формироваться за счет реализации художественных практик - процесса создания автором определенного продукта и его восприятия зрителем. Такие художественные практики часто основаны на культурных особенностях различных национальностей или народов. Одним из ярких примеров подобных молодежных клубов может стать Молодежный клуб Новосибирского областного Российско-немецкого дома.

Ключевые слова: художественные практики, российские немцы, молодежные клубы.

INFLUENCE OF ARTISTIC PRACTICES IN YOUTH CLUBS OF MODERN RUSSIAN GERMANS ON THE PROCESS OF CULTURAL IDENTITY

Kashevskaya Anna Alekseevna.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University, Student of the Faculty of Automation and Computer Engineering, aacash.1917@gmail.com

Nikitin Alexander Yurievich.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University, Student of the Faculty of Automation and Computer Engineering, future200310@gmail.com

Plavskaya Elena Leonidovna.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University, Associate Professor, Department of History and Political Science, plav@inbox.ru

Abstract. There are many cultural associations that help young people reach their potential and find a place in life. One of the varieties of such associations are youth clubs - these are places where young people can engage in some kind of organized activity (in our case, we will talk about artistic and cultural activities). They can be formed through the implementation of artistic practices - the process of creating a certain product by the author and its perception by the viewer. Such artistic practices are often based on the cultural characteristics of different nationalities or peoples. One of the brightest examples of such youth clubs can be the Youth Club of the Novosibirsk Regional Russian-German House.

Key words: artistic practices, Russian Germans, youth clubs.

1. Историческая справка.

Россия исторически отличается своим этническим многообразием. Одним из народов, издавна и по сегодняшний день живущим на территории нашей страны, являются российские немцы. Первые упоминания о немцах на Руси относятся к X веку, когда княгиня Ольга пригласила архиепископа Адальберта Магдебургского стать проповедником христианства на Руси. В XVII веке в Москве появилась Немецкая Слобода, жителями которой, в большинстве своем, были немецкие торговцы, мастера и офицеры-специалисты.

Массовое поселение немцев в России началось в середине XVIII века после издания в 1763 году Манифеста Екатерины II «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах» [2, с. 18-21]. Основной причиной для приглашения иностранцев стали огромные незаселенные территории, которые, по убеждению императрицы, нуждались в грамотном освоении. Спустя полтора века такое освоение незаселенных территорий стало актуально и для Сибири. История немецких переселенцев в Сибири берет свое начало в 1900-х гг., когда в рамках столыпинской реформы первые переселенцы-меннониты приехали из Украины в Сибирь. Массовый приток российских немцев в Сибирь, в частности, в Новосибирск, начался в основном в период сталинских репрессий и с началом Великой отечественной войны. Российских немцев ссылали в Сибирь как возможных предателей Родины; до этих событий российские немцы проживали преимущественно на территории Поволжья. В этот непростой период российские немцы скрывали свое происхождение и национальность, из-за чего значительная часть их многовекового культурного наследия была утеряна [1].

В настоящее время российские немцы рассредоточены по всей территории Российской Федерации. При этом их численность в различных федеральных округах значительно отличается. Всего в Российской Федерации проживает более чем 500000 российских немцев. Наибольшее их количество в настоящее время проживает в западной части Сибирского федерального округа и

насчитывает приблизительно 190000 человек. Вторым по численности российских немцев является Уральский федеральный округ, где проживает 95000 человек. На третьем месте располагаются Приволжский, Южный и Северокавказский федеральные округа, число российских немцев в которых суммарно достигает 85000 человек. В восточной части Сибирского федерального округа и на Дальнем Востоке всего проживает около 75000 российских немцев. И, наконец, самым малочисленным по числу проживающих в нем российских немцев регионом являются Центральный и Северо-Западный федеральные округа, где число российских немцев насчитывает приблизительно 55000 человек [3].

В данных федеральных округах имеется большое количество этнокультурных организаций, таких как центры встреч российских немцев, молодежные клубы, дошкольные языковые группы, этнокультурные лагеря и Российско-немецкие дома.

Основные направления деятельности Новосибирского областного Российско-немецкого дома лежат в плоскости возрождения и сохранения этнокультурного потенциала российских немцев. С этой целью организуются ежегодные форумы, международные научно-практические и языковые конференции, фестивали и Дни немецкой культуры, молодежные и детские языковые лагеря, концерты, выставки, семинары и многое другое.

2. Молодежный клуб Новосибирского областного Российско-немецкого дома.

Новосибирский областной Российско-немецкий дом появился в 1989 году как областной Центр немецкой культуры, в 1995 году его реорганизовали в Российско-немецкий дом. В 1998 году при нем группой студентов был организован молодежный клуб «JugendVereinNSK». В 2019 году клуб изменил свое название, и теперь он называется «JugendVitamin».

Активная деятельность клуба начиналась с 2014-2015 гг., т.к. в первом десятилетии XXI века культурные инициативы различных объединений российских немцев не находили достаточной поддержки, как идейной, так и финансовой. Но уже с 2018 года и по сей день, культурная деятельность клуба и реализуемые в нем художественные практики стали осуществляться со значительно большей активностью и привлекать все больше людей.

3. Художественные практики в молодежном клубе.

Для того, чтобы понять, какие художественные практики актуальны в молодежном клубе, мы обратились к рассмотрению их динамики. Из предоставленной нам руководителем клуба Милехиной Марией информации можно выделить следующие пункты.

Состав клуба с 2019 по 2021 гг. увеличился более чем вдвое (с 20 до 50 человек). Численный максимум наблюдался в 2020 г. и составлял 70 человек. Из постоянно проводимых художественных практик можно выделить: «Abend ist bunt» - музыкально-литературный вечер, День открытых дверей (частью которых являлись художественные практики российских немцев, например, создание шпрухов, адвентов и других видов рукоделия), а также этнокультурные

встречи, на которых проводились мастер-классы, направленные на знакомство с художественными практиками российских немцев (например, изучение их народных танцев).

4. Влияние художественных практик на процесс обретения частниками клуба собственной идентичности.

Приведем выдержки из записанных нами бесед с информантами из числа посещавших клуб российских немцев разного возраста.

«Слушай, со мной капут. Мне этническая принадлежность вообще ничего не дала. Обычное волонтерство, обычная социализация и проба себя в чем-то» (Е. Абрамова, 20 лет).

«Про бабушку скажу, что они все скрывали, не дай бог, кто узнает. Многая информация утеряна. Стиль жизни, судя по рассказам бабушки, был очень сложным.

Она всегда убирала, готовила больше остальных, а в дальнейшем стала приговаривать: «мы чистоплотные, российские немцы же». Бабушка училась читать по Библии, вроде бы. Разговаривала со своими на немецком. У нее были приборы для готовки и быта как в музее РНД. Мы все русские, так как живем среди русских. У нас или отец, или мама русские. Произошло слияние народов. Культуры смешались. Дети, рожденные в 1951 г., ничего не знали. Знание того, что ты имеешь немецкие корни, никак не повлияло на самоопределение и стиль жизни. Даже те дети, у которых родители немцы, ничем не отличались от всех. Они ходили в русские школы, учились вместе со всеми. Были пионерами, октябрятами, комсомольцами. Культуру, кулинарию им все-таки прививали. Бабушки и дедушки. Разговорный язык отличается от языка народов Германии.

Они чистоплотные, трудолюбивые. Стараются делать все аккуратно. Не шаляй-валяй, ответственные, всегда помогают людям, не бросают их в трудные минуты. Не жадные. Бабушка рассказывала: «Бедно все жили в деревне в послевоенное время, вроде бы. Прабабушка, если не ошибаюсь, готовила на множество деток, бабушка всегда последнее отдавала» (Виргуш А. И., 71 год).

5. Анализ влияния художественных практик на самоидентификацию российских немцев.

Для создания более полной картины влияния художественных практик на самоидентификацию людей, причисляющих себя к российским немцам, стоит разделить их на 3 группы: молодежь (~ 15-30), взрослые (~ 30-55), пожилые (~ 55+).

Для первых (молодежь) художественные практики и другая деятельность в клубе является скорее хобби, которое, как и другие его вариации, помогает человеку в идентификации себя через свою деятельность, а также помогает социализироваться, т.к. подразумевает взаимодействия с другими людьми. Но мало кто из них действительно воспринимает свою национальную принадлежность как что-то очень важное, они не обесценивают ее, но и не ставят «во главу угла».

Вторые (взрослые) уже больше воспринимают суть всех этих национальных традиций и их влияние на жизнь человека. Для людей этой группы

все художественные практики, связанные с их принадлежностью к российским немцам, уже часть жизни, которая влияет на многие другие вопросы и ситуации, т.е. для них вопрос национального самоопределения более важен и сильнее влияет на их жизнь и самоидентификацию.

Третьи (пожилые) застали еще те времена, когда вопрос национальной принадлежности не был тем, что можно отринуть от человека. Для них художественные практики, связанные с российскими немцами, значительно важнее, чем для других, т.к. эти действия лежат в основе многих их взаимоотношений с людьми и являлись частью их жизни во время детства и взросления. Такая тенденция будет тем сильнее, чем дальше в прошлое мы будем уходить. 6. Вывод.

Проведенный нами анализ может являться доказательством необходимости применения в современном мире художественных практик различных национальностей в России. Т.к. люди в наше время, хоть и меньше уделяют внимания вопросу национальной самоидентификации, но она все равно играет важную роль в формировании их окружения, традиций и интересов. Таким образом, отсутствие у человека осознанной принадлежности к той или иной культурной группе может являться причиной внутреннего конфликта, т.к. личность не будет иметь возможности понимания определенной части себя через эту самую принадлежность.

Библиографический список.

1. Без прошлого нет будущего. Путешествие в мир российских немцев = Zukunft braucht Herkunft. Streifzug durch die Welt der Russlanddeutschen / Фр. Эббеке. - Москва: МАВИ ГРУПП, 2020. - 252 с.

2. История российских немцев в документах (1763-1992) / сост. : В.А. Ауман, В.Г. Чеботарева. - Москва: РАУ-корпорация, Междунар. ин-т гуманитар. программ, 1993. - 447 с.

3. Официальный сайт Международного союза немецкой культуры. [Электронный ресурс]. - URL: http://ivdk.ru/ (дата обращения 01.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.