Научная статья на тему 'Влияние идей Ф. Купера, Г. Д. Торо, Н. Готорна и г. Мелвилла на творчество Теодора Драйзера'

Влияние идей Ф. Купера, Г. Д. Торо, Н. Готорна и г. Мелвилла на творчество Теодора Драйзера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
573
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАЙЗЕР / КУПЕР / ГОТОРН / МЕЛВИЛЛ / ТОРО / РЕАЛИЗМ / ТРИЛОГИЯ / АМЕРИКА / DREISER / COOPER / HAWTHORNE / MELVILLE / THOREAU / REALISM / TRILOGY / AMERICA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фомина Е.М.

В данной статье делаются попытки проследить преемственность идей, воплощенных в литературном наследии таких американских писателей, как Фенимор Купер, Натаниел Готорн, Герман Мелвилл и Генри Дэвид Торо, в произведениях Теодора Драйзера, например, в «Трилогии желания». Проводятся параллели между типами героев, ведущими темами, основными проблемами, получившими развитие в творчестве рассматриваемых писателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of F. Cooper, H.D. Thoreau, N. Hawthorne and H. Melville on creative works by Theodore Dreiser

In the article there are attempts to follow the continuity of ideas embodied in the literary heritage of such American authors as F. Cooper, N. Hawthorne, H. Melville, and H.D. Thoreau, in the novels by Theodore Dreiser, for example, in «The Trilogy of Desire». There are parallels drawn between the heroes’ types, the leading topics, the key problems developed in the creative works by the analyzed authors.

Текст научной работы на тему «Влияние идей Ф. Купера, Г. Д. Торо, Н. Готорна и г. Мелвилла на творчество Теодора Драйзера»

Филологические науки

№ 4. - 2017

УДК 821.111(73)

ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ Ф. КУПЕРА, Г. Д. ТОРО, Н. ГОТОРНА И Г. МЕЛВИЛЛА НА

ТВОРЧЕСТВО ТЕОДОРА ДРАЙЗЕРА

Е.М. Фомина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономика» (Нижний Новгород, России), е-mail: katya_f05@mail.ru

Аннотация. В данной статье делаются попытки проследить преемственность идей, воплощенных в литературном наследии таких американских писателей, как Фенимор Купер, Ната-ниел Готорн, Герман Мелвилл и Генри Дэвид Торо, в произведениях Теодора Драйзера, например, в «Трилогии желания». Проводятся параллели между типами героев, ведущими темами, основными проблемами, получившими развитие в творчестве рассматриваемых писателей.

Ключевые слова: Драйзер, Купер, Готорн, Мелвилл, Торо, реализм, трилогия, Америка.

INFLUENCE OF F. COOPER, H.D. THOREAU, N. HAWTHORNE AND H. MELVILLE ON CREATIVE WORKS BY THEODORE DREISER

Abstract. In the article there are attempts to follow the continuity of ideas embodied in the literary heritage of such American authors as F. Cooper, N. Hawthorne, H. Melville, and H.D. Thoreau, in the novels by Theodore Dreiser, for example, in «The Trilogy of Desire». There are parallels drawn between the heroes' types, the leading topics, the key problems developed in the creative works by the analyzed authors.

Keywords: Dreiser, Cooper, Hawthorne, Melville, Thoreau, realism, trilogy, America.

В американском обществе конца XIX - начала ХХ вв. многочисленными газетными изданиями прославлялся американский образ жизни, основанный на культе денег и материальных ценностей и Америка как идеальная страна для достижения успеха.

Теодор Драйзер, один из ведущих реалистов Америки того времени, создавал типы огромного социального значения, показывал глубоко типические для американской действительности обстоятельства провинциальной и столичной жизни, изображая жизнь как противоречивый процесс, как постоянную борьбу.

Писателю удалось внести и свой собственный вклад в разработку реалистической традиции. Главное художественное открытие писателя - детально исследованный им путь от «американской мечты» к «американской трагедии». Автор смог на примере своих героев доказать, что причина проблем в стране лежит в глубине национального сознания. Будучи верным традициям реализма, Драйзер не просто изображал характеры своих героев продуктом окружающей среды, а мотивы их поведения - социально обусловленными, но и убедительно высвечивал специфику американской ментальности, обусловившей своеобразие преломления социальных процессов, происходящих в его стране.

В произведениях Драйзера получили развитие традиции таких представителей американской литературы XIX века, как Фенимор Купер, Натаниел Готорн, Герман Мелвилл и Генри Дэвид Торо.

С Купером Драйзера роднит острое неприятие мира бизнеса, а также обстоятельная манера повествования. Рисуя гибель индейских племен, Купер создал целую серию прекрасных образов гордых, смелых и честных индейцев, простых охотников-американцев — жителей фронтира. Именно их жизнь была для Купера «воплощением свободы, прекрасным идеалом, противостоящим стяжательству и жестокости буржуазного мира» [11, с. 327].

Трагическая судьба индейцев, гибнущих под напором цивилизации «белых» захватчиков, являлась ключевой темой произведений Купера. При этом автор оспаривал представление об Америке, как о «земле обетованной», поскольку с пришествием на нее колонизаторов, ищущих наживы, изменились человеческие ценности и моральные устои. В.Л. Парринг-тон утверждал: «Купер питал недоверие не к народу, а к тем, кто, стремясь к собственной выгоде, старался встать во главе народа» [3, с. 235].

Размышления Купера о путях развития американского общества определили главную идею романа «Кратер или Пик вулкана» (1847). В нем писатель соединил различные жанровые элементы - «увлекательную морскую историю, «робинзоновскую» утопию, и аллегорию, прямо обращенную к современной Куперу Америке» [5, с. 11]. Главные герои романа, создавая новый мир на необитаемом острове, после довольно успешных шагов, попадают под влияние «идола коммерции», и их охватывает жажда обогащения, ненависть и зависть друг к другу. В качестве выражения своей пессимистической оценки будущего Америки и символического возмездия Купер обрушивает на это развращенное деньгами общество извержение вулкана.

Куперу также принадлежит серия романов-памфлетов - «Моникины», «Американский демократ» и другие, в которых автор обнажает такие черты американской демократии, как страсть к наживе, продажность политических деятелей, утилитаризм в отношении к искусству и науке. В связи с неприятием этих особенностей современного ему общества, писатель становится первооткрывателем «мотива ухода от буржуазной цивилизации» [11, с. 330],

v w v w г— —т— |—

ставшего впоследствии важнейшей темой таких американских писателей, как Г. Торо и Г. Мелвилл.

Эту критику подхватывает в своих романах Драйзер, только применительно к героям, актуальным для его эпохи. Писатель, наблюдавший пагубное воздействие денег на моральное состояние людей, продолжил идеи Купера об истинной роли сильных мира сего в жизни американского общества. Он разрушил «теорию исключительности», которую исповедовали многие писатели США, не желавшие признавать пороки американского образа жизни, основанного на главенстве материальных ценностей. По утверждению Я.Н. Засурского, для Драйзера «капиталистическая Америка перестала быть Новым Светом» [10, с. 111], вследствие чего в своем творчестве он отказался от «героизации Америки и американского» [10, с. 111]. Однако свое негативное отношение он выражал не в аллегорических образах, как Купер, а в изображении морального и физического краха своих героев.

Страстный пафос обличения всех форм и проявлений социальной несправедливости сближает Драйзера с аболиционистами. Особенно близок ему непримиримый уолденский отшельник, борец против рабства Генри Дэвид Торо, который в своем творчестве обращался к теме таких пороков американской действительности его времени, как рабство, контраст бедности и богатства, культ доллара, всеобщая погоня за наживой.

Идеи Торо о социальном неравенстве и приниженном положении рабочего класса были продиктованы его собственным опытом, поскольку для заработка прожиточного минимума Торо занимался поденным физическим трудом по найму или подрабатывал в мастерской

отца и на сельскохозяйственных плантациях. Ощутив на себе тяготы рабочей жизни, писатель заставляет своего читателя задуматься о том, каким непосильным трудом достигнуто все, что окружает его в повседневном мире. В своем произведении «Уолден» Торо обращается к читателям - «Думали вы когда-нибудь о том, что за шпалы уложены на железнодорожных путях?» [5, с. 17].

Наибольшую творческую радость для писателя составляло самовыражение людей, свободных от погони за материальным благополучием и славой («Rather than money, than love, than fame, give me the truth» [1, с. 762]. Наибольшее негодование вызывала у Торо «подмена духовных идеалов неуемной жаждой обогащения, коррупция и углубляющееся социальное неравенство» [11, с. 341].

Для достижения идеала свободы и равноправия для всех людей Торо, однако, высказывал утопические идеи. Сам он избрал для себя жизнь в лесу, отшельничество, тем самым избежав контактов с обществом, погрязшим в пороке. Смысл его поступка - «в попытке практически доказать возможность духовной и экономической свободы личности от власти несправедливой и порочной общественной системы» [11, с. 343]. Спасение общества от разложения и упадка автор видел в возвращении к природе, земледельческому труду, ограничении своих потребностей.

Как и Торо, Драйзер испытал на личном опыте бедность, низкооплачиваемый физический труд (до работы в издательствах ему приходилось работать в прачечных и ресторанах). Именно поэтому боль и лишения простого народа, описанные в его произведениях, кажутся такими реалистичными.

Драйзер перенял от Торо резко критическое отношение к прогрессу, основанному на социальном неравенстве и возвышении одних за счет других. В то же время Драйзер выбирает жизнь в социуме и смелое противостояние ему, в отличие от стремления Торо уйти от общества, которое он не принимает.

Ф.О. Матиссен утверждал, что Драйзер был близок трансцендентализму [4], Е.А. Мо-розкина отмечала, что американский писатель интересовался идеями Эмерсона и Г. Торо об индивидуализме и «доверии к себе» [13, с. 26], О.Ф. Гумерова указывала на «прочное положение [Эмерсона] в истории становления американского национального самосознания» [8, с. 84], а Е.Ю. Гордеева находила возможной связь интереса Драйзера к деятельности транс-ценденталистов, которая «способствовала распространению... индийской культуры в демократически настроенных кругах американской интеллигенции» [6, с. 158].

Трансцендентализм был движением, сыгравшим важную роль в формировании философского индивидуализма, характерного для американского сознания. Американская нация была построена на личности, на индивидуализации потребностей и целей. Тяжелое освоение фронтира в условиях суровой природы не могло не сказаться на национальном характере американцев. Покорение новых земель, борьба с индейцами, необходимость постоянно доказать собственную значимость и силу, - все это способствовало вознесению человека на пьедестал высших ценностей, существующих в мире. При этом душа каждого индивида, согласно трансценденталистам, представляла собой этот мир в миниатюре. Инстинктивная сосредоточенность на индивидуальном сознании в его нравственных, интеллектуальных, эмоциональных проявлениях нашла свое отражение в философской доктрине трансцендентализма о «доверии к себе», и дала благодатную почву для обсуждения в литературных и философских кругах.

№ 4. - 2017

Обращение к данной теме Теодора Драйзера стало новым этапом осознания индивидуализма. Он наследует идеи трансценденталистов, переосмысляет их с позиции своего времени и личного опыта, и испытывает разочарование в том, что в реальности человек не способен самостоятельно определять свою судьбу. Писатель называл «приемлемым... не крайний индивидуализм, а ограниченную форму индивидуализма» [8, с. 86]. Можно предположить, что именно для изображения несостоятельности американской индивидуалистической традиции Драйзер создал своего героя «Трилогии желания», Фрэнка Каупервуда, выдающуюся личность, действующей исключительно в своих интересах, рассчитывающей только на себя и свою жизненную философию, которая приводит его к моральному и материальному краху в конце трилогии.

Помимо трансценденталистов, на мировоззрение Драйзера, несомненно, повлиял такой американский романтик, как Н. Готорн. С ранних лет Драйзера привлекало внимание осуждение пуританского ханжества и практицизма, себялюбия и стяжательства, свойственных Н. Готорну, романами которого он зачитывался в детстве. Именно фамилию Готорна Драйзер называет среди тех авторов, которых он рекомендовал читать своим братьям и сестрам («I it was who induced Al to read. Hawthorne» [2, с. 358]). Философская основа творчества Готорна состояла в моральном обличении буржуазного общества и его «стихийных иррациональных законов» [11, с. 365]. Писатель видел, как беспочвен оптимизм американской прессы, упивавшейся успехами молодой буржуазной республики. Он чувствовал, насколько не соответствует установившийся общественный строй тем идеалам равенства, свободы и стремления к счастью, которые были названы в Декларации Независимости как неотъемлемые права человека.

Он считал, что равенства и свободы в Америке нет, а стремление к счастью перешло в эгоистическую страсть к накоплению, в беспринципную погоню за богатством, которая не останавливается перед нарушением счастья всех других людей и попирает законы совести и права. Через образ героя «Романа о Блайтдейле» (1852), Ковердейла, Готорн выражает свою озабоченность тем, как безнравственный, буржуазный мир мешает человеку оставаться добродетельным. На примере этого героя автор показывает жизнь, основанную на «принципах лучших, чем те лживые и жестокие принципы, которые во все времена управляли жизнью человечества» [7, с. 21], которые воплощают другие герои романа, - суровый и беспощадный Голлингуорс и шарлатан Уэстерфельт.

Драйзер поддерживает мысль Готорна о том, что тенденции, обозначившиеся в обществе, повлекли за собой процесс деморализации людей, которые в погоне за богатством, почестями, наслаждениями вступают в непримиримую борьбу друг с другом и тем самым способствуют развитию беспощадного эгоизма. Так в образе Фрэнка Каупервуда Драйзер воплощает пороки американского бизнесмена-индивидуалиста, который отдает «свои силы и энергию служению ложным, иллюзорным целям» [10, с. 107] и растрачивает свои силы впустую, в конце не получая ничего. В романе «Трилогия желания» ярко раскрывается идея о том, что «индивидуализм сознания и погоня за иллюзорной мечтой об успехе губительны для человека» и «обладают разрушительной силой, воздействуя на личность» [9, с. 227].

Кроме того, оба писателя, несомненно, являлись настоящими мастерами изображения психологического конфликта человека и общества. При сравнении романов Готорна и Драйзера становится очевидным сходное отношение этих американских авторов к противостоянию исключительной личности с обществом, а также особое внимание, которое уделяли в своем творчестве Готорн и Драйзер теме преступления и глубокому психологическому ана-

лизу действий человека, преступающего закон (ср. Джон Эндикотт, Робин, Эстер Принн у Го-торна и Фрэнк Каупервуд, Клайд Гриффитс у Драйзера).

Не менее близок Драйзеру был Г. Мелвилл. Герои Мелвилла осуществляли великую задачу экономического прогресса. Своей деятельностью они способствовали процветанию Родины, но в их нравственном мире бизнес был верховным владыкой, которому приносили в жертву всё, не исключая человеческой жизни. В героях Мелвилла, целеустремленных, отважных, предприимчивых, безжалостных, можно увидеть прообраз будущих строителей американского промышленного колосса конца XIX века, предвосхищающих героев Драйзера.

Мелвилл никогда прямо не высказывался о проблемах социального устройства общества, однако события, происходившие в Америке его времени, не могли не отразиться в особенностях художественного видения мира автора. В повести «Тайпи» (1846) [12] автор противопоставляет безмятежную жизнь «естественных» людей принципам индустриальной цивилизации на примере конфликта туземцев и миссионеров. Мир Тайпи не знает собственности, денег, тяжкого труда, но это не мешает, а только способствует идиллии их «райского уголка».

Еще отчетливее связь с современностью прослеживается в повести Мелвилла «Мар-ди» (1849), сочетающей в себе реалистическую, очерковую манеру и глубокую символичность и аллегоричность. В течение своего путешествия на бригантине, главный герой произведения, Таджи, посещает ряд островов, в образе которых Мелвилл воплотил свое видение ведущих стран мира. Особое внимание уделено Вивенце (Америке), в которой герой сталкивается с удручающими пороками - рабством, политической демагогией, непрекращающейся оппозицией человека и обезличивающего общества или антигуманной власти и так далее («.unending resistance to any form of.repression, whether by a faceless sodety or a dehumanized politioal power» [1, с. 825].

Интерес Мелвилла к теме классовых противоречий и губительности идейных ценностей, господствовавших в Америке XIX века, оказался созвучным мировосприятию Теодора Драйзера, который также не боялся открыто называть пороки американского общества и обличать преступность буржуазных устоев.

Кроме того, можно взять на себя смелость предположить, что Мелвилла и Драйзера связывало также скептическое отношение к человеческим идеалам своего времени. Согласно мнению исследователя творчества Г. Мелвилла Петровской М.Г. [14], писатель принадлежал к «постгегелевскому поколению» [14, с. 331], особому «потерянному поколению» романтиков, которым было свойственно меланхолическое отчаяние, разочарование в оптимистических мечтаниях о счастливом будущем, свойственных большинству американцев их времени. В сознании Мелвилла уже зарождались сомнения в состоятельности «американской мечты», которой были вдохновлены его соотечественники. Впоследствии его идеи нашли отклик у Драйзера, который на примере своих героев подтвердил трагичность американских идеалов.

Таким образом, американская традиция, воплощенная в творчестве Теодора Драйзера, берет свое начало в идеях Ф. Купера и Г.Д. Торо о пагубном влиянии финансового успеха, прогресса, пропаганды материальных ценностей, возрастающем индивидуализме. В произведениях Н. Готорна, Г. Мелвилла, X. Гарленда Драйзер подмечает мысль о деморализации общества под властью денег и иллюзорности финансового счастья и запечатлевает пороки современного ему общества в образах представителей мира бизнеса.

Литература:

1. American Literature. The Makers and the Making. Book B. 1826-1861. N. Y.: St.Martins Press, 1973. pp. 325-1195.

2. Dreiser T. Dawn. A history of myself. New York: Random House, 1931. 596 p.

3. Main Curents in American Thought. Volume 2. Oklahoma: University of Oklahoma, 1930. 487 p.

4. Matthiessen F.O. Theodore Dreiser. Toronto: Sloane, 1951. 267 p.

5. Гиленсон Б.А. Американская литература конца XIX - начала ХХ веков. Орехово-Зуево: Наука, 1969. 62 с.

6. Гордеева Е. Ю. «Трилогия желания» Т.Драйзера: Дис. ... канд. филолог. наук. - Нижний Новгород, 1996. 244 с.

7. Готорн Н. Блитдейл. Л.: Худож. Литература, 1913. 320 с.

8. Гумерова О. Ф. Художественные модели личности в творчестве Т. Драйзера. Уфа: Башкирский госуд. Университет, 2007. 196 с.

9. Зарубежная литература XIX века. М.: Дрофа, 2003. 464 с.

10. Засурский, Я.Н. Теодор Драйзер: жизнь и творчество. М.: Изд. Моск. Университета, 1977. 319 с.

11. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н.А.Соловьевой. - М.: Высшая школа, 1991. С. 326 - 428.

12. Мелвилл Г. Тайпи. М.: Худож. Литер. 1967. 52 с.

13. Морозкина Е.А. Традиция изображения бессознательного в американской литературе: По, Андерсон, Драйзер // Поэтика русской и зарубежной литературы: Сборник статей. Уфа: Гилем, 1998. 98 с.

14. Петровская М.Г. Творчество Г. Мелвилла 1850-х годов и проблема типологии романтизма. М., 2001. 163 с.

References:

1. American Literature. The Makers and the Making. Book B. 1826-1861. N. Y.: St.Martins Press, 1973. pp. 325-1195.

2. Dreiser T. Dawn. A history of myself. New York: Random House, 1931. 596 p.

3. Main Curents in American Thought. Volume 2. Oklahoma: University of Oklahoma, 1930. 487 p.

4. Matthiessen F.O. Theodore Dreiser. Toronto: Sloane, 1951. 267 p.

5. Gilenson B.A. Amerikanskaya literatura kontsa KhIKh - nachala KhKh vekov. Orekhovo-Zuevo: Nauka, 1969. 62 s.

6. Gordeeva E. Yu. «Trilogiya zhelaniya» T.Draizera: Dis. ... kand. filolog. nauk. - Nizhnii Novgorod, 1996. 244 s.

7. Gotorn N. Blitdeil. L.: Khudozh. Literatura, 1913. 320 s.

8. Gumerova O. F. Khudozhestvennye modeli lichnosti v tvorchestve T. Draizera. Ufa: Bashkirskii gosud. Universitet, 2007. 196 s.

9. Zarubezhnaya literatura XIX veka. M.: Drofa, 2003. 464 s.

10. Zasurskii, Ya.N. Teodor Draizer: zhizn' i tvorchestvo. M.: Izd. Mosk. Universite-ta, 1977. 319 s.

11. Istoriya zarubezhnoi literatury XIX veka / Pod red. N.A.Solov'evoi. - M.: Vysshaya shkola, 1991. S. 326 - 428.

12. Melvill G. Taipi. M.: Khudozh. Liter. 1967. 52 s.

13. Morozkina E.A. Traditsiya izobrazheniya bessoznatel'nogo v amerikanskoi literature: Po, Anderson, Draizer // Poetika russkoi i zarubezhnoi literatury: Sbornik statei. Ufa: Gilem, 1998. 98 s.

14. Petrovskaya M.G. Tvorchestvo G. Melvilla 1850-kh godov i problema tipologii ro-mantizma. M., 2001. 163 s.

— • — Сведения об авторе

Екатерина Михайловна Фомина, преподаватель департамента литературы и межкультурной коммуникации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики (Нижний Новгород, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.