Научная статья на тему 'Влияние городских программ благоустройства и расширения событийного календаря на туристскую привлекательность территории (на примере г. Москвы)'

Влияние городских программ благоустройства и расширения событийного календаря на туристскую привлекательность территории (на примере г. Москвы) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
543
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА / ПРОГРАММА БЛАГОУСТРОЙСТВА / СОБЫТИЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ / TOURISM / DESTINATION TOURIST ATTRACTION / PUBLIC AREAS / RENEWAL PROGRAM / EVENT CALENDAR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Валькова Татьяна Михайловна, Фролова Вера Алексеевна

Поскольку инфраструктура индустрии туризма в России все еще слабо развита, повышение туристской привлекательности является актуальной задачей как для отдельных городов, так и для целых регионов. Выявление факторов, влияющих на выбор потенциальным туристом того или иного направления, позволит более эффективно инвестировать в программы развития регионального туризма. Изучением туристской привлекательности территории занимались многие российские и зарубежные исследователи. Большинство этих исследователей считает, что туристская привлекательность определяется целым набором факторов. Влияние каждого из факторов на туристскую привлекательность территории зависит от объекта исследований, субъекта (целевая аудитория, для которой данные факторы важны при принятии решения о поездке) и целей исследования. При этом имеет место синергетический эффект ряда факторов. На примере г. Москвы рассмотрено воздействие изменения городской среды и расширения событийного календаря на увеличение туристско-экскурсионных потоков в регионе. С 2015 г. в Москве стартовал комплекс программ по благоустройству города, среди которых ключевая — «Моя улица». Реконструированные улицы и общественные пространства становятся местами проведения концертов, фестивалей и прочих мероприятий, пополнивших событийный календарь столицы, таких как фестиваль «Круг света», вошедший в Книгу рекордов Гиннеса, фестиваль «Путешествие в Рождество» и ряд других мероприятий. Кроме того, более масштабным стало празднование Дня города, особенно в юбилейном 2017 г. Таким образом, Москва превращается в комфортную для туризма территорию: удобная система навигации на русском и английском языках, многочисленные пешеходные зоны, арт-объекты мирового уровня, постоянное присутствие в информационном пространстве (в том числе в связи с проведением красочных мероприятий), безопасность путешествия. Все это способствует значительному увеличению туристского потока в столицу и, как следствие, повышению ее туристской привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Валькова Татьяна Михайловна, Фролова Вера Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public areas renewal programms and event calendar updating impacts on Moscow tourist attraction

The tourist attraction of the territory is the top question for Russian and foreign researchers. The tourist attraction is determined by several factors. The factors impact on the tourist attraction of the territory depends on the object of the research, the subject (the target group) of the research and the aim of the research. The senergetic effect of a number of factors take place. The authors of the article examined the influence of the public areas renewal and the event calendar updating on the amount of the tourists in Moscow. The complex of the public areas renewal programs has been introduced in Moscow since 2015. The main programs are «My Street» and «Zaryadye» park. «Zaryadye» park is corresponded to the main world trends in ecourban concepts. The reconstructed streets and new public areas became very popular places for concerts, festivals and other events. For last 5 years Moscow event calendar was updated by new mega events as «The Circle of the Lights» festival, «Journey to Christmas» festival and other events. In addition, the celebration of the City Day has become more spectacular. Thus, Moscow is becoming a tourist attraction destination: convenient Russian/English city navigation, new public areas, ambitious new art objects and festivals. So the amount of incoming tourists is increasing.

Текст научной работы на тему «Влияние городских программ благоустройства и расширения событийного календаря на туристскую привлекательность территории (на примере г. Москвы)»

ISSN 2542-1468, Лесной вестник /Forestry Bulletin, 2018. Т. 22. № 4. С. 44-50. © МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2018

Вопросы формирования городской среды Влияние городских программ благоустройства...

УДК 911.9 DOI: 10.18698/2542-1468-2018-4-44-50

ВЛИЯНИЕ ГОРОДСКИХ ПРОГРАММ БЛАГОУСТРОЙСТВА И РАСШИРЕНИЯ СОБЫТИЙНОГО КАЛЕНДАРЯ НА ТУРИСТСКУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ)

Т.М. Валькова1, В.А. Фролова2

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 119991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1 2МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), 141005, Московская область, г. Мытищи, ул. 1-я Институтская, д. 1

frolova@mgul.ac.ru

Поскольку инфраструктура индустрии туризма в России все еще слабо развита, повышение туристской привлекательности является актуальной задачей как для отдельных городов, так и для целых регионов. Выявление факторов, влияющих на выбор потенциальным туристом того или иного направления, позволит более эффективно инвестировать в программы развития регионального туризма. Изучением туристской привлекательности территории занимались многие российские и зарубежные исследователи. Большинство этих исследователей считает, что туристская привлекательность определяется целым набором факторов. Влияние каждого из факторов на туристскую привлекательность территории зависит от объекта исследований, субъекта (целевая аудитория, для которой данные факторы важны при принятии решения о поездке) и целей исследования. При этом имеет место синергетический эффект ряда факторов. На примере г Москвы рассмотрено воздействие изменения городской среды и расширения событийного календаря на увеличение туристско-экскурсионных потоков в регионе. С 2015 г. в Москве стартовал комплекс программ по благоустройству города, среди которых ключевая — «Моя улица». Реконструированные улицы и общественные пространства становятся местами проведения концертов, фестивалей и прочих мероприятий, пополнивших событийный календарь столицы, таких как фестиваль «Круг света», вошедший в Книгу рекордов Гин-неса, фестиваль «Путешествие в Рождество» и ряд других мероприятий. Кроме того, более масштабным стало празднование Дня города, особенно в юбилейном 2017 г. Таким образом, Москва превращается в комфортную для туризма территорию: удобная система навигации на русском и английском языках, многочисленные пешеходные зоны, арт-объекты мирового уровня, постоянное присутствие в информационном пространстве (в том числе в связи с проведением красочных мероприятий), безопасность путешествия. Все это способствует значительному увеличению туристского потока в столицу и, как следствие, повышению ее туристской привлекательности.

Ключевые слова: туризм, туристская привлекательность территории, общественные пространства, программа благоустройства, событийный календарь

Ссылка для цитирования: Валькова Т.М., Фролова В.А. Влияние городских программ благоустройства и расширения событийного календаря на туристскую привлекательность территории (на примере г. Москвы) // Лесной вестник / Forestry Bulletin, 2018. Т. 22. № 4. С. 44-50. DOI: 10.18698/2542-1468-2018-4-44-50

Туризм является одним из источников дохода территории, доля и объем которого в региональном бюджете могут быть достаточно существенны. Поскольку инфраструктура индустрии туризма в России все еще слабо развита, повышение туристской привлекательности является актуальной задачей как для отдельных городов, так и целых регионов. Выявление факторов, влияющих на выбор потенциальным туристом того или иного направления, позволит более эффективно вкладывать средства в программы развития регионального туризма. Следует отметить, что в условиях быстрого распространения информации через специальные интернет-сервисы и социальные сети практически каждый человек своей не всегда объективной текстовой или визуальной репрезентацией места может повлиять на имидж территории.

Изучением туристской привлекательности территории занимались многие российские и зарубежные исследователи (М.Б. Биржаков, В.А. Квартальный и др.). Большинство исследова-

телей считает, что туристская привлекательность определяется целым набором факторов (табл. 1).

Влияние каждого из факторов на туристскую привлекательность территории зависит от объекта исследований, субъекта (целевая аудитория, для которой данные факторы важны при принятии решения о поездке) и целей исследования. При этом имеет место синергетический эффект ряда факторов [1].

Цель работы

Цель работы — подробно рассмотреть на примере г. Москвы, как изменение городской среды и расширение событийного календаря повлияло на увеличение туристско-экскурсионных потоков в регионе.

Материалы и методы

С 2015 г. в Москве стартовал комплекс программ по благоустройству города, среди которых ключевая — «Моя улица». Проект предусматривает

Таблица Факторы, влияющие на туристскую привлекательность территории Factors affecting the tourist attraction of the territory

Фактор Объекты и ресурсы

Природно- климатические условия Климатические ресурсы

Природные объекты, определяющие вид туризма (пляжный, спортивный, лечебно-оздоровительный и др.); месторождения

История и культура Археологические памятники; архитектурные памятники; памятные места; сакральные места; музеи, театры; этнографические достопримечательности; промышленные объекты; инженерные сооружения

Инновации Современные предприятия; инженерные объекты (телебашни, мосты, космодромы); образовательные учреждения

Гастрономия Агротуризм (фермы); рестораны традиционной кухни; гастрономические музеи-фабрики (винодельни, сыроварни и пр.)

Событийный календарь Характеристики мероприятия: статус (международное, городское и т. д.); периодичность (ежегодное и т. д.); количество мероприятий; количество участников

Уровень развития инфраструктуры Средства размещения туристов; организация питания; транспорт внутри территории; доставка туристов на территорию; системы связи; уровень развития медицины; дополнительные услуги; качество городской среды (общественных пространств); адаптированность туристской инфраструктуры для приема иностранных туристов

Социальные условия Отношение местных жителей: к туристам; к своему месту проживания

Безопасность Террористическая угроза; криминальная ситуация; опасные природные явления; экологические условия; инфекционные заболевания

Политические условия Политическая ситуация в стране и в мире

Экономические условия Стоимость/качество туристских услуг

Территориальные условия Удаленность территории от места проживания потенциальных туристов

Туристские формальности Формальности: визовые; таможенные; санитарно-эпидемиологические; прочие

Информация Территориальный информационный центр; региональный портал; системы бронирования услуг; мировые информационные порталы, агрегаторы (Tripadvisor и пр.)

Образ территории Образ территории; репрезентация территории

Рис. 1. Площадка отдыха в новом парке «Горка» (г. Москва,

Большой Спасоглинищевский пер.) Fig. 1. Rest area in the new park «Gorka» (Moscow, Bolshaya Spasoglinischevsky st.)

капитальный ремонт пешеходных зон более 4 тыс. улиц. Главная цель программы — перепрограммировать общественные пространства города, заложить новый сценарий развития: создать благоприятную среду для пешеходов, велосипедистов и людей с ограниченными возможностями. Планируется, что в ходе реализации программы будет повышена средняя скорость транспортного потока в центре города при снижении максимальной скорости. В 2015 г. программа затронула 47 улиц, площадей, набережных, в 2016 г. — 61 объект, в 2017 г. — 119 улиц (72,5 км, 308 га) и 12 набережных (40 км). Параллельно с этим идет озеленение территории. Так, в 2017 г. было высажено около 60 тыс. деревьев, в том числе 30 тыс. — взамен утраченных во время урагана и 5 тыс. лип, вязов, дубов, яблонь в рамках программы «Моя улица». Создаются и реконструируются парки и общественные зоны: в 2017 г. программа затронула 113 парков. К концу 2017 г. их общая численность достигла 540, были созданы новые парки в самом центре города — «Зарядье» и «Горка» (рис. 1). Проводятся консервация археологических объектов, ремонт музеев-усадеб и музеев-заповедников, архитектурно-художественная подсветка зданий и мостов (в 2010 г. она охватывала 600 зданий, в 2017 г. — свыше 2 тыс.), реконструкция системы наружного освещения и иные мероприятия по развитию городской среды [2].

В 2017 г. наиболее значимые изменения произошли в центре столицы, в зоне набережных Москвы-реки, в районе Зарядье, где была создана новая пешеходная зона, и в «Музейном квартале» на Волхонке. Отдельный блок мероприятий программы благоустройства в 2017 г. был направлен на работу с особо ценными культурными и археологическими объектами, в рамках которого разбит сквер на Хохловской площади с центральным элементом — фрагментом стены Белого города XVII в. [3].

1

Комплекс программ благоустройства рассчитан до 2020 г. В 2018-2020 гг. планируется потратить на них 138 млрд руб.; средний расход на благоустройство улиц составляет примерно 10-15 тыс. руб./м2, что на 30-50 % меньше, чем в других странах, и в 1,5-2 раза ниже, чем во многих российских регионах. В течении трех лет на капитальный ремонт пешеходных зон будет потрачено 93,27 млрд руб., на создание и благоустройство зеленых зон в «спальных» районах — 12,1 млрд руб., на благоустройство парков культуры и отдыха, музеев-усадеб и музеев-заповедников, их капитальный и текущий ремонт — 17,1 млрд руб., на развитие системы наружного освещения улиц и архитектурно-художественную подсветку зданий — 15,64 млрд руб. Дополнительные средства будут выделяться на благоустройство территорий районного значения (озеленение, ремонт фасадов) для создания комфортной городской среды. В настоящее время (2017 г.) на благоустройство Москвы идет только 1,4 % ежегодного городского бюджета. Для сравнения: в г. Торонто (Канада) на эти цели тратят 8,6 % городского бюджета, в Лондоне (Великобритания) — 9 %. [4].

Результаты и обсуждение

Как ожидается, эффект от данных мероприятий будет заметен через 5-7 лет, однако уже в 2017 г. в магазинах и на предприятиях общественного питания на обновленных улицах увеличилось число транзакций, а количество пустующих помещений сократилось на 36 %. Число пешеходов (горожан, гостей города) на центральных улицах Москвы возросло в 2-4 раза, появился новый прогулочный маршрут — от парка Горького до парка «Зарядье». Изменился «портрет пешехода» — увеличилось количество «активных потребителей» (семей с детьми, молодых людей в возрасте 18-25 лет, туристов), на смену банкам, ювелирным магазинам и офисам сотовых операторов пришли кафе, продуктовые магазины и салоны красоты. По мнению доктора медицинских наук З.И. Кекелидзе, главы Национального медицинского исследовательского центра психиатрии имени В.П. Сербского, программы благоустройства благоприятно сказались на психическом здоровье горожан: у них появилось дополнительное пространство для прогулок и наслаждения красотой природных и архитектурных объектов. Это также влияет на облик столицы, поскольку горожане являются важной его составляющей частью. Согласно социологическим опросам, проведенным Центром политических технологий, программу «Моя улица» поддерживают 86 % москвичей, несмотря на причиненные ею временные неудобства. Опыт

столицы по благоустройству городской среды в будущем планируют применить в 40 крупнейших городах России [5].

Данный проект соответствует мировым тенденциям (например, в 2010 г. площадь Тайм-сквер в г. Нью-Йорке (США) стала пешеходной зоной) и уже получил положительную оценку со стороны представителей администрации других крупных зарубежных городов, например, Сеула (Южная Корея), которые планируют заимствовать московский опыт организации программы «Моя улица», в частности, по созданию единого оператора программы (аналог КБ «Стрелка»). По мнению зарубежных ландшафтных архитекторов из архитектурных бюро OKRA и Openfabric (Нидерланды), Imelk и Gehl Architects (США), Москва за последние три года стала совершенно иным городом — просторные тротуары, доступные для всех категорий граждан, разнообразие работ с плиткой (московское ноу-хау), доминанта пешеходов над автомобилистами на многих центральных улицах, визуальные изменения архитектурных ансамблей. Каждое общественное пространство смотрится органично, имеет свое настроение, может адаптироваться к проведению в любую погоду различных мероприятий — ярмарки, музыкального фестиваля или просто воскресной прогулки. Пешеходы (горожане, гости столицы), заполняющие обновленные общественные пространства, наслаждаются жизнью, что видно по их улыбкам — лучшему украшению любого города. Все это говорит о значительном улучшении качества городской среды и повседневной жизни горожан и гостей столицы [5].

В 2017 г. в самом центре Москвы был открыт для посещения новый парк «Зарядье», который сразу же стал новой туристской достопримечательностью столицы. На территории парка воссозданы четыре ландшафтные зоны России (тундра, смешанный лес, степь, ландшафты заливных лугов) и представлено 120 видов растений. На площади в 10,2 га было высажено около 1 млн растений и проложено несколько пешеходных маршрутов. Ансамбль парка дополняют: уникальный Парящий мост длиной 244,4 м с 70-метровой безопорной консолью; открытая концертная площадка на 1600 зрителей «Стеклянная кора» с малым амфитеатром на 400 зрителей; оранжерея с субтропическими растениями; научно-познавательный центр «Заповедное посольство» с инсталляцией-лабиринтом «Ледяная пещера», демонстрирующей особенности природы Арктики; флорариум; подземный археологический музей «Зарядье», в котором представлены артефакты, обнаруженные в ходе археологических работ на месте будущего парка; многофункциональный Медиацентр.

Инфраструктура парка учитывает потребности людей с ограниченными возможностями. В ходе работ над парковой зоной было изменено и прилегающее к ней общественное пространство площадью 3,5 га: отреставрированы 11 храмов и уникальных строений на Варварке; участок Китайгородской стены; Рыбный переулок стал пешеходной зоной; Биржевую площадь украсил уникальный фонтан; появился новый пешеходный маршрут, связывающий Красную площадь, парк «Зарядье», Рыбный и Богоявленский переулки и пешеходную Никольскую улицу.

Проект парка был разработан американским архитектурным бюро Diller Scofidio + Renfro. Строительство парка заняло 2,5 года и обошлось бюджету города в 14 млрд руб. Из них 9,5 млрд руб. потрачены на возведение всех наземных построек и подземного паркинга, 860 млн руб. — на проектирование и строительство Парящего моста, 3,69 млрд руб. — на благоустройство парка: озеленение (760 деревьев и 7 тыс. кустарников), установку скамеек (256 шт.), прокладку дорожно-тропиночной сети (27, 5 км, в том числе 1,8 км — с подогревом), освещение (460 прожекторов на 180 опорах), систему навигации (66 знаков), систему капельного автополива. В течение первой недели работы парк посетили 250 тыс. москвичей и гостей столицы. В среднем в неделю парк «Зарядье» посещают 45-60 тыс. человек. По проекту, после завершения всех строительных работ ежегодно парк смогут посещать около 10 млн жителей города, туристов и экскурсантов [6-12].

Реконструированные улицы и общественные пространства становятся местами проведения концертов, фестивалей и прочих мероприятий, пополнивших событийный календарь столицы. Для проведения мероприятий чаще всего исполь-

зуют городские объекты ландшафтной архитектуры, относящиеся к категории общего пользования (парки, скверы, бульвары и набережные) [13]. В обычные дни эти территории выполняют функции транзитного движения, организации отдыха детей и взрослых. Посещаемость таких объектов неоднородна и связана с качеством благоустройства, доступностью и безопасностью.

Технологии организации мероприятий, как правило, ориентированы на продвижение какого-либо продукта или объекта; одним из механизмов данного продвижения является зарождение эмоциональной связи между брендом (продуктом, объектом) и потребителем. Ландшафт или общественное пространство в данном случае выступает в качестве основы для коммерческой или социальной составляющей проекта. В табл. 2 приведены примеры взаимодействия «объект — событие — воздействие».

События создают туристские потоки, которые, в свою очередь, стимулируют приток инвестиций и придают значимость принимающей территории, требования к качеству общественного пространства которой резко возрастают. Таким образом, происходит резкий скачок в развитии территории.

Начиная с 2000-х гг. событийный календарь столицы пополнился несколькими яркими доминантами, такими как фестиваль «Круг света» (вошел в Книгу рекордов Гиннеса), фестиваль «Путешествие в Рождество» и ряд других мероприятий. Кроме того, более масштабным стало празднование Дня города, особенно в юбилейном 2017 г. Информация о столичных фестивалях появилась во многих мировых информационных справочниках-путеводителях. Все это привело к значительному увеличению туристского потока в Москву [14].

Таблица 2

Примеры взаимодействия «объект — событие — воздействие» Examples of «object — event — effect» interactions

Тип мероприятия Вид мероприятия Объекты урбанизированного ландшафта Воздействие на объекты

Положительно е Отрицательное

Разовое (регулярное); краткосрочное (1-2 дня) Выставка; ярмарка; фестиваль; марафон; велопробег Парки; скверы; бульвары; улицы Реклама; дополнительные средства Блокирование регулярных функций; платный вход; ущерб зеленым насаждениям

Среднесрочное (7-30 дней) Выставка; турнир Парки; скверы; бульвары; спортивные объекты Совмещение регулярных функций с новыми видами активности; поддержание интереса к объекту Частичное блокирование регулярных функций; платный вход; ущерб зеленым насаждениям

Мегасобытие Олимпийские игры; чемпионат Города; регионы Создание новых объектов ландшафтной архитектуры; развитие инфраструктуры Застройка зеленых территорий

Рис. 2. Пример оформления общественного пространства на Новой площади (г. Москва) во время фестиваля «Путешествие в Рождество» в 2017-2018 гг. Fig. 2. An example of public space design in New Square (Moscow) during the festival «Journey to Christmas» in 2017-2018

Ежегодно в канун Нового года в столице начинается фестиваль «Путешествие в Рождество». Город украшают миллионы огней праздничных гирлянд (в 2017-2018 гг. их суммарная длина составила 6,5 тыс. км), праздничные декорации (в 2017-2018 гг. было использовано 60 тыс. украшений) и световые композиции, открываются праздничные ярмарки (рис. 2).

В 2017-2018 гг. Москву в новогодний период посетили более 14 млн туристов, в том числе из Китая, Индии, США, европейских стран (Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии, Германии). При этом остается высокой доля российских туристов, столица вошла в первую пятерку мировых новогодних направлений. Загруженность столичного номерного фонда составила 85-90 %, несмотря на то что стоимость услуг размещения возросла на 40 % по сравнению со среднегодовой [15].

В 2017 г. Москва отмечала 870 лет с момента первого упоминания в летописи, что сопровождалось рядом красочных мероприятий (в числе которых 400 концертов, экскурсий, фотовыставок и театральных постановок на 300 площадках по всему городу). Их посетили около 11,5 млн москвичей и гостей столицы (в 2016 г. аналогичные мероприятия посетили 10 млн человек, все затраты городского бюджета окупились за счет налоговых поступлений — около 44 млрд руб. т. е. каждый вложенный рубль принес два рубля налоговых поступлений). Безопасность участников массовых мероприятий обеспечивали более 5,3 тыс. военнослужащих, бойцов Росгвардии и полицейских, кроме того, за порядком в общественном транспорте следили более 2,5 тыс. сотрудников транспортной безопасности. Благодаря

этим мерам в местах массового скопления людей не было серьезных инцидентов. Фестивальный цикл «Московские сезоны» в 2017 г. посетили около 62 млн москвичей и гостей столицы (туристов и экскурсантов), Пасхальный фестиваль — 215 тыс. человек, мероприятия, посвященные Дню Победы, — 8 млн человек (850 тыс. из них стали участниками акции «Бессметный полк») [14].

Выводы

За последние два года (2015-2017 гг.) Москва стала более комфортной и привлекательной для туристов: удобная система навигации на русском и английском языках, многочисленные пешеходные зоны в центре города, арт-объекты мирового уровня, постоянное присутствие в информационном пространстве, в том числе в связи с проведением красочных мероприятий. Безопасность путешествия способствует дополнительному увеличению туристского потока. Если в 2015 г. суммарный туристский поток составил 17 млн чел., в 2016 — 17,5 млн чел., то в 2017 г. был отмечен стремительный рост потока до 21 млн чел. (прирост въездного туристского потока 10-12 %, лидеры — Китай, Южная Корея); значительно увеличились налоговые поступления от туристской отрасли — до 600 млрд руб. Возрастает процент «возвратных туристов». В ноябре 2017 г. Москва вошла в тройку самых популярных городов мира по версии Instagram, в семерку городов, рекомендуемых для путешествий журналом National Geographic, в пятерку наиболее интересных новогодних направлений по версии журнала The Wall Street Journal. Все это свидетельствует о повышении туристской привлекательности Москвы [15, 16].

Список литературы

[1] Agamirova E.V., Agamirova E.V., Adashova T.A., Valko-va T.M., Kosareva N.V., Lapochkina V. V. Event calendar: Event as the basis of the territory tourist attractiveness // Life Science Journal, 2014, no. 11.

[2] Официальный сайт Мэра Москвы. Цифры и факты. Городское хозяйство. URL: https://www.mos.ru/city/prog-ress/programs/cat/49120/item/ 110120/year/2016/ (дата обращения 05.10.2017).

[3] Официальный сайт Мэра Москвы. Проекты города. Моя улица. URL: https://www.mos.ru/city/projects/ my2017/ (дата обращения 05.10.2017).

[4] О бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. Закон города Москвы от 29 ноября 2017 года № 47. URL: http://docs.cntd.ru/ document/555906648 (дата обращения 05.10.2017).

[5] Парамонова Д.В. Новый опыт архитектора. URL: https:// m.moslenta.ru/urbanistika/

blagoustroistvo-eto-pereprogrammirovanie.htm (дата обращения 05.10.2017).

[6] Бобылева О.Н., Бочкова И.Ю. Проблемы цветочного оформления Москвы // Сб. матер. XVII Междунар. на-уч.-практ. конф. «Проблемы озеленения крупных городов». Москва, 24-25 августа 2016 г. / под ред. Х.Г. Якубова. М.: ВДНХ, 2016. 150 с.

[7] Белкин А.Н. Культура в архитектуре: законы красоты и законы рынка // Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Наука, образование и экспериментальное проектирование». Москва, 7-11 апреля 2014 г. / под ред. Д.О. Швидковского. М.: МАРХИ. С. 159-161.

[8] Дормидонтова В.В. Конструктивизм и ландшафтная архитектура конца ХХ-ХХ1 вв. // Вестник ландшафтной архитектуры, 2016. № 8. С. 27.

[9] Филин В.А. Визуальная среда города // Вестник Международной академии наук (Русская секция), 2006. № 2. С. 43-50.

[10] Скабелкина О.А., Довганюк А.И. Визуальная среда города и ее влияние на психофизическое состояние человека // Вестник ландшафтной архитектуры. Матер. Всерос. науч.-практ. интернет-конф. (15-16 сентября 2015 г.), посвященной 150-летию РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. Ч. 2. М.: Сам Полиграфист, 2015. С. 130-132.

[11] Скабелкина О.А. Визуальная среда современных градообразующих элементов и ее влияние на физическое и психоэмоциональное состояние горожан // Вестник ландшафтной архитектуры, 2016. № 8. С. 75-81.

[12] Официальный портал Правительства Москвы. Проекты города. Зарядье. URL: https://www.mos.ru/city/ projects/zaryadye/ (дата обращения 10.11.2017).

[13] Теодоронский В.С., Боговая И.О. Ландшафтная архитектура: учеб. пособие. М.: ФОРУМ, 2010. 304 с.

[14] Официальный сайт Мэра Москвы. Проекты. Московские сезоны. URL: https://www.mos.ru/city/seasons/ ?onsite_from=footer (дата обращения 05.10.2017).

[15] Официальный сайт Мэра Москвы. Цифры и факты. Спорт и туризм. Туризм. URL: https://www.mos.ru/city/ progress/programs/cat/112120/item/122120/year/2016/ (дата обращения 05.10.2017).

[16] Доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации в 2016 году. М.: Министерство культуры Российской Федерации, 2017. 212 с.

Сведения об авторах

Валькова Татьяна Михайловна — кандидат географических наук, доцент кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, valkovatm@yandex.ru

Фролова Вера Алексеевна — кандидат с.-х. наук, заведующая кафедрой ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), frolova@mgul.ac.ru

Поступила в редакцию 13.04.2018.

Принята к публикации 14.05.2018.

PUBLIC AREAS RENEWAL PROGRAMMS AND EVENT CALENDAR UPDATING IMPACTS ON MOSCOW TOURIST ATTRACTION

T.M. Val'kova1, V.A. Frolova2

'M.V. Lomonosov Moscow State University, Leninskie Gory, 1, GSP-1, 119991, Moscow, Russia 2BMSTU (Mytishchi branch), 1, 1st Institutskaya st., 141005, Mytischi, Moscow reg., Russia

frolova@mgul.ac.ru

The tourist attraction of the territory is the top question for Russian and foreign researchers. The tourist attraction is determined by several factors. The factors impact on the tourist attraction of the territory depends on the object of the research, the subject (the target group) of the research and the aim of the research. The senergetic effect of a number of factors take place. The authors of the article examined the influence of the public areas renewal and the event calendar updating on the amount of the tourists in Moscow. The complex of the public areas renewal programs has been introduced in Moscow since 2015. The main programs are «My Street» and «Zaryadye» park. «Zaryadye» park is corresponded to the main world trends in ecourban concepts. The reconstructed streets and new public areas became very popular places for concerts, festivals and other events. For last 5 years Moscow event calendar was updated by new mega events as «The Circle of the Lights» festival, «Journey to Christmas» festival and other events. In addition, the celebration of the City Day has become more spectacular. Thus, Moscow is becoming a tourist attraction destination: convenient Russian/English city navigation, new public areas, ambitious new art objects and festivals. So the amount of incoming tourists is increasing. Keywords: tourism, destination tourist attraction, public areas, renewal program, event calendar

Suggested citation: Val'kova T.M., Frolova V.A. Vliyanie gorodskikh programm blagoustroystva i rasshireniya sobytiynogo kalendarya na turistskuyu privlekatel'nost' territorii (na primere g. Moskvy) [Public areas renewal programms and event calendar updating impacts on Moscow tourist attraction]. Lesnoy vestnik / Forestry Bulletin, 2018, vol. 22, no. 4, pp. 44-50. DOI: 10.18698/2542-1468-2018-4-44-50

References

[1] Agamirova E.V., Agamirova E.V., Adashova T.A., Valkova T.M., Kosareva N. V., Lapochkina V.V. Event calendar: Event as the basis of the territory of tourist attractiveness. Life Science Journal, 2014, no. 11.

[2] Ofitsial'nyy sayt Mera Moskvy. Tsifry i fakty. Gorodskoe khozyaystvo [Official site of the Moscow Mayor. Figures and facts. Urban economy]. Available at: https://www.mos.ru/city/progress/programs/cat/49120/item/110120/year/2016/ (accessed 05.10.2017).

[3] Ofitsial'nyy sayt Mera Moskvy. Proekty goroda. Moya ulitsa [Official site of the Moscow Mayor. Projects of the city. My street]. Available at: https://www.mos.ru/city/projects/my2017/ (accessed 05.10.2017).

[4] O byudzhete goroda Moskvy na 2018 god i planovyy period 2019 i 2020 godov. Zakon goroda Moskvy ot 29 noyabrya 2017 goda№ 47 [On the budget of the city of Moscow for 2018 and the planning period of 2019 and 2020. Law of the city of Moscow on November 29, 2017, no. 47]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/555906648 (accessed 05.10.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[5] Paramonova D.V. Novyy opyt arkhitektora [New experience of the architect]. Available at: https://m.moslenta.ru/urbanistika/ blagoustroistvo-eto-pereprogrammirovanie.htm (accessed 05.10.2017).

[6] Bobyleva O.N., Bochkova I.Yu. Problemy tsvetochnogo oformleniya Moskvy [Problems of flower decoration of Moscow]. Mater. XVII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Problemy ozeleneniya krupnykh gorodov» [Proc. XVII International Scientific-practical. Conf. «Problems of large cities greening »]. Moscow, August 24-25, 2016. Moscow: VDNKh, 2016. 150 p.

[7] Belkin A.N. Kul 'tura v arkhitekture: zakony krasoty i zakony rynka [Culture in architecture: the laws of beauty and market laws]. Sb. mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Nauka, obrazovanie i ehksperimental'noe proektirovanie». Moskva, 7-11 aprelya 2014 g. [Proc. XVII Intern. Scientific-practical Conf. «Science, Education and Experimental Design», Moscow, April 7-11, 2014. Moscow: MARKhI, pp. 159-161.

[8] Dormidontova V.V. Konstruktivizm i landshaftnaya arkhitektura kontsa XX-XXI vv. [Constructivism and landscape architecture of the late XX-XXI centuries]. Vestnik landshaftnoj arhitektury [Bulletin of landscape architecture], 2016, no. 8, p. 27.

[9] Filin V.A. Vizual'naya sreda goroda [Visual environment of the city]. Vestnik Mezhdunarodnoy akademii nauk (Russkaya sektsiya) [Bulletin of the International Academy of Sciences (Russian section)], 2006, no. 2, pp. 43-50.

[10] Skabelkina O.A., Dovganyuk A.I. Vizual'naya sreda goroda i ee vliyanie na psikhofizicheskoe sostoyanie cheloveka [Visual environment of the city and its impact on the psychophysical state of man]. Vestnik landshaftnoy arkhitektury. Mate-rialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii (15-16 sentyabrya 2015 g.), posvyashchennoy 150-letiyu RGAU-MSKhA imeni K.A. Timiryazeva. Ch. 2 [Bulletin of landscape architecture. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Internet Conference (15-16th September, 2015), dedicated to the 150th anniversary of the RSAU-MTAA named after K.A. Timiryazev (p. 2)]. Moscow: Sam Poligrafist, 2015, pp. 130-132.

[11] Skabelkina O.A. Vizual'naya sreda sovremennykh gradoobrazuyushchikh elementov i ee vliyanie na fizicheskoe i psikhoe-motsional'noe sostoyanie gorozhan [Visual environment of modern city-forming elements and its influence on the physical and psycho-emotional state of citizens]. Vestnik landshaftnoy arkhitektury [Bulletin of Landscape Architecture], 2016, no. 8, pp.75-81.

[12] Ofitsial'nyy portal Pravitel'stva Moskvy. Proekty goroda. Zaryad'e [Official portal of the Government of Moscow. Projects of the city. Zaryad'e]. Available at: https://www.mos.ru/city/projects/zaryadye/ (accessed 10.11.2017).

[13] Teodoronskiy V.S., Bogovaya I.O. Landshaftnaya arkhitektura [Landscape architecture]. Moscow: Forum, 2010, 304 p.

[14] Ofitsial'nyy sayt Mera Moskvy. Proekty. Moskovskie sezony [Official site of the Moscow Mayor. Projects. The Moscow seasons]. Available at: https://www.mos.ru/city/seasons/?onsite_from=footer (accessed 05.10.2017).

[15] Ofitsial'nyy sayt Mera Moskvy. Tsifry i fakty. Sport i turizm. Turizm [Official site of the Moscow Mayor. Figures and facts. Variety and tourism. Tourism]. Available at: https://www.mos.ru/city/progress/programs/cat/112120/item/122120/year/2016/ (accessed 05.10.2017).

[16] Doklad o sostoyanii i razvitii turizma v Rossiyskoy Federatsii v 2016 godu [Report on the state and development of tourism in the Russian Federation in 2016]. Moscow: Ministry of Culture of the Russian Federation, 2017, 212 p.

Authors' information

Val'kova Tat'yana Mikhaylovna — Cand. Sci. (Geography), Associate Professor at the Department of Recreation Geography and Tourism of the Faculty of Geography of the Lomonosov Moscow State University, valkovatm@yandex.ru

Frolova Vera Alekseevna — Cand. Sci. (Agriculture), Head of Landscape Architecture Department at the Bauman Moscow State Technical University (Mytishchi branch), frolova@mgul.ac.ru

Received 13.04.2018. Accepted for publication 14.05.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.