известия вгпу
В.О. ЗИНЧЕНКО, Е.г. ПОЛУПАНЕНКО (Луганск)
школьное химическое образование в россии
в 30-50-е гг. ХХ в.
Представлен обзорный анализ отечественного школьного химического образования в период 30-50-х гг. ХХ в. Выявлены основные векторы модернизации системы школьного образования, обусловившие обновление целей и задач школьной химии. Описаны главные изменения в содержании школьного курса химии в указанный период, произошедшие под влиянием образовательной политики советского правительства.
Ключевые слова: история образования, школьные реформы, химия в школе, содержание школьного химического образования, политехнизация школьной химии, материалистическая направленность школьного курса химии.
В современном обществе наблюдается переосмысление стратегии развития образования, изменяются приоритеты в обучении, происходит становление нового социального заказа. Научно-технический прогресс в промышленном производстве, сельском хозяйстве, оборонно-промышленном комплексе усиливает спрос на специалистов, способных генерировать, изобретать, практически мыслить, принимать решения в нестандартных ситуациях, проявлять гибкость в применении новых технологий и оборудования. И это обязывает профессиональное образование обеспечить подготовку компетентного, высокоэффективного специалиста с инновационным мышлением, опирающимся на глубокие естественно-научные познания и навыки опытно-исследовательской работы и самообучения.
Однако ограниченные фундаментальные знания, не в должной мере сформированные исследовательские умения и навыки современных выпускников общеобразовательных школ не позволяют им быстро включиться в процесс обучения в высшей школе. Школьное образование, несмотря на введение новых образовательных стандартов, во главе которых лежат компетентностный и системно-деятельный подходы, остается глубоко оторванным от практики, а ведь именно благодаря ей человек познает объективную действительность и способствует ее продуктивному преобразованию.
Если рассматривать школьное химическое образование, то очевидными становятся противоречия между требованием государства к практическим компетенциям выпускника, его готовностью к трудовой и/или учебно-познавательной деятельности с использованием знаний в сфере химии и обеспечением для этого соответствующей образовательной среды в школе. Сегодня массовая школа практически лишена возможности формировать практические знания, умения и навыки по химии. Доля лабораторных занятий на уроках химии достигла исторического минимума. даже по сравнению с учебными программами по химии XIX в. число лабораторных и практических работ значительно ниже [4]. И это при том, что химизация народного хозяйства -одно из приоритетных направлений научно-технического прогресса, о чем свидетельствуют программные документы развития Российской Федерации, такие как Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, Стратегия инновационного развития на период до 2020 года, Стратегия научно-технического развития Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», национальные проекты «Образование» и «Наука» и др. Лишь немногие образовательные центры наподобие «Сириуса» в г. Сочи, кван-ториумы в областных и региональных центрах России нацелены на сохранение отечественных наработок естественно-научного образования школьников и создания на этой основе востребованной современным обществом и экономикой высокоэффективной практи-ко-ориентированной образовательной среды.
Профессор Т.С. Назарова, рассматривая современные проблемы методики обучения химии, указывает на то, что учителями игнорируется успешно апробированная десятилетиями советская методика преподавания химии в школе, «предана забвению идея политехнизма», из базового и углубленного курса химии исключена химическая технология, не проводятся многие виды школьного химического эксперимента. В современной школе химия, по сути, утрачивает статус экспериментально-теоретической науки, методы научного познания которой подкрепляются необходимыми качественными и количественными опытами. Вот почему нам стоит посмотреть на педагогический опыт прошлого, «оглянуться назад в поисках утраченного» [9].
© Зинченко В.О., Полупаненко Е.Г., 2021
педагогические науки
Действительно, на протяжении десятилетий цели и содержание советской системы школьного химического образования учитывали требования научно-технического прогресса и соответствовали существующему уровню науки. Глубокие, системные знания и творческое их применение в будущей трудовой деятельности были основным критерием качества обучения советских школьников.
Масштабные мероприятия по химизации народного хозяйства в конце 1920-х - начале 1930-х гг. предполагали детальную научно-техническую разработку важнейших проблем в области химических производств, тем самым определили ведущую роль химической науки и химического образования в индустриализации страны. В этот переломный момент правительством оперативно разрешается вопрос определения целей и содержания школьного химического образования, что позволило в 1930-х - 1950-х гг. накопить уникальный опыт в развитии этого направления образования, содержание которого отражало как последние достижения науки и техники, так и задачи индустриализации страны. В контексте задач инновационного развития Российской Федерации исторический опыт советской школы может быть использован для решения современных педагогических проблем целеполагания школьного химического образования и определения его содержания, что и обуславливает цель статьи - историко-педагогический анализ целей и содержания школьного химического образования в 30-50-е гг. XX в.
Исследование затрагивает сферу образовательной политики, реформирования и управления образованием, при этом выявляет взаимосвязь изучаемых историко-педагогических фактов, в силу чего в основу исследования положен методологический инструментарий классического модернизаторского и системного подходов. для анализа и сравнения взаимосвязи исторических событий выбран сравнительно-исторический метод исследования.
К началу 30-х гг. XX в. в результатах школьного образования и самой деятельности школы были выявлены серьезные недостатки, связанные с отсутствием у выпускников глубоких систематических знаний основ наук, стабильных учебников и соответствующих программ, перегрузкой учеников общественной работой в ущерб обучению, снижением качества знаний вследствие превалирования бригадно-лабораторного метода обучения [13]. Политехнизация школы, на которую были возложены особые надежды, чаще всего носила формальный характер и не соответ-
ствовала задачам просвещения. для решения задач индустриализации страны такую ситуацию нужно было оперативно исправлять [10, с. 157].
Новый этап развития теоретических основ содержания обучения в советской школе начинается с 1931 г. и связан с реализацией постановлений ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе». В этих постановлениях отражалась главная цель -разработка нового содержания общего образования, которое бы полноценно обеспечивало усвоение школьниками четкого объема систематизированных знаний основ наук и реализовало политехническую подготовку. В постановлениях были сформулированы положения, которые существенно повлияли на дальнейшее развитие теории содержания школьного образования в целом и на школьное химическое образование в частности. В нем мы обнаруживаем требования привести содержание школьного образования в соответствие с современным состоянием науки и техники, превратить производительный труд в неотъемлемую часть образовательного процесса, придать школьным курсам единую мировоззренческую направленность.
Постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» предписывало в кратчайшие сроки разработать новые учебные программы. данное постановление определило главный вектор развития отечественной школы на долгий период, описав пути совершенствования школьного образования и уделив особое внимание необходимости систематического построения содержания школьных программ с учетом межпредметных связей [11].
На основе указаний ЦК ВКП(б) разрабатывалось новое содержание школьного образования с учетом достижений науки и техники, возрастных особенностей обучающихся, принципов политехнизма и ориентации методической работы на формирование материалистического мировоззрения, всестороннее и гармоническое развитие личности [12, с. 80]. В соответствии с этим ученые-методисты ориентировали педагогов на то, чтобы школьный курс химии давал учащимся знания, умения и навыки, необходимые для их дальнейшей практической работы в качестве субъектов созидания общества социальной справедливости [2, с. 29].
Как показывает наш анализ источников, химия с 1931 г. становится одним из важнейших школьных учебных предметов и реализу-
ет три основные цели:1) вооружение учащихся знаниями основ современной химии; 2) политехническое обучение школьников; 3) формирование у учащихся основ диалектико-ма-териалистического мировоззрения средствами химии. Рассмотрим, как повлияли вышеуказанные цели на преобразование содержания школьного курса химии.
Реализация первой цели школьного химического образования предполагала изучение основных современных вопросов химической науки, химических понятий, фактов и закономерностей. И самое главное - формирование на основе полученных знаний последовательно развивающейся системы умений и навыков. Однако в начале 30-х гг. XX в. среди ученых не было однозначного мнения по вопросу систематизации содержательной части учебного курса химии. Так, Н.В. Верховский говорил о необходимости систематизации учебного материала при построении школьного курса на основе существующей и апробированной научной системы, но с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся [12, с. 86]. В свою очередь, по мнению К.П. Яго-довского, у школьников необходимо формировать систему основных научных понятий. Педагог предлагал содержание учебного предмета структурировать таким образом: 1) дать основные узловые понятия; 2) определить структуру каждого понятия; 3) углублять, усложнять понятия на протяжении всего курса обучения; 4) разделить содержание курса на части для каждого года обучения по их доступности для понимания обучающихся и необходимости; 5) обеспечить тесную связь теории и практики, жизненного опыта с содержанием учебного предмета. Согласно К.П. Яго-довскому, система представлений, понятий, суждений, обеспечивающих изучение основ наук и их осознанное усвоение, - это и есть содержание учебного предмета [17].
Развивая идеи советских методистов и ученых-педагогов, М.Н. Скаткин уже в 1949 г. сформулировал критерии отбора научного материала в школьный курс [6, с. 5]. Педагог предлагал: 1) определить основные идеи, понятия, теории и законы науки, которые обеспечивают понимание частных явлений или процессов; 2) научный материал в учебном предмете собрать в логическую систему таким образом, чтобы частные факты, обобщаясь, обеспечивали формирование правильной точки зрения; 3) при отборе содержания учебного курса учитывать возрастные особенности и уровень общеобразовательной подготовки
учащихся, содержания программ по другим предметам.
В соответствии с новыми образовательными целями в 1932 г. изменяется программа по химии, в пояснительной записке к которой определяются основные принципы построения школьного курса химии и его содержание. Однако сама программа не отражала требуемую систему химических знаний, ее разделы располагались в следующей последовательности: «Элементы», «Бинарные соединения», «Тройные соединения», «Более сложные соединения». В данной программе учебный материал был оторван от практики, хотя указания о необходимости ее прохождения на производстве еще сохранялись [14].
Необходимость сокращения разрыва между содержанием учебных программ и требованиями жизни и практики, создания между смежными предметами внутреннего единства (которые мы сегодня называем «межпредметными связями») активно обговаривалась в 1933 г. в журналах «Коммунистическое просвещение» и «Народный учитель». Впоследствии указанные принципы реализовывались в новых программах за счет усиления мировоззренческой и практической направленности содержания и взаимосвязи с другими курсами [12, с. 88].
Однако в силу специфики содержания самого предмета новая учебная программа по химии, разработанная В.Н. Верховским, была внедрена только в 1936 г. Эта программа системно излагала учебный материал, отражала теоретические вопросы, химические понятия и законы, их практическое применение в разных отраслях народного хозяйства. Предлагался также учебный материал для формирования практических умений и диалектико-материалистического мировоззрения учащихся. Курс химии по программе В.Н. Верховско-го являлся системой, базирующейся на принципе: «От живого созерцания к абстракции, а от нее к практике». Полагаем, что основной особенностью этой системы выступала неразрывная связь теории и практики. Программа В.Н. Верховского 1936 г. была признана методистами-химиками наиболее эффективной и использовалась в отечественной школе до конца 1950-х гг. [2, с. 60-61].
Вторая цель обновления школьного химического образования заключалась в реализации политехнического образования школьников на уроке и во внеурочной деятельности. В начале 30-х гг. XX в. правительство осуществляло конкретные меры по совершенствованию политехнической направленности шко-
педагогические науки
лы: создавались школьные мастерские с соответствующим техническим оснащением; в школу направлялись квалифицированные специалисты для помощи педагогам в объяснении основных этапов производства; использовались фильмы и диафильмы по химии и химическим технологиям [10, с. 157].
Однако на практике политехнизация школы проходила с большим трудом. Как мы уже указывали, в учебных программах по химии 1932 г. изучение основ науки не было связано с политехнизацией знаний. Заметим, что в этот период в учебный план вводился новый предмет - «Политехническое трудовое воспитание», который в том числе должен был обеспечить изучение химической технологии, агрохимии и геохимии в специальных учебных мастерских. На практике же изучение данных технологий не происходило, а политехнизация школы ограничивалась трудовым обучением, что вновь поставило перед педагогической наукой вопрос о разработке путей практической реализации идеи политехнического химического образования в полном объеме.
Проблема политехнического школьного образования стала особенно актуальной к 1939 г. В связи с этим на XVIII съезде ВКП(б) обсуждалась необходимость разработки такого учебного плана и программы средней школы, которые бы обеспечивали формирование у учащихся систематизированных практических умений и навыков по естественно-научным дисциплинам за счет системы практических занятий по физике, химии, биологии, проведения в процессе изучения курсов химии и физики ознакомительных экскурсий на производство [1; 12, с. 140].
Существенный вклад в развитие политехнизации школы в 1930-1950-е гг. внес выдающийся ученый А.Г. Калашников. Работая в Институте политехнизации образования с 1931 по 1938 г., он разработал оригинальную систему политехнического обучения. Особое развитие она получила в послевоенное время, когда в 1945 г. А.Г. Калашников был назначен заместителем министра просвещения, а с 1945 по 1948 г. занимал пост министра просвещения. Этот крупный ученый и организатор образования считал, что для изучения различных технологических процессов необходимо обеспечить школу физико-химическим оборудованием, а также придать содержанию отдельных тем ряда школьных предметов политехническую направленность. А.Г. Калашников утверждал: «Ни хорошие программы, ни отличные учебники и даже политехнически подкованные педагоги не могут обеспечить
реконструкцию производственного процесса в школе, если не будет создана соответствующая учебно-производственная база, являющаяся, наряду с заводом и совхозом, материальным базисом политехникума» [7, с. 251].
А.Г. Калашников отстаивал позицию, согласно которой только при правильной организации преподавания в отечественной школе учебных предметов естественно-научного цикла их содержание способно обеспечить формирование у учащихся умений и навыков, полезных в будущей практической работе (овладение измерительной и вычислительной техникой; определение важнейших свойств металлов и источников энергии; овладение навыками и основными операциями для изготовления некоторых химических материалов, навыками анализа основных явлений и фактов, объясняющих технологию производства).
Во второй половине 1950-х гг., опираясь на анализ педагогического опыта, М.Н. Скат-кин сформулировал ряд задач, которые следовало решить в ходе политехнического образования подрастающего поколения. Ученый считал, что школьники должны были изучать теорию и практику получения и применения электрической, тепловой и механической энергии; общие принципы устройства и работы производственного оборудования; основные способы производства химических веществ в современной промышленности и сельском хозяйстве; основы сельского хозяйства, растениеводства, животноводства, электрификации сельского хозяйства, также овладеть необходимыми для этого практическими умениями и навыками. такое политехническое образование, по мнению ученого, должны были обеспечить школьные курсы физики и химии, обогащенные учебными материалами, которые объясняют физико-химические процессы на примерах реальных производств [3, с. 45].
М.Н. Скаткин к основным элементам системы политехнического образования в средней школе относил научно-технические основы современного производства в учебном курсе; производственные экскурсии; учебно-производственные практики; трудовые навыки политехнического характера; внеклассную и внешкольную работу [там же, с. 53].
Сущностно эти идеи М.Н. Скаткина совпадали с предложениями А.Г. Калашникова, который рекомендовал педагогам использовать для эффективной реализации политехнического образования 4 основные формы школьной работы: учебные занятия, домашнюю работу, внешкольную кружковую работу, общественно-полезную деятельность [7, с. 253-254].
Ученый также рекомендовал учителям химии усилить наглядность посредством химического эксперимента, включать различные примеры из производства для объяснения явлений и закономерностей естествознания, максимально использовать практические и лабораторные работы, проводить хорошо подготовленные производственные экскурсии, практиковать наблюдения и несложные эксперименты в домашних заданиях, развивать кружковую работу по технике и сельскому хозяйству, организовать кружки по химической технологии и изготовлению самодельного оборудования для школы, усиливать совместную работу школы и внешкольных учреждений [7, с. 273].
В соответствии с рекомендациями ученых к концу 50-х гг. XX в. внедрение принципов политехнизации в школьное химическое образование оказалось связано с корректировкой как содержания курса химии, так и методики ее преподавания. В частности, в программу курса химии были внесены вопросы, отражавшие научные основы важнейших химических процессов, связанных с химической промышленностью: производство неорганических и органических веществ; металлургия (производство чугуна, стали, алюминия); химическая переработка нефти и газа, производство топлива; производство строительных материалов и др. Учитель химии должен был формировать у учащихся навыки и умения работы с лабораторной техникой, необходимые для выполнения обязанностей лаборанта в заводской химической лаборатории. В связи с этим в преподавательской деятельности педагогов-предметников получили развитие рекомендации проведения лабораторных и практических работ по химии, сформулированные еще в 1940 г. С.Г. Шаповаленко [15].
К концу 1950-х гг. химия в школе представляла собой целостный, систематизированный курс общим объемом свыше 300 учебных часов, предполагавший не только общеобразовательную, но и политехническую подготовку как основу для дальнейшей профессиональной деятельности выпускников школ [2, с. 29].
Третьим направлением развития химического образования школьников в 1930-е -1950-е гг. была разработка мировоззренческого аспекта образования. Непременным требованием к формированию содержания каждого учебного предмета, в том числе и химии, становится методология материалистического подхода в оценке явлений природы и общественной жизни. Идеи материализма развивались и конкретизировались советскими учеными и педагогами, авторами учебников и ме-
тодических пособий для школ, техникумов, вузов В.Н. Верховским, Ш.И. Ганелиным, Н.К. Гончаровым, П.Н. Груздевым, Б.П. Еси-повым, П.А. Знаменским, И.А. Каировым, И.Ф. Свадковским и др. [12, с. 83].
На первый план была выдвинута мировоззренческая функция учебного предмета, идея материалистичности мира, его диалектического развития. Критерием отбора образовательного материала становится его значение для понимания смысла законов диалектики. Определяя содержание предмета, советские педагоги исходили из того, что оно должно органически включать определенный минимум вопросов о современном производстве и технологиях, сведения о роли науки в строительстве социалистического общества, обеспечивать связь учебного материала с трудом и общественно-полезной деятельностью.
В методических указаниях для учителей С.Г. Шаповаленко писал, что необходимо организовывать преподавание химии так, чтобы подводить учащихся к пониманию связи между составом и свойствами веществ и их изменениями в ходе химических превращений, в основе которых лежит диалектика материализма [15]. С тех же мировоззренческих позиций выступал выдающийся химик-методист И.Н. Борисов, автор учебника для педагогических институтов, рекомендовавший будущим учителям химии разъяснить школьникам идеи материализма. Содержание курса химии, по его мнению, должно раскрывать перед учащимися процесс развития «как движения по восходящей линии, как переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, как развитие от простого к сложному, от низшего к высшему» [2, с. 32].
Таким образом, с 1930-х гг., в воспитательные задачи учителя химии стало входить раскрытие основных идей диалектико-материалистического мировоззрения. Соответственно, содержание школьного курса химии структурировалось таким образом, чтобы, изучая объективные законы природы, учащиеся могли осмысливать научно-материалистическую картину мира, его объективность и вечность материи.
Проведенный нами историко-педагогиче-ский анализ свидетельствует о том, что химия в 1930-1950-х гг., как и другие естественно-научные дисциплины, занимала важное место в школьном образовании. Решая общие задачи социально-экономического развития страны, партийно-государственное руководство, ведущие ученые и педагоги принимали в те годы серьезные меры по совершенствова-
педагогические науки
нию содержания курса химии, его систематизации, взаимосвязи с передовыми достижениями науки и техники, обеспечению политехнических принципов изучения химии и выстраиванию всего химического образования школьников на методологии диалектического материализма. Это обеспечило согласованность образовательных целей, содержания и методик преподавания школьного курса химии, их соответствие общим образовательными целями и задачами всестороннего развития личности - строителя нового общества.
Сравнительный анализ школьного химического образования 1930-1950-х гг. и рубежа ХХ-ХХ вв. позволяет нам утверждать, что в нем произошли изменения не в лучшую сторону. Согласимся с Г.В. Эрлихом, подчеркивающим, что разнородность и хаос в формулировке целей современного школьного химического образования не обеспечивает подготовки личности к труду, выбору и получению профессии, самостоятельной и продуктивной жизнедеятельности, формированию гармоничной, культурной, интеллектуально и творчески развитой личности. Как отмечает ученый, содержание современного школьного курса химии совершенно не соответствует тем значительным достижениям, которые произошли в химической науке за последние десятилетия. Школьники, а за ними и студенты с молодыми специалистами, по мнению Г.В. Эрлиха, часто не постигают сущности современных технологий, в основе которых лежат сложные химические явления и процессы. Непонимание истинной междисциплинарной природы достижений современной науки и техники приводит к непониманию реального мира и страха перед ним, что и вызывает «побег от реальности в виртуальное пространство» [16]. Добавим, что сегодня в дидактике необходимо восстановить утраченный статус принципа политехнизма, вернуть его в систему подготовки будущих учителей химии, а через них и в школьную практику [8].
В этой связи считаем, что одним из необходимых условий подготовки будущих учителей химии должно стать практико-ориен-тированное обучение «как процесс квазипрофессиональной учебно-познавательной деятельности по формированию у обучающихся практических умений и навыков, их апробации и проецирования в опыт самостоятельного решения выпускником различных по сложности задач профессиональной деятельности» [5].
Опыт советской школы, обеспечивавшей теоретическую подготовку в сфере химии и
тесно связывавшей ее с практической жизнью, показывает целесообразность постановки четких и понятных практико-ориентированных образовательных целей и модернизации содержания химического образования в соответствии с достижениями науки и техники. Только благодаря вооружению учащихся знаниями основ современной химической науки, их непосредственному сопряжению с практикой и другими сферами научного знания представители подрастающего поколения смогут понять химические основы современных технологий и производств, использовать полученные в процессе изучения химии исследовательские и практико-ориентированные умения и навыки для успешного получения профессии и реализации в ней, генерирования и воплощения новых инновационных идей.
Список литературы
1. XVIII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б). Стенографический отчет. М., 1939.
2. Борисов И.Н. Методика преподавания химии в средней школе: учебник для пед. ин-тов. М., 1956.
3. Данилов М.А., Есипов Б.П., Скаткин М.Н. [и др.] Дидактика / под ред. Б.П. Есипова. М., 1957.
4. Дудышкин С.Г. Программы реальных училищ с извлеч-ениями из устава, правил об испытаниях, циркуляров г. министра народного просвещения, учебных планов и объяснительных записок к ним и примерным программам предметов, преподаваемых в реальных училищах Министерства народного просвещения: справ. кн. для родителей, учеников реал. уч-щ / сост. С.Г. Дудышкин, секр. Пед. сов. Моск. реал. уч-ща. М., 1898.
5. Зинченко В.О., Россомахина О.М. Методологическая основа практико-ориентированного обучения в вузе // Вестн. Костром. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 1. С. 151-156.
6. Известия Академии педагогических наук РСФСР. М.; Л., 1945-1968. Вып. 20: Вопросы дидактики: тр. ин-та теории и истории педагогики / отв. ред. Б.П. Есипов, 1949.
7. Калашников А.Г. Проблемы политехнического образования: избранные труды. М., 1990.
8. Минченков Е.Е. Подготовка учителей химии и проблемы методики преподавания [Электронный ресурс] // Химия. 2002. № 26. URL: http:// him.1sept.ru/artide.php?ID=200202603 (дата обращения: 05.09.2021).
9. Назарова Т.С. Современные проблемы методики химии [Электронный ресурс]. URL: http:// www.chem.msu.su/rus/books/2015/science-education-2015/027.pdf (дата обращения: 05.09.2021).
10. Народное образование в СССР. общеобразовательная школа: сб. документов 1917-1973 гг. М., 1974.
известия вгпу
11. Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе: Постановление ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. [Электронный ресурс]. URL: http://istmatinfo/node/57330(дата обращения: 05.09.2021).
12. очерки истории педагогической науки в СССР (1917-1980) / под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Колмаковой. М., 1986.
13. Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 г. [Электронный ресурс] // Педология. 1931. № 4(16). С. 3-8. URL: http://psyhistorik.livejournal.com/56331.html (дата обращения: 05.09.2021).
14. Программа Наркомпроса РСФСР по химии для средней школы / Ленингр. обл. отд. нар. образ. Л., 1932.
15. Шаповаленко С.Г. Преподавание химии и подготовка учащихся к практической работе: метод. письмо. М., 1940.
16. Эрлих Г.В. Какая химия должна изучаться в современной школе? // Естественнонаучное образование: тенденции развития в России и в мире / под ред. В.В. Лунина и Н.Е. Кузьменко. М., 2011. С. 59-87.
17. Ягодовский К.П. Исследовательский метод
в школьном обучении. М., 1929.
* * *
1. XVIII s#ezd Vsesoyuznoj Kommunisticheskoj partii (b). Stenograficheskij otchet. M., 1939.
2. Borisov I.N. Metodika prepodavaniya himii v srednej shkole: uchebnik dlya ped. in-tov. M., 1956.
3. Danilov M.A., Esipov B.P., Skatkin M.N. [i dr.] Didaktika / pod red. B.P. Esipova. M., 1957.
4. Dudyshkin S.G. Programmy real'nyh uchilishch s izvlecheniyami iz ustava, pravil ob ispytaniyah, cirkulyarov g. ministra narodnogo prosveshcheniya, uchebnyh planov i ob»yasnitel'nyh zapisok k nim i primernym programmam predmetov, prepodavaemyh v real'nyh uchilishchah Ministerstva narodnogo pro-sveshcheniya: sprav. kn. dlya roditelej, uchenikov real. uch-shch / sost. S.G. Dudyshkin, sekr. Ped. sov. Mosk. real. uch-shcha. M., 1898.
5. Zinchenko V.O., Rossomahina O.M. Metodo-logicheskaya osnova praktiko-orientirovannogo ob-ucheniya v vuze // Vestn. Kostrom. gos. un-ta. Ser.: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2020. T. 26. № 1. S. 151-156.
6. Izvestiya Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR. M.; L., 1945-1968. Vyp. 20: Voprosy didaktiki: tr. in-ta teorii i istorii pedagogiki / otv. red. B.P. Esipov, 1949.
7. Kalashnikov A.G. Problemy politekhnichesko-go obrazovaniya: izbrannye trudy. M., 1990.
8. Minchenkov E.E. Podgotovka uchitelej himii i problemy metodiki prepodavaniya [Elektronnyj resurs] //
Himiya. 2002. № 26. URL: http://him.1sept.ru/article. php?ID=200202603 (data obrashcheniya: 05.09.2021).
9. Nazarova T.S. Sovremennye problemy metodi-ki himii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.chem. msu. su/rus/books/2015/science-education-2015/027. pdf (data obrashcheniya: 05.09.2021).
10. Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshcheob-razovatel'naya shkola: sb. dokumentov 1917-1973 gg. M., 1974.
11. Ob uchebnyh programmah i rezhime v na-chal'noj i srednej shkole: Postanovlenie CK VKP(b) ot 25 avgusta 1932 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://ist mat.info/node/57330 (data obrashcheniya: 05.09.2021).
12. Ocherki istorii pedagogicheskoj nauki v SSSR (1917-1980) / pod red. N.P. Kuzina, M.N. Kolmakovoj. M., 1986.
13. Postanovlenie CK VKP(b) «O nachal'noj i srednej shkole» ot 5 sentyabrya 1931 g. [Elektronnyj resurs] // Pedologiya. 1931. № 4(16). S. 3-8. URL: http://psyhistorik.livejournal.com/56331.html (data obrashcheniya: 05.09.2021).
14. Programma Narkomprosa RSFSR po himii dlya srednej shkoly / Leningr. obl. otd. nar. obraz. L., 1932.
15. Shapovalenko S.G. Prepodavanie himii i podgotovka uchashchihsya k prakticheskoj rabote: metod. pis'mo. M., 1940.
16. Erlih G.V. Kakaya himiya dolzhna izuchat'sya v sovremennoj shkole? // Estestvennonauchnoe obrazovanie: tendencii razvitiya v Rossii i v mire / pod red. V.V. Lunina i N.E. Kuz'menko. M., 2011. S. 59-87.
17. Yagodovskij K.P. Issledovatel'skij metod v shkol'nom obuchenii. M., 1929.
The School Chemistry education in Russia in the 30-50s of the XXth century
The article deals with the general review of the native school Chemistry education in the period of the 30—50s of the XXth century. There are revealed the basic vectors of the modernization of the system of school education determining the renewal of the aims and tasks of the school Chemistry. There are described the main changes in the content of the school course of Chemistry in this period that happened under the influence of the education policy of the Soviet Government.
Key words: education history, school reforms, Chemistry at school, content of school Chemistry education, introduction of polytechnical education of school Chemistry, materialistic orientation of the school course of Chemistry.
(Статья поступила в редакцию 30.09.2021)