Шевчук В.В.
Канд. мед. наук, доцент Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера, г. Пермь
Иеромонах Симеон (Минаков)
Канд. культурологии, зав. кафедрой богословских и литургических дисциплин, Пермская духовная семинария, г. Пермь
Малютина Н.Н.
Доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой факультетской терапии № 2, Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера, г. Пермь
Кашкина Н.В.
Канд. мед. наук, доцент Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера, г. Пермь
Еремеев Р.Б.
Канд. мед. наук, доцент Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера, г. Пермь
ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ДРУГИХ РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫХ СИСТЕМ НА МЕДИЦИНСКУЮ
ПРАКТИКУ
THE INFLUENCE OF THE CHRISTIAN WORLDVIEW AND OTHER RELIGIOUS AND MORAL SYSTEMS ON MEDICAL PRACTICE
Shevchuk V.V., Cand. med. sciences, associate Professor, Perm state medical University name of acad. E.A. Wagner, Perm monk-priest Simeon (Minakov), Cultural Studies PhD, head the department of theological and liturgical disciplines, Perm Theological Seminary, Perm
Malyutina N.N., Dr. med. sciences, professor, head department of faculty therapy № 2, Perm state medical University name of acad. E.A. Wagner, Perm
Kashkina N.V., Cand. med. sciences, associate Professor, Perm state medical University name of acad. E.A. Wagner, Perm Eremeev R.B., Cand. med. sciences, associate Professor, Perm state medical University name of acad. E.A. Wagner, Perm АННОТАЦИЯ
В статье с философской и религиозной точек зрения рассмотрено влияние на медицинскую практику христианского мировоззрения и других религиозно-нравственных систем. Оценено значение христианских ценностей для профессии врача. Установлено, что в России христианское мировоззрение лежит в основе медицинской этики. ABSTRACT
The article from philosophical and religious perspectives examines the impact on medical practice of the сhristian worldview and other religious and moral systems. Estimated value of ^ristian values for the medical profession. It is established that in Russia the сhristian worldview is the basis of medical ethics.
Ключевые слова: духовность, христианское мировоззрение, религиозная система, общество. Keywords: spirituality, Christian worldview, the religious system, society.
Актуальность исследования роли христианского мировоззрения в профессиональной культуре и деятельности врача, особенно врача православного, обусловлена рядом причин. В современном обществе, охваченном процессом глобализации, растет спрос на специалистов, профессиональная культура которых предполагает не только наличие глубоких специальных знаний, но и высокую духовность в широком смысле этой категории. В современном мире остро ощущается потребность в гуманизации всех сторон жизни и деятельности человека, в процессе которой духовные ценности приобретают особую значимость. В соответствии с этим, возникла проблема необходимости воспитания не просто профессионала, а человека, способного транслировать духовные ценности последующим поколениям. Именно поэтому проблемы, связанные с достижением высокого уровня духовности, приобретают особую значимость в жизни современного общества. Подготовка врачей в наше время не соответствует современным культурно-ценностным позициям. Их духовно-нравственный уровень не отвечает требованиям современности, кроме того, процесс формирования духовно-нравственного ценза будущих специали-
стов осложняется кризисом общечеловеческих ценностей, неразвитостью ценностного сознания, отрицанием в ряде случаев общечеловеческих позиций. Нравственные заповеди (предписания), как правило, являются производными от вероучения, богословской системы конкретной религии, в отличие от нравственных ценностей, присущих и атеистам, и язычеству. Говоря упрощенным языком, можно определить духовность как взаимоотношения человека и Бога, а нравственность, как взаимоотношения человека и человека [9]. Ошибочно считать, что различные религии имеют одинаковые нравственные ценности. Нравственная ценность конкретной религии определяется тем, что является её главной целью, в чем она видит спасение - освобождение человека от страданий и смерти. Следовательно, религиозное сознание врача будет определять осуществление им профессиональной деятельности. С другой стороны, осмелимся заметить, если врач в своей профессиональной деятельности будет учитывать религиозное сознание пациента, эффективность его работы многократно возрастет. Однако данная проблема представляется нам недостаточно изученной в рамках формирования и влияния христианского мировоз-
зрения на профессиональную деятельность медицинского работника, поэтому требует всестороннего и комплексного рассмотрения.
Цель медицины - помочь человеку сохранить или восстановить здоровье. Следует осознавать, что человек - существо целостное, следовательно, полноценное психическое, социальное и физическое состояние в немалой степени является залогом духовного здоровья. Духовное же неблагополучие, в свою очередь, неминуемо приведет к нарушению здоровья с формированием болезненного состояния. Православие телесную болезнь рассматривает как отражение духовного падения: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9:12-13) [1], «Исцеляйте больных» (Лк. 10: 9). Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен (Сир. 7: 38). Эти слова стали ключевыми для христианского мировоззрения в отношении к медицине. Православный врач должен обладать, прежде всего, православным мировоззрением, а не простым набором знаний. «...Хочешь ли быть здоров?» - спросил Христос расслабленного человека, тридцать восемь лет находившегося у Овчей купели в ожидании чудесного исцеления (Ин. 5:6). Этот вопрос во многом определяет сущность христианского взгляда на традиции врачебной профессии. Для христианина важно понять, что значит болезнь для того, кто болен, почему болезнь, поражая тело, задействует и душу человека, в которой следует видеть и образ Божий. Несмотря на достижения медицинской науки, до сих пор актуально звучат слова пророка Давида: «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89:10). Выдающийся врач, священномученик митрополит Серафим (Чичагов) писал: «Медицина должна более всякой другой науки опираться на религию и изыскивать средства в природе, созданной Самим Творцом на пользу человечества. стараться искать корень болезни и в духе или в душе человека. Первопричиной многих болезней и эпидемий являются греховные страсти» [10].
Православный врач должен подходить к лечению болезни через призму трехчастного строения человека: дух, душа и тело больного. Святитель Лука (Крымский) так говорит об этом: «Общеизвестно могущественное влияние психики больного на течение болезни. Состояние духа больного, его доверие или недоверие врачу, глубина его веры и надежды на исцеление или, наоборот, психическая депрессия, вызванная неосторожными разговорами врачей в присутствии больного о серьезности его болезни, глубоко определяют исход болезни. Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного, — общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней.» [8]. Искусство врача должно служить для больного одним из орудий Божественного милосердия. Священное Писание прямо указывает на связь здоровья телесного с греховной жизнью и указывает путь к исцелению. Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства и благоразумный человек не будет пренебрегать ими (Сир. 38: 1-4). Так Сам Господь благословляет профессию врача.
В отличие от христианского мировоззрения в других религиозно-нравственных системах существуют другие взгляды, например, в вероучении буддизма и индуизма существуют такие понятия, как карма (закон причинно-след-
ственной связи) и реинкарнация (в буддизме - циклическое существование), способность физического «я» (в буддизме), души (в индуизме) к многократным жизням в разных телах. В воззрениях буддизма и индуизма мы бесконечно умираем и возрождаемся к жизни. Такое многократное циклическое существование (реинкарнация) - проклятие для человека. Мы несем в будущей жизни ответственность за то, что делаем в этой жизни - и так без конца. То, чем мы являемся сейчас - это мы, задетерминированные нашими прошлыми воплощениями. Отсюда некоторые восточные учителя (гуру) считают, что жалеть человека не за что, если с ним что-либо произошло, значит, он сделал что-то плохое в прошлой жизни и несет за это ответственность. Добрая карма бывает ещё хуже, чем плохая. Делал человек добрые дела - хорошо, воплотился в следующей жизни в семье брамина или состоятельного человека. Но потом всё равно сделает что-то плохое и опустится вниз. Восточные религии предлагают различные варианты, как вырваться из круга рождений-смертей, но главное - это стать безучастным, отрешиться от добра и зла, как бы уйти в небытие. Тогда круг страданий прекратится [2]. Если следовать такому мировоззрению, то медицина становится вообще не нужной, так как мешает отрабатывать человеку в этой жизни его плохую карму (грехи прошлой жизни). В направлении буддизма - махаяне (широкий путь спасения, широкая колесница) - предполагается сострадание ко всему живому, хинаяна (узкий путь спасения, узкая колесница) предполагает, что только аскетическое уединение ведет к спасению.
Несомненно, что грехи являются причиной болезней или ведут к ним. Согласно римско-католическому учению о первородном грехе, первородный грех отразился не столько на природе человека, сколько на отношении Бога к человеку. Бог отнял у него сверхъестественный дар праведности, вследствие чего человек остался в состоянии чистой естественности. По выражению кардинала Беллармина, как одетый отличается от раздетого, так человек до грехопадения отличается от человека после грехопадения, а саму природу человека грех не изменил [5]. Такой взгляд на грех может помешать врачу адекватно оценивать болезнь как совокупность нарушений в физической и психической сфере человека, а также занять активную позицию в борьбе против греховных страстей, носящую профилактический характер.
Протестантское богословие вообще игнорирует необходимость искоренения греха для спасения. Например, в ве-роучительной книге лютеран «Шмалькальденские члены» можно прочесть: Бог ради нашего Ходатая Христа нас благоволил считать за совершенно праведных и святых. Хотя грех в нашей плоти еще не удален. Благодаря вере во Христа не считается за грех и недостаток всё то, что в наших делах есть греховного и нечистого. Человек совершенно по своей личности и по своим делам объявляется и считается оправданным и святым». То есть грех игнорируется и уже не считается грехом, следовательно, покаяние - бессмысленно. В связи с этим у лютеран нет внутренней борьбы с грехом. Даже своеобразное благочестие, имеющееся у лютеран, для спасения и наследования жизни вечной становится ненужным. Спасение через веру без дел, объявление уверовавшего грешника святым без реального изменения человека (пронунциация) характерны для многих протестантских и отошедших от протестантизма сект и новых религиозных образований. Такая религиозная философия тоже не способствует правильной тактике врача в лечении больного, а именно - мешает указать больному на нездоровый образ жизни, как причину его страданий. И сам больной не во-
спринимает свои пороки как грех. И только когда больной встанет на путь воздержания от греха, можно ожидать максимального успеха в его лечении.
Православное христианское богословие оценивает грех как повреждающий фактор, ранящий душу и тело. Нельзя грешить не потому, что Бог накажет, а потому, что грех разрушает физическую и психическую природу человека. Грех производит нравственную порчу природы человека, помрачает в ней образ Божий. Например, грех против заповеди о любви к ближнему, а именно гнев, приводит к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, болезням органов пищеварения, нервно-психическим заболеваниям и т.д.
Таким образом, врач, понимающий православное христианское понимание греха, будет лечить не только тело больного, но и обратит внимание на его душевное состояние (вспомним, именно так подходили к лечению знаменитые «земские доктора»), порекомендует пациенту обратиться к священнику для принесения покаяния в своих грехах на исповеди, прибегнуть к спасительным средствам Церкви. Господь Иисус Христос вначале прощал грехи человеку, а потом исцелял его, видя в человеке веру. «.. .Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин. 5:14).
Эффективность работы врача зависит от активности больного в противостоянии болезни и вызывающей её греху. И здесь религиозное сознание абсолютно необходимо, иначе во врачебной деятельности начинает преобладать лечение рецидивов и хронических форм заболеваний. Поскольку врачебная деятельность по определению направлена на выздоровление больного, вдумчивый врач в своей работе должен опираться на ту религиозную философскую систему, которая поможет ему выполнить свой врачебный долг.
Реалии современного мира обязывают медицинского работника в своей деятельности учитывать культурно-религиозные особенности, т.е. религиозное сознание пациента. Без знания этих особенностей невозможно грамотное оказание медицинской помощи в такой многоконфессиональной стране, как Россия. Например, для мусульманских женщин существует табу на осмотр врачами-мужчинами их тела без присутствия близких им родственников. Для иудеев отношение к аборту не является безусловно отрицательным. В раввинистической литературе практически не встречается точка зрения, согласно которой аборт следует считать убийством. До того, как ребенок «вышел на свет, он не является душой» (Вавилонский Талмуд, Мишна, Раздел «Нашим», Трактат «О^лот» 7:6) [3]. В Мишне однозначно говорится, что жизнь плода не следует отождествлять с жизнью новорожденного ребенка. Православный верующий, строго соблюдающий пост, может негативно отреагировать на совет врача при развитии железодефицитной анемии употреблять побольше мяса, хотя альтернативой является назначение железосодержащих препаратов.
О важности религиозного сознания, в частности, в профессиональной деятельности врача, прямо связанной с жизнью человека замечательно сказал выдающийся русский хирург и педагог профессор Николай Иванович Пирогов. Хотелось бы, несмотря на довольно объёмную цитату, привести его слова полностью: «Мне нужен был отвлеченный, непостижимо высокий идеал веры. И принявшись за Евангелие, которого я никогда еще не читывал, а мне уже было 38 лет от роду, - я нашел для себя этот идеал. Между тем я должен сказать, что как ни слабою, с историко-критической точки зрения, кажется мне историческая сторона начала христианства, я, как человек, верящий в предопределение
и не допускающий ничего случайного по принципу, вижу в истории развития церкви событие роковое, повлиявшее существенно на развитие культурного общества. И именно то обстоятельство, что христианство, вместо не нуждавшегося ни в какой внешней обстановке исповедания, делается государственною религией, утвержденной на догматах, и обеспечивает дальнейшее его развитие, его судьбы и влияние на народные массы. Весьма странным кажется мне мнение Бокля, что культурное общество обязано своим прогрессом исключительно распространению научных знаний, а со стороны нравственного его быта не последовало никакого улучшения. И я не понимаю, как можно отрицать в идеале Христовой веры глубокие задатки к улучшению нравственного быта общества, а потому отвергать и влияние христианства на нравы и стремления людей» [7].
Ответ на многие вопросы дан в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (далее - Основы.), принятой Освященным Архиерейским Собором РПЦ 1316 августа 2000 года в городе Москве [6]. Особый интерес представляют следующие главы: Здоровье личности и народа; Проблемы биоэтики. Глава XI «Здоровье личности и народа» начинается с императивного утверждения: «Попечение о человеческом здоровье - душевном и телесном - искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью». При этом особо подчеркивается, что Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге -о целостном составе личности. По слову Самого Спасителя, он врачевал «всего человека» (Ин.7:23). Исцеление поврежденного болезнью человеческого естества предстает как исполнение замысла Божия о человеке: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Сол.5:23). Тело, свободное от порабощения греховным страстям и их следствию - болезням, должно служить душе, а душевные силы и способности, преображаясь благодатью Святого Духа, устремляться к конечной цели и предназначению человека - обожению. Всякое истинное врачевание призвано стать причастным этому чуду исцеления, совершаемому в Церкви Христовой. Вместе с тем, необходимо отличать исцеляющую силу благодати Святого Духа, подаваемой по вере в Единого Господа Иисуса Христа через участие в церковных Таинствах и молитвах, от заклинаний, заговоров, иных магических действий и суеверий. Здесь хочется отметить коренное отличие христианства от ислама, в котором на первое место ставится внешняя сторона, направленная на соблюдение обрядовости, чтение заклинаний в определенной последовательности и определенное число раз. В Коране говорится: «Скажи, что он (Коран) для тех, которые уверовали, в руководство и излечение» (41:44), в другом аяте приводится: «И ниспослали Мы из Корана то, что является излечением и милостью для верующих» (17:82), а также: «О, люди! Поистине пришло к вам наставление от Вашего Господа и излечение от того, что в груди, и руководство, и милость для верующих» (10:57). Что касается Сунны Пророка, то в каждом сборнике хадисов существуют части и главы, посвященные лечению аятами, мольбами (ду'а) и заговорами (рукия). Так, например, в «Сахихе» аль-Бухари есть главы, которые называются «Излечение с помощью Корана и сур «аль-Муаууазат» (т.е. двух последних), «Излечение сурой «аль-Фатиха», глава заговоров Пророка. Содержит аналогичные части и «Сахих»
Муслима, например: «Излечение больного с помощью сур «аль-Ихлас», «аль-Фаляк», «ан-Нас» и дутья», «Больной и лечение заклинаниями», в «Сунанах» Абу-Дауда и ат-Тир-мизи также приводится информация о том, что передано в хадисах о лечении заговорами. Также, согласно Сунне, лечащий имеет право брать плату за лечение и даже ставить свои условия до начала процедур. Имам Муслим посвятил этой теме часть своего «Сахиха» под названием «Глава о дозволенности брать плату за лечение заклинаниями из Корана и с помощью поминания Аллаха (зикр)» [4]. Следует обратить внимание, что нет призыва к покаянию, болезнь не рассматривается следствием греха, как в христианстве, а как результат сглаза, одержимости джинами и т.д.
Основы . напоминают, что страдания есть следствие не только личных грехов, но также общей поврежденности и ограниченности человеческой природы, но ситуация не безнадежна, надежду на спасение дал сам Иисус Христос -«Ранами Его мы исцелились» (Ис.53:5). Церковь призывает к христианскому свидетельству среди работников здравоохранения, а для этого важна просветительская работа среди работников здравоохранения и учащихся медицинских школ. Церковь предостерегает от попыток абсолютизации любых медицинских теорий, напоминая о важности сохранения духовных приоритетов в человеческой жизни.
В главе «Проблемы биоэтики» проведен глубокий анализ вставших в последнее время вопросов этико-мораль-ного, нравственного плана. Совершенно справедливо отмечено, что попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и «улучшая» Его творение, могут принести человечеству новые тяготы и страдания. Развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения. Церковь подчеркивает бесценность человеческой жизни, призванной «к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп.3:14). Рассмотрены вопросы аборта и контрацепции, Церковь еще раз совершенно четко и недвусмысленно заявила о своей позиции: «Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта». Оценены и новые репродуктивные технологии, к единственно допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, а такие виды как «суррогатное материнство», донорство половых клеток и т.п. не несут в себе духовных связей между ребенком и матерью, более того, такие действия можно вне контекста благословенной Богом семьи становятся формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности. Исследования в области генетики лишь подтверждают духовные закономерности, много веков назад открытые человечеству в слове Божием «Ужасен конец неправедного рода» (Прем.3:19). До настоящего времени не прекращаются дискуссии об эвтаназии, в Основах... дан однозначный ответ: Один Господь является Владыкой жизни и смерти (1 Цар.2:6). «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов.12:10).
Поэтому Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией «не убивай» (Исх.20:13), не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, кроме того, для родственников умирающего и медицинских работников терпеливый уход за больным становится возможностью служения Самому Господу, по слову Спасителя: «Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40).
Таким образом, христианское мировоззрение лежит в основе медицинской этики, особенно у нас в России (в отличие от Запада, где, например, в некоторых странах официально разрешена эвтаназия); и оказывает существенное влияние на многие факторы жизни, включая и профессиональную деятельность. Православие, в отличие от других религий, понимает триединство человека; дух, душа, тело, в их неразрывной связи и их роль в возникновении и течении болезней, телесную болезнь рассматривает как отражение духовного падения, поэтому указывает на преодоление греха, как на путь к выздоровлению. Христианское мировоззрение помогает врачу относиться к пациенту не просто как к больному телу, а увидеть духовные причины телесных болезней, и соответственно лечить всего человека: тело -душу - дух, привлекая для этого православное духовенство. Данный подход позволяет не только добиться быстрейшего выздоровления, что повышает эффективность врачебной практики, но и избегать рецидивов и перехода заболеваний в хроническую форму
Список литературы
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество. М., 2002. -1296 с.
2. Дворкин А.Л. Введение в сектоведение. Н.Новгород, 2014. - 816 с.
3. Ефимова О.В. Иудаизм и этические проблемы медицины. http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43598087984/ Iudaizm-i-eticheskie-proЫemyi-meditsinyi (дата обращения 18.02.2016).
4. Лечение болезней аятами Корана. http://www.tond. а7/№^осшт/ 1700727.html (дата обращения 11.02.2016).
5. Огницкий Д.П., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство. М., 1999. - 168 с.
6. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. http://azbyka.ru/osnovy-socialnoj-koncepcii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi (дата обращения: 17.02.2016).
7. Пирогов Н.И. Сочинения. СПб. 1887. Т.1. - 468 с.
8. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.: «ДАРЪ», 2005. - 320 с.
9. Симеон (Минаков), иеромонах. Влияние различных религиозных философско-нравственных систем на эффективность работы врача// Роль духовности в профессиональном становлении врача: сборник материалов научно-практической конференции. Пермь, 2006. - С. 76-81.
10. Чичагов Л.М. Что служит основанием каждой науки? Беседа Л.М.Чичагова. М., 1996. - 190 с.