Научная статья на тему 'Динамика эмоционально-поведенческих и невротических реакций в процессе обучения у первоклассников различных хронобиологических типов'

Динамика эмоционально-поведенческих и невротических реакций в процессе обучения у первоклассников различных хронобиологических типов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
103
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВОКЛАССНИКИ / ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП / НЕВРОТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ / PUPILS OF THE FIRST FORM / CHRONOBIOLOGICAL TYPE / NEUROTIC REACTIONS / EMOTIONAL BEHAVIORAL REACTIONS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шишова А. В., Ланина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика эмоционально-поведенческих и невротических реакций в процессе обучения у первоклассников различных хронобиологических типов»

Краткие сообщения

УДК 616.85-053.5

ДИНАМИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ И НЕВРОТИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ

А. В. Шишова*, доктор медицинских наук,

Е. А. Ланина

ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России, 153012, Россия, г. Иваново, Шереметевский просп., д. 8

Ключевые слова: первоклассники, хронобиологический тип, невротические реакции, эмоционально-поведенческие реакции.

* Ответственный за переписку (corresponding author): e-mail: shishova@inbox.ru.

Неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей особенно выражены в период обучения в школе. В связи с этим крайне актуальным является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка для разработки эффективных профилактических мер и оздоровительных технологий. Перспективным вариантом учета типологических свойств является определение биоритмологического профиля.

Проанализирована динамика эмоционально-поведенческих реакций и пограничных нервно-психических расстройств у 210 первоклассников, обучающихся в первую смену и разделенных в зависимости от хронобиологического типа на группы: первая группа (50 детей) имела утренний тип, вторая (138 школьников) - индифферентный, третья (22 ребенка) - вечерний. Хронобиологиче-ская принадлежность выявлялась путем опроса родителей в летнее время по анкете О. ОэШегд, адаптированной для детского возраста А. В. Ши-шовой, Л. А. Ждановой, С. И. Мандровым. Количественная оценка эмоционально-поведенческих реакций проводилась с помощью специальных шкал (Макаренко Ю. А., Жданова Л. А., Солнцев А. А., 1982). Пограничные нервно-психические расстройства выявлялись путем анкети-

рования родителей. Использовались критерии диагностики невротических реакций, предложенные В. В. Ковалевым. Эксперимент проводился в начале обучения и в конце каждой четверти.

Детям утреннего хронотипа наряду с высокими показателями дисциплины и познавательной деятельности было свойственно снижение настроения, социальных контактов, двигательной и игровой деятельности, а также высокий уровень страха, то есть преобладал «пассивный» тип реагирования на стрессовые ситуации. Это согласуется с данными литературы, по которым у детей этого хронотипа неудачи легко вызывают сомнения в собственных силах, появляются тревога и волнения, ухудшается настроение. На этом фоне у 90% детей утреннего типа возникали невротические расстройства. У них отмечались фобический (50%), астенический (48%) и гипердинамический (46%) синдромы.

Первоклассники индифферентного типа имели высокий уровень настроения, социальных контактов, игровой и двигательной активности, низкий уровень агрессии и страха, что можно объяснить гибкостью их физиологических и биоритмических особенностей. При этом у них выявлялись гипердинамический (55%), фобический (47%), астени-

Shishova A. V., Lanina E. A.

THE DYNAMICS OF EMOTIONAL BEHAVIORAL REACTIONS IN THE TUITION PROCESS IN SCHOOLCHILDREN OF THE FIRST FORM WITH VARIOUS CHRONOBIOLOGICAL TYPES

Key words: pupils of the first form, chronobiological type, neurotic reactions, emotional behavioral reactions.

Т. 19, № 1, 2014

Вестник Ивановской медицинской академии

61

ческий (44,9%) синдромы примерно с той же частотой, что и у детей утреннего хронотипа, однако в два раза чаще отмечался синдром навязчивых движений (в 37 против 20%).

У школьников вечернего хронотипа так же, как и у детей индифферентного, выявлялись высокая игровая , двигательная и социальная активность . Эти дети не боятся возможных трудностей, конфликтов и эмоциональных проблем. Однако их поведение характеризовалось более выраженными нарушениями дисциплины и проявлениями агрессии. При этом у первоклассников вечернего типа количество невротических реакций на одного ребенка было статистически значимо меньше, чем у утреннего и индифферентного (0,68 ± 0,02 против 1,06 ± 0,3 и 1,12 ± 0,4 со-

ответственно, р < 0,001). Все синдромы пограничных нервно-психических расстройств у них выявлялись почти в два раза реже. Возможно, преобладание «активного» типа реагирования позволило этим школьникам через проявления агрессии снимать напряжение, возникающее при стрессах. Это и определило наличие у них более низкого, чем у других хронотипов, уровня невротизации.

Выявленные особенности эмоционально-поведенческих и невротических реакций у первоклассников различных хронобиологических типов необходимо учитывать при выборе тактики семейного воспитания, а также при проведении профилактических мероприятий в период адаптации к обучению в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.