РАЗДЕЛ 4. ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
SECTION 4. FROM THE HISTORY OF RUSSIAN EDUCATION AND UPBRINGING
DOI 10.26105/SSPU.2021.73.4.021
УДК 37(470+570)"1950/....."
ББК 74.03(2)6-4
А.С.ДЬЯЧИН
ВВЕДЕНИЕ ВСЕОБЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСЬМИЛЕТНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР в КОНЦЕ 50-Х ГОДОВ XX ВЕКА
A.S. DYACHIN THE INTRODUCTION OF UNIVERSAL
COMPULSORY EIGHT-YEAR EDUCATION IN THE USSR AT THE END OF THE 50S OFTHEXX CENTURY
В статье рассматриваются вопросы изменений учебного и воспитательного процесса, связанные с увеличением продолжительности обучения в школах СССР в конце 50-х годов XX в., соотношения теории и практики в освоении учебных дисциплин, роль взаимодействия образовательной организации и законных представителей обучающихся, социализации и охраны здоровья школьников. Анализируются положительные и негативные последствия реформы. Показано их влияние на последующее развитие образования в СССР.
The article deals with the issues of changes in learning and educational process associated with an increase in the duration of education in schools of the USSR in the late 50s of the XX century, with the correlation of theory and practice in the development of academic disciplines, with the role of interaction between an educational organization and legal representatives of students, with socialization and health protection of schoolchildren. The positive and negative consequences of the reform are analyzed. Their influence on the subsequent development of education in the USSR is shown.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: всеобщее обязательное восьмилетнее образование, политехнизация школы, практико-ориентированное обучение, повышение качества образования, родительские комитеты.
KEY WORDS: universal compulsory eight-year education, school polytechnization, practice-oriented training, improving the quality of education, parent committees.
ВВЕДЕНИЕ. Верховный Совет СССР 24 декабря 1958 года принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в СССР». Данный документ значительно перестраивал существовавшую систему образования, поскольку изменял сроки обучения в общеобразовательной школе. Вместо всеобщего обязательного семилетнего образования вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование [6]. При описании последствий такого решения руководства страны идея политехнизации общеобразовательной школы выделяется как центральная, а результа-
ты увеличения сроков обучения описываются в негативных тонах. На то есть свои аргументы: XX съезд КПСС, проходивший в феврале 1956 года, в своих решениях указывал на необходимость перестройки структуры школьного обучения с тем, чтобы выпускники, помимо хорошего образования, могли получить и практическую подготовку к жизни [1].
Ставилась задача обеспечения тесной связи общественно полезного труда и школы. Восьмилетняя школа должна была знакомить учеников с разными видами производственной деятельности, выявлять у них склонности и помогать в сознательном выборе будущей профессии. Значительно увеличивалось количество часов, отведенных на трудовое обучение. Это действительно вело к перегрузке учебных планов, но и этого времени не всегда хватало, чтобы сформировать у обучающихся специальные навыки, необходимые при работе на производстве. Вопрос с обеспечением школ квалифицированными специалистами не был решен полностью. Зачастую учителей труда не хватало и на их должности привлекали опытных мастеров производства, однако они не были педагогами по образованию, что, конечно, негативно сказывалось на качестве образования.
Эти факты, безусловно, нужно принимать во внимание. Но увеличение сроков обучения нельзя связывать только с трудовым воспитанием, поскольку закон коснулся методики преподавания почти всех школьных предметов, поставил на новый уровень вопрос качества образования, социального партнерства школы, по-новому осветил вопросы здоровьесбере-жения школьников. Многие инновации того времени применяются в школах нашей страны и по сей день. Да и при анализе результатов учебной деятельности с новыми сроками обучения можно найти немалое количество положительных аспектов, поэтому данный вопрос, несомненно, представляется особенно актуальным.
Стремление отойти от субъективности при оценке эффективности увеличения сроков обучения в СССР в конце 50-х годов прошлого столетия обеспечивает научную новизну исследования.
Таким образом, целью работы становится попытка непредвзятого и всестороннего исследования изменений в образовательном и воспитательном процессе, связанных с серьезной переработкой школьных учебных планов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: принципы объективности и системности. Приоритетным являлся методы анализа и синтеза, позволившие всесторонне изучить поставленный вопрос. Обобщение материала потребовало обратиться к системному методу. Проведен анализ деятельности общеобразовательных школ Советского Союза в рассматриваемый период, социализации школьников, взаимодействие с законными представителями обучающихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Образование всегда реагирует на политические, экономические и социальные изменения, происходящие в общественной жизни. В стране проходила научно-техническая революция, что предъявляло самые серьезные требования к качеству образования. Государству требовалось огромное количество квалифицированных кадров и эту проблему пытались решить политехнизацией школы.
Было необходимо перевести учебный процесс в практическую плоскость, убрать излишнюю теоретическую направленность, что в свою очередь требовало изменения содержания учебных программ. Это прежде всего касалось предметов естественнонаучного цикла — математики, физики, химии, биологии. На уроках у школьников формировали навыки политехнического характера. В основном они состояли в усилении практической составляющей курса: больше внимания уделялось умению работать с таблицами и логарифмической линейкой, счетно-конструктивным навыкам, учащихся начали знакомить с аппаратом дифференциального исчисления [5, с 191].
Этому способствовало и укрепление материальной базы школ — строились специализированные кабинеты химии, физики, электротехники, машиноведения, слесарные и столяр-
ные мастерские. Это требовало больших финансовых затрат — ежегодно было необходимо выделять 314,4 млн рублей [3, с 131], но положительно сказывалось на реализации основных идей закона. Даже западные специалисты отмечали высокий уровень технического оснащения кабинетов советских школ [2].
В стране реализовывалась программа химизации, что положительно влияло на развитие школьного химического образования — внимание к предмету было повышено, улучшилось снабжение школы химическими реактивами, в большинстве технических вузов вступительный экзамен по химии становился обязательным [8, с 5]. При переходе ко всеобщему восьмилетнему образованию встал вопрос совершенствования программ по химии, ведь они должны были реализовать политехническое обучение при изучении предмета. Курс изучения химии стал систематическим и включал в себя разделы органической и неорганической химии [7, с 103].
Помимо современной программы и соответствующих ей учебников, была выпущена целая серия монографий, научных статей и, что наиболее важно, методических пособий для учителей, в которых был отражен новейший педагогический опыт. В частности, в свет вышли следующие работы: П.А. Глориозов, Е.П. Клещева, «Методика преподавания химии в восьмилетней школе» (1958 г.); Л.А. Цветков, «Методика преподавания органической химии» (1958 г.); П.А. Глориозов, Т.М. Дризовская, Л.А. Цветков, С.Г. Шаповаленко, Д.А. Эпштейн, «Вопросы политехнического обучения в преподавании химии» (1959 г.) и другие [7, с 106]. В указанный период преподавание химии в школе серьезно контролировалось. В 1960 году Министерство просвещения РСФСР опубликовало «Требования к учебникам и другим учебным книгам по химии для восьмилетней и средней школы».
В ряде школ были созданы химико-технологические классы, в учебные планы которых вводились и экспериментальные дисциплины. Например, профильный химико-технологический класс школы № 710 города Москвы изучал, в «пилотном» режиме, курс «Химической технологии» [7, с 105]. Программа учебного предмета в восьмилетней школе включала в себя большой объем практических и лабораторных работ, что реализовывало программу политехнизации.
Вопрос соотношения теории и практики при изучении химии всегда был дискуссионным. Сегодня количество практических работ данной дисциплины сильно сокращено, это объясняется рядом причин: в силу сложного материального положения во многих школах под сокращение попала должность лаборанта, не всегда в полном объеме закупаются необходимые реактивы, количество учебных часов сильно сокращено по сравнению с советским периодом. Но, самое главное, по окончании изучения курса практические навыки учеников никак не проверяются, единый государственный экзамен по химии подразумевает проверку только теоретических знаний. А поскольку качество работы учителя зачастую определяется именно успешностью сдачи учащимися ЕГЭ, то отработке заданий данного типа отводится довольно большая часть учебного процесса.
Многие российские педагоги обеспокоены сложившейся ситуацией, считают необходимым вернуть экспериментальную часть школьной химии в полном объеме. В феврале 2019 года на базе Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова прошел Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии. В резолюции съезда отмечено, что необходимо предпринять шаги, направленные на популяризацию химии, на развитие проектной деятельности в школе, провести мониторинг учебников по химическим дисциплинам [13].
Анализируя нормативные документы того времени, которые регламентировали образовательную деятельность в школах Советского Союза, можно прийти к выводу, что многие решения были направлены на повышение качества образования. Так, законодательно было определено, что в 1-4 классах могли работать лица, имеющие как минимум среднее
педагогическое образование, а в 5-8 классах право преподавания имели только учителя с высшим образованием [9]. Эта же статья указывает на то, что учителя должны постоянно повышать свой уровень профессиональной и теоретической подготовки [9].
Закон, тем самым, подчеркивал, что учитель — это профессия, которой учатся всю жизнь, эта аксиома актуальна и по сей день, систематическое прохождение курсов повышения квалификации является неотъемлемой частью работы компетентного педагога. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О школьном строительстве и мерах по укреплению материальной базы школ» от 22 июля 1960 года требовало значительно снизить сменность занятий в школах СССР и к 1961 году полностью ликвидировать занятия в третью смену [12].
В целях обеспечения постоянной и тесной связи школы и родителей учащихся положение о восьмилетней школе законодательно обязывало общеобразовательные организации создавать родительские комитеты [9]. Комитет должен был привлекать родителей к активному участию в жизни школы, оказанию помощи в учебно-воспитательной работе, проведению оздоровительной работы с детьми, осуществлению мероприятий по укреплению учебно-материальной и хозяйственной базы школы [9]. Для того времени это был, несомненно, прогрессивный шаг, ведь и сегодня построение систематической работы с родительской общественностью является одним из ключевых факторов для достижения успеха в учебной деятельности.
Рассматриваемый период стал временем активного взаимодействия школы с законными представителями обучающихся, их права были расширены, а интересы и пожелания приняты во внимание. Советский Союз был многонациональным государством и закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в СССР» впервые давал право родителям решать, в школу с каким языком обучения отдавать своих детей [6], помимо русского, это мог быть язык союзной или автономной республики. Как отмечает статья закона, такая постановка вопроса является наиболее демократичной и устраняет какое-либо администрирование, а также перегрузку школьников изучением языков [6].
Положение о восьмилетней школе указывает, что, по желанию родителей, в школе могут быть созданы группы продленного дня, в первую очередь, для родителей, занятых трудовой деятельностью [9]. Этот факт говорит о том, что восьмилетняя школа с высокой долей эффективности реализовывала социальный заказ общества. Родители не должны были разрываться между работой и ребенком и были уверены в том, что их дети находятся под присмотром. Помимо этого, группы продленного дня практически полностью охватывали учащихся внеурочной деятельностью и оказывали квалифицированную поддержку при выполнении домашних заданий, проводили систематическую работу с детьми, имеющими трудности в обучении.
Для организации внеурочной работы с учениками в группах продленного дня устанавливалась должность педагога-воспитателя, который назначался городским отделом народного образования и старшего пионерского вожатого, имеющего среднее или высшее образование [9]. Во все времена законные представители учащихся имели не только права, но и закрепленные за ними обязанности по воспитанию детей. Положение о восьмилетней школе четко определяло административную ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за своевременное определение детей в школу и посещение школы до окончания курса [9].
Были осуществлены шаги, направленные на развитие процесса социализации школьников. Закон предусматривал расширение самообслуживания в общеобразовательных школах. Учащиеся привлекались к уборке классов, уходу за живым уголком, дежурству в учебных помещениях, столовых и буфетах [11]. Но постановление четко прописывало, что работу по самообслуживанию в школах следует проводить с учетом пола, возраста, физических возможностей детей и обязательным соблюдением норм гигиены и охраны здоровья [11].
В целях поддержания и укрепления здоровья детей проводилась серьезная работа по нескольким направлениям. В частности, закон обязывал обеспечить хорошую постановку общественного питания, бесперебойно снабжать школьные столовые молоком и молочнокислыми продуктами, фруктами и овощами [10]. Школы должны были быть обеспечены необходимым холодильным и технологическим оборудованием [10]. На министерство здравоохранения возлагалась обязанность усилить контроль за санитарным состоянием школьных столовых и буфетов, вводилась должность инспектора по школьному питанию [10].
Вопросам правильной организации труда учащихся уделялось самое пристальное внимание, регламентации подлежали практически все аспекты школьной жизни вплоть до определения размеров инструментов в школьных мастерских с целью соответствия антропометрическим данным обучающихся [4]. Для детей, которые проживали на расстоянии более трех километров от школы, организовывался регулярный подвоз в школу и из школы, что положительно сказывалось на посещаемости учебных занятий и в свою очередь на достижение поставленных учебных результатов.
ВЫВОДЫ. Оценивая предварительные итоги исследования, можно отметить, что изменения в системе образования, связанные с увеличением срока обучения, были достаточно глубокими и многогранными, их нельзя оценивать однозначно. Несомненно, были просчеты, к которым можно отнести неукомплектованность коллективов школ квалифицированными специалистами по труду, перегруженность учебных планов дисциплинами политехнической направленности, невозможность в полной мере освоить рабочую профессию в общеобразовательной школе.
Но, вместе с тем, многие школьные предметы получили мощную поддержку государства, этот импульс способствовал развитию практических навыков и умений при изучении химии, математики, физики, биологии. Эти знания учащиеся могли применять в жизни, что было особенно актуально в условиях научно-технической революции, проходившей в стране. Были сделаны шаги по улучшению качества образования, пристальное внимание уделялось здоровью обучающихся, их социализации в обществе, на новый уровень вышло взаимодействие школы и родителей обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. XX съезд Коммунистической партии Советского союза. 14-25 февраля 1956 года. Стенографический отчет. Т. 2. М., 1956.
2. Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР 1959 г. // Информационный центр AFTERSHOK. URL: https://aftershock.news/?q=node/531757 (дата обращения 05.10. 2019).
3. Барабина И.А., Гафурова В.М. Политехническое образование в общеобразовательной школе СССР во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов // Вестник Удмурдского университета. Серия история и филология. 2016. № 4. С. 129-134.
4. Гигиенические требования к размерам инструментов для школьных учебных мастерских от 01.06.1961 № 369-61 // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: http://www.libussr. ru/doc_ussr/usr_5695.htm (дата обращения 27.10. 2019).
5. Добудько Т.В., Тюжина И.В. Развитие школьной математики в СССР как предпосылка современного состояния Российского математического образования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 190-193.
6. Закон 24.12.1958 года Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5337.htm (дата обращения 16.09. 2019).
7. Каверина А.А. Школьная химия и ее творцы (вторая половина XX в. и первое десятилетие XXI в.) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. № 1(47). С. 102-117.
8. Лисичкин Г.В., Леенсон И.А. Школьное естественнонаучное образование в СССР и Российской Федерации: история, тенденции и проблемы модернизации // Российский химический журнал. 2011. № 4. С. 4-18.
9. Постановление Совмина РСФСР от 29.12.1959 № 2027 Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5481.htm (дата обращения 21.10. 2019).
10. Постановление Совмина РСФСР от 11.08.1960 № 1225 О дальнейшем развитии и улучшении общественного питания в общеобразовательных школах // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5573.htm (дата обращения 11.11. 2019).
11. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 02.06.1959 № 603 О расширении самообслуживания в общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах, профессионально-технических училищах, суворовских училищах, в средних специальных и высших учебных заведениях // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: http://www. libussr.ru/doc_ussr/usr_5410.htm (дата обращения 03.11. 2019).
12. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.07.1960 № 790 О школьном строительстве и мерах по укреплению материальной базы школ // КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=35725#0423911570913021 (дата обращения 17.11. 2019).
13. Резолюция Всероссийского съезда учителей и преподавателей химии. 5-7 февраля 2019 года. // Портал фундаментального химического образования России. Наука. Образование. Технологии. URL: http://www.chem.msu.ru/rus/ChemTeachersCongress2019/resolution.pdf (дата обращения 16.10. 2019).
REFERENCES
1. XX s"ezd Kommunisticheskoj partii Sovetskogo soyuza. 14-25 fevralya 1956 goda. Stenograficheskij otchet [XX Congress of the Communist Party of the Soviet Union. February 14-25, 1956. Verbatim report]. T. 2. M., 1956. (In Russian).
2. Analiticheskaya zapiska NATO ob obrazovanii vSSSR 1959 g [NATO Analytical Note on Education in the USSR in 1959]. // Informacionnyj centr AFTERSHOK. URL: https://aftershock.news/?q=node/531757 (data obrashcheniya 05.10. 2019). (In Russian).
3. Barabina I.A., Gafurova V.M. Politekhnicheskoe obrazovanie v obshcheobrazovatel'noj shkole SSSR vo vtoroj polovine 1950-h — nachale 1960-h godov [Polytechnic education in a secondary school of the USSR in the second half of the 1950s-early 1960s] // Vestnik Udmurdskogo universiteta. Seriya istoriya i filologiya. 2016. № 4. S. 129-134. (In Russian).
4. Gigienicheskie trebovaniya k razmeram instrumentov dlya shkol'nyh uchebnyh masterskih ot 01.06.1961 № 369-61 [Hygienic requirements for the size of tools for school training workshops from 01.06.1961 No. 369-61] // Biblioteka normativno-pravovyh aktov SSSR. URL: http://www.libussr.ru/ doc_ussr/usr_5695.htm (data obrashcheniya 27.10. 2019). (In Russian).
5. Dobud'ko T. V., Tyuzhina I.V. Razvitie shkol'noj matematiki vSSSR kak predposylka sovremennogo sos-toyaniya Rossijskogo matematicheskogo obrazovaniya [The development of school mathematics in the USSR as a prerequisite for the current state of Russian mathematical education] // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2013. № 10. S. 190-193. (In Russian).
6. Zakon 24.12.1958 goda Ob ukreplenii svyazi shkoly s zhizn'yu i o dal'nejshem razvitii sistemy nar-odnogo obrazovaniya v SSSR [The Law of 24.12.1958 On strengthening the connection of schools with life and on the further development of the public education system in the USSR] // Biblioteka normativno-pravovyh aktov SSSR. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5337.htm (data obrashcheniya 16.09. 2019). (In Russian).
7. Kaverina A.A. SHkol'naya himiya iee tvorcy (vtoraya polovinaXX v. ipervoe desyatiletieXXI v.) [School chemistry and its creators (the second half of the XX century and the first decade of the XXI century)] // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2018. № 1(47). S. 102-117. (In Russian).
8. Lisichkin G.V., Leenson I.A. SHkol'noe estestvennonauchnoe obrazovanie vSSSR i Rossijskoj Federacii: istoriya, tendencii iproblemy modernizacii [School natural science education in the USSR and the Russian Federation: history, trends and problems of modernization] // Rossijskij himicheskij zhurnal. 2011. № 4. S. 4-18. (In Russian).
9. Postanovlenie Sovmina RSFSR ot29.12.1959 № 2027 Ob utverzhdenii polozhenij o vos'miletnej shkole, srednej obshcheobrazovatel'noj trudovoj politekhnicheskoj shkole s proizvodstvennym obucheniem i vechernej (smennoj) srednej obshcheobrazovatel'noj shkole [Resolution of the Council of Ministers of the RSFSR of 29.12.1959 No. 2027 On approval of the regulations on an eight-year school, a secondary general education labor polytechnic school with industrial training and an evening (shift) secondary general education school] // Biblioteka normativno-pravovyh aktov SSSR. URL: http://www.libussr.ru/ doc_ussr/usr_5481.htm (data obrashcheniya 21.10. 2019). (In Russian).
10. Postanovlenie Sovmina RSFSR ot 11.08.1960 № 1225 O dal'nejshem razvitii i uluchshenii obshchest-vennogo pitaniya v obshcheobrazovatel'nyh shkolah [Resolution of the Council of Ministers of the RSFSR of 11.08.1960 No. 1225 On the further development and improvement of public catering in secondary schools] // Biblioteka normativno-pravovyh aktov SSSR. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ usr_5573.htm (data obrashcheniya 11.11. 2019). (In Russian).
11. Postanovlenie CK KPSS i Soveta Ministrov SSSR ot 02.06.1959 № 603 O rasshirenii samoobsluzhivaniya v obshcheobrazovatel'nyh shkolah, shkolah-internatah, detskih domah, professional'no-tekhnicheskih uchilishchah, suvorovskih uchilishchah, v srednih special'nyh i vysshih uchebnyh zavedeniyah [Resolution of the Central Committee of the CPSU and the Council of Ministers of the USSR of 02.06.1959 No. 603 On the expansion of self-service in general education schools, boarding schools, orphanages, vocational schools, Suvorov schools, in specialized secondary and higher educational institutions] // Biblioteka normativno-pravovyh aktov SSSR. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5410.htm (data obrashcheniya 03.11. 2019). (In Russian).
12. Postanovlenie CK KPSS i Soveta Ministrov SSSR ot 22.07.1960 № 790 O shkol'nom stroitel'stve i mer-ah po ukrepleniyu material'noj bazy shkol [Resolution of the Central Committee of the CPSU and the Council of Ministers of the USSR of 22.07.1960 No. 790 On school construction and measures to strengthen the material base of schools] // Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=ESU&n=35725#0423911570913021 (data obrashcheniya 17.11. 2019). (In Russian).
13. Rezolyuciya Vserossijskogo s»ezda uchitelej iprepodavatelej himii. 5-7 fevralya2019 goda [Resolution of the All-Russian Congress of Teachers and Teachers of Chemistry. February 5-7, 2019.] // Portal funda-mental'nogo himicheskogo obrazovaniya Rossii. Nauka. Obrazovanie. Tekhnologii.]. URL: http://www. chem.msu.ru/rus/ChemTeachersCongress2019/resolution.pdf (data obrashcheniya 16.10. 2019). (In Russian).