УДК 347.6
DOI: 10.18413/2075-4566-2018-43-1-149-154
ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ДЕТЕЙ
THE IMPACT OF CHRISTIAN VALUES ON THE RIGHTS AND DUTIES OF PARENTS ON EDUCATION AND MAINTENANCE OF CHILDREN
А.А. Серебрякова A.A. Serebryakova
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Россия, 236006, г. Калининград, ул. Фрунзе, д. 6
Immanuel Kant Baltic Federal University, 6 Frunze St, Kaliningrad, 236006, Russia
E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены исторические изменения влияния христианских ценностей на права и обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей. Рассматриваются периоды дореволюционной, советской и современной России. На основе рассмотренного материала предлагается вывод о том, что в различные исторические периоды по-разному интерпретировались подходы законодателя к вопросам воспитания и содержания детей. Сегодня традиционные христианские ценности могут оказывать положительное влияние на семью, на права и обязанности родителей по содержанию детей. Христианские ценности могут быть ориентиром в вопросах воспитания детей. Они могут выступать основной нравственной составляющей, которую сложно будет пошатнуть негативным факторам внешней среды.
Abstract
The article describes the historical changes in the influence of Christian values on the rights and duties of parents in the upbringing and maintenance of children. The period pre-revolutionary, Soviet and modern Russia. Based on the material offers the conclusion that in different historical periods has been variously interpreted approaches of the legislator to the issues of upbringing and maintenance of children. Today traditional Christian values can have a positive impact on the family, the rights and obligations of parents to maintain children. Christian values can be a guide in the upbringing of children. They may be the main moral component, which will be hard to shake the negative factors of the external environment.
Ключевые слова: права, обязанности родителей, воспитание, содержание детей, алименты. Keywords: rights, parental responsibilities, parenting, maintenance of children, alimony.
Введение. Семейная жизнь - это сложный экзамен для человека и всё в мире складывается так, что не все могут этот экзамен сдать. Семья должна быть основана на любви, но получается парадоксальная ситуация - именно в семье любовь и подвергается самым сложным испытаниям. Попытаемся рассмотреть влияние христианских ценностей, к которым относится и любовь, на права и обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 закрепляет родительские обязанности по содержанию несовершеннолетних детей и права и обязанности по воспитанию и образованию в основном в главах 12, 13 СК РФ. На наш взгляд, эти три категории - воспитание, образование и содержание - между собой очень тесно связаны, хотя, например, с точки зрения правового регулирования - соответствующие нормы рас-
положены в различных главах СК РФ. С позиций юридической техники это оправдано -удобство использования текста правового акта здесь будет иметь решающее значение. Но с точки зрения жизни семьи, по нашему мнению, только универсальность подхода и единые позиции, понимание, взгляды на воспитание, образование и содержание детей, дадут синергетический эффект - повышение результативности за счет интеграции.
Объекты и методы исследования. Объектом исследования являются общественные отношения по воспитанию, содержанию детей родителями. Целью видится выяснение вопроса о влиянии христианских ценностей на права и обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей в исторической интерпретации. При написании статьи использовались общенаучные методы исследования: анализа, сравнения, описания, аналогии и частнонаучные методы: сравнительно-правовой, исторический, метод толкования правовой нормы.
Результаты и их обсуждение. В дореволюционной России весьма сильной была родительская власть. В Своде Законов гражданских том X, книга 1. (ст. 164, 172), закреплялась обязанность воспитывать своих детей и обязанность, говоря современным языком, содержать детей, в соответствии со своими возможностями. В до-Петровское время делами семейными ведало духовенство, со времен Петра Великого в направленности законодательства стали заметны такие явления как переход подведомственности дел от церкви светским властям. В Петровские времена смягчается власть родителей над детьми: родители уже не вправе насильственно венчать своих детей или отдавать в монастырь. Но в дореволюционной России так и не было отменено право родителей применять физические наказания детям, оно постепенно ограничивалось, начиная с XVIII века запретом калечить и ранить детей, но совершенно так и не было отменено. Относительно безграничности родительской власти над детьми юристы того времени отмечали, что «.. .с признанием личности за каждым человеком, эти права (родительские) попадают в безвыходное противоречие с нормами, охраняющими свободу каждого лица.» [Шершеневич, 1995]. Для рассмотрения жалоб родителей на детей был создан специальный совестный суд, который вел разбирательство и примирял стороны. [Антокольская, 2010]. Родители тогда, как и сейчас имели право и обязаны были воспитывать своих детей. Воспитание состояло в подготовке детей к полезной деятельности: для мальчиков - устройство на службу, для девочек - замужество, содержание родители предоставляли своим детям в соответствии с возможностями. В XIX веке права и обязанности родителей в отношении детей во многом строились на происхождении ребенка. Причем этому вопросу традиционно уделялось внимание и в исследованиях российских юристов [Загоровский, 2003]. Если ребенок рождался в браке - родительская власть над ним была практически беспредельной и несколько ограничивалась с поступлением сыновей на службу и замужеством дочерей, поскольку дочь не могла находиться одновременно и под властью мужа и под властью родителей. Родительская власть в отношении внебрачного ребенка принадлежала матери. Отец обязан был предоставлять ребенку содержание и имел право контролировать его воспитание.
После революции 1917 года законодательство о правах и обязанностях родителей по воспитанию, предоставлению образования и содержанию детей значительно изменилось. 18 декабря 1917 года вышел декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». 22 октября 1918 года был принят Кодекс об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. С принятием этих актов сам подход законодателя того времени принял иной ракурс. Не иначе как пережитком прошлого стала безграничная власть родителей над детьми, возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним детям. Стало фактом, что дети достойны лучших условий существования и всяческой защиты со стороны государства. Позже принимается Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г., который был прогрессивным для своего времени. Однако действительность вносила свои коррективы в законодательное регулирование вопросов воспитания, образования и содержания. В России начала XX века социальные потрясения - война, революция, голод и разруха повлекли сиротство, беспризорность и безнадзор-
ность. На соблюдение прав ребенка, закрепленных в правовых актах, можно было лишь надеяться. В Советской России наблюдался некий крен на усиление роли государства в воспитании детей. В литературе того времени мы можем читать о том, что ...забота о детях остается в настоящее время одной из важнейших, одной из серьезнейших забот государства. Нигде в мире не существует государства рабочих и крестьян. Нигде в мире забота о детях не поставлена так как у нас. Это объясняется тем, что молодое поколение в буржуазных государствах, дети - это будущие рабы капитала, буржуазные государства заинтересованы в том, чтобы увеличивать армию своих рабов. Дети советской республики - это будущие граждане социалистической страны. Это поколение, которое должно окончательно построить социализм в нашей стране, во всем мире. Для того, чтобы быть способным и пригодным для этой великой задачи, это должно быть стойкое, здоровое поколение, воспитанное в духе борьбы за рабочее дело, вооруженное знаниями и волей к борьбе. Всякий гражданин, всякая общественная организация, каждый орган обязаны помочь государству в его огромном по важности и трудности деле - воспитании новых кадров борцов за дело рабочих и крестьян [Железногорский, 1927]. И напутствие обоим родителям от лица народного комиссара здравоохранения СССР Николая Семашко - .надо сказать обоим родителям - потрудитесь устраивать свои брачные отношения так, чтобы дети не страдали, а правильно воспитывались. Наступит время, когда мы изживем старый проклятый быт, когда супружеские отношения будут складываться на началах действительной любви, прочной связи, ясного понимания обязанностей супругов друг к другу и к детям [Семашко, 1927]. Нужно отметить, что в советской России было резко отрицательное отношение к религии. В статье «Социализм и религия» [Ленин, 1905] В.И. Ленин отмечал: «Религия есть один из видов духовного гнета...Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни.. .продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа». Советская власть яростно боролась с «религиозными предрассудками», поэтому о присутствии христианских ценностей в воспитании детей в тот период говорить не приходится. Вместе с тем, тот же Н. Семашко, которого мы уже процитировали, обозначает как основы для семейного воспитания начала действительной любви, прочной связи, ясного понимания обязанностей по отношению к детям. То есть мы можем отметить, что в тот период времени в вопросах воспитания детей речь идет скорее о непреходящих, универсальных ценностях, которые, безусловно, относятся как образец нравственности и высокой морали к христианским семейным ценностям. Но говорить об этом вслух в тот период, в силу обстоятельств строительства государства рабочих и крестьян в яростной борьбе с буржуазией, было невозможно. Таким образом, отличительной чертой регулирования вопросов воспитания, образования и содержания детей в условиях советской России был тезис о том, что заботу о детях берет на себя социалистическое государство, а идеалами и ценностями были идеалы марксизма-ленинизма. Такой период в отмеченных вопросах продолжался вплоть до середины 90-х годов XX века - то есть до активизации процессов перестройки в нашей стране, а с точки зрения семейного законодательства -принятия 8 декабря 1995 года нового Семейного кодекса РФ.
В СК РФ нашли свое закрепление основные положения Конвенции о правах ребенка 1989 года, которая была ратифицирована еще Верховным Советом СССР и вступила в силу 15 сентября 1990 года, а поскольку Российская Федерация является преемницей международно-правовых обязательств Советского Союза, выполнение требований Конвенции, является обязательным. Основной ее смысл заключается в том, что дети рассматриваются теперь не как объекты родительской заботы, а как самостоятельные субъекты. И нужно отметить, что в современном обществе воспринят такой подход. Действительно, дети стали более самостоятельными, они больше знают о своих правах, у них вообще появились права и получили свое законодательное закрепление. В связи с этим возникает вопрос - какова же роль семьи в вопросах ответственности за подрастающее поколение.
Как воспитывать детей, какое и как давать им образование, как должны разрешаться вопросы содержания детей. Права и обязанности родителей в этой части провозглашены в СК РФ, но ответа на вопрос о том, как их осуществлять, нет. В то же время социокультурная динамика многих процессов в обществе сегодня такова, что традиционные ценности высокой культуры теряют свой авторитет или трансформируются, попадая под влияние ценностей массовой культуры, которые в условиях глобального информационного пространства и доступности информационной среды становятся ложными ориентирами в вопросах детского воспитания. В современной России воспитательная составляющая слабо просматривается в содержании законодательства, регулирующего не только семейные отношения. Все больше дает себя знать и проблема нравственной составляющей в деятельности самого государства и его органов. Воспитание вырабатывается в условиях социальной среды, но нередко вступает в противоречие с ней, и это приводит к дисбалансу в формировании правового сознания, развивая «двойственность» личности, обостряя противоречия между реальной жизнью и идеальной моделью. У общественности возникает вопрос о способности государства реализовать воспитательную функцию, в особенности правовоспитательную функцию. К сожалению, в последние годы факты коррумпированности власти, злоупотреблений со стороны чиновников, роста преступности и нераскрываемости преступлений, заставляют задуматься и над вопросом - а кто же будет «воспитывать» само государство с целью позитивного влияния на семью и на подрастающее в семьях поколение. По нашему мнению, вопросам воспитания детей первоочередное внимание необходимо уделять в семье. Но общество и государство должны задуматься о формировании благоприятной социальной среды, в которой родители могли бы, опираясь на достойные ориентиры, воспитывать своих детей. Юридическая наука оперирует таким термином как «воспитывающая социальная среда», под которой понимается социальная среда, формирующая личность, наделенную положительными качествами, вытекающими из общепризнанных норм, как отмечает Е.А. Певцова [Певцова, 2006]. Развивает это понятие теория правового воспитания, обосновывающая тезис - «любая среда является воспитывающей, поскольку под ее влиянием формируются те качества личности, усваиваются те нормы, которые являются наиболее приоритетными в данной среде» [Столяренко, Кикоть, 2004]. И отсюда вытекает, что далеко не безразлично, в какой среде будут воспитываться наши дети. Как мы могли убедиться, социальная среда подвержена динамике, определяемой развитием общества. Формирование личности ребенка происходит не непосредственно под воздействием социальной среды, но опосредованно через общение и включение ребенка в социум и на самом первом этапе его жизни - конечно через семью. Здесь уместно привести слова Патриарха Кирилла: «.Церковь, подобно матери, сохраняет и передает из поколения в поколение нравственные ценности и воспитывает в этих нравственных ценностях каждое последующее поколение людей [Велько, 2011]. Таким образом, христианские ценности могут быть ориентиром в вопросах воспитания детей. Они могут выступать основной нравственной составляющей, которую сложно будет пошатнуть негативным факторам внешней среды. Человек так устроен, что в его памяти остается все, что в его жизни когда-то было. Задача родителей - сделать так, чтобы в памяти детей оставалось как можно больше того, что проникнуто добротой, любовью и правдой. Поэтому воспитание силой собственного примера - самое действенное, но пример должен быть положительно естественным, поэтому мы сами не должны делать того, чего не хотим, чтобы делали наши дети. А это - уже христианская ценность. В Новом Завете эта заповедь неоднократно повторялась Иисусом Христом. Можно заметить два аспекта правила: отрицательный (отрицающий зло) «не делай.» и положительный (позитивный, утверждающий добро) «делай.». Русский философ В. С. Соловьев называл первый (отрицательный) аспект «золотого правила» — «правилом справедливости», а второй (положительный, Христов) — «правилом милосердия» [Апресян, 1999]. Сегодня почти ушло из жизни современной семьи, например, такое занятие, как совместное чтение, а затем обсуждение прочитанного, а чтение - это еще и общение. Совместное чтение, а затем размышление о том,
что прочитали. Можно помочь ребенку проявить себя с хорошей стороны в любом добром деле: навестить вместе с ним больного, помочь соседу. Достоинство и красота человека состоят в том, чтобы управлять своими желаниями. Трагедия многих людей заключается в том, что не они управляют желаниями, а желания управляют ими. И если мы воспитываем детей, то научить их управлять своими деланиями - одна из важнейших задач - наставляет нас протоирей Игорь Гагарин [Гагарин, 2008]. Нам приходится сталкиваться в повседневной жизни с отрицательными примерами родительского воспитания, ложно понимаемым родительским долгом. Например, родители при детях критикуют учителя, который сделал ребенку справедливое замечание, и грозятся с ним «разобраться». Слепая родительская любовь затмевает разум - это тоже некая примета нашего времени. Здесь уже нужно заниматься «воспитанием» родителей, а может быть даже и так, что время упущено и повлиять на сформировавшуюся личность родителя весьма сложно, тем не менее - это стоит делать, опираясь на весь положительный нравственный исторический опыт и на христианские семейные ценности. Служители церкви и сами занимают активную позицию, призывают к совести, например, должников-неплательщиков алиментов. Такие современные способы работы с должниками берут себе на вооружение приставы-исполнители в разных регионах России. В Пермском крае судебные приставы привлекают православную церковь для работы с должниками по выплате алиментов. В отделе судебных приставов по Косин-скому, Кочевскому и Гайнскому районам УФССП организовали беседу настоятеля Свято-Никольского храма села Коса отца Алексея с гражданами, уклоняющимися от алиментных выплат. Должники испытывают удивление, когда, явившись по повестке в отдел судебных приставов, вместо уже привычного предупреждения об уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов встречают духовного наставника, способного направить на путь истинный, подсказать выход из, казалось бы, неразрешимой ситуации. Отсутствие враждебности, ощущение поддержки и участия не могут не вызвать благодарность и пробуждают желание измениться к лучшему. Благодаря совместным усилиям представителей духовенства и судебных приставов встречи с отцом Алексеем, имеющие явно положительный эффект, проходят в отделе ежеквартально [Вечерние ведомости, 2016].
Заключение. Таким образом, мы ставили перед собой цель - попытаться рассмотреть возможности влияния христианских ценностей на права и обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей. Полагаем, что мы можем на основе рассмотренного материала сделать вывод, что традиционные христианские ценности могут оказывать положительное влияние на семью, на права и обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей. Все мировое сообщество переживает сейчас грандиозные перемены. Процессы глобализации определили становление постиндустриального типа общества, для которого характерно внедрение информационных и коммуникативных технологий во все сферы жизни и соответственно изменение мировоззренческих основ человека. Процесс формирования гармоничной личности, воспитание ребенка, воспитание нас самих, привычка неэгоистичного исполнения семейных обязанностей, в том числе и обязанностей по материальному содержанию, должны учитывать современные социальные идеалы, но не мыслимы и без традиционных духовно-нравственных ценностей.
Благодарности. Позвольте выразить свою признательность и благодарность кафедре гражданского права и процесса юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета и лично доктору юридических наук, профессору Тычинину Сергею Владимировичу, а также лично Карагодиной Наталье Павловне (г. Белгород, Российская Федерация) за отличную организацию научно-практической конференции «Христианские ценности в гражданском и семейном праве» и возможность по итогам научного мероприятия опубликовать тематические материалы в таком представительном издании, как журнал «Научные ведомости БелГУ».
Список литературы References
1. Антокольская М.В. 2010. Семейное право: учебник. М., Инфра-М, 432. Antokol'skaya M.V. 2010. Semeynoe pravo: uchebnik. [Family law: textbook] M., Infra-M, 432.
(in Russian)
2. Апресян Р. Г. 1999. Золотое правило. Этика: новые старые проблемы. М., Гардарики.
256.
Apresyan R. G. 1999. Zolotoe pravilo. Etika: novye starye problemy. M., Gardariki. 256. (in Russian)
3. В Прикамье судебные приставы привлекают к работе с должниками-алиментщиками священнослужителей. 2016. Вечерние ведомости. URL: http: //www.veved.ru/perm/perm-news (12 марта 2017).
V Prikam'e sudebnye pristavy privlekayut k rabote s dolzhnikami-alimentshchikami svyashchen-nosluzhiteley. 2016. Vechernie vedomosti. URL: http: //www.veved.ru/perm/perm-news (12 marta 2017).
4. Гагарин И. Любить, а не искать любви. Беседы о семье и браке. Христианская жизнь. Клин. 2008. 62 с.
Gagarin I. Lyubit', a ne iskat' lyubvi. Besedy o sem'e i brake. Khristianskaya zhizn'. Klin. 2008. 62. (in Russian)
5. Железногорский Г.А. 1927. Алименты. Харьков, НКЮ УССР, 80. Zheleznogorskiy G.A. 1927. Alimenty. Khar'kov, NKYu USSR, 80. (in Russian)
6. Загоровский А.И. 2003. Курс семейного права. М., «Зерцало». 464.
Zagorovskiy A.I. 2003. Kurs semeynogo prava. [Course on family law]. M., «Zertsalo». 464. (in Russian)
7. Кикоть В.Я., Столяренко А.М. 2004. Юридическая педагогика: учебник. М. , ЮНИТИ-ДАНА.895.
Kikot' V.Ya., Stolyarenko A.M. 2004. Yuridicheskaya pedagogika: uchebnik. [Legal pedagogy: the textbook] M. , YuNITI-DANA.895. (in Russian)
8. Велько А.В. 2011. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Создавайте и храните семьи. Храните веру в сердцах: Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Минск: 371-389.
Vel'ko A.V. 2011. Kirill, Patriarkh Moskovskiy i vseya Rusi. Sozdavayte i khranite sem'i. Khranite veru v serdtsakh: Slovo Svyateyshego Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Kirilla. Minsk: 371-389. (in Russian)
9. Ленин В.И. 1905 г. Социализм и религия. Новая Жизнь. № 28. 3 декабря
Lenin V.I. 1905 g. Sotsializm i religiya. Novaya Zhizn. [New Life]. № 28. 3 dekabrya.(in Russian)
10. Певцова Е.А. 2006. Воздействие современной социальной среды на правовое сознание школьной молодёжи (теоретико-правовые аспекты). Государство и право. № 12: 109-115.
Pevtsova E.A. 2006. Vozdeystvie sovremennoy sotsial'noy sredy na pravovoe soznanie shkol'noy molodezhi (teoretiko-pravovye aspekty). Gosudarstvo i pravo. [The state and law].№ 12: 109-115.
11. Семашко Н.А. 1927. Против алиментной эпидемии или на алименты надейся, сама не плошай. М., Охрана материнства и младенчества. 20.
Semashko N.A. 1927. Protiv alimentnoy epidemii ili na alimenty nadeysya, sama ne ploshay. M., Okhrana materinstva i mladenchestva. 20. (in Russian)
12. Шершеневич Г.Ф. 1995. Русское гражданское право (по изданию 1907 г.). М., «СПАРК». 556.
Shershenevich G.F. 1995. Russkoe grazhdanskoe pravo (po izdaniyu 1907 g.) [Russian civil law]. M., «SPARK». 556. (in Russian)