ХРИСТИАНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ОСНОВА МЕДИЦИНСКИХ ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ НА ЗАРЕ СТАНОВЛЕНИЯ ВРАЧЕВАНИЯ НА РУСИ
Шевчук В.В.,
Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А.Вагнера, г.Пермь
Канд. мед. наук, доцент Иеромонах Симеон (Минаков), Пермская духовная семинария, г.Пермь Канд. культурологии, зав. кафедрой богословских и литургических дисциплин
Малютина Н.Н.
Пермский государственный медицинский университет им.акад. Е.А. Вагнера, г.Пермь Доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой факультетской терапии № 2
THE CHRISTIAN WORLDVIEW AS THE BASIS OF MEDICAL ETHICAL PRINCIPLES AT THE DA WN OF HEALING IN RUSSIA
Shevchuk V.V., Cand. med. sciences, associate Professor, Perm state medical University name of acad. E.A. Wagner, Perm
Simeon (Minakov), monk-priest, Cultural Studies PhD, head the department of theological and liturgical disciplines, Perm Theological Seminary, Perm
Malyutina N.N., Dr. med. sciences, professor, head department of faculty therapy № 2, Perm state medical University name of acad. E.A. Wagner, Perm
АННОТАЦИЯ
В статье с философской и исторической точки зрения рассмотрена роль христианского мировоззрения в формировании медицинских этических принципов на Руси. Христианское мировоззрение сформировалось с принятием христианства на Руси и лежит в основе медицинской этики, позволяет сохранить рациональную гуманность и верность нравственным законам и идеалам.
ABSTRACT
In the article from a philosophical and historical point of view, the role of Christian philosophy in the formation of the medical ethical principles in Russia. The Christian worldview was formed with the adoption of Christianity in Russia and lies at the heart of medical ethics, allows you to keep a rational humanity and loyalty to moral laws and ideals.
Ключевые слова: христианское мировоззрение, этические принципы, духовные ценности, общество.
Keywords: Christian worldview, ethical principles, spiritual values, society.
Возвращение к духовным ценностям в России наблюдается не только на пути массового обращения к православию, но и в рамках научных дискуссий о нравственности, моральных качествах личности, отражается в интересе к христианским ценностям, в том числе, и применительно к отдельным профессиям. При этом объектом пристального внимания должен стать не только человек неверующий, бездуховный, но и верующий, носитель христианского сознания. Например, св. Василий Великий писал в IV в. от Р.Х.: «Познавая всю свою сложность и то, с какой мудростью устроено моё тело, а через это крохотное создание постиг великого Творца... Весь этот мир для тебя - словно некая написанная книга, повествующая о славе Бо-жией, возвещающая собой тебе тайное и незримое величие Божие, тебе, имеющему ум к познанию истины» [4]. Христианская религиозная традиция обязывает верующего находить подтверждения своей истинности в явлениях естественного мира, познавая через них Божественные качества: красоту, мудрость, творчество, силу, любовь и др.: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений
видимы» (Рим. 1:20) [3]. Православный христианин, имеющий высшее медицинское образование, то есть православный врач — это, прежде всего, христианин, член Тела Церкви, Тела Христова, активно живущий жизнью Церкви, жизнью во Христе. Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен (Сир. 7: 38). Эти слова стали ключевыми для Церкви Христовой в её отношении к медицине. Православный врач должен обладать, прежде всего, православным мировоззрением, а не простым набором знаний. Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) писал: «Медицина должна более всякой другой науки опираться на религию и изыскивать средства в природе, созданной Самим Творцом на пользу человечества. стараться искать корень болезни и в духе или в душе человека. Первопричиной многих болезней и эпидемий являются греховные страсти» [8] . Согласно христианскому мировоззрению, искусство врача должно служить для больного одним из орудий Божественного милосердия. Священное Писание прямо указывает на связь здоровья телесного с греховной жизнью и указывает путь к исцелению. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. и дай место врачу,
ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех, ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни (Сир. 38: 9-10, 12-14). В современном обществе растет спрос на специалистов, профессиональная культура которых предполагает не только наличие глубоких специальных знаний, но и высокую духовность в широком смысле этой категории. В современном мире остро ощущается потребность в гуманизации всех сторон жизни и деятельности человека, в процессе которой духовные ценности приобретают особую значимость. Христианское мировоззрение позволяет выработать духовно-нравственный иммунитет, обеспечивающий духовно-практическую направленность бытия, изоляцию от внешних дезадаптивных факторов, сохранить рациональную гуманность и верность нравственным законам и идеалам [9]. Российская медицинская практика во многом отличается от западных подходов, истоки таких различий, несомненно, были заложены ещё на заре становления врачевания на Руси. На Западе эпоха Возрождения привела к прогрессирующим утратам духовности во всех сферах и на всех уровнях общественной и личной жизни, в искусстве, науке, в которой духовность вышла за рамки проблематики социальных и гуманитарных областей знания. Возникла новая ментальность и новый социальный тип человека, с иной нехристианской системой ценностей. Крупные философы, психологи, психотерапевты прошлого века дали описание этого феномена: бездуховность или ложная духовность. Критик современного общества потребления Э.Фромм так писал о преобладающем в западном обществе социальном типе: «Это не имеет стержня, в нем нарушено чувство идентичности, отсутствуют духовные интересы. Главный метод успеха - красивая упаковка, умение преподнести себя как товар» [7]. В 30-40-е годы ХХ века Н.А.Бердяев описывает нарциссиче-ского человека - антипода трансцедирующей себя духовной личности. Он подробно останавливается на вечной, но принимающей различные обличья буржуазности, которая направляет свою волю к материальным благам [2].
Становление врачевания на Руси неразрывно связано с принятием христианства. Традиции монастырской медицины Византии были использованы на Руси после её крещения. Первыми островками врачевания были монастыри, создававшиеся на Руси по подобию греческих, как просветительские и культурные центры, распространители знаний, включая медицинские. С момента крещения Руси медицина находилась под непосредственным покровительством Православной Церкви. Святой князь Владимир в своем Уставе (996 г.) объявлял больницы церковными учреждениями, а «лечцов» (врачей) людьми церковными, подвластными епископу. В представлении людей христианские заповеди милосердия, сострадания, любви к ближнему связывались с попечением о болящих, заботой о вдовах, стариках, сиротах. «Я был болен, и вы посетили Меня... так как вы сделали это одному из
сих братий Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 36,40). Посетить здесь означает отдать больному частицу своей души. Святой князь Владимир строил церкви и больницы, установил десятину, которая шла на содержание богаделен, странноприимных домов, больниц, согласно летописям велел разыскивать по городу больных и доставлять им на дом пропитание. Устав князя Владимира, опиравшийся на правила Греческой Православной Церкви, стал основой для устройства благотворительных учреждений в России вплоть до XVIII века. Для тяжелобольных в монастырях сооружались специальные помещения - монастырские больницы. Большую роль в истории русской медицины с XI века играла Киево-Печерская Лавра. При ней зародились прообразы госпитально-больнич-ных учреждений. Так, в 1070 году преподобный Феодосий, сам занимавшийся врачеванием, построил при монастыре дом для лечения больных и содержания инвалидов, а в 1091 году митрополит Ефрем Переяславский возвел церковь и при ней «строение банное и врачевое, и больницы, всем приходящим безмездно врачевание.» [5]. Киево-Печерские монахи уходили в соседние русские земли, основывали новые обители, способствуя тем самым широкому распространению медицинских знаний, накопленных в стенах Лавры. При новых монастырях открывались новые больницы. Врачебному искусству посвящали свою жизнь не только мужчины, но и женщины, например, Евпраксия, внучка Владимира Мономаха, прозванная Добро-деей. В XII веке она написала первый отечественный научный медицинский трактат по различным вопросам физиологии, гигиены, терапии и профилактики заболеваний «АИтта». Многие советы и наставления очень грамотны и направлены против пережитков языческой медицины, по уровню развития европейской медицины в то время можно смело считать Евпраксию Добродею первым русским доктором медицинских наук. По благочестивой традиции, изначально сложившейся на Руси, ни один древний лечебник не обходился без указания на премудрость Божию в устроении и лечении человека. С благословения Церкви уже в те времена лекари пользовались снотворными и обезболивающими лекарствами, облегчая боли при родах, травмах и т.д. О том, что обезболивание не является грехом, упоминается в книге Бытия. Прежде чем взять у Адама одно из ребер, Господь навел на него «крепкий сон» (Быт. 2: 21). Исторически очень рано выделились «узкие» специалисты, например, в Остромировом Евангелии (XI в.) упоминается «повивальная бабка», а о том, что их дело благословил Бог указывается в книге Исхода (Исх. 1: 15-21), примечательно, что повивальные бабки боялись Бога, предпочитая добро злу «И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их» (Исх. 1: 21).
В древнерусском врачевании особое значение придавалось диетотерапии. Правильным питанием признавалось разумное потребление пищи, осуждалось переедание и злоупотребление вином. Всё это полностью соответствует Священному Писанию:
поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен (Притч. 23: 2). Чревоугодие - нарушение второй заповеди, один из видов идолопоклонства. по слову апостола Павла «их бог - чрево» (Флп. 3:19). Проводились и мероприятия по охране общественного здоровья, в 1230 году проводилась массовая очистка Новгорода после эпидемии чумы и захоронение трупов в особых могильниках, что также соответствует Священному Писанию: «...Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19), «И возвратится прах в землю, чем он и был...» (Еккл. 12:7). Интересно, что оплачивал это противоэпидемическое мероприятие архиепископ Спиридон.
Активно проводилась профилактика прелюбодеяний. Например, митрополит Макарий в окружном послании к воинам в город Свияжск умолял их воздерживаться от сношений с «блудными женками», всё это полностью соответствует христианскому мировоззрению: Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение (Притч. 29:3), Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела (1 Кор. 6:13), Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослуже-ние (Колл. 3:5).
Представители монастырской медицины с их «госпитальными палатами» были ведущими врачебными деятелями Руси до XVI века. Россия была единственной страной в Европе, где не было сословного деления среди врачей, а также антагонизма между лекарями монастырей, травниками и практикующими хирургами. Именно традиции монастырского врачевания стали основой создания в XVШ-XIX вв. системы благотворительных учреждений. Были построены новые больницы, получившие имя их создателей - Екатерининская, Ма-риинская, Голицинская и др. Святой праведный Иоанн Кронштадтский организовал Институт для слепых, больницу братства св. Андрея, которая принимала ежегодно свыше 5000 больных. Он благословил организацию Александро-Невского Братства Трезвости. Большую известность приобрела Марфо-Мариинская обитель в Москве, основанная преподобномученицей Елизаветой Федоровной Романовой. Обитель стала попыткой возродить в России дух деятельной любви к ближнему, воплощением главной заповеди Иисуса Христа. Их религия - это религия добрых дел. Они навещают, одевают, утешают и лечат бедных, и всё это производит чудеса. Цветы появляются там, где они проходят. Все сестры проходили курс обучения по медицинским знаниям, чтобы грамотно оказать первую медицинскую помощь. Больница Марфо-Мариинской обители считалась образцовой и туда часто направляли безнадежных больных со всей Москвы, операции многими хирургами проводились бесплатно.
Весьма показателен пример выдающегося ученого, профессора, святителя Луки (Войно-Ясенец-кого). Священный Синод приравнял его труд по ле-
чению больных к архиерейскому служению. Владыка Лука не терпел равнодушия при выполнении врачебной работы. Ныне стали широко известны слова архиепископа Луки: «Для хирурга не должно быть случая, а только живой страдающий человек» [6]. Архиепископ Лука остался верен исповеданию Истины, и, где бы он ни был: в застенке, на кафедре, за операционным столом - он был носителем слова: Так да просветится свет ваш пред людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего, Который на небесах (Мф. 5: 16).
Традиции христианского мировоззрения по отношению к больному и врачеванию на Руси вытекают из целостной картины человека и мира, особой духовной культуры православного врача, основанной на православном мировоззрении. Признание в человеке духовной и телесной реальности, единства духа, души и тела, приводит к пониманию необходимости лечения «естественными средствами».
Душепопечительство, сопровождающее медикаментозное лечение, проявляется в молитве о здравии больного, укреплении его веры и надежды, а в случае неизлечимой болезни в христианской подготовке к переходу в жизнь вечную, ибо «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20: 38). Как отмечает священник Валентин Жохов, слова молитв, утешений являются значимым лечебным фактором. Не случайно хирурги В.П.Филатов, В.Ф.Войно-Ясенецкий неизменно молились перед каждой операцией. Более того, Само Воплощенное Слово Божие, преподаваемое в Таинстве Причащения, входит в лечебный процесс. Господь Иисус Христос называется «Врачом душ и телес», а само врачевание - Его благодатным даром. Для православного врача Бог - непреходящий Источник спасения, нравственной поддержки и эмоционального утешения. Вера в Него позволяет врачу быть милосерднее, уметь ставить себя на место больного, чтобы выздоравливать вместе с ним или достойно провожать в жизнь вечную. Только духовно сильный врач вселяет уверенность.
Духу христианского отношения к страждущим учат многие святые отцы. Митрополит Антоний Сурожский, опираясь на свой более чем полувековой врачебный опыт, призывает врача стать, как музыкальная струна, которая сама не издает звука, но как только к ней прикоснется палец человека, начинает звучать: «Этому должен научиться всякий человек, на этом основаны все человеческие отношения. Если врач так относится к больному, если священник так относится к пасомому - больному или не больному, то создаются совершенно новые отношения» [1]. Понимание лечения не только как конечной цели, но и как средства спасения души и врача, и страдающего человека, дает возможность смириться с возможным неблагоприятным исходом. Таким образом, традиции православного отношения к медицине основываются на любви к Христу, милосердии, человеколюбии. Христианское мировоззрение сочетает грамотное применение ме-
дицинских знаний с учетом влияния Промысла Бо-жия на здоровье и болезнь. Христианское мировоззрение лежит в основе медицинской этики, особенно у нас в России (в отличие от Запада, где, например, официально разрешена эвтаназия); совокупность ценностей, оценок, идей и идеалов, нашедших воплощение в Священном Писании и оказывающих существенное влияние на профессиональную деятельность, формирование мировоззрения, ставших важным фактором жизни, включая и профессиональную деятельность. Христианское мировоззрение, в отличие от других религий, понимает триединство человека; дух, душа, тело, в их неразрывной связи и их роль в возникновении и течении болезней, телесную болезнь рассматривает как отражение духовного падения, поэтому указывает на преодоление греха, как на путь к выздоровлению. Христианское мировоззрение помогает врачу относиться к пациенту не просто как к больному телу, а увидеть духовные причины телесных болезней, и соответственно лечить всего человека: тело - душу - дух, привлекая для этого православное духовенство. Нравственный закон и принципы высокой духовности должны быть основой профессии врача. Если врач в своей профессиональной деятельности будет соблюдать медицинские этические принципы, другими словами следовать христианским заповедям, то есть обладать
христианским мировоззрением, учитывать религиозное сознание пациента, эффективность его работы многократно возрастет.
Литература
1. Антоний Сурожский, митр. Жизнь. Болезнь. Смерть. М., 1995. - 40 с.
2. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды. М., 1999. - 392 с.
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское общество. М., 2002. - 1296 с.
4. Василий Великий св. Беседа первая о сотворении человека «по образу.» // Журнал Московской патриархии. - 1972. - № 1. - С. 31-35.
5. Печникова О.Г. К вопросу о правовом регулировании врачевания в Древней Руси // Вестник Удмуртского университета. - 2013. - № 2. - С. 168172.
6. Святитель Лука Крымский (Войно -Ясенец-кий). Автобиография. Я полюбил страдание. М., 2012. - 192 с.
7. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Философия, 2010. - 320 с.
8. Чичагов Л.М. Что служит основанием каждой науки? Беседа Л.М.Чичагова. М., 1996. - 190 с.
9. Шевчук В.В., иером. Симеон (Минаков), Малютина Н.Н. Духовность как философско-религиозная категория// American Scientific Journal.-2016.- № 6(6).- С. 148-151.