Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА ОТДЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ'

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА ОТДЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское законодательство / государственное регулирование / контроль / государство / конкуренция / предпринимательская деятельность / потребители / civil legislation / state regulation / control / state / competition / entrepreneurship / consumers

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ананьева Екатерина Олеговна, Артюшина Алена Алексеевна

В данной статье рассматриваются вопросы организации контроля за ценообразованием о стороны государства в отношении товаров, играющих важную роль в обществе. Дается характеристика идеи введения централизованного регулирования цен и приводятся причины, которые обуславливают такую необходимость. Проведено исследование о позитивных и негативных аспектах государственного контроля за ценами. Авторами рассмотрено множество методов регулирования цен и даются предложения по их регулированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE STATE ON THE FORMATION OF PRICES FOR CERTAIN CATEGORIES OF GOODS, WORKS AND SERVICES

This article discusses the issues of the organization of control over pricing on the part of the state in relation to goods that play an important role in society. The idea of introducing centralized price regulation is characterized and the reasons that cause such a need are given. A study was conducted on the positive and negative aspects of state price control. The authors have considered many methods of price regulation and given suggestions for their regulation.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА ОТДЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_11_191

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА ОТДЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ THE INFLUENCE OF THE STATE ON THE FORMATION OF PRICES FOR CERTAIN CATEGORIES OF GOODS, WORKS AND SERVICES

АНАНЬЕВА Екатерина Олеговна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент института по кафедре гражданского права и процесса

Академии ФСИН России.

390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1.

E-mail: a.e.o.77@yandex.ru;

АРТЮШИНА Алена Алексеевна,

студент Института Академии ФСИН России. 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: a-artyushina@list.ru;

ANANYEVA Ekaterina Olegovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Institute at the Department of Civil Law and Procedure of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: a.e.o.77@yandex.ru;

ARTYUSHINA Alyona Alekseevna,

student of the Institute of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: a-artyushina@list.ru

Краткая аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы организации контроля за ценообразованием о стороны государства в отношении товаров, играющих важную роль в обществе. Дается характеристика идеи введения централизованного регулирования цен и приводятся причины, которые обуславливают такую необходимость. Проведено исследование о позитивных и негативных аспектах государственного контроля за ценами. Авторами рассмотрено множество методов регулирования цен и даются предложения по их регулированию.

Abstract. This article discusses the issues of the organization of control over pricing on the part of the state in relation to goods that play an important role in society. The idea of introducing centralized price regulation is characterized and the reasons that cause such a need are given. A study was conducted on the positive and negative aspects of state price control. The authors have considered many methods of price regulation and given suggestions for their regulation.

Ключевые слова. гражданское законодательство, государственное регулирование, контроль, государство, конкуренция, предпринимательская деятельность, потребители.

Keywords: civil legislation, state regulation, control, state, competition, entrepreneurship, consumers.

Для цитирования: Ананьева Е.О., Артюшина А.А. Влияние государства на формирование цен на отдельные категории товаров, работ и услуг // Аграрное и земельное право. 2023. № 11(227). С. 191-194. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_191

For citation: Ananyeva E.O., Artyushina A.A. The influence of the state on the formation of prices for certain categories of goods, works and services // Agrarian and Land Law. 2023. No. 11(227). pp. 191-194. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_191.

Статья поступила в редакцию: 10.11.2023

Введение. Контроль государства за ценообразованием играет важную роль в экономике страны. Цены на товары и услуги влияют на уровень инфляции, уровень жизни населения и конкурентоспособность экономики в целом. Поэтому правительства различных стран активно вмешиваются в процесс формирования цен, чтобы обеспечить стабильность экономики и защитить интересы потребителей.

Государственное вмешательство в экономику, особенно в формирование цен на отдельные товары и услуги, является одной из мер государственного регулирования, помогающей сократить возможные негативные последствия на рынке. Согласно части 6 статьи 8 Закона о торговле, перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530 [1]. Установление государством цен на эти товары позволяет гарантировать их доступность для всех слоев населения, особенно для более уязвимых групп, таких как пенсионеры, малоимущие семьи и многодетные семьи.

Цель исследования. На основе анализа текущей политики государства и существующих норм законодательства провести анализ правовых возможностей регулирования цен и тарифов на товары первой необходимости и отдельные виды услуг.

Методы. Проведен сравнительно-сопоставительный анализ методов и средств, способствующих появлению проблем, связанных с увеличением цен и тарифов, неурегулированных законодательством страны, а также их устранению.

Современное государство может устанавливать предельные или минимальные тарифы на определённые продукты питания или услуги с целью предотвращения завышения цен со стороны производителей или поставщиков. Например, постановления о фиксации цен на продукты питания часто принимаются для предотвращения неправомерного завышения цен при дефиците товара или монополистическом положении производителя. Могут устанавливаться лимиты на ставки комиссий или процентные ставки для банковских услуг.

В Советском Союзе для этого был создан Государственный комитет цен — Госкомцен. Он определял, что и по каким ценам продавать. Но поскольку стоимость приходилось устанавливать одновременно на сотни тысяч наименований товаров, то ни о каком научном расчете речи

не шло. Чаще всего цены устанавливали по аналогии с уже существующими товарами или исходя из затрат на их изготовление.

Стремление назначать цены директивно приводило к огромным перекосам. Дешевый хлеб в магазинах было выгодно покупать, чтобы кормить скот. Качественная одежда и обувь в магазинах исчезала быстро, распространяясь сотрудниками торгового сектора «своим», а то, что оставалось на полках, носить было невозможно.

Автомобили на черном рынке стоили дороже, чем их отпускная цена, которая и так была очень высокой для большинства советских граждан. А квартиры, за исключением кооперативных, вообще не продавались. Поэтому существовал сложный неофициальный рынок обмена жилья, где формировалась своя система неофициальных цен, — государство их никак не регулировало [2].

Кроме того, сегодня государство может проводить контроль за качеством данных товаров и услуг и устанавливать специальные требования к производителям путем введения обязательной сертификации или лицензирования для определенных отраслей. Основным законом, который устанавливает порядок, требования и правила проведения процедуры сертификации, является Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Этот закон не является установленной догмой, он постоянно совершенствуется, и в него вносятся изменения [3]. Введение обязательного лицензирования может повлиять на уровень цен, поскольку для соответствия высоким стандартам необходимо вкладывать дополнительные ресурсы. Кроме того, установление высоких стандартов качества также может привести к сокращению конкуренции, поскольку не все предприятия будут способны соответствовать им. Тем самым, у государства возникает возможность контролировать рынок и влиять на ценовую политику. Это может осложнять доступность определенных товаров и услуг для потребителей, особенно для тех, кто не может позволить себе платить за продукцию с высокими стандартами качества.

Еще одной формой вмешательства государства является установление акцизов и налогов. Акцизы могут быть введены на определенные категории товаров, например, алкогольные напитки или табачные изделия. Во-первых, это может быть мера, направленная на ограничение потребления вредных продуктов и сокращение связанных с ними здоровьем проблем. Повышение цены на алкогольные напитки и табачные изделия может сделать их менее доступными для потребителей, особенно для молодых людей, и уменьшить спрос на них. Во-вторых, акцизы на алкоголь и табак могут использоваться как источник доходов для государства. Собранные средства могут быть направлены на финансирование различных социальных программ или на решение других государственных задач.

Что касается налогов, они также имеют свои цели и применяются для достижения определенных задач. Увеличение ставки НДС, например, может быть осуществлено с целью увеличения доходов государства. Однако такое увеличение может привести к увеличению цен на товары и услуги, что может отрицательно сказаться на потребительском спросе и экономической активности в стране [4]. Например, установление налоговых льгот или субсидий для определенных отраслей экономики может повлиять на ценообразование и сделать определенные товары и услуги более доступными для потребителей. Также правительство может вводить налоги на экспорт или импорт определенных товаров, чтобы контролировать их цены на внутреннем рынке. Поэтому при принятии решения о повышении или снижении ставки налогов необходимо тщательно анализировать его последствия и оценивать возможные экономические и социальные последствия. В целом, акцизы и налоги могут использоваться для достижения разных целей государства, но их хорошо продуманное применение и установление разумных ставок могут быть ключевыми факторами для успешной регулировки цены товаров и услуг и достижения государственных целей.

Еще одним не менее важным аспектом государственного регулирования цен является балансирование интересов производителей и потребителей [2]. С одной стороны, государство должно обеспечить прибыльность для производителей, чтобы они могли инвестировать в развитие своих предприятий и обновление оборудования. С другой стороны, необходимо защищать права потребителей, чтобы они имели доступ к качественным товаром или услугам по адекватной цене. За счет государственного контроля над ценами и установлением разумных лимитов, возникающие дисбалансы между производителями и потребителями могут быть сведены к минимуму.

Одним из способов контроля государства за ценообразованием является установление ценовых ограничений на определенные товары и услуги. Например, правительство может установить максимальные цены на продукты питания, жилищно-коммунальные услуги или медицинские услуги, чтобы предотвратить возможное завышение цен со стороны производителей или поставщиков. Это позволяет защитить потребителей от неправомерного повышения цен и обеспечить доступность основных товаров и услуг.

Контролирование структуры издержек также является способом воздействия государства на формирование цен. В ходе данного процесса могут предоставляться льготы или субсидии определенным отраслям, что позволяет снизить их производственные издержки, тем самым стимулировать рост производства и улучшение качества товаров и услуг. Это, в свою очередь, способствует развитию конкуренции на рынке, что благоприятно влияет на выбор потребителей и стимулирует развитие новых технологий и инноваций в отраслях, получающих поддержку.

Другим способом контроля государства за ценообразованием является мониторинг ценовой ситуации на рынке. Путем анализа данных о ценах на различные товары и услуги правительство может выявлять возможные случаи неправомерного повышения цен и принимать меры для их предотвращения. Также государство может проводить антидемпинговые расследования и вводить антидемпинговые пошлины для защиты от демпинговых цен из-за рубежа. Государство должно следить за справедливым конкурентным окружением на рынке. Оно может принимать меры по предотвращению монополизации и ограничению конкуренции, чтобы несколько крупных игроков не контролировали всю отрасль. Это способствует сохранению здоровой конкуренции и позволяет потребителям выбирать из широкого спектра товаров и услуг [5].

Все эти меры помогают государству контролировать формирование тарифов и цен, защищая интересы потребителей от возможного неправомерного поведения производителей. Однако необходимо учитывать, что слишком жесткое регулирование может ограничить конкурентность рынка и инновационный потенциал предприятий. Поэтому баланс между государственным вмешательством и свободой предприниматель-

ской деятельности является важным фактором для успешного регулирования тарифов и цен.

Практика показывает, что в условиях санкционного давления отечественные производители стараются получить максимальную прибыль в короткие сроки. Например, с уходом из российского сегмента представителей немецкого, американского и иных представителей автопро-ма, отечественные автомобитестроители уже несколько раз поднимали цены на свой товар. При этом качественные характеристики кардинально не улучшались. [6, с. 223] Такие повышения были зафиксированы по итогам 2022 года, когда Федеральная служба государственной статистики опубликовала данные о подорожании отечественных авто на 29,65%. [7] В настоящее время со 2.11.2023 года, когда АвтоВАЗ поднял цены на свои машины до 110 тыс.руб.[8] Также можно указать необоснованное повышение ценового сегмента в сфере услуг связи. Так МСТ за 2023 год в среднем поднял услуги на 100 руб. Достаточно много примеров можно приводить по неконтролируемому поднятию цен. Осталось к этому прибавить услуги ЖКХ и последнее резкое повышение цен на топливо.

Стоит при этом отметить, что при начале разбирательств со стороны ФАС России, цены начинают снижаться. Однако в течение следующего полугодия ситуация повторяется. Думается, оставаясь безнаказанными, то есть не привлекаясь к мерам действенного характера (например, запрету продолжения предпринимательской деятельности, милионным штрафам в отношении конкретных руководителей бизнеса, а также их привлечению к уголовной ответственности и др.), коммерческие структуры продолжат необоснованное повышение цен, нарушая тем самым права потребителей.

Заключение. Таким образом, введение централизованного регулирования цен является необходимым по ряду причин.

Во-первых, такое регулирование позволяет государству контролировать ситуацию на рынке и предотвращать возможные монопольные практики или злоупотребления со стороны производителей. Это помогает защитить интересы потребителей и обеспечить справедливую конкуренцию.

Во-вторых, централизованное регулирование цен способствует стабильности экономической сферы. При изменении внешних факторов, таких как колебания курса валюты или изменения таможенных пошлин, государство может быстро отреагировать на эти изменения и установить адекватные тарифы и цены.

Государственное регулирование цен помогает предотвратить инфляционные процессы. Путем контроля за изменением стоимости определенных товаров и услуг государство может предотвращать неоправданное подорожание или дефицитность этих категорий.

Кроме того, регулирование цен имеет социальную значимость. Оно направлено на обеспечение доступности определенных категорий товаров и услуг для населения, особенно для более уязвимых групп - пожилых людей, малообеспеченных семей и детей.

Несмотря на хорошие намерения государства, такое вмешательство может иметь неоднозначные результаты. Во-первых, ограничение свободы установления цен может привести к искажению спроса и предложения на рынке. Если государство устанавливает тариф снизу, это может создать дефицит товара или услуги. С другой стороны, высокие тарифы могут оттолкнуть потребителей и вызвать перепроизводство.

Во-вторых, государственное вмешательство в ценообразование может повлечь за собой появление черного рынка. Если товар или услуга имеют установленную государством нижнюю цену, это может стимулировать создание нелегальных каналов продажи по более высоким ценам. Такие нелегальные операции могут подорвать легальные рынки и создать нестабильность в экономике.

В-третьих, государственное регулирование цен может иметь негативное влияние на инновации и развитие новых товаров и услуг. Если производителям запрещено устанавливать цены, которые позволяют им получать высокую прибыль, они могут потерять стимул для инвестирования в исследования и разработки. Это может ограничить инновационный прогресс и замедлить экономический рост.

Наконец, государственное регулирование цен может создать неравенство и нарушить принцип свободы выбора. Если государство устанавливает цены, оно ограничивает возможности предпринимателей и покупателей принимать решения в соответствии с их собственными предпочтениями и потребностями. Такое ограничение может противоречить основным принципам рыночной экономики и эффективного функционирования рынков.

В целом, хотя идея государственного регулирования цен может быть обоснована в некоторых случаях для защиты интересов потребителей, необходимо тщательно взвесить все последствия таких действий и искать более гибкие и инновационные подходы к регулированию рыночных процессов.

Второй аспект - его финансовая устойчивость. Когда государство устанавливает тариф ниже рыночного уровня для поддержки определенной отрасли или потребителя, возникают проблемы финансирования этой политики. Государство может вынуждено брать на себя дополнительные расходы или вводить налоги, что негативно сказывается на экономическом росте и инвестициях.

Кроме того, эффективность государственного вмешательства может быть подвержена политическому и коррупционному давлению. В случае, когда установление тарифов становится предметом политических игр или коррупционных сделок, это не только искажает рыночный механизм, но также создает неблагоприятную инвестиционную среду.

В целом, эффективность государственного влияния на формирование тарифов зависит от правильного баланса между защитой интересов потребителей и обеспечением экономической стабильности. Необходимо учитывать особенности каждой конкретной отрасли и обеспечивать прозрачность процесса принятия решений о тарифах. Это позволит минимизировать отрицательные последствия государственного вмешательства и способствовать развитию здоровой и конкурентоспособной экономики.

Библиография:

1. Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер (утв. Минэкономразвития России) «Почему растут цены на продукты питания и товары первой необходимости. Почему нельзя ввести государственное регулирование цен?» - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314301/97e5720447c9b38e8c141584b18c7fc7aea04b4a/?ysclid=lobwsyz21i992133557 (дата обращения 30.10.2023 г).

2. «Что будет, если государство ограничит цены?» от 21.04.2022 г. - [Электронный ресурс]. - URL: https://journal.tin koff. ru/fix-p rice/?ysclid=l oaf8 nvr49741748923 (дата обращения 30.10.2023 г).

3. «Обязательная сертификация продукции и услуг в России и на территории Таможенного Союза». - [Электронный ресурс]. - URL: https://gostus.com/obyazatelnaya-sertifikaciya/?ysclid=lobxfsslhy972110233 (дата обращения 30.10.2023 г).

4. Семенова Г.Н. Влияние налога на добавленную стоимость на потребителя. / В сборнике: Предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов преподавателей и студентов кафедры экономики и предпринимательства МГОУ. отв. ред. Т.Б. Фонина. Москва, 2019. С. 51-57.

5. «Монополии и конкуренция». - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monopolii-i-konkurentsiya?ysclid=loby74i1w7298527960 (дата обращения 30.10.2023 г).

6. Ананьева Е.О., Ивлиев П.В Проблемы цифровизации транспортной отрасли в России.//Евразийский юридический журнал. 2022. № 10 (173). С. 222-224.

7. В Росстате рассказали, на сколько подорожали автомобили в 2022 году. - [Электронный ресурс]. - URL: https://news.drom.ru/92823.html?page=3 (дата обращения 6.11.2023 г).

8. АвтоВАЗ резко поднял цены на все Lada, прибавка существенная. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ixbt.com/news/2023/11/02/avtovaz-podnjal-ceny-na-vse-lada-pribavka-sushestvennaja.html (дата обращения 6.11.2023 г).

References:

1. "What will happen if the state limits prices?" from 04/21/2022 - [Electronic resource]. - URL: https://journal.tinkoff.ru/fix-price/?ysclid=loaf8nvr49741748923 (accessed

10/30/2023).

2. Review of the issues contained in the appeals of citizens, representatives of organizations (legal entities), public associations received by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, and the measures taken (approved by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation) "Why prices for food and essential goods are rising. Why is it impossible to introduce state regulation of prices?" - [Electronic resource]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314301/97e5720447c9b38e8c141584b18c7fc7aea04b4a/?ysclid=lobwsyz21i992133557 (accessed 30.10.2023).

3. "Mandatory certification of products and services in Russia and in the territory of the Customs Union". - [Electronic resource]. - URL: https://gostus.com/obyazatelnaya-sertifikaciya/?ysclid=lobxfsslhy972110233 (accessed 30.10.2023).

4. Semenova G.N. The impact of the value added tax on the consumer. / In the collection: Entrepreneurship in Russia: problems and prospects of development collection of scientific papers of teachers and students of the Department of Economics and Entrepreneurship of Moscow State University. ed. by T.B. Fonin. Moscow, 2019. pp. 51-57.

5. "Monopolies and competition". - [Electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monopolii-i-konkurentsiya?ysclid=loby74i1w7298527960 (accessed

30.10.2023).

6. Ananyeva E.O., Ivliev P.V. Problems of digitalization of the transport industry in Russia.//Eurasian Law Journal. 2022. No. 10 (173). pp. 222-224.

7. Rosstat told how much cars have risen in price in 2022. - [Electronic resource]. - URL: https://news.drom.ru/92823.html?page=3 (accessed 6.11.2023).

8. AvtoVAZ has sharply raised prices for all Lada, the increase is significant. - [Electronic resource]. - URL: https://www.ixbt.com/news/2023/11/02/avtovaz-podnjal-ceny-na-vse-lada-pribavka-sushestvennaja.html (accessed 6.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.