Научная статья на тему 'Человек - это главное достояние и главный приоритет России'

Человек - это главное достояние и главный приоритет России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1457
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Открывая заседание Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, Президент России В.В. Путин особо отметил, что заседание во многом носит итоговый характер: следует не только оценивать результаты работы над национальными проектами, над демографической программой, нужно вести речь и о газификации, ведь это напрямую связано с социальным самочувствием миллионов граждан, нужно определиться по ключевым направлениям деятельности на перспективу… Какое продолжение будет у национальных проектов? Как использовать опыт национальных проектов для проведения современной социальной политики, в основе которой интересы развития человека, формирование инновационной экономики и гармоничного общества?... Сама переоценка содержания и приоритетов государственной работы это тоже результат национальных проектов. Ещё совсем недавно далеко не всё и не до конца понимали, какое значение может иметь эффективная социальная политика для экономики, для страны в целом, для общества. Но, на самом деле это самое главное для всех уровней власти и управления. Речь об инновационном развитии экономики, об укреплении обороноспособности страны, о развитии целого ряда секторов экономики не имеет никакого смысла, если человек не чувствует отдачи, а отдача как раз в социальной политике: образование, здравоохранение, жильё, нормальная социальная среда в сельском хозяйстве, с жизнью которого связаны около 40 миллионов человек в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек - это главное достояние и главный приоритет России»

ЧЕЛОВЕК - ЭТО ГЛАВНОЕ ДОСТОЯНИЕ И ГЛАВНЫЙ ПРИОРИТЕТ РОССИИ

28 февраля в Кремле прошло заседание Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Предлагаем вашему вниманию отчет о заседании.

Открывая заседание Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, Президент России В. В. Путин особо отметил, что заседание во многом носит итоговый характер: следует не только оценивать результаты работы над национальными проектами, над демографической программой, нужно вести речь и о газификации, ведь это напрямую связано с социальным самочувствием миллионов граждан, нужно определиться по ключевым направлениям деятельности на перспективу.

Какое продолжение будет у национальных проектов? Как использовать опыт национальных проектов для проведения современной социальной политики, в основе которой — интересы развития человека, формирование инновационной экономики и гармоничного общества?

Сама переоценка содержания и приоритетов государственной работы — это тоже результат национальных проектов. Еще совсем недавно далеко не все и не до конца понимали, какое значение может иметь эффективная социальная политика для экономики, для страны в целом, для общества. Но на самом деле это самое главное для всех уровней власти и управления.

Речь об инновационном развитии экономики, об укреплении обороноспособности страны, о развитии целого ряда секторов экономики не имеет никакого смысла, если человек не чувствует отдачи, а отдача — как раз в социальной политике: образование, здравоохранение, жилье, нормальная социальная среда в сельском хозяйстве, с жизнью которого связаны около 40 миллионов человек в Российской Федерации.

Многие говорили правильные слова на митингах и призывали к активным действиям, но жизнь людей и состояние социальной отрасли

от этого годами не менялись. Даже в начале 2000-х гг. смертность населения значительно превышала уровень рождаемости, школы и больницы продолжали ветшать, а по-настоящему качественное здравоохранение и образование было доступно лишь людям с высокими доходами у нас в стране, а у кого доходов побольше, те вообще предпочитали выезжать в ближнее или дальнее зарубежье.

Приток новых кадров в школах и поликлиниках практически остановился, а компьютер, и тем более Интернет, в школе оставались запредельной мечтой, тем более для сельской местности.

В 2005 г., заявив национальные проекты, мы фактически впервые за всю новейшую историю России сказали: человек — это главное наше достояние и главный наш приоритет. И не просто сказали об этом, но и подкрепили эту позицию политической волей, сконцентрировали на этом направлении серьезные финансовые, материальные средства и административные ресурсы. Мы сделали это с умом, не спеша, просчитывая и макроэкономические последствия принимаемых решений.

Подавляющее большинство поставленных в проектах задач выполнено. Больше того, они дали серьезный толчок для развития других отраслей: для науки, сферы высоких технологий, да, по сути, для всей экономики. Нам не просто удалось решить целый ряд социальных и экономических проблем — мы смогли, причем по самым принципиальным позициям, вернуть доверие к власти.

Сделать фактором жизни социальную ответственность и обеспечить реальную поддержку столь значимых общественных начинаний было крайне важно. Важнейший результат и в том, что отработан современный проектный подход в государственном управлении и бюджетном планировании. Очевидно, эти механизмы и впредь необходимо

- 3

использовать и развивать. Сейчас основная работа уже должна разворачиваться на уровне регионов и муниципалитетов, но при самом действенном прямом участии федерального центра.

Сегодня можно с полным основанием утверждать, что цели, выбранные два года назад, правильные, и впредь они должны стать для нас долгосрочными национальными приоритетами, фактически неотъемлемой частью концепции развития России до 2020 г. Эту концепцию сейчас дорабатывает Правительство РФ в практическом ее измерении.

В целом речь должна идти о формировании вокруг человека современной социальной среды, которая работает на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение его доходов и личной конкурентоспособности.

Каковы ключевые аспекты такой политики?

Во-первых, нужны новые механизмы включенности институтов гражданского общества, экспертов, профессиональных сообществ в процесс формирования социальных программ, а также в процедуру оценки их эффективности. По большому счету, уже сейчас нужно вплотную подойти к общественному аудиту всех решений и действий власти в области социальной политики.

Второе — это создание реальной конкурентной среды в социальной сфере. До тех пор пока государство здесь фактически конкурирует само с собой. Необходимо увеличить перечень поставщиков социальных услуг, и это даст дополнительные возможности выбора для самого человека, заставит подтянуться бюджетников, даст новый импульс развитию малого бизнеса и предпринимательства.

Третье. Реализация новой социальной политики должна идти на базе самых современных инновационных технологий. Речь не только о техническом перевооружении образования, медицины, строительства либо работы в аграрном комплексе, но главное — о новых способах и методах проведения социальной политики. Она сегодня очень нуждается в привнесении современных подходов к управлению, нуждается в высококвалифицированных, по-современному мыслящих менеджеров.

Первый вице-премьер Д. А. Медведев выступил с докладом, в котором подчеркнул: национальные проекты не принесли бы значительных результатов, не будь здесь поддержки гражданского общества и различных политических сил, заинтересованного участия регионов и муниципалитетов и опоры на профессионализм и инициативу наших граждан — всех, по сути, кого и затрагивают эти национальные

4 -

программы: учителей, врачей, строителей, селян. При этом работа над реализаций проектов жестко увязывалась с достижением на каждом этапе целевых показателей.

О ключевых результатах совместной работы — прежде всего, начала увеличиваться средняя продолжительность жизни, ежегодно сейчас она увеличивается более чем на год. За два года почти на 10 % снизилась смертность населения, смертность населения в трудоспособном возрасте снизилась, по предварительным оценкам, на 20 % по отношению к уровню 2005 г., прирост рождаемости составил почти 10 %. Были запущены масштабные, охватившие большинство граждан программы по сохранению и укреплению здоровья. В рамках национального проекта 13 млн человек смогли пройти диспансеризацию, а 60 млн были сделаны прививки. Значительно снизился уровень инфекционных заболеваний. По программе родового сертификата качественная медицинская помощь была обеспечена более чем 2,5 млн женщин и новорожденных. Программа родового сертификата оказалась одной из наиболее удачных.

Поставка нового диагностического оборудования сократила время ожидания в очередях, повысила качество обследований. Более 300 тыс. пациентов получили высокотехнологичную медицинскую помощь, значительная разница по сравнению с тем, что было до начала реализации национального проекта. Существенно обновлена база оказания первичной медицинской помощи, проведена масштабная переподготовка медицинского персонала.

Дополнительная поддержка лучших специалистов и учебных заведений стала важнейшим направлением проекта образования, треть учителей прошла переподготовку, каждая десятая школа страны получила средства на реализацию инновационных программ. Эти школы стали центрами распространения новых образовательных технологий в регионах. Полностью завершено оснащение школ Интернетом, а это уже очевидный шаг к формированию новой образовательной среды, внедрению современной модели образования. Сегодня всячески осуществляется поддержка тех учителей, которые внедряют в своей работе инновационные программы.

На это, в частности, направлена программа грантов, эти гранты получили более 20 тыс. лучших педагогов, одновременно поощряются и лучшие ученики, почти 11 тыс. из них тоже была оказана поддержка. Созданы и развиваются по принципиально новым образовательным программам биз-

нес-школы, а также федеральные университеты, которые должны обеспечить регионы квалифицированными кадрами и новыми технологиями.

Два последних года средний темп прироста объема жилья составил 18 %, что в три раза превышает показатели 2005 г. Только в прошедшем году в стране было построено более 710 тыс. квартир и индивидуальных жилых домов. Во всех субъектах Федерации появились ипотечные программы для молодых семей, а во многих — и для работников бюджетной сферы. В целом доля сделок с использованием ипотечных жилищных кредитов уже увеличилась до 14 % от общего количества сделок, заключаемых гражданами по приобретению жилья. Это уже значимый фактор решения жилищной проблемы. В 2006—2007 гг. газифицировано 1 200 населенных пунктов, 4,4 млн квартир и домовладений, на природный газ переведены 23 тыс. коммунально-бытовых предприятий, 5 тыс. сельских котельных.

Национальный проект развития АПК показал серьезный потенциал роста у российского села. Люди здесь умеют и готовы работать, обновлять и расширять производство, внедрять передовые технологии, выходить на рынок с конкурентной продукцией. И они поверили, что на государственную поддержку можно положиться. В 2007 г. средняя заработная плата в аграрном секторе выросла практически на треть против 25 %, которые демонстрировали другие отрасли, это в среднем по экономике. Число прибыльных предприятий возросло с 58 до 73 %, уровень рентабельности — с 7 до 15 %. За этими цифрами большая работа. Все это свидетельствует, что неперспективных отраслей и секторов не бывает, а бывают лишь бесперспективные методы работы, нежелание заниматься тем, что было серьезно запущено в прежний период.

Национальные проекты — это не разовая мера, это наша долгосрочная политика. Инвестиции в человека, в его образование, здоровье, в качество жизни стали ключевой идеей развития страны. И сейчас мы вплотную подошли к формированию на базе национальных проектов новой социальной политики — политики развития человеческого потенциала, такой, которая должна открыть широкие и равные возможности для самореализации наших граждан.

Каковы основные направления этих действий? В первую очередь, это задача сбережения, сохранения нашего народа. Уже в ближайшие три-четыре года необходимо добиться стабилизации, а затем и роста численности населения. Одновременно с этим резко сократить уровень смертности людей

трудоспособного возраста, создать условия для долгой и здоровой жизни человека.

Зрелый возраст, старость должны быть иначе воспринимаемы в обществе, должны перестать быть синонимами слабого здоровья и беспомощности. Современная эффективная медицина в развитых странах уже позволяет людям старшего поколения жить полной активной жизнью, и мы обязаны добиться такого же состояния в России.

Еще одна первостепенная задача — это значительное снижение материнской и младенческой смертности. И здесь дальнейшее развитие получат программы родового сертификата, раннего выявления заболеваний и оказания высокотехнологичной медицинской помощи новорожденным. В ближайшее время будут открыты 23 новых перинатальных центра.

У нас сейчас активно возрождается ценность таких важнейших понятий, как семья, родной дом. Год семьи, объявленный Президентом России, призван привлечь внимание к этим важнейшим для нашего государства проблемам. И мы знаем, что Год семьи в регионах проходит под лозунгами, которые были объявлены здесь, и самое главное, что они проходят на основе региональных же программ.

В этой связи мы продолжим развитие всех форм поддержки семей с детьми, включая индексацию пособий, размера материнского капитала, расширение сети дошкольных учреждений.

Что касается совершенствования медицинского обслуживания населения, оно должно идти по трем основным направлениям. Первое — это изменение системы финансирования медицинских учреждений: страховой полис должен стать универсальным документом для получения медицинской услуги любого уровня, и соответственно медицинская страховка должна стать главным финансовым источником для получения средств лечебным учреждением или организацией, ровно так, как сегодня работает родовой сертификат, об успешности конструкции которого я сказал.

Для того чтобы эта система заработала в полной мере, требуется большая подготовительная работа, которую уже начали в экспериментальном порядке в целом ряде регионов. В том числе нужно принять медико-экономические стандарты, должно быть определено, сколько стоит та или иная медицинская услуга, излечение от той или иной болезни. Соответственно должна быть сформулирована программа государственных гарантий, подкрепленная источниками финансирования. В конечном счете, должна быть создана конкурентная среда оказания медицинских услуг организациями всех форм

- 5

собственности. Нужно дать людям право выбора такой услуги и соответственно организации, а медицинским работникам — возможность достойной оплаты труда, соответствующей объему и качеству оказанных услуг.

Второе. Нужно выстроить таким образом систему подготовки и переподготовки медицинских кадров, чтобы их знания соответствовали новейшим достижениям современной медицины.

Третье. Необходимо обеспечить технологическое перевооружение отрасли, причем не только за счет государственных средств, но и внебюджетных источников, за счет частного капитала. И, наконец, нельзя забывать о разграничении полномочий в этой сфере.

О других важных аспектов оказания медицинской помощи. Так, доступность качественной, специализированной и высокотехнологичной медицины не должна означать строительства хирургических центров в каждом поселке, это просто невозможно, но она должна означать другое: что каждый человек вне зависимости от места его жительства может получить такую услугу — более того, он сам может выбрать себе врача.

Дорогостоящее оборудование, которое достаточно активно стали поставлять в регионы, не должно простаивать ни минуты, от него должна достигаться полная отдача, а также возможность его своевременной замены, потому что оно имеет ценность только тогда, когда соответствует самым современным представлениям о медицине.

Высококвалифицированные специалисты, хирурги, другие специалисты не должны проводить одну операцию в неделю, а должны работать, как их зарубежные коллеги, проводя соответствующие операции по нескольку раз в день. Тогда и зарплата, и уровень квалификации будут соответствующими.

Наконец, необходимо широкое продвижение в обществе самой идеи здорового образа жизни. С самых ранних лет необходимо закладывать у человека ответственное отношение к своему здоровью и уже в школе необходимо учить, как противостоять факторам риска, таким как злоупотребление алкоголем, потребление наркотиков, курение. Очевидно, что только концентрация внимания и ресурсов на профилактических мероприятиях, на создании комфортных и безопасных условий жизни позволит сохранить здоровье человека. Это гораздо эффективнее, чем впоследствии тратить на это десятки миллиардов рублей.

Безусловно, необходимо возрождать традиции массового спорта и физической культуры. Мы

6 -

планируем создать условия для значительного увеличения числа граждан, которые занимаются спортом. До 2015 г. в России будут построены не менее 4 000 спортивных сооружений, в основном при общеобразовательных учреждениях и по месту жительства, то есть спортом можно будет заниматься в залах, на стадионах, в других спорткомплексах так называемой шаговой доступности. Сейчас эта работа довольно активно стала идти, большой вклад в эту работу вносят наши регионы.

Хорошее качественное образование всегда было ключом к успеху и достатку, это основа карьерного роста, повышения уровня жизни в семье и это основа воспитания человека, формирования его мировоззрения на годы вперед. Но в современном обществе формируются и действуют принципиально иные требования к образованию. Нам необходимо серьезно, постоянно и скрупулезно работать над совершенствованием этой сферы, всех ее сегментов, начиная от дошкольного и заканчивая высшим профессиональным образованием.

Для того чтобы развивать дошкольное образование, делать его реально общедоступным, необходимо отделить финансирование самой образовательной услуги от расходов по содержанию детей. Сегодня далеко не все родители отправляют своих детей в муниципальные детские дошкольные учреждения, треть детей сидит дома с мамами, нянями либо в частных яслях и детских садах. Наша конституционная обязанность — обеспечить всем детям доступное бесплатное дошкольное образование, причем наполнить его современными знаниями, действительно необходимыми для ребенка в этом возрасте, в том числе подготовить его к школе для быстрой адаптации к школьному периоду. Такой опыт работы в регионах имеется, и ничего сложного здесь нет, требуется просто этим заниматься в повседневном режиме.

Следующий уровень образования — это школьное образование. Здесь закладывается база знаний и воспитания ребенка. От того, какие основы заложены в школьный период, как формировался человек, во многом зависит его последующая жизнь. По сути, на государство ложится колоссальная ответственность за дальнейшую судьбу человека. Несмотря на то, что школа является сегодня муниципальным учреждением, государство в целом — то есть и Федерация, и регионы, и муниципальные образования — несут всю полноту ответственности за политику в этом сегменте образования.

О профессиональном образовании. Мы должны готовить по-настоящему востребованные кадры. Для этого будем укреплять взаимодействие

с работодателями в образовательном процессе, продолжим поддержку инновационных образовательных учреждений как своеобразных точек роста, будем работать над укреплением материально-технической базы всего образовательного процесса.

Еще одно важнейшее направление — интеграция образовательной среды и науки. В 2009 г. из федерального бюджета планируется направить 5 млрд руб. на поддержку не менее 50 сетевых инновационных программ, как межвузовских, так и реализуемых в рамках совместной деятельности вузов, научных и производственных организаций. Это продолжение той работы, которую мы вели в последние два года по грантам, которые получали ведущие наши университеты.

Как и в сфере здравоохранения, необходимо серьезным образом пересмотреть подходы к финансированию учреждений образования, оно должно быть построено так, чтобы объем получаемых денежных средств был жестко увязан с объемом и качеством предоставляемых услуг. По таким же принципам должны внедряться современные системы оплаты труда педагогов, в основе которых тоже результат конкретной работы.

И в завершение темы о тех подходах, которые должны стать общими в модернизации образования и здравоохранения, всей социальной сферы в целом. Наше образование и здравоохранение должны стать открытыми и гибко реагировать на запросы человека, общества в целом. И надо, прежде всего, создать эффективно работающие, независимые системы оценки качества предоставляемых услуг. Совместно с профессиональным сообществом, другими институтами общества предстоит выработать, внедрить и постоянно развивать новые стандарты в образовании и здравоохранении, они должны основываться на лучших сегодняшних образцах.

Нам следует развивать реальную конкуренцию в социальной сфере, в том числе путем создания налоговых возможностей для организаций разных форм собственности. Очевидно, что такая конкуренция будет способствовать повышению мотивации работников и будет приводить к выдавливанию с рынка услуг низкого качества. В непосредственной связи с этим находится и формирование справедливых цен в социальной сфере.

Теперь о задачах в сфере жилищной политики. Сегодня нам уже нужно другое жилье — жилье нового качества, комфортности, экономичности. Увеличивая объемы строительства, мы не должны утратить исторический и архитектурный облик наших городов и поселков. В некоторых муници-

пальных образованиях можно вообще отказаться от многоэтажного строительства; с другой стороны — практически отказаться от возведения панельных домов образцов 1960 — 1970-х гг.прошлого века: строить только современные панельные дома.

Нужно стремиться к тому, чтобы гораздо больше людей имели возможность построить собственный дом на своей земле. При наших огромных земельных площадях это вполне реально сделать. Но чтобы добиться поставленных целей, нужно кардинальным образом изменить подходы к жилищному строительству, к организации строительного комплекса страны. Проекты комплексного освоения территорий должны иметь всю необходимую для жизни людей инфраструктуру, включая социальную, дорожную, транспортную. Пора уже эту работу по формированию комплексных проектов по подготовке градостроительной документации завершать.

На федеральном уровне и дальше будет оказываться поддержка регионам и муниципалитетам в программах развития инженерной и коммунальной инфраструктуры, а если она будет строиться за счет средств частных инвесторов, она может им и принадлежать.

Крайне важно сократить до минимума количество согласительных процедур в строительстве, надо ясно понимать, что существующие барьеры в конечном счете оплачиваются из кармана тех граждан, которые получают жилье. Во многих случаях именно в результате таких действий и развивается коррупция.

Особое внимание следует обращать на создание комфортных условий для жизни людей с ограниченными возможностями. У нас до сих пор многие инвалиды просто заперты в четырех стенах, и для них непреодолимой преградой становится просто обычная ступенька в доме или бордюрный камень. Необходимо здесь изменить нормы проектирования, причем уже в текущем году.

Строя больше и лучше, нужно постоянно помнить про доступность жилья и уделять социальным аспектам жилищной политики больше внимания. Очередникам, гражданам с низкими доходами должны быть предложены различные формы государственного содействия, включая предоставление субсидий, поддержку их участия в жилищно-строительных кооперативах, адресную помощь молодым семьям, льготные ипотечные программы. При этом нужно учитывать и существующий мировой опыт, не забывая и об опыте негативном. К примеру, нужно продумать, как укрепить и защитить ипотечную систему.

- 7

Долгосрочным приоритетом должно стать и комплексное развитие сельских территорий, имея в виду как реализацию уникального аграрного потенциала России, так и повышение качества жизни сельского населения, прежде всего за счет развития инфраструктуры, создания новых рабочих мест, роста доходов и эффективности хозяйств. Решению этих задач призвана содействовать уже принятая государственная программа. Финансирование ее мероприятий из федерального и регионального уровня превысит один триллион рублей (это государственные средства), не менее чем 500 млрд руб. поступят в отрасль в виде прямых частных инвестиций — итого не меньше чем полтора триллиона рублей.

Планируется повысить эффективность использования сельхозземель, основного ресурса АПК. Здесь главное — появление эффективного собственника на каждом земельном участке. Необходимо окончательно урегулировать все вопросы, связанные с полноценным оборотом земель сельхозназначения, включая финансовую и организационную поддержку регионам для упорядочения права собственности на сельхозземли.

Уже в ближайшие годы должны возрасти темпы технического перевооружения отрасли. В сельское хозяйство будет поступать более производительная и ресурсосберегающая техника. Надо также продолжить работу над качеством сельской жизни: современные школы, ФАПы [фельдшерско-акушерские пункты], клубы — все это неотъемлемая часть жизни на селе, и этим тоже нужно заниматься.

Наконец, несколько слов о газификации страны. Доступность газа — это совершенно другое качество жизни, один из неотъемлемых признаков благополучия. Сегодня уровень газификации составляет порядка 60 %, в 2008 г. газ придет еще более чем в 400 населенных пунктов. Уже в обозримой перспективе предстоит полностью газифицировать все территории, но, естественно, там, где это технически осуществимо и в этом есть потребность. Для страны это важнейшая социальная задача.

По поводу эффекта от реализации национальных проектов — когда работа только начиналась, нередко приходилось слышать абсолютно скептические оценки. Сейчас ситуация иная: все-таки люди увидели реальные перемены и почувствовали, что в результате этой работы жизнь стала меняться к лучшему Уровень доверия ко многому обязывает, он дает реальную возможность добиться большего.

Министр образования и науки А. А. Фурсенко в своем выступлении отметил, что приоритетный национальный проект стал практическим инс-

8 -

трументом запуска системных изменений в сфере образования. Но одновременно с институциональными изменениями предпринятые шаги позитивно сказались на условиях жизни многих граждан. Так, более чем в два раза, до 30 %, возросло число детей, которые учатся в современных школах, к 10-му году такую возможность получат не менее 70 % ребят.

Наряду с подключением всех школ к Интернету более чем в два раза за время работы национального проекта увеличилось количество в этих школах компьютеров. На сегодняшний день свыше 40 % учителей активно используют их в работе. Через несколько лет все учебные места в школах будут объединены в информационную сеть. С участием лучших учителей разрабатываются интерактивные электронные образовательные ресурсы, сегодня в открытом доступе размещены 40 тыс. таких разработок по всем разделам школьных программ. Эти разработки сделаны в основном за последние два года, а к 2010 г. их количество возрастет на порядок. Одновременно делается все, чтобы школьный Интернет был безопасен для ребят, делается качественная контентная фильтрация и одновременно ведется продуманная воспитательная работа.

Основа системных изменений — это организационно-финансовые механизмы, устанавливающие четкую прозрачную зависимость ресурсного обеспечения от качества образования, которое получает каждый ученик. Именно исходя из числа учеников с учетом места их проживания выделялись ресурсы регионам по всем направлениям национального проекта: от поощрения лучших учителей и поставок учебного оборудования до поддержки региональных комплексных проектов. В условиях подушевого финансирования школы получили дополнительный стимул создавать комфортные условия для каждого ученика, помочь ему максимально раскрыть, реализовать, повысить свой потенциал. У старшеклассников появляется больше возможностей выбирать предметы и уровень сложности образования, а также вместе с получением общего образования начать осваивать востребованные профессии, определять свое будущее. На это же направлены принятые в прошлом году законы об общем образовании для всех и о новой структуре образовательного стандарта. В школе становится больше интересных кружков, секций, клубов, где каждый школьник может найти для себя интересное дело и добиться успеха, проявить творчество и социальную активность. За последние несколько лет количество организаций дополнительного образования увеличилось более чем в полтора раза. При этом средний возраст пе-

дагогов дополнительного образования снизился на 13 лет, сейчас составляет около 40 лет, причем доля мужчин среди них — 46 %. В систему образования пришли профессионалы из реального сектора, причем во многих случаях совмещая эту деятельность с основной работой. В нашу жизнь возвращаются технические кружки, спортивные секции, туристские клубы. При этом такие достижения ребят, как победы в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях, реализованные проекты, признаются как значимые образовательные результаты, учитываются в их дальнейшем образовании и карьере.

Распространяются механизмы жесткой привязки финансирования к объему и качеству услуг на дошкольное и профессиональное образование. Это повысит эффективность использования бюджетных средств, обеспечит, чтобы каждый вложенный рубль с максимальной отдачей работал на того, кто учится. К 10-му году будут установлены нормативы по всем направлениям и уровням подготовки, от дошкольного до высшего профессионального образования. К 12-му году все программы, не менее половины учреждений профобразования будут финансироваться по нормативу в соответствии, а также они будут финансироваться, деньги будут следовать за учащимися, то есть учреждения будут получать деньги в соответствии с востребованностью со стороны учащихся и профобразованием со стороны работодателя.

В рамках комплексных проектов модернизации образования апробирована новая система оплаты труда учителей, при которой быстрее растет зарплата у лучших педагогов, в том числе молодых. Как результат — растет спрос учителей на повышение квалификации. Объем средств, направляемых инновационным школам — победителям грантов на цели повышения квалификации, за два года возрос в три раза, в 2007 г. он составил 400 миллионов из трех миллиардов, выделенных этим школам. По всем направлениям национального проекта отработан конкурсный механизм поддержки лидеров, в котором бюджетные средства распределялись на основе общественной оценки. И можно уверенно сказать сегодня, что система образования стала более открытой к запросам и контролю со стороны общества, чем до начала национального проекта.

Среди поддержанных по конкурсу инновационных школ свыше трети — это сельские социокультурные комплексы, более 2 тыс. таких школ. Такая школа постепенно становится не только образовательным, но и современным информационным, культурным центром, где проходят самые значимые местные события, где жители могут поль-

зоваться библиотекой, медиатекой, спортзалом, заниматься художественной самодеятельностью.

На базе инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования при совместной работе федеральной, региональной властей и бизнеса формируется костяк ресурсных центров для всей страны по востребованным в экономике направлениям подготовки. В 76 таких центрах, созданных в рамках нацпроектов в 2007 г., сегодня обучаются порядка 60 тыс. человек, среди них не только молодые люди, которые получают свою первую профессию, но и рабочие, повышающие квалификацию. Таким образом, закладывается основа для преодоления дефицита технических кадров в нашей промышленности. В ближайшей перспективе — создание на основе этих структур независимых центров сертификации и квалификации.

Поддержка 57 инновационных вузов, также отобранных в условиях жесткого конкурса с активным участием работодателей, способствовала развитию их научной, экономической и академической самостоятельности. Обучающиеся в них 700 тыс. студентов вместе с преподавателями участвуют в инновационных научных исследованиях с использованием современного оборудования, которое зачастую ранее было недоступно. Усилилось сотрудничество научных школ и институтов разной ведомственной принадлежности, чему способствовало принятие в конце прошлого года закона об интеграции науки и образования.

Эти изменения социологически значимы прежде всего для молодых людей. В результате в инновационных вузах достигнут баланс между реализацией компетентного подхода и фундаментальной подготовкой. Интерес к профессии ученого, к работе в науке существенно возрос. Сегодня эти профессии становятся более престижными, чем столь знакомые нам профессии юриста, экономиста, менеджера.

С поддержки этих вузов, с создания Южного и Сибирского федеральных университетов началось формирование сети научно-образовательных комплексов. В перспективе в этих комплексах будут развиваться современные студенческие городки с насыщенной инфраструктурой. Это логическое продолжение нацпроекта. Эти комплексы должны развиваться по всей стране, а не сосредоточиваться исключительно в двух-трех городах.

Логика поддержки инноваций, отработанная в рамках приоритетного проекта, положена в основу концепции целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры», принципов поддержки

- 9

научно-исследовательских институтов. Таким образом, в рамках нацпроекта заложены основы и начато формирование современной модели образования — образования, интегрированного с наукой и экономикой, заложен базис для перевода экономики на инновационный путь развития и повышения ее эффективности и отработаны эффективные механизмы реализации программы социального развития. Полученные результаты позволят системно продолжить эти работы, наращивая комплексность принимаемых решений и реализуемых механизмов.

Министр здравоохранения и социального развития Т. А. Голикова отметила, что реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» — это такое масштабное мероприятие в сфере здравоохранения, которых не происходило более 20 лет. Будучи значительным в организационном, финансовом и территориальном плане, национальный проект «Здоровье» в то же время представляет собой точечные действия, направленные на решение самых насущных и болевых проблем в сфере здравоохранения. Но даже при том, что проект действовал локально, его эффективность и системное воздействие на отрасль оказались высокими. В качестве первоочередных проблем российского здравоохранения были выделены: профилактика, кадровая политика, состояние материально-технической базы, развитие первичной и высокотехнологичной медицинской помощи. На эти проблемы были направлены государственное внимание и существенные финансовые вложения.

Необходимо комплексно решать главные демографические задачи: увеличить продолжительность жизни и резко сократить смертность. В 2008—2010 гг. основные направления работы будут направлены на снижение смертности от управляемых причин. Первое направление — это улучшение организации медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями. За этот период требуется обеспечить значительное, не менее чем на 15 %, снижение смертности от этих заболеваний. Уже в 2008 г. планируется в 12 субъектах Российской Федерации открыть по одному сосудистому центру и по три первичных сосудистых отделения. Медицинская помощь в них будет организована таким образом, чтобы больному уже в первые часы заболевания была проведена необходимая диагностика и начато лечение с использованием современных методов сосудистой хирургии.

Второе направление—это снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий, причем не менее чем в полтора раза за три последующих

10 -

года. Учреждения здравоохранения, расположенные вдоль федеральных автомобильных дорог, будут обеспечены санитарным автотранспортом и медицинским оборудованием. Будет проведено повышение квалификации медицинского персонала этих учреждений, с тем чтобы оказывать своевременную доставку и помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Третье направление — это повышение безопасности медицинских операций и манипуляций. Это касается в первую очередь препаратов крови и ее компонентов. Будет сформирована единая информационная база для технологических процессов заготовки, переработки и хранения крови и ее препаратов. Также будет модернизирована материально-техническая база учреждений службы крови как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации. Продолжится развитие высокотехнологичной медицинской помощи, будут введены в эксплуатацию центры высоких медицинских технологий и перинатальные центры.

Таким образом, нужно остановить к 2011 г. убыль населения страны и стабилизировать численность на уровне 143 млн человек, к 2020 г. увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет и сократить смертность в полтора раза.

Национальный проект стал основой для подготовки комплексных изменений в отрасли. Системные преобразования в здравоохранении должны быть направлены на обеспечение граждан доступной медицинской помощью высокого качества на всех уровнях: в первичном звене, в стационарных учреждениях и в высокотехнологичных центрах.

Предстоит решить ряд стратегических задач. Первая — обеспечить программу государственных гарантий на уровне, позволяющем исполнить стандарты оказания медицинской помощи на всей территории страны.

Вторая — модернизировать систему обязательного медицинского страхования, обеспечить переход от сметного принципа содержания лечебных учреждений к принципам финансирования в зависимости от конечного результата или установленного учредителем государственного задания. Необходимые законодательные изменения уже приняты, дело за тем, чтобы их внедрить в практику.

Третья — существенно повысить эффективность отрасли здравоохранения, в том числе путем создания конкурентных условий для организации здравоохранения всех форм собственности на основании достижения конечных результатов. Нам необходимо реализовать принцип выбора паци-

ентом конкретного врача, лечебного учреждения и страховой организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Четвертая — повысить мотивацию медицинских работников путем повышения оплаты их труда в привязке к конечным результатам. Также необходимо создать условия для непрерывного повышения квалификации врачей и медицинского персонала среднего звена. Особое внимание уделить подготовке высокопрофессиональных управленческих кадров.

Пятая — обеспечить защиту прав пациентов и страхование профессиональной ответственности медицинских работников.

Шестая — обеспечить развитие отечественной науки, в том числе инновационных разработок, производства отечественной медицинской техники, изделий и лекарственных средств.

Седьмая — это повысить мотивацию населения к ведению здорового образа жизни в нашей стране и ответственности за собственное здоровье, в том числе посредством увеличения средств, инвестируемых работодателями и гражданами в свое здоровье.

Инновационный путь развития и масштабные инвестиции в человеческий капитал признаны абсолютным национальным приоритетом. В системе человеческих ценностей здоровью человека отведено центральное место. И в этой связи все преобразования, которые проводятся и будут проводиться, безусловно, направлены на конкретного человека.

Министр регионального развития Д. Н. Козак

подчеркнул в своем выступлении, что общие результаты выполнения национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в 2006—2007 годах внушают вполне обоснованный оптимизм. Целевые показатели повышения доступности жилья, увеличения объемов жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования заметно превышают изначально намеченные величины.

Из четырех приоритетных направлений национального проекта на повышение доступности жилья было направлено три: предоставление государственных преференций для приобретения жилья молодыми семьями; содействие увеличению объемов ипотечного жилищного кредитования; ответственность за выполнение обязательств государства и федерального центра по обеспечению решения жилищных проблем ряда категорий граждан, которая лежит на федеральном Правительстве.

Одно из направлений повышения предложений, увеличения объемов жилищного строитель-

ства реализовывалось через инструменты модернизации существующих и строительства новых объектов коммунальной инфраструктуры. За два года на указанные цели суммарно направлено 64 млрд руб.

В плане развития ипотеки государственная и финансовая поддержка Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, а также определенные меры нормативно-правового характера позволили выйти на рынок не только крупным банкам, но и средним и небольшим региональным банкам. Так, перед началом национального проекта в 2005 г. объем жилищной ипотеки составлял 56 млрд руб., в 2006 г. — 263 млрд руб., а в 2007 г. — 538 млрд руб.

Именно успешное развитие ипотеки во многом позволило повысить уровень доступности жилья, несмотря на значительный рост цен, особенно в 2006 г. Работу в этом направлении необходимо продолжать и совершенствовать. В июне текущего года в Правительстве Российской Федерации будет представлена новая стратегия развития Агентства ипотечного жилищного кредитования.

На повышение доступности жилья также была направлена подпрограмма обеспечения жильем молодых семей. С помощью поддержки бюджетов всех уровней в 2006 г. получили жилье в собственность более 40 тыс. молодых семей. В 2007 г. с учетом региональных программ за два года должен быть достигнут уровень поддержки 80 тыс. молодых семей. На 2008 г. в подпрограмму поддержки молодых семей внесены изменения, повышающие стимулирующую роль федеральных субсидий на эти цели. И мы вправе обоснованно надеяться на более широкое участие в программе и регионов, и, самое главное, молодых семей, в том числе из высокодотационных регионов. Эти проблемы также учтены в новых правилах предоставления субсидий на эти цели.

В 2006—2007 гг. в рамках национального проекта отработан и отлажен единый механизм выполнения обязательств по обеспечению жильем ряда категорий граждан через инструмент предоставления государственных жилищных сертификатов. На ближайшие годы на эти цели в федеральном бюджете заложены необходимые средства.

Кроме того, в настоящее время вне рамок проекта на основе положительного опыта выполнения так называемой программы «15+15» поставлена задача и готовятся предложения по обеспечению постоянным жильем всех уволенных и увольняемых с военной службы военнослужащих до 2010 г., а также служебным жильем всех военнослужащих в период до 2012 гг. С целью стимулирования увеличения

- 11

объемов жилищного строительства в 2006—2007 гг. из федерального бюджета было израсходовано 12,4 млрд руб., в том числе 8,9 млрд руб. — на прямое, совместно с субъектами Российской Федерации, финансирование модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, 1,2 млрд руб. — на субсидирование процентной ставки по кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой для строительства жилья, 2,3 млрд руб. — на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

В результате этих мер ввод жилья за два года составил 111 млн кв. м, темпы роста жилищного строительства в 2006 г. составили 16 %, а в 2007 г. по отношению к 2006 г. — 19,5 %. Эти результаты могли быть больше, если бы был задействован потенциал региональных и муниципальных властей всех регионов и муниципалитетов.

Для повышения эффективности использования средств предлагается перейти на новую систему межбюджетного финансирования, в том числе мероприятий по национальному проекту, основанную прежде всего на учете уровня бюджетной обеспеченности субъекта, уровня его потребности в ресурсах для решения конкретных задач по обеспечению жилья коммунальной, социальной, дорожной инфраструктурой. И, самое главное, в правила предоставления этих субсидий на эти цели следует ввести показатели эффективности использования средств и механизмы ответственности за достижение соответствующих показателей.

Судить о результатах работы каждого региона надо не по объемам освоенных средств, а по вводу жилья, по объему выданных ипотечных кредитов, которые, к сожалению, у нас тоже очень разнятся по регионам, по количеству организованных товариществ собственников жилья.

С целью повышения эффективности выполнения мероприятий, направленных на увеличение объемов ввода жилья, уже в 2008 г. предлагается установить полную компенсацию процентной ставки по кредитам не только для малоэтажной, но и многоэтажной застройки. С 2008 г. предусмотрено новое направление в стимулировании жилищного строительства. 3,5 млрд руб., конечно, недостаточно, но, тем не менее, выделяется на стимулирование обеспечения территорий комплексной застройки жильем, автомобильными дорогами.

Концептуальные основы государственной жилищной политики на долгосрочную перспективу в настоящее время разрабатываются в рамках стратегии массового жилищного строительства для всех категорий граждан до 2020 г. В интересах

12 -

решения поставленной задачи необходимо принять меры, прежде всего, по вовлечению в оборот для жилищного строительства не используемых в настоящее время сельскохозяйственных земель, земель обороны, других неиспользуемых земель. Важную роль в этом направлении должно сыграть территориальное планирование на всех уровнях.

Первостепенное значение для развития строительства и промышленности строительных материалов имеет техническое регулирование, которое направлено на обеспечение безопасности строительства жилья, создание комфортных условий проживания граждан, повышение энергоэффективности и энергосбережения. В настоящее время разработан проект базового технического регламента о безопасности зданий и сооружений, который в соответствии с установленными процедурами проходит публичное обсуждение и в середине этого года должен быть внесен в парламент. Также будет подготовлен и представлен проект технического регламента о безопасности строительных материалов. В целом в соответствии с утвержденной программой до 2011 г. мы должны подготовить и утвердить более 200 национальных стандартов в области строительства и промышленности строительных материалов.

Таким образом, комплекс предпринимаемых мер должен обеспечить уже в 2008 г. объем ввода жилья не менее 72 млн кв. м, в 2012 г. — до 120 млн кв. м, а к 2020 г. мы должны выйти на параметры 150 млн кв. м строящегося жилья. Доля семей, способных приобрести стандартное жилье, соответственно, должна составлять в следующем году не менее 23 %, в 2012 г. — не менее 35 %, а к 2020 г. — не менее 60 %.

Министр сельского хозяйства А. В. Гордеев обратил внимание на очевидный факт — два года реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» полностью подтвердили правильность выбранного курса аграрной политики. Благодаря проекту отечественное село получило мощный импульс развития, аналогов которому не было в современной истории России. Можно без преувеличения сказать, что нацпроект оказал огромное влияние на все без исключения стороны жизни села.

Преодолен моральный упадок, выросла деловая активность представителей многоукладной сельской экономики, повысилась инвестиционная привлекательность отрасли. Изменился стиль работы государственных органов управления АПК. Органы власти перешли к программно-целевому методу планирования и стали работать на конкретный результат. Осуществлена синхронизация

деятельности госорганов федерального и регионального уровня и местного самоуправления, благодаря чему аграрная политика приобрела целостный характер в стране. Практически выполнены все 20 контрольных показателей нацпроектов, а большинство из них перевыполнены.

В будущем предстоит обеспечить дальнейшее развитие аграрной отрасли и повысить качество жизни на селе. В этом и состоит основная задача государственной аграрной политики, принципы которой сформулированы в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства». Конкретный пятилетний план действий отражен в государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции до 2012 г. Она охватывает не только вопросы развития производства, но и социальную сферу. Определены три основные цели новой аграрной политики.

Первая — устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.

Вторая — повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства.

Третья — сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов. В госпрограмме установлено 60 конкретных целевых показателей развития сельского хозяйства и сельских территорий.

Так, например, предстоит обеспечить ежегодный рост объема сельхозпроизводства в среднем на 4 %, в том числе опережающими темпами в животноводстве — на 5 %. Производительность труда в хозяйствах всех категорий планируется увеличить почти на треть. В основе работы лежит четкая взаимосвязь между выделяемыми ресурсами и целевыми показателями как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Реализация госпрограммы осуществляется Минсельхозом России совместно с органами управления АПК регионов на основе заключения пятилетних соглашений. Такие соглашения уже подписаны практически со всеми регионами. К сегодняшнему дню сформирована нормативно-правовая база, которая регламентирует порядки предоставления субсидий из федерального бюджета. В предстоящие пять лет на реализацию программы из федерального бюджета выделяется 551 млрд руб. — это в три раза больше в сравнении с предыдущим пятилетием. Кроме того, предполага-

ется софинансирование мероприятий программы в тех же объемах и из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Говоря о задачах на предстоящую пятилетку, следует отметить ключевую — это обеспечение роста доходов сельских жителей. В 2012 г. располагаемые ресурсы домохозяйств должны возрасти более чем в два раза. Главную роль в повышении благосостояния селян сыграет дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства. Дополнительно к этому начиная уже с текущего года Министерство сельского хозяйства будет осуществлять государственную поддержку развития альтернативной, то есть несельскохозяйственной, деятельности на селе. Это сфера услуг, агротуризм, народные промыслы и ремесла, переработка дикорастущего сырья и другие.

Будет продолжена поддержка малых форм хозяйствования. Крестьянско-фермерские хозяйства и личные подворья граждан имеют не только важную социальную функцию, обеспечивая дополнительные доходы селянам, но и производят около 60 % объема всей сельскохозяйственной продукции. За два года малые формы хозяйствования получили 460 тыс. кредитов, что в десятки раз больше, чем до начала реализации нацпроекта. Как итог — объем реализации товарной продукции, произведенной этим сектором, вырос на 15 %, что в 2,5 раза превышает целевой показатель. Созданные за два года около 4 тыс. сельскохозяйственных потребительных кооперативов будут органично встроены в технологическую цепочку по производству, переработке, хранению и сбыту сельхозпродукции.

Начиная с 2008 г. поставлена задача по созданию кооперативов регионального масштаба для обеспечения более свободного доступа сельхозпроизводителей не только на местные, но и на крупные рынки сбыта в города и мегаполисы.

Будут продолжены мероприятия по строительству жилья, в том числе для молодых специалистов, объектов социальной сферы, транспортной, инженерной инфраструктуры. За два прошедшие года получили новое жилье более 32 тыс. молодых специалистов. Начиная с 2009 г., есть возможность обеспечить заявки регионов на строительство жилья с государственной поддержкой для молодых специалистов, работающих в сельской местности, в полном объеме.

Перед отраслью стоят достаточно серьезные задачи по развитию аграрного производства. Россия обладает значительным сельскохозяйственным потенциалом. В стране сосредоточено 9 % мировой пашни, 20 % запасов пресной воды, у нас немалые

- 13

людские ресурсы: на селе проживает более четверти населения страны. Наше государство имеет все условия реализовать эти уникальные возможности и превратить аграрную отрасль в один из локомотивов национальной экономики наряду с современными наукоемкими и высокотехнологичными отраслями, транспортом, топливно-энергетическим комплексом.

Сегодня отечественное сельское хозяйство может полностью обеспечить экономическую и физическую доступность основных видов продовольствия для наших граждан, а в среднесрочной перспективе стать одним из гарантов мировой продовольственной безопасности. Эта амбициозная задача может быть достигнута, если отрасль сохранит свою инвестиционную привлекательность. Благодаря нацпроекту за два года в АПК уже вложено 500 млрд частных инвестиций. В следующей пятилетке инвестиции в основной капитал должны возрасти более чем на 60 %. В этих целях существенно увеличены объемы субсидий, инвестиционных кредитов. Только на эти цели из федерального бюджета выделяется 245 млрд руб. Кроме того, крупные инвестиционные проекты по переработке сельхозпродукции и пищевой промышленности отнесены Правительством России к приоритетным, что дает право для оказания поддержки таким проектам за счет средств Инвестиционного фонда и Банка развития.

Основную роль в реализации нацпроекта играет Россельхозбанк, который стал основным кредитным институтом на селе. За два года банк предоставил более 300 тыс. кредитов, открыты 1,5 тыс. отделений по всей стране. Однако уже сегодня сельхозорганизации ощущают, к сожалению, определенную нехватку долгосрочных кредитных ресурсов. Связано это с тем, что размер уставного капитала Россельхозбанка не позволяет существенно увеличивать темпы кредитования, в то же время другие банки пока неохотно работают на этом рынке заемщиков. Также нам предстоит обеспечить более активное вовлечение земель под залог для привлечения инвестиций. В Государственной Думе уже прошел первое чтение соответствующий законопроект, в нем будет упорядочен оборот земельных паев и упрощена процедура оформления земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Еще одна задача — это внедрение инноваций, техническая и технологическая модернизация, в том числе способствующая ресурсосбережению и повышению производительности труда в сельском хозяйстве. В рамках национального проекта

14

уже ведется строительство и модернизация более двух тысяч самых современных животноводческих комплексов, почти в два раза возросли темпы приобретения новой техники. В целях сохранения этой тенденции с 2008 г. государство будет субсидировать кредиты на приобретение техники сроком до 10 лет. Кроме того, предстоит наращивать финансовый потенциал и региональную сеть Росагролизинга.

Ключевым элементом роста эффективности сельского хозяйства является улучшение генетического потенциала животных и сельхозкультур. В этих целях предусмотрено оказание масштабной, я бы сказал, беспрецедентной поддержки развитию племенного дела и элитного семеноводства. В текущем году Минсельхозу необходимо создать на местах службу сельскохозяйственного консультирования, основной задачей которой является содействие внедрению самых современных технологий. Для переподготовки и повышения квалификации специалистов АПК уже в 2008 г. будут созданы учебно-методические центры, где ежегодно будут обучаться 50 тыс. специалистов, в том числе более 4 тыс. руководителей сельскохозяйственных организаций.

Следующая задача — это развитие производственной инфраструктуры системы сбыта сельскохозяйственной продукции. С вводом в 2007 г. первых крупных животноводческих комплексов мы ощутили нехватку современных предприятий по переработке животноводческой продукции. Госпрограмма предусматривает поддержку соответствующих проектов. Совместно с отраслевыми союзами и ассоциациями сельхозпроизводителей Министерство вырабатывает конкретные решения, которые должны обеспечить сбалансированность технологических цепочек от производства сельхозпродукции до сбыта продуктов питания.

С целью сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством земельных и других природных ресурсов будет осуществлен комплекс мер по поддержанию почвенного плодородия. Прогнозируется ежегодно вовлекать в хозяйственный оборот около 400 га брошенных и неиспользуемых сельхозугодий.

На недавно прошедшем в Алтайском крае Всероссийском сельском сходе, где участвовали представители всех регионов страны, люди говорили о переменах к лучшему. Они готовы активно трудиться, связывать свою судьбу и судьбу своих детей с селом. Говорили, конечно, и о трудностях.

Первое. До сих пор не решен весь комплекс вопросов, связанных с земельными отношениями в сельском хозяйстве.

Второе. Существующая торговая политика в полной мере не защищает интересы отечественных товаропроизводителей. Имеется в виду таможенно-тарифное регулирование, отношения между производителями и торговой сферой, отсутствие технических регламентов и стандартов качества продуктов питания.

Третье. По-прежнему остается актуальным вопрос поддержания ценового паритета между отраслями экономики. Эта проблема чувствительная для сельского хозяйства во всем мире, в том числе и в развитых странах. Необходимо, используя рыночные механизмы, через государственное регулирование обеспечить справедливое ценовое соотношение между продукцией сельского хозяйства и товарами промышленности, услугами энергетики и транспорта.

По всем перечисленным проблемам Мин-сельхоз имеет четкий план действий. В достижении поставленных целей видится залог развития в современных условиях сельского уклада жизни как уникального, самобытного мира, многовекового наследия народов, населяющих нашу страну. Благодаря совместным усилиям органов власти всех уровней, тружеников села, бизнеса, аграрной науки, отраслевых союзов и ассоциаций планируется сохранить достаточные темпы роста сельскохозяйственного производства, обеспечить прорыв в решении социальных вопросов, качестве жизни человека на селе.

Председатель правления ОАО «Газпром» А. Б. Миллер посвятил свое выступление проблеме газификации регионов Российской Федерации. Как известно, экономический рост невозможен без роста энергопотребления и поэтому газификация является мощнейшим стимулом для роста производства в российских регионах. Газификация дает толчок развитию коммунально-бытовых услуг, перерабатывающих предприятий, сельского хозяйства, является основой для быстрого развития малого и среднего бизнеса. Все это новые рабочие места и пополнение бюджетов всех уровней.

Приход газа — это более высокое качество жизни наших граждан, особенно на селе. Поэтому именно газификация сельской местности является приоритетом программы газификации.

Необходимо отметить, что программа газификации разрабатывалась с учетом и в увязке с такими национальными проектами, как «Доступное жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса». На момент начала реализации программы газификации в 2005 г. уровень газификации в среднем по России составлял 54 %: в городах — 61 %, а на селе —

всего 36 %. Имела место значительная региональная неравномерность. Задачей «Газпрома» было не просто увеличение уровня газификации в среднем по стране, а доведение газа в регионы, не получавшие достаточного импульса для экономического и социального развития.

Отличительной особенностью программы газификации 2005—2007 гг. на региональном уровне стал системный подход. Это значит, что развитие систем газификации и газоснабжения осуществлялось в увязке со сбалансированным потреблением энергоресурсов на региональном уровне, то есть с топливно-энергетическими региональными балансами, с расширением и модернизацией в целом единой системы газоснабжения и, что особенно важно, с учетом готовности потребителей к приему газа.

Большое значение в этой связи приобрело внедрение генеральных схем газоснабжения и газификации регионов. Разработка таких документов стала обязательной при обосновании инвестиций в проекты газификации регионов Российской Федерации. В 2005—2007 гг. на эту работу было направлено 1,3 млрд руб.

Еще одним новым принципом стало подписание с главами субъектов Федерации планов-графиков синхронизации. Поскольку за строительство газопроводов, ведущих газ в города и поселки, отвечает «Газпром», а за подготовку потребителей к приему газа, за строительство внутрипоселковых сетей и подведение газа к каждому дому и квартире — региональные власти, администрации регионов должны были обеспечить синхронную подготовку потребителей к приему газа, включая строительство внутрипоселковых и домовых сетей, установку газовой аппаратуры. Все эти работы должны были быть завершены не позднее, чем будут введены в эксплуатацию объекты «Газпрома». Выполнение планов-графиков синхронизации принесло хорошие результаты. Руководители регионов в подавляющем большинстве внимательно отнеслись к своим обязательствам, это учитывалось при корректировке программы в течение года и формировании новых годовых планов. Всего в 2005—2007 гг. «Газпром» выделил на газификацию регионов значительные средства — 43 млрд руб.

Одновременно расширялась география реализации программы. В 2005 г. в газификацию 25 регионов было инвестировано 5,2 млрд руб. В 2006 г. на газификацию уже 53 регионов направлены 17,6 млрд руб., а в 2007 г. — 20,2 млрд руб. на газификацию в 58 регионах страны. Это позволило построить 543 межпоселковых газопровода

15

протяженностью практически 10 тыс. км, газифицировать 1 200 населенных пунктов, в которых насчитывается 4 400 тыс. квартир и домовладений, перевести на природный газ 23,5 тыс. коммунально-бытовых предприятий и порядка 5 тыс. сельских котельных.

За три года уровень газификации был повышен до 62 % в среднем по России, в том числе в городах — на 6 %, до 67 %, в сельской местности — на 8 %, до 44 %. Потребителями газа за это время стали еще 13 млн человек.

По программе на 2008 г., «Газпром» инвестирует в газификацию уже 64 регионов более 23 млрд руб. Эти инвестиции позволят поднять средний уровень газификации до 64 %. В 2008 г. будут охвачены газификацией еще 4,5 млн граждан России.

В перспективе — продолжение газификации регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Здесь работы начнутся в Читинской области, Республике Бурятия, в Еврейской автономной области, Приморском крае, Магаданской и Амурской областях, на Сахалине и Камчатке. По мере освоения Штокмановского месторождения начнется газификация Мурманской области и будут увеличены поставки газа в Северо-Западный федеральный округ. Продолжится работа и реализация генеральной схемы газоснабжения и газификации Сочинского района Краснодарского края в рамках подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 г.

Председатель Совета Федерации С. М. Миронов в своем выступлении отметил, что реализация национальных проектов показывает: концентрация кадровых, финансовых, организационных ресурсов на определенных проблемных местах — это очень правильный программно-целевой подход. Целесообразно развивать его в новой форме федеральных программ.

Проекту «Доступное жилье» в будущем нужно придать еще более отчетливую социальную направленность, на основе частно-государственного партнерства развивать строительство социального жилья, которое будет сдаваться внаем малоимущему населению и молодым семьям за приемлемую плату. Следует создать институт строительных сберегательных касс, с помощью которых граждане смогут накапливать часть средств, необходимых для покупки жилья, а затем брать дешевый кредит. Соответствующий законопроект внесен в Государственную Думу. Можно рассмотреть вопросы создания системы беспроцентного кредитования молодых семей и ввести прогрессивную шкалу списания ипотечного кредита, ипотечного долга по мере появления у семьи детей.

16

Очень важно обратить внимание на имеющийся в регионах позитивный опыт развития национального проекта «Доступное жилье». В частности, в некоторых субъектах Федерации, так, в Республике Татарстан, Московской области, Нижегородской области, действуют различные формы социальной ипотеки. Суть их в том, что субсидируется часть процентной ставки или часть первоначальных взносов по ипотечному займу, а в Белгородской области при накоплении определенной суммы на счете в кооперативе по истечении одного-двух лет начисляется государственная премия из регионального бюджета. Это элемент того, что предлагается в законе о строительных сберегательных кассах.

По развитию аграрно-продовольственного комплекса: решение проблемы сбыта продукции сельхозтоваропроизводителей — одна из главнейших задач, а также развитие системы финансово-кредитной поддержки малых форм хозяйствования, и особенно сельскохозяйственных потребительских и снабженческо-сбытовых кооперативов (тоже важнейшее направление), наведение порядка на продовольственных рынках и устранение монополий.

Есть норма, когда говорится о доступном жилье, норма предоставления жилья в размере 18 кв. м. Вот эта норма не учитывает специфики жизни на земле, в том числе не учитывает демографической составляющей на селе. Очевидно, что для села эту норму можно установить в размере 25 кв. м на человека.

По образованию: большое значение имеет качество воспитания детей и юношества, и в этой связи можно предоставить участие в будущих программах образовательным учреждениям и преподавателям системы дополнительного образования. Ведь нынешние высокие достижения в спорте и в искусстве, которыми мы по праву гордимся, это результат деятельности педагогов этой системы. Может быть, нужен специальный закон о дополнительном образовании. Также у нас очень много юных талантов, может быть, следует рассмотреть возможность понижения возрастного ценза участников конкурса среди талантливой молодежи до 12 лет (сейчас — с 14 лет).

О финансировании: в рамках нацпроекта финансирование на образование идет из двух источников — федерального и регионального. При этом регионы несут львиную долю расходов, при трансформации нацпроектов в направлении федеральной целевой программы бремя финансирования не должно целиком лечь на регионы. И,

может быть, заранее следует законодательно закрепить передачу регионам целевых образовательных субсидий из федерального бюджета на условиях софинансирования.

По здравоохранению: необходим специальный закон о государственной гарантии медицинской помощи. В нем необходимо установить гарантируемые государством современные медицинские стандарты и объемы бесплатной медицинской помощи. В рамках дальнейшей программы нужно обратить внимание на вопросы охраны труда, может быть, разработать специальную федеральную целевую программу «Здоровье работающего населения».

По демографии: практически 70 % российских женщин, которые сегодня не решаются иметь детей, готовы изменить свою жизненную стратегию при условии повышения качества жизни. Опросы населения показывают, что стабильность в целом в экономике, в стране, жилье и зарплата — это три кита, на которых должна строиться демографическая политика в нашей стране. Особое внимание государство должно обращать на поддержку семей с детьми. Например, введение семейной зарплаты для одного из супругов в семьях с тремя и более детьми — как один из возможных вариантов. Позитивные результаты демографической политики должны сопровождаться соответствующей информационной поддержкой.

Инициатива Президента России по провозглашению 2008 года Годом семьи — очень своевременный шаг. И развитием данной инициативы может и должно стать возвращение в систему российских государственных наград ордена «Родительская слава» и звания «Мать-героиня».

В обсуждении поднятых проблем приняли участие ректор Санкт-Петербургского университета, профессор Л. А. Вербицкая, губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко, мэр Ярославля В. В. Волончунас.

Подводя итоги заседания Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, Президент России В. В. Путин подчеркнул, что при обсуждении национальных проектов приходится в той или иной степени всегда выходить за их рамки. Это вполне естественно, потому что проблем в стране гораздо больше, чем те, которые определены

рамками национальных проектов. Особо следует подчеркнуть: все обсуждаемые задачи сложны, трудоемки и требуют огромного финансирования. Но подойти к их решению мы смогли лишь благодаря нацпроектам. Справиться с одновременной реализацией таких проектов, как демография, образование, здравоохранение, строительство жилья, развитие сельского хозяйства, мягко говоря, непростое дело. Дмитрию Анатольевичу Медведеву удалось организовать четкую и системную работу, включить в нее и федеральные министерства, и ведомства, и региональные и местные власти. Люди, поверив в успех, а главное, поверив в серьезность намерений власти, сами включились в решение насущных вопросов. Решение проблем удалось сдвинуть с мертвой точки. Мы в состоянии решать самые сложные, самые масштабные задачи в социальной сфере. Мы на правильном пути, выбранные нами способы, инструменты решения этих проблем приносят результаты. И теперь нужно наращивать эти усилия, с тем чтобы абсолютное большинство наших граждан, а в идеале — все граждане Российской Федерации ощутили этот позитив на качестве своей жизни в ежедневном режиме.

К вопросу о будущем национальных проектов. Человек — это абсолютный приоритет государства и одновременно это стратегический государственный ресурс. Мы намерены этот ресурс сберегать, преумножать и развивать. Нет сегодня более серьезной и важной задачи.

Совсем недавно на Госсовете была изложена программа развития страны до 2020 г., программа стратегическая, инновационная. Очевидно, что не может и не будет никакого повышения производительности труда, не будет никакого инновационного развития без решения проблем здравоохранения, образования, других социальных вопросов. Потому что решать такие амбициозные, масштабные задачи в сфере экономики могут только здоровые и образованные люди. В сегодняшнем мире задачи социальной политики и развития экономики связаны между собой самым тесным образом. Но конечная цель всей проводимой работы одна — улучшение жизни граждан России.

Подготовила к печати Ольга ПАВЛОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.