О^ ПОЛИТИКА И ПРАВО ^D
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-3-21-24 NIION: 2018-0076-3/23-151 MOSURED: 77/27-023-2023-3-151
РОМЕНСКИЙ Валерий Валерьевич,
Магистр юриспруденции, аспирант, Московский государственный областной педагогический университет Руководитель дирекции дистанционного привлечения клиентов ООО «УРАЛСИБ Брокер»,
e-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО ГОСУДАРСТВ
Аннотация. В статье затрагивается проблема влияния процессов глобализации на формирование и развитие национального права, на государственный суверенитет, в целом, и на реализацию принципа государственного суверенитета в правовом регулировании общественных отношениях на уровне национальных государств. Процессы глобализации в праве рассматриваются в рамках исторического подхода, как следствие развития международно-правового регулирования отношений между государствами, формирования понимания правового статуса личности, а также раскрывается негативное влияние на процесс развития национального права в связи с тем, что международные стандарты правового регулирования учитывают только традиции права государств условного Запада при игнорировании традиционных ценностей права иных государств. Устанавливается, что борьба с глобализационными процессами в области права возможна только на основе развития национального права с учетом принципов и норм международно-правового характера.
Ключевые слова: глобализация, глобализация в праве, международное право, национальное право, государственный суверенитет
Annotation. The article touches upon the problem of the influence of globalization processes on the formation and development of national law, on state sovereignty in general, and on the implementation of the principle of state sovereignty in the legal regulation of public relations at the level of national states. The processes of globalization in law are considered within the framework of a historical approach, as a consequence of the development of international legal regulation of relations between states, the formation of an understanding of the legal status of an individual, and also reveals the negative impact on the development of national law due to the fact that international standards of legal regulation take into account only the traditions of the law of the states of the conditional West while ignoring the traditional values of the law of others states. It is established that the fight against globalization processes in the field of law is possible only on the basis of the development of national law, taking into account the principles and norms of an international legal nature.
Key words: globalization, globalization in law, international law, national law, State sovereignty
Процессы глобализации социально-эко- века, объективно должны были распространиться номических отношений, ставшие и на развитии правового регулирования. Анализ реальностью во второй половине ХХ глобализационных процессов в праве всегда свя-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
ROMENSKY Valéry Valerievich,
Master of Laws, PhD student, Moscow State Regional Pedagogical University Head of Remote Client Acquisition Directorate OOO URALSIB Broker
IMPACT OF GLOBALIZATION PROCESSES ON NATIONAL LAW
OF STATES
зан с оценкой соотношения международного и национального права, с оценкой воздействия международного права на государственный суверенитет, что порождает споры о сущности этих правовых явлений, вызывает споры сторонников противоположных и даже близких по своему содержанию точек зрения относительно понимания неизбежности, направленности и взаимовлияния идей суверенности правового регулирования и необходимости учета в национальных нормативных установлениях норм и институтов международного права.
Говоря о степени изученности проблематики рассматриваемой темы, следует отметить, что, несмотря на достаточно большое число исследований по вопросам изучения процессов глобализации в праве, проблемы зависимости национального права от права международного, унификации правовых установлений остаются актуальными [3, с. 3] в связи с политическими, социально-экономическими изменениями, происходящие в мире, особенно в последние несколько лет, что формирует новые вызовы для правящих элит, ставит их перед выбором пути развития национального права, а право, в свою очередь, становится инструментом, посредством применения которого национальное государство либо в полной мере признает общемировые тенденции развития общественных отношений, либо ограничивает их влияние на национальную экономику, общественные отношения, на саму систему правовых установлений. Начались процессы глобализации в правовом регулировании с появлением международных организаций, основной задачей деятельности которых было создание механизмов предотвращения глобальных войн и локальных военных конфликтов между странами и группами государств, прежде всего, на основе формирования актов международного права, признание которых и распространение норм, содержащихся в таких актах, на национальное право государствами -участниками таких межгосударственных объединений.
Если говорить о европейском праве, то такими первыми международными стандартами стали стандарты права войны и права мира [5, с. 20]. В современном мире первыми такими международными институтами стали, например, Международная организация труда и Лига Наций. МОТ уже на рубеже XIX - ХХ веков разрабатывала и вводила в оборот международные стандарты регулирования трудовых и социальных отношений, Создание Лиги Наций стало первой попыткой формирования институтов, сдерживающих страны-агрессоры в их стремлении к развязыванию новых войн, поскольку людские и материальные потери Первой мировой войны заставили евро-
пейские страны впервые задуматься о необратимых последствиях ведения боевых действий современным оружием [5, с. 21]. Лига Наций, как первое такое межгосударственное объединение, с этой задачей не справилась, процессы глобализации в праве начались с создания ООН, основные правовые идеи наиболее значимых актов которой стали международно-правовыми принципами, включаемыми в конституционно-правовые акты государств - участников организации. Среди совокупности таких актов особое место занимают Всеобщая декларация прав человека, принятая третьей сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года в форме резолюции № 217 А, и так называемый Международный билль о правах человека, состоящий из принятых в 1966 году и вступивших в силу через десять лет после принятия Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах и дополняющий его Факультативный протокол.
Государство, принявшее и распространившее на свое право действие указанных международно-правовых актов ООН, обязано не только декларировать, но и создать систему государственных гарантий соблюдения и реализации данных норм права, в полной мере распространить действие международно-правовых норм на соей территории вне зависимости от того, к какому типу права, к какой правовой семье традиционно относится национальное право.
В связи с тем, что современное международное право исторически сложилось под влиянием права западных стран, правовые установления, характерные для стран традиционного права, права стран исламского мира в нем игнорируются, а страны, право которых изначально не принимало правовых ценностей стран условного Запада, вынуждены выстраивать собственные модели правового регулирования, сочетающие принципы международного права и своего национального или традиционного права. Прежде всего это касается понимания правового статуса личности.
В современном мире, особенно в странах, где сильны традиции европейского права, понимание роли международно-правовых стандартов в обеспечении конституционно-правового статуса человека и гражданина состоит в признании их растущей роли вне зависимости от того, зафиксированы нормы международного права в национальном законодательстве или нет [1, с.27].
В большинстве стран Азии и Африки, особенно в тех странах, где в основе системы правового регулирования лежат нормы религиозно-правового, а также традиционного характера, в конституциях или законах, которые можно признать
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
нормативными актами конституционно-правового характера, зачастую присутствуют только нормы, которые имеют целью признание действия на территории данного государства актов международного права, но прямо не указывается совокупность прав и свобод, формирующих конституционно-правовой статус человека и гражданина, что зачастую рассматривается как простая декларация, необходимая для участия государства в ООН и для работы в его структурах [6, с. 158].
Следует отметить, что в условиях развития индустриального, постиндустриального и современного информационного общества расширилась практика осуществления регулятивных функций государства, что привело к необходимости определения средств и способов правового регулирования максимально большого числа общественных отношений, а в рамках понимания правового статуса личности, как отмечает Р.М. Валеев, в полном соответствии с общим пониманием необходимости расширения полномочий международно-правовых институтов именно в плане усиления их роли в развитии системы защиты основополагающих прав и свобод человека и гражданина [4, с. 361].
В процессе борьбы с вызовами глобального мира мы можем сталкиваться и с идеями такой всеобъемлющей глобализации права, которые могут подорвать основы суверенитета национального права. Одной из таких идей является идея формирования отраслевого законодательства исключительно на основе международно-правовых стандартов. В качестве примера можно назвать концепцию глобального административного права, которая, по мнению ее сторонников, призвана объединить регулятивный потенциал, накопленный субъектами международного и национального права, а также негосударственными наднациональными организациями для решения глобальных проблем современного мира [7, с. 6]. В итоге принятие решений как внутри стран, так и на международном уровне должно осуществляться на основе прозрачности, законности, подотчетности, необходимости консультаций и прочих принципов. Это положительный аспект проекта. Но при этом высказываются и опасения, что излишняя юридизация приведет к умалению демократического плюрализма на наднациональном уровне. Вместо этого гражданам предложат институты, основанные на политике процедуры, борьбы за полномочия по определению юрисдикции: вопрос будет состоять не в том, стоит ли обеспечивать баланс интересов, а в том, кто в конечном итоге окажется правомочен на определение этого баланса.
Помимо глобализационных процессов в праве, вызванных необходимостью следования
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
национального права требованиям и принципам международного права, существуют и процессы унификации права, которые также ставят национальное право в зависимость от неких комплексов правовых установлений и принципов правового регулирования, которые приобретают ценностный характер для групп государств, объединяющихся по территориальному, политическому принципам. принципам организации общества по комплексам общих для этих групп государств ценностных установок. Примером такого унифицированного подхода к развитию национального права являются страны Европейского Союза, право которых находится не только под влиянием принципов правового регулирования международно-правового характера, но и под влиянием процессов унификации национального права на основе «общеевропейских ценностей» как некоего комплекса идей, отграничивающих объединенное европейское сообщество от иных межнациональных объединении и государственно организованных обществ.
По своей сущности эти ценности следует относить к идеям либерального и неолиберального характера, которые полностью меняют представления о демократии как правового режима, построенного на свободных выборах с целью выявления мнения большинства, о правовом статусе личности, совокупности ее прав и свобод, соотношения свободы личности и интересов государства и общества и т.д., представления о национальных социальных ценностях, что даже в обществах западного мира воспринимается как социальные ценности далеко не всеми, а в глобальном мире часто и отторгаются.
Несмотря на процесс унификации права, характерный для европейских стран, нельзя говорить о нем, как о процессе завершенном, поскольку национальные модели правового регулирования продолжают свое существование, а в некоторых странах ЕС растет сопротивление полному принятию унифицированных правовых моделей, как, например, в Польше.
Любое воздействие на национальное право извне можно рассматривать как умаление государственного суверенитета в области формирования национальной модели правового регулирования, однако в настоящее время сильна иная точка зрения: глобализация в праве рассматривается как явление положительного свойства, позволяющее развиваться национальному законодательству [2, с. 413].
Подводя итог, можно сделать вывод, что значимость процессов глобализации в праве не следует оценивать однозначно. С одной стороны, действительно, глобализация в праве ведет к умалению значимости традиций правового регулиро-
вания в национальных государствах, но, с другой стороны, международно-правовые принципы, нормы и институты права создают условия для развития понимания единства интересов различных по ценностным установкам, правовым традициям, направленности правового регулирования между странами. Любое неправовое воздействие на общественные отношения, пусть даже и с лучшими побуждениями, не достигнет необходимого результата, так как одно негативное явление будет вытесняться другим. В связи с этим, можно с уверенностью говорить о том, что для успешной борьбы с проблемами глобального характера одной силы мало, необходимо, чтобы субъекты, вовлеченные в процессы, имеющие негативный характер и создающие последствия негативного свойства, объективно воспринимали силу правовых установлений и уступали силе права, как это происходит, например, в рамках реализации механизма «принуждения к миру», который активно применяет в последнее время Россия. Это касается и противодействия глобализацион-ным процессам в праве, поскольку их влиянию на национальное право можно противопоставить только такие нормативные препятствия, которые не противоречили бы нормам международного права.
Список литературы:
[1] Адмиралова И.А. Международно-правовые стандарты обеспечения прав и свобод граждан и деятельность полиции // Российская юстиция. 2017. № 4. С. 27 - 30.
[2] Глазатова Т.С. Влияние процессов глобализации на развитие права в современном мире // Вестник ТГУ. 2009. № 11. С. 412 - 416.
[3] Макогон Б.В. Процессы глобализации в современном праве: Автореф. ...канд. юрид. наук. М., 2007. 26 с.
[4] Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / А.Х. Абаши-
дзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров и др.; под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2011. 830 с.
[5] Международное право. Общая часть: учебник / Г.Я. Бакирова, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2011. 543 с.
[6] Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов. 17-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2013. 520 с.
[7] Побежимова Н.И., Шерстобоев О.Н. Административное право и международное право: нетипичные правовые конструкции // Административное право и процесс. 2016. № 10. С. 5 - 8.
Spisok literatury:
[1] Admiralova I.A. Mezhdunarodno-pravovye standarty obespecheniya prav i svobod grazhdan i deyatel'nost' policii // Rossijskaya yusticiya. 2017. № 4. S. 27 - 30.
[2] Glazatova T.S. Vliyanie processov glo-balizacii na razvitie prava v sovremennom mire // Vestnik TGU. 2009. № 11. S. 412 - 416.
[3] Makogon B.V. Processy globalizacii v sovre-mennom prave: Avtoref. ...kand. yurid. nauk. M., 2007. 26 s.
[4] Mezhdunarodnaya i vnutrigosudarstven-naya zashchita prav cheloveka: uchebnik / A.H. Abashidze, Z.G. Aliev, K.F. Amirov i dr.; pod red. R.M. Valeeva. M.: Statut, 2011. 830 s.
[5] Mezhdunarodnoe pravo. Obshchaya chast': uchebnik / G.YA. Bakirova, P.N. Biryukov, R.M. Valeev i dr.; otv. red. R.M. Valeev, G.I. Kurdyukov. M.: Statut, 2011. 543 s.
[6] Mishin A.A. Konstitucionnoe (gosudarstven-noe) pravo zarubezhnyh stran: uchebnik dlya vuzov. 17-e izd., ispr. i dop. M.: Statut, 2013. 520 s.
[7] Pobezhimova N.I., SHerstoboev O.N. Administrativnoe pravo i mezhdunarodnoe pravo: netipichnye pravovye konstrukcii // Administrativnoe pravo i process. 2016. № 10. S. 5 - 8.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023