7.6. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
РахмонДилшод Сафарбек, канд. юрид. наук, доцент. Должность: декан. Место работы: Таджикский национальный университет. Подразделение: юридический факультет. E-mail: [email protected]
Аннотация: Актуальность исследования, которое посвящено некоторым вопросам защиты государственного суверенитета в условиях глобализации обусловлена тем, что суверенитет государства подвергается влиянию глобализационных процессов. Государственный суверенитет является основой конституционного строя любого государства. Следовательно, защита суверенитета является основной задачей любого государства при любых условиях, в частности в условиях глобализации. Глобализация как неотъемлемая часть мирового развития, имеет свои положительные и отрицательные моменты, в частности она способствует упрочению связей между государствами, активизации деятельности международных и негосударственных организаций, международных корпораций. С другой стороны глобализация приводит к трансформации идеологической независимости государства, забвению национальных ценностей правовой культуры, оказывает негативное влияние на правовой менталитет народа. Исходя из этого, в эпоху глобализации необходимо своевременно выявлять и устранять условия и факторы, влияющие на суверенитет государства. В решении данной проблемы значимыми являются следующие правовые меры: а) право на самооборону; б) добровольное вхождение в международные объединения и выход из таких объединений; в) ратификация и денонсация международных соглашений; г) применение санкций в отношении тех, которые нарушает национальные законы; д) обеспечение режима таможенной и государственной границы; е) применение силы и средств специальных институтов.
Ключевые слова: национальные интересы, национальная безопасность, глобализация, международное сотрудничество, коррупция, терроризм, экстремизм.
TOPICAL ISSUES OF PROTECTION OF STATE
SOVEREIGNTY IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION
Rahmon Dilshod Safarbek, PhD at Law, Associate professor. Position: Dean. Place of employment: Tajik national University. Department: Law faculty. E-mail: [email protected]
Annotation: The relevance of the research topic, which is devoted to some issues of protecting state sovereignty under globalization, is due to the fact that state sovereignty is influenced by globalization processes. State sovereignty is the basis of the constitutional system of any state. Therefore, the protection of sovereignty is the main task of any state under any conditions, in particular in the context of globalization. Globalization as an integral part of world development has its positive and negative aspects, in particular, it contributes to the strengthening of ties between states, the revitalization of international and nongovernmental organizations, international corporations. On the other hand, globalization leads to a transformation of the ideological independence of the state, oblivion of the national values of the legal culture, and has a negative
impact on the legal mentality of the people. Based on this, in the era of globalization, it is necessary to timely identify and eliminate the conditions and factors affecting the sovereignty of the state. The following legal measures are significant in solving this problem: a) the right to self-defense; b) voluntary entry into international associations and withdrawal from such associations; c) ratification and denunciation of international agreements; d) the application of sanctions against those that violate national laws; e) ensuring the regime of customs and state borders; f) the use of force and means of special institutions. Keywords: national interests, national security, globalization, international cooperation, corruption, terrorism, extremism.
Государственный суверенитет является историческим достижением народа Таджикистана. Поэтому защита государственной независимости, упрочение основ государственного суверенитета, территориальной целостности государства является задачей государства, гражданского общества, а также каждого гражданина Республики Таджикистан.
Глобализация оказывает существенное влияние на все стороны и сферы государственной и общественной жизни, включая государственный суверенитет, являющийся ключевой категорией юриспруденции, в частности, теории государства и права.
Ныне глобализация способствует упрочению связей между государствами, активизации деятельности международных и негосударственных организаций, международных корпораций. Суверенитет государства также подвергается влиянию глобализационных процессов. Благодаря обретению независимости Республика Таджикистан самостоятельно определяет внутреннюю и внешнюю политику. Республика Таджикистан как субъект международного права самостоятельно налаживает сотрудничество с иностранными государствами, устанавливает с ними дипломатические и консульские отношения, является полноправным членом ООН, ОБСЕ, Организации Исламская организация и иных международных организаций. Таджикистан выступает с инициативами с трибуны многих авторитетных международных организаций, которые получают всемирную поддержку. Республика Таджикистан в сфере международных отношений ваяла на себя ряд обязательств. В соответствии со ст. 11 Конституции: «Таджикистан, осуществляя миролюбивую политику, уважает суверенитет и независимость других государств, определяет свою внешнюю политику на основе международных норм».
На независимость Республики Таджикистан влияет ряд обстоятельств. Республика Таджикистан, будучи членом ряда авторитетных международных организаций, обладает соответствующими правами и обязательствами. Эти обязательства, вытекающие из членства в международных организациях, не ограничивают суверенитет республики и интересы народа. При этом необходимо исходить из национальных интересов. Как утверждает А. Имомов, нельзя заключать несправедливые международные соглашения. Быть привязанными к интересам сверхдержав1.
В условиях глобализации и решения глобальных проблем человечества государство не может развиваться вне системы международных отношений. В решении проблем внутренней и внешней политики, при-
1 Имомов А.И. Конституционное право Республики Таджикистан (на тадж. яз.) - Душанбе, 2012. С. 272.
обретающих глобальный или региональный характер, участвуют соответствующие международные и региональные организации. В условиях осложнения международных отношений используются различные средства и способ решения глобальных проблем. Международные организации исполняют роль посредника в решении многих проблем международных отношений.
По мнению ряда авторов, в условиях усиления гло-бализационных процессов ряд вопросов, которые ранее составляли внутреннее дело государства, приобретают международный уровень, решаются совместно с международными институтами, а принцип международного права по невмешательству во внутренние дела государств теряет свои смысл2.
Ряд авторов утверждает, что стремление ряда государств по созданию объединений и организаций, создание ряда межгосударственных объединений государств по управлению и регулированию глобальных экономических, политических и иных проблем привели к утрате суверенитетом государств ряда его существенных свойств3.
Как утверждает Л.С. Явич, ныне ограничивается участие государств в решении внутренних проблем на фоне их решения с участием международных организаций, в результате чего постепенно суверенитет государств переходит к международным организациям. Суверенитет государств хотя и не прекращается, но существенно ограничивается международными организациями4.
В ходе глобализации возникли проблемы, которые могут быть решены при участии многих стран. Соответственно усложняется участие государства в решении данных проблем. М.Н. Осьмова полагает, что трансформация государства и права приводит к ряду проблем перед национальным государством. Государство является не жертвой, а инженером данного процесса5.
Глобализационные процессы в различной степени влияют на суверенитет государств. В связи с этим многие авторы убеждены, что исследование проблемы государственного суверенитета имеет не только политические, но и экономическое, идеологическое, правовое значение6.
Политический суверенитет подразумевает возможность народа и органов власти самостоятельно, без вмешательства принимать решения в сфере внутренней и внешней политики, учитывающие интересы народа и государства в конкретных случаях с целью упрочения геополитического положения государства. Глобализационные процессы направлены на подчинение национальных правовых систем западным стандартам, проведение либеральной правовой политики.
Экономический суверенитет государства зависит от экономических возможностей страны, роста экономического развития. При этом принятие экономических решений в сфере межгосударственных отношений за-
2 Кузьмин Э. Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. 2006.№3. С. 94.
3 Гринин Л.Е. Что происходит с суверенитетом в век глобализации? // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2007. № 1 (8). С. 25.
4 Явич Л.С. О философии права на XXI век // Правоведение.
2000. № 4. С. 22.
5 Глобализация мирового хозяйства и эволюция экономической роли государства / Под. Ред. МБ. Кулакова, М.Н Осьмовой. М.,
2001. С. 5.
6 Смирнов C.B. Суверенитет современного государства в усло-
виях глобализации: вопрос теории и практики. Ульяновск, 2011.
С.108.
висит от внешних условий. По мнению ряда авторов, ныне на экономическую сферу влияют следующие глобализационные процессы и условия: упрочение позиций транснациональных компаний, которые приводят к ослаблению роли государства в экономической сфере; отсутствие рычагов управления глобализаци-онными процессами в мировой экономике; расширение пределов и масштабов мировой торговли, что не соответствует экономическим интересам государств; преобладание интересов мирового капитала, что негативно влияет на развитие национальной экономики и ДР.7.
По мнению ряда авторов, влияние глобализацион-ных процессов на экономический суверенитет и внедрение либерально-рыночных механизмов организации экономики приводит к усугублению неравенства граждан, расслоению общества8.
Т.С. Мелешкина утверждает, что правовой суверенитет государства подразумевает самостоятельность национальной правовой системы, обеспечение единого правового пространства государства, соответствующее решение вопроса о соотношении внутригосударственного права и актов международного права. Правовой суверенитет создает правовые основы для политической самостоятельности и независимости го-сударства9.
По мнению ряда авторов, на фоне развития мирового правового пространства создаются условия для вмешательства в национальные правовые системы и внедрения в них политико-правового менталитета Запада. Более того, соотношение внутригосударственного и международного права решается таким образом, что право международное поглощает внутригосударственное право10.
Глобализационные процессы влияют также на идеологическую самостоятельность государства, которая предполагает самостоятельное развитие общественной и государственной жизни. Глобализация приводит к трансформации идеологической независимости государства, забвению национальных ценностей правовой культуры, оказывает негативное влияние на правовой менталитет народа.
На наш взгляд, упрочение государственного суверенитета зависит от двух факторов: экономический рост и социально-политическая консолидация внутри страны. В Республике Таджикистан необходимо осуществлять, сбалансированную, разумную правовую политику с учетом оценки влияния глобализации, ее негативных и позитивных сторон. Правовая политика Республики Таджикистан призвана защищать национальные интересы, ценности исторического и культурного наследия.
Можно с уверенностью констатировать, что современный мир ныне вступил в новую фазу развития и государство призвано уделить внимание решению следующих задач:
- правовая политика должна осуществляться с учетом перспектив правового развития;
- устойчивое и динамичное развитие экономики;
- разработка государственной концепции защиты национальной экономики и экономического роста;
7 Перская В. В. Глобализация и государство. М., 2007. С.20.
8 Глобализация мирового хозяйства и эволюция экономической роли государства / Под. Ред. М.В. Кулакова, М.Н Осьмовой. М, 2001. С. 5.
9 Мелешкина Т.С. Политико-правовые механизмы защиты суверенитета Российского государства: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008. С.78
10 Смирнов C.B. Указ. соч. С. 145.
- защита национальных культурных ценностей;
- легитимация норм и принципов по защите национальной культуры от влияния либеральных ценностей.
В процессе глобализации наряду с факторами, способствующими кризису национальных суверенных государств, формируются иные условия и факторы, ранее неизвестные для государственно-правовой практики. Необходимо остановиться на ряде значимых их указанных факторов.
Во-первых, как отмечают авторы, в эпоху глобализации на международном уровне и внутри государств возникают силы, влияющие их суверенитету11. К ним можно отнести международные организации (ООН, МВФ, Всемирный банк и др.), региональные организации (Лига арабских государств, Африканский Союз и др.), транснациональные компании («Тайота», «Мицубиси», «Дженерал моторе»), международные медиахолдинги («Би-би-си», «Ап-Джазира», «Си-Эн-Эн»), террористические и экстремистские организации («Апь-Каида», «Талибан», «Хизбуллах») и благотворительные международные фонды («Фонд защиты дикой природы», «Гринпис»). Данные организации оказывают существенное влияние на суверенные государства. Они не в состоянии оказывать об-
12
ратное влияние на данные организации12.
По мнению ряда авторов, транснациональные организации оказывают негативное влияние на деятельность суверенных государств. Экономическое управление со стороны суверенных государств
13
происходит с их участием13.
Во-вторых, в условиях глобализации неправмерные действия государств в политической сфере угрожает суверенитету национальных государств. Примером может послужить применение военной силы со стороны сверхдержав против независимости и территориальной целостности суверенных государств. Их целью является осуществление государственного переворота посредством небольших революционных сил, поддерживаемых и финансируемых определенными государствами и неправительственными информационны-
14
ми агентствами14.
Могут проявляться также иные формы неправомерной деятельности, угрожающие суверенитету государств. Они связаны с деятельностью частных военных формирований, преследующие собственные интересы посредством создания частных военных организаций15. После окончания «холодной войны» на фоне сокращения численности вооруженных сил освободившиеся военнослужащие начали пополнять частные военные компании, которые в ряде случаев действуют на основе контрактов с государственными структурами. Они активно функционируют в США16.
Подобные частные военные компании сотрудничают с соответствующими ведомствами, а также с собственными государствами. Они решают задачи, свойственные задачам государства, реализуют сомнительные поручения посредством незаконных методов. Они
11 Смирнов C.B. Указ. соч. С. 156.
12 Евстигнеев В. Финансовая глобализация — явление и методологический инструмент // Мировая экономика и международные отношения. 2001. N3. С.75.
13 Фитуни Л.Л. Роль теневого международного движения капитала в условиях глобализации // Восток. Афро-азиатские сообщества: история и современность. 2000. N3. С.89-90.
14 Бжезинский 3. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М., 2005., С. 195.
15 Смирнов C.B. Указ. соч. С. 138.
16 Панарин И.Н. Информационная война и геополитика. М.: Поколение, 2006. С.6.
осуществляли свою деятельность в Югославии, ныне функционируют в Ираке, Афганистане, на Украине. Их деятельность по причине совершения ими ряда незаконных действий запрещена на территории Афгани-
17
стана1'.
В-третьих, среди факторов, объективно подрывающих суверенитет государств, наглядно проявляется нигилистическая идеология, пополняющая концепцию государственного суверенитета. Суверенитет как идея, ценность, принцип, атрибут государства отвергается рядом авторов на научном18 и идеологическом уровне,
19
рассматривается как «отмирающая категория»19, преграда на пути объединения государств в рамках мирового сообщества, развития всей человеческой цивилизации.
Ныне наблюдается рост концепции нигилизма суверенитета. Подобные концепции можно сгруппировать следующим образом.
Первую группу составляют теории, отвергающие суверенитет как неотъемлемое свойство государства. Согласно данной теории в современном мире отдельные государства не способны решить проблемы пандемии, ухудшения экологического состояния, международного терроризма и др., в связи с чем, многие
свои полномочия возлагают на плечи международных
- 20
и региональных организации20.
Вторую группу составляют идеи «мирового государства» и «всемирной федерации»21, выступающие как единственное средство предохранения от кризиса национальных государств, объединения в мировых масштабах экономических ресурсов. Идеи «мирового правительства» не являются новыми. Еще в 70-х гг. прошлого века Г.И. Тункин отмечал, что «мировое государство является абстрактным, далеким от реальности проектом и преподносится в международно-
правовой науке как передовая политико-правовая
22
идея»22.
В-четвертых, концепция «гуманитарной интервенции», в соответствии с которым гуманитарная катастрофа не может быть внутренним делом государства и мировое сообщество не только вправе, но и обязано решать гуманитарные проблемы, в частности, в сфере защиты прав человека. По мнению ряда авторов, вторжение в сферу суверенитета государства в случае гражданских войн и внешних конфликтов возможно лишь в рамках международного права и с согласия Совета Безопасности ООН23. Гуманитарная интервенция без согласия Совета Безопасности ООН означает вмешательство в сферу суверенитета государства, попрание норм международного права, влекущее негативные последствия. В качестве примера многие ав-
17 В Афганистане запретили деятельность ряда частных охранных фирм. Кобул.2017. С.12.
18 Явич Л.С. О философии права на XXI век // Правоведение. 2000. N4. С. 12.
19 Коллонтай В.О. О неолиберальной модели глобализации // Международная экономика и международные отношения. 1999. N10. С.4.
20 Ушаков H.A. Суверенитет в современном международном праве. М.: Изд-во Института международных отношений, 1963. С.216.
21 Денисов А.И. Империалистическая идея «всемирного правительства» и «европейской федерации» и ее реакционная роль // Вестник Моек. Ун-та. Сер. Общественные науки. 1949.
22 Тункин Г.И. Теория международного права / Под общ. ред. Л.Н. Шестакова. М.: Зерцало, 2000. С.325.
23 Кузьмин Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. 2006. N3. С.90.
торы ссылаются на бомбардировку Сербии странами НАТО в 1999 г.24.
В-пятых, в современном мире более актуальным становится проблема миграции населения. Она существовала с момента существования человечества. Однако развитие скоростного транспорта в последние десятилетия усилило миграцию населения. Помимо того, данная проблема получает остроту на фоне миграции дешевой рабочей силы из отсталых и развивающихся стран в экономические процветающие страны. Это, в свою очередь, оценивается как фактор, угрожающий суверенитету государства.
Шестое. Терроризм является фактором, непосредственно угрожающим суверенитету государств. Терроризм существовал и ранее. Однако глобализация создала новые возможности для масштабности террористических действий и соответственно повысила ее угрозу всем государствам. Террористические организации начали пользоваться плодами глобализации, что подтверждается следующими примерами: использование Интернета в целях пропаганды терроризма и расширения социальной основы; использование международной банковской системы для финансирования терроризма; использование международной транспортной коммуникации для переброски сил и средств и т.д. Современные информационные и коммуникационные технологии используются террористическими организациями для массового распространения произошедших террористических актов, нагнетания страха и т.д.
Поэтому борьба с терроризмом является обязанностью каждого государства и всего мирового сообщества. В Глобальной контртеррористической стратегии ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2006 г. терроризм оценивается как серьезная угроза международному миру и безопасности25.
В юридической литературе существуют две противоположные концепции относительно влияния глобализации на суверенитет государств. Сторонники одной из них полагают, что глобализация стирает границы государств и угрожает их суверенитету. Представители другой концепции, напротив, уверены, что расшатать суверенитет государства невозможно, поскольку сам факт наличия суверенных государств является объективной закономерностью26.
Концепция уязвимости суверенитета государства в основном используется в западной юридической и политологической литературе. Она начала распространяться после Римского Клуба (60-70-е гг.). Сценарий мирового развития подразумевает ослабление суверенитета государств, в частности, их прав, размывание их границ, упрочение позиций межгосударственных организаций. Один из идеологов глобализации Дж. Сорос сожалеет, что рынок становится глобальным, однако «политика, как и прежде, опирается на
27
идею национального суверенного государства»2'.
24 Михалев П. Косово провозгласило независимость. Что думают в Западной Европе? // Эхо планеты. 2008. N8. С. 18-19; Моисеев A.A. Косовский прецедент и система международного права // Международная жизнь. 2008. N5. С.88; Моисеев Е.Г. Проблема Косово и международное право // Право и государство: теория и практика. 2008. N4. С.85.
25 Глобальная контртеррористическая стратегия ООН от 08.09.2006 г. (принята Резолюцией). 60/288 Генеральной Ассамблеи ООН) // Официальный веб-сайт ООН на русском языке.
26 Смирнов C.B. Указ. соч. С. 127.
27 Цит. по: Янков В. В. Глобализация в сфера публичного права:
теоретико-методологический анализ. Ростов-на-Дону - 2009.
С.110.
Американский исследователь П. Мише полагает, что мировой правопорядок, основанный на плюрализме суверенитета национальных государств, создает преграды человечеству. По его мнению, развивающийся глобализм способствует экономическим связям между государствами, при этом снижается роль государства в мире, которые сменяют силы глобального рынка в лице транснациональных корпораций и банков. Это создает минимальные ограничения для деятельности государств, а международный порядок, создаваемый данными силами, создает условия для перехода от системы региональных суверенных государств в единое мировое общество28.
Таким образом, всегда существует вероятность негативного влияния глобализации на суверенитет государства. В связи с этим перед Республикой Таджикистан стоят задачи по упрочению государственного суверенитета. Государственный суверенитет является основой конституционного строя любого государства. Как подчеркивает Э.Л. Кузьмин, в любом случае глобализация, отражая развитие взаимозависимых связей в экономической, экологической иных сферах, создает угрозу ослабления суверенитета и зависимости внутригосударственного права от международного
29
права29.
По мнению М.Н. Марченко, развитие национального государства и его правовой системы происходит под влиянием глобализации30. В связи с этим изучение влияния глобализации на суверенитет государства выступает актуальным объектом теории государства и права. В Республике Таджикистан созданы необходимые правовые условия для защиты государственного суверенитета с первых дней государственной независимости.
В эпоху глобализации необходимо своевременно выявлять и устранять условия и факторы, влияющие на суверенитет государства. По мнению ряда авторов, в решении данной проблемы значимыми являются следующие правовые меры: а) право на самооборону; б) добровольное вхождение в международные объединения и выход из таких объединений; в) ратификация и денонсация международных соглашений; г) применение санкций в отношении тех, которые нарушает национальные законы; д) обеспечение режима таможенной и государственной границы; е) применение силы и средств специальных институтов.
Список литературы:
1. Глобализация мирового хозяйства и эволюция экономической роли государства / Под. Ред. М.В. Кулакова, М.Н Осьмовой. М, 2001.
2. Гринин Л.Е. Что происходит с суверенитетом в век глобализации? // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2007. № 1 (8).
3. Денисов А.И. Империалистическая идея «всемирного правительства» и «европейской федерации» и ее реакционная роль // Вестник Моек. Ун-та. Сер. Общественные науки. 1949.
28 Кузьмин Э.Л. Мировое государство: иллюзии и реальность? Критика буржуазных концепций суверенитета. М.: Международные отношения, 1969. С.120.
29 Кузьмин Э.Л. Указ. соч. С. 54.
30 Марченко М.Н. Глобализация и ее воздействие на современное национальное государство (методологический аспект) // Теоретико-методологические проблемы права. М.: Зерцало, М, 2007, Вып. 2. С. 79.
4. Евстигнеев В. Финансовая глобализация — явление и методологический инструмент // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 3.
5. Имомов А.И. Конституционное право Республики Таджикистан (на тадж. яз.) - Душанбе, 2012
6. Коллонтай В.О. О неолиберальной модели глобализации // Международная экономика и международные отношения. 1999. № 10.
7. Кузьмин Э. Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. 2006. № 3.
8. Кузьмин Э.Л. Мировое государство: иллюзии и реальность? Критика буржуазных концепций суверенитета. М.: Международные отношения, 1969.
9. Кузьмин Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. 2006. № 3.
10. Марченко М.Н. Глобализация и ее воздействие на современное национальное государство (методологический аспект) // Теоретико-методологические проблемы права. М.: Зерцало, М, 2007, Вып. 2
11. Мелешкина Т.С. Политико-правовые механизмы защиты суверенитета Российского государства: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008.
12. Михалев П. Косово провозгласило независимость. Что думают в Западной Европе? // Эхо планеты. 2008. № 8.
13. Моисеев Е.Г. Проблема Косово и международное право // Право и государство: теория и практика. 2008. № 4.
14. Панарин И.Н. Информационная война и геополитика. М.: Поколение, 2006.
15. Перская В.В. Глобализация и государство. М., 2007.
16. Смирнов C.B. Суверенитет современного государства в условиях глобализации: вопрос теории и практики. Ульяновск, 2011.
17. Тункин Г.И. Теория международного права / Под общ. ред. Л.Н. Шестакова. М.: Зерцало, 2000.
18. Ушаков H.A. Суверенитет в современном международном праве. М.: Изд-во Института международных отношений, 1963.
19. Фитуни Л.Л. Роль теневого международного движения капитала в условиях глобализации // Восток. Афро-азиатские сообщества: история и современность. 2000. № 3.
20. Явич Л.С., О философии права на XXI век.//Правоведение.2000.№ 4.
Рецензия
На научную статью Рахмона Д.С. декана юридического факультета Таджикского национального университета, кандидата юридических наук, доцента на тему «Актуальные вопросы защиты государственного суверенитета в условиях глобализации»
Представленная на рецензирование статья Рахмона Дилшода Сафарбека «Актуальные вопросы защиты государственного суверенитета в условиях глобализации» написана на современную и актуальную тему и вызывает научный интерес. Понятия «суверенитет» и «глобализация» являются системообразующими категориями в конституционном и международном праве. Изучение данных категорий, через призму взаимного влияния в современных мировых условиях представляет самостоятельное направление в отечественной науке.
Как известно категория «суверенитет» распространяется на все сферы жизнедеятельности государства, общества и личности - политические, экономические, социальные и духовные отношения. Наличие суверенитета позволяет обеспечивать автономную среду в рамках которой функционирует государство, существует и развивается человек и общество, т.е. именно «суверенитет» позволяет государству осуществлять независимую политическую и экономическую деятельность, а человеку и обществу определять свое мировоззрение опираясь на свои знания, навыки, опыт, традиции, обычаи и т.д. Именно сохранение данного содержательного наполнения понятия «суверенитет» в современном мире приобретает все большее значение. Процессы глобализации, которые охватывают рамки политической и экономической интеграции все больше стирают границы национальной и государственной самоидентификации. Мировая политическая и экономическая система превращается в совокупность мощных систем, активно взаимодействующих друг с другом. Сегодняшнее усиление межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие политические и экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые политико-экономические задачи. Действительно реалии современного мира таковы, что ни одно государство в мире на сегодняшний день не может существовать вне рамок интеграционных процессов. Данные процессы способствуют развитию экономики государств, повышению научного и образовательного потенциала, защите прав и свобод человека и гражданина. Но наряду с положительными аспектами глобализационных и интеграционных процессов существуют и негативные аспекты данных процессов, в частности, искажение национальной самобытности и самоидентификации.
Именно на указанные аспекты обращает внимание в своей статье автор. На основе изучения широкого круга научных концепций и доктрин, автор выделяет положительные и отрицательные аспекты влияния глобализации на суверенитет государства. В частности, заслуживает внимания позиция автора относительно, того, что негативный эффект от глобализационых процессов в первую очередь связан с различным уровнем экономического развития государств. Это обусловлено тем, что большинство государств отстаёт в экономических и финансовых сферах от глобализационных лидеров, возглавляющих международные союзы и организации, которые располагают властью, капиталом и ресурсами превышающими государственные. По данному вопросу автор полагает, что экономический суверенитет государства зависит от экономических воз-
можностей станы, роста экономического развития. При этом принятие экономических решений в сфере межгосударственных отношений зависит от внешних условий. Не вызывает никаких сомнений мнения автора о том, что упрочение государственного суверенитета зависит от двух факторов: экономического роста и социально-политической
консолидации внутри страны.
Таким образом, научная статья Рахмона Д.С. тему «Актуальные вопросы защиты государственного суверенитета в условиях глобализации» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода и может быть рекомендована к публикации.
Рецензент:
Доктор юридических наук, профессор, Заведующий кафедрой конституционного права юридического факультета Таджикского национального университета Диноршоев A.M.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 90,01%