Научная статья на тему 'Психологический и социальный аспекты проблемы суицида в творчестве Теодора Драйзера'

Психологический и социальный аспекты проблемы суицида в творчестве Теодора Драйзера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1342
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУБИЙСТВО / РОМАН / ПСИХОЛОГИЯ / МОТИВАЦИЯ / ВИНА / SUICIDE / NOVEL / PSYCHOLOGY / MOTIVATION / GUILT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Морозкина Е. А., Гумерова О. Ф.

Статья посвящена исследованию проблемы суицидального поведения личности в произведениях Теодора Драйзера. Проблема рассмотрена в социально-психологическом контексте. Исследуются причины попыток суицида, выявляются различные «типы» суицидальных личностей, описанных Драйзером в художественном творчестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and social aspects of the suicide problem in Th. Dreiser's works

The article deals with the problem of suicide in Th. Dreiser's fiction considered in social and psychological contexts. Various types of suicides and its motivations are described.

Текст научной работы на тему «Психологический и социальный аспекты проблемы суицида в творчестве Теодора Драйзера»

УДК 820 (73) 092 Драйзер

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДА В ТВОРЧЕСТВЕ ТЕОДОРА ДРАЙЗЕРА

© Е. А. Морозкина, О. Ф. Гумерова

Башкирский государственный университет 450074, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, Ул. Фрунзе, 32.

Тел. +7 (347) 273 68 74.

E-mail: sch61 -ufa@mail. ru

Статья посвящена исследованию проблемы суицидального поведения личности в произведениях Теодора Драйзера. Проблема рассмотрена в социально-психологическом контексте. Исследуются причины попыток суицида, выявляются различные «типы» суицидальных личностей, описанных Драйзером в художественном творчестве.

Ключевые слова: самоубийство, роман, психология, мотивация, вина.

Проблема суицидального поведения личности волновала Теодора Драйзера на протяжении всего жизненного пути. По свидетельству биографов, писатель сам неоднократно переживал психические стрессы, когда был близок к тому, чтобы свести счеты с жизнью. В одном из автобиографических рассказов «Мой брат Поль», вошедших в сборник рассказов «Двенадцать мужчин» (1919), он даже описал ход мыслей персонажа, задумавшего покончить с собой: «По-видимому, оставался лишь один выход, и я был весьма близок к нему» [1].

Уже в первом романе Т. Драйзера «Сестра Керри» (1900) исследуются побудительные мотивы личности, склонной к самоубийству, при этом писатель выделяет как социальные, так и психологические аспекты суицидального поведения индивида. В художественном плане Т.Драйзер анализирует психологию героя, решившегося на самоубийство. Писатель представляет в своих произведениях целую галерею действующих лиц, размышляющих о возможности самоубийства или совершивших его. При этом Т. Драйзер исследует суицидальное поведение как женских, так и мужских персонажей. Исходя из этого, представляется возможным выделить несколько «типов» самоубийц в творчестве Теодора Драйзера.

Один из главных героев романа «Сестра Керри» (1900) Герствуд, некогда уверенный в себе и обеспеченный управляющий баром, оказывается изгнанным из общества, влачит жалкое существование, что в значительной степени определяет его «суицидальный порыв». Драйзеру, которого интересовали проблемы конфликта личности и общества, суицид представлялся «чем-то большим, чем личное решение»: писатель (вполне в русле современной социологии) рассматривал подобные явления как «болезнь цивилизации» [2]. Герой романа оказывается отвергнутым обществом, становится бродягой, все более деградируя как в физическом, так и в психологическом плане: у него «необычайно жалкий и грязный вид», «рассудок его ослабел». Когда швейцар не впускает Герствуда в гостиницу, отталкивает его, тот падает в снег, начинает грубо браниться и даже плакать. Герой «с безнадежным

видом», «плаксиво» просит по дороге милостыню, «каждый раз забывая, о чем он только что думал» [3]. Бывший управляющий баром психологически подавлен, его личность разрушается, жизненные ориентиры отсутствуют. Прошлая размеренная и устроенная жизнь сделала Герствуда неспособным к преодолению трудностей. Утратив иллюзии, герой приходит к постепенному осознанию бессмысленности своего бытия. Его трагедия - это трагедия неконкурентоспособной личности в жестоком окружающем мире. Осознание отвергнутости в совокупности с постоянными унижениями, которым он подвергается со стороны обеспеченных людей, каковым он некогда был сам, приводят героя к фатальному решению.

Самоубийцы, как полагают современные психологи, не в силах самостоятельно преодолеть особый вид душевных страданий - психическую боль. Так, профессор танатологии, науки о суицидах, Э. Шнейдман называет самоубийство «драмой, происходящей, в первую очередь, в душе человека» [4]. Герой Драйзера переживает подобный психологический кризис, оказавшись покинутым всеми, стареющим человеком, утратившим надежды и иллюзии, переживающим горькое разочарование. Герст-вуд заражен апатией и попадает в состояние тяжелой психической депрессии, закономерным следствием которой становится самоубийство.

Писатель всего в нескольких строчках описывает самоубийство униженного и «раздавленного» обстоятельствами человека. Но именно они являются кульминацией кризисных взаимоотношений героя с обществом. В ночлежке Герствуд запер дверь на ключ, законопатил пиджаком и жилетом щель под дверью, открыл кран газового рожка, но не поднес к нему спичку. Когда «отвратительный запах газа достиг его обоняния», он опустился на койку и «растянулся во всю длину» [5]. Подобный «тип» самоубийств личностей, неспособных противостоять жизненным перипетиям, слишком чувствительных и даже истеричных, чей конфликт с обществом часто приводит к трагическому выбору суицида как единственно возможному решению всех проблем, можно условно назвать «мотивиро-

ванным суицидом», вызванным состоянием длительной психической депрессии.

Подобно Герствуду, не находит иного выхода, кроме самоубийства, и героиня одноактной пьесы Теодора Драйзера «Девушка в гробу», вошедшей в сборник «Пьесы о естественном и сверхъестественном» (1916). Основной конфликт в драме, традиционный для мировой драматургии,- психологический конфликт личного (любви) и общественного (долга). Однако решается он писателем в необычной форме: Джона Фергюсона - главного героя пьесы, поставившего общественное над личным (он оставил свою возлюбленную ради политической борьбы), Драйзер подвергает критике. Фергюсон уговаривает Магнета - отца погибшей девушки -забыть о своем горе, причиненном смертью дочери, и поддержать забастовку во имя общественного дела. Фергюсон призывает пожертвовать личным счастьем во имя общего дела. «Можно убить и похоронить мое счастье,- замечает он,- но нельзя убить и похоронить мое дело» [6]. Однако слова Фергюсона представляются лживыми и лицемерными, как только мы узнаем о судьбе погибшей девушки. Фергюсон был ее возлюбленным, и смерть ее от аборта отчасти и на его совести. Гроб на сцене в данном случае является символом контрастного несоответствия высокопарных речей Фергюсона и его жестоких действий, трагическим напоминанием о несостоявшейся любви, о безвременно оборвавшейся жизни девушки и о неродив-шейся новой жизни.

Суицидальные порывы психологически неустойчивых личностей изображены писателем и в рассказах, а также в произведениях публицистического характера. Так, в рассказе «Эрнестина», вошедшем в сборник «Галерея женщин» (1929), писатель дважды представляет читателям описание суицидальных порывов. Самоубийством заканчивает жизнь некая молодая успешная актриса, принявшая смертельную дозу снотворного, чтобы остаться в памяти людей молодой и красивой. Аналогичным образом умирает и главная героиня рассказа - Эрнестина де Джонг, также посвятившая себя кинематографу. Она решает отравиться газом, испытывая губительное воздействие схожей фобии, страшась увядания и старости. В публицистическом очерке «Бей, барабан», вошедшем в одноименный сборник, опубликованный в 1920 г., двое стариков кончают жизнь самоубийством, оказавшись забытыми и всеми покинутыми, лишившись средств к существованию. Вследствие банкротства банка они потеряли все свои сбережения и решили достойно принять смерть, чтобы не просить милостыню. Драйзер описывает картину их суицида, которая во многом напоминает подобную сцену самоубийства из романа «Сестра Керри»: «Замкнув двери своей жалкой квартиры, они насовали бумаги и тряпья во все дверные и оконные щели, сели ря-

дом и, держась за руки, открыли газ. Конец наступил быстро... » [7]. Писатель акцентирует внимание читателей на равнодушии общества к собственным гражданам, которые, попав в затруднительное положение и не найдя поддержки со стороны государства, оказываются эмоционально подавленными, психологически неподготовленными к борьбе и решаются на самоубийство.

В романе «Титан» (1914), входящем в «Трилогию желания», и в романе «Гений» (1915) тема суицида связана с женскими персонажами. В «Гении» покончить жизнь самоубийством собирается Анджела, возлюбленная Юджина Витлы, считающая внебрачную связь с ним позором для всей семьи. «Если ты на мне не женишься,- угрожает Анджела Юджину,- мне придется покончить с собой» [8]. С одной стороны, Анджела искренне верит в то, что, возможно, заплатит такую высокую цену в случае, если Юджин откажется жениться на ней. Героиня детально представляет себе способ самоубийства и действительно внутренне готовится к совершению подобного шага. Реальная «постыдная» ситуация оказывается для Анджелы более неприемлемой, чем мысль о самоубийстве. С другой стороны, она, без сомнения, шантажирует Юджина, который, именно помня об этой угрозе Анджелы, женится на ней. Герой простодушно верит, что его невеста способна на самоубийство, и соглашается на брак, несмотря на то, что не испытывает к ней прежних чувств.

В «Титане» попытку самоубийства совершает Эйлин, жена Каупервуда, когда узнает, что муж, увлекшись Беренис Флеминг, хочет развестись с ней. Эйлин приходит в отчаяние: «Будь проклята эта жизнь! Все уходит, и остаешься одна, совсем одна, стареть в одиночестве. Любовь ушла, и ничего нет! Ничего, ничего, пустота!» [9]. У Эйлин, как и у Герствуда, развивается депрессия, проявляющаяся в безудержных вспышках гнева, которые сменяются истерическими состояниями. Героиня, по терминологии Фрейда, переживает «амбивалентные» эмоции: она одновременно и любит своего мужа, стремясь любой ценой удержать его рядом, и ненавидит его, поскольку он приносит ей невыносимые страдания [10].

В обоих случаях женщины пытаются шантажировать своих избранников в надежде удержать их подле себя, осуществить на них психологическое давление. Эйлин не только угрожает мужу суицидом, как это делает Анджела, но и совершает попытку самоубийства: она вскрывает себе вены на руке ножом для разрезания бумаги с «очень острым стальным лезвием... в форме кинжала». Драйзер подробно описывает, как героиня, «заперев за собой дверь спальни, присела на скамью, обнажила руку, внезапным резким движением всадила нож в вену, повернула его, стараясь расширить рану, и стала ждать» [11].

Краткими и лаконичными фразами писатель передает внутреннее напряжение Эйлин и ее решимость удержать Каупервуда любым способом. Драйзер мастерски описывает в нескольких словах не только динамично развивающуюся ситуацию, но и представляет психологический портрет героини в момент совершения попытки самоубийства. Она вдруг становится совершенно спокойной, в контрасте с бушующими эмоциями, которые недавно владели ее душой, и не сомневается в собственных действиях. Сознание Эйлин как бы отключается на некоторое время. Если Герствуд осознанно сводит счеты с жизнью, то миссис Каупервуд совершает свой поступок скорее бессознательно, она причиняет себе физическую боль, чтобы заглушить боль психическую, внутреннюю. Ради того чтобы вернуть любовь мужа, она совершает самоубийство «напоказ», как, вероятно, сделала бы и Анджела, если бы не добилась своего. В данном случае возможно, на наш взгляд, говорить еще об одном «типе» самоубийц, описанных Драйзером: это люди, решившиеся на суицид-шантаж ради достижения какой-либо цели, которую они не могут достичь иными путями. Так в творчестве писателя возникает тема самоубийства как показной акции, как розыгрыша, как своего рода игры на публику и одновременно опасной игры со смертью с возможностью летального исхода.

Заметим, что Каупервуд воспринимает этот шаг жены как «обычную женскую уловку», «браваду, попытку напугать его» [12] и не меняет своего решения. В отличие от Юджина Витлы, Каупервуд

- более опытный и рационально мыслящий человек

- считает подобный шаг женщины коварным ухищрением и не собирается идти ей навстречу. Эйлин, понимая, что Каупервуд не поддался этому явному шантажу с ее стороны, все же идет на самоубийство и оказывается на волосок от гибели. В последующем, впрочем, она никогда больше не возобновляет попыток покончить жизнь самоубийством, поскольку ее шантаж не удался.

Третий «тип» самоубийц в творчестве Теодора Драйзера связан с осознанием героями чувства вины. Так, в романе «Оплот» (1946) младший сын главного героя Солона Барнса - Стюарт совершает самоубийство, находясь под бременем чувства вины. Измученный допросами следователей, он сознался в тех преступлениях, которые не совершал. По его признанию выходило, что он был соблазнителем и убийцей невинной девушки, и ему «показалось лучше умереть, чем взглянуть в глаза родителям» [13]. Молодой человек, пошедший против воли родителей, против навязываемого ими религиозного уклада жизни, не смог противостоять соблазнам и не нашел поддержки со стороны родных. Психологическое насилие родителей, состоящее в вынужденном существовании в атмосфере, противоречащей его жизненным устремлениям, порож-

дает отчуждение между ним и родителями и приводит Стюарта к трагедии. Стюарт предпочитает сам вынести себе приговор, но не может вынести мысли о возможном судебном наказании. Герой покончил с собой с помощью перочинного ножа, который не нашли у него при обыске. Сам акт самоубийства Стюарта описывается Т. Драйзером всего в одном предложении: «С любовью и болью думая о матери, он отвернулся к стене, открыл нож и со словами: «Прости меня, мама!» - вонзил лезвие себе прямо в сердце» [14]. Этому описанию предшествует исследование мыслей Стюарта непосредственно перед совершением самоубийства. Проанализировав его, можно сказать, что окружающая обстановка: помещение полицейской

тюрьмы, окруженное с четырех сторон железной решеткой, душевные переживания, неуверенность в поддержке близких и эмоциональное напряжение -привели героя к решению совершить самоубийство. Стюарт сам ассоциировал себя с преступниками, не желая видеть факты, которые в определенной степени оправдывали его поведение.

Душевная боль, чувство вины, эмоциональная неустойчивость и отчужденность побудили младшего Барнса пойти на самоубийство. Его сознание «сузилось», стало, по Э. Шнейдману, «туннельным»: Стюарт ограничил выбор поведения двумя составляющими - все или ничего [15]. Он не мог иначе повлиять на ситуацию и оказался слишком зависимым от мнения родных. Конфликт с ними во многом определил решение героя. Подчинившись своему чувству вины, Стюарт решает с помощью самоубийства «убежать» от реальности. Герой прибегает к самоубийству, находясь в состоянии глубочайшей психической депрессии, которая выражается в стремлении уйти от реальности под влиянием гипертрофированного чувства вины.

Особое решение вопроса самоубийства находит психически больной человек. В пьесе «Рука гончара» (1916) счеты с жизнью сводит Айседор Берчанский. Его образ создан в русле механистической позитивистской традиции, он не в состоянии контролировать свои «химизмы» на уровне эротических влечений. Являясь «заложником» любовного «желания», этот герой в чем-то похож на Кау-первуда и Юджина Витлу. Однако в отличие от них этот герой Драйзера является воплощением грубых, примитивных «желаний», которые сродни животным инстинктам. Его желания и действия не облагорожены ни происхождением, ни воспитанием, ни физическим здоровьем. Перед нами грубый, необразованный человек, отщепенец, не признанный обществом в силу низкого социального происхождения и бедности, да к тому же еще и душевнобольной. Показательно, что Драйзер делает его выходцем из бедной многодетной русско-еврейской семьи, эмигрировавшей в Америку в 30-х годах XIX века в поисках лучшей жизни.

В первом акте пьесы мы узнаем, что Айседор только что вернулся из тюремного заключения, где пробыл два года за покушение на маленькую девочку. Пытаясь начать новую жизнь, он хочет найти себе работу. Однако его репутация бывшего заключенного и его психическая неуравновешенность мешают ему, и все его поиски оказываются безрезультатными. Одержимый низменными патологическими желаниями, он убивает одиннадцатилетнюю девочку. Совершив преступление, герой скрывается от полиции. У него нет средств к существованию, он голодает. Случайно он слышит, как мальчик-разносчик газет выкрикивает заголовки газетных статей, сообщающих о страшном преступлении, им совершенном. Внезапно в помутившемся сознании психически больного человека «вспыхивает» чувство вины. Герой, совершивший преступление почти бессознательно, под влиянием болезни и «химизмов», вдруг на мгновение «прозревает». Айседора охватывают страх и отчаяние. Понимая, что выхода у него нет, он решает покончить жизнь самоубийством.

Драйзер не слишком винит своего героя за совершенное преступление, считая его практически неизбежным в силу умственных и физических расстройств персонажа. В том, что это убийство произошло, повинно общество, но не потому, что оно допустило социальные контрасты (богатство и бедность) и проявило жестокость и равнодушие по отношению к одному из своих членов, а потому, что оно как бы способствовало преступлению, не обратив должного внимания на опасные наклонности и психический недуг, заложенный в этом человеке от природы. Драйзер обвиняет общество в лицемерии и жестокости, так как оно способно засадить человека в тюрьму, обвинив его в преступлении, которого он, в силу своих «химизмов», своей природы не может не совершить.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что, с одной стороны, писатель исследует самоубийство как социальное явление, в русле современной социологии считая суицид не столько «частным делом», сколько «болезнью цивилизации», во многом обвиняя общество в расцвете суицида. С другой стороны, он исследует психологический тип личности, склонной к самоубийству. Теодор Драйзер

изображает несколько «типов» суицидальной личности: «мотивированный суицид», вызванный состоянием длительной психической депрессии; суицид-шантаж; суицид, обусловленный чувством вины перед близкими людьми или обществом; суицидальный порыв «психически разбалансированной» личности.

Таким образом, Теодор Драйзер одним из первых писателей исследовал в своем творчестве социальные и психологические проблемы суицидального поведения личности. В художественном плане писатель проанализировал мотивы и предпосылки, побуждающие личность пойти на самоубийство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Драйзер Т. Мой брат Поль // Драйзер Т. Собрание сочинений / Под общей редакцией Динамова С. С. В 13 т. М. Л.: Земля и фабрика, 1928-30. т. 10. С. 245.

2. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема само-

убийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: «Когито-Центр», 2001. - 569 с.

3. Драйзер Т. Сестра Керри. М.: Правда, 1986. С. 531-133.

4. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема само-

убийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: «Когито-Центр», 2001. С. 361.

5. Драйзер Т. Сестра Керри. М.: Правда, 1986. С. 538.

6. Dreiser Th. Plays of the Natural and Supernatural. New York,

1916, p. 51.

7. Драйзер Т. Рассказы. Собрание соч. в 12 т. Т. 12. М.: Прав-

да, 1973, С. 124.

8. Драйзер Т. Гений. М.: Правда, 1973. С. 209.

9. Драйзер Т. Титан. Л.: Лениздат, 1988. С. 516.

10. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема само-

убийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: «Когито-Центр», 2001. С. 255-269.

11. Драйзер Т. Титан. Л.: Лениздат, 1988. С. 517.

12. Драйзер Т. Титан. Л.: Лениздат, 1988. С. 516.

13. Драйзер Т. Стоик. Оплот. Л.: Лениздат, 1989. С. 613.

14. Драйзер Т. Стоик. Оплот. Л.: Лениздат, 1989. С. 616.

15. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема само-

убийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: «Когито-Центр», 2001. С. 356.

Поступила в редакцию 30.10.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.