Научная статья на тему 'Влияние групповой клинической трансперсональной психотерапии на повышение коэффициента межличностного эмоционального интеллекта'

Влияние групповой клинической трансперсональной психотерапии на повышение коэффициента межличностного эмоционального интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИИ / ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / INTERPERSONAL EMOTIONAL INTELLIGENCE / EMOTIONS / TRANSPERSONAL PSYCHOTHERAPY / METHODS OF STUDYING EMOTIONAL INTELLIGENCE / RECOVERY AND DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL EMOTIONAL INTELLIGENCE / GROUP PSYCHOTHERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гордеева Е.Г.

Приводится анализ изменения показателей опросников Н.Холла, Д.В.Люсина и М.А.Манойловой, характеризующих состояние межличностного эмоционального интеллекта, в процессе групповой клинической психотерапии у 33 участников психотерапевтической группы. Установлено, что в процессе групповой работы отмечалось достоверное число участников с возросшими показателями межличностного эмоционального интеллекта. Более того, при продолжении индивидуальной психологической коррекции после завершения групповой работы отмечалось восстановление и развитие межличностного эмоционального интеллекта, что свидетельствует об эффективности и целесообразности применения клинической трансперсональной психотерапии для этих целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE INTERPERSONAL EMOTIONAL INTELLIGENCE DURING THE PROCESS OF TRANSPERSONAL CLINICAL GROUP PSYCHOTHERAPY

This article presents a comparative analysis of results of N.Hall’s, D.V.Lusin’s and M.A.Manoilova’s tests and questionnaires characterizing the change in interpersonal emotional intelligence of 33 participants during the process of group psychotherapy. It was established that interpersonal emotional intelligence increased in a significant amount of participants during the group work process. Moreover, when individual psychological correction continued after completing the group therapy, there has been some recovery and development of interpersonal emotional intelligence which shows the effectiveness and usefulness of transpersonal clinical psychotherapy for these purposes.

Текст научной работы на тему «Влияние групповой клинической трансперсональной психотерапии на повышение коэффициента межличностного эмоционального интеллекта»

УДК 376

ВЛИЯНИЕ ГРУППОВОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ НА ПОВЫШЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Е.Г.Гордеева

INCREASING THE INTERPERSONAL EMOTIONAL INTELLIGENCE DURING THE PROCESS OF TRANSPERSONAL CLINICAL GROUP PSYCHOTHERAPY

E.G.Gordeeva

Институт психотерапии и клинической психологии, Москва, тел. 8 (495) 987-44-50

Приводится анализ изменения показателей опросников Н.Холла, Д.В.Люсина и М.А.Манойловой, характеризующих состояние межличностного эмоционального интеллекта, в процессе групповой клинической психотерапии у 33 участников психотерапевтической группы. Установлено, что в процессе групповой работы отмечалось достоверное число участников с возросшими показателями межличностного эмоционального интеллекта. Более того, при продолжении индивидуальной психологической коррекции после завершения групповой работы отмечалось восстановление и развитие межличностного эмоционального интеллекта, что свидетельствует об эффективности и целесообразности применения клинической трансперсональной психотерапии для этих целей.

Ключевые слова: межличностный эмоциональный интеллект, эмоции, трансперсональная психотерапия, методы исследования эмоционального интеллекта, восстановление и развитие эмоционального интеллекта, групповая психотерапия

This article presents a comparative analysis of results of N.Hall's, D.V.Lusin's and M.A.Manoilova's tests and questionnaires characterizing the change in interpersonal emotional intelligence of 33 participants during the process of group psychotherapy. It was established that interpersonal emotional intelligence increased in a significant amount of participants during the group work process. Moreover, when individual psychological correction continued after completing the group therapy, there has been some recovery and development of interpersonal emotional intelligence which shows the effectiveness and usefulness of transpersonal clinical psychotherapy for these purposes.

Keywords: interpersonal emotional intelligence, emotions, transpersonal psychotherapy, methods of studying emotional intelligence, recovery and development of interpersonal emotional intelligence, group psychotherapy

Рационализация и прагматизм — вот значимые характеристики существования человека в современном обществе, позволяющие без эмоциональной окраски принимать взвешенные решения. При этом происходит эмоциональное обеднение не только отдельных индивидов, но и общества в целом.

По сути, запрет на выражение своих эмоций противоречит самой природе человека, лишает его возможности чувствовать, а следовательно, понимать не только себя, но и других людей [1,2]. В результате происходит снижение коммуникативных способно-

стей и возможностей человека, сокращаются его социальные компетенции.

Более того, вне зависимости от выражения эмоций реагирование на раздражители, их вызывающие, на физиологическом и психофизиологическом уровне сохраняется [3], что создает внутреннее, часто не осознаваемое, психоэмоциональное напряжение, которое может реализоваться за счет развития различных психосоматических заболеваниях, астениза-ции нервной системы и, в конечном итоге, девиант-ного поведения, дезадаптивных копинг-стратегий и

снижения контроля и самоконтроля на фоне постоянно меняющихся условий жизни.

Восстановление способности воспринимать свои и чужие эмоции позволит расширить коммуникативные и социальные возможности человека, повысить его адаптивность и профессиональную компетентность.

В данной ситуации представляется перспективным использовать возможности, предоставляемые трансперсональной психотерапией, которая рассматривает психику как многоуровневую самоорганизующуюся систему, способную сохранять и поддерживать себя в состоянии динамического равновесия. Активизация трансбиографических терапевтических механизмов бессознательного в измененных состояниях сознания во время сессий холотропного дыхания способствует глубинной личностной трансформации психической деятельности, эмоциональному отреагированию психотравмирующих ситуаций и регрессии тревожности, реализовавшихся в психосоматических и психоэмоциональных нарушениях. При этом создаются условия для разрешения интраперсо-нальных конфликтов, коррекции расстройств невротической природы [4,5] восстановлению личностного и межличностного эмоционального интеллекта.

Исследование эмоционального интеллекта в формате психотерапевтической группы показало высокую эффективность клинической трансперсональной психотерапии в активации и развитии личностного эмоционального интеллекта [6].

Особого внимания заслуживает изучение возможности клинической трансперсональной психотерапии в восстановлении и развитии межличностного эмоционального интеллекта как фактора, обеспечивающего коммуникативную компетентность и социальную адаптацию личности, что и определяет актуальность исследований в данном направлении.

Цель работы: изучение динамики межличностных показателей EQ в процессе работы психотерапевтической группы клинической трансперсональной терапии

Материалы и методы

При проведении исследований были использованы разделы методики Н.Холла на определение уровня эмоционального интеллекта, опросника эмоционального интеллекта «ЭМИН» Д.В.Люсина и методики диагностики эмоционального интеллекта «МЭИ» М.А.Манойловой, отражающие состояние межличностного эмоционального интеллекта.

По методике Холла был проведен анализ результатов ГУ-У шкал. Шкала «Эмпатия» (Эм) показывает умение человека сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека и его готовность оказать поддержку. Шкала «Распознавание эмоций других людей» (РЭДЛ) показывает умение максимально точно понимать эмоциональное состояние других людей.

В опроснике эмоционального интеллекта «ЭМИН» Люсина шкала «Эмпатия» показывает умение человека сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека (ЭСДЧ) и его готов-

ность оказать поддержку. Шкала «Распознавание эмоций других людей» показывает умение максимально точно понимать эмоциональное состояние других людей (ЭСДЛ).

Методика диагностики эмоционального интеллекта «МЭИ» Манойловой включает в себя 40 утверждений, и обследуемому предлагается оценить степень своего согласия или несогласия с данными утверждениями через постановку баллов. Субшкала «Осознание чужих эмоций и чувств» (ОЧЭЧ) раскрывает распознавание и понимание чувств партнеров по общению, развитость механизма идентификации и способности к сопереживанию. Субшкала «Управление чужими чувствами и эмоциями» (УЧЧЭ) показывает умение человека управлять состоянием партнера, подразумевающее недопущение неблагоприятных состояний партнера по общению, умение принимать решения, не ущемляя собственных интересов и не за счет интересов партнера по общению. В результате сложения этих двух субшкал мы получаем шкалу «Межличностной эмоциональной чувствительности» (МЭЧ), которая показывает способность осознания, принятия чувств и эмоций других людей.

Исследование проводилось в начале работы группы клинической трансперсональной психотерапии (в конце 1-го дня работы группы) и в конце групповой терапии (в конце 9-го дня работы группы). Для исследования выбран формат самоконтроля участников в условиях частично искусственной среды (группа не меняет состав участников в течение 10 дней при интенсивном ежедневном погружении в процесс на 9 часов).

После получения первичной информации был проведен расчет по унифицированным методикам, по каждому участнику исследования. Для проведения анализа всех выбранных показателей были разработаны сводные таблицы на каждого участника исследования, отражающие и наглядно показывающие изменения показателей в начале и в конце прохождения группой клинической трансперсональной психотерапии и эмоционального интеллекта в целом. На основании расчетных данных оценивались изменения ключевых составляющих эмоционального интеллекта. Это позволило оценить качественную динамику изменений внутриличностных параметров EQ по группе в целом. Критериями для оценки являлись увеличение уровня внутриличностного EQ, отсутствие изменений, либо его снижение. Была проведена оценка достоверности различий количественных показателей увеличения уровня внутриличностного EQ в группе по сравнению с числом его снижения либо отсутствием изменений по формуле и таблице Стью-дента.

Результаты исследования

Для оценки влияния клинической трансперсональной психотерапии на активацию и развитие межличностного EQ мы провели сравнительный анализ исследуемых показателей с частотой показателей, оставшихся без изменений после завершения групповой работы (см. табл.).

Динамика параметров межличностного EQ при проведении клинической трансперсональной психотерапии (п=33)

Исследуемые показатели Динамика показателей EQ

Повысилось Не изменилось Понизилось

Абс. M±m% Абс. M±m% Абс. M±m%

Опросник Н.Холла на определение уровня эмоционального интеллекта

Эм 17 51,5±8,7* 6 18,2±6,6 10 30,3±7,9

РЭДЛ 24 72,7±7,8* 6 18,2±6,6 3 9,1±4,9°

Опросник эмоционального интеллекта «ЭМИН» Д.В.Люсина

ЭСДЧ 24 72,7±7,8* 3 9,1±4,9 6 18,2±6,6°

ЭСДЛ 26 78,8±7,1* 0 — 7 21,2±7,1°

Опросник диагностики эмоционального интеллекта «МЭИ» М.А.Манойловой

ОЧЭЧ 15 45,5±8,6* 3 9,1±4,9 15 45,5±8,6*

УЧЧЭ 17 51,5±8,7* 7 21,2±7,1 9 27,3±7,8

МЭЧ 19 57,6±8,5* 1 3,0±2,9 13 39,4±8,4*

* различия между частотой изменения EQ и отсутствием его изменения; ° различия между частотой увеличившихся и снизившихся показателей EQ.

Было установлено, что у достоверно большего числа участников отмечалось увеличение показателей эмоционального интеллекта, по сравнению с количеством участников, у которых показатели не изменились (Р < 0,05).

Следует отметить, что у некоторых участников отмечалось снижение показателей межличностного эмоционального интеллекта, но при анализе большинства параметров частота снижение не отличалась достоверно от количества результатов, оставшихся без изменений (Р > 0,05). Лишь при проведении методики Манойловой отмечалось достоверное (Р< 0,05) уменьшение частоты и МЭЧ.

Следует отметить, что увеличение частоты РЭДЛ по методике Холла, показатель эмпатии ЭСДЧ и осознавания ЭСДЛ по методике Люсина и ОЧЭЧ и МЭЧ по опроснику Манойловой достоверно превышали показатели снижения межличностного эмоционального интеллекта (Р< 0,05).

Снижение показателей эмоционального интеллекта у некоторых участников объясняется тем, что отреагирование психотравмы происходило в разные сроки и непосредственно после интенсивного эмоционального всплеска во время реакции на психотравми-рующую ситуацию отмечался спад эмоциональной чувствительности. При этом после завершения групповой работы с участниками исследования, у которых отмечалось снижение показателей эмоционального интеллекта, мы продолжили психологическую коррекцию в индивидуальном порядке. В итоге активизировалось восстановление и развитие эмоционального интеллекта у этих участников, что дает возможность расценивать результат, полученный у них, как положительный.

Таким образом, полученные результаты позволяют расценивать клиническую трансперсональную психотерапию как эффективный метод восстановления и развития эмоционального интеллекта. При этом целесообразно продолжить исследования в этом направлении.

Annual Review of Psychology. http://psych.annualreviews.org (сохранено 27.10. 2008 г.)

3. Андреева И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта // Когнитивная психология: Сб.статей / Под ред. А.П.Лобанова, Н.П.Радчиковой. Минск: БГПУ, 2006. С.7-11.

4. Гордеева Е.Г. Влияние клинической трансперсональной психотерапии на показатели ситуативной тревожности // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2016. Т.18. №2. С.1-6.

5. Салехов С.А., Гордеева Е.Г., Корабельникова И.А. Влияние холотропного дыхания на показатели ситуативной тревожности у бодибилдеров в предсоревновательном периоде // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2015. Т.17. №12. С.4-9.

6. Гордеева Е.Г., Лосева И.В. Изменение коэффициента эмоционального интеллекта как следствие трансформационного воздействия клинической трансперсональной психотерапии // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Медицинские науки. 2016. № 1(92). С.87-90.

1.

References

1. Гоулдман Д. Эмоциональный интеллект / Пер. с англ. А.П.Исаевой. М.: АСТ Москва, 2008. 478 с

2. Mayer J.D., Richard D. Roberts, and Sigal G. Barsade. Abilities: Emotional Intelligence [Электронный ресурс] // The

Goleman D. Emotional Intelligence. New York, Bantam Books, 1995. 352 p. (Russ. ed.: Goulman D. Emotsional'nyi intellekt. Moscow, AST: AST Moskva: Khranitel' Publ., 2008. 478 p.).

2. Mayer J.D., Roberts R.D., Barsade S.G. Human abilities: Emotional intelligence. Annual Review of Psychology, 2008, vol. 59, pp. 507-536. Available at: http://psych.annualreviews.org (accessed 27.10.2008).

3. Andreeva I.N.; Lobanov A.P., Radchikova N.P., eds. Biologicheskie i sotsial'nye predposylki razvitiia emotsion-al'nogo intellekta. Kognitivnaia psikhologiia: sb.statei [Biological and social factors of the emotional intelligence development. Cognitive psychology. Collected articles]. Minsk, BSPU Publ., 2006, pp. 7-11.

4. Gordeeva E.G. Vliianie klinicheskoi transpersonal'noi psik-hoterapii na pokazateli situativnoi trevozhnosti [Clinical effect on indicators of transpersonal psychotherapy situational anxiety]. Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke - Health and Education Millennium, 2016, vol. 18, no. 2, pp. 1-6.

5. Salekhov S.A., Gordeeva E.G., Korabel'nikova I.A. Vliianie kholotropnogo dykhaniia na pokazateli situativnoi trevozhnosti u bodibilderov v predsorevnovatel'nom periode [Effect of holotropic breathing on indicators of situational anxiety in bodybuilders in precompetitive period]. Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke - Health and Education Millennium, 2015, vol. 17, no. 12, pp. 4-9.

6. Gordeeva E.G., Loseva I.V. Izmenenie koeffitsienta emot-sional'nogo intellekta kak sledstvie transformatsionnogo voz-deistviia klinicheskoi transpersonal'noi psikhoterapii [Changes in the coefficient of emotional intelligence as a result of transformational effects of clinical transpersonal psychotherapy]. Vestnik NovGU. Ser. Meditsinskie nauki -Vestnik NovSU. Issue: Medical Sciences, 2016, vol. 92, no. 1, pp.87-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.