2. Linsky D.V. Concretization of the category "expectation of economic agents" / D.V. Linsky // Natural and humanitarian research. - 2019. - №25 (3). - P.101-109. https://cyberleninka.ru/article/n/konkretizatsiya-kategorii-ozhidanie-ekonomich-eskih-agentov/viewer
3. Kussy M.Yu. preferences and expectations of economic agents as generators of chances in socio-economic processes (concept) / M.Yu. Kussy // Economics and Management: Theory and Practice. - 2018.- Volume 4.- №2.- P.96-104. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_34974517_34776589.pdf
4. 4.4 Krylov V.E. A quantitative assessment of the impact of environmental factors on the organization / V.N. Krylov // Innovative Economy: Prospects for Development and Improvement. - 2019. - №2(36). - P.246-252. https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/kolichestvennaya-otsenka-vliyaniya-faktorov-vneshney-sredy-na-organizatsiyu/viewer
5. Angelina S., Marina B., Quantitative methods in economics Information taken from the exchange website / Author 24: // https://spravochnick.ru/ekonomika/kolichestvennye_metody_v_ekonomike/#ponyatie-i-rol-kolichestvennyh-metodov-v-ekonomicheskom-analize.
6. Penyugalova A.V. Theoretical aspects of economic analysis [Text]: tutorial / A. V. Penyugalova, S. N. Yakovenko, E.A. Ma-miy. - Krasnodar: Education-South, 2015. - 194 p.
7. Sheremet A.D. Complex analysis of indicators of sustainable development of an enterprise / A.D. Sheremet // Economic analysis: theory and practice. - 2014. - 45 (396). - P.2-10.
8. Yakovlev AE, Gabdullina GK Methods of economic analysis in the works of modern economists / // Bulletin of Economics, Law and Sociology. - 2013. - №3. - P.103-107.
9. Penyugalova A.V., Yakovenko S.N., Mamiy E.A. The theory of economic analysis: textbook. allowance. - Rostov O/D.: Phoenix, Krasnodar: Neoglori, 2008. - 183 p.
10. Selezneva N.N., Ionova A.F. The financial analysis. Financial management: textbook. handbook for universities. - M.: UNITI-DANA, 2003. - 639 p.
11. The theory of economic analysis textbook / Under. ed. Ph.D. Kazakova R.P., Ph.D. Kazakova S.V. - M .: Infra-M, 2008. -237 p.
12. Pozdnyakov V.Ya. Analysis and diagnostics of financial and economic activities of enterprises: Textbook. - M.: INFRA-M, 2010. - 617 p.
13. Linsky D.V. Specification of the categories "Economic agent" / D.V. Linsky // Bulletin of the Academy of Knowledge.-2019.- №34 (5). - P.136-145. https://cyberleninka.ru/article/n/konkretizatsiya-kategorii-ekonomicheskiy-agent/viewer
14. Moot J. F. Rational expectations and the theory of price movements / J. F. Moot // Econometrics. 1961. - Issue. 29 (3). -P.20-28.
15. Alekseev A.O. Mathematical modeling of the preferences of economic subjects (agents) / А.О. Alekseev, I.E. Alekseeva // Management of economic systems: Electronic scientific journal. - 2015. - №4 (76). - C20. https://www.elibrary.ru/down-load/elibrary_23608382_14659249.pdf
16. Serkov L.A. Analysis of some problems of dynamic stochastic models of general equilibrium // L.A. Serkov // International scientific journal "symbol of science". - 2015.- №10. - P.80-83. https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_24392682_62475869.pdf.
17. Adigam A.B., Barlybaeva I.A. Qualitative and quantitative methods in economic science: modern state and prospects of interaction / A.B. Adigam, I.A. Barlybaeva // Economic Analysis: Theory and Practice. - 2015. - 32. - P.48-59.
18. Zhuravleva N.N. Application of quantitative methods in the analysis of the author's style and the solution of attribution problems / N.N. Zhuravleva // Bulletin of the Tyumen State University. - 2012. - №1. - P. 150-155.
DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10623
Е.И. Ловчикова - зав. кафедрой экономики и менеджмента в АПК, к.э.н, доцент ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», [email protected],
E.I. Lovchikova - head of the Department of Economics and Management in the AIC, "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", candidate of Economic Sciences, associate Professor.
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА THE IMPACT OF STATE REGULATION ON THE STAFFING OF AGRICULTURE
Аннотация. На сегодняшнем этапе развития аграрной экономики стало очевидным, что государству недостаточно только отслеживать количественные и качественные характеристики кадрового потенциала, но и создавать условия для его эффективной реализации. Стратегической целью должно стать надежное кадровое обеспечение сельского хозяйства, адекватное основным направлениям его устойчивого развития, обеспечивающего, в конечном итоге, продовольственную безопасность страны. При этом необходимо более широкое использование программно-целевых методов управления аграрной сферой, включающих набор нормативных, информационно-методических и организационно-управленческих мероприятий, связанных с воздействием на современное воспроизводство кадрового потенциала и поддержание оптимальной численности востребованных кадров.
При всем разнообразии подходов к формированию аграрной кадровой политики государство никогда не ослабляло рычаги воздействия на кадровую ситуацию в сельском хозяйстве. Другой вопрос в существенных особенностях форм и методов государственного регулирования в условиях рынка. Рыночные отношения изменили и усилили роль государства в системе агропродовольственной политики, в частности в вопросах взаимодействия с сельским рынком труда, мотивации и стимулирования работников в сельском хозяйстве, социальной инфраструктуры и демографии. Необходим новый подход к развитию системы кадрового обеспечения включающий
подготовку и реализацию различных по структуре, целям и задачам кадровых программ на федеральном и региональном уровнях с учетом происходящих изменений в аграрной сфере.
Abstract. At the current stage of the development of the agrarian economy, it has become obvious that it is not enough for the state only to monitor the quantitative and qualitative characteristics of human resources, but also to create conditions for its effective implementation. The strategic goal should be a reliable staffing of agriculture, adequate to the main directions of its sustainable development, which ultimately ensures the country's food security. At the same time, a wider use of program-targeted methods of managing the agrarian sector is necessary, including a set of normative, informational, methodological, organizational and managerial measures related to the impact on the modern reproduction of human resources and maintaining the optimal number of in-demand personnel.
With all the variety of approaches to the formation of the agrarian personnel policy, the state has never weakened the levers of influence on the personnel situation in agriculture. Another question is that in a market, the forms and methods of state regulation have significant features. The market conditions of economic activity have changed and strengthened its role in the system of agri-food policy, especially in matters of interaction with such subsystems as the rural labor market, motivation and stimulation of labor in agriculture, social infrastructure and demographic resources of the village. A new approach to the development of the personnel support system is needed, including the preparation and implementation of personnel programs of various structures, goals and objectives at the federal and regional levels, taking into account the ongoing changes in the agricultural sector.
Ключевые слова: сельское хозяйство, государственное регулирование, экономика, развитие, сельские территории, кадровое обеспечение, государственная программа.
Keywords: agriculture, state regulation, economy, development, rural territories, human resources, state program.
В экономике страны отрасль сельского хозяйства играет особую роль. Оно относится к числу основных отраслей, определяющих поддержание жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей населения в продовольствии, но и в существенном влиянии на занятость жителей сельских территорий.
Уровень развития сельской экономики во многом определяется эффективностью ее рабочих мест, поэтому для обеспечения устойчивого экономического роста сельского хозяйства, необходимо создавать экономически эффективные, оснащенные высокопроизводительной техникой и применяющие современные технологии рабочие места в конкурентоспособных отраслях сельского хозяйства, что будет способствовать формированию рациональной структуры занятости сельского населения и повышению его уровня жизни.
Любое государство, независимо от общественно-политического устройства, осуществляет регулирование экономики и оказывает влияние на выбор направлений социально-экономического развития. В современной западной экономике в сельском хозяйстве, как важнейшей сфере обеспечения продовольственной безопасности, главный принцип свободного рынка, а именно соотношение спроса и предложения, дополняется активным государственным регулированием. Так, в странах Европейского союза регулирование развития сельских территорий осуществляется в рамках Единой аграрной политики ЕС (Common Agricultural Policy - CAP), составной частью которой является политика в области развития сельских районов. Финансирование осуществляет Европейский сельскохозяйственный фонд развития сельских районов (EAFRD): на 2014-2020 гг. выделено 100 млрд евро. При этом финансовые ассигнования получает каждая страна ЕС. Кроме того, создана Европейская сеть по развитию сельских районов (The European Network for Rural Development - ENRD), деятельность которой направлена на объединение всех заинтересованных в улучшении результатов развития сельских районов сторон. Одной из ключевых технологий реализации проектов в сфере сельского развития является проект ЛИДЕР (LEADER), нацеленный на привлечение местных субъектов к разработке и реализации стратегий, принятию решений и распределению ресурсов для развития их сельских районов [6].
В последние годы сельское хозяйство России получило серьезный импульс со стороны государства к своему развитию. Новые меры аграрной политики, привели к активному участию государства в распределении и перераспределении денежных доходов, повышению уровня финансирования сельского хозяйства с усилением роли регионального финансирования, сезонному и универсальному кредитованию отрасли в рамках господдержки, обязательному госстрахованию сельского хозяйства [7]. При этом важнейшим организационно-экономическим инструментом становятся государственные программы.
Целью государственного регулирования является придание процессам организованный характер, упорядочение действий экономических субъектов, обеспечение соблюдения законов, государственных и общественных интересов. Государственное регулирование сельского хозяйства предполагает его осуществление преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного продовольственного рынка, а также аграрного сектора от высокомонополизированных отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохранение и совершенствование функции государства в качестве заказчика и инвестора применительно к условиям переходного периода; содействие развитию рыночной инфраструктуры; поддержание государственного сектора АПК; развитие социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовку кадров для сельского хозяйства.
Орловская область - регион с давними аграрными традициями, в котором успешно решаются задачи по увеличению производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. В стремлении к устойчивому экономическому росту и обеспечению должного уровня конкурентоспособности,
субъектам агропромышленного комплекса требуется выстраивать как эффективную систему управления производством, так и кадрами организации, основным источником которых остаются сельские территории.
В целях усиления государственного регулирования развития сельских территорий Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696 была утверждена государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», ориентированная на период 2020-2025 гг. [1].
Государственная программа включает в себя пять направлений (подпрограмм), в рамках которых будет реализовываться три ведомственных целевых программы и пять ведомственных проектов (таблица 1).
Таблица 1 - Финансовое обеспечение реализации ведомственных целевых программ
и ведомственных проектов государственной программы
Направление (подпрограмма) Наименование ведомственной целевой программы (ВЦП), ведомственного проекта (ВП) Объем финансового обеспечения на 2020-2025 гг.
1. Аналитическое, нормативное, методическое обеспечение комплексного развития сельских территорий ВЦП «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий» 0,4 млрд руб. (0,02%)
ВЦП «Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий» 0,4 млрд руб. (0,02%)
2. Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения ВП «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений» 1058,5 млрд руб. (46,26%)
3. Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях ВП «Содействие занятости сельского населения» 317,9 млрд руб. (13,89%)
4. Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях ВЦП «Современный облик сельских территорий» 690,0 млрд руб. (30,16%)
ВП «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях» 90 млрд руб. (3,93%)
ВП «Благоустройство сельских территорий» 122,3 млрд руб. (5,35%)
ВП «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях» 8,2 млрд руб. (0,36%)
5. Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»
Программой предусматривается охватить широкий круг вопросов развития сельских территорий, среди
них:
- обеспечение сельских семей жильем и улучшение их жилищных условий путем развития строительства, и предоставления ипотечных кредитов (займов) по льготной ставке;
- повышение уровня благоустройства сельских домовладений;
- обустройство инженерной инфраструктуры и благоустройство площадок на сельских территориях под компактную жилищную застройку;
- повышение доступности фельдшерско-акушерских пунктов;
- привлечение на село молодых специалистов;
- ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции;
- благоустройство сельских территорий; повышение уровня обеспеченности сельских населенных пунктов доступом к сети Интернет;
- активизация граждан в реализации инициативных проектов, направленных на решение приоритетных задач развития сельских территорий;
- формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни и др.
Целевые показатели данной программы включают: (таблица 2):
- сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне не менее 25,3%;
- достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохо-зяйств до 80%;
- повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений (т. е. всеми видами благоустройства) в сельских населенных пунктах до 50% [8].
Таблица 2 - Целевые показатели государственной программы «Комплексное развитие _сельских территорий»_
Наименование показателя Годы 2025 год к
2019 (базо- 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2020 году,
вый) п.п.
Доля сельского населения в общей 25,7 25,3 25,3 25,3 25,3 25,3 25,3 -0,4
численности населения РФ, %
Соотношение среднемесячных рас- 67,0 70,0 73,0 75,0 77,0 79,0 80,0 13,0
полагаемых ресурсов сельского и
городского домохозяйств, %
Доля общей площади благоустро- 32,6 35,0 37,0 40,0 43,0 43,0 46,0 17,4
енных жилых помещении в сель-
ских населенных пунктах, %
На реализацию программы предполагается выделить 2288,0 млрд. руб. Из них средства федерального бюджета составят 1061,1 млрд. руб. (или 46,4%), бюджетные ассигнования консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 174,0 млрд. руб. (7,6%), средства из внебюджетных источников - 1052,9 млрд. руб. (46,0%).
Проект реализации госпрограммы включает в себя три основных направления: ведомственные целевые программы «Аналитическое, нормативное, методическое обеспечение комплексного развития сельских территорий», «Федеральные мероприятия по комплексному развитию сельских территорий», ведомственный проект «Современный облик сельских территорий». Их реализация направлена на повышение занятости и благосостояния сельского населения, создание комфортных и благоприятных условий проживания, обеспечение транспортной доступности, а также развитие телекоммуникационной, инженерной и социальной инфраструктуры села.
Об успешности реализации мер, содержащихся в госпрограмме, можно будет судить по степени достижения основных показателей (таблица 3).
Таблица 3 - Показатели реализации проектов, ведомственных целевых программ
Наименование по- Годы 2025 годк
казателя 2019 (базовый) 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2019 году
Разработка и реа- 0,0 0,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 п.п.
лизация механизма
обеспечения ком-
плексного разви-
тия 100% сельских
территорий, %
Информирование 0,0 20,0 35,0 45,0 50,0 55,0 60,0 60,0 п.п.
не менее 60% сель-
ского населения о
мероприятиях,
направленных на
комплексное раз-
витие сельских
территорий, %
Доля сельских 70,0 75,0 80,0 85,0 90,0 95,0 95,0 25,0 п.п.
населенных пунк-
тов, имеющих до-
ступ к сети Интер-
нет, %
Средний радиус 15,0 15,0 12,0 10,0 8,0 7,0 6,0 40,0 %
доступности сель-
скому населению фельдшерско-аку-
шерских пунктов,
км
Уровень обеспе- 65,0 68,0 72,0 75,0 77,0 79,0 80,0 15,0 п.п.
ченности сель-
ского населения
питьевой водой, %
По прогнозам экспертов, к 2025 году реализация госпрограммы, приведет к увеличению уровня доходов сельского населения по отношению к городскому с 68 до 75%, повышению доли благоустроенного жилья с 32,6 до 50%, а также сохранению численности малых сельских населенных пунктов. Для достижения запланированных целей планируется затратить порядка 1,38 трлн. руб., в том числе 1,06 трлн. руб. - из федерального
бюджета. Планируется завершить строительство и ввести в эксплуатацию объекты, которые уже начали создавать в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий». Предложенные мероприятия позволят снизить уровень бедности, повысить занятость селян, создадут комфортные и экологически благоприятные условия для проживания, обеспечат транспортную доступность [4].
На современном этапе, решая важнейшую задачу импортозамещения, формирование и развитие трудового потенциала малых форм хозяйствования приобретает особое значение. Значительный вклад в развитие малых форм хозяйствования вносят федеральные и региональные программы, направленные на поддержку фермерского движения.
С 2018 года государство увеличило финансовую составляющую на поддержку агробизнеса. В Орловской области, в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2025 года» реализуются подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» - мера «Поддержка начинающих фермеров».
В рамках первого пункта подпрограммы «Поддержка начинающих фермеров» - начинающий фермер может получить грант на создание и развитие КФХ только один раз. Полученная сумма должна погашать не более 90 % затрат фермера на приобретение материальных ресурсов КФХ. Каждый получатель гранта в соответствующей форме и в установленные сроки должен представлять отчет в органы управления АПК субъектов РФ, об использовании полученного гранта. Гранты могут быть направлены на покрытие следующих направлений хозяйственной деятельности начинающего фермера.
- разработка проектной документации для строительства (реконструкции) основных производственных фондов;
- приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- приобретение, строительство, ремонт и переустройство основных производственных фондов, а также их регистрацию;
- строительство и ремонт дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
- приобретение сельскохозяйственных животных, семян и посадочного материала, удобрений, ядохимикатов, сельскохозяйственной техники, инвентаря, оборудования для производства и переработки сельско-хозпродукции;
Так же начинающий фермер может потратить выделенную сумму гранта на цели бытового обустройства: строительство, приобретение и ремонт собственного жилья, в том числе погашение банковского кредита (ипотека на покупку жилья), покупка одного грузопассажирского автомобиля, предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, а также подключение жилья к коммуникациям [3].
Второе направление «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» предполагает получение гранта на строительство или модернизацию семейной животноводческой фермы, в том числе комплектацию её оборудованием и покупку сельскохозяйственных животных. Сумма полученного гранта должна погашать не более 60 % затрат КФХ. Каждый получатель гранта в соответствующей форме и в установленные сроки должен представлять отчет в органы управления сельского хозяйства субъектов РФ, о производственных затратах. За счет гранта могут осуществляться следующие мероприятия:
- строительство, реконструкция или модернизация семейных животноводческих ферм, а также производственных объектов по переработке продукции животноводства, включая разработку проектной документации;
- комплектация оборудованием и техникой семейных животноводческих ферм и производственных объектов по переработке животноводческой продукции, а также их монтаж;
- покупка сельскохозяйственных животных.
Тем не менее, с 2016 г. сумма субсидий федерального бюджета, выделяемых на поддержку малых форм хозяйствования ежегодно сокращается. Так в 2019 г. финансирование по сравнению с 2016 г. сократилось почти на 2,8 млрд. руб., составив 7,4 млрд. руб.
Современному сельскому хозяйству требуются высококвалифицированные кадры, так как функционирование отрасли направлено не только на обеспечение регионов продукцией, но и на создание рабочих мест и закрепление молодых специалистов в аграрном секторе экономики [5]. Государственная программа развития сельского хозяйства делает особую ставку на молодежь, формирование и развитие трудового потенциала, который определяет эффективность функционирования хозяйствующих субъектов АПК. У высококвалифицированных кадров должна быть возможность организовать свой быт (обучение, медицина, досуг, транспорт), сопоставимый с городскими условиями. В противном случае молодые жители села рано или поздно станут частью миграционного потока в города. Основные цели программы должны помочь разрешить эти и многие другие проблемы сельскохозяйственной отрасли.
Тем не менее, во время обсуждения проекта и после принятия программы эксперты, одним из ее упущений называют:
- не предусмотрены меры, направленные на постановку человека во главу угла политики сельского развития; сложность привлечения квалифицированных специалистов для работы в сельской местности даже при наличии соответствующих мер поддержки [8].
Проблемы развития сельских территорий России требуют дальнейшего разрешения в направлении совершенствования механизма реализации государственной программы, что возможно с помощью организации системы мониторинга.
Следует признать, что современный уровень качества жизни большинства жителей сельских территорий России остается низким и существенно отличается от города. Значительная часть проблем не решается в течении длительного времени. Недостаточная финансово-экономическая база не позволяет решить проблемы на региональном уровне. В тоже время эффективное использование кадрового потенциала сельских территорий может способствовать не только их развитию, повышению уровня и качества жизни на селе, но и устойчивому развитию страны в целом. Поэтому важнейшей задачей органов государственной власти является целенаправленное регулирование социально-экономического развития сельских территорий.
Таким образом, разработка и реализация государственных программ поддержки сельского хозяйства позволяет увязать цели, задачи, мероприятия, механизм реализации и финансовые ресурсы, а также дает возможность организовать «опережающее управление», то есть формировать тенденции будущего, создавать благоприятные ситуации на рынке аграрного квалифицированного труда. В тоже время оценка эффективности реализации мер государственного регулирования отрасли сельского хозяйства должна проводится на основе системы статистических показателей, характеризующих достижение целей и задач государственных программ, а также влияния мер господдержки на результаты сельскохозяйственного производства.
Источники:
1. Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» 2020-2025 годы. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://government.ru/docs/36905/ (дата обращения 26.10.2020 г.)
2. Ведомственная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий»// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/vedomstvennaja-tselevaja-programma-ustoichivoe-razvitie-selskikh-territorii-utv-minselkhozom/ (дата обращения 30.10.2020 г.)
3. Бураева Е.В., Чистякова М.К. Развитие кадрового потенциала для малого бизнеса в условиях повышения качества жизни населения РФ / Е.В. Бураева, М.К. Чистякова // // Вестник аграрной науки. - 2019. № 3(78). С. 82-91.
4. Прока Н.И. Уровень доходов как индикатор социально-экономической направленности аграрной экономики / Н.И. Прока // Вестник аграрной науки. - 2020. № 4(185) С. 146-153.
5. Медведев А.В. Новые меры закрепления молодежи на селе: молодежный капитал, консультационные пункты, оценочные показатели / А.В. Медведев, Б.И. Шайтан //Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2016. № 3(28). С. 55-57.
6. Савкин В.И., Карпова О.И., Ловчикова Е.И. Экспортный потенциал аграрного сектора России / В.И. Савкин, О.И Карпова, Е.И. Ловчикова //АПК: Экономика, управление. - 2016. № 9. С. 49-55.
7. Шестаков Р.Б., Ловчикова Е.И. Анализ динамики аграрного производства в условиях общей экономической рестрикции / Р.Б. Шестаков, Е.И. Ловчикова // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2017. № 4 (33). С. 65-73.
8. Ускова Т.В., Ворошилов Н.В. Комплексное развитие сельских территорий - задача государственной важности / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов // Проблемы развития территории. - 2019. № 6 (104). С. 7-20.
References:
1. State program "Comprehensive development of rural areas" 2020-2025. [Electronic resource]. // Access mode: http://gov-ernment.ru/docs/36905/ (date of treatment 10/26/2020)
2. Departmental target program "Sustainable development of rural areas" // [Electronic resource]. Access mode: https://le-galacts.ru/doc/vedomstvennaja-tselevaja-programma-ustoichivoe-razvitie-selskikh-territorii-utv-minselkhozom/ (access date 10/30/2020)
3. Buraeva E.V., Chistyakova M.K. Development of human resources for small business in terms of improving the quality of life of the population of the Russian Federation / E.V. Buraeva, M.K. Chistyakova // // Bulletin of Agrarian Science. - 2019. No. 3 (78). S. 82-91.
4. Proca N.I. Income level as an indicator of the socio-economic orientation of the agricultural economy / N.I. Proca // Bulletin of Agrarian Science. - 2020. No. 4 (185) S. 146-153.
5. Medvedev A.V. New measures to secure youth in the countryside: youth capital, counseling centers, estimated indicators / A.V. Medvedev, B.I. Shaitan // Economy, labor, management in agriculture. - 2016. No. 3 (28). S. 55-57.
6. Savkin V.I., Karpova O.I., Lovchikova E.I. Export potential of the agricultural sector of Russia / V.I. Savkin, O. I. Karpova, E. I. Lovchikova // APK: Economics, Management. - 2016. No. 9. S. 49-55.
7. Shestakov R.B., Lovchikova E.I. Analysis of the dynamics of agricultural production in the context of general economic restriction / R.B. Shestakov, E.I. Lovchikova // Economics, labor, management in agriculture. - 2017. No. 4 (33). S. 65-73.
8. Uskova T.V., Voroshilov N.V. Comprehensive development of rural areas is a task of state importance / T.V. Uskova, N.V. Voroshilov // Problems of territory development. - 2019. No. 6 (104). S. 7-20.