Научная статья на тему 'Влияние города на человека в творчестве Теодора Драйзера '

Влияние города на человека в творчестве Теодора Драйзера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ города в литературе / американская литература первой половины XX века / анализ / история / городская среда / Чикаго / Нью-Йорк / the image of а city in literature / American literature of the first half of the 20th century / analysis / history / urban environment / Chicago / New York

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шаповаленко Е.А.

В настоящее время особое внимание уделяется эмоциональному и психологическому комфорту человека при нахождении в городской среде. Для определения комфортности среды применяют различные методики исследования и анализа, одной из которой может быть выбран анализ литературных источников. В статье рассматриваются и анализируются образы Чикаго и Нью-Йорка в творчестве Теодора Драйзера. Был проведён сравнительный анализ, сформированный на основе произведений автора, и включающий в себя изучение территориальных особенностей, социального аспекта среды и эмоционального комфорта. Так, в результате работы были выявлены места с наиболее яркой эмоциональной окраской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the city on a person in the work of Theodor Dreiser

Currently, special attention is paid to the emotional and psychological comfort of an individual in an urban environment. For this purpose, various methods of research and analysis are used, one of which can be chosen to analyze literary sources. The article examines and analyzes the images of Chicago and New York in the works of Theodore Dreiser. A comparative analysis was conducted, based on the author's works, and includes territorial features, social aspect and emotional comfort. So, as a result of the work, the places with the most vivid emotional coloring were identified. The relevance of the work is explained by the fact that the results obtained in the course of the study are correlated with the current situation and can help determine the potential of the territories.

Текст научной работы на тему «Влияние города на человека в творчестве Теодора Драйзера »

Е.А. Шаповаленко, студентка

Научный руководитель — А. Е. Гашенко, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

E. Shapovalenko, student

Scientific advisor A. Gashenko, Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Влияние города на человека в творчестве Теодора Драйзера

The influence of the city on a person in the work of Theodor Dreiser

В настоящее время особое внимание уделяется эмоциональному и психологическому комфорту человека при нахождении в городской среде. Для определения комфортности среды применяют различные методики исследования и анализа, одной из которой может быть выбран анализ литературных источников. В статье рассматриваются и анализируются образы Чикаго и Нью-Йорка в творчестве Теодора Драйзера. Был проведён сравнительный анализ, сформированный на основе произведений автора, и включающий в себя изучение территориальных особенностей, социального аспекта среды и эмоционального комфорта. Так, в результате работы были выявлены места с наиболее яркой эмоциональной окраской.

Ключевые слова: образ города в литературе, американская литература первой половины XX века, анализ, история, городская среда, Чикаго, Нью-Йорк

Currently, special attention is paid to the emotional and psychological comfort of an individual in an urban environment. For this purpose, various methods of research and analysis are used, one of which can be chosen to analyze literary sources. The article examines and analyzes the images of Chicago and New York in the works of Theodore Dreiser. A comparative analysis was conducted, based on the author's works, and includes territorial features, social aspect and emotional comfort. So, as a result of the work, the places with the most vivid emotional coloring were identified. The relevance of the work is explained by the fact that the results obtained in the course of the study are correlated with the current situation and can help determine the potential of the territories.

Keywords: the image of а city in literature, American literature of the first half of the 20th century, analysis, history, urban environment, Chicago, New York

Введение

Художественная литература может являться индикатором процессов, происходящих в общественной жизни, и служить проводником во временной период, который описывается в произведении.

В конце XIX-начале XX века в американском искусстве преобладало направление критического реализма. В этот период страна претерпевала изменения в различных сферах жизни общества, в том числе и в структуре городов. Творцы того периода стремились показать в своих работах реальную

жизнь и проблемы городов, поэтому исследование их работ позволяет сформировать определённый, приближенный к реальному образ города и городской среды.

Теодор Драйзер — это американский писатель, основные труды которого относят к вершине критического реализма. Именно поэтому события и среда, описанные им в произведениях, отражают конкретное общество и его влияние на духовный мир человека, на его эмоциональное состояние [За-сурский 1977, с. 20-25].

Актуальность работы объясняется тем, что результаты, полученные в ходе исследования соотносимы с современной ситуацией и могут помочь определить потенциал территорий.

Объектом исследования является ряд произведений автора, которые были проанализированы на предмет описания ключевых городов Америки начала XX века. Такими городами являлись Чикаго и Нью-Йорк. Изучение литературных источников данного периода и структурирование информации, изложенной в романах автора, могло бы позволить выявить черты городской среды Америки 20-х годов ХХ века и сформулировать выводы о пространственной организации крупного американского города. Описание города в произведениях данного периода недостаточно изучено, поэтому исследование данной темы могло бы расширить представление о среде городов США конца Х1Х-начала XX века.

Гипотеза исследования состоит в том, что большие города Америки начала XX века были дискомфортны для нахождения в них и оказывали двойственное воздействие на человека, при котором, с одной стороны, наблюдалось улучшение уровня жизни и материального состояния; а с другой — рост депрессивных состояний, чувства одиночества.

Цель исследования — проанализировать влияние городской среды Чикаго и Нью-Йорка начала ХХ века на эмоциональный комфорт человека. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть основные этапы биографии Теодора Драйзера и выявить предпосылки, влияющие на направление его творчества;

2) выбрать произведения Драйзера, репрезентирующие городскую среду крупных американских городов;

3) провести исследование каждого из выбранных произведений и зафиксировать свойства городской среды;

4) дать характеристику полученным результатам с определением упоминаемых объектов городской среды и данной им эмоциональной окраски;

5) на основе проведённого семантического анализа сформировать образ города в произведениях писателя.

Проблема данного исследования состоит в том, что неясно, какие элементы создают ощущение дискомфорта в городской среде Чикаго и Нью -Йорка первой половины ХХ века. Данная проблема обусловлена спецификой анализируемых источников: требуется создание методики, позволяющей эффективно выявлять элементы городской среды в контексте художественного произведения.

Методы и инструменты

Методы исследования основаны на изучении и анализе работ Теодора Драйзера.

Материалами для исследования являются: художественная литература, фильмы, фото и видеоматериалы, карты-схемы генерального плана Чикаго и Нью-Йорка различной периодизации, электронные источники. В исследовании были проанализированы работы Теодора Драйзера: «Трилогия желания», «Сестра Керри», «Гений».

Алгоритм изучения каждого из выбранных для исследования произведений включал в себя несколько этапов. Первым этапом было изучение причин написания произведения, событий, предшествующих этому и упомянутых в романе. Второй этап включал в себя определение особенностей городской среды, фиксацию упомянутых в произведении мест и улиц при помощи семантического анализа произведения. Полученные данные соотносились с материалами карт-схем генерального плана Чикаго и Нью-Йорка различной периодизации и художественными фильмами. Следующий этап состоял в сопоставлении зафиксированных мест с данной героями эмоциональной окраской. Полученные результаты были зафиксированы на карте города. Завершающий этап включал сопоставление полученных данных с современным состоянием городской среды.

Результаты и обсуждение

Наиболее продуктивным временным периодом в творческой биографии Теодора Драйзера можно считать 1910-1930 годы. Последнее, написанное им произведение, датируется 1947 годом. Широкий временной диапазон позволил получить полную картину о том или ином городе, отражённую в произведениях. Для анализа и исследования на предмет воздействия на человека были выбраны два наиболее часто упоминаемых города — Чикаго и Нью-Йорк.

Чикаго в настоящее время — это город, замыкающий тройку лидеров по численности населения в Соединённых Штатах. В конце XIX века данный город испытал величайший строительный бум впоследствии Великого чикагского пожара. Эти события сделали город центром современной архитектуры и местом притяжения людей. В произведениях автора данный город был упомянут большее количество раз, и именно он был наиболее привлекательным для жителей малых городов как место для реализации своего потенциала и улучшения материального состояния. Привлекательным он был не только для жителей страны, но и мигрантов из Южной и Восточной Европы, массовый приток которых тоже оказывал своё влияние на структуру города [Всеобщая история 1972, с. 371-373].

Описываемые в романах события отражают Чикаго, находящийся на пике своего развития. Стоит обратить особое внимание на то, что после Великого чикагского пожара 1871 г. было принято решение об отказе восстановления города по старым планам, что существенно изменило облик города.

Воплощением перемен стал новый генеральный план Чикаго, созданный в 1909 году. В нём Бернхем внёс изменения в старую прямоугольную сетку улиц, добавив в неё диагонали.

Если говорить о том, каким город представлялся в произведениях автора, то нельзя не отметить факт активной застройки и восстановления Чикаго после пожара. Отмечалось, что «повсюду раздавался стук молотков», возникали новые заводы, предприятия. Однако, несмотря на динамичный рост, по мнению автора, город был достаточно совершенным в транспортном плане, поэтому «улично-железнодорожный транспорт, <...>, не представлял для него никакой практической возможности в Чикаго» [Драйзер 18966, с. 20], и герои не видели путей для его дальнейшего развития.

Неоднозначность закладывалась не только во влиянии города на людей, но и в восприятии его образа. Анализ произведений автора показал, что наряду со столичным духом города, энергией и сооружениями, выполненными по новейшим технологиям, ощущалось и состояние незавершённости. Так, часть домов и магазинов являлись временными постройками, присутствовало большое количество незастроенных территорий [Лубяная 2020, с. 536].

Для выявления ключевых эмоциональных состояний был использован метод семантического анализа.

Семантический анализ текста — оценка текста, определяющая соотношение общего количества слов и значимых (ключевых) слов, составляющих семантическое ядро [Семантический анализ текста].

На основании проведённого анализа (рис. 1), можно сделать вывод, что влияние данного города на человека было двойственным: люди видели в нём одновременно и ключ к успеху, и источник ложных ценностей и навязанных обществом стремлений. Наиболее часто упомянутыми негативными эмоциями были: беспомощность, страх, зависть, нехватка воздуха.

300 250 200 150 100 50

о

Город Свет Мнение Силы Улицы

Деньги Люди Страх Счастье Магазин

Рис. 1. Семантическое ядро романа «Гений». Схема автора.

200

Город Свет Люди Магазин Свет

Страх Улицы Деньги Никто

Рис. 2. Семантическое ядро романа «Сестра Керри». Схема автора.

С целью выявления структурных элементов, оказывающих такое влияние на эмоциональный комфорт человека и его восприятия себя были собраны и проанализированы основные локации и здания, упомянутые в произведениях, и составлена карта мест города с указанием эмоциональной окраски. Были проанализированы также основные маршруты прогулок героев и типология мест, чаще всего фигурирующих в романах. Графические материалы анализа приведены на рис. 3.

Рис. 3. Карта локаций Чикаго, встречающихся в произведениях Теодора Драйзера (схема

автора на основе OpenStreetMap)

Проанализировав карту мест, можно сделать вывод, что наиболее притягательными и роскошными героям романов казались такие улицы, как: Мичиган, Прери и Эшлид-авеню, бульвар Вашингтона.

Особое внимание стоит уделить рассмотрению бульвара Вашингтона, упомянутого во всех анализируемых произведениях. Данное место представляло олицетворением богатства и всех благ мира, но, несмотря на внешний комфорт, оно вызывало большое ощущение дискомфорта и огорчения.

Большой дискомфорт и ощущение незащищённости герои чувствовали в промышленном районе близ реки Чикаго, и замечали «её чёрную, невероятно грязную воду, которую тяжело вспенивали пыхтящие буксиры» [Драйзер 1986в, с. 52]. На экологию реки оказала влияние масштабная застройка города после Великого чикагского пожара, поэтому состояние реки на момент событий, описанных в романах, вызывало негативные эмоции. Негативные эмоции вызывала и неравномерная застройка города: плотная застройка могла переходить в пустыри или открытое поле.

В своих романах Теодор Драйзер также отмечал масштаб города и влияние, оказываемое им на человека. В городе, вновь отстраиваемом после пожара, нашли применение новые конструкции, строительство первых небоскрёбов. И в городе, где резко происходило удорожание стоимости земельных участков, высотные здания строились не отдельно, как в других городах, а в непосредственной близости. Именно поэтому городская среда, сформированная в центральных районах Чикаго, вызывала у героев ощущение нехватки воздуха и страха. «Такой внушительный у него был вид, рассчитанный на то, чтобы ошеломить простого смертного, вселить в него благоговейный страх и показать всю глубину пропасти, лежащей между бедностью и преуспеванием».

Таким образом, на основании описанного выше мы можем сделать вывод, что на восприятие городской среды, по мнению автора, оказывали влияние характер застройки, неравномерность её распределения, масштабность человеку и экология. Процесс знакомства с новым городом, герои, будучи выходцами из малых городов, начинали преимущественно с Мичигана, Прери и Эшлид-Авеню. Излюбленным парком можно отметить Грант-парк.

Нью-Йорк. Этот город тоже занял особое место в романах Драйзера как место притяжения людей.

Анализ произведений автора показал, что Нью-Йорк довольно часто рассматривался им наряду с Чикаго, однако описание города было таким же двояким, как и его влияние на человека.

Нью-Йорк виделся автором как город более живописный и сформированный, со сложившимся образом и чудесной панорамой. Это подтверждалось и высокой плотностью застройки, стоимостью аренды и площадями жилых домов. Так, героиня романа «Сестра Керри» была крайне удивлена размером квартир, и «она никогда ещё не видела таких крохотных комнат» [Драйзер 1986г, с. 277]. Стоит отметить, что компактность и миниатюрность внутренних помещений соседствовала с необъятностью и большими территориями города, что в свою очередь уже закладывало двойственность.

Описание Нью-Йорка сопровождалось и одушевляющими чертами, поэтому город периодически «кутался в плащ», «притягивал» к себе или даже заболевал. Можно сказать, что город не воспринимался автором как красивая картинка или декорация к пьесе, а являлся полноценным действующим лицом. Именно этот факт подчёркивает позицию автора о взаимодополняющем взаимодействии человека и города.

В описании этого города отражались основные мысли автора о том, что является ключевым в городской среде и является его преображающей силой.

Так, анализируя атмосферу Манхеттена, герой романа «Гений» отметил, что «огромное скопище людей уже само по себе создаёт впечатление величественности» [Драйзер 1986в, с. 111]. И хоть он и не изображался как красивое место, но именно пёстрая толпа и большие потоки людей делали город притягательным и интересным.

Однако, наряду с позитивными аспектами, автор неоднократно указывал на холодность и равнодушие города. Эти аспекты оказывали негативное влияние на горожан, что неоднократно подтверждалось в повествовании. Несмотря на большее количество жителей, в городе присутствовала разобщённость, и им

w w г>

не хватало взаимодействия с соседями, свойственного для малых городов. В Нью-Йорке герои всё часто испытывали одиночество, грусть, ощущение ненужности, страх и фальшь.

Что же даёт людям Нью-Йорк? В своих произведениях автор показывал, что прежде всего — возможность для улучшения своего материального состояния, реализации себя, большое количество возможностей. Однако, переход на новую, более качественную ступень развития, не только порождает стремление соответствовать городу, но и порождает ложные стремления, ценности, меняя человека в негативную сторону.

Именно поэтому все герои проанализированных романов чувствовали себя несчастными, достигнув своих целей и оказавшись на вершине успеха.

Герои чувствовали, что великолепие и блеск большого города, так притягивавшие их к себе, были лишь иллюзией и декораций, затмившими истинные ценности.

Для понимания того, какие структурные элементы создавали дискомфорт от нахождения в Нью-Йорке были собраны и структурированы основные места, упомянутые в произведениях с указанием эмоциональной окраски, данной героями. Графические материалы анализа приведены на рис. 4.

Рис. 4. Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Рисунки М. Добужинского. «Аквилон». Петербург. 1921г. Источник: http://www.raruss.ru/excellent/2713-karamzin-poor-liza.htm!

Нельзя не отметить, что Нью-Йорк вызывал у героев противоречивые чувства: наряду с ощущением величия и столичного духа города, они могли чувствовать и тоску, и одиночество. Анализ показывал, что такие эмоции возникали у героев, в частности, в процессе прогулок по Манхеттену. Так, была отмечена следующая особенность города: в старом городе преобладали низкие строения, тесные улочки, неприглядная архитектура и старые дома соседствовали с величием и грандиозным масштабом. «Массивы прижатых друг к другу домов, нескончаемый людской поток, <...>, огромное скопище людей уже само по себе создаёт впечатление величественности» [Драйзер 1986в, с. 111]. Всё это вызывало у героев ощущение гнетущей тоски и чувство незащищённости.

Самые известные части города хоть и притягивали своей роскошью и могуществом, но вызывали негативные эмоции и героев. Ограниченные пространства и высокий спрос на офисные помещения подразумевали под собой единственное решение — рост площадей ввысь. Весь район Уолл-стрит в момент событий произведений «находился на пути к гротескному состоянию насыщения — полной выдавленности вверх» [Драйзер 1 986д, с. 93].

Так, Уолл-стрит часто ассоциировалась в произведениях с «высокими безмолвными зданиями» [Драйзер 1986в, с. 341], холодностью и давящей атмосферой. Подобной эмоциональной окраской наделялись Пятая и Седьмая авеню, Мэдисон-сквер. Гигантские отели, многоэтажные жилые дома, роскошные рестораны и повсеместно расположенные антикварные лавки сообщали городу атмосферу расточительства и скорее вызывали чувство зависти и сожаления у героев, нежели восхищение всем этим великолепием.

Среда, несоразмерная человеку и устремлённая ввысь, вынуждала героев искать успокоение и отдых в парковых зонах города. Наиболее часто встречались такие парки, как: Центральный парк, Мэдисон-сквер, парк Юнион сквер, парк Вашингтон-сквер.

Таким образом, в своих произведениях автором была показана не только позитивная сторона Нью-Йорка с его современной архитектурой, динамикой жизни, но и проблемы, остро стоявшие в то время. Как писатель-реалист, Теодор Драйзер отразил не только различные аспекты жизни общества, но особенности городской среды и застройки. Так, была отражена сверхплотная застройка Манхеттена и начало строительства небоскрёбов. [Колхас 2013, с. 180-182]. Его произведения позволили взглянуть на Нью-Йорк первой половины XX века глазами жителя и увидеть, как изменения, происходящие в застройке города, влияли на человека.

Выводы

В ходе исследования были проанализированы ключевые произведения Теодора Драйзера, написанные в период с 1910 по 1947 год. Были выявлены основные элементы городской среды и тенденции её развития, зафиксированные автором.

Результатом работы стало создание на основе полученных данных карт и сопоставление полученных данных с современной ситуацией. Так, в про -

цессе сопоставления удалось выявить, что часть мест по-прежнему сохранили свою эмоциональную окраску (например, Van Buren Street Station, Madison street), в чём удалось убедиться благодаря фотографиям и мнениям экспертов, жителей города.

Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Рассмотрены основные процессы, происходящие в Америке конца XIX века и начала XX века, оказывающее непосредственное влияние на образ город и характер городской застройки. Так, в конце XIX века и начала XX века наблюдался бурный процесс индустриализации, роста численности городского населения. Особенно активно этот процесс коснулся Чикаго, который активно застраивался после Великого Чикагского пожара.

2. Выявлены основные семантические маркеры, упомянутые в произведении, и определено их воздействие на человека, по мнению автора. Так, основными семантическими маркерами стали такие, как: страх, свет, город, деньги и люди.

3. Определены элементы, определяющие характер городской среды, сформированной в Чикаго и Нью-Йорке конца XIX века и начала XX века. Ключевыми элементами стали невысокие строения, тесные улочки, плотный характер застройки.

4. Полученные результаты были сопоставлены с современной структурой города и характером застройки.

Заключение

Произведения Теодора Драйзера, написанные в направлении критического реализма, позволяют увидеть оценку автором различных процессов и явлений, происходящих в обществе.

Художественные произведения — это своеобразная летопись, отражающая многослойную и многогранную структуру общества и среды.

Изучение произведений автора позволило получить информацию об облике городов и характере среды с точки зрения его позиции на различные явления. Структурирование полученных данных позволило получить целостную картину и выявить основные семантические маркеры, отмеченные автором.

Список литературы

1. Драйзер Т. Финансист / Теодор Драйзер; пер. с англ. М.Волосова. М: Правда, 1986а. 556 с.

2. Драйзер Т. Титан / Теодор Драйзер; пер. с англ. В. Курелла и Т.Озер-ской. М: Правда, 1986б. 590 с.

3. Драйзер Т. Гений / Теодор Драйзер; пер. с англ. М.Волосова. М: Правда, 1986в. 812 с.

4. Драйзер Т. Сестра Керри / Теодор Драйзер; пер. с англ. М. Волосова. М.: Правда, 1986г. 467 с.

5. Драйзер Т. Стоик / Теодор Драйзер; пер. с англ. М.Богословской и Т. Кудрявцевой. М.: Правда, 1986д. 380 с.

6. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер: монография. М: Издательство Московского университета, 1977. 320 с.

7. Колхас Р. Нью-Йорк вне себя / Р. Колхас; пер. с англ. А. Смирновой. М.: Strelka Press, 2013. 336 с.

8. Лубяная А.А. Концептуальные признаки «города» в художественном мире Теодора Драйзера (на примере романа «Трилогия желания») // Бюллетень науки и практики. 2020. № 6 (5) с. 531-539

9. Всеобщая история архитектуры. Т. 10: Архитектура XIX-начала XX вв. / Под редакцией С.О. Хан-Магомедова, П.Н. Максимова, Ю.Ю. Савицкого. М.: Стройиз-дат, 1972. 592 с.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Семантический анализ текста // Evertop [Электронный ресурс]. URL: https://evertop.pro/semanticheskij-analiz-teksta/ (дата обращения: 09.11.2021).

References

1. Dreiser T. Finansist. [Financier]. Moscow, 1986, 556 p.

2. Dreiser T. Titan. [Titanium]. Moscow, 1986, 590 p.

3. Dreiser T. Geniy. [Genius]. Moscow, 1986, 812 p.

4. Dreiser T. Sestra Kerri. [Sister Carrie]. Moscow, 1986, 467 p.

5. Dreiser T. Sestra Stoik. [Stoic]. Moscow, 1986, 380 p.

6. Zasurskiy Ya.N. Teodor Drayzer: monografiya. [Theodor Dreiser: monograph]. Moscow, 1977, 320 p.

7. Koolhaas R. N'yu-York vne sebya. [Delirious New York]. Moscow, 2013, 336

p.

8. Lubyanaya A.A. Kontseptual'nyye priznaki "goroda" v khudozhestvennom mire Teodora Drayzera (na primere romana "Trilogiya zhelaniya"). [Conceptual features of the "city" in the artistic world of Theodore Dreiser (on the example of the novel "Trilogy of Desire")]. Nizhnevartovsk, 2020, pp. 531-539.

9. Khan-Magomedov S.O., Maksimov P.N., Savitskiy Yu.Yu. Vseobshchaya istoriya arkhitektury. T. 10: Arkhitektura XlX-nachala XX vv. [General history of architecture. V. 10: Architecture of the 19th-early 20th centuries]. Moscow, 1972, 592 p.

Шаповаленко Е.А., студентка НГУАДИ

Гашенко Антон Евгеньевич, кандидат архитектуры, доцент кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ. E-mail: antongashenko@yandex.ru

Для цитирования | For citation:

Шаповаленко Е.А. Влияние города на человека в творчестве Теодора Драйзера // Ноэма (Архитектура. Урбанистика. Искусство). 2022. № 1. С. 181-190.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 10.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.