© 2007 г. И.А. Суховеева
ПРОГРАММЫ КРИМИНАЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ. ФЕНОМЕН УСПЕХА
Сегодня для большинства россиян телевидение является основным источником получения информации. Ежедневно каждый человек проводит у экрана телевизора несколько часов, просматривая различные виды программ, которые предлагают зрителю телеканалы. Палитра этих программ очень разнообразна: от выпусков новостей до развлекательных шоу. Программы на криминальную тематику занимают особое место.
В настоящее время на каждом из трех основных телеканалов - «Первый», «Россия» и НТВ транслируется примерно десять программ криминальной тематики. Трансляция криминальной информации ведется практически круглосуточно. В поле зрения журналистов попадают разные события из жизни криминального мира: разборки в среде авторитетов, мошенничество и коррупция во власти, преступления в сфере бизнеса, а также на бытовой почве. Вся эта информация транслируется зрителям в неограниченном количестве. Поэтому проблема трансляции насилия, жестокости и различной информации криминального содержания на телевизионном экране - одна из наиболее актуальных и острых.
Причину разнообразия программ криминального содержания следует искать в процессе коммерциализации телевидения. Девяностые годы для телевидения были периодом интенсивного развития. На всех телевизионных каналах значительно расширилось время вещания, достигнув в среднем 20 часов в сутки. Существенные изменения произошли в содержании, качестве, количестве и разнообразии телепрограмм.
В конце ХХ в. российское телевидение начинает зарабатывать деньги. Коммерциализация привела к тому, что главной задачей авторов программ стала выгодная продажа возможностей телеэфира. Появилось понятие рейтинг, от которого зависела заинтересованность рекламодателя. Программы на криминальную тему оказались недорогими в производстве и очень рейтинговыми. Все чаще в выпусках новостей стали появляться сообщения и репортажи на криминальные темы.
Передачи на криминальную тематику - это телевизионная продукция, организованная таким образом, что содержание всего выпуска программы составляет информация об уголовных преступлениях, злодеяниях или других событиях, имеющих отношения к процессу нарушения закона теми или иными способами; все телевизионные программы, в которых дается информация о нарушениях закона. В эту категорию включаются:
- передачи, посвященные анализу дорожно-транспортных происшествий, ситуациям, связанным с нарушением правил дорожного движения;
- криминальная хроника, повествующая о последних событиях в преступном мире, поимке и задержании преступников;
- шоу, в которых на примере реальных событий профессиональные судьи рассматривают гражданские и уголовные дела;
- журналистские расследования, стремящиеся показать зрителю картину современной действительности.
Кроме освещения телевизионными ведущими тем преступности и нарушений закона, отличительной особенностью передач криминальной направленности является и использование специфической лексики.
Учитывая все вышеназванные признаки, к передачам на криминальную тематику на современном телевидении можно отнести порядка двадцати программ:
- «Человек и закон», «Федеральный судья», «Поймать вора!», «Специальное расследование» (Первый канал);
- «Дежурная часть», «Суд идет», «Дорожный патруль», «Честный детектив», «Специальный корреспондент» (телеканал «Россия»);
- «Криминальная Россия», «Чрезвычайное происшествие», «Совершенно секретно», «Кома - это правда», «Главная дорога», «Особо опасен!», «Профессия - репортер», «Программа максимум», «Чистосердечное признание» (НТВ).
Для привлечения внимания зрителей авторы каждой программы используют особые приемы создания. Программы на криминальную тему строят новую символическую среду. Они делают «виртуальность нашей реальностью», в результате чего «происходит адаптация человека к криминальным новостям, регулярно смотрящий криминал зритель, вскоре начинает относиться к информации о преступлениях как нормальному будничному явлению действительности» [1].
Можно обозначить несколько основных приемов, которыми пользуются телевизионные ведущие и журналисты при подаче новостей криминального содержания, для наиболее эффективного восприятия сообщения.
1. Подстройка под ситуацию - особая манера освещения событий, подчеркивающая при помощи интонации криминальный характер информации.
2. Использование в речи специализированной лексики, помогающей создать более дружескую атмосферу общения со зрителем, а также усиливающей эффект проникновения в субкультуру преступного мира.
3. Использование экспрессивных выражений, повторений и уточнений, степеней прилагательных для обозначения важности и сенсационности происходящего на экране.
4. Детализирование и мельчайшие подробности, способствующие созданию интересного и захватывающего повествования.
5. Повторяемость сообщений по примеру новостных блоков, т.е. информация, транслируемая в течение дня в нескольких выпусках программы, должна отложиться в сознании зрителя как значимая для создания картины дня.
В различных программах можно выделить приемы, характерные для передачи определенного жанра
или автора. Для репортажей «Вести. Дежурная часть» («Россия») свойственны следующие приемы:
- излишняя детализация с мест преступления (пятна крови на асфальте крупным планом; крупный план преступников, закрывающих руками лицо от объектива камеры и др.);
- использование компьютерной графики для более доступного восприятия материала (маршрут-схема контрабанды ювелирных изделий);
- мельчайшие подробности методов работы нарушителей закона (особенности создания двойного дна в грузовике для транспортировки незначительного по объему груза, специфика сокрытия наркотических веществ и др.);
- использование речевых возможностей воздействия (экспрессивная и жаргонная лексика).
Программа «Чрезвычайное происшествие» (НТВ) также имеет свои особенности подачи материала:
- репортажи, продолжительностью не более 1 минуты 20 секунд позволяют вместить в информационный блок большее число сообщений, а также поддерживают динамику программы, удерживая внимание зрителя;
- к вечеру происходит насыщение криминальной информации и усиливается динамика сообщаемого. Используется больше видеосъемок;
- использование музыки, помогающей создать атмосферу напряженности, в некоторых случаях усиливающей чувство сопереживания происходящему на экране;
- специфическое оформление студии в двух цветах: серый зеркальный металл и красные штрихи. Создает атмосферу причастности к миру холодного оружия, красный цвет наводит на мысли о крови.
Спецэффекты красного цвета используют и создатели программы «Криминальная Россия» («Первый»). Тема получасового выпуска программы - одно преступление. При создании программы автор и режиссер «Криминальной России» используют следующие приемы:
- сознательное упрощение языка для массовой аудитории, зачастую нарушение логических связей с целью заставить зрителя принимать участие в расследовании;
- создающая напряжение музыка на фоне начитки корреспондента, а во время интервью с представителями правоохранительных органов наоборот - звенящая тишина;
- короткие планы продолжительностью не более 3-4 секунд концентрируют внимание зрителя;
- несколько повторов планов для напоминания места происшествия и события, возвращение к описываемому событию;
- использование постановочных съемок, создающих эффект оперативных: плавающая камера, дрожание кадра, призваны доказать зрителю достоверность происходящего на экране;
- оформление материала в черно-белых, кроваво-красных цветах.
Все вышеперечисленные приемы работы не только удерживают внимание зрителей у экрана, но и способны оказать на людей негативное влияние. У зрителя в течение продолжительного времени после просмотра может оставаться ощущение напряженности, возник-
новение чувства страха, опасения, что подобная ситуация может случиться с ним или членами его семьи.
Особенность программы «Федеральный судья» («Первый») - рассмотрение только одного дела. Кроме указанных выше приемов других программ (напряженная музыка и специфическая лексика), основные приемы удержания внимание зрителя остаются психологические: создание таких смысловых конструкций, которые запутывают зрителя и заставляют его склоняться на сторону то обвиняемого, то жертвы. Развязка ситуации следует только в конце часовой программы. Результат для зрителя может оказаться неожиданным. В итоге есть вероятность, что после просмотра передачи зритель еще некоторое время будет размышлять над ситуацией, искать возможные варианты развития событий и ставить под сомнение приговор суда. Таким образом, происходит «оседание» в сознании человека криминальных событий.
Приемы создания «Честного детектива» («Россия») схожи с приемами, используемыми в других программах. Но есть и свои специфические:
- стремление сделать факты сенсационными: съемки в местах, куда обычно не пускают журналистов (например, закрытые автомобильные аукционы Америки и Канады, где по очень низким ценам бизнесмены приобретают битые автомобили);
- большое количество цифр (статистика угонов, сравнение цен и т.д.);
- использование съемок, полученных скрытой камерой, что создает эффект вездесущности репортера и лишний раз должно показать зрителю, что нет ничего недоступного автору расследования.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что приемы подачи криминальной информации имеют особое значение. Задача создателей криминальных программ состоит не только в том, чтобы просто сообщить зрителю новости криминального мира, но и оказать на него влияние, заставить задуматься, осмыслить происходящее, интересоваться криминальной тематикой.
Количественный рост на российском телевидении исследуемых программ является реакцией их создателей на зрительский спрос. Эфир используется преимущественно как наиболее упрощенное средство продвижения товара, а зрители - как примитивные потребители. При этом процесс создания криминальных программ и их размещение в сетке вещания телеканалов строго продуманы. Программы не располагаются в сетке вещания телеканалов хаотично. Они позиционируются в зависимости от жанра, хронометража, рейтинга и других факторов. Проанализировав программу передач, можно сделать следующие выводы:
1. В будние дни программы криминального содержания располагаются таким образом, чтобы зритель мог, переключая каналы, смотреть только криминал.
2. Выбор времени трансляции определяется и жанровыми особенностями передач. Программы оперативной хроники в форме новостей занимают утренние и дневные часы эфира, а авторские передачи и журналистские расследования, а также фильмы-реконструкции транслируются в вечерние часы во время прайм-тайма.
3. Жанровые особенности определяют и размещение программ по дням недели. Например, оперативные хроники и аналитические передачи в большинст-
ве случаев транслируются в будние дни, а журналистские расследования и фильмы-реконструкции - в выходные. От жанра зависит и хронометраж передачи.
4. Все программы имеют закрепленное время в эфире за исключением вечерних выпусков передач-хроник. Программы «Дежурная часть» и «Дорожный патруль» (обе программы телеканала «Россия») в вечерние часы занимают плавающие позиции, которые определяются длительностью транслируемых в эфире художественных фильмов и сериалов.
5. В выходные дни сетка вещания не перегружена программами на криминальную тему. «Первый канал» отказался от этих передач в субботу и воскресенье и сделал выбор в пользу познавательных и развлекательных программ. «Россия» и НТВ в свою очередь тоже ограничили количество криминальных программ, оставив в эфире журналистские расследования в вечернее время.
6. Большинство передач имеет четкое время выхода в эфир в каждый из дней недели, причем в утренние часы оно не изменяется, а в вечерние может корректироваться, но незначительно - от 5 минут до получаса.
Ростовский государственный университет
Все вышеназванные особенности криминальных программ, а также программная политика телеканалов, авторские видение проблем и приемы работы привлекают зрителей к экрану, а рекламодателей к каналу. Захватывающий сюжет, простота повествования, особая тематика - программы криминального содержания популярны, они захватывают все больше эфирного времени. Многообразие подобных программ становится серьезной проблемой современного телевидения, потому что обилие криминальной информации оказывает существенное влияние на формирование образа России. После регулярного просмотра такого рода программ наша страна представляется особо криминализированной. Криминальные новости ежедневно напоминают о большом количестве преступлений, поэтизируют криминальный мир и «открывают глаза» зрителю на современную российскую действительность.
Литература
1. Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. Как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама // Информационный ресурсный центр по практической психологии «ПСИ-ФАКТОР ».
4 декабря 2006 г.