УДК [373.5.016:54]:373.5.014.5 (470+571) «197/198» doi: 10.31862/2218-8711-2023-1-133-144
ББК 74.262.4:74.24(2Рос)
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В 1970-1980-Е ГГ.
THE INFLUENCE OF STATE POLICY ON THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC CHEMICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE 1970-1980S
Полупаненко Елена Геннадиевна
Доцент кафедры химии и биохимии, ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет», кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Polupanenko Elena G.
Associate Professor at the Department of Chemistry and Biochemistry, Lugansk State Pedagogical University, PhD in Education, Associate Professor E-mail: [email protected]
Зинченко Виктория Олеговна
Профессор кафедры педагогики, ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлен анализ развития отечественного химического образования школьников в 1970-1980-е гг. под влиянием государственной образовательной политики. Отражены основные меры по реформированию системы среднего общего образования, что позволило в кратчайшие сроки реализовать инициативы по повышению эффективности, системности и целостности химического образования школьников, усилению
Zinchenko Victoria O.
Professor at the Department of Pedagogy, Lugansk State Pedagogical University, ScD in Education, Full Professor E-mail: [email protected]
Abstract. The article presents an analysis of the development of the domestic chemical education of schoolchildren in the period of the 1970-1980sunder the influence of the state educational policy. The main measures to reform the system of secondary general education are reflected, which made it possible to quickly implement initiatives to improve the efficiency, consistency, and integrity of chemical education for schoolchildren, strengthening
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Полупаненко Е. Г., Зинченко В. О., 2023
его политехнического характера и практическом направленности. Авторами выделены наиболее значимые результаты реформирования, которые могут служить основой решения задач по повышению качества химического образования школьников на современном этапе.
its poLytechnicaL nature and practical focus. The authors have identified the most significant results of the reform, which can serve as the basis for solving problems of improving the quality of chemical education for schoolchildren at the present stage.
Ключевые слова: химическое образование школьников, советская школа, образование в советский период, советская образовательная политика, химическое образование в 19701980-е гг.
Keywords: chemical education of schoolchildren, Soviet school, education in the Soviet period, Soviet educational policy, chemical education in the 70s-80s of the XXth century.
Для цитирования: Полупаненко Е. Г., Зинченко
B. О. Влияние государственной политики на развитие отечественного химического образования школьников в 1970-1980-е гг. // Проблемы современного образования. 2023. № 1.
C. 133-144. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-133144.
Cite as: Polupanenko E. G., Zinchenko V. O. The influence of state policy on the development of domestic chemical education of schoolchildren in the 1970-1980s. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 1, pp. 130-141. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-133-144.
Трансформация советской модели школьного образования после распада Советского Союза негативным образом отразилась на всех видах образования, в том числе и химического образования школьников. Кризис в образовательной сфере 1990-х гг. усугубляло отсутствие контроля над обеспечением сохранности материально-технических средств школы, снижение финансирования образования.
Несмотря на то, что в 2000-е гг. Правительством принята Национальная доктрина образования в Российской Федерации, которая запустила механизмы реформирования системы образования и позволила постепенно увеличить его финансирование, однако вывести химическое образование школьников на советский уровень развития пока еще не удалось.
Исследования С. С. Бердоносова [1], Е. В. Волкова [2], А. А. Журина [3], Е. М. Князевой [4], Е. Н. Кузьменко [5]. Г. В. Лисичкина [6], В. В. Лунина [7], С. В. Телешова [8] констатируют кризис современного химического образования, его влияние на общий уровень естественно-научной грамотности граждан, состояние и развитие отдельных направлений профессионального образования и отраслей экономики страны.
Так, старший научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Л. Г. Лунякова, указывает на снижение уровня естественнонаучных знаний абитуриентов, что исследуется на примере Специализированного учебно-научного центра - школы-интерната имени А. Н. Колмогорова МГУ имени М. В. Ломоносова. При поступлении школьники с трудом решают задачи, которые ранее считались легкими.
О необходимости осмысления педагогических достоинств и недостатков советского химического образования, изучения передового опыта организации школьного и внешкольного обучения химии, использования апробированных годами методик и технологий свидетельствуют ведущие ученые и методисты-практики.
Возможности использования опыта советской школы по обеспечению лидирующих позиций отечественного образования представляет в своей статье «Что же было лучшим в советской системе образования?» Г. А. Бордовский, где доказывает целесообразность изучения советского периода в развитии отечественной системы образования для решения современных проблем с учетом исторических ошибок и регенерация позитивного опыта [9, с. 4].
Преподаватели МГУ Г. В. Лисичкин и И. А. Леенсон, несмотря на ряд недостатков советского образования, приводят в пример практику естественнонаучного образования школьников, отмечая достаточно высокий уровень химического образования граждан в данный период и необходимость изучения этого феномена [10].
Кризис химического образования школьников обуславливает особый интерес к изучению советского периода развития химического образования в контексте тех процессов модернизации естественно-научной подготовки школьников, которая связана с активной реформаторской деятельностью правительства в тот период. Совершенствование химического образования также требует глубокой модернизации, в основу которой могут быть положены позитивные результаты предшествующих образовательных реформ. В связи с этим всестороннее историко-педагогическое исследование влияния государственной политики на развитие химического образования школьников в советский период становится актуальной научно-практической задачей. Особый интерес представляет период развития химического образования школьников в 1970-1980-е гг., когда преодолевались проблемы и трудности, характерные и для современного химического образования.
Цель статьи - изучение влияния государственной политики на развитие отечественного химического образования школьников в 1970-1980-е гг.
В первую очередь, следует отметить, что становление химического образования школьников проходило в рамках общего процесса формирования системы советского образования, и особую роль в этом процессе играла выверенная государственная образовательная политика.
В 1970 г. был принят новый Устав средней общеобразовательной школы [11]. Этот устав решал проблему получения полноценного среднего образования независимо от вида учебного заведения. Выпускники 8-го класса могли продолжить обучение как в школе, так и в любом из специальных средних образовательных заведений и получить полное образование, таким образом, осуществлялся обязательный десятилетний всеобуч. Химическое образование школьников не прерывалось, и полный курс химии осваивался независимо от выбранного варианта получения полного среднего образования.
В 1971 г. на XXIV съезде КПСС правительство поставило ряд задач: активизировать деятельность всех ведомств по реализации обязательного десятилетнего всеобуча; укрепить учебно-материальную базу школы; снабдить образовательный процесс
современным оборудованием и средствами наглядности; расширить сеть внешкольных учреждений [12]. Это способствовало, прежде всего, дальнейшей реализации политехнического курса государственной образовательной политики во внешкольном химическом образовании через организацию работы пришкольных и внешкольных клубов агрохимического, биохимического, экологического, медико-биологического и промышленного профилей [13].
В июне 1972 г. на основе решений XXIV съезда партии выходит постановление ЦК КПСС «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы», которое определяло пути модернизации школьного и внешкольного образования. К 1975 г. под руководством органов народного образования необходимо было осуществить окончательный переход на новые учебные планы и программы, обеспечить всех школьников новыми учебниками, оборудовать в школах специализированные учебные кабинеты [14, с. 84].
В 1976 г. на XXV съезде КПСС была представлена программа всестороннего развития и воспитания советских людей. Обучение, воспитание и развитие школьника должно ориентироваться на формирование диалектико-материалистического мировоззрения, патриотизма, активной жизненной позиции, что связывалось с повышением уровня учебно-воспитательной работы в средней школе, поиску и внедрению новых подходов к профессиональной ориентации молодежи. В условиях активной химизации промышленности и сельского хозяйства особое значение придавалось качеству подготовки и переподготовки учителей химии. Им отводилась роль «флагманов» в формировании материалистического мировоззрения учащихся в учебном и внеучебном процессах, разъяснении роли химии в повышении уровня жизни граждан страны и особой значимости овладения профессиями, связанными с химической отраслью [15].
Дальнейшему развитию химического образования содействовало постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 22 декабря 1977 г. «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовке их к труду» [16]. Постановление заостряло внимание педагогов на необходимости соединения обучения с производственным трудом и еще раз подчеркивало важность реализации учителем триединой цели воспитания (умственное, трудовое и нравственное воспитание).
Согласно постановлению, кроме изучения основ наук учащимся необходимо прививать трудовые навыки, которые помогут в будущем успешно трудиться в сельском хозяйстве и на производстве. С этой целью необходимо было использовать передовые методы обучения, а в содержании отражать последние достижения научно-технического прогресса. Педагог должен готовить выпускников к сознательному выбору профессии, а внеклассная и внешкольная работа учителя, должна отвечать не только социальному заказу общества, но и учитывать интересы школьников.
На практике образовательно-воспитательные задачи школьного курса химии реализовались благодаря комплексному подходу, интеграции знаний, практических умений и убеждений о важности и роли химии в жизнедеятельности современного человека. Химическое образование школьников переходит на «сложную и тонкую работу
по формированию убеждений, ставя учеников в такие условия, где они могли бы их проявлять и совершенствовать. Эти условия создаются при применении учителем проблемного подхода, осуществлении межпредметных связей и использовании системы творческих заданий» [17, с. 4].
Заместитель министра образования СССР В. М. Коротов на Всесоюзном съезде учителей в 1978 г. обозначил приоритет совершенствования работы школы и других учреждений народного образования - это улучшение учебно-материальной базы обучения и воспитания школьников. В. М. Коротов отмечал, что первоочередное значение приобретает завершение перехода на кабинетную систему обучения и создание учебно-методических комплектов (совокупность программно-методических, учебных материалов, наглядных пособий, необходимого учебного оборудования и технических средств обучения), способствующих повышению качества образования.
В этом контексте совершенствование химического образования школьников осуществлялось на основе издания научно-популярной литературы для школьников, научно-методической литературы для учителей химии, книг для внеклассного чтения по химии, создания новых учебных кинофильмов и наглядных пособий по химии. Особое внимание уделялось материально-техническому оснащению кабинета химии, обеспечению реактивами, приборами, химической посудой и методическими руководствами для учителя [18].
26 апреля 1979 г. выходит постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» [19]. Одним из главных направлений воспитательной работы среди молодежи и учащихся провозглашается формирование научного мировоззрения, что напрямую связывают с социально-политическим, экономическим и научно-техническим развитием страны. Согласно данному постановлению, химическое образование школьников должно было укрепить и усилить опыт предыдущих лет в формировании естественно-научных основ диалектико-материалистиче-ского мировоззрения. Воспитывающий характер обучения становится приоритетным вектором всеобщего образования, а школьный курс химии занимает почетное место в формировании диалектико-материалистических убеждений школьников относительно химической формы движения материи и познания человеком действующих в ней закономерностей.
Перед учителем химии ставятся задачи по реализации системы воспитательной работы, включающей следующие компоненты:
• анализ и оценка учебного материала учителем в определенном мировоззренческом и идеологическом плане;
• целенаправленная организация учебно-воспитательного процесса, самостоятельной деятельности учащихся, способствующей выработке у них соответствующих убеждений (выполнение специальных заданий, самостоятельная работа с книгой с последующим анализом прочитанного, общественно-полезная деятельность).
При этом подчеркивалось, что учителю химии следует уделить внимание реализации межпредметных связей на уровне общих мировоззренческих идей школьных курсов химии, физики, биологии, географии и обществоведения [20].
Таким образом, к концу 1970-х гг. ярко проявились результаты образовательной политики, начатой еще в 1930-1950-е гг., по внедрению политехнического принципа изучения химии [21], что и позволило химическому образованию занять ведущие позиции в формировании диалектико-материалистических взглядов школьников.
К началу 1980-х гг., исходя из социального заказа общества и благодаря усилиям правительства, был завершен переход к обязательному всеобщему среднему образованию [22, с. 60]. Но в новых реалиях всеобщего среднего образования созрела потребность в корректировке главной задачи образования школьников. Реформа школы приобрела огромное политическое и социальное значение. Для ее осуществления требовалось коренным образом улучшить трудовое воспитание и обучение, а также профессиональную ориентацию выпускников, усилить политехническую и практическую направленность преподавания.
Поэтому следующим шагом в развитии химического образования школьников становится постановление Правительства СССР «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984), которое содержит стратегические ориентиры развития общего среднего и профессионального образования и воспитания молодого поколения. В данном постановлении описаны меры правительства по реформированию советской школы [23], в том числе и химического образования школьников, а именно:
1. Усиление политехнической и практической направленности преподавания химии. Политехническая подготовка школьников реализуется при изучении научных основ химических производств, рассмотрении основных направлений химизации народного хозяйства, выработке у учащихся практических умений в обращении с химическими веществами и оборудованием. Для усиления практической направленности обучения предлагалось: изучение свойств областей применения веществ, выполнение химического эксперимента; решение упражнений и задач с производственным или экологическим содержанием; проведение экскурсий на объекты промышленного и сельскохозяйственного производства; реализация межпредметных связей; организация химических кружков и факультативов.
2. Целенаправленная работа по оборудованию/дооборудованию кабинетов химии. В соответствии с Типовым перечнем реактивов и оборудования перед новым учебным годом кабинеты химии обеспечиваются необходимыми средствами обучения (реактивы, приборы, химическая посуда, печатные пособия, диафильмы, различные дидактические материалы). Особое внимание исполнительных органов народного образования направлено на комплектование в кабинете химии учебной библиотеки со справочной, методической, научно-популярной литературой, необходимой для организации работы на уроках и внеурочной деятельности.
3. Укрепление связи обучения с жизнью реализовывалось посредством организации работы школьников на учебно-опытном участке, в теплице, в ученических производственных бригадах, на станциях юных натуралистов и техников. Полученные в ходе такой опытнической работы знания рекомендуется использовать на уроках химии при изучении соответствующих тем. А на уроках химии разъяснять учащимся
технологическое, сельскохозяйственное и бытовое применение законов и закономерностей химической науки, создавая тем самым основу для трудового обучения и профессиональной ориентации [24, с. 45].
Для качественной организации трудовой подготовки учащихся в мае 1984 г. выходит постановление правительства «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного производительного труда», согласно которому министерствам и ведомствам предписывалось: обеспечить школы и внешкольные учреждения необходимым оборудованием для организации внеклассной и внешкольной работы; реализовать трудовое обучение школьников, развивать техническое творчество и сельскохозяйственное опытничество среди обучающихся [25].
Для более успешного решения новых задач правительства к 1984/85 учебному году были подготовлены методические письма, содержащее рекомендации по обеспечению эффективности каждого урока и необходимости сосредоточить внимание учителя на воспитательном аспекте - формировании научного мировоззрения учащихся [26, с. 3].
Планомерная и целенаправленная государственная политика к концу 1980-х гг. позволила сформировать основные задачи совершенствования химического образования школьников:
1. Обеспечение школьников глубокими и прочными знаниями основ химии, выработке умений их практического применения.
2. Усиление политехнической направленности химического образования школьников.
3. Последовательное осуществление внутрипредметных и межпредметных связей в процессе преподавания химии в школе и реализации внешкольной работы.
4. Увеличение мер по формированию у школьников основ научного мировоззрения, чувства ответственности, организованности и дисциплины средствами химии как учебного предмета.
5. Повышение уровня патриотического воспитания школьников средствами химии.
6. Умножение эффективности трудового воспитания и профессиональной ориентации при осуществлении химического образования школьников.
7. Совершенствование форм, методов и средств обучения химии, согласованность их с содержанием химического образования и требованиями жизни, последовательное вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельного учебного труда.
8. Возрастание обучающей и воспитывающей роли каждого приема и метода обучения химии.
9. Повышение эффективности урока как основной формы обучения, расширение практики лекционных и семинарских форм работы, снижение нагрузки учащихся домашними заданиями.
10. Усиление практической направленности преподавания, в том числе, за счет использования химического эксперимента, такими видами, которые выполняются
силами учащихся. Воспитание у школьников экономного отношения к расходованию химических реактивов и учебного времени.
11. Искоренение формализма в методах учебно-воспитательной работы по химии, применение принципа оптимизации при выборе методов обучения.
12. Возрастание качества подготовки учительских кадров, прежде всего, качества теоретической подготовки будущих учителей химии, усиление вовлеченности студентов в научно-исследовательскую работу по проблемам методики преподавания химии.
13. Совершенствование методической работы с учителями химии, работы по повышению их квалификации. Внедрение прогрессивных форм организации учебно-воспитательного процесса по химии и образцов оборудованного учебного кабинета, изучение и распространение передового опыта работы лучших учителей химии.
Таким образом, анализ основных направлений и результатов реформирования отечественной системы образования в 1970-1980-е гг. свидетельствует о целенаправленной и планомерной государственной образовательной политике по совершенствованию химического образования школьников, как основы социально-экономического и научно-технического развития советского общества. Школьное и внешкольное химическое образование рассматривалось как единая система, которая должна обеспечить формирование у подрастающего поколения научного мировоззрения, прочных основ знаний химии, умений и навыков их использования в повседневной жизни, получении профессии и решении задач профессиональной деятельности.
Возрождение химического образования школьников на современном этапе возможно только благодаря активной и разновекторной государственной поддержке. Стратегическая линия инновационного развития России непосредственно связана с проблемами, решение которых во многом зависит от уровня достижений отечественной химической науки, а значит, от качества и общего уровня химического образования граждан. В связи с этим органы исполнительной власти должны не только определять целевые установки развития химического образования, но и осуществлять практические меры по материально-техническому и методическому переоснащению школьных кабинетов химии и химических лабораторий внешкольных учебных заведений, способствовать развитию химического образования школьников в системе дополнительного образования.
Список литературы
1. Бердоносов С. С. Кризис школьного химического образования: наступает или уже наступил?! // Химия: приложение к газете «Первое сентября». 2008. № 3. С. 14-15.
2. Волкова Е. В. Некоторые актуальные проблемы развития химического образования в России // Естественнонаучное образование: вызовы и перспективы = Science education: challenges and prospects: [сб.] / под общ. ред. В. В. Лунина и Н. Е. Кузьмен-ко. М.: Изд-во Московского ун-та, 2013. С. 192-204. URL: http://www.chem.msu.su/rus/ books/2013/science-education-2013/192.pdf (дата обращения: 24.05.2022).
3. Журин А. А. Содержание школьного химического образования: кризис или катастрофа? // Химия в школе. 2012. № 4. С. 2-7.
4. Князева Е. М., Стась Н. Ф., Курина Л. Н. Проблемы довузовского химического образования в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 9. С. 11-16. URL: https://appHed-research.ru/ru/aitide/view?id=874 (дата обращения: 24.05.2022).
5. Кузьменко Н. Е., Рыжова О. Н., Лунин В. В. О некоторых проблемах реформирования общего и высшего химического образования в России // Современные тенденции развития химического образования / под ред. В. В. Лунина. Кишинэу, 2005. С. 7-22.
6. Лисичкин Г. В. Проблемы преподавания естественнонаучных дисциплин в школе // Педагогика. 2006. № 7. С. 49-60.
7. Лунин В. В. Проблемы химического образования в России // Химия и общество. Грани взаимодействия: вчера, сегодня, завтра: юбилейная науч. конф., посвящ. 80-летию Хим. фак. МГУ (Москва, 25-28 ноября 2009 г.): тез. докл. М.: Хим. фак. МГУ, 2009. 155 с.
8. Телешов С. В., Телешова Е. В., Мирюгина Т. А. Химико-педагогическое образование сегодня: от стагнации к деградации? // Инновационные процессы в химическом образовании в контексте современной образовательной политики. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуманитар.-пед. ун-та, 2021. 344 с.
9. Бордовский Г. А. Что же было лучшим в советской системе образования? // Высшее образование сегодня. 2018. № 1. С. 2-6.
10. Лисичкин Г. В., Леенсон И. А. Школьное естественнонаучное образование в СССР и Российской Федерации: история, тенденции и проблемы модернизации // Российский химический журнал. 2011. Т. LV, № 4. С. 4-19.
11. Устав средней общеобразовательной школы. М.: Педагогика, 1970. 31 с.
12. Терентьев В. Д. Деятельность КПСС по осуществлению решений XXIV съезда партии. М.: Центр. Дом Сов. Армии им. М. В. Фрунзе, 1974. 52 с.
13. Полупаненко Е. Г. Влияние государственной политики на развитие отечественного внешкольного химического образования в 20-е гг. ХХ в. // Вестн. Костромского гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 222-227. DOI: https://doi. org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-222-227
14. Ивашевский С. Л. Государственная политика в сфере образования: соотношение идеалов и права: моногр. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2006. 132 с.
15. На встречу славному юбилею - 60-летию Великого октября // Химия в школе. 1977. № 1. С. 3-5.
16. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. № 1111 // Собрание постановлений СССР. 1987. № 6. С. 25.
17. Решению воспитательных задач при обучении химии - комплексный подход // Химия в школе. 1978. № 1. С. 3-5.
18. Коротов В. М. Совершенствовать учебно-воспитательный процесс // Химия в школе. 1978. № 4. С. 3-6.
19. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.; О дальнейшем совершенствовании пар-
тийной учебы в свете решений XXVI съезда КПСС: Постановление ЦК КПСС от 26 мая 1981 г. М.: Политиздат, 1981. 132 с.
20. Пути реализации комплексного подхода к решению задач коммунистического воспитания учащихся // Химия в школе. 1979. № 5. С. 3-5.
21. Зинченко В. О., Полупаненко Е. Г. Школьное химическое образование в России в 3050-е гг. ХХ в. // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. 2021. Т. 163, № 10. С. 50-56.
22. Материалы XXVI съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. 676 с.
23. Постановление от 12 апреля 1984 г. № 13-XI «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». URL: http://www.libussr.ru/ doc_ussr/usr_12023.htm (дата обращения: 24.05.2022).
24. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Политиздат, 1984. 111 с.
25. Постановление от 30 мая 1984 г. № 218 «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12132. htm (дата обращения: 24.05.2022).
26. Иванов Ю. Ю. Лучше учить, лучше воспитывать // Химия в школе. 1984. № 4. С. 3-6.
27. Дети реформ / ред.-сост. Н. М. Римашевская. М.: Ин-т экономических стратегий, 2011. 304 с.
28. Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР (1959 год). Советская система образования: достоинства и недостатки образования в СССР. URL: https://www. planet-kob.ru/articles/7897/sovetskaya-sistema-obrazovaniya-dostoinstva-i-nedostatki-obrazovaniya-v-sssr (дата обращения: 24.05.2022).
References
1. Berdonosov S. S. Krizis shkolnogo khimicheskogo obrazovaniya: nastupaet ili uzhe nastupil?! Khimiya: prilozhenie kgazete "Pervoe sentyabrya". 2008, No. 3, pp. 14-15.
2. Volkova E. V. Nekotorye aktualnye problemy razvitiya khimicheskogo obrazovaniya v Rossii. In: Estestvennonauchnoe obrazovanie: vyzovy i perspektivy = Science education: challenges and prospects: [sb.]. Ed. V. V. Lunin, N. E. Kuzmenko. Moscow: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 2013. Pp. 192-204. Available at: http://www.chem.msu.su/rus/books/2013/science-education-2013/192.pdf (accessed: 24.05.2022).
3. Zhurin A. A. Soderzhanie shkolnogo khimicheskogo obrazovaniya: krizis ili katastrofa? Khimiya v shkole. 2012, No. 4, pp. 2-7.
4. Knyazeva E. M., Stas N. F., Kurina L. N. Problemy dovuzovskogo khimicheskogo obrazovaniya v Rossii. Mezhdunarodnyyzhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovaniy. 2010, No. 9, pp. 1116. Available at: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=874 (accessed: 24.05.2022).
5. Kuzmenko N. E., Ryzhova O. N., Lunin V. V. O nekotorykh problemakh reformirovaniya obshchego i vysshego khimicheskogo obrazovaniya v Rossii. In: Sovremennye tendentsii razvitiya khimicheskogo obrazovaniya. Ed. V. V. Lunin. Kishineu, 2005. Pp. 7-22.
6. Lisichkin G. V. Problemy prepodavaniya estestvennonauchnykh distsiplin v shkole. Pedagogika. 2006, No. 7, pp. 49-60.
7. Lunin V. V. Problemy khimicheskogo obrazovaniya v Rossii. In: Khimiya i obshchestvo. Grani vzaimodeystviya: vchera, segodnya, zavtra. Proceedings of Anniversary scientific conference dedicated to the 80th anniversary of the Faculty of Chemistry of Moscow State University (Moscow, 25-28 Nov. 2009). Moscow: Khim. fak. MGU, 2009. 155 p.
8. Teleshov S. V., Teleshova E. V., Miryugina T. A. Khimiko-pedagogicheskoe obrazovanie segodnya: ot stagnatsii k degradatsii? In: Innovatsionnye protsessy v khimicheskom obrazovanii v kontekste sovremennoy obrazovatelnoy politiki. Chelyabinsk: Izd-vo Yuzhno-Ural. gos. gumanitar.-ped. un-ta, 2021. 344 p.
9. Bordovskiy G. A. Chto zhe bylo luchshim v sovetskoy sisteme obrazovaniya? Vysshee obrazovanie segodnya. 2018, No. 1, pp. 2-6.
10. Lisichkin G. V., Leenson I. A. Shkolnoe estestvennonauchnoe obrazovanie v SSSR i Rossiyskoy Federatsii: istoriya, tendentsii i problemy modernizatsii. Rossiyskiy khimicheskiy zhurnal. 2011, Vol. LV, No. 4, pp. 4-19.
11. Ustav sredney obshcheobrazovatelnoy shkoly. Moscow: Pedagogika, 1970. 31 p.
12. Terentyev V. D. DeyatelnostKPSSpo osushchestvleniyu resheniyXXIVsyezda partii. Moscow: Tsentr. Dom Sov. Armii im. M. V. Frunze, 1974. 52 p.
13. Polupanenko E. G. Vliyanie gosudarstvennoy politiki na razvitie otechestvennogo vneshkolnogo khimicheskogo obrazovaniya v 20-e gg. XX v. Vestn. Kostromskogo gos. un-ta. Ser.: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. 2021, Vol. 27, No. 1, pp. 222-227. DOI: https:// doi. org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-222-227
14. Ivashevskiy S. L. Gosudarstvennaya politika vsfere obrazovaniya: sootnoshenie idealov iprava: monogr. N. Novgorod: Izd-vo VVAGS, 2006. 132 p.
15. Na vstrechu slavnomu yubileyu - 60-letiyu Velikogo oktyabrya. Khimiya v shkole. 1977, No. 1, pp. 3-5.
16. O dalneyshem sovershenstvovanii obucheniya, vospitaniya uchashchikhsya obshcheobrazovatelnykh shkol i podgotovki ikh k trudu: postanovlenie TsK KPSS i Soveta Ministrov SSSR ot 22.12.1977 No. 1111. In: Sobranie postanovleniy SSSR. 1987, No. 6, p. 25.
17. Resheniyu vospitatelnykh zadach pri obuchenii khimii - kompleksnyy podkhod. Khimiya v shkole. 1978, No. 1, pp. 3-5.
18. Korotov V. M. Sovershenstvovat uchebno-vospitatelnyy protsess. Khimiya v shkole. 1978, No. 4, pp. 3-6.
19. O dalneyshem uluchshenii ideologicheskoy, politiko-vospitatelnoy raboty: Postanovlenie TsK KPSS ot 26.04.1979; O dalneyshem sovershenstvovanii partiynoy ucheby v svete resheniy XXVI syezda KPSS: Postanovlenie TsK KPSS ot 26.05.1981. Moscow: Politizdat, 1981. 132 p.
20. Puti realizatsii kompleksnogo podkhoda k resheniyu zadach kommunisticheskogo vospitaniya uchashchikhsya. Khimiya vshkole. 1979, No. 5, pp. 3-5.
21. Zinchenko V. O., Polupanenko E. G. Shkolnoe khimicheskoe obrazovanie v Rossii v 30-50-e gg. XX v. Izv. Volgogradskogo gos. ped. un-ta. 2021, Vol. 163, No. 10, pp. 50-56.
22. Materialy XXVI syezda KPSS. Moscow: Politizdat, 1981. 676 p.
23. Postanovlenie ot 12.04.1984 No. 13-XI "Ob osnovnykh napravleniyakh reformy obshcheobrazovatelnoy i professionalnoy shkoly". Available at: http://www.libussr.ru/doc_ ussr/usr_12023.htm (accessed: 24.05.2022).
24. O reforme obshcheobrazovatelnoy i professionalnoy shkoly. Moscow: Politizdat, 1984. 111 p.
25. Postanovlenie ot 30.05.1984 No. 218 "Ob uluchshenii trudovogo vospitaniya, obucheniya, professionalnoy orientatsii shkolnikov i organizatsii ikh obshchestvenno poleznogo, proizvoditelnogo truda". Available at: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12132.htm (accessed: 24.05.2022).
26. Ivanov Yu. Yu. Luchshe uchit, luchshe vospityvat. Khimiya vshkole. 1984, No. 4, pp. 3-6.
27. Deti reform. Ed. N. M. Rimashevskaya. Moscow: In-t ekonomicheskikh strategiy, 2011. 304 p.
28. Analiticheskaya zapiska NATO ob obrazovanii v SSSR (1959 god). Sovetskaya sistema obrazovaniya: dostoinstva i nedostatki obrazovaniya v SSSR. Available at: https://www. planet-kob.ru/articles/7897/sovetskaya-sistema-obrazovaniya-dostoinstva-i-nedostatki-obrazovaniya-v-sssr (accessed: 24.05.2022).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 1
Статья поступила в редакцию 30.06.2022 The article was received on 30.06.2022