Научная статья на тему 'Духовные истоки болезней. Православная психотерапия как перспективное направление сохранения здоровья'

Духовные истоки болезней. Православная психотерапия как перспективное направление сохранения здоровья Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
936
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХ / ДУША / ТЕЛО / ГРЕХ / БОЛЕЗНЬ / ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / БИОПСИХОСОЦИОДУХОВНЫЙ ПОДХОД / SPIRIT / SOUL / BODY / SIN / DISEASE / ORTHODOX PSYCHOTHERAPY / BIOPSYCHOSOCIOSPIRITUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бузган Е.И.

В настоящее время возрождаются духовные традиции русской медицинской школы; все острее встает вопрос о духовных истоках болезней, о важности православного мировоззрения для врача, в том числе и для психотерапевта. В конце XX века православная психология возникла как дисциплина. Соответственно, возникает вопрос о православной психотерапии и ее методах. Целью настоящей работы явилось определение духовных истоков болезней и перспективы борьбы с ними методами православной психотерапии. Данное исследование основано на анализе работ православных врачей и святоотеческой литературы о природе человека, духовных причинах возникновения болезней и возможностях психотерапевтической помощи. В результате исследования можно сделать следующий вывод: вследствие того, что болезни имеют духовные корни, и поражают человека на всех уровнях, для психотерапевтической помощи необходимо применять биопсихосоциодуховный подход, позволяющий скорректировать все четыре сферы жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL SOURSES OF DISEASES. ORTHODOX PSYCHOTHERAPY AS A PERSPECTIVE DIRECTION OF HEALTH PRESERVATION

Currently, the spiritual traditions of the Russian medical school are being revived; the question of the spiritual origins of diseases and the importance of the Orthodox worldview for the doctor, including for the psychotherapist, becomes more acute. At the end of the XX th century Orthodox psycholgy emerged as a discipline. Accordingly, there appeared a question to the Orthodox psychotherapy and its methods.The aim of this work was to determie the spiritual origins of diseases and the pospects of combating them by methods of Orthodox psychotherapy.This study is based on the analysis of the works of Orthodox doctors and patristic literature about the nature of man, the spiritual causes of diseases and the possibilities of psycholgical assistance.As a result of the study, it can be concluded that due to the fact that diseases have spiritual roots and affect a person at all levels, it is necessary to supply a biopsychosociospiritual approach to psychotherapeutic help, allowig to correct all four areas of human life.

Текст научной работы на тему «Духовные истоки болезней. Православная психотерапия как перспективное направление сохранения здоровья»

УДК159.99

ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ БОЛЕЗНЕЙ. ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ Бузган Е.И.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный университет» Россия, 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.4 bu-ka2008@yandex.ru Бузган Екатерина Ивановна

Резюме. В настоящее время возрождаются духовные традиции русской медицинской школы; все острее встает вопрос о духовных истоках болезней, о важности православного мировоззрения для врача, в том числе и для психотерапевта. В конце XX века православная психология возникла как дисциплина. Соответственно, возникает вопрос о православной психотерапии и ее методах. Целью настоящей работы явилось определение духовных истоков болезней и перспективы борьбы с ними методами православной психотерапии. Данное исследование основано на анализе работ православных врачей и святоотеческой литературы о природе человека, духовных причинах возникновения болезней и возможностях психотерапевтической помощи. В результате исследования можно сделать следующий вывод: вследствие того, что болезни имеют духовные корни, и поражают человека на всех уровнях, для психотерапевтической помощи необходимо применять биопсихосоциодуховный подход, позволяющий скорректировать все четыре сферы жизни человека.

Ключевые слова: дух, душа, тело, грех, болезнь, православная психотерапия, биопсихосоциодуховный подход.

SPIRITUAL SOURSES OF DISEASES. ORTHODOX PSYCHOTHERAPY AS A PERSPECTIVE DIRECTION OF HEALTH PRESERVATION

Buzgan E. I.

Federal state badgetary educational institution of higher education "Smolensk state University". Russia, 214000 Smolensk, Przhevalskystreet, 4

Summary. Currently, the spiritual traditions of the Russian medical school are being revived; the question of the spiritual origins of diseases and the importance of the Orthodox worldview for the doctor, including for the psychotherapist, becomes more acute. At the end of the XX th century Orthodox psycholgy emerged as a discipline. Accordingly, there appeared a question to the Orthodox psychotherapy and its methods.The aim of this work was to determie the spiritual origins of diseases and the pospects of combating them by methods of Orthodox psychotherapy. This study is based on the analysis of the works of Orthodox doctors and patristic literature about the nature of man, the spiritual causes of diseases and the possibilities ofpsycholgical assistance.As a result of the study, it can be concluded that due to the fact that diseases have spiritual roots and affect a person at all levels, it is necessary to supply a biopsychosociospiritual approach to psychotherapeutic help, allowig to correct all four areas of human life. Key words: spirit, soul, body, sin, disease, Orthodox psychotherapy, biopsychosociospiritual approach.

Введение. В конце XX века православная психология возникла как дисциплина [16]. Православная психотерапия - совокупность форм и подходов к врачеванию души, имеющих в основе мировосприятие, покоящееся на православной вере, духовном, аскетическом и литургическом опыте Единой, Соборной и Апостольской Церкви (конфессионально определяемой как Православная). Выделяемая в самостоятельное направление, П. п. определяется с религиозно-конфессиональной тональностью, потому что в ее основании лежат опытно-теоретические знания православной антропологии, гомилетики, аскетическое

и святоотеческое учение о духовной жизни, о страстях как источнике болезней, о подвижничестве как духовной брани, а также многовековой положительный опыт Церкви в деле душепопечения и понимание нравственного христианского долга в духе Святого Евангелия [19].Термин психотерапия (от греч. psyche - душа и therapeia - лечение) буквально означает лечение души. Святитель и врач Лука Войно-Ясенецкий давал этому понятию следующее определение: «Психотерапия - метод лечения многих болезней, который заключается в духовном воздействии врача на больного с помощью слова»[12].Чтобы разобраться, как православнаяпсихотерапия может помочь человеку, необходимо сначала понять, кто такой человек, каково его предназначение, и что мешает человеку его достичь. Целью настоящей работы явилосьопределение духовных истоков болезней и перспективы борьбы с ними методами православной психотерапии.

Методика. Исследование проведено на основе анализа работ православных врачей и святых отцов о природе человека, духовных причинах возникновения болезней и возможностях психотерапевтической помощи.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно христианской антропологии, человек состоит их духа, души и тела. По учению Феофана Затворника, дух - высшая сила в человеке, которая проявляется в трех видах: страх Божий, совесть и жажда Бога. Страх Божий - это благоговейный трепет перед величием Божиим, связанный с верой в действительность существования Бога, как Творца, Промыслителя, Спасителя и Мздовоздаятеля. Совесть указывает человеку, что угодно Богу и что не угодно, что правильно делать и что неправильно. Жаждой Бога является сознательное или бессознательное стремление духа человека к живому общению с Богом и неудовлетворенность ничем тварным и земным. «Душа - низшая сила, или часть той же силы, назначенная на ведение дел земной жизни. Она такого чина, как и душа животных, но возвышена, ради сочетавания с нею духа», - говорит архимандрит Иоанн (Крестьянкин) [11].«При жизни дух и душа человека соединены в единую сущность, которую можно назвать просто душой», - пишет Лука Войно-Ясенецкий [12].Основываясь на Священном писании, святые отцы на V Вселенском Соборе утвердили, что душа творилась вместе с телом, а не отдельно друг от друга [11].«И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душою живою» (Быт. 2:7) [1]. Серафим Саровский говорит, что вдуновением Духа, Бог сообщил душе человека одуховленность, которая отличает душу человека от душ животных и растений. Святой праведный Иоанн Кронштадский пишет: «Душа наша потому называется душою, что она дышит Духом Божиим, то есть она так называется от Духа Животворящего» [11].Преподобный Максим Исповедник учит, что человеческая личность была создана, чтобы соединить в себе любовью природу тварную с Богом [9].Иоанн Златоуст говорит, что бессмертную душу человек получил для того, чтобы подготовиться к будущей жизни, и чтобы и тело получило бессмертие.Таким образом, тело и душу человека Бог создал в жилище Себе, но Бог не обитает в грешной душе, так как Бог Свят[11].Цель христианства - достичь блаженного состояния обожения [8].Для достижения этой цели необходимо взаимодействие Божественной воли и свободной воли человека [9].Святость - это состояние души, преодолевшей общий уровень человеческой греховности, она определяется внутренним законом приближения к Богу [3]. Человек, с помощью Божией благодати, имеет силу достигать вершин святости, так как Бог есть ВсесвятойДух. При воздействии благодати Святого Духа, душа человека, которая является бессмертной, разумной и деятельной духовной силой, имеет возможность к беспредельному развитию и обожению [11]. Блаженный Августин считал, что душу можно видеть только посредством откровения и Божественного просвещения. Согласно учению святых отцов, душа - это некий вид энергии, бессмертная, простая, безвидная (невидимая), безобразная (не имеет образа), словесно -разумная, свободная, одаренная способностью чувствовать, желать и действовать, стремящаяся к Божественному и вечному, сущность человеческого естества. Душа действует посредством органического тела, оживляет его, то есть позволяет ему расти и

функционировать [11]. Душа - сущность, отличная от тела, хотя находится в теле и теснейшим образом связана с ним. Дух подсказывает душе, а душа - тем или иным органам тела действовать в определенном направлении [11]. Евагрий Понтийский считает, что душа включает в себя три начала, фактически образующих единство: разумное, яростное и желательное [15]. Согласно святоотеческому преданию, в душе выделяют три основные силы: ум, чувства и волю, которые проявляются в разных способностях - мыслительной, вожделевательной (чувственной) и желательной [13]. Душа действует в соответствии с природой, когда желательная часть ее устремляется к добродетели, яростнаячасть сражается за эту добродетель, а разумная - обращается к созерцанию тварных вещей. Вопреки же природе, желательная часть души, то есть свободная воля, направлена на греховные желания, яростная - обращает свой гнев на ближних, а разумная - омрачается [15]. Таким образом, при создании человека, в душу не было вложено ничего порочного. Преподобный Иоанн Дамаскин считает, что душа - есть дух умный, всегда движущийся, к доброй или злой воле [11]. Зло определяется личностной позицией, это состояние, в котором пребывает природа существ, отвернувшихся от Бога. Но зло также повреждает природу, которой овладевает [10]. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Грех есть не что иное, как действие против воли Божией...начало греха не в природе, но в душевном расположении и в свободной воле» [17]. Человек сам своей волей определяет свой выбор. Грех в Библии обозначается через три понятия:

1. Беззаконие - в основном это слово относится к состоянию греховности (Пс. 50:7; Ис. 53:6: Ис. 64:6).

2. Грех - промах, непопадание в цель, это слово относится к нашей неспособности соответствовать Божьему идеалу (Рим. 3:23; 7:15—24; Ис. 1:4—6).

3. Преступление - это нарушение Закона Божьего, добровольное действие непослушания (1 Ин. 3:4; Рим. 7:7— 13) [20].

При любом грехе вместо закона Бога человек ставит свой закон и вместо воли Бога - свою злую волю. Все же требования закона Божьего состоят из того, чтобы человек делал все благое и праведное, а также, чтобы не делал ничего худого и несправедливого. И нарушение закона также состоит их двух главных видов: из неисполнения того, что закон повелевает делать - грехов отпущения; и из совершения того, что закон запрещает делать - грехов нарушения [3]. Если свободные действия человека согласны с нравственным законом Бога, то называются добродетелью. Если же не согласны, и совершаются по эгоистичным побуждениям, - то такие действия называются грехом [17].

Согласно учению преподобного Филофея Синайского, развитие греха от мысли к делу можно изобразить так: сначала бывает прилог, далее внимание, потом услаждение, затем желание, из него решимость и, как итог, само греховное дело. Прилогом называется зарождение в душе греховной мысли или ощущения, которые возникают через тело и органы внешних чувств или через внутреннее чувство, память и воображение. Внимание - это установление сознания на родившемся греховном помысле. Услаждение характеризуется тем, что вслед за умом, образ греха поселяется в сердце. Желание или искание греховного предмета, которым услаждается сердце, рождается в душе одновременно с согласием на грех. Решимость - это уверенность в возможности греховного дела и учет средств для его совершения. Само же греховное дело, возникшее внутри, и проявившееся вовне, является результатом развращения. Этот процесс оскверняет одну за другой все силы человека: прилог допускается умом, услаждением оскверняется сердце, желанием - воля, решимостью - рассудок, в греховном деле все силы тела проникаются грехом, весь человек становится грешным [17]. Как только допускаются греховные дела, духовное зрение помрачается и затрудняется в душе человека вход добру, грехом налагается печать на все стороны духовной деятельности человека. Божественная благодать отходит от человека, наступает растление души. При этом правильные и благие помыслы уступают место развращенным помыслам [11].

Если, однажды совершенный грех не будет изглажен покаянием, а будет повторяться, то постепенно он обращается в греховную привычку. Из греховной привычки образуется постоянное расположение, наклонность ко греху, или страсть. Состояние порока характеризуется тем, что человек становится рабом того или иного отдельного греха [17]. Все грехи относятся к разной степени развращения. Грех развивается постепенно. Сначала человек время от времени предается разным порокам, потом худые действия обращаются в навык, далее порок или страсть становятся постоянным началом действий и правилом для жизни. Наконец, развращение доходит до того, что человек, совершенно ослепленный грехом, считает его для себя необходимостью, забывает закон и страх Божий, грешит нераскаянно, с намерением всегда оставаться таким, какой он есть. Греховные состояния также различаются. Есть состояние греховного неведения, в котором человек следует плохим примерам и своим желаниям, совершает грехи, но не имеет понятия о том, как совершаемое им противно закону Бога. Есть состояние беспечности духовной, в котором человек поступает согласно обстоятельствам и своей привычке к страсти, не думая о том, что требует закон Божий, человек сам устанавливает себе законы и правила. Есть состояние греховного ожесточения, когда человек грешит явно, упорно отвергает все вразумления и хвалится своими преступлениями. Есть состояние отчаяния, когда человек, чувствует крайнее отвращение ко греху, но думает, что его грех непростителен, бывает готов на самые отчаянные поступки, направленные и против других, и против самого себя вплоть до самоубийства [3].

Одуховленная Богом часть естества человека, которой является душа, способна воспринимать в себя все духовное, поэтому подвержена влиянию не только Святого Духа, но и противоположного духа, духа злобы [11]. Страсти и грехи раздирают душу, а соединение сил души достигается главным образом исполнением Божьего закона. Разрыв душевных сил способствует развитию болезни, а объединение - исцелению [8].

Болезнь определенным образом призывает человека к осознанию своего заблуждения и к покаянию [10]. По разъяснению преподобного Макария Великого, если душа попадает под влияние злого духа, то не соединяется с ним во единое целое, а только временно подчиняется ему, творя его злую волю. Поэтому, как бы ни пала душа, у человека сохраняется возможность действовать самостоятельно, вырваться из-под влияния зла и в слезной покаянной молитве вновь обратиться к Богу [11]. Если человек признает первичной духовную причину своих страданий, то первой ступенью на пути излечения должны быть духовные методы, к которым относятся Таинства Церкви, церковные святыни и молитва [18]. «Имолитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:15) [1].

Состояние болезни является противоестественным состоянием души. Церковные Таинства поднимают и меняют все свойства души и ставят их на свое место [13]. Согласно учению Григория Паламы, как в Боге различаются сущность и энергия, которые «соединены, будучи раздельными, и разделяются, будучи соединенными», так и душа человека, созданная Богом по Своему образу, нераздельно разделяется на сущность и энергию. Человек не может быть причастником Божией сущности, но может причаститься Его энергий [8]. Богу все возможно, поэтому процесс исцеления часто происходит мгновенно, сверхъестественным образом. Но помня о том, что Бог может сверхъестественным образом исцелить любое заболевание, человек не должен отвергать и помощь врачей [18]. «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир. 38: 1-4) [1].

Доктор медицинских наук, профессор А.В. Недоступсчитает: «Поврежден дух - страдает и болеет душа. Болеет душа - выходит из повиновения и заболевает тело...Отсюда ясно, что врачевание духа есть первооснова всякого лечения. Это совсем не отрицает ни врачевания души (психиатрия), ни врачевания телесной болезни (соматическая медицина). Но

духовные болезни, в которых часто коренится причина болезней душевных и телесных, врачует Церковь, ее служители, ее отцы» [8].Архимандрит Иерофей С. Влахос пишет: «... христианство, и именно Православие, сохранившее сущность христианства, располагает большим «психотерапевтическим потенциалом», или, вернее, само Православие по существу является медицинской наукой. Ведь все средства, которыми оно пользуется, да и сама его основная цель заключаются в том, чтобы исцелить человека и направить его к Богу. Чтобы прийти к богообщению и достичь блаженного состояния обожения, необходимо прежде всего исцелиться. Потому-то Православие, наряду с другими его определениями, можно назвать медицинской наукой и курсом лечения. Однако оно явным образом отличается от других психотерапевтических методик, поскольку в центре его стоит Богочеловек, а непросто человек, и поскольку оно достигает своей цели не с помощью человеческих методик, но благодаря помощи и действию божественной благодати, при подлинном взаимодействии божественной и человеческой воли» [8].Священномученик Серафим Чичагов считает, что «...врачу необходимо иметь ввиду не только одну больную плоть, но стараться искать корень болезни и в духе или в душе человека. Только такой врач будет иметь возможность подать скорейшую и вернейшую помощь» [4]. И.А. Ильин в статье «О призвании врача» пишет: «Горе тому из нас, кто упустит в лечении духовную проблематику своего пациента и не сумеет считаться с нею! Врач и пациент суть духовные существа, которые должны совместно направить судьбу страдающего духовного человека... Нельзя лечить тело, не считаясь при этом с душою и духом» [2].

Однако нельзя все болезни связывать только с грехом. Митрополит Антоний Сурожский пишет: «Постепенное разрушение человеческой души, душевности у наших близких или дальних предков может нам передаваться наследственно и вдруг разразиться болезнью. Но я хочу сказать с совершенной убежденностью: никакую болезнь нельзя приписывать только греховности, своей или своих предков. Разумеется, все неладное, что совершается на земле, происходит от того, что человек первично, в лице Адама и Евы, отпал от единства с Богом. Но говорить о том, что шизофрения, рак или какая-либо другая болезнь непременно связаны с греховностью, нельзя. Бывает, и не так редко, что Господь дает человеку болезнь как путь ко спасению» [6]. Епископ Варнава (Беляев) считает: «И болезнь есть один из видов наказания за грехи. Никаких болезней с нами не приключалось бы, если бы мы не грешили. А если бы почему-либо и случилось с нами нечто подобное, то врачей звать не нужно было бы. Сам Бог бы нас исцелял непосредственно» [2]. «Обычно люди отрицают смысл болезни, списывая все на неблагоприятное течение обстоятельств: генетические нарушения, плохую экологию, вирусную атаку и т.д. Наряду с природными, объективными, необходимо видеть и духовные, субъективные закономерности болезни. Ведь она развивается по тем биологическим, психологическим и духовным законам, которые установлены Богом и лишь частично известны современной науке», - считаетбакалавр религиоведения, православный врач и медицинский психолог К.В. Зорин.Физические причины недуга - только симптом духовного истока болезни [5]. Болезнь представляет собой отход от нравственной нормы Божественного закона [10]. Согласно учению святых отцов, болезнь - это следствие грехопадения наших прародителей Адама и Евы. Поскольку каждый человек причастен первородному греху, никто из людей не свободен от болезней [2]. Болезнь является важным этапом становления личности, личностного роста. Болезнь не только ограничивает свободу и уменьшает внешнюю активность, но также способна открывать другие измерения духовного опыта и новые возможности развития [7].

Заключение. Опираясь на святоотеческий опыт и используя биопсихосоциодуховный подход, православная психотерапия помогает человеку осознать духовные причины своей болезни. В результате чего, человек может направить свою свободную волю на борьбу с грехом. Личная ответственность за свои действия лежит на каждом человеке. Больному человеку открывается возможность к самопознанию и самоиспытанию, возможность войти в свое душевное состояние, выследить, насколько это возможно, причину своей болезни. Таким образом, болезнь учит человека дорожить своим здоровьем, и в тоже время, - служит

средством к обузданию страстей, к искоренению разных вредных привычек и наклонностей, имеющих влияние на расстройство здоровья [14].

Человек создан по образу и подобию Бога. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему...» (Быт. 1:26) [1]. Образ Божий человек получил при творении, а приобрести подобие человек должен сам, своей волей, и это дело души. Душа проявляется в деятельности каждого человека и отличает его от других людей. Душа носит нравственные качества человека, и является тем источником, из которого проистекает активность. Благодаря свободной воле, которой обладает душа, ее активность может быть направлена к добру или ко злу, смотря по тому, для восприятия ДухаБожия или духа злобы раскрылась эта душа [11]. «Скоординированная жизнь всех органов тела нужна только для формирования духа и прекращается, когда его формирование закончено, или определено направление духа человека в сторону добра или зла», - пишет Лука Войно-Ясенецкий. Жизнь тела заканчивается, а те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа, -бессмертны и устремляются в вечность [12]. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Земная жизнь есть не собственно жизнь, но непрестанная борьба между жизнью и смертью: попеременно мы уклоняемся то к той, то к другой, колеблемся между ними, оспариваемся ими. Если оценим справедливо то краткое мгновение, на которое мы поставлены здесь, на земле, сравнив его с неизмеримой и величественной вечностью: то найдем только одно правильное употребление земной жизни. Употребляется она правильно, когда проводится в приготовлении к вечности» [2].

Подводя итог, можно сказать, что когда человек отступает от закона Бога, гармония нарушается, и возникает болезнь. Но как бы ни были тяжелы грехи, совершенные человеком, если он искренне захочет, то может при помощи Божией благодати, удостоиться Царства Небесного. И православный психотерапевт должен помочь человеку осознать свои ошибки, направить его мысли к духовным истокам.Болезнь поражает человека на всех уровнях: биологическом (физическое недомогание), психологическом (возникают личностные проблемы, депрессия, агрессия, аутоагрессия, человек не справляется с негативными эмоциями, социальном (нарушаются межличностные связи; возникают конфликтные ситуации, которые человек не способен решать конструктивно) и духовном(человек отдаляется от Бога, теряет истинные ценностные ориентиры).Следовательно, для помощи человеку, необходимо применять биопсихосоциодуховный подход. При этом основным методом психотерапевтической работы является беседа. В своей работе психотерапевт долженпридерживаться православного мировоззрения и не должен нарушать свободную волю человека. Литература

1. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. Издание Московской Патриархии М.: 1990-1376 с.

2. Бочаров А.С., Чернышев А.В. О небесном и земном. Актуальные вопросы современной медицины, психологии и философии в свете Православия. - М.: Паломник, 2001. - 160 с.

3. Духовная лечебница. Православный приход Храма Казанской иконы Божией Матери в Ясенево. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 160 с.

4. Здоровье по Чичагову. Оздоровление организма человека по методу священномученика Серафима (Чичагова): в 2 ч. Изд. 3-е, испр. И доп. - М.: Благословение, Техинвест-3, - 2014. - 144 с.

5. Зорин К.В. Почему я? Болезни, которые мы навлекаем. - М.: Русский Хронографъ, 2011. - 288с.

6. Зорин К.В. Гены и семь смертных грехов. - М.: Русский Хронографъ, 2010. - 288 с.

7. Зорин К.В. Жало в плоть. Если Господь не исцеляет... - М.: Русский Хронографъ, 2010. - 320 с.

8. Иерофей (Влахос), митрополит Православная психотерапия. - 2-е изд. - СТСЛ, 2010. - 368 с.

9. О нашей душе: святые Отцы о душе. - М.: Сибирская Благозвонница, 2009. - 157, [3] с.

10. О том как грех вызывает наказание под ред. Ивановой Е.А. - М.: Сибирская Благозвонница, 2008. - 224 с.

11. Размышления о бессмертной душе. О естестве и назначении души. Составил архимандрит Иоанн (Крестьянкин). - 7-е изд. - Псков: Псковская областная типография. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2012. - 144с.

12. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Дух, душа и тело. - Киев: Общество любителей православной литературы, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2007. - 152 с.

13. Священник Даниил Сысоев. Беседы о страстях. - М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2012. -144 с.

14. Спутник христианина. Сборник духовно-нравственных статей. Составитель: священник Николай Успенский. 279 статей из сочинений духовных писателей. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - М.: Отчий дом, 1995 -600 с.

15. Схиархимандрит Гавриил (Бунге) Гнев, злоба, раздражение: Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости / Пер. с нем. свящ. Владимира Зелинского. - 2-е изд., испр. -М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. - 224 с.

16. Шеховцова Л.Ф. Православная психология в России. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» 2011, №3.

17. Шиманский Г.И. Добродетель и грех. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. - 96 с. - (Серия «Христианский взгляд»).

18. Шипошина Т.В., врач-педиатр На приеме у детского врача: О причинах болезней и способах лечения. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. - 192 с. - (Православие в жизни).

19. Интернет-ресурс https://vocabulary.ru/termin/pravoslavnaja-psihoterapiia.html [Дата обращения 06.05.2019].

20. Интернет-ресурс http://www.otkrovenie.de/beta/xml/other/sverxOzhidanii.xml/2 [Дата обращения 07.05.2019].

ВКЛАД В. И. ЯКОВЕНКО В НЕСТЕСНЕНИЕ ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ И ГУМАНИЗАЦИЮ ОКАЗАНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ Коноплёва Е.Л.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме: Благодаря усилиям В. И. Яковенко в Смоленском земстве впервые была организована самостоятельная психиатрическая лечебница и сельскохозяйственная колония для душевнобольных; в основу проводимой им реформы смоленской психиатрии легла актуальная и сегодня реабилитационная идеология, ориентация на гармонизацию личности пациента и его дальнейшую социализацию, трудотерапия.

Ключевые слова: Смоленская губерния, психиатрическая помощь, гуманизация отношения к душевнобольным.

THE CONTRIBUTION OF V. I. YAKOVENKO IN THE HUMANIZATION OF PSYCHIATRIC CARE IN SMOLENSK PROVINCE

Konoplyova E. l.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.