Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ В РОССИИ И РЕГИОНАХ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ В РОССИИ И РЕГИОНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

708
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Цифровая наука
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ РОССИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / PRICING / FOOD PRODUCTS IN RUSSIA / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горемыкина Елена Алексеевна, Ремнева Татьяна Александровна, Терентьева Оксана Николаевна

В статье рассматриваются основные аспекты государственного регулирования цен на продовольственные товары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горемыкина Елена Алексеевна, Ремнева Татьяна Александровна, Терентьева Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF PRICING FOR FOOD PRODUCTS IN RUSSIA AND REGIONS

The article discusses the main aspects of state regulation of food prices

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ В РОССИИ И РЕГИОНАХ»

УДК 33

Горемыкина Елена Алексеевна Goremykina Elena Alekseevna

Студент Student

Ремнева Татьяна Александровна Remneva Tatiana Alexandrovna

Студент Student

Терентьева Оксана Николаевна Terentyeva Oksana Nikolaevna

к.э.н., доцент Candidate of Economic Sciences, Docent Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС Stolypin Volga region Institute of management - branch of Ranepa

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ В РОССИИ И РЕГИОНАХ

STATE REGULATION OF PRICING FOR FOOD PRODUCTS IN RUSSIA

AND REGIONS

Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты государственного регулирования цен на продовольственные товары.

Abstract: The article discusses the main aspects of state regulation of food prices.

Ключевые слова. ценообразование, продовольственные товары России, государственное регулирование

Key words: pricing, food products in Russia, government regulation

Государственное регулирование ценообразования является составляющей ценовой политики государства, которая представляет собой совокупность действий государственных органов, направленных на осуществление регулирования цен для обеспечения экономических интересов предприятий и потребителей и контроля за их соблюдением.

Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. №2 221 «О мерах

по упорядочению цен (тарифов)» были установлены основные направления ценовой политики государства. К таким направлениям относятся:

- в связи с тем, что существуют отрасли с естественной монополией, государство приняло решение регулировать цены на продукцию таких монополий, это связано с тем, что необходимо предотвратить завышение цен и тарифов естественными монополиями;

- формирование социальной защищённости населения от роста цен и инфляции;

- достижение оптимального соотношения между уровнем заработной платы населения и динамикой цен на рынке;

- противодействие недобросовестной конкуренции и ограничение негативных последствий. [1]

Из-за недостаточно развитого рыночного механизма в России данные направления претворяются в жизнь лишь частями.

Государственное воздействие на цены в стране основывается на сочетании двух основных методов регулирования - прямого и косвенного.

Прямые методы регулирования заключаются в осуществлении административного вмешательства со стороны государства в процесс установления цен на товары, которое обеспечивает ограничение ценовой конкуренции и сдерживание производства различных видов товара. К таким методам можно отнести следующие:

1. замораживание цен - данный метод представляет собой установление постоянства цены на товары, что служит инструментом для антиинфляционной политики;

2. установление фиксированной цены - данного рода метод служит для предотвращения возникновения и развития инфляционных процессов в условиях инфляции или обычном состоянии рыночной экономики;

3. установление предела цен - метод предполагает введение нижнего и верхнего предела цен (нижний предел обеспечивает производителю

определенный уровень дохода, что предупреждает его банкротство; верхний же предел обеспечивает сдерживание роста цен, благодаря предупреждению действий производителей в стремлении увеличить прибыль, не увеличивая объема реализации);

4. установление предельного норматива рентабельности - данный метод используется при назначении цен на товары производителей-монополистов, тем самым ограничивая прибыль предприятия от реализации продукции;

5. установление предельных значений посреднических и торговых надбавок - метод используется местными органами власти и распространяется на транспортировку и реализацию продукции;

6. декларирование цен - предполагает предоставление деклараций об уровне цен в государственные органы;

7. установление рекомендательных уровней цен, на практике, если производитель устанавливает цену выше рекомендательной, то используется прогрессивная ставка налога на прибыль, то есть чем выше цена, тем выше ставка;

8. установление паритетных цен - данный метод предполагает установление цен, которые взаимосвязаны между собой, то есть когда происходит изменение цен на одни товары, то автоматически происходит изменение цен на другие взаимосвязанные товары.

К косвенным же методам относятся те методы, с помощью которых государство диктует порядок и способы определения цены участвующим в ценообразовании объектам. Поэтому косвенные методы лежат в основе нормативных актов, которые направлены на формирование конкурентной среды. К таким методам можно отнести:

- применение скользящих цен;

- антимонопольное законодательство;

- применение льготного налогообложения и кредитования;

- применение субсидирования и дотирования из бюджета;

- использование таможенных тарифов;

- государственное стимулирование;

- привлечение в страну иностранных инвестиций;

- разработка различных программ для развития производства товаров.

В России косвенные методы государственного регулирования наиболее распространены, и их применение зависит от социально-экономического и политического состояния страны. Они проявляются в воздействии на факторы, связанные с ценообразованием, но не саму цену, как в случае с прямыми методами. Поэтому с помощью косвенных методов стимулируется производство и занятость в различных отраслях экономики.

Государственное регулирование носит ограниченный характер, распространяя свои действия только на социально значимые товары и услуги, к примеру, энергия, топливо, потребительские товары и жилищно-коммунальные услуги.

Проведя анализ ситуации с ценами на продовольствие, можно заметить, что ситуация в регионах аналогична ситуации по стране в целом. В качестве примера рассмотрим ситуацию с ценами на продовольствие в Саратовской области.

Наиболее показательными критериями оценки уровня продовольственной обеспеченности в регионе может выступать динамика цен на продовольствие. Проанализировав динамику изменения цен на отдельные виды продуктов за 3 года (Таблица 1) нами были выбраны некоторые группы товаров, с наибольшим ростом цен. [2] Данный рост говорит о том, что осуществляемые государством методы регулирования цен не влияют на снижение цен.

Таблица 1 - Среднестатистические потребительские цены на отдельные виды продуктов питания по Саратовской области

Наименование Цены на: Темпы роста цен

Сентябрь 2020 Сентябрь 2019 Сентябрь 2018 цены сентября 2020 в % к ценам за сентябрь 2019 цены сентября 2019 в % к ценам за сентябрь 2018

Пшено 48,97 65,65 32 74,59 205,16

Крупа гречневая -ядрица 73,59 37,33 30,79 197,13 121,24

Вермишель 57,46 46,54 38,61 123,46 120,54

Картофель 22,2 18,4 19,69 120,65 93,45

Огурцы свежие 54,54 48,48 32,25 112,50 150,33

Морковь 27,06 19,17 25,92 141,16 73,96

Яблоки 88,75 67,01 67,94 132,44 98,63

Такая практика обусловлена, как отсутствием механизма установления допустимых розничных цен, так и несвоевременным вмешательством государства в регулирование цен, что позволило бы учитывать интересы как покупателей, так и продавцов. Хотя в Постановлении Правительства РФ "О государственном регулировании цен на социально значимые товары" содержатся все необходимые положения, которые гарантируют стабильность ценовой политики, но на деле все же присутствуют пробелы, которые не позволяют государственным органам в полной мере реализовать свои регулирующие функции в ценообразовании. [3]

Если разобрать ситуацию на конкретном примере, то из таблицы видно, что в период 2018-2019 гг. рост цен на пшено достиг 205%. Пшено стало наиболее сильно подорожавшим товаром из перечня социально значимых продуктов, за ценами на которые следит государство. Поэтому, согласно законодательству, государство могло вмешаться если в течение месяца товар подорожает более чем на 30%, тогда на него на 90 дней могут установить

предельную розничную цену. Пшено начало дорожать в рознице еще в июле 2018 года на фоне сокращения посевных площадей (в 2015 году под просо было засеяно 595 тыс. га, а в 2018-м — только 260 тыс. га).

Стабилизации и снижению цены на пшено добились посредством увеличения площади посевных площадей, как показано на диаграмме 1. [4]

Тыс, га

900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

826

668

499

572

506

521 521

595

474 470

506

435

395

265 260

II

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рис. 1. Посевные площади проса в России в хозяйствах всех категорий

Вслед за расширением площадей, возросли и объемы сборов. По итогам 2019 года они достигли отметки в 346,9 тыс. тонн. Для сравнения, в 2018 году собрали всего 217,2 тыс. тонн проса. Это способствовало увеличению производства пшена и как следствие снижению цен.

Вторым примером может стать ситуация с постоянным повышением цен на гречневую крупу. Как видно из таблицы 1, в период 2018-2019 гг. рост цен составил 121%, а в 2019-2020 гг. - 197%. Поэтому государство вмешалось в ценообразование на основе законодательства.

Государственное регулирование цен на гречку было установлено в ноябре 2019 года. Это решение действовало до 28 января 2020-го. После этого

регулирование цен продлевалось еще дважды: сначала - до 28 апреля, потом -до 30 сентября. Нынешнее ограничение будет действовать до конца 2020 года.

Введение ценового регулирования в прошлом году было связано с сокращением валового сбора гречихи в России и, как следствие, ростом цен на гречневую крупу, говорится на сайте Евразийской экономической комиссии. В результате было решено ограничить уровень предельной максимальной торговой надбавки до 25% от стоимости товара.

Таким образом, ценовая политика государства осуществляется комплексом мер прямого и косвенного воздействия на цены, которые служат средством реализации основной функции государства в экономической и социальной сфере. Ценовая политика имеет различные последствия для экономики в целом и для отдельных регионов страны.

При осуществлении государственного регулирования ценообразования необходим комплексный подход, который позволил бы учитывать интересы субъектов рыночной экономики. Подводя итог, можно отметить, что ценовая политика государства осуществляется комплексом мер прямого и косвенного воздействия на цены, которые служат средством реализации основной функции государства в экономической и социальной сфере. Ценовая политика имеет различные последствия для экономики в целом и для отдельных регионов страны. Таким образом, при осуществлении государственного регулирования ценообразования необходим комплексный подход, который позволил бы учитывать интересы субъектов рыночной экономики.

Библиографический список:

1. Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению цен (тарифов)» (с изменениями и дополнениями) -Режим доступа: https://base.garant.ru/10103676/;

2. Среднестатистические потребительские цены на отдельные виды продуктов питания по Саратовской области в сентябре 2020 года - Режим доступа: : //saratov. gov.ru/banners/prices/;

3. Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 530 (ред. от 21.03.2016) "О государственном регулировании цен на социально значимые товары" - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-15072010-П-530/;

4. Экспертно-аналитический центр агробизнеса. Электронный ресурс -Режим доступа: https://ab-centre.ru/news/rossiyskiy-rynok-prosa-i-pshena— tendencii-i-prognozy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.