ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ
УДК 338.48
СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ1
© Елена Александровна БЕЛЕЦКАЯ
Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Российская Федерация, кандидат психологических наук, доцент, e-mail: [email protected]
Представлена характеристика событийного туризма в Белгородской области. Автор считает, что наличие уникальных историко-культурных объектов может предопределить успешное развитие событийного туризма в области. Проанализированы факторы, влияющие на повышение туристской привлекательности региона. Белгородская область обладает туристско-рекреационными возможностями, имеет определенный историко-культурный потенциал, благоприятные природные условия, разнообразие народных традиций и потенциальные возможности для развития событийного туризма. В настоящее время событийный туризм - это не только перспективный и динамично развивающийся сегмент туристского рынка, но и эффективный инструмент для продвижения территорий. Событийный туризм является одним из новых и высокодоходных видов туризма. Так, на современном этапе событийные мероприятия становятся для туристов популярными и привлекательными. Это связано, прежде всего, с тем, что турист может не только познакомиться с местностью и ее достопримечательностями, но и стать активным участником какого-либо события. Получение новой информации, знакомство с различными объектами истории, материальной и духовной культурой, наряду с которыми предоставляется возможность участия в разнообразных мероприятиях, делают досуг в сфере событийного туризма привлекательным и востребованным, позволяющим поддерживать жизненный тонус и духовный подъем личности. Сегодня событие выступает важнейшим мотивирующим фактором, влияющим на развитие территорий, ее узнаваемость и привлекательность для туристов, инвесторов и «других потребителей территории». Раскрыты и даются определения таким понятиям, как «событийный туризм», «маркетинг привлекательности» и другим в контексте регионального опыта. В качестве мероприятий событийного туризма необходимо отметить фестивали, ярмарки, театрализованные праздники. Особое место в событийном туризме занимают фестивали. Определена роль событийного туризма в повышении туристской привлекательности Белгородской области.
Ключевые слова: событийный туризм; продвижение территорий; фестивали; исторические реконструкции; региональный турпродукт.
Белгородская область - один из важнейших промышленных и сельскохозяйственных регионов Российской Федерации, обладающий выгодным географическим положением на границе России и Украины. Политическая стабильность, разнообразие исторического наследия, высокий интеллектуальный и культурный потенциал определяют благоприятные долгосрочные перспективы разви-
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Белгородской области: проект 14-12-31010а(р) «Стратегия развития событийного туризма в Белгородской области».
тия туристского комплекса на территории региона [1].
В последнее десятилетие в Белгородской области особое внимание уделяется формированию туристского имиджа области, а также продвижению регионального турпродукта. Для этого обеспечивается ежегодное участие Белгородской области в крупнейших международных выставках и ярмарках. Огромное значение придается развитию событийного туризма с целью привлечения туристов [2].
Событийный туризм - это вид туризма, ориентированный на посещение местности в
определенное время, связанный с каким-либо событием. Если в жизни туристского объекта нет события, сложившегося исторически как традиции, его придумывают специально. Отличительной особенностью данного вида туризма является то, что он может быть интересен практически любой категории туристов: российским и иностранным гражданам, молодым людям, а также более старшему поколению.
Белгородская область обладает достаточно хорошей ресурсной базой для развития индустрии туризма, в т. ч. таких видов туризма, как событийный, культурно-познавательный, сельский, рекреационный и другие, поскольку занимает выгодное географическое положение и имеет богатое культурно-историческое наследие. Развитие индустрии туризма способствует развитию экономики региона, в частности созданию новых рабочих мест, и повышает инвестиционную привлекательность.
Событийный туризм является одним из новых и высокодоходных видов туризма. Сегодня все популярнее и привлекательнее для активных туристов становятся событийные мероприятия, когда турист может не только познакомиться с местностью и ее достопримечательностями, но и стать активным участником какого-либо события. Получение новой информации, знакомство с различными объектами истории, материальной и духовной культурой, наряду с которыми предоставляется возможность участия в разнообразных мероприятиях, делают досуг в сфере событийного туризма привлекательным и востребованным, позволяющим поддерживать жизненный тонус и духовный подъем личности. Это напрямую связано с улучшением социально-экономического развития территорий [3].
Туристские ресурсы Белгородской области представлены богатейшим культурным наследием, уникальной природой, развитыми системами транспортного сообщения, связи и телекоммуникаций, современным аэропортом и др.
Базой для развития событийного туризма служат культурно-исторические ресурсы, расположенные на всей территории Белгородской области.
На территории Белгородской области расположено 3 театра, 5 концертных органи-
заций, филармония с органным залом, 19 кинотеатров, 2 зоопарка, 12 парков культуры и отдыха, 740 учреждений культурно-досуго-вого типа. Музейная сеть Белгородской области включает 1 федеральный музей, 4 государственных музея и 32 районных муниципальных музея. На территории Белгородской области находятся 2 музея-заповедника - «Белогорье» и «Прохоровское поле», парк регионального значения «Ключи» с эт-нодеревней «Кострома» [1]. В настоящее время в Белгородской области насчитывается 2131 объект культурного наследия, 35 из которых - федерального значения.
Многие памятники, являясь живыми свидетелями истории края, могут рассказать о событиях прошлых лет, таких как:
- памятники археологии - Хотмыж-ское, Крапивенское городища, Холковское городище с подземным монастырем, пещерами и др.;
- памятники архитектуры и градостроительства - Смоленский, Преображенский соборы, Покровская церковь, Бирючан-ские торговые ряды и др.;
- памятники истории - мемориальный комплекс «Курская дуга», государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» и др.;
- памятники садово-паркового искусства - усадьба Юсуповых в Ракитянском районе, усадьба Станкевич в Алексеевском районе и др. [4].
На современном этапе событийный туризм в Белгородской области - не только перспективный и динамично развивающийся сегмент регионального туристского рынка, но и эффективный инструмент для продвижения территорий [5].
Событийный туризм является приоритетным направлением в развитии регионального туризма в Белгородской области. Объектами событийного туризма уже несколько лет в Белгородской области являются фестивали, проходящие на протяжении всего года: Международный музыкальный фестиваль «Борислав Струлев и друзья»; областной праздник-ярмарка «Оскольская игрушка»; Фестиваль народных промыслов Белгородской области «Маланья»; областной фестиваль русской усадебной культуры «Юсупов-ские собрания»; Международный фестиваль славянской дружбы «Славянский круг» и яр-
марка меда «Медовый Спас» и мн. др. (http://www.belkult.ru).
Проведение событийных мероприятий в значительной степени влияет на социально-экономическое состояние муниципальных образований Белгородской области. Событийные мероприятия являются катализатором в развитии инфраструктуры туризма, способствуют формированию положительного имиджа территории как туристской отрасли. Белгородская область интересна своими культурными и спортивными событиями, проходящими при немалом стечении зрителей.
Посещение ярких и часто неповторимых событий в культурной, спортивной или деловой жизни - основа событийного туризма. Событийный туризм - это уникальный шанс стать не только свидетелем, но и участником интереснейших событий в мире культуры, искусства и спорта. Особенность событийного туризма в том, что ежегодно он пополняется новыми событийными турами, которые из случайных переходят в разряд регулярных [3].
Большую роль играет маркетинг привлекательности как стратегическое направление маркетинга территорий, направленное на повышение притягательности данной территории для туриста путем развития особых черт, гарантирующих конкурентные преимущества данной территории [6].
Маркетинг территорий - деятельность в интересах территории, направленная на мониторинг и удовлетворение потребностей как реальных, так и потенциальных потребителей с целью управления данным спросом [7].
Таким образом, маркетинг туристских территорий - деятельность, направленная на информирование, а также создание и поддержание благоприятного общественного мнения к территории с целью привлечения туристов [6]. Цель туристического маркетинга - создание и донесение до потребителя благоприятного образа территории. Задачи, которые выполняет туристический маркетинг:
- формирование и улучшение имиджа территории, ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности;
- повышение уровня известности территории;
- увеличение уровня потребления ресурсов и услуг;
- повышение степени удовлетворенности потребителей;
- повышение конкурентоспособности расположенных на территории предприятий и организаций;
- рост инвестиционной привлекательности территорий [8-10].
Событийный туризм опирается на привлечение большого количества туристов на какое-либо событие в культурной или спортивной жизни региона. В последние годы в Белгородской области наблюдается увеличение количества разнообразных культурных мероприятий, необычных фестивалей и т. д. Они активно используются как часть стратегии развития внутреннего и въездного туризма [3].
Проведение мероприятий в рамках событийного туризма имеет большое экономическое значение для Белгородской области, т. к. это активизирует деятельность всех объектов туристской индустрии, а также способствует возрождению и развитию местных культурных традиций, обычаев, ремесел и т. д. Из проводимых мероприятий к событийному туризму следует относить только те, которые приносят доход и, соответственно, являются ресурсной составляющей той местности, где их проводят. Мероприятия этого вида туризма экономически выгодны для муниципальных образований.
В мире существует много мест, которые прославились не архитектурными достопримечательностями или климатом, а именно событийными мероприятиями, которые регулярно проводятся. Ежегодно в Белгородской области проходят разнообразные фестивали, собирающие гостей области и других стран. В Белгородской области сохранены музыкальные, хореографические народные традиции, многие образцы устного народного творчества. До нашего времен дошли известные с древних времен многие художественные ремесла: гончарный промысел, резьба по дереву, вышивка, ручное ткачество. В каждом муниципальном образовании проходят многочисленные фольклорные праздники [1].
Анализ актуальных исследований показал, что культурно-исторические ресурсы Белгородской области занимают особое место в комплексе туристско-рекреационных ресурсов, определяют особенности культурно-исторического потенциала региона [11-13].
В список исторических мест России вошли следующие города Белгородской облас-
ти: Белгород, Алексеевка (Яковлевский район), Валуйки, Короча, Грайворон, Новый Ос-кол, а также поселки: Борисовка, Ивня, Красногвардейское, Ровеньки, Чернянка.
На территории Белгородской области проводятся уникальные и интересные культурные события. Большинство мероприятий организовываются на основе народных традиций, праздников, важных для районов исторических событий. Сами же событийные мероприятия становятся важным мотивирующим фактором в туризме, а сам событийный туризм делает упор на привлечение наплыва туристов на интересное для них событие в жизни Белгородчины. Интересной формой для привлечения туристов в регион могут стать исторические реконструкции. Одним из важнейших культурных мероприятий в Белгородской области по праву считается Фестиваль народности и исторических реконструкций «Маланья», который проводился 7 июня 2014 г. в селе Кострома (парк регионального значения «Ключи» Прохоров-ского района Белгородской области). Организаторами выступили управление молодежной политики Белгородской области, ОГБУ «Центр молодежных инициатив», администрация Прохоровского района [14].
В фестивале приняли участие вокальные, инструментальные и хореографические коллективы, исполняющие фольклорные и стилизованные композиции, а также коллективы, реконструирующие фрагменты традиционных праздников народного календаря, обычаев, обрядов, игр, клуб исторических реконструкций, спортивно-патриотический клуб «Белогор», хороводное движение Бело-горья «Возрождение», мастера традиционных ремесел и народных промыслов со своими работами.
Второй фестиваль собрал в свою программу свыше 2000 человек. Более 4000 зрителей со всех районов Белгородской области, соседних регионов, а также из Украины посетили фестиваль «Маланья». Все театрализованное действо проходило на нескольких площадках - спортивной, основной сцене, исторические реконструкции, обрядовых, хороводной площадках. Всего в программе фестиваля было исполнено более 100 вокальных, инструментальных и хореографических самобытных номеров, основанных на материалах Белгородской области и сосед-
них регионов, представлено 7 обрядов, историческая реконструкция «Белгородская Засечная черта», реконструкция традиционной народной игры «Русская стенка» [14].
Событийный туризм - новый старт развития территорий Губкинского городского округа Белгородской области. По инициативе администрации Губкинского городского округа и центра развития туризма «Магнитный полюс» в 2013 г. впервые в 14 территориальных администрациях состоялись мероприятия в рамках развития событийного туризма с целью осмысления понятия на практике брендинга территорий сельских социально-культурных кластеров. В качестве примера можно выделить брендовое мероприятие села Скородное (Губкинский район) - народное гуляние «Казачий круг». Сохранение и развитие казачьей культуры в условиях ее естественного бытования является одной из приоритетных задач Губкинского городского округа.
Ярким, необычным и запоминающимся для туристов является областной праздник-ярмарка «Клубничная страна», который направлен на брендирование территории Ура-зовского городского поселения Валуйского района. Праздник-ярмарка «Клубничная страна» проводится в сезон созревания клубники, выращиванием которой славятся ура-зовские садоводы-любители [15, с. 38].
В Вейделевском районе Белгородской области традиционным стало проведение межрайонного музыкально-литературного праздника «Воронцовый край», названного в честь замечательных цветов воронцов. Проводится музыкально-литературный праздник, в рамках которого организованы экскурсии в рекреационную зону «Старый Хутор», где произрастает воронец, а также сохранилось множество растений, занесенных в Красную книгу. Это историческое место Вейделевской земли. Цель музыкально-литературного праздника - позиционирование исторического и природного наследия как ресурса развития территории Вейделевского района.
У села Кустовое Яковлевского района достаточно богатая история. Одна из таких историй непосредственно связана с картофелем. Село Кустовое является единственным населенным пунктом Яковлевского района, где большую часть своего времени люди уделяют картофелю. В связи со сложивши-
мися традициями посева, выращивания и продажи картофеля было принято решение проводить фестиваль картофеля «Второй хлеб» в селе Кустовое. Цель фестиваля - сохранение традиции местного населения и привитие интереса к ее истории у подрастающего поколения. Фестиваль включает в себя ряд мероприятий различных форм досуга: тематические беседы, обзор литературы, лекции, театрализованные представления, конкурсные и игровые программы для всех категорий населения.
Таким образом, богатые ресурсы Белгородской области позволяют формировать разнообразные, ориентированные на конкретных потребителей, туристские продукты для различных категорий туристов.
На основе проведенного теоретико-эмпирического анализа мы считаем, что событийный туризм в Белгородской области способствует развитию экономики региона (налоговые поступления в бюджет, увеличение количества рабочих мест, сохранение и рациональное использование объектов историко-культурного наследия природно-рекреацион-ного потенциала); направлен на формирование привлекательности Белгородской области; способствует формированию эксклюзивности мест и достопримечательностей Бел-городчины как объектов туристического спроса, и событийный туризм следует рассматривать как стратегическое направление в развитии внутреннего и въездного туризма на региональном уровне.
1. Развитие внутреннего и въездного туризма в Белгородской области на 2013-2017 гг.: постановление Правительства Белгородской области от 14.01.2013 г. № 5-пп. URL: http:// docs.cntd.ru/document/469027635 (дата обращения: 31.01.2014).
2. Мирошниченко Е.В. Мероприятие в досуго-вой деятельности библиотеки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2011.
3. Наконечная Ю.А. Роль событийного туризма в повышении туристской привлекательности региона (на примере Белгородской и Харьковской областей) // Развитие индустрии туризма и гостеприимства в контексте трансграничного сотрудничества: материалы международной научно-практической конференции / отв. ред. О.К. Слинкова. Белгород, 2014. С. 203-207.
4. Борисоглебская Л.Н., Польшина А.А., Богома-зова И.В. Индустрия туризма - перспективная составляющая социально-экономического района Белгородской области // Научные ведомости БелГУ. Серия История. Политология. Экономика. 2008. № 5. Вып. 7. С. 268-276.
5. Белецкая Е.А., Мешков В.А., Товолжанская Н.В. Брендирование объектов сельского туризма в Прохоровском районе // Молодий вчений. 2014. № 1. URL: http://molodyvcheny.in.ua/ files/journal/2014/1-1/04.pdf (дата обращения: 15.01.2014).
6. Агаларова Е.Г. Развитие российского туристического продукта: теория и практика // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 214-216.
7. Котлер Ф. Маркетинг мест. СПб., 2005.
8. Григорьев Д.В. Маркетинг территорий в курортном регионе: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Кострома, 2005.
9. Ефремова Н.В., Гененко О.Н. Законодательно-правовая база как основополагающий фактор развития и регулирования туристской отрасли в Белгородской области // Activity of welfare institutes in a modern sociocultural situation: theory and practice problems: materials of the 2 international scientififi c conference. Prague, 2014. Р. 89-91.
10. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. СПб., 2011.
11. Пархоменко И.Г. Белгородская губерния (социально-экономический и историко-культу-рологический очерк). Белгород, 2002.
12. Курганский К.С. Солидарное общество и вопросы самоорганизации // Наука. Искусство. Культура. 2013. № 2. С. 224-227.
13. Ефремова Н.В., Курганский К.С. Ценностные ориентиры современной белгородской молодежи // Наука, культура, искусство: процессы самоорганизации: сборник докладов 3 Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Белгород, 2014. С. 22-27.
14. Курганский К.С. 2 Фестиваль народных промыслов Белгородской области «Маланья». URL: http://www.go31.ru (дата обращения: 31.01.2014).
15. Фортовая О.А. Туристско-экскурсионные услуги на Белгородчине: современное состояние // Культура и образование. 2014. № 2. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/02/1213 (дата обращения: 31.01.2014).
1. Razvitie vnutrennego i v"ezdnogo turizma v Belgorodskoy oblasti na 2013-2017 gg.: po-stanovlenie Pravitel'stva Belgorodskoy oblasti ot 14.01.2013 g. № 5-pp. URL: http://docs.cntd.ru/
ISSN 1810-0201. BecTHHK Try, BtmycK 12 (140), 2014
document/469027635 (data obrashcheniya: 31.01.2014).
2. Miroshnichenko E. V. Meropriyatie v dosugovoy deyatel'nosti biblioteki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 2011.
3. Nakonechnaya YuA. Rol' sobytiynogo turizma v povyshenii turistskoy privlekatel'nosti regiona (na primere Belgorodskoy i Khar'kovskoy oblastey) // Razvitie industrii turizma i gostepriimstva v kontekste trans-granichnogo sotrudnichestva: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / otv. red. O.K. Slinkova. Belgorod, 2014. S. 203-207.
4. Borisoglebskaya L.N., Pol'shina A.A., Bogomazova I. V. Industriya turizma -perspektivnaya sostavlyayushchaya sotsial'no-ekonomicheskogo rayona Belgorodskoy oblasti // Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya Istoriya. Politologiya. Ekonomika. 2008. № 5. Vyp. 7. S. 268-276.
5. Beletskaya E.A., Meshkov V.A., Tovolzhanskaya N. V. Brendirovanie ob"ektov sel'skogo turizma v Prokhorovskom rayone // Molodiy vcheniy. 2014. № 1. URL: http://molodyvcheny.in.ua/ files/j ournal/2014/1-1/04. pdf (data obrashcheniya: 15.01.2014).
6. Agalarova E.G. Razvitie rossiyskogo turisticheskogo produkta: teoriya i praktika // Molodoy uchenyy. 2013. № 12. S. 214-216.
7. Kotler F. Marketing mest. SPb., 2005.
8. Grigor'ev D.V. Marketing territoriy v kurortnom regione: avtoref. dis. ... kand. ekonom. nauk. Kostroma, 2005.
9. Efremova N.V., Genenko O.N. Zakonodatel'-no-pravovaya baza kak osnovopolagayushchiy fak-
tor razvitiya i regulirovaniya turistskoy otrasli v Belgorodskoy oblasti // Activity of welfare institutes in a modern sociocultural situation: theory and practice problems: materials of the 2 international scientififi c conference. Prague, 2014. R. 89-91.
10. Pankrukhin A.P. Marketing territoriy. SPb., 2011.
11. Parkhomenko I.G. Belgorodskaya guberniya (sotsial'no-ekonomicheskiy i istoriko-kul'tu-rologicheskiy ocherk). Belgorod, 2002.
12. Kurganskiy K.S. Solidarnoe obshchestvo i vo-prosy samoorganizatsii // Nauka. Iskusstvo. Kul'tura. 2013. № 2. S. 224-227.
13. Efremova N.V., Kurganskiy K.S. Tsennostnye orientiry sovremennoy belgorodskoy molodezhi // Nauka, kul'tura, iskusstvo: protsessy samoorganizatsii: sbornik dokladov 3 Vserossiyskoy (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoy konferentsii. Belgorod, 2014. S. 22-27.
14. Kurganskiy K.S. 2 Festival' narodnykh promys-lov Belgorodskoy oblasti «Malan'ya». URL: http://www.go31.ru (data obrashcheniya: 31.01.2014).
15. Fortovaya O.A. Turistsko-ekskursionnye uslugi na Belgorodchine: sovremennoe so-stoyanie // Kul'tura i obrazovanie. 2014. № 2. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/02/1213 (data obrashcheniya: 31.01.2014).
nocTynnna B pega^Hro 2.10.2014 r.
UDC 338.48
EVENT TOURISM AS INSTRUMENT OF RAISE OF TOURIST ATTRACTION OF BELGOROD REGION Elena Aleksandrovna BELETSKAYA, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod, Russian Federation, Candidate of Psychology, Associate Professor, e-mail: [email protected]
The characteristics of event tourism in the Belgorod region are considered. The author is of the opinion that the presence of the unique historical and cultural sites can lead to successful development of event tourism in the area. The paper analyzes the factors affecting the increase of the tourist attraction of the region. Belgorod region has tourist and recreational opportunities, has a certain historical and cultural potential, favorable natural conditions, a variety of folk traditions and the potential for the development of event tourism. Currently, event tourism - is not only a promising and fastest growing segment of the tourist market, but also an effective tool for the promotion of the territories. Event tourism is one of the new and highly profitable forms of tourism, so at the present stage event management are becoming popular for tourists and attractive. This is due primarily to the fact that the tourist can not only get acquainted with the area and its attractions, but also to become an active participant in any event. Of new information, familiarity with different objects of history, material and spiritual culture, along with that provides the opportunity to participate in various events, make leisure in event tourism attractive and popular, allowing to maintain the vitality and uplifting personality. Today, the event acts as the major motivating factor for the development of the territory, its visibility and attractiveness to tourists, investors, and others. The definitions of such concepts as "event tourism", "attraction marketing" and others are given. As event tourism activities festivals, fairs, theater festivals should be noted. A special place is occupied in the event tourism festivals. The role of event tourism in enhancing tourism attractiveness of the Belgorod region is defined.
Key words: event tourism; promotion areas; festivals; historical reconstruction; the regional tourism product.