Научная статья на тему '«Сестра Керри» как первый социально-реалистический роман в американской литературе'

«Сестра Керри» как первый социально-реалистический роман в американской литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1747
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алибекова Р. С.

Sister Carrie is the first social realistic novel in American literature. In this novel Dreiser deeply realized dialectic contradictions of real life and achieved to reflect them in typical characters. Describing the existing realities objectively the author succeeds in exposing the cruel, vicious nature of monopoly-ridden society which comprises the main theme of the novel. Dreiser proved very skillfully once again that America is not that desired country described by bourgeois writers. Using artistic methods he analysis the society where an ordinary person isnt able to fulfill himself and achieve a decent position by honest and pure metods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Сестра Керри» как первый социально-реалистический роман в американской литературе»

Алибекова Р.С.

Азербайджанский университет языков

«СЕСТРА КЕРРИ» КАК ПЕРВЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН

В АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Summary

"Sister Carrie " is the first social realistic novel in American literature. In this novel Dreiser deeply realized dialectic contradictions of real life and achieved to reflect them in typical characters. Describing the existing realities objectively the author succeeds in exposing the cruel, vicious nature of monopoly-ridden society which comprises the main theme of the novel.

Dreiser proved very skillfully once again that America is not that desired country described by bourgeois writers. Using artistic methods he analysis the society where an ordinary person isn't able to fulfill himself and achieve a decent position by honest and pure metods.

«Сестра Керри», без всяких сомнений, является первым социально-реалистическим романом в американской литературе. В этом произведении, в отличие от своих предшественников, Драйзер еще глубже осознал диалектические противоречия действительности и смог отразить это в типичных образах. Сочувствие Драйзера к угнетенному народу лежит в основе изобличительного пафоса романа и дает возможность объективно-верного изображения жизненной действительности.

С большим художественным мастерством Драйзер доказал, что Америка вовсе не являлась вожделенной страной для бедняков, которые нашли свое отражение в «утонченном реализме» буржуазных писателей. С помощью художественных средств писатель разносторонне разбирает американское общество с социально-экономической и политико-идеологической точек зрения, и приходит к выводу, что очень малая часть простых людей добивается «успеха», большинство из них ведут неравноправную и жестокую борьбу за существование и терпят поражение.

На примере героев, являвшимися типичными представителями общества, и, идущих по извилистому жизненному пути, писатель показывает, что путь к «успеху» стоит через подлость и преступления по отношению к своим близким. С этой позиции характерна судьба Керри, ведущего персонажа одноименного романа автора. Будучи объективным, писатель заставляет читателя прийти к заключению, что Керри победила из-за того, что приспособилась к правилам и законам буржуазного общества. Также Драйзер изобличает мысль, что люди, мечтающие о богатстве, лишены морально-нравственных качеств. Керри потерпела нравственное поражение. Чем выше она поднимается по иерархической лестнице общества, тем с большей скоростью катится в пропасть безнравственности и лишается оставшихся моральных чувств.

Произведение Драйзера изобличает лицемерие буржуазной нравственности, и звучит смелым призывом следовать системе ценностей, основанных на общечеловеческих принципах. Писатель описал нравственное беспутство господствующего класса, скрывающегося под маской «безупречности». Из произведения можно сделать следующий вывод: сама логика буржуазного общества заставляет людей совершать безнравственные поступки.

События в произведении протекают в двух отличных друг от друга пространствах, олицетворяющих американскую действительность в диалектическом единстве. Одно из них писатель резко изобличает, а другое описывает с большим чувством сожаления. Драйзер жалеет бастующих водителей трамваев и их борьбу считает бессмысленной и бесперспективной. Эту черту автора советское литературоведение, выступающее с позиции идеологических стереотипов, считает недостатком в его творчестве и мировоззрении. Мы

думаем, что в первую очередь это не соответствовало идее восторжествования справедливости путем классовой борьбы, и связываем это, будучи правыми, с обобщенными эволюционным путем ценностями, со временем занимающими соответствующее место в обществе. Здесь чувствуется явная невежественность писателя по отношению к классовой борьбе. Он не был осведомлен о широкой агитации среди американских рабочих того времени.

В произведении «Сестра Керри» автор сумел создать обширную панораму огромного города антигуманистических понятий, охарактеризованного социальными пароксизмами, классовыми столкновениями периода «Дикого» капитализма. Ужасная судьба в этом городе не только у пролетариата, но и у людей искусства.

С первых дней своего творчества Драйзера интересовали занимаемое положение и проблемы, с которыми сталкивался художник в американском обществе. Он воспринимал трагедию выдающегося человека, который жил и творил в условиях обязательного лидерства доллара, как свою личную трагедию. Совершенно не случайно, что одной из главных тем романа является проблема мастера и общества.

Актерская карьера Керри, может служить примером как общество, опирающееся на несправедливые и беспощадные антигуманистические принципы, использующее нищету и голод как оружие в своих руках, полностью подчиняет себе творческого человека.

Это предательское и далекое от социальной сущности искусство Драйзер изобличает своим откровенным реализмом. Драйзер не довольствуется лишь изобличением буржуазного общества, он также пытается устранить антигуманизм в обществе и создать образ положительного героя, который сможет построить систему ценностей, основанную на высокой морали и нравственности. Добросовестных представителей высшего общества он изображает в лице инженера Эмса. Но нужно отметить, что писатель не добился своей цели в произведении. В отличие от других персонажей Эмс обладал высокими качествами, но не мог внедрить их в жизнь. Он был пассивным, поэтому лишь озвучивал идеи автора. Частые переживания трудностей в жизни быстро утомили Эмса. Руководствуясь принципами «отказа в участии», он категорически отказывается участвовать в мирских делах, изменить устоявшиеся в обществе законы и порядки. Решив сойти с пути возражений и протеста, он добровольно обрекает себя на одинокую жизнь неудачника.

Сформировавший свое мастерство на основе традиций американской и мировой реалистической литературы, Драйзер постарался отразить воплощение принципов действительности писателя-реалиста в первом же произведении.

Мастерски описывая людей своего периода в контексте жизненных взаимоотношений, Драйзер добился раскрытия социальных причин их поступков. Они носят на себе печать эпохи, национальности и класса, к которым принадлежат. Они выступают в типичных условиях, которые формируют их внутренний мир и определяют их жизненные принципы. Их индивидуальные противоречия превращаются в высмеивание столкновений ведущих сил многолетних социальных контрастов общества.

Именно это обуславливает большую одушевленность и социальную значимость каждого образа.

Изображая реальное течение жизни, Драйзер создает динамическую схему общества. В своих произведениях он старается занять объективную, своего рода, безразличную позицию, и сопереживать события в тихой эпической форме. Конечно, он пытается скрывать свои чувства, но именно такой способ изображения оказывает большее впечатление на читателя.

В произведении встречаются элементы объективизма. К гнусным поступкам Керри, частично Герствуда и Друена Драйзер относится примирительно. Причиной этому служит то, что этих персонажей он считает жертвами общества. Он винит буржуазное общество в безнравственности, но тем самым, причину аморально-безнравственных недостатков автор

видит в биологических факторах. И это приводит к преувеличению роли биологических инстинктов в жизни людей.

Своим романом автор стремится к разнообразию жизни, и этим самым начал новый этап в американской реалистической литературе. Писатель категорически отказался от характерного для буржуазного романа того периода свойства, как привлечение читателя только интересной линией сюжета, и освещает глубокие социальные проблемы, проникая во внутренний мир персонажей.

В своих произведениях он стремился раскрыть в большей степени сложные взаимоотношения людей в повседневной жизни. Но, изображая обычную жизнь, Драйзер сумел воплотить ее глубокий драматизм и показать ее на фоне острых конфликтов. Именно с этим связан секрет его увлекательного описания событий.

Еще одна черта, присущая творчеству Драйзера, это мастерское использование психологических деталей. Писатель, будучи вечным наблюдателем, знал, что люди очень часто выдают свой внутренний мир самыми незначительными поступками, и мог описать эти моменты с мельчайшими подробностями.

Произведения Драйзера предназначены не для определенной группы читателей, а для широкой массовой аудитории. По этой причине он всегда старался, чтобы его язык был доступен всем.

Диалектическое отражение образа жизни различных слоев общества, противоречий, существующих среди этих слоев, жизненных событий стали причиной лексической и стилистической насыщенности романа. Умелое использование элементов разговорной речи придают произведению естественность.

Наряду с элементами ясной разговорной речи, в произведении встречается множество сложных синтаксических конструкций. Это можно объяснить тем, что язык Драйзера не является отражением продуманной логической схемы; он является естественным выражением мыслей и монологической речи автора-писателя. Диалектическая сторона уровня языка и стиля романа играет роль посредничества в непосредственной связи между читателем и героями произведения, и помогает ему еще глубже внедрится во внутренний мир героя и осознать его сложность. Такой стилистический строй говорит о великом творческом мастерстве автора.

Особенности такого типа художественной речи характерны не только для этого романа Драйзера, но и для более поздних его произведений.

Драйзер воздержался от отображения тяжелых и неприятных моментов своей жизни. Но в отличии от своего предшественника Норриса, он не впал в пессимизм, а жил с надеждой, что в конечном итоге человек победит. В ранних его произведениях видно, что писатель не смог избежать влияния бытующего общества. Естественно, это отобразилось в мировоззрении его героев. Множество событий, как например, социальный статус сестры, жизнь Керри в Чикаго с Драуертом и в Нью-Йорке с Герствудом - все это не могло не повлиять на Керри.

На первый взгляд в романе Драйзер широко использует детали, производящие впечатление чрезмерного натурализма; он со всеми подробностями описывает, как Керри украшала свою комнату, как она одевалась, о ее расчетах с владельцем магазина. Но, в конечном итоге, эти детали помогают читателю проникнуть во внутренний мир Керри, обнаружить причины, по которым она сформировалась именно такой личностью. Такое изображение Драйзером событий, на первый взгляд, производят на читателя безразличное впечатление, дает подробное представление о среде, в которой он жил. Писатель с иронией относится к событиям и старательно описывает их, используя сатирические средства изображения: например, Керри беспокоится, что факт ее незамужества с Драуертом будет раскрыт Герствудом (несмотря на то, что Керри сама не знает о том, что Герствуд женат). Ирония Драйзера отличается от насмешек Крейна, которые он использует, изображая жизнь.

Таким образом, описывая какое-либо событие, Крейн пытался показать, что жизнь не такая, какой кажется. Но произведения Драйзера - полная противоположность сказанному; мир, который он подробно описывает, является реальным и ничто этого не изменит, а абсурд заключается в самой действительности.

Керри - ведущий образ романа. Керри не захотела быть похожей на сестру, которая много страдала и жила за счет добросовестного труда. Нисколько не колеблясь, она покидает сестру и входит в незаконные отношения с двумя мужчинами. Без сомнений, их внешний вид вызывает у нее определенные чувства. Но основной целью Керри является за счет этих мужчин занять «достойное» для себя место в жизни, жить по правилам буржуазного общества, на основе их «нравственности». Драуерт и Герствуд привлекают Керри как физически, так и из-за материального благосостояния. К обоим мужчинам она привязана одинаково, так как каждый из них заполняет одну из пустот в ее жизни. Писатель считает, что эти два человека (и третий человек, который позже вошел в ее жизнь) помогают Керри осознать свой внутренний мир. В результате сценическая карьера помогла Керри раскрыть эмоциональные качества и способности, которыми она обладала, а сверхъестественный и интересный мир театра помог ей проявить этот талант.

Потерявший все Герствуд любыми способами пытался вернуть себе Керри обратно, по той причине, что Керри была единственной возможностью его возвращения к прежней жизни. Воровство и побег вместе с Керри из города перевернули всю его беспечную жизнь. Герствуд, потерявший Керри, впадает в отчаяние и кончает жизнь самоубийством.

Убийством Герствуда Драйзер стремился показать общность повседневной жизни и трагических результатов событий, происходивших в этой жизни. События развиваются в дешевой гостинице Бауер. Нерешительно включив газ для суицида, Герствуд слабым голосом задается вопросом «Какой смысл?» и умирает. Эту трагическую развязку Драйзер изобразил без каких-либо эмоций. Этим самым автор выделяет факт, что подобные события стали обыденностью американской действительности и заостряет внимание читателя на беспощадности общества.

Как и у большинства образов Драйзера, жизнь Керри полна успехов и потребностей. Огромную роль играет удача при встрече с Драуертом, а позже - во время побега Керри с Герствудом, после совершенной им кражи. У Керри есть две потребности: 1- завоевать красоту и комфорт, окружавшие ее в Чикаго и Нью-Йорке, и добиться поставленных перед собой целей; 2- любить и быть любимой. В большей мере ее интересовала материальная сторона жизни - красивая одежда, быть хозяйкой красивой квартиры и вкусная еда.

Обретя все это и боясь снова вернуться в обычную жизнь, полную нищеты, попасть в положение своей сестры, Керри действовала более решительно и целесообразно. Вначале, не сумев, смирится с нуждой, окружавшей ее, Керри пыталась покончить с собой. Приглашая Керри в дорогие рестораны и покупая ей модную одежду, Драуерт дает ей понять возможность всего этого.

«Грезить», «мечтать» - эти свойства писатель символически отобразил с помощью образа кресла-качалки. Если кресло-качалку символически считать повторением событий, увидим, что в первую ночь в Чикаго и, снова в конце произведения, в своей квартире в Нью-Йорке Керри качается в кресле. Возможно, писатель хотел показать, что, несмотря на изменение внешних условий, в действительности, Керри не изменилась и осталась прежней как нравственно, так и внутренним миром. Но тот факт, что ничего не изменилось, нельзя расценивать отрицательно. То, что Керри продолжала думать о своем будущем, и, что жизнь не может помешать ей мечтать, - нельзя расценивать как проявление автором пессимизма.

Несмотря на то, что она не добилась счастья, о котором мечтала, она не перестала его искать. Может быть, с этой стороны Эмс обещает ей более высокую ступень. Но, несмотря ни на что, Керри обладает стабильным внутренним миром, который дает ей мужество и свободу. Правда, одновременно, оно приносит ей страдание и одиночество - кресло-качалка

символизирует это - но эта художественная деталь доказывает, что герой находится в постоянном движении и поиске. Как говорил Драйзер, она навсегда останется мечтательницей, несмотря на то, что общество оценивает ее как безнравственного человека из-за попытки осуществления своих надежд. Но как личность для писателя она имеет особую значимость, так как она обладает способностью качаться в кресле и мечтать, размышлять о жизни и приспосабливаться к ее законам. Таким образом, Керри бросается в любой риск и стремится добиться любой поставленной перед собой цели. Но Керри, задаваясь вопросом, чего она добилась, понимала, что существует огромная пропасть между мечтами и реальностью. Кресло-качалка никуда не движется, а только качается на месте. В образе Керри Драйзер показал эти противоречия. По мнению писателя, жизнь известна, в то же время неведома. Человек всегда находится в поиске, хотя никогда и не находит то, что искал, и то, о чем мечтал.

Литература

1. Бенни Я. О романах Теодора Драйзера // «Новый мир», 1928, IX.

2. Динамов С. Теодор Драйзер // «Книгоноша», 1926, № 33.

3. Раско Б. Творчество Теодора Драйзера // «На литературном посту», 1928, XI—XII.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.