УДК 347
DOI: 10.18413/2075-4566-2018-43-1-130-136
ПРИМЕНЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В РЕГУЛИРОВАНИИ БРАЧНО-СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
APPLICATION OF CHRISTIAN VALUES IN THE REGULATION OF MARRIAGE AND MARITAL RELATIONS: HISTORY AND MODERNITY
А.Н. Левушкин A.N. Levushkin
Российский государственный университет правосудия, Россия, 117418, г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, 69 Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Россия,
125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9
Russian state University of justice, 69 Novocheremushkinskaya St., 117418, Moscow, Russia Moscow state law University named after O.E. Kutafin (MSAL), 9 Sadovaya-Kudrinskaya St., 117418, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Аннотация
Считаем вполне закономерным и обоснованным проявляющуюся тенденцию пристального внимания в теории семейного права к институту брака, исторически вызывающего особый интерес у правоведов, рассматривающих его во взаимодействии с применением и реализацией христианских ценностей в регулировании брачно-супружеских отношений.
Статья посвящена рассмотрению особенностей применения и реализации христианских ценностей в регулировании брачно-супружеских отношений: историческим и современным аспектам.
Abstract
We believe it is quite natural and justified showing positive trend of attention in the theory of family law to the institution of marriage, historically of the calling of particular interest to scholars examining his interaction with the application and implementation of Christian values in the regulation of marriage and marital relations. The article is devoted to consideration of features of application and implementation of Christian values in the regulation of marriage and marital relations: a historical and contemporary aspects.
Ключевые слова: Христианские ценности, православие, брачно-супружеские отношения. Keywords: Christian values, Christianity, marriage and marital relationship.
Динамика и содержание процессов, связанных с глобальными вопросами мироустройства, заставляют задуматься над стратегией развития России в условиях формирования многополярного мира, где, как полагаем, необходимо применение христианских ценностей в регулировании брачно-супружеских отношений.
Брак и семья, являясь важнейшими общечеловеческими ценностями, представляли интерес для исследования с древнейших времен до современной действительности. Брак непосредственным образом взаимосвязан с понятием «семья» и имеет своей целью образование семьи. Как известно, семья является опорой христианства и ее его направления - православия, в частности.
По указанной причине нам следует обратить внимание на вектор развития роли России в стремительно меняющемся мире, в результате чего она превращается в сильное госу-
дарство, которое и в правовом смысле, и фактически провозглашает и отстаивает такие ценности, которые разделяют многие другие страны.
Семья, государство и религиозные конфессии являются важнейшими, необходимыми формами объединения человеческого общества, значение которых трудно переоценить. Православное христианство, имея богатейший опыт духовно-просветительской и благотворительной деятельности, является во многом носителем исторической памяти народов, хранителем нравственных ценностей, необходимых для удовлетворения запросов в сфере духовной жизни общества. Кроме того, высказана вполне убедительная научная гипотеза, что религия в Европе мотивировала обращение человечества к институту прав и свобод, поскольку первым известным истории юридически признанным основным правом стало право на свободу совести, свободу веры.
Особенности моделей конституционного регулирования в современном обществе состоит в том, что в предмет регулирования конституций большинства государств входит не только провозглашение принципов светского государства, отделения государства от церкви, но и установление правовых принципов соотношения (особенностей) статусов различных религий между собой в сфере их взаимоотношений с государством. При этом в Конституции Российской Федерации провозглашается равенство религий перед законом и (или) недопустимость господствующей и (или) обязательной религии.
«В настоящее время существует объективная потребность в разработке и обосновании новых направлений совершенствования системы семейного законодательства РФ исходя из целей государственной семейной политики и имеющегося социально-правового потенциала» [Левушкин, 2017].
Полагаю, что в настоящее время в современном российском обществе происходят существенные преобразования в брачно-семейной сфере с учетом христианских ценностей, определяющей, в свою очередь, правовые отношения, в которые в течение всей своей жизни вступает практически каждый человек. Институт брачно-супружеских отношений в целом является системообразующим для семейного права. Сегодня одним из основных в семейном праве является направление, которое затрагивает различные аспекты, касающиеся регулирования такого важнейшего социального института как брак, который может рассматриваться с разных точек зрения: как социальный институт, так таинство - венчание и как правовая категория.
В связи с этим большое значение приобретает изучение брака в правовом и христианском аспекте, как фактов, порождающих определенные права и обязанности светского и религиозного характера, а также создающего определенные юридические последствия и супружеские обязанности верующих людей. В различные исторические эпохи менялось, как отношение к браку, так и его формы, в том числе отношение к церковному браку. При этом признание необходимости и важности данного института оставалось неизменным.
Российская Конституция, обладая прогрессивным характером, ориентирует государство и общество на систему христианских ценностей с целью формирования на их основе христианского религиозного правосознания и мировоззрения, законодательства и правоприменительной практики, воплощающих христианские ценности и определяющих тенденции развития общественных отношений, всей стратегии совершенствования правовой системы. Ценностная ориентация государственных структур и всего общества на самом высоком юридическом уровне влияет на их деятельность, мотивирует интересы и поведение.
утверждаются в Конституции РФ в качестве первичного и безусловного основания как для правовой системы государства в целом, так и для каждой нормы права - волей народа, для которого они имеют объективную социальную значимость. Конституция определяет Россию как социальное государство, политика которого направлена на обеспечение государственной поддержки семьи, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Социальное государство берет на себя обязанность гарантирования социального равенства, справедливости, благополучия своих граждан, их социальной защищенности. Социальное государство стремится к улучшению качества жизни тех групп населения,
которые в силу своего физического состояния и по другим объективным причинам особо нуждаются в защите, поскольку не могут самостоятельно решать проблемы личного или семейного жизнеобеспечения. Материальной основой достижения этой цели служит повышение реальных доходов населения за счет выплаты субсидий, пособий, компенсаций, предоставления установленных законом льгот, развития системы социального обслуживания семей с детьми.
Конституционно-правовых аспектов, связанных с обеспечением реализации признаков социального государства и поддержки христианской семьи, немало, среди них: право на семью как конституционное право, нормативное содержание этого права; гражданство детей; конституционно-судебная защита прав отцов, матерей и детей; конкуренция права на семью и других основных прав; конституционная допустимость ограничения права на семью; конституционная обязанность родителей по содержанию и воспитанию детей; защита прав детей уполномоченными по правам человека и по правам детей; разграничение полномочий федеральных и региональных органов государственной власти [Нарутто, 2017].
Хотя право христианскую религиозную модель семьи так четко не сформулировано в Конституции РФ, тем не менее право на семью, на семейную жизнь следует признать конституционным правом любого человека. Формулировка ст. 38 Конституции РФ "материнство и детство, семья находятся под защитой государства" может быть интерпретирована как право матерей, детей, членов семьи на государственную защиту. Кроме того, в этой же ст. 38 закреплены право и обязанность родителей заботиться о детях и воспитывать их, равно как и право детей на родительскую заботу и воспитание. И наконец, в ст. 23 Конституции РФ провозглашено право каждого человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Следовательно, невозможно отрицать, что право на христианскую семейную жизнь, на религиозную модель семьи не является основным, конституционным.
Значение признания права на семью как основного, конституционного права заключается в гарантировании самого высокого уровня его защиты - конституционно-судебного. Основные права не могут быть отменены законодателем. При конкурировании с другими конституционными правами право на семью может иметь большую значимость [Нарутто, 2017].
После Крещения Руси (988 г.) семья переходит под полное покровительство Православного хритианства, что было закреплено в церковных уставах князей Владимира и Ярослава. Церковь стремилась к повсеместному установлению канонов христианского брака, что давало ей право признавать только те браки, которые были заключены в соответствии с нормами церковного права. С XII в. совершение брака должно было происходить в форме церковного венчания и выдачи венчальной памяти, которая подтверждала законность брака. Таким образом, Церковь получила право регистрации всех актов гражданского состояния, чем подтвердила действительность данного союза, его общественное признание и защиту.
С современной точки зрения, брак является легитимным признанием отношений сожительства между мужчиной и женщиной, результатом которого, как правило, становится рождение детей, в связи с чем, в теории семейного права институт брака рассматривается как важнейшее основание возникновение семьи, как части общества. В ст.38 Конституции РФ провозглашено, что «...семья находится под защитой государства», однако, права и обязанности членов семьи, гарантированные семейной политикой государства и законом, возникают и существуют при определенных юридических фактах, одним из которых является факт заключения брака в установленном законом порядке.
Для православных христиан большее значение приобретает таинство венчания. Что вполне оправдано с православных традиций.
В отечественной науке очевидной является необходимость изучать брак не только с юридической, но и религиозной точек зрения. Это объясняется и в связи с тем, что на сегодняшний день в действующем российском законодательстве существует пробел относительно закрепления единого легитимного подхода к определению понятия брака, требующий восполнения. Полагаем, что брак следует рассматривать, в том числе, и как особо рода таинство. Что касается регулирования условий и порядка заключения брака, то в этой части семейное
законодательство содержит достаточно традиционные для семейного права нормы, соответствующие религиозным традициям, соблюдение которых обеспечивает юридическую силу брака и его стабильность как основы православной семьи, так как наличие условий и отсутствие препятствий для заключения брака обеспечивает его законный характер и создает правоотношение, порождает права и обязанности, регулируемые церковным брачным правом.
Поскольку брак является основой возникновения и прекращения имущественных и личных неимущественных отношений, то вопросы, связанные с браком, оставались, остаются и будут оставаться актуальными как для светского, так и для церковного брачного права.
Именно от состояния в браке, заключенном в установленном законом порядке, зависит имущественное положение супругов, их взаимные права и обязанности.
Влияние на брак разных элементов и надстроек общества, т.е. государства, церкви, права, религии, морали, нравственности, культуры, трансформирует брак в многогранное социальное явление, рассматривать которое следует исключительно во взаимосвязи данных факторов. Универсальный характер брака проявляется в его способности совмещать воедино основные человеческие ценности и потребности от естественного, «природного» удовлетворения сексуального и репродуктивного поведения до установления нравственно-эмоциональных, религиозных и правовых форм отношений между мужчиной и женщиной, социальных, экономических особенностей жизнедеятельности, к числу которых относятся брак и семья.
Брак по своей природе является многофункциональным способом создания семьи, как основного структурного элемента общества. Поскольку брак в сущности своей комплексное явление, его регулирование лишь правовыми нормами невозможно, т.к. немаловажную роль играют нормы религиозные и моральные, но именно правом видоизменяется сожительство мужчины и женщины в брак, посредством оформления отношений в порядке, установленном законом.
Существуют церковные концепции происхождения семьи и брака, как ее основы, отвергающие историческое развитие брака, и утверждающие, что брак есть таинство, и семьей является освященный Богом союз мужчины и женщины.
Классическими каноническими правилами брак представлен в виде наиболее полного физического, нравственного, экономического, правового, религиозного общения между мужем и женой. Согласно, каноническому праву, основной целью семьи является рождение и воспитание детей.
При обращении к религии ислама, следует подчеркнуть, что брак для мусульман не является таинством, а рассматривается, прежде всего, как социальный договор, с предусмотренными обязательствами и правами для мужчин и женщин. Основополагающим предназначением мусульманского брака считается рождение и воспитание детей в условиях законного способа удовлетворения естественных потребностей.
Семейный кодекс РФ не содержит понятия "брак". Однако, принимая во внимание нормы семейного законодательства и осуществляя их толкование, можно сделать вывод, что брак - это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законодательством Российской Федерации, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности [Левушкин, 2016]. Следовательно, семейные правоотношения изменяют правовой статус лиц, вступающих в брак, если исходить из православной христианской традиции, брак - это особое таинство, совершаемое на небесах, союз, одобренный Богом.
Действительно, каноническая теория концепции брака объясняет правовую природу брака, как таинства. Общая сущность церковных воззрений заключается в том, что брак не является только частным союзом, а представляет собой таинство, устанавливающее в принципе неразрывную мистическую связь между супругами, и служит не земным целям супругов, а высшим целям религии и церкви.
Однако, при замене канонических норм светскими, на месте религиозных представлений о браке, а иногда и вместе с ними, появились этические представления. Понимание брака
в данной концепции выводится из соответствия брачного союза нравственной природе человека, и брак рассматривается не в виде таинства, и не в качестве договора, а как институт особого рода.
Определение брака, как соглашение особого рода, полагаем, наиболее соответствует его сущности, поскольку первостепенная задача брака заключается не в создании имущественных последствий, а в нравственном, духовном содержании, создающим многообразие брачных отношений, которые невозможно полностью урегулировать правом.
Представляется, что наличие в структуре и содержании кодифицированного акта семейного законодательства определений основных понятий, таких как брак, позволяет выявить позицию законодателя в сфере регулирования соответствующих отношений, установить приоритеты и пределы правового регулирования [Левушкин, 2014].
В настоящее время в России религиозные браки приравнены к бракам гражданским, если они были совершены до образования или восстановления советских органов записи актов гражданского состояния. Таким образом, такие браки не влекут правовых последствий.
Священное Писание, устанавливая моногамный брак, определяет его как единственно возможную форму нравственного брачного союза. Основным условием заключения брака являлось отсутствие другого, не расторгнутого брака. Принцип единобрачия появился после Крещения Руси, поскольку Церковь осуждала господствовавшее в языческую эпоху многоженство [Левченко, 2014].
С принятием христианства как государственной религии язычество стало уходить на задний план, так как его место заняло более нравственное и возвышенное евангельское учение о браке, не допускающее полигамии как падения нравственности и духовного кризиса, способного опустить человеческое сознание и чувство на уровень бытовых и физиологических отношений.
Принцип равенства супругов в истории семейного права берет свое начало от принятия православной христианской идеологии. Разделение общества на классы, связанное с установлением института частной собственности, изменило правовой статус членов семьи, а институт брака становится подконтрольным государству. Прежде имевшие равные права и обязанности члены семьи утратили их, а муж как глава семейства приобрел их в полной мере. В древнерусском законодательстве в ст. 10 церковного устава князя Ярослава указывается, что следует строго наказать жену в случае ее измены мужу, а в ст. 8 устанавливалось взыскание за совершенное прелюбодеяние и на мужчину. Супружеская неверность начинает рассматриваться как особо тяжкое преступление, совершенное замужней женщиной, которая могла родить ребенка не от мужа, тем самым передав ему право наследования чужого имущества, что рассматривалось как тайное его хищение. «Мужи, не лишайте себе совещания жен своих... все творите по слову с женами своими».
С принятием христианства замужняя женщина рассматривается уже не как имущество мужа, а как относительно самостоятельное лицо, имеющее право получить защиту со стороны Церкви, которая параллельно выполняла функцию формирования культуры семейной жизни. В России муж никогда не имел права убить жену, продать ее в холопство, но тем не менее мог ее выгнать из дома и физически наказывать [Левченко, 2014]. «За убийство жены муж подвергался более легкому наказанию, чем жена, убившая мужа, которую заживо закапывали в землю» [Загоровский, 2003], - пишет А.И. Загоровский. Власть, принадлежащая главе семьи, осуществлялась с помощью непосредственного принуждения и без всякого обращения к публичной власти.
Итак, с принятием христианства на Руси церковь стремилась к внедрению в древнерусском обществе христианского брака, основанного на строгом соблюдении всех условий и требований, необходимых для его заключения. Однако для большинства представителей древнерусского общества они казались чрезмерно строгими, а иногда и непонятными, поэтому часто нарушались.
«Цели семейно-правового регулирования, задачи по их достижению, а также принципы как руководящие ориентиры семейно-правового регулирования выступают предпосылка-
ми публицизации семейного законодательства. Безусловно, признание семейного права самостоятельной отраслью права, гармонично сочетающей частноправовые и публично-правовые начала, обосновывает проецирование такого подхода и в плоскость семейного законодательства» [Левушкин, 2017].
Полагаем, что христианский брак, имея своей целью создание православной христианской семьи, имеет в своей основе именно христианские ценности, любовь, уважение, взаимопонимание и поддержку. Чувство любви т взаимозаботы должно выступать подлинной причиной заключения брака. Суды при разрешении вопросов о расторжении брака, о признании его недействительным исследуют вопрос о таких категориях, что подтверждается соответствующей судебной практикой. Так, в Апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18.03.2015 указано следующее: «В настоящее время семья сторон фактически распалась вследствие неприязненных взаимоотношений, утери чувства любви, уважения, взаимопонимания. *****, ** совместного хозяйства не ведут с середины февраля 2014 года, общего бюджета не имеют. Поскольку восстановление и сохранение семьи, примирение и дальнейшая совместная жизнь сторон невозможны, суд, руководствуясь положениями ст. 22 СК РФ, удовлетворил требования о расторжении брака».
Взаимная любовь и уважение, христианские ценности не поддаются правовому регулированию: невозможно установить на них запрет или иные ограничения; невозможно установить степень, которой они должны соответствовать; как невозможно и принудить к возникновению этих чувств и христианских идеалов добра и справедливости.
Полагаем, что в современном российском обществе формирование хритианской семьи обусловлено субъективным критерием, в связи с чем ее абстрактная обобщающая характеристика «ускользает» от исследователей. По существу отношений христианская семья образуется между теми людьми, которые взаимно осознают себя в качестве такой христианской православной семьи. По этой причине попытки заранее определить перечень соответствующей группы лиц, даже в заданной области «поиска», не принесут ожидаемого результата. Однако может быть предложен ракурс, с которого представления о христианской семье являются более устойчивыми. По нашему мнению, христианская семья - это система социально-юридических, религиозных, материальных и духовных связей человека, обусловленных родством, браком или принятием детей на воспитание.
Таким образом, структура христианско-брачного права - заключение брака, препятствия к заключению брака и расторжение брака, является выверенной временем и более стройной, нежели структура СК РФ - нормы о заключении брака, расторжении брака, недействительности брака. СК РФ в большей мере регулирует востребованные сегодня вопросы. ЦБП РПЦ регламентирует только личные нематериальные права в отличие от СК РФ, регулирующего часть материальных прав.
Список литературы References
1. Загоровский А.И. 2003. Курс семейного права / под ред. В.А. Томсинова. М., Норма, 597.
Zagorovskij A.I. 2003. Kurs semejnogo prava / pod red. V.A. Tomsinova [Course on family law / under by V.A. Tomsinova]. Moskow, Norma, 597. (in Russian)
2. Левушкин А.Н. 2017. Реформа семейного законодательства: совершенствование структуры Семейного кодекса Российской Федерации и правового регулирования отдельных брачно-семейных отношений. Актуальные проблемы российского права, (5): 31 - 34.
Levushkin A.N. 2017. Reforma semejnogo zakonodatel'stva: sovershenstvovanie struktury Semejnogo kodeksa Rossijskoj Federacii i pravovogo regulirovanija otdel'nyh brachno-semejnyh otnoshenij. Aktual'nye problemy rossijskogo prava, (5): 31 - 34. (in Russian)
3. Левушкин А.Н. 2016. Реализация прав супругов при осуществлении деятельности юридического лица. Журнал российского права, (3): 47 - 55.
Levushkin A.N. 2016. Realizacija prav suprugov pri osushhestvlenii dejatel'nosti juridicheskogo lica. Zhurnal rossijskogo prava, (3): 47 - 55. (in Russian)
4. Левушкин А.Н. 2014. Система семейного законодательства Российской Федерации и других государств-участников СНГ: модель построения и тенденции развития. Семейное и жилищное право, (3): 29 - 32.
Levushkin A.N. 2014. Sistema semejnogo zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii i drugih gosudarstv-uchastnikov SNG: model' postroenija i tendencii razvitija. Semejnoe i zhilishhnoe pravo, (3): 29 - 32. (in Russian)
5. Левченко Е.В. 2014. Становление принципов семейного права в контексте истории и теории Российского государства: системно-функциональный аспект. История государства и права, (21): 32 - 36.
Levchenko E.V. 2014. Stanovlenie principov semejnogo prava v kontekste istorii i teorii Rossijskogo gosudarstva: sistemno-funkcional'nyj aspekt. Istorija gosudarstva i prava [History of state and law]. (21): 32 -36. (in Russian)
6. Нарутто С.В. 2017. Семья как конституционная ценность. Актуальные проблемы российского права, (5): 21 - 30.
Narutto S.V. 2017. Sem'ja kak konstitucionnaja cennost'. Aktual'nye problemy rossijskogo prava, (5): 21 - 30. (in Russian)