Научная статья на тему 'Влияние государственной идеологии на формирование телевизионного образа журналиста'

Влияние государственной идеологии на формирование телевизионного образа журналиста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
237
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / STATE IDEOLOGY / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / TELEVISION / ОБРАЗ ВЕДУЩЕГО / ВНЕШНЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / EXTERNAL IMPACT / THE IMAGE OF THE HOST

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петрова Т.И.

Автор статьи проводит исследование влияния, оказываемого государственной идеологией как фактора формирующего образа телевизионного журналиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of state ideology on the formation of the television image of the journalist

The article describes different aspects of state ideology that influence on forming television appearance of journalist and style and serve of television material. Also the article describes influence of state ideology on the choice of «professional ideology» of journalist.

Текст научной работы на тему «Влияние государственной идеологии на формирование телевизионного образа журналиста»

матривает целую систему пропаганды и рекламы законодательных установлений;

б) различны по объему и направленности материально-финансовое обеспечение вновь принятых нормативных правовых актов и обеспечение уже действующих нормативных правовых актов;

в) с позиций совокупной оценки экономического эффекта от введения в действие нормативного правового акта, довольно проблематично подсчитать все затраты, связанные с его реализацией.

Применительно к обозначенному фактору, влияющему на эффективность нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, сле-

дует сказать, что каждый нормативный правовой акт обязательно должен содержать финансово-экономическое обоснование и делаться это должно на стадии подготовки нормативного правового акта. На сегодняшний день можно констатировать, что финансовое обеспечение правотворческой деятельности и процесса эффективности реализации нормативно-правовых актов недостаточно. В связи с этим органы исполнительной власти прибегают к альтернативным источникам средств, в том числе и посредством дополнительного налогообложения 3. Предполагаем, что было бы более разумно закладывать в бюджет средства с профицитом на потребности законодательных и исполнительных органов в области правотворчества.

Литература и примечания

1. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М. 1995. С. 85.

2. Исаков В.Б. Выступление на семинаре // Сб. материалов международного семинара: подготовка и принятие законов в правовом государстве. М. 1998. С. 127.

3. Бейтс Д. Цена законов //Материалы международного семинара: оценка законов и эффективности их принятия. М.: Издание Государственной думы. 2003. С. 152.

Влияние государственной идеологии на формирование телевизионного образа

журналиста

Петрова Т.И.*

The article describes different aspects of state ideology that influence on forming televisional appearance of journalist and style and serve of televisional material. Also the article describes influence of state ideology on the choice of «professional ideology» ofjournalist.

Редакционная деятельность журналиста обусловлена теми профессиональными требованиями, которые ему предъявляются в процессе его работы. С функциональной точки зрения тележурналист может выполнять различные роли и обязанности: хроникера, репортера, корреспондента, обозревателя, аналитика и т.д. Действия журналиста внутри структуры редакции носят взаимозависимый характер и направлены на выполнение общей функции программы. В свою очередь права и обязанности журналистов регламентируются различными нормами деятельности, принятыми в редакции.

Все это так, если смотреть с обычной точки зрения. Однако не стоит забывать, что любой журналистский телевизион-

ныи коллектив принадлежит определенной редакции, а та в свою очередь — какому-либо каналу, либо же размещает на том или ином телеканале свою продукцию. Сегодня в России работают два государственных и несколько частных телеканалов. Каналы НТВ, СТС, REN TV -частные, то есть принадлежат частным акционерам. Бизнес частной компании основан на принципе самоокупаемости: доходы от основной деятельности должны быть, по крайней мере, не меньше, чем расходы на нее.

«Первый канал» и «Россия» — телеканалы государственные, принадлежат государству и получают деньги от государства (50% акций «Первого канала» принадлежит государству). Экономические за-

Ведущая программы «Дежурная часть» телеканала «Россия».

N

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

ü S I

н

о ф

со

коны в отношении этих компании действуют не совсем так, как в отношении частных телеканалов. Потому что важную статью их доходов представляет господдержка. Поскольку государство рассматривает свои электронные СМИ в большей степени как инструмент политики, нежели как хозрасчетную единицу, то и требования государства к своим телеканалам неэкономические. Иными словами, если к примеру, телеканал «Россия» должным образом освещает происходящие в стране и в мире события, значит, его задачи выполнены.

Принадлежность к тому или иному каналу невольно формирует у журналистов, работающих на них, идеологические взгляды и установки, принятые в данной организации. Понятно, что если канал называют государственным — то он, прежде всего, будет нести информацию, правильно идеологически выверенную под нужные госидеологемы. Если канал позиционирует себя как оппозиционный, то и образы его журналистов будут соответствующие, существенно отличающиеся от образов журналистов государственных телеканалов.

Журналистика как явление и профессия подразделяется на информационную, аналитическую и документально-художественную. Это три способа освоения жизненного материала, проявляющиеся в трех группах жанров. Вне системы жанров эта профессия не существует. Серьезное представление о жанрах — свидетельство профессиональной квалификации журналиста.

Телевидение, возникшее как электронный способ распространения звукозрительных образов реального мира на расстояние и ставшее новым средством массового общения, восприняло функции, методы и формы творчества своих предшественников — печати и радиовещания, значительно обогатив их со временем.

Журналистика, как уже отмечалось, не только творчество (зачастую не столько), но и сфера политической деятельности. Прямая, но чаще скрытая политическая детерминированность обусловлена интересами реальных владельцев СМИ (в данном случае — телеканалов). Ими могут быть и государство, и партия, финансовая группа или даже отдельная личность. Проявляется такая зависимость в программной политике, в перспективном и текущем планировании, в верстке

реальной каждодневной программы. Но программа — это некая целостная содержательная форма, которая как мозаичное панно складывается из отдельных фрагментов. Каждый из них выполняет свою функцию, каждый наделен определенными признаками и качествами. То есть, иначе говоря, принадлежит к тому или иному жанру.

Жанр, выбранный журналистом, непосредственно влияет и на его образ. Сегодня на экране мы можем видеть несколько журналистских образов и стилей. Каждый автор выбирает себе тот или иной тип: кто-то — образ «правдоруба» (типа Андрея Караулова), кто-то (и совершенно сознательно) — ловца сенсаций и «жареных фактов» (Глеб Пьяных), есть и воспитатели, наставники, просветители (Владимир Познер, Николай Сванидзе), есть — стражи демократии, поборники справедливости (Владимир Соловьев), есть — просто наблюдатели жизни, информирующие общество (таких большинство в информационных программах), и так далее. Но вряд ли стоит отрицать, что кто-либо из журналистов откажется от позитивного в целом образа «выразителя общественных интересов».

Президент Соединенных Штатов Барак Обама заявил в интервью журналу «Newsweek», что «вообще не смотрит новости по телевизору»1, а только спортивные программы. В этом отношении наш Президент Дмитрий Медведев — полная противоположность. Всем известен интерес главы государства к медийному пространству, он не раз сам заявлял, что любит новостные программы, хорошо ориентируется в Интернете, а также ведет во всемирной сети свой видеоблог. Присутствие Гаранта в Интернете, его личный форум, который, по его собственному признанию, он сам часто читает, дает ощущение близости Президента к народу и электорату. Также все это позволяет предположить, что Дмитрий Медведев неплохо знает работы некоторых российских журналистов. И возможно, это сознание отчасти повлияло на выбор некоторыми журналистами своего образа.

Президент РФ является носителем определенных идеологем нашего общества. Можно утверждать, что государственная идеология напрямую влияет на экранный образ журналиста. Ее влияние неоспоримо. Другое дело, что эффект от этого влияния может быть диаметрально противоположным. Кто-то из журналис-

тов, воспринимая идеологемы, исходящие от властвующих структур и нацлиде-ров, захочет поддерживать именно эту политику, а кто-то, наоборот, исходя из противоположных взглядов, намеренно становится в оппозицию.

Одна из существующих сегодня точек зрения такова, что журналист живет и действует в мире кривых зеркал, к которым он вынужден приспосабливаться. Телевидение не может быть другим, так как существует в ненормальных условиях. Однако это не совсем так. Пожалуй, можно говорить, что это — точка зрения прошлых лет. Действительно, еще лет пять-семь назад можно было утверждать, что деятельность российских средств массовой коммуникации была ориентирована не столько на население, сколько на различные элиты, которым СМИ нужны не как источник информации, а как инструмент решения пиаровских, политических и иных задач. В отсутствии четкой государственной идеологии, масс-медиа раздиралось на части сразу несколькими группами элит, которые существенно влияли на содержание и формы деятельности электронных СМИ. Власть, бизнес, интеллигенция, структуры гражданского общества — всем хотелось иметь собственную трибуну для вещания. Все это происходило до тех пор, пока сами журналисты не определились в стиле и подаче материала, а также — в выборе формы и собственного экранного образа.

Сегодня модели подачи материала, выпусков новостей выстроены более четко и определенно. А образы журналистов во многом соответствуют каналам и организациям, на которые они работают. Это — своего рода модель и структура, то есть нечто более-менее цельное, пусть и несовершенное. Роль идеологии в этом чрезвычайно важна. Ведь именно идеология позволяет структурироваться обществу изнутри, а значит — приходить из хаоса в нормальное состояние. Можно утверждать, что без государственной идеологии нормальное функционирование общества, и в данном случае, медийного сообщества как гражданского института было бы невозможно.

Для примера возьмем новости. Сегодня новостные программы во многом ориентированы, прежде всего, на население, а не на власть или некие бизнес-стуркту-ры. Для журналистов, которые работают ради людей с нормальной жизненной ориентацией, важно не просто сообщить

о состоявшемся событии, но и предложить оптимальные способы ее переживания или преодоления, или осмысления. А для этого необходим хотя бы минимальный комментарий. Так издавна работал знаменитый британский новостной канал Би-Би-Си. В их эфире всегда есть некая новость, которую обязательно сопровождают комментарии. Минимум два. Они могут идти сразу вслед за сообщением либо минут через 30, но это обязательная норма отношения к новостийной информации, выработанная на протяжении долгого времени британскими и отчасти американскими журналистами. Сегодня такой подход к новостям формируется и реализуется и в нашей стране, а это значит, что телевидение напрямую замкнуто на население.

Сегодня на журналистах лежит особая ответственность, и прежде всего — ответственность за дачу критерия оценки информации, им во многом позволено решать — что давать в эфир, а что — нет. Верстка новостной программы, ее компоновка — высшее проявление журналистского мастерства, требующее большого опыта, политической и гражданской зрелости, подлинного профессионализма. Когда речь идет о критериях оценки информации, сразу возникает вопрос об истоках этих критериев, то есть о том, что называется «профессиональной идеологией». Это некая система взглядов, помогающая журналисту увидеть событие в контексте ситуации, дать ему оценку и либо выдвинуть его на передний план, либо отодвинуть на периферию интересов. «Профессиональная идеология» журналиста напрямую зависит от идеологии государственной.

Считается, что в российской журналистике сегодня существует три типа профессиональной идеологии, которыми пользуются работники СМИ, определяя свои профессиональные приоритеты. Первая связана с идеей влияния на общественное мнение, общественное сознание, общественные чувства и общественное поведение. Журналист при отборе и оценке значимости событий словно «размещает» себя над аудиторией, определяя, что населению надо знать, а что не обязательно.

Вторая идеология связана с концепцией «общечеловеческой интересности». Эта идеология проявляется у журналистов, которые не стремятся повлиять на аудиторию, а просто передают читателям, зрителям, слушателям некие факты и

N

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

N

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

впечатления. В этом отношении особенно показательны были телерепортажи Д. Крылова о других странах, в которых ведущий делился своими впечатлениями от увиденного.

Третья профессиональная идеология, особенно отчетливо проявляющаяся в региональной прессе, опирается на теорию «малых дел». Журналист, придерживающийся такой идеологии, считает, что его призвание заключается в оказании практической помощи реальным людям. Эта идеология очень действенна. Примером подобных программ на федеральном уровне может служить правовая программа «Вести — Дежурная часть», а точнее — ее рубрика «По вашему заданию». В самом названии рубрики заложена идеология конкретной помощи зрителю. Авторы и корреспонденты программы выезжают на задание и снимают репортажи, основываясь на реальных письмах людей с просьбой о помощи. Как работник программы «Дежурная часть» могу сказать, что таких писем в редакцию приходит десятки, а то и сотни в неделю. Корреспонденты «ДЧ», конечно же, не могут реагировать на все обращения (хотя письма читаются все). Но те дела, которые авторы и создатели программы берут «на контроль», как правило, доводятся до логического завершения — то есть помощь людям бывает оказана, а их проблемы — так или иначе решены.

Хочется отметить, что в данном случае авторы программы не выступают в роли стороннего наблюдателя. Образ журналиста в рубрике «По вашему заданию» — это не только и не столько рассказчик новостей. Это — своего рода ревизор, приехавший с проверкой по просьбе населения. Как показывает опыт, чем дальше регион от Москвы — тем сложнее бывает людям достучаться до местной власти. Проблемы, насущные и жизненно важные, зачастую остаются нерешенными, поскольку органы местного самоуправления и их главы не слышат или не хотят слышать просьбы населения. В этом случае людям ничего не остается, как уповать, как это ни странно, только на помощь журналистов. Как достучаться до власти? Кто защитит от произвола местных чиновников? Кому рассказать о проблемах? Как придать их огласке? Это возможно только с помощью СМИ, но более действенным в этом отношении сегодня оказывается современное телевидение. Как показывает опыт работы в программе

«Вести — Дежурная часть», как правило, дело начинает двигаться с мертвой точки только с приездом съемочной группы. Чиновники вынуждены отвечать на острые вопросы журналистов, вынуждены обращать внимание на просьбы, и более того — обязаны на них реагировать. Оказывается, проблемы можно было решить, только для этого понадобились телекамеры федерального канала! Однако журналист в данном случае, как правило, уже является участником событий, который держит на контроле действия местных властей; а его материал, вышедший в эфир, является рычагом, запустившим механизм помощи. Такой, не всегда приглядный образ журналиста- надсмотрщика, увы, бывает единственно верным в подобных ситуациях. Руководствуясь мотивом помощи людям, пытаясь направить то или иное дело в правовое русло, решить вопрос законодательным путем, автор телематериала выступает также и распространителем некоторых государственных идеологем: преодоление правового нигилизма, возвращения доверия к власти, идеологии комфортной страны для комфортного проживания граждан.

Если же говорить в целом об образах журналистов «Вести — Дежурная часть», то, если брать, к примеру, итоговый выпуск программы, то в своих судебных, исследовательских, правовых материалах журналисты «ДЧ» предстают прежде всего как аналитики. Они не просто изучают нравы преступников, судебные дела о бандах, взяточниках, мошенниках и контрабандистах, но постоянно ставят перед обществом такие актуальные проблемы как проблемы наркомании среди молодых людей, заказные убийства, чиновничья коррупция, браконьерство. Активно занимаясь журналистскими расследованиями, авторы программы «ВДЧ» телеканала «Россия» создают образ «работающего» журналиста, который ради постижения истины готов перелопатить груды документов, наладить связи с различными источниками информации, установить связь с телезрителями, организовать и провести собственное расследование и т.п. Корреспонденты итогового выпуска активно погружают зрителя в собственную творческую лабораторию, поэтому при просмотре материалов всегда возникает ощущение сопричастности к расследуемому делу.

Роль государственной идеологии чрезвычайно важна в выборе и формировании

журналистского образа. Работая на государственном телеканале, например, на телеканале «Россия», журналист невольно проникается идеологемами, формирующейся сегодня государственной идеологии.

Какова же должна быть национально-государственная идеология России? Сегодня, как считают многие аналитики, невозможно предложить даже ее эскиз, однако можно указать хотя бы пути ее разработки. Во-первых, идеи, которые составят ее содержание, должны отражать интересы стратегического порядка. Во-вторых, они должны в полной мере учитывать как внутренние, так и внешние условия его существования: исторические традиции, менталитет народа, геополитическое положение страны, экономический, демографический, экологический и целый ряд других факторов. В-третьих, они должны охватывать все сферы общественной жизни: социально-политическую, экономическую, духовную. Исходя из указанных критериев, можно было бы указать на следующие идеи и ценности, которые могли бы выполнять роль ее несущих конструкций: суверенитет, народовластие, возвращение к традиционным ценностям русского народа и других народов России. Во многом эти идеологемы сегодня можно прослеживать в репортажах корреспондентов и в авторских документальных фильмах телеканала «Россия».

Сделаем вывод. Творческая индивидуальность журналиста проявляется и в особой манере письма, и в методах подачи информации, и в тематических ориен-

тациях, и в особенностях авторского мировосприятия, наконец, в выбираемой журналистом роли. На этой основе и возникает публицистический образ автора. При этом мировоззренческие взгляды автора выражаются через систему оценочных суждений, через нравственные представления, через идеи и т.д. На все это так или иначе оказывает влияние коллектив и организация, в которой работает журналист. Также можно утверждать, что «профессиональная идеология» журналистов, ее выбор, напрямую зависит от идеологии государственной.

Понятно, что только в рамках социальной ответственности журналиста может формироваться адекватный времени отбор информации. Журналист, исповедующий принципы гражданского общества, его идеологию, должен ответственно относиться к созданию информационного потока. Его критериальная «решетка» должна пропускать ту информацию, те новости, которые будут способствовать развитию общества, а не его стагнации. Но для этого придется выстроить такую систему регуляторов профессионального поведения, которая опиралась бы на идеи социальной, гражданской ответственности журналиста. Автор той или иной передачи, сюжета должен реально способствовать продвижению и демократическому развитию общества, какой бы образ журналист для себя не выбрал. Эта направленность во многом является сегодня основой идеологии правовых программ на российском телевидении.

N

О!

О) О О

сч

о о о о.

со 2

н о

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.