Научная статья на тему 'Влияние государственного регулирования на формирование качественных характеристик рабочей силы в сфере домохозяйств'

Влияние государственного регулирования на формирование качественных характеристик рабочей силы в сфере домохозяйств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Н. Л.

В статье рассматривается влияние государственного регулирования на такие области, как здравоохранение, образование, культура, жилищное строительство и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF STATE REGULATION ON FORMATION OF QUALITATIVE CHARACTERISTICS OF THE LABOUR IN SPHERE OF HOUSE FACILITIES

In clause influence of state regulation on such areas, as public health services, formation, culture, housing construction is considered, etc.

Текст научной работы на тему «Влияние государственного регулирования на формирование качественных характеристик рабочей силы в сфере домохозяйств»

Окончание табл. 3

№ п/п Тип свечей Доля в номенклатуре, % Доля в номенклатуре нарастающим итогом, % Объем продаж, шт. Доля от общего объема продаж, % Доля от общего объема продаж нарастающим итогом, % Группа

13 А23-2 5,555 72,215 354 380 1,35 99,02 С

14 А14ДВРМ 5,555 77,77 90 922 0,35 99,37

15 А14ВМ 5,555 83,325 82 080 0,31 99,68

16 А11Р 5,555 88,88 67 000 0,26 99,94

17 АУ14ДВРМ 5,555 94,435 15 250 0,05 99,99

18 СН302А 5,555 100 4400 0,01 100

Всего 100,00 26 235 339 100,00

Таким образом, товарный портфель предприятия ОАО «Роберт Бош Саратов» в случае применения к нему мероприятий по АВС-анализу и анализу рентабельности и исключению из его структуры низкорентабельных и

убыточных позиций продукции станет более сбалансированным на фоне увеличения показателя общей рентабельности продаж готовых изделий.

УДК 330.567.2

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РАБОЧЕЙ СИЛЫ В СФЕРЕ ДОМОХОЗЯЙСТВ

H.A. Козлова,

преподаватель кафедры экономической теории, Поволжский кооперативный институт Российского университета кооперации

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

Постоянные обновление и усложнение производственных процессов, изготовляемой продукции требуют непрерывного повышения качества рабочей силы. На формирование качества рабочей силы оказывают влияние следующие факторы:

1) улучшение природного качества рабочей силы и влияющие на него:

- повышение уровня жизни;

- улучшение качества жизни;

2) повышение функционального качества рабочей силы и влияющие на него:

- общее и профессиональное образование;

- система повышения квалификации;

- опыт работы;

- приобретение смежных профессий;

- мотивация труда;

3) совершенствование системного качества рабочей силы:

- сложившееся отношение к труду;

- морально-психологический климат в домохозяйстве;

- проявление заинтересованности работодателя в своих сотрудниках и забота о них.

Формирование качества рабочей силы в сфере домохозяйств зависит:

- от доходов домохозяйств;

- от имущества, которым обладает домохозяйство;

- от мотивации членов домохозяйств (формирования качества рабочей силы в зависимости от образования, культуры, семейной устойчивости).

В рамках реализуемой концепции реформ проблемам формирования качественной рабочей силы, социальной сфере в целом с самого начала не было уделено должного внимания на государственном уровне. Приоритет был отдан вопросам собственности, переходу к рыночному ценообразованию, приватизации. Однако в современной экономике нельзя достичь высоких результатов, экономя на социальных программах, которые формируют процессы воспроизводства качественной рабочей силы. Реализация этой задачи обеспечивается мерами административного и экономического воздействия.

Административные меры имеют характер запрета, разрешения и принуждения . К таким мерам можно отнести обязательные мероприятия, свя-

занные с оказанием профилактических медицинских услуг населению; обязательное образование в рамках средней школы, запрет на рекламу алкогольных и табачных изделий; стандартизацию деятельности учреждений социальной сферы, квотирование в системе образования с целью поддержания численного соотношения между учащимися, принадлежащими к разным имущественным группам. Это позволит обеспечить продол -жение обучения способных детей из необеспеченных семей за счет государственных средств.

Государственное регулирование в сфере формирования качественной рабочей силы имеет все более расширяющуюся экономическую основу. Государственная политика, направленная на воспроизводство качественной рабочей силы, включает в себя образование, профессиональную подготовку, а также охрану здоровья. В современной экономике улучшение состояния здоровья, влияющее на формирование качественной рабочей силы, требует не только развития системы здравоохранения, но и сопряженного развития других отраслей, оказывающих влияние на здоровье населения. По оценкам специалистов, в системе здравоохранения формируется 10 - 15% здоровья, условия и образ жизни определяют 50 - 55% здоровья, состояние окружающей среды - 15 - 20%. Поэтому кардинальное улучшение качества психофизиологического компонента рабочей силы возможно лишь посредством реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение жилищных проблем, повышение качества образования, совершенствование здравоохранения, проведение мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, повышение качества использования свободного времени, развитие сферы услуг

В настоящее время в улучшении жилищных условий нуждаются 60% российских семей, около 40 млн человек проживают в неблагоустроенных квартирах, около 5 млн человек проживают в строениях, подлежащих сносу как аварийные и ветхие1. В последнее время много говорится об ипотеке, но широкому распространению ипотечного кредитования препятствуют низкие доходы населения, высокая инфляция, отсутствие необходимой правовой базы. Для того чтобы ипотечное кредитование стало массовым, необходимо постепенно внедрять надежную систему страхования. Дороговизна кредитов и огромный по сравнению с западными мерками размер первоначального взноса препятствуют развитию ипотеки. В США процентные ставки составляют 4 - 5% (срок кредитования - 20 - 25 лет), Германии - 4 - 8% (срок кредитования - 25 - 30 лет), России - 9,5 - 19% в валюте, 14 - 18% в рублях (срок кредитования - 10 - 20 лет)2. В Саратовской области создана ОАО «Ипотечная корпорация Саратовской области», которая помогает желающим в оформлении кредитов в других банках и выдает кредиты сама. В 2006 г объем выданных ипотечных кредитов составил 1,2 млрд руб., средняя процентная ставка по ипотечным кредитам - 15% годовых; в 2007 г. намечено снижение процентных ставок до 12%.

Современное состояние российской образовательной сферы характеризуется снижением качества образования, отсутствием стимулов для его повышения, уменьшением удельного веса молодежи в составе работников сферы образования и науки. В последнее время происходит рост количества высших учебных заве-

дений , однако этот рост влечет за собой снижение качества высшего образования. В 1993 г число высших учебных заведений в стране - 626, 2004 г. - 1 046; в 2004 г. выпущены 977 тыс. специалистов, но были направлены на работу 48%, окончивших очные отделения государственных высших учебных заведений3. В последние годы проблема несоответствия полученной подготовки и фактической занятости особенно обострилась. Коренные изменения обусловливают расширение спектра структурных направлений воспроизводства качественной рабочей силы, поскольку появляются новые сферы деятельности и направления приложения производительных способностей человека. Систему подготовки кадров следует переориентировать с узко профессионального на более широкое образование, которое делает интересы и знания человека более разносторонними, что позволяет ему быстро адаптироваться к постоянным изменениям потребностей общества и производства. Для экономики страны необходимо развитие системы непрерывного образования, в рамках которой человек учится на протяжении всей жизни.

Для современной отечественной экономики характерно глубокое несоответствие в воспроизводстве качественной рабочей силы: население России обладает богатым интеллектуальным потенциалом и низким уровнем здоровья. Человек, имеющий плохое здоровье, не может в полной мере реализовать приобретенные знания , навыки, умения, т.е. реализовать свой интеллектуальный потенциал. Поэтому инвестиции в образование при недостаточности инвестиций в капитал здоровья окажутся, по сути, потраченными впустую и не дадут ожидаемого результата. Улучшение состояния здоровья нации требует не только развития системы здравоохранения, ее внутренних структурных преобразований, но и сопряженного развития прочих отраслей, работающих на укрепление здоровья населения.

Одним из факторов повышения эффективности системы здравоохранения является структурная перестройка отрасли. Структура предоставляемых медицинских услуг в России не соответствует потребностям формирования качественной рабочей силы. Очевидным примером таких диспропорций является преимущественное развитие стационарного госпитального лечения в ущерб развитию профилактического и реабилитационного звеньев . Между тем мировая практика свидетельствует о том, что с экономической точки зрения роста качества рабочей силы можно достичь, уделяя повышенное внимание развитию амбулаторно-поликлинического звена. Вместе с тем в структуре профилактических мероприятий следует особо выделить инвестиции, связанные с физической культурой и спортом, которые оказывают значительное влияние на повышение качества рабочей силы посредством развития физических способностей человека, роста его работоспособности.

Рационализация свободного времени субъектов до-мохозяйств является важным направлением роста качества рабочей силы. Неуклонное улучшение жилищных и бытовых условий, дальнейшее развитие бытовых услуг, облегчение работы в домашнем хозяйстве ведут к увеличению свободного времени членов домохозяйств. В его структуре возрастает та часть, которая используется на интеллектуальное развитие и физическое совершенствование, повышение культурно-технического уров-

ня работника. В сфере жизнедеятельности домохозяйства особую значимость приобретает досуг, который создает наиболее благоприятные условия для всестороннего развития личности. Статистика свидетельствует о том, что в настоящее время Российская Федерация значительно отстает по показателю регулярных занятий физической культурой от развитых стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40 - 50% населения, тогда как в Российской Федерации -только 12,2%4. Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью , в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом.

Важным направлением государственной политики является стимулирование роста культуры потребления и быта. В частности, речь идет о пропаганде здорового образа жизни, отказа от злоупотребления алкоголем и курением, рационального питания, что способствует укреплению психофизических и интеллектуальных способностей человека, повышению его производительности, удлинению периода его активной жизнедеятельности. Как демонстрируют исследования, более высокие показатели соотношения веса и роста человека (индикатор долговременного режима питания), а также отдельно роста (показатель, который отражает качество питания

в детстве) тесно коррелируются с ростом объема производства, приходящегося на взрослого работника.

Важным условием воспроизводства качественной рабочей силы является преемственность поколений, которая невозможна без сохранения и передачи потомкам понимания семейных, общественных, гражданских взаимоотношений, обычаев, традиций, верований, технических достижений, культурных ценностей.

В процессе реализации государственной политики в сфере культурной деятельности необходимо исходить из того обстоятельства, что именно культура формирует единство нации, на основе именно этого элемента происходит объединение всех носителей качественной рабочей силы в совокупный производственный потенциал страны. Поэтому государство должно проводить политику, направленную на обеспечение доступности услуг учреждений физической культуры, отдыха, туризма, культурных благ для различных социальных групп населения, прежде всего через государственное финансирование тех услуг, которые имеют нерыночный характер.

1 См.: Материалы VI Съезда Всероссийской политической партии «Единая Россия», ноябрь 2005 г. М., 2005.

2 См.: Мазная Е.А. Роль домашнего хозяйства в развитии рыночных отношений. Самара, 2005. С. 89.

3 См.: Россия в цифрах. М., 2004. С. 123.

4 См.: Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 гг.», сентябрь 2005 г.

УДК 352.071

РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

М.Н. Кондратьева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Ульяновский государственный технический университет

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

С 1 января 2006 г. вступил в силу Закон № 131 о реформе местного самоуправления. Согласно ему государство снимает с себя ответственность за содержание систем ЖКХ, образования, здравоохранения и перекладывает их на плечи муниципальных образований, которые не в состоянии их содержать, поэтому у них будет один выход: либо взвинчивать тарифы на услуги ЖКХ, либо передавать «коммуналку» в частные руки.

Во времена советской власти социальную сферу районов (коммунальную систему, школы, детсады, поликлиники, дома культуры, спортивные сооружения) содержали не муниципальные власти, а крупные предприятия. И содержали неплохо.

За постсоветский период истории в субъектах Российской Федерации сложились различные формы организации местного самоуправления. В некоторых регионах местное самоуправление осуществлялось только на уровне районов и крупных городов (так было, например, в Ульяновской области), в других - на уровне отдельных поселений, в третьих - и на уровне районов, и на уровне поселений. В целом ряде субъектов Российской Федерации вообще не было органов местного самоуправления, а их функции исполнялись территориальными подразделениями органов государственной власти.

Еще более запутанная ситуация была с исполнением полномочий. Местные бюджеты несли расходы по решению вопросов, отнесенных к ведению органов государственной власти, часто не получая от них необходимых финансовых средств. Население не понимало, какой уровень власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.