Научная статья на тему 'Обучение работающей молодежи в вечерних школах Югры в 1960-1980-е гг'

Обучение работающей молодежи в вечерних школах Югры в 1960-1980-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
264
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА / РАБОТАЮЩАЯ МОЛОДЕЖЬ / МОРАЛЬНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ПООЩРЕНИЕ УЧАЩИХСЯ / ОТСЕВ УЧАЩИХСЯ / ВСЕОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EVENING SCHOOLS / WORKING YOUTH / MORAL AND MATERIAL ENCOURAGEMENT OF STUDENTS / STUDENTS' EXCLUSION / GENERAL SECONDARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кирилюк Денис Валериевич

Работа посвящена изучению истории развития вечерних школ Ханты-Мансийского округа в 1960-1980-е гг. и их роли в обучении работающей молодежи региона. В исследовании выявляется численность вечерних школ Югры, количество учителей и учащихся в них, а также тенденции изменения этих показателей. Предпринимается попытка установить причины трудностей в деятельности данного типа школ, особенности взаимодействия вечерних школ и местных предприятий, определить перспективы вечернего образования региона накануне распада СССР. Исследование построено на общенаучных методах познания и статистическом методе. Документальной основой исследования послужили материалы Государственного архива Российской Федерации, а также ряда региональных архивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Working Youth Studying in Evening Schools of Ugra in 1960-1980

The article is dedicated to the study of evening schools’ historical development in KhantyMansi Autonomous оkrug in 1960-1980 and their role in working youth’s studying. The number of evening schools, the quantity of teachers and students and tendency in these factors’ changes are revealed in this research. The attempt to establish the causes of diffi culties in evening schools’ work and the features of cooperation between such schools and local companies and to determine the prospects of evening school studying on the eve of the USSR collapse are made in this article. The research is made on general scientifi c methods and statistic method. The materials of the State archive of the Russian Federation and some local archives are the documental basis of this article.

Текст научной работы на тему «Обучение работающей молодежи в вечерних школах Югры в 1960-1980-е гг»

СОВЕТСКАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

SOVIET POLICY IN THE FIELD OF EDUCATION: REGIONAL ASPECT

DOI 10.26105/SSPU.2019.63.5.009 YAK 37.01 8.42(571.122)(091) ББК 74.03(2Рос-6Хан)63-4

Д.В. КИРИАЮК

D.V. KIRILYUK

ОБУЧЕНИЕ РАБОТАЮЩЕЙ МОАОДЕЖИ В ВЕЧЕРНИХ ШКОААХ ЮГРЫ В 1960-1980-е гг.

WORKING YOUTH STUDYING IN EVENING SCHOOLS OF UGRA IN 1960-1980

Работа посвящена изучению истории развития вечерних школ Ханты-Мансийского округа в 1960-1980-е гг. и их роли в обучении работающей молодежи региона. В исследовании выявляется численность вечерних школ Югры, количество учителей и учащихся в них, а также тенденции изменения этих показателей. Предпринимается попытка установить причины трудностей в деятельности данного типа школ, особенности взаимодействия вечерних школ и местных предприятий, определить перспективы вечернего образования региона накануне распада СССР. Исследование построено на общенаучных методах познания и статистическом методе. Документальной основой исследования послужили материалы Государственного архива Российской Федерации, а также ряда региональных архивов.

The article is dedicated to the study of evening schools' historical development in Khanty-Mansi Autonomous окгид in 1960-1980 and their role in working youth's studying. The number of evening schools, the quantity of teachers and students and tendency in these factors' changes are revealed in this research. The attempt to establish the causes of difficulties in evening schools' work and the features of cooperation between such schools and local companies and to determine the prospects of evening school studying on the eve of the USSR collapse are made in this article. The research is made on general scientific methods and statistic method. The materials of the State archive of the Russian Federation and some local archives are the documental basis of this article.

Ключевые слова: Вечерняя школа, работающая молодежь, моральное и материальное поощрение учащихся, отсев учащихся, всеобщее среднее образование.

Key words: Evening schools, working youth, moral and material encouragement of students, students' exclusion, general secondary education.

Введение. Советское государство, начиная с первых лет своего существования, уделяло большое внимание развитию промышленности и транспортной инфраструктуры страны. Известный томский историк В.П. Зиновьев назвал Октябрьскую революцию 1917 г. началом русского индустриального проекта [15]. Однако многие десятилетия все это не имело серьезного значения для территории Ханты-Мансийского автономного округа, находившегося до сер. XX столетия в состоянии глубокой социально-экономической отсталости.

Цель исследования - выявление особенностей развития вечерних школ Ханты-Мансийского округа в 1960-1980-е гг.

Материалы исследования. В первые годы после окончания Великой Отечественной войны население Югры по-прежнему было немногочисленным, а ведущими отраслями промышленности края оставались лесное и рыбное хозяйство. Немногочисленной была и доля рабочих в составе жителей региона. Как результат - в округе почти не существовало проблемы, характерной для ведущих городов страны - проблемы вечернего обучения работающей молодежи. Поэтому в 1947-48 уч.г. в регионе насчитывалось всего лишь 4 подобные школы: две школы рабочей молодежи (Самаровская и Ханты-Мансийская) и две школы сельской молодежи (Нахрачинская и Сургутская) [14, д. 264, л. 9а, 20а, 20б]. Численность учащихся в этих школах была незначительной. Например, в двух школах сельской молодежи обучались только 102 человека [14, д. 264, л. 10]. Из документов окружного отдела народного образования известно, что учебный год в данных школах длился всего 106 дней [14, д. 264, л. 18]. Занятия начинались довольно поздно -в 8 часов вечера и продолжались до половины двенадцатого ночи [14, д. 264, л. 23].

По сути, главной задачей этих школ была не подготовка кадров для промышленности края без их отрыва от производства, а завершение своего образования теми, кто, по разным причинам, не смог этого сделать в годы Великой Отечественной войны. Мало кто из учащихся мог выдержать столь тяжелый режим жизни: изнурительная работа в течение дня и учеба до полуночи. Например, ветеран педагогического труда Югры учитель немецкого происхождения В.В. Бауэр (1929-1996 гг.) вспоминал: «Многим подросткам в те трудные военные годы не пришлось закончить свое обучение в школе: на производстве нужны были их руки, да и семьи нуждались в их заработке. Мне же удалось продолжить свое образование» [1, л. 58-59].

Еще более тяжелым было положение дел многих спецпереселенцев, вынужденных проживать в Ханты-Мансийском национальном округе в течение первого послевоенного десятилетия. Они также из-за материальных трудностей почти не имели возможности продолжать свое образование [16, с. 48]. Не случайно, в школах рабочей и сельской молодежи в начале рассматриваемого периода был высоким отсев учащихся в течение учебного года и крайне незначительным было количество учащихся, обучающихся на «4» и «5». Так, в Самаровской школе рабочей молодежи закончили 1947-48 учебный год и сдали экзамены лишь 44 человека [14, д. 264, л. 10] или 43,1% от контингента и только два учащихся из 66-ти в течение учебного года обучались без троек [14, д. 264, л. 23-25]. Школы находились в крайне тяжелом финансовом положении, испытывая большие трудности с организацией учебно-воспитательного процесса.

Во второй пол. 1950-х гг. количество школ рабочей и сельской молодежи в Ханты-Мансийском национальном округе стало стремительно возрастать. Так, к началу 1959-60 уч.г. в регионе функционировали 5 школ рабочей молодежи и 4 школы сельской молодежи с общим числом обучающихся на начало учебного года - 650 человек [14, д. 381, л. 227]. То есть за 10 лет число подобных школ в крае возросло более чем в два раза.

Происходили эти изменения по двум основным причинам. Во-первых, начиная с конца 1940-х гг., в стране стала реализовываться политика всеобщего обязательного семилетнего обучения молодежи, ставшая отражением возросших требований к уровню образования специалистов народного хозяйства. Во-вторых, в связи с разработкой в сер. 1950-х гг. проекта новой школьной реформы и собственными представлениями первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева о дальнейших путях развития образования в стране, вечерним школам стало придаваться особое значение как одной из основных форм получения выпускниками восьмилетних школ среднего образования без отрыва от производства [17, с. 255].

Наконец, в-третьих, в Югре в эти годы были сделаны важные шаги по созданию принципиально новой промышленной базы региона - начались интенсивные геологоразведочные работы. Неуклонно стала возрастать и занятость населения края в промышленности. Например, по данным И.Н. Стася, уже в 1959 г. в геологоразведке работало 4,9 тыс. югорчан [25, с. 141], что составляло 8,6% от всего занятого населения округа. Вследствие этого, в регионе возросло количество рабочей молодежи, не имевшей законченного среднего образования.

В рамках данной политики государство принимало все новые меры стимулирующего характера для того, чтобы сделать получение полного среднего образования максимально выгодным для работающей молодежи. Например, 16 ноября 1959 г. был издан приказ министра просвещения РСФСР «Об установлении сокращенного рабочего дня или сокращенной рабочей недели для лиц, успешно обучающихся без отрыва от производства в школах рабочей и сельской молодежи - вечерних (сменных, сезонных) и заочных средних общеобразовательных школах». В соответствии с данным приказом, рабочие, обучавшиеся в школах, имели сокращенную на два дня рабочую неделю, но продолжали получать заработную плату во время освобождения от работы в размере 50% средней заработной платы по основному месту работы. Кроме того, на период выпускных экзаменов в 11 классе им предоставлялся дополнительный отпуск в размере 30 рабочих дней с сохранением заработной платы. Схожие меры предполагалось применять и по отношению к учащимся в вечерних школах колхозникам [14, д. 431, л. 78-80].

Результаты исследования. Принятые меры не могли не отразиться и, конечно же, заметно отразились на развитии всей системы вечернего образования в Ханты-Мансийском округе. Наиболее рельефно это видно по материалам школьной статистики окружного отдела народного образования.

Таблица

Основные показатели развития сети вечерних школ в Югре

[14, д. 381, л. 227; д. 528, л. 3; д. 668, л. 1; д. 781, л. 1; д. 912, л. 1]

1959 г. 1971 г. 1980 г. 1985 г. 1991 г.

Вечерние сменные общеобразовательные школы, в т.ч.: Всего Сел. 17 Всего Сел. Всего Сел. Всего Сел.

9 4 38 9 39 9 26 1

С очной и заочной формами обучения - - - 32 - 35 - 23 -

Только с очной или заочной формой обучения - - - 4 - 4 - 3 -

Учебно-консультационные пункты - - - - - - - 15 8

Школы, организованные в виде отдельных классов при дневных школах - - - 2 - нет - 25 19

Контингент учащихся 650 чел. - 3471 чел. 12477 чел. 2639 чел. 13609 чел. 3727 чел. 5828 чел. 70 чел.

Численность учителей (включая совместителей) - - 290 чел. 632 чел. 245 чел. 593 чел. 198 чел. 278 чел. 5 чел.

К сожалению, документация, касающаяся развития вечернего образования в Югре в 1960-1980-е гг. не отличается полнотой. Отсутствуют соответствующие данные на протяжении большей части 1970-х гг., обрывочны они и по другим годам. Кроме того, в 1980-е гг., изменились отчетные формы подобных документов, которые только усложняют работу по сопоставлению основных показателей развития вечерних школ Ханты-Мансийского округа в 1960-1980-е гг. Однако даже имеющихся данных достаточно, чтобы сделать определенные выводы.

Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что сеть вечерних школ в регионе в 1959-1985 гг. выросла более чем в 4-ре раза - с 9-ти до 39 общеобразовательных учреждений. Причем двукратный рост произошел фактически уже на отрезке 1959-1971 гг., что, конечно же, было связано со строительством Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, появлением в крае тысяч новых граждан, часть из которых не имела законченного общего образования. Помимо этого, как мы упоминали выше, в 1960-е гг. в вечернюю школу многие старшеклассники шли вынужденно, поскольку школьная реформа 1958 г. ориентировала выпускников 8-х классов на начало трудовой деятельности вместо получения полного среднего образования.

Материалы таблицы указывают также и на то, что уже в 1959-1971 гг. произошел значительный рост общего числа учащихся вечерних школ (в 5,3 раза). Безусловно, в этом отразился как общий рост численности рабочих в Югре, так и государственные меры, направленные на материальное стимулирование той части работающей молодежи, которая стремилась закончить свое образование.

В 1971 - 1985 гг., по данным окружного отдела народного образования, число вечерних школ в Югре выросло более чем в два раза (с 17-ти до 39-ти), а общее количество учащихся вечерних школ увеличилось в 3,9 раза - до 13609 чел.! Более чем в два раза возросло и количество педагогов, работавших в вечерних школах. Данные успехи выглядят особенно значимыми на фоне показателей развития вечернего образования в целом по Тюменской области. Так, в нач. 1982-1983 уч. г. в области функционировало 102 вечерних и заочных школы [10, д. 55, л. 4]. То есть югорские вечерние школы составляли почти 40% от всех школ данного типа в Тюменском крае!

Сеть вечерних общеобразовательных школ росла стремительно даже притом, что государство и школьные власти Ханты-Мансийского округа в рассматриваемый период не могли обеспечить ей нормальных финансово-материальных условий. Как правило, вечерние школы (школы рабочей и сельской молодежи в документации 1950-1970-х гг.) делили площадь с дневными общеобразовательными учреждениями. Это, с одной стороны, было естественно, учитывая недостаток типовых школьных зданий, а с другой, -мешало нормальной работе, как дневной школы, так и вечерней. Например, в 1967 г. директор Сургутской средней школы № 1 А.Н. Сибирцев на августовском городском совещании заявил: «С вечерней школой надо решить вопрос. Они занимаются в трудных условиях и нас стесняют» [26, д. 2, л. 17].

Несмотря на высокие темпы нового школьного строительства в Югре в 1970-1980-е гг., вопрос с приобретением вечерними школами собственных зданий так и не был решен к концу рассматриваемого периода. Так, заведующий Сургутским городским отделом народного образования в 1986-1991 гг. В.Ш. Салахов вспоминал, что лишь единицы вечерних школ даже в годы «перестройки» имели в округе свои собственные помещения. Однако и в этом случае такими помещениями могли выступать, например, приспособленные здания бывших детских садов [20]. Часть подобных площадей с трудом подходила для нормального проведения занятий. К примеру, лишь в 1987 г. была выведена из аварийного помещения школа рабочей молодежи № 4 г. Нижневартовска [14, д. 819, л. 55].

Второй ведущей проблемой в организации вечернего образования региона была наполняемость классов вечерних школ и высокий отсев учащихся с этих школ в течение учебного года. Новые классы для школ рабочей и сельской молодежи набирались с большим трудом. Финансовые же отделы Ханты-Мансийского национального округа выражали недовольство фактами открытия классов с небольшим количеством учащихся, что вело к потерям бюджета [14, д. 431, л. 124]. Несмотря на то, что в 1960-1970-е гг. трудные условия послевоенного времени ушли в прошлое, большой процент обучающихся по разным причинам уходили в течение года из вечерних школ. Так, в сер. 1960-х гг. «из-за слабого контроля со стороны исполкомов рай-

онных Советов за качеством учебно-воспитательной работы» в Югре имел место массовый отсев работающей молодежи из вечерних школ [14, д. 431, л. 39].

В последующие годы в организации вечернего и заочного обучения, несмотря на общий существенный прогресс в развитии системы школьного образования Обского Севера, эти проблемы повторялись с завидным постоянством. Например, в 1969-1970 уч. г. на территории региона функционировало 23 школы рабочей молодежи, в которых обучалось 3009 учащихся. В декабре 1969 г. в городе Сургуте открылась еще одна школа. Однако на конец учебного года в 24 вечерних и заочных школах округа осталось 2217 учащихся. Отсев из школ составил 792 чел. или 35,7%.

Аналогичной была ситуация и в школах сельской молодежи округа. К примеру, в нач. 1966 г. в 2-х школах сельской молодежи контингент учащихся составлял 108 чел., а на конец года сократился до 34 чел. Отсев составил 74 чел. или 68,5%. Заочное обучение при общеобразовательных школах проходили в начале учебного года 750 учащихся, к концу же года их общее количество составляло 496 чел., то есть 66,1% [6, д. 2236, л. 74]. Вышеприведенные цифры объективно отражают большие трудности в работе окружных вечерних и заочных школ, которые в 1960-е гг. ввиду ряда причин не могли обеспечить нормальное протекание учебно-воспитательного процесса, а также нежелание значительной части работающей молодежи получать образование.

В определенной степени невысокие темпы решения проблемы малограмотных в регионе объяснялись партийным руководством округа и недостаточным вниманием педколлективов многих школ к этим вопросам. В частности, в документах, касающихся ситуации в Сургутском районе, отмечалось: «пользуясь бесконтрольностью парткома районо, директора школ, особенно вечерних, игнорируют указания органов народного образования по обучению взрослых в специальных классах школ в Югане, Покуре, Нефтеюганске» [6, д. 2078, л. 71].

Помимо этого, слабо участвовали в работе по ликвидации малограмотности многие руководители окружных предприятий. Эту критику следует признать не совсем объективной, т.к. органы власти Ханты-Мансийского округа в указанные годы не создали соответствующих условий для эффективной работы вечерних школ, а руководители окружных предприятий, решавшие сложные задачи выполнения производственных планов, были не в состоянии оказать действенную помощь окружной вечерней общеобразовательной школе в обучении работающей молодежи.

В целях активизации работы по ликвидации малограмотности среди населения региона в кон. 1960-х - 1970-х гг. в округе стали периодически проводиться смотры-конкурсы «Каждому молодому труженику - среднее образование». Так, по итогам 1972-1973 уч. г. окружком ВЛКСМ отмечал, что на некоторых предприятиях Среднего Приобья были созданы и проводили большую работу комиссии содействия вечерней школе. Особенно плодотворно они работали в НГДУ «Мегионнефть», НГДУ им. В.И. Ленина г. Нижневартовска, Советском ЛПХ, НГДУ «Шаимнефть» г. Урая, НГДУ им. 50-летия СССР г. Сургута, Ханты-Мансийском окружном узле связи. Опыт комиссий содействия школе предприятий г. Урая был рекомендован к обобщению и распространению [13, д. 564, л. 18-19].

Вместе с тем в эти годы работа по реализации задачи - «Каждому молодому рабочему - среднее образование» в Ханты-Мансийском округе, по мнению контролирующих инстанций, находилась в неудовлетворительном состоянии. К примеру, в 1972 г. в Березовском районе ни одна из двух работавших вечерних школ рабочей молодежи: Березовская и Игримская не выполнила народнохозяйственный план по приему учащихся в классы и не смогла предотвратить их отсев в течение учебного года. На конец учебного года в двух школах осталось 165 чел. вместо 310-ти по плану [5, д. 20, л. 3].

В последующие годы, несмотря на большие усилия окружных властей, на территории Ханты-Мансийского округа по-прежнему сохранялся значительный контингент работающей молодежи, не имеющей восьмилетнего и среднего образования. По признанию заведующего Сургутским районным отделом народного образования В.П. Замятина, на территории этого района в 1973 г. числилось 1307 чел. работающей молодежи, имевших образование не более 8-ми классов. В то же время из их числа обучалось в вечерних школах только 115 чел., а в очно-заочных школах всего 152 ученика. Общее количество молодых людей, повышавших свое образование, таким образом, составляло 267 чел., то есть всего 20,5% от всех рабочих с недостаточным образованием [7, д. 21, л. 15].

Схожей была ситуация и в быстрорастущих нефтяных городах. Так, в 1975 г. в г. Сургуте объединенное собрание коммунистов школ и средних специальных учебных заведений отмечало, что данная проблема в городе решалась плохо. В вечерних школах слабо велась работа по сохранению контингента учащихся, низкой была посещаемость занятий. Из 4,5 тысяч молодых рабочих, не имевших среднего образования, всеми формами обучения было охвачено лишь 1450 чел [8, д. 24, л. 4]. Процент обучавшихся рабочих в Сургуте составлял, таким образом, только 32%.

Ко всему прочему, как указывают сведения сургутского исследователя А.И. Прищепы, посещению учащимися вечерних школ мешали порой и другие проблемы. Например, в г. Сургуте в сер. 1960-х гг. на посещаемости вечерних школ отрицательно сказывалась неудовлетворительная работа городского автотранспорта в вечернее время [22, с. 135].

Не способствовало повышению учебной дисциплины обучающихся в вечерних школах и то обстоятельство, что часть работающей молодежи в течение учебного года нередко могла быть направлена предприятиями, где они работали, на выполнение каких-либо внеплановых видов деятельности, вследствие чего посетить школу эти рабочие физически не могли. Так, например, в 1972-1973 уч.г. в Сургутской вечерней школе № 4 начало учебного года было фактически сорвано тем, что предприятия в сентябре месяце отправили свою учащуюся молодежь на уборку картофеля и на сенокос, совершенно не считаясь с потребностями школы [21].

Отчасти в высоком отсеве учащихся из школ рабочей и сельской молодежи были виноваты и сами школы. Например, по мнению бывшего сотрудника Института усовершенствования Югры, вплоть до 1975 г. вечерние школы были забытой категорией. Но во второй половине 1970-х гг. благодаря деятельности ряда руководителей вечерних школ края (Ю.Ф. Виноградов, Л.М. Орлов, В.А. Савина, Юзифович, Гнецких, Харитонов) вечернее образование в регионе вышло на новый уровень. Несмотря на сложный и плотный режим работы данных школ, которые в шутку назывались «ночными», эти директора показали свои высокие организаторские способности. Многие из них стали «Отличниками народного просвещения» и «Заслуженными учителями РФ» [2, с. 74]. Не случайно, уже к сер. 1970-х гг. в некоторых вечерних школах Ханты-Мансийского округа успеваемость учащихся стала достигать 95-96% [21].

Немалое значение в достигнутых результатах играла позиция отдельных предприятий округа, которые уделяли большое внимание обучению своих рабочих. К примеру, в 1979 г. среди таковых окружкомом ВЛКСМ называлась «Нижневартовскнефть» им. В.И. Ленина, комитет комсомола которой держал на контроле посещаемость молодежью организации школ рабочей молодежи, создал во всех цехах предприятия экраны посещаемости и успеваемости, регулярно обсуждал эти вопросы на своих заседаниях и выносил на обсуждение бюро цехов. Однако примеров подобного отношения к обучению работников предприятий в округе все же было немного [13, д. 717, л. 11].

Положительный опыт организации этой работы был создан в рассматриваемый период и объединением «Сургутнефтегаз». По согласованию

между руководством предприятия, вечерней школой и УКП был выбран наиболее удобный режим занятий - сессионный. Во время сессии администрация «Сургутнефтегаза» издавала приказ о направлении в школу группы своих рабочих. Их посещаемость контролировалась партийной организацией предприятия, комитетом ВЛКСМ и профкомом.

С целью сохранить сотрудников организации в вечерней школе руководство компании использовало меры как морального, так и материального поощрения учащихся. Во время сессий повышающие уровень своего образования работники в стопроцентном размере получали заработную плату, награждались бесплатными путевками в дома отдыха, санатории. Учащиеся, окончившие десять классов, поощрялись ценными подарками [13, д. 833, л. 29].

Кроме того, лучшим рабочим присваивалось звание «Отличник учебы и труда». По итогам года таким сотрудникам предусматривалась выплата денежной надбавки в размере 10% зарплаты. Также рабочим, добросовестно относившимся к своей учебе, предоставляли квартиры вне очереди, льготы по устройству детей в детские сады и ясли [14, д. 662, л. 134]. Подобная организация обучения рабочих была максимально эффективной, что проявилось в быстром росте образовательного уровня трудящихся объединения.

В условиях Ханты-Мансийского автономного округа, где средний уровень образования населения не был достаточно высоким, вечерние школы являлись для многих рабочих средством достижения профессионального роста. Отдельные положительные примеры «повышения» на работе в связи с окончанием школы рабочей молодежи распространялись партийными и комсомольскими организациями региона. К примеру, в кон. 1970-х - первой пол. 1980-х гг. таким ориентиром был рабочий Нижневартовского завода по ремонту автомобилей Павел Шуляк. Придя в 4-ю вечернюю школу г. Нижневартовска учеником слесаря, через два года обучения он стал передовиком производства, в результате чего ему был присвоен 2-й разряд. Кроме того, вечерняя школа воспитывала у рабочей молодежи сознательное отношение к обучению, склонность к общественной деятельности. В некоторых случаях рабочие действительно становились активными участниками общественной жизни школы и своих предприятий [10, д. 55, л. 68].

Вместе с тем, следует отметить, что у многих предприятий и учреждений Среднего Приобья, не связанных с нефтегазодобывающим комплексом, не было финансовых возможностей организовать обучение рабочей молодежи столь же качественно. Предприятия зверопромыслового, лесного и рыбного направлений народного хозяйства Ханты-Мансийского округа в 1960 -1970-е гг. функционировали в таких финансовых условиях, что система материального поощрения обучающихся сотрудников у них естественным образом введена быть не могла [23, с. 10]. В результате, в некоторых городах и районах Югры, например, в Нижневартовске, к концу рассматриваемого периода вечернее и заочное образование рабочей молодежи по-прежнему не всегда осуществлялось успешно, каждый седьмой рабочий не заканчивал учебный год [14, д. 660, л. 103].

Еще одной причиной отсева учащихся вечерних школ Югры было то обстоятельство, что, даже в строительстве и на предприятиях топливно-энергетического комплекса региона, несмотря на то, что школа в соответствии с советским законодательством по просьбе учащихся выдавала им справки об использовании учебного дня и отпуска в летнее время, справки на предоставление отпуска в период экзаменов, зачастую эти документы не играли никакой роли, т.к. сам режим работы на предприятиях не позволял учащимся их использовать (аккордные наряды в строительстве, предпусковые и пусковые месяцы в ГРЭС, когда рабочие работали по 12 часов). В летнее время отпуска обучающимся рабочим также не предоставлялись, далеко не всегда осуществлялось и поощрение рабочих, повышавших свой образовательный уровень [21].

Касаясь вопроса о качестве преподавания, следует отметить, что оно во многом зависело от уровня квалификации педагогов вечерних школ, а также комплекса материально-технических и учебно-методических условий их работы. По мере роста и совершенствования этих факторов возрастал и уровень преподавания в школах рабочей молодежи края. К примеру, в 1970-е гг. обком ВЛКСМ отмечал, что на высоком теоретическом и методическом уровне проходили уроки учителей вечерних школ З.К. Гарифуллиной, Т.А. Цене-вой, Л.И. Наумушкиной, Т.И. Колос, Н.А. Табуркиной, Б.Б. Вашаевой и др. Они обеспечивали хорошую посещаемость занятий и сохранение контингента учащихся. Систематически проводились педсоветы вечерних школ, большое место занимала индивидуальная работа с учащимися [10, д. 55, л. 68].

Однако нередко обучение учащихся вечерних школ Среднего Приобья наталкивалось на ряд объективных трудностей.

Во-первых, большинство данных учреждений ввиду отсутствия необходимых учебных площадей располагалось в зданиях общеобразовательных школ. Вследствие этого занятия с рабочей молодежью обычно проходили поздно вечером. Например, в Березовском районе они начинались не ранее 19.30, что максимально затрудняло для учащихся возможность посетить школу. Этот же факт не лучшим образом влиял и на степень усвоения учащимися школьных программ, так как после занятий дополнительные консультации слабым ученикам и пропустившим уроки по уважительной причине учителя давать не могли [5, д. 20, л. 3].

Во-вторых, и само качество проведения уроков в подобных образовательных учреждениях также часто оставляло желать лучшего. Так, при посещении уроков в Игримской вечерней школе выяснилось, что занятия не отвечали современным требованиям. Учителями не были продуманы обучающая и воспитывающая цель урока, вопросы, которые ставились перед учащимися во время опроса и закрепления нового материала [5, д. 20, л. 6].

Объяснение сложившейся ситуации следует искать в тех непростых условиях, в которых работали педагоги Ханты-Мансийского округа. Постоянный приток населения из других регионов страны, увеличение количества рабочей молодежи, не имевшей оконченного среднего образования, создавали дополнительную нагрузку в работе окружного учительства. Это в свою очередь и способствовало ослаблению внимания к методической работе преподавателей вечерних школ.

В числе прочих проблем протекания учебно-воспитательного процесса в вышеназванных образовательных учреждениях следует также назвать отсутствие или неудовлетворительное состояние поурочных планов большинства преподавателей, отсутствие на уроках технических средств обучения. Плохая методическая работа отдельных учителей вечерних школ объяснялась тем, что педагоги этих учреждений были прикреплены к методическим секциям дневных школ, в деятельности которых они принимали лишь пассивное участие [5, д. 20, л. 7]. Отсутствие технических средств обучения на занятиях вечерних школ в большинстве случаев определялось плохим материально-техническим обеспечением этих учреждений. К примеру, во второй пол. 1960-х гг. обкомом КПСС отмечалось, что обеспеченность школ рабочей молодежи Югры учебниками географии, биологии, литературы и наглядными пособиями находилась на неудовлетворительном уровне [9, д. 117, л. 56].

И все же, следует отметить, что в организации вечернего и заочного обучения рабочей молодежи в Ханты-Мансийском округе в рассматриваемый период отделам народного образования региона удалось достичь заметных положительных результатов. В Среднем Приобье процент людей, имевших полное среднее образование, неуклонно возрастал. Как отмечает И.Н. Стась, уже в 1970 г. в Югре доля работников с высшим, незаконченным высшим, средним и неполным средним образованием составляла 84%, в то время как по РСФСР - 55%. При этом исследователь считает, что данные цифры явля-

ются доказательством того, что вечерние школы края в целом справлялись со своей задачей [24, с. 170].

Однако, на наш взгляд, постоянный приток нового населения в округ в течение первой пол. 1980-х гг. не позволил окончательно решить проблему малограмотности трудящихся. Данные приведенной выше таблицы указывают, что в сер. 1980-х гг. была зафиксирована максимальная численность учащихся вечерних школ Югры. Не были ликвидированы и случаи отсева обучающихся из школ рабочей и сельской молодежи ХМАО [12, д. 14, л. 6]. Планы по комплектованию данных общеобразовательных учреждений в сер. 1980-х гг. не выполнялись в Советском и Нефтеюганском районах [11, д. 20, л. 24]. Очевидно, что здесь имеет место недооценка И.Н. Стасем подлинных масштабов миграции в регион недостаточно образованного населения как раз из других территорий России, которая свела на нет все предшествующие успехи учебно-воспитательной работы школ рабочей и сельской молодежи округа.

Тем более неожиданными были те показатели, с которыми встретили вечерние школы Югры распад Советского Союза в 1991 г. Численность данных школ в округе сократилась на треть, а количество учащихся - почти в три раза! Более чем в два раза уменьшилось и число педагогов вечерних школ. В чем причины такого падения? Ответ на данный вопрос лежит в особенностях советской школьной политики в 1960-1980-е гг. Решив 1950-1960-е гг. задачу введения в стране всеобщего восьмилетнего обучения, в 1970-е гг. в Советском Союзе был взят курс на достижение в стране уже всеобщего среднего образования молодежи. Официально он был закреплен в ст. 45 Конституции СССР 1977 г [18, с. 43].

Вследствие этого в школьном образовании Ханты-Мансийского автономного округа, как и в других регионах страны, стало стремительно расти количество учащихся, поступавших после окончания восьмилетнего образования в 9-е классы. Например, в 1984 г. 99% подлежащих обучению молодых людей получали среднее образование [4, д. 8075, л. 18]. Даже за незначительный отсев учащихся из 9-10 классов школ педагогические коллективы дневных общеобразовательных школ края стали критиковаться также строго как до этого за отсев из начальных и восьмилетних школ [14, д. 818, л. 58].

Кроме того, по словам В.Ш. Салахова, в годы «перестройки» усилилась ориентация старшеклассников на поступление в высшие учебные заведения страны, а обучение в вечерней школе не давало отсрочки от службы в армии [20]. Подтверждением данных слов являются сведения по итогам проверки учреждений народного образования г. Нижневартовска за 1987 г. Зам. заведующего окроно З.П. Тюменцева с сожалением констатировала, что в городе постановка профессиональной ориентации школьников на обучение рабочим профессиям была неправильной. Ежегодно снижалось количество старшеклассников, поступавших в профессионально-технические училища и, напротив, возрастала доля молодежи, шедшая в вузы. Так, если в 1985 г. в вузы поступили 40% выпускников нижневартовских школ, а в профтехучилища - 21%, то уже в 1986 г. - 44% и 12% соответственно [14, д. 818, л. 58].

Поэтому неудивительно, что сеть вечерних школ накануне распада СССР начала стремительно сокращаться. Советская молодежь в подавляющем большинстве предпочитала получать полное среднее образование, и учиться в вечерних школах становилось попросту некому. Сокращение учебной нагрузки учителей вечерних школ привело к уходу части педагогических работников этих заведений на другую работу. Если ранее в вечернюю школу Югры вливалась недоучившаяся рабочая молодежь из других областей страны, то теперь в округ также стали приезжать в основной массе люди, уже имевшие за своими плечами полную среднюю школу.

Немаловажным фактором было и то обстоятельство, что вечерние школы давали обучающимся преимущественно общеобразовательную подготовку. Они были востребованы в 1950-1970-е гг. в связи с тем, что эта подготов-

ка на многих предприятиях была недостаточной. В 1980-е гг. более актуальной для промышленных предприятий региона стала профессиональная подготовка молодежи, которая выразилась в создании и развитии специальных учебных заведений таких, например, как Сургутский нефтяной техникум, образованный приказом Министерства нефтяной промышленности СССР от 3 мая 1973 г. [19, с. 68].

Таким образом, следует признать, что сеть вечерних школ Ханты-Мансийского округа в 1960-1980-е гг. сыграла важную роль в повышении уровня общеобразовательной подготовки кадров промышленности региона. Это проявилось в том, что в 1959-1985 гг. значительно выросло как число вечерних школ, так и количество обучавших и обучающихся в них. Эти школы испытывали немалые трудности с материальным обеспечением, занятия в них проходили в позднее вечернее время, сами занятия не всегда проходили на высоком методическом уровне, а молодые рабочие со своей стороны после работы также далеко не всегда готовы были учиться. Следствием вышесказанного были постоянные проблемы с отсевом учащихся данных общеобразовательных учреждений в течение учебного года.

Выводы. В годы «перестройки», в связи с введением в стране всеобщего среднего обучения, сокращением числа работающей молодежи, не имевшей полного десятилетнего образования, а также ростом тяги старшеклассников к поступлению не в профтехучилища, а в высшие учебные заведения, произошло сокращение числа вечерних школ и количества учащихся в них. Данные тенденции, с одной стороны, отражали успехи в развитии школьного образования в СССР, а с другой, - указывали на заметное снижение интереса молодежи страны к рабочим профессиям, ставшее серьезной проблемой развития российского общества в постсоветское время.

Литература

1. Бауэр В.В. Холодная, но родная земля // Памяти магический кристалл: Воспоминания сургутских учителей / Редактор-составитель Ю.А. Дворяшин. -Выпуск 1. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001. - С. 57-59

2. Воспоминания Гурьяновой Людмилы Дмитриевны//История школы в истории судеб: Сборник документов / Сост.: Е.М. Брагина, Л.В. Набокова. - Екатеринбург: «ИД «СОКРАТ», 2004. С. 73-77

3. Гаврилова Н.Ю. Социальное развитие нефтегазодобывающих районов Западной Сибири (1964 - 1985 гг.). Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. 282 с.

4. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-2306. Оп. 76.

5. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО). Ф. 68. Оп. 106

6. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО). Ф. 107. Оп. 1

7. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО). Ф. 113. Оп. 25

8. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО). Ф. 113. Оп. 27

9. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО). Ф. 124. Оп. 191

10. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО). Ф. 1444. Оп. 50

11. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО). Ф. 1444. Оп. 56

12. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО). Ф. 1444. Оп. 58

13. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО). Ф. 1490. Оп. 1

14. Государственный архив Югры (ГАЮ). Ф. Р-5. Оп. 1

15. Зиновьев В.П. Революция 1917 г. - начало русского индустриального проекта // Революционная Сибирь: истоки, процессы, наследие : Сборник статей Все-

российской научной конференции (г. Сургут, СурГУ, 24-25 ноября 2017 г.). Сургут : Печатный мир г. Сургут, 2017. С. 307- 314.

16. Иванов А.С. Образовательная среда и иерархичность на спецпоселении в Западной Сибири (1940-1950-е гг.) //Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2016. Т. 27. № 5 (27). С. 45-57.

17. Иванова Г.М. Советская школа в 1950-1960-е годы - Москва: Фонд «Московское время», 2018. 432 с., ил.

18. Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик : Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. - М. : Политиздат, 1977. 127, [17] с. : ил.

19. Лешукова Е.В. Вклад нефтяного техникума в становление профессионального образования Сургута в 1970-е годы // Северный регион: наука, образование, культура. 2018. № 3 (39). С. 67-72.

20. Полевой материал автора: Кирилюк Д.В.: интервью с В.Ш. Салаховым. Записано 5.11. 2019 г.

21. Полевой материал автора: Кирилюк Д.В.: Коллекция документов Сургутского музея истории народного образования «История образования Сургута с 1966 г. по настоящее время».

22. Прищепа А.И. История Сургута второй половины XX века. - Сургут: Диорит, 2005. 256 с.: ил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Салмин В. Шефская помощь селу //Югра. 1997. №3. С. 10-11.

24. Стась И.Н. Развитие образования как фактор урбанизации Ханты-Мансийского автономного округа (1960-е - начало 1990-х гг.) / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение // Вопросы теории и практики. 2015. № 10 (60): в 3-х ч. Ч. I. С. 167-171.

25. Стась И.Н. Стать горожанином: урбанизация и население в нефтяном крае (1960-е - начало 1990-х гг.) /И.Н. Стась. - Курган: ООО «Курганский Дом печати», 2018. 168 с.

26. Сургутский городской архив (СГА). Ф. 58. Оп. 1.

References

1. Bauer V.V. Holodnaya, no rodnaya zemlya // Pamyati magicheskij kristall: Vo-spominaniya surgutskih uchitelej /Redaktor-sostavitel' YU.A. Dvoryashin. - Vy-pusk 1. - Ekaterinburg: ID «Sokrat», 2001, p. 57-59.

2. Vospominaniya Gur'yanovoj Lyudmily Dmitrievny//Istoriya shkoly v istorii sudeb: Sbornik dokumentov /Sost.: E.M. Bragina, L.V. Nabokova. - Ekaterinburg: «ID «SOKRAT», 2004, p. 73-77.

3. Gavrilova N.YU. Social'noe razvitie neftegazodobyvayushchih rajonov Zapadnoj Sibiri (1964 - 1985 gg.). Tyumen': TyumGNGU, 2002. 282 p.

4. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). F. A-2306. Op. 76.

5. Gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii Tyumenskoj oblasti (GAS-PITO). F. 68. Op. 106.

6. Gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii Tyumenskoj oblasti (GAS-PITO). F. 107. Op. 1.

7. Gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii Tyumenskoj oblasti (GAS-PITO). F. 113. Op. 25.

8. Gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii Tyumenskoj oblasti (GAS-PITO). F. 113. Op. 27.

9. Gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii Tyumenskoj oblasti (GAS-PITO). F. 124. Op. 191.

10. Gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii Tyumenskoj oblasti (GAS-PITO). F. 1444. Op. 50.

11. Gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii Tyumenskoj oblasti (GAS-PITO). F. 1444. Op. 56.

12. Gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii Tyumenskoj oblasti (GAS-PITO). F. 1444. Op. 58.

13. Gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii Tyumenskoj oblasti (GAS-PITO). F. 1490. Op. 1.

14. Gosudarstvennyj arhiv YUgry (GAYU). F. R-5. Op. 1.

15. Zinov'ev V.P. Revolyuciya 1917 g. - nachalo russkogo industrial'nogo proekta // Revolyucionnaya Sibir': istoki, processy, nasledie / Sbornik statej Vserossijskoj nauchnoj konferencii (g. Surgut, SurGU, 24-25 noyabrya 2017 g.). - Surgut : Pechatnyj mir g. Surgut, 2017, p. 307-314

16. Ivanov A.S. Obrazovatel'naya sreda i ierarhichnost' na specposelenii v Zapadnoj Sibiri (1940-1950-e gg.) // Vestnik Kalmyckogo instituta gumanitarnyh issledo-vanij [Bulletin of the Kalmyk Institute for gumresearch Institute of the Russian Academy of Sciences] RAN . 2016. T. 27. № 5 (27), p. 45-57 (in Russian).

17. Ivanova G.M. Sovetskaya shkola v 1950-1960-e gody - Moskva: Fond «Moskovs-koe vremya», 2018. 432 p.

18. Konstituciya (osnovnoj zakon) Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik : Prinyata na vneocherednoj sed'moj sessii Verhovnogo Soveta SSSR devyatogo sozyva 7 oktyabrya 1977 goda. - M. : Politizdat, 1977. 127 p.

19. Leshukova E.V. Vklad neftyanogo tekhnikuma v stanovlenie professional'nogo obrazovaniya Surguta v 1970-e gody // Severnyj region: nauka, obrazovanie, kul'tura [Northern region: science, education, culture]. 2018. № 3 (39), p. 67-72 (in Russian).

20. Polevoj material avtora: Kirilyuk D.V.: interv'yu s V.SH. Salahovym. Zapisano 5.11. 2019 g.

21. Polevoj material avtora: Kirilyuk D.V.: Kollekciya dokumentov Surgutskogo muzeya istorii narodnogo obrazovaniya «Istoriya obrazovaniya Surguta s 1966 g. po nastoyashchee vremya».

22. Prishchepa A.I. Istoriya Surguta vtoroj poloviny XX veka. - Surgut: Diorit, 2005. 256 p.

23. Salmin V. SHefskaya pomoshch' selu // YUgra [Ugra]. 1997. № 3, p. 10-11

24. Stas' I.N. Razvitie obrazovaniya kak faktor urbanizacii Hanty-Mansijskogo av-tonomnogo okruga (1960-e - nachalo 1990-h gg.) / Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. [Historical, philosophical, political, and legal Sciences, cultural studies, and art history. Questions of theory and practice]. 2015. № 10 (60): v 3-h ch. CH. I, p. 167-171 (in Russian).

25. Stas' I.N. Stat' gorozhaninom: urbanizaciya i naselenie v neftyanom krae (1960-e - nachalo 1990-h gg.) /I.N. Stas'. - Kurgan: OOO «Kurganskij Dom pechati», 2018. 168 p.

26. Surgutskij gorodskoj arhiv (SGA). F. 58. Op. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.