Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1960-1980-Е ГОДЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1960-1980-Е ГОДЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
525
81
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / СЕВЕРНЫЕ РАЙОНЫ / STATE POLICY / EDUCATION SYSTEM / SECONDARY SCHOOL / TYUMEN REGION / NORTHERN REGIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаврилова Надежда Юрьевна, Субботин Владимир Яковлевич

В статье рассматриваются основные направления политики советского государства в 1960-1980-е года, ориентированные на введение всеобщего среднего образования и политехнизацию общеобразовательной школы. Авторы анализируют реализацию курса, связанного с переходом к средней общеобразовательной школе в Тюменской области. В данный период в регионе происходило создание нефтегазового комплекса. Процессы сопровождались промышленным и социальным освоением северных территорий. Эти явления стали дополнительными факторами, повлиявшими на развитие региональной системы школьного образования. Особое внимание уделяется изучению количественных и качественных изменений в развитии общеобразовательных школ и их возможностей в обеспечении потребностей населения региона. Акцентируется внимание на региональной специфике в проведении политики, направленной на «укрупнение» школ. Обращено внимание на одно из ведущих направлений в организации учебно-воспитательного процесса в рамках курса политехнизации общеобразовательной школы - трудовое обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICY OF THE SOVIET STATE FOR THE DEVELOPMENT OF SCHOOL EDUCATION IN THE 1960S AND 1980S: THE REGIONAL ASPECT (ON THE EXAMPLE OF THE TYUMEN REGION)

The article deals with the main policy directions of the Soviet state in the 1960s and 1980s, focused on the introduction of universal secondary education and the Polytechnic of secondary schools. The authors analyze the implementation of the course related to the transition to secondary school in the Tyumen region. During this period, the region was creating an oil and gas complex. The processes were accompanied by industrial and social development of the Northern territories. These phenomena have become additional factors that have influenced the development of the regional school system. Special attention is paid to the study of quantitative and qualitative changes in the development of secondary schools and their ability to meet the needs of the population of the region. Attention is focused on regional specifics in the implementation of policies aimed at “consolidation” of schools. Attention is drawn to one of the leading directions in the organization of the educational process in the framework of the Polytechnic course of secondary schools - labor training.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1960-1980-Е ГОДЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК 37.014

ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1960-1980-Е ГОДЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Надежда Юрьевна Гаврилова1, Владимир Яковлевич Субботин2

1Кафедра гуманитарных наук и технологий, Тюменский индустриальный институт, Тюмень, Российская Федерация

2Кафедра физического воспитания, Тюменский индустриальный институт, Тюмень, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления политики советского государства в 1960-1980-е года, ориентированные на введение всеобщего среднего образования и политехнизацию общеобразовательной школы. Авторы анализируют реализацию курса, связанного с переходом к средней общеобразовательной школе в Тюменской области. В данный период в регионе происходило создание нефтегазового комплекса. Процессы сопровождались промышленным и социальным освоением северных территорий. Эти явления стали дополнительными факторами, повлиявшими на развитие региональной системы школьного образования. Особое внимание уделяется изучению количественных и качественных изменений в развитии общеобразовательных школ и их возможностей в обеспечении потребностей населения региона. Акцентируется внимание на региональной специфике в проведении политики, направленной на «укрупнение» школ. Обращено внимание на одно из ведущих направлений в организации учебно-воспитательного процесса в рамках курса политехнизации общеобразовательной школы — трудовое обучение.

Ключевые слова: государственная политика, система образования, общеобразовательная школа, Тюменская область, северные районы.

Policy of the Soviet State for the Development of School Education in the 1960s and 1980s: The Regional Aspect (on the Example of the Tyumen Region)

Nadezhda Yu. Gavrilova1, Vladimir Ya. Subbotin2

department of Humanities and Technology, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation 2Department ofPhysical Education, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation

Abstract. The article deals with the main policy directions of the Soviet state in the 1960s and 1980s, focused on the introduction of universal secondary education and the Polytechnic of secondary schools. The authors analyze the implementation of the course related to the transition to secondary school in the Tyumen region. During this period, the region was creating an oil and gas complex. The processes were accompanied by industrial and social development of the Northern territories. These phenomena have become additional factors that have influenced the development of the regional school system. Special attention is paid to the study of quantitative and qualitative changes in the development of secondary schools and their ability to meet the needs of the population of the region. Attention is focused on regional specifics in the implementation of policies aimed at "consolidation" of schools. Attention is drawn to one of the leading directions in the organization of the educational process in the framework of the Polytechnic course of secondary schools — labor training.

Keywords: state policy, education system, secondary school, Tyumen region, Northern regions. Введение

Трансформация системы образования в постсоветской России, начало которой положили постперестроечные процессы 90-х годов прошлого столетия, актуализирует необходимость обращения к недавнему историческому этапу в развитии советского государства, а именно к 1960-1980-м годам, тем более что этот период характеризовался значительными изменениями в системе школьного образования. Со второй половины 1960-х годов начинается новый этап

34

в развитии системы народного образования [1]: в начале 1960-х годов в стране было введено обязательное восьмилетнее образование, а с 1966 года начался переход к всеобщему среднему образованию. Эти процессы можно рассматривать как целенаправленную политику государства, которая была во многом обусловлена не только внутренними, но и внешними факторами, «вызовом времени», связанным с развертыванием научно-технической революции. Государству требовалось новое поколение, обладающее всесторонними знаниями, интеллектуальный потенциал, способный не только создавать и разрабатывать новые технологии, но и осваивать их.

Изучение изменений в школьном образовании на региональном уровне позволяет выявить специфику реализации этих направлений в общеобразовательной политике с точки зрения должного и реального, с позиций позитивного и негативного исторического опыта, что позволяет дать объективную оценку уровня развития школьного образования в Тюменской области, независимо от идеологических догм и штампов, столь присущих некоторым современным исследователям, рассматривающим данный период истории советского государства как «застойный». Кроме того, недавний опыт трансформаций в системе образования важен с учетом извлечения из него «уроков» и использования в современных условиях. В качестве объекта исследования авторы рассматривают школьную систему образования, поскольку именно в системе школьного образования в 1960-1980-е года на государственном и региональном уровне происходили значительные изменения. Предметом данного изучения является характеристика основных направлений по реализации политики советского государства в системе образования на примере динамично развивающего региона страны — Тюменской области.

Одной из первых работ, где рассмотрены ведущие принципы государственной политики в системе советского образования, была монография А.Д. Калинина «Народное образование в СССР» [2]. Тенденции в развитии школьного образования в 1950-1970-е года в контексте социально-экономических процессов, происходящих в данный период в стране, анализируются в публикациях академика М.П. Кима. В качестве одной из ведущих тенденций автор выделяет стремительный рост образования населения страны, рассматривая его как один из важнейших показателей последовательной и продуманной государственной политики в сфере народного образования [3].

Публикации более позднего периода отличает критический подход к анализу состояния школьного образования в стране в 1960-1980-е года [4]. Так, анализируя развитие школьного образования в СССР в исторической ретроспективе (с 1917 до конца 1980-х годов) и отмечая достаточно высокий его уровень, достигнутый к концу 1950-х годов, И.И. Валеев характеризует 1960-е года как период «различных модернизаций» и «новаторских идей», результатом которых стали «разбухание» школьных программ и неуклонное снижение качества знаний. В итоге, по его мнению, «школа лишилась той стабильности и разумного постоянства, без которых немыслима успешная работа» [5].

Региональные аспекты реализации государственной политики в системе школьного образования исследуемого периода находят отражение в работах В.В. Гаврилюк, С.М. Молокова, Д.В. Кирилюка [6-8]. Акцентируя внимание на основных тенденциях современной региональной системы образования, В.В. Гаврилюк обращается к историческому аспекту его становления в Тобольской губернии и последующему развитию в Тюменской области. Прослеживая динамику развития системы образования региона в исторической ретроспективе до конца 1990-х годов, автор выделяет социальные факторы, детерминирующие этот процесс. В качестве одного из ведущих факторов В.В. Гаврилюк называет образовательную политику, анализируя характер ее влияния в различные периоды становления региональной системы образования [6]. Анализу развития школьного образования северных районов Тюменской области посвящены исследования С.М. Молокова, Д.В. Кирилюка. Рассматривая развитие культуры малочисленных народов Севера в условиях

промышленного освоения, С.М. Молоков обращает внимание на бедственное положение национальных школ Югры, проявлением которого был недостаток учительских кадров, владеющих знаниями языка народов Севера, слабое материально-техническое обеспечение школ [7]. Солидное монографическое исследование, посвященное развитию школьного образования Югры в 1945-1991 годов, принадлежит сургутскому историку Д.В. Кирилюку [8]. Использование широкого круга источников, в том числе воспоминаний современников, позволило взглянуть на процесс развития общеобразовательной школы не только с учетом ее количественных показателей, отраженных в статистических данных, но и воссоздать психологическую атмосферу, в которой осуществлялась деятельность школ и их педагогических коллективов. При этом реализация государственной политики в системе школьного образования в 1960-1980-е года в целом в Тюменской области, включая ее северные территории, не отражена в полной мере в исследовательской литературе.

Материалы и методы

Методологической основой изучения государственной политики по развитию системы школьного образования в 1960-1980-е года стали научные принципы познания: объективность, историзм, системность. Наряду с общенаучными методами были использованы историко-сравнительный, а также статистический методы.

Использование принципа историзма и историко-сравнительного метода позволили в динамике рассмотреть развитие общеобразовательной школы с учетом принятых на высшем государственном уровне решений, а также проследить их реализацию на примере Тюменской области — одного из наиболее динамично развивающихся регионов страны. Развитие школьного образования в исследуемый период проанализировано во взаимосвязи и взаимообусловленности с социально-экономическими процессами в северных районах области, становлением крупнейшей в стране топливно-энергетической базы — ЗападноСибирского нефтегазового комплекса.

Эмпирической основой явились как опубликованные материалы, в частности данные статистики, так и впервые введенные в научный оборот архивные источники, представленные фондами двух государственных архивов Тюменской области. Данные статистики позволили проанализировать количественные параметры развития школьного образования в Тюменской области с учетом его финансирования, изменений материально-технической базы, численности учащихся, а также структуры общеобразовательных школ.

Результаты и обсуждение

В советском государстве образование рассматривалось как основа духовного развития личности. Конституция СССР 1977 года закрепляла за каждым гражданином право на получение бесплатного образования. При этом данная социальная гарантия рассматривалась не только как благо или право, но и как обязанность. Главным направлением социальной политики в сфере образования являлось совершенствование ее системы, которая была призвана «обеспечить общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служить коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовить ее к труду и общественно-полезной деятельности» [9].

В 1960-1980-е года советское государство последовательно осуществляло курс на увеличение продолжительности общеобразовательного и профессионального обучения: в начале 1960-х годов в стране было введено всеобщее восьмилетнее образование; в 1970-е года осуществлялся переход ко всеобщему среднему (10-летнему) образованию. В 1984 году началось проведение реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Реформа в качестве основной цели декларировала необходимость «получения самого современного образования, высокого интеллектуального и физического развития, глубокого знания научно-технических основ производства, сознательного, творческого отношения к труду» [10].

36

Проведение новой общеобразовательной политики на государственном уровне хронологически совпало с формированием на территории Тюменской области крупнейшего в стране топливно-энергетического комплекса на базе открытых нефтегазовых ресурсов. Разработка нефтегазовых месторождений происходила преимущественно на необустроенных территориях, которые получили в научной литературе термин «районы нового промышленного освоения» (РНПО). Фактически в РНПО с «нуля» создавалась вся социальная инфраструктура как основа жизнеобеспечения вновь прибывающего населения в районы новостроек. Интенсивное промышленное освоение северных территорий Западной Сибири оказало значительное влияние на социальные процессы в регионе, включая систему образования. Государственные решения, принятые на высшем уровне, диктовали необходимость разработки и принятия партийными и советскими органами Тюменской области мероприятий по развитию всеобщего среднего образования. Обсуждению этих вопросов, как свидетельствуют архивные документы тех лет, были посвящены многочисленные конференции, совещания, семинары [11]. Наряду с вопросами, которые касались организации учебного процесса, в том числе обеспечения учителей новыми программами, а учащихся — новыми учебниками, на первый план выдвигались проблемы, связанные с развитием материально-технической базы общеобразовательных школ.

В Тюменской области на начало 1965/66 учебного года, по данным статистики, насчитывалось 1 880 общеобразовательных школ, 94,9 % из них относились к дневным, 5,1 % — к вечерним и заочным. 66,7 % дневных школ были начальными, 23,5 % — неполными средними и лишь 9,8 % — средними [12]. Кроме того, по данным областных властей, из имеющихся на начало 1970-х годов 258 тысяч мест в школах 32 тысяч (то есть каждое восьмое) размещались в аварийных зданиях, 40 тысяч — в нетиповых помещениях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам [13]. Аналогичная картина была и в автономных округах. Так, на территории ХМАО, которая становится в середине 1960-х годов центром нефтедобывающей промышленности, большая часть имеющихся школ (87 % от всего фонда), по утверждению сургутского исследователя Д.В. Кирилюка, относились к начальным и восьмилетним, немалая часть которых располагалась в аварийных или приспособленных помещениях [8]. Кроме того, ситуация осложнялась новыми процессами в регионе, связанными с формированием ЗСНГК и значительным миграционным притоком населения в РНПО. Существующая система школьного образования не могла обеспечить возрастающие потребности в ней населения новых поселений. По данным Тюменского облисполкома, потребность в школах в нефтегазодобывающих районах в середине 1960-х годов в 3 раза превышала существующую обеспеченность ими; следствием чего становится чрезмерная перегруженность школ. Так, в Сургуте учащиеся учились в три смены только потому, что за один год дополнительно прибыло около тысячи учеников [14].

Приведенные данные свидетельствуют не только о сложной ситуации в состоянии материальной базы школ Тюменской области, но и о слабой готовности их к проведению курса на средний всеобуч. Не было однозначным и отношение самих педагогов к введению «среднего всеобуча» в короткие сроки: высказывались возражения по поводу поголовного вовлечения учащихся в среднюю школу. За их доводами стояла своя логика, опирающаяся на факты. К примеру, в ХМАО в середине 1960-х годов только 2 % учащихся после окончания семилетки продолжали учиться дальше [15].

В этих условиях все усилия партийно-советских органов власти, работников образования и просвещения были сосредоточены на проведение государственного курса «на введение всеобщего среднего образования». С этой целью в округах, городах, районах области создавались депутатские комиссии «по всеобучу». На промышленных предприятиях организовывались советы содействия семье и школе. Разрабатывались перспективные планы обучения рабочей молодежи [16]. Результаты не замедлили сказаться. Уже в начале 1970-х годов, по данным окружного комитета партии, в Ханты-Мансийском округе 85 %

учащихся после окончания восьмого класса продолжили обучение в средней школе. Значительно хуже обстояла ситуация в сельских населенных пунктах округа, где в основном проживало коренное население Севера. Здесь свыше 1/3 учащихся не завершали восьмилетнее образование, и лишь 15 % оканчивали среднюю школу [8]. По данным ЦСУ РСФСР, 87,7 % выпускников Тюменской области в середине 1970-х годов получили среднее образование. Область несколько отставала от среднереспубликанского показателя, который достигал 91,9 % [11]. Необходимость реализации решений, принятых на высшем государственном уровне о переходе к средней общеобразовательной школе, потребовала значительного увеличения ассигнований на ее развитие. В 1966-1970-х годах на сооружение школ Тюменской области было выделено 48,5 миллионов рублей, в 1971-1975 годах ассигнования составили 77,3 миллиона, во второй половине десятилетия они превысили 99 миллионов рублей [17; 18]. Цифры выглядят впечатляюще. Кроме того, на строительство школ, расположенных в РНПО, привлекались средства нефтегазодобывающих предприятий. Но при этом удельный вес государственного финансирования, направленного на развитие народного образования, в общем объеме капиталовложений, выделенных на жилищно-гражданское строительство в Тюменской области, неуклонно сокращался. Если в 1966-1970 годах они составили 5,8 %, в последующее пятилетие — 5,2 %, то в 1976-1980 годах — 3,95 % [17; 18].

Вместе с тем количественные показатели прироста общеобразовательных школ, несмотря на значительное увеличение финансовых средств на их сооружение, были не столь впечатляющими. В целом по Тюменской области общее число их за 20-летний период, по данным статистики, даже сократилось с 1 783 в 1965/66 учебном году до 1 361 в 1985/86 учебном году. В ХМАО эти показатели составили, соответственно, 239 и 262. И лишь в ЯНАО количество школ за этот период увеличилось с 59 до 92. Численность учащихся общеобразовательных школ по Тюменской области за этот же период выросла с 263,2 тысяч человек до 395,5 (в 1,5 раза); численность учащихся школ в ХМАО — с 39,7 до 161,8 тысяч человек (в 4 раза); в ЯНАО — с 13,7 до 60,35 тысяч человек (в 4,4 раза) [19; 20]. В основе этой, на первый взгляд, парадоксальной ситуации, проявлением которой было снижение общего показателя прироста школ по области, лежали качественные изменения, происходившие в развитии школьной системы, а именно сокращение начальных и восьмилетних школ при общем увеличении количества средних школ. Только за период с 1966 по 1970 года число начальных школ по области уменьшилось на 266 единиц, неполных средних — на 45 [12]. Во многом это объяснялось общей политикой в системе народного образования, проводимой в тот период. В руководстве Облоно (Областного отдела народного образования) преобладало мнение о необходимости строительства крупных школ. В качестве основного аргумента звучал тезис о том, что «карликовые школы отрицательно влияют на нормальное воспитание учащихся» [21]. Понять логику подобных утверждений, связывающих процесс воспитания (а не обучения!) с размерами школы, достаточно сложно. Возможно, эта аргументация, послужившая основанием сокращения числа начальных школ, могла быть обоснованной для городов и крупных поселенческих центров. Но вряд ли ее можно признать убедительной по отношению к системе школьного образования, сложившейся в сельской местности юга Тюменской области и ее северных территорий. Таким образом, столь активна проводимая и на федеральном и на региональном уровне (без учета специфики последнего) политика, направленная на «укрупнение школ» и «оптимизацию» финансовых расходов на их содержание, начиналась не в 2010-е года, а значительно раньше, во второй половине 1960-х годов.

Ситуация осложнялась значительным приростом учащихся, прежде всего в РНПО, во многом опережавшим темпы строительства школ. По данным социологических паспортов городов и поселков Тюменской области, обеспеченность школами на начало 1980-х годах в центре нефтегазодобывающей промышленности (Нижневартовске) составляла 75 % от нормативной; районах газодобычи (Надыме и Новом Уренгое) — 66 и 50 %; в новых поселениях Лангепасе — 18 %, Радужном — 17,4 % [22]. При этом наблюдалась своеобразная

закономерность: чем моложе город, тем ниже была обеспеченность в нем школами. Тенденция опережающего роста численности учащихся по сравнению с ростом числа школ в северных городах сохранялась и в 1980-е года. Нестабильность прироста школ и ученических мест в них была во многом обусловлена не только объективными причинами, в основе которых лежала высокая миграционная подвижность населения, следствием чего становится высокий прирост населения, но и политикой ведомств, ведущих промышленное и социальное освоение районов Севера. Прежде всего, недооценкой значимости социальных факторов развития территории. Проявлением этой политики были «остаточный» принцип финансирования и сооружения объектов социального назначения, а также систематическое невыполнение планов строительства школ.

Так, за 1971-1981 года в Тюменской области не было введено школ на 17,5 тысяч мест. Допускалось распыление капиталовложений, выделяемых на строительство школ. Многие их них сооружались по 3-4 года. Именно поэтому неудовлетворительная ситуация с ходом строительства объектов образования и просвещения в северных городах-новостройках Тюменской области стала предметом специального обсуждения на заседании Президиума Совета Министерства РСФСР в августе 1982 года [23]. Переход ко всеобщему среднему образованию был завершен в целом по области к середине 1980-х годов. Удельный вес средних школ за двадцатилетний период вырос с 9,8 до 41,8 %. Доля начальных школ от общего числа дневных общеобразовательных школ составляла 40,9 % [19; 21], что являлось оправданным для сельских районов как юга, так и севера области. Но на всем протяжении исследуемого периода сохранялось противоречие между темпами прироста школ, ученическими местами в них и темпами прироста самих учащихся.

Наряду с переходом ко всеобщему среднему образованию перед школой в 1970-1980-е года стояла другая, не менее важная задача — обеспечение трудового обучения учащихся и усиление профориентационной работы. На реализацию этих задач были нацелены решения, принимаемые на высшем партийно-государственном уровне. В области создавались межшкольные учебно-производственные комбинаты, учебно-методические кабинеты в школах, основным направлением деятельности которых являлась профориентационная работа среди школьников старших классов. Все эти мероприятия были рассчитаны не только на овладение элементарными навыками той или иной рабочей профессии, но и в идеале — на выбор самой профессии. Значительных положительных результатов в организации трудового и профессионального обучения учащихся во второй половине 1970-х годах, по мнению Д.В. Кирилюка, удалось добиться органам народного образования ХМАО. При поддержке окружных партийно-советских органов и нефтегазодобывающих предприятий в городах Сургуте и Нефтеюганске были открыты учебно-производственные комбинаты. В 1979-1980 годах решался вопрос об их открытии в Нижневартовске и Ханты-Мансийске. В общеобразовательных школах и учебно-производственных комбинатах округа велась подготовка по 26 специальностям с охватом учащихся 3 046 человек, что составляло 26,8 % от общего числа учащихся 9-10 классов [8]. По мнению авторов, акцентирование внимание государства на трудовом обучении и предоставление возможности профориентационного выбора, в том числе рабочей профессии, безусловно, следует оценивать позитивно. Вместе с тем отсутствие обратной связи между проводимыми мероприятиями и выбором самими учащимися тех или иных специальностей не позволяют объективно оценить результативность этого направления политики в школьном образовании.

Выводы

Ведущим направлением политики советского государства в 1960-1980-е года явился переход от обязательного восьмилетнего образования к среднему, что позволяло достигнуть высокого образовательного уровня населения страны. Переход ко всеобщему среднему образованию был во многом продиктован процессами, связанными с развертыванием научно-технической революции. Вместе с тем реализация курса на достижение «среднего всеобуча» на региональном

39

уровне сталкивалась с недостаточным материально-техническим обеспечением подобного перехода. Тюменская область не являлась исключением. Вместе с тем 1960-1980-е годы как в целом для области, так и для ее северных территорий становятся самыми динамичными в социально-экономическом развитии, что было обусловлено интенсивным освоением нефтегазовых ресурсов. Это послужило дополнительным импульсом в развитии школьной системы образования региона. Однако, несмотря на значительное увеличение финансовых ресурсов, направленных на развитие системы школьного образования, на всем протяжении исследуемого периода сохранялась проблема обеспечения ученическими местами в школах, поскольку темпы прироста учащихся (в основном за счет высоких показателей миграции) подчас опережали темпы прироста школ и ученических мест в них. Подобная ситуация была характерна прежде всего для районов нового промышленного освоения.

В целом переход ко всеобщему среднему образованию по Тюменской области был осуществлен к середине 1980-х годов. Эффективность другого направления, проводимого региональными властями в рамках курса политехнизации и направленного на усиление профориентационной работы, сложно оценить однозначно, поскольку отсутствуют данные между проводимыми мероприятиями и их результативностью.

Библиографический список

[1] Мясников В.А. Народное образование в СССР. - Москва: Педагогика, 1985. - 448 с.

[2] Калинин А.Д. Народное образование в СССР. - Москва: Педагогика, 1972. - 143 с.

[3] Ким М.П. Проблемы теории и истории реального социализма. - Москва: Политиздат, 1983. - 375 с.

[4] Хроменков Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. - Москва: Педагогика, 1989. - 192 с.

[5] Валеев И.И. Зигзаги советской школы. - Уфа: РИО Госкомиздата БССР, 1992. - 19 с.

[6] Гаврилюк В.В. Становление системы образования региона. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998. - 240 с.

[7] Молоков С.М. Культура малочисленных народов Севера Сибири в условиях промышленного освоения территории. - Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2010. - 179 с.

[8] Кирилюк Д.В. Развитие школьного образования в Югре (1945-1991 гг.) - Курган: ООО «Курганский дом печати», 2019. - 400 с.

[9] Конституция СССР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm (дата обращения: 12.12.2019).

[10] Постановление Пленума ЦК КПСС, 10 апреля 1984 г. «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12023.htm (дата обращения: 16.12.2019).

[11] Гаврилова Н.Ю. Социальное развитие нефтегазодобывающих районов Западной Сибири (1964-1985 гг.) - Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. - 283 с.

[12] Народное хозяйство Тюменской области за 70 лет: Стат. сб. - Тюмень: Статистическое управление Тюменской области, 1987. - 138 с.

[13] ГАСПИТО (Государственный архив социально-политической истории Тюменской области). Ф. 124. Оп. 198. Д. 87. Л. 91.

[14] ГАТО (Государственный архив Тюменской области). Ф. 814 оц. Оп. 1. Д. 4288. Л. 115.

[15] Очерки истории Тюменской области / Отв. ред. В.М. Кружинов. - Тюмень: Издательство ИПП «Тюмень», 1994. - 272 с.

[16] ГАСПИТО. Ф. 124. Оп. 202. Д. 45. Л. 1-2.

[17] Тюменская область в цифрах. 1971-1975 гг.: Стат. сб. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1976. - 136 с.

[18] Тюменская область в цифрах. 1976-1980 гг.: Стат. сб. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1981. - 160 с.

[19] Некоторые показатели демографических процессов и социального развития Тюменской области: Стат. сб. - Тюмень: Статистическое управление Тюменской области, 1983. -С.85, 180-181; 184-185.

[20] Народное хозяйство Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов за 50 лет Советской власти: Стат. сб. - Тюмень: Статистическое управление Тюменской области, 1967. -

C.61-62; 107-108.

[21] ГАТО. Ф. 1823. Оп. 1. Д. 711. Л. 83.

[22] ГАСПИТО. Ф. 124. Оп. 229. Д. 198. Л. 4, 24, 40, 43, 46.

[23] ГАСПИТО. Ф. 124. Оп. 229. Д. 106. Л. 112.

References

[1] Myasnikov, V.A. (1985). Public education in the USSR. Moscow: Pedagogika.

[2] Kalinin, A.D. (1972). Public education in the USSR. Moscow: Pedagogika.

[3] Kim, M.P. (1983). Problems of the theory and history of real socialism. Moscow: Politizdat.

[4] Khromenkov, N.A. (1989). Education. Human factor. Social progress. Moscow: Pedagogika.

[5] Valeev, I.I. (1992). Zigzags of the Soviet school. Ufa: RIO Goskomizdat BSSR.

[6] Gavrilyuk, V.V. (1998). Formation of the regional education system. Tyumen: Publishing house of TSU.

[7] Molokov, S.M. (2010). Culture of small peoples of the North of Siberia in the conditions of industrial development of the territory. Tyumen: Tyumen law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia.

[8] Kirilyuk, D.V. (2019). Development of school education in Ugra (1945-1991 ss.). Kurgan: Kurgan house of printing, LLC.

[9] The Constitution of the USSR (1977, October). Retrieved from http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm.

[10] Resolution of the Plenum of the Central Committee of the CPSU "On the main directions of reform of secondary and professional schools" (1984, April). Retrieved from http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12023.htm.

[11] Gavrilova, N.Yu. (2002). Social development of oil and gas producing regions of Western Siberia (1964-1985 ss.). Tyumen: TSOGU.

[12] National economy of the Tyumen region for 70 years. (1987). Tyumen: Statistical Office of the Tyumen Region.

[13] GASPITO (State archive of socio-political history of the Tyumen region). F. 124. Op. 198.

D. 87. L. 91.

[14] GATO (State archive of the Tyumen region). F. 814 OC. Op. 1. D. 4288. L. 115.

[15] Kruzhinov, V.M. (1994). Essays on the history of the Tyumen region. Tyumen: Publishing House of IPP "Tyumen".

[16] GOSPITA. F. 124. Op. 202. D. 45.L. 1-2.

[17] Tyumen region in numbers. 1971-1975. (1976). Sverdlovsk: Middle Ural Book Publishing House.

[18] Tyumen region in numbers. 1976-1980. (1981). Sverdlovsk: Middle Ural Book Publishing House.

[19] Some indicators of demographic processes and social development of the Tyumen region. (1983). Tyumen: Statistical Office of the Tyumen Region.

[20] The National economy of the Khanty-Mansi and Yamalo-Nenets districts for 50 years of Soviet power. (1967). Tyumen: Statistical Office of the Tyumen Region.

[21] The National economy of the Tyumen region for 70 years. (1987). Tyumen: Statistical Office of the Tyumen Region.

[22] GATO. F. 1823. Op. 1. D. 711. L. 83.

[23] GOSPITA. F. 124. Op. 229. D. 198. L. 4, 24, 40,43,46.

[24] GOSPITA. F. 124. Op. 229. D. 106. L. 112.

Получена / Submitted: 18/03/2020 Доработана / Revised: 13/04/2020 Принята к публикации / Accepted: 25/05/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.