Научная статья на тему 'Влияние хронобиологического типа первоклассника на течение адаптации к обучению'

Влияние хронобиологического типа первоклассника на течение адаптации к обучению Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
113
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВОКЛАССНИКИ / ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП / CHRONOBIOLOGICAL TYPE / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / FIRST-CLASS STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шишова А.В., Жданова Л.А., Ланина Елена Александровна

Оценка адаптации первоклассников к школьному обучению показала, что наиболее благоприятно этот период протекает у детей вечернего хронотипа. Школьники утреннего и индифферентного типов адаптируются к школьным факторам «ценой» здоровья. Полная дезадаптация (ухудшение состояния здоровья в сочетании с неудачным приспособлением к учебе и коллективу) чаще выявляется у детей индифферентного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шишова А.В., Жданова Л.А., Ланина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF FIRST-CLASS STUDENTS’ CHRONO-BIOLOGICAL TYPE ON THEIR ADAPTATION TO SCHOOL

The investigation of first-class studentsadaptation to school revealed the following features. Children with evening chronotype had the most successful variant of adaptation. Students with morning and indifferent chronotypes adapted to school factors by means of health disorders. Disadaptation to studies, class group and health disorders were found primary among students with indifferent chronotype.

Текст научной работы на тему «Влияние хронобиологического типа первоклассника на течение адаптации к обучению»

20

ЗНиСО

МАЙ №5 (254)

УДК: 613.9

ВЛИЯНИЕ ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ПЕРВОКЛАССНИКА НА ТЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

А.В. Шишова, Л.А. Жданова, Е.А. Ланина ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России г. Иваново

Оценка адаптации первоклассников к школьному обучению показала, что наиболее благоприятно этот период протекает у детей вечернего хронотипа. Школьники утреннего и индифферентного типов адаптируются к школьным факторам «ценой» здоровья. Полная дезадаптация (ухудшение состояния здоровья в сочетании с неудачным приспособлением к учебе и коллективу) чаще выявляется у детей индифферентного типа. Ключевые слова: первоклассники, хронобиологический тип, адаптация

A.V. Shishova, L.A. Zhdanova, E.A. Lanina □ THE INFLUENCE OF FIRST-CLASS STUDENTS' CHRONO-BIOLOGICAL TYPE ON THEIR ADAPTATION TO SCHOOL □ Public budgetary educational institution of higher education «Ivanovo state medical academy» of Ministry of Health of Russia, Ivanovo □ The investigation of first-class students' adaptation to school revealed the following features. Children with evening chronotype had the most successful variant of adaptation. Students with morning and indifferent chronotypes adapted to school factors by means of health disorders. Disadaptation to studies, class group and health disorders were found primary among students with indifferent chronotype. Key words: first-class students, chronobiological type, adaptation.

В последние десятилетия отмечается неуклонный рост заболеваемости детей, особенно выраженный в период обучения в школе [3—5, 7]. Одним из критических периодов формирования здоровья школьников является первый год обучения. Процесс адаптации к школе во многом определяется индивидуальными особенностями детей. Перспективным вариантом учета типологических свойств каждого ребенка является выявление его биоритмологического профиля. Это возможно благодаря использованию методологического подхода, предполагающего разделение детей в зависимости от особенностей суточной ритмики работоспособности на три типа: утренний, индифферентный и вечерний (ОбЛс^ О., 1976). Известно, что распределение людей по биоритмологическим типам — эволюционное приобретение и оно имеет универсальное адаптивное значение [2]. Различия в ритме работоспособности, которые характеризуют представителей утреннего и вечернего типов, обусловливаются определенными особенностями гормонального профиля, поведенческими и психологическими особенностями. В связи с этим можно предположить, что процесс адаптации к школьному обучению у детей разных хронобиологических типов будет протекать неодинаково.

Поэтому целью нашего исследования было выявить особенности и дать интегральную медико-педагогическую оценку адаптации к школе детей разных хронобиологических типов.

Нами проанализировано течение адаптации к школе 210 первоклассников, обучающихся в первую смену и разделенных в зависимости от хронобиологического типа на группы: первая группа (50 детей) — имела утренний, вторая (138 детей) — индифферентный, третья (22 ребенка) — вечерний типы. Хронобиологическая принадлежность определялась путем опроса родителей в летнее время по анкете ОбЛс^ О., адаптированной для детского возраста [6], и анализа умственной рабо-

Утренний Индифферентный Вечерний

Настроение 8,2+0,1* 8,5+0,09 8,2+0,1*

Социальные контакты 6,3+0,5*А 7,5+0,3 7,6+0,3

Познавательная деятельность 7,2+0,2**лл 6,3+0,2 5,8+0,4*

Дисциплина 6,7+0,2***лл 5,9+0,1 5,8+0,2

Отсутствие агрессии 6,2+0,1*л 6,5+0,08 5,7+0,2***

Отсутствие страха 6,4+0,4*** 7,1+0,1 6,7+0,1*

Игровая деятельность 5,3+0,3*л 6,2+0,2 6,3+0,3

Двигательная активность 4,3+0,2*л 5,1+0,2 5+0,2

Примечание. Достоверность различий: *— с индифферентным типом, А — между утренним и вечерним типами, *— р < 0,05, ** — р < 0,01, *** — р < 0,001, А — р < 0,05, лл - р < 0,01, ллл - р < 0,001).

g

S

тоспособности. Оценка адаптации проводилась по медицинским (остроте зрения, появлению нарушений осанки, динамике массы тела, уровню артериального давления, учащению острой заболеваемости, наличию невротических реакций) и психолого-педагогическим (динамике эмоционально-поведенческих реакций, успеваемости, социальному статусу) критериям.

Оценка эмоционально-поведенческих реакций детей в течение учебного года показала, что детям утреннего хронотипа наряду с высокими показателями дисциплины и познавательной деятельности было свойственно снижение настроения, социальных контактов, двигательной и игровой деятельности, а также высокий уровень страха, то есть преобладал пассивный тип реагирования на стрессовые ситуации (табл. 1). Это согласуется с данными литературы, согласно которым у детей этого хронотипа неудачи легко вызывают сомнения в собственных силах, появляются тревога и волнения, ухудшается настроение [1]. Первоклассники индифферентного типа имели высокий уровень настроения, социальных контактов, игровой и двигательной активности, низкий уровень агрессии и страха, что можно объяснить гибкостью их физиологических и биоритмических особенностей. У детей вечернего хронотипа преобладал «активный» тип реагирования, проявляющийся нарушением дисциплины и высо-

Таблица 1. Оценка эмоционально-поведенческих реакций у детей различных хронобиологических типов ( M±m )

МАЙ № (254)

21

Таблица 2. Интегральная медико-педагогическая оценка адаптации к школе, %

Интегральная оценка адаптации Утренний тип Индифферентный тип Вечерний тип

Успешная адаптация к школьным факторам без нарушений здоровья 30%* 15,2% 45,4%*

Успешная адаптация к школьным факторам с нарушениями здоровья 52% 47,8% 27,3%**лл

Неуспешная адаптация к школьным факторам и «потеря» здоровья 18%*л 36,3% 27,3%

Неуспешная адаптация к школьным факторам без нарушений здоровья 0% 0,7% 0%

Примечание. Достоверность различий: *— с индифферентным типом, А— между утренним и вечерним типами, *-р < 0,05, ** — р < 0,01, л - р < 0,05, лл - р < 0,01).

g

g

ким уровнем агрессии, у них выявлялись высокая игровая, двигательная и социальная активность, что согласуется с данными литературы, согласно которым они не боятся возможных трудностей, конфликтов и эмоциональных проблем [1].

Невротические реакции в периоде адаптации достоверно чаще возникали у детей индифферентного (89,1 %) и утреннего (90,0 %) хронотипов, чем у вечернего (72,7 %), р < 0,05. Более половины всех школьников имели соматовегетативные нарушения. При этом у первоклассников утреннего хронотипа чаще возникали фобический, астенический и гипердинамический синдромы. У детей индифферентного типа эти синдромы выявлялись примерно с той же частотой, однако значительно чаще отмечался синдром навязчивых движений. У детей вечернего типа все синдромы выявлялись почти в два раза реже.

Количество невротических реакций на одного ребенка было достоверно меньше у первоклассников вечернего типа, чем у утреннего и индифферентного (0,68 ± 0,02 против 1,06 ± 0,3 и 1,12 ± 0,4 соответственно, р < 0,001).

Недостаточная прибавка массы тела на протяжении учебного года выявлялась у половины первоклассников индифферентного и утреннего типов (54,3 и 50,0 % соответственно), что достоверно чаще, чем в группе вечернего типа (31,8 %, р < 0,05). Увеличение числа острых респираторных заболеваний за учебный год в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года было установлено у вечернего и индифферентного типов (р < 0,001). При этом за период обучения у вечернего типа нарушения осанки возникали примерно с той же частотой, что и у других типов, однако случаев нарушения зрения не отмечалось. Контроль за уровнем артериального давления в исследуемых группах не выявил отклонений от возрастных норм.

По данным социометрического опроса установлено, что большинство детей всех групп к концу учебного года имели благоприятный социальный статус. При этом более трети детей вечернего типа были не приняты или изолированы в коллективе (36,3 против 28,0 % в группе утреннего, р < 0,05, и против 25,4 % в группе индифферентного типов, р < 0,05).

Анализ школьной успеваемости показал у детей вечерней группы более высокую успешность приспособления к учебным нагрузкам, чем у утренней и индифферентной. Среди них было меньше детей со сниженной успеваемостью (9,1 против 16,0 и 23,2 % соответственно, р < 0,05) и

несколько больше отличников (22,7, 14,0 и 13,0 % соответственно).

Обобщая полученные данные, мы провели интегральную медико-педагогическую оценку адаптации детей к школе (табл. 2), включающую в себя состояние здоровья и успешность приспособления к основным школьным факторам (коллективу и учебе).

В ходе исследования установлено, что успешно адаптировались к школьной среде без нарушения здоровья чаще дети вечернего (45,4 %) хронотипа, чем утреннего (30,0 %) и индифферентного (15,2 %) (р < 0,05). Детям, имеющим такой вариант интегральной оценки, можно рекомендовать обучение по программам повышенной сложности. За благополучную адаптацию расплачивались здоровьем около половины учащихся утреннего (52,0 %) и индифферентного (47,8 %) хронотипов и лишь каждый четвертый (27,3 %) вечернего (р < 0,01), что требовало оказания соответствующей медицинской и психологической помощи. Неуспешная адаптация к школьным факторам и «потеря» здоровья выявлена у трети детей вечернего (27,3 %) и индифферентного (36,3 %) хронотипов, и лишь у каждого пятого утреннего (18,0 %) (р < 0,05). Единичные первоклассники утреннего и индифферентного хро-нотипов плохо адаптировались, но их здоровье при этом не ухудшалось. Очевидно, таким детям может понадобиться перевод на обучение по программам меньшей сложности.

Выявленные особенности течения адаптации необходимо учитывать при разработке дифференцированных программ медико-социального сопровождения первоклассников, направленного на предупреждение негативных проявлений и оптимизацию течения адаптационного периода у школьников различных хронобиологических типов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доскин В.А. и др. Биологические ритмы растущего организма. В.А. Доскин, Н.Н. Куинджи. М.: Медицина, 1989. 224 с.

2. Мандров С.И. и др. Биологические ритмы у детей в норме и при патологии / С.И. Мандров, Л.А. Жданова, Р.М. Ла-рюшкина, А.И. Рывкин, А.В. Шишова, Т.Г. Решетова, Л.К. Савельева, Л.А. Василенко. Иваново: ПресСто, 2011. 163 с.

3. Скоблина Н.А. и др. Современные тенденции физического развития детей и подростков / Н.А. Скоблина, В.Р. Кучма, О.Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245). С. 9—12.

4. Сухарева Л.М. и др. Новые подходы к гигиенической оценке условий и режимов обучения в общеобразовательных учреждениях / Л.М. Сухарева, В.Р. Кучма, М.И. Степанова, И.Э. Александрова, Т.В. Шумкова //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245). С. 4—5.

22

ЗНиСО

МАЙ №5 (254)

Сухарева Л.М. и др. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование / Л.М. Сухарева, И.К. Раппопорт, М.А. Поленова //Здоровье населения и среда обитания. 2014. №3 (252). С. 28 -30.

Шишова А. В. и др. Способ оценки хронобиологического типа у детей / А.В. Шишова, Л.А. Жданова, С.И. Ман-дров //Изобретения. Полезные модели. 2010. № 28 (I ч.). С. 23.

Шишова А.В. Формирование здоровья детей 7—11 лет и дифференцированная системаихмедико-педагогического

сопровождения при различных программах обучения: ав-тореф. дис. ... докт. мед. наук. Иваново, 2011. 48 с.

Контактная информация:

Ланина Елена Александровна, тел.: 8 (4932) 30-02-28, e-mail: shishova@inbox.ru

Contact information: Lanina Elena, phone: (4932) 30-02-28, e-mail: shishova@inbox.ru

r-b

УДК 616.932:616-07

АПРОБАЦИЯ АМПЛИФИКАЦИОННЫХ ТЕСТ-СИСТЕМ ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ШТАММОВ ХОЛЕРНЫХ ВИБРИОНОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.С. Абдрашитова, Н.А. Осина, И.А. Касьян, А.М. Сеничкина, С.А. Щербакова ФКУЗ «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» Роспотребнадзора, г. Саратов

Проведена идентификация 177 штаммов холерных вибрионов, выделенных из воды открытых водоемов и от людей с 2009—2012 гг. на различных территориях Российской Федерации методом ПЦР с использованием трех генодиагностических препаратов. Показана эффективность данных амплифи-кационных тест-систем при определении таксономического положения и эпидемической значимости изученных культур вибрионов. Результаты идентификации, по данным молекуляно-генетического и бактериологического анализа, полностью совпали. Ключевые слова: холерный вибрион, идентификация, генетическая характеристика, ПЦР, генодиагностические препараты.

A.S. Abdrashitova, N.A. Osina, I.A. Kasyan, A.M. Senichkina, S.A. Shcherbakova □ TESTING OF AMPLIFICATION ASSAYS FOR THE IDENTIFICATION OF CHOLERA VIBRIOS, ISOLATED IN DIFFERENT REGIONS OF RUSSIAN FEDERATION □ FGHI «Russian Research Anti-Plague Institute «Microbe» of the Rospotrebnadzor, Saratov □ Identification of 177 cholera vibrio strains isolated from surface waters and humans in 2009—2012 in the different territories of the Russian Federation by means of PCR has been carried using three assays for gene diagnostics. Amplification assays used demonstrated their efficiency for the determination of taxonomic status and epidemical significance of the strains under study. The results of identification by molecular genetic and bacteriological analysis fully coincided. Key words: Vibrio cholerae, identification, genetic characteristics, PCR, assay for gene diagnostics.

В большинстве случаев решающую роль в передаче возбудителя холеры играет водный фактор, в результате загрязнения поверхностных водоемов неочищенными, хозяйственно-бытовыми сточными водами. В результате этого возникает необходимость постоянного мониторинга объектов окружающей среды (в том числе воды поверхностных водоемов, используемых для питьевых и хозяйственных целей) на наличие возбудителя холеры [7]. В настоящее время идентификация выделенных культур холерных вибрионов проводится в соответствии с действующими нормативными документами [2, 3]. Для выполнения таких исследований предусмотрено использование бактериологических, иммунологических, биологических и молекулярно-генетических методов. Для выявления и характеристики штаммов возбудителя холеры методом ПЦР в последние годы разработаны и зарегистрированы три новых генодиагностических препарата: «АмплиСенс Vibrio cholerae — FL» (рег уд. № ФСР 2011/11139), «Ген Vibrio cholerae — идентификация — РЭФ» (рег. уд. № ФСР 2012/13430), «Ген Vibrio cholerae вариант ctxB-РЭФ» (рег. уд. № ФСР 2012/13427), которые позволяют определить не только эпидемическую значимость патогена, но и его таксономическое положение (принадлежность к серогруппам О1, О139, биовару). Данных об эффективности применения препаратов при исследовании штаммов холерных вибрионов, выделенных в различных регионах Российской Федерации, не достаточно. Вопросы адаптации амплификационных технологий для выявления и идентификации возбуди-

телей инфекционных болезней до сих пор остаются крайне важными [1—8].

Цель работы: оценка диагностической эффективности новых генодиагностических препаратов при идентификации штаммов холерных вибрионов, выделенных из водных экосистем и от больных людей в различных регионах Российской Федерации.

Материалы и методы. Для исследования использовали 177 штаммов холерных вибрионов, выделенных на территории Российской Федерации с 2009—2012 гг., их них 155 культур изолированы в Республике Калмыкия, 5 — в Республике Татарстан, 7 — в Челябинской области, 8 — в Астраханской области, 2 — в г. Химки.

Идентификацию штаммов холерных вибрионов с помощью бактериологического и иммунологического анализа осуществляли в соответствии с действующими нормативными документами [2]. ПЦР проводили в соответствии с инструкциями к диагностическим препаратам на приборах RotoGene 6000 (Corbett Research), Терцик МС-2 (ДНК-технология), БИС 111 (ООО «БИС-Н»).

Секвенирование фрагментов ДНК осуществляли на автоматическом секвенаторе «ABI PRISM® 3100 Genetic Analyzer» в соответствии с рекомендациями производителя.

Результаты исследований. По своему назначению наборы реагентов «АмплиСенс Vibrio cholerae — FL» и «Ген Vibrio cholerae — идентификация — РЭФ» позволяют выявить ДНК холерных вибрионов и определить эпидемическую значимость и таксономическое положение патогена методом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.