УДК: 342.4
Сатина Эльвира Александровна
кандидат юридических наук,
доцент кафедры гражданского права и процесса
Тюменского государственного университета
Elvira A. Satina
candidate of law,
associate professor of department of civil law and civil process
of Tyumen State University
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ ОБЩЕПРИЗНАННЫХ ПРИНЦИПОВ И НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
GLOBALIZATION AND CONSTITUTIONAL MEDIATION OF THE RECOGNIZED PRINCIPLES AND NORMS OF INTERNATIONAL LAW
Аннотация. Статья посвящена исследованию феномена глобализации и ее влияния на развитие современной правовой системы России. Рассмотрены различные теоретические подходы исследователей к определению понятия «глобализация». Указано, что включение Конституцией РФ общепризнанных принципов и норм международного права в российскую правовую систему оказало значительное влияние на национальное право и правоприменительную практику. Определяя место общепризнанных принципов и норм международного права в российской правовой системе, автор отмечает, что современное государство главным приоритетом должно иметь укрепление национального суверенитета.
Ключевые слова: глобализация, право, государство, общепризнанные принципы и нормы, правовая система.
Annotation. The article deals with the study the phenomenon of globalization and its influence on the development of the modern Russian legal framework. In this article various theoretical approaches of the researchers to the definition of the term "globalization" have been reviewed. It has been idicated that the recognizedprinci-ples and norms of the international law included by the Constitution of the RF into the Russian legal framework has significantly influenced the national law and regulatory enforcement. Defining the sense and the place of the recognized principles and norms of the international law in Russian legal framework, it is being marked that the modern state must have the reinforcement of the national sovereignty as the top priority issue.
Keywords: globalization, law, state, generally recognized principles and norms, the legal framework.
Все народы мира с испокон веков были разделены языковыми различиями, государственными границами, религиозными преградами, однако развитие торговли и производства, средств связи и транспорта, транснациональной инфраструктуры капитала привели к процессам сближения экономических, социальных и культурных норм и принципов в странах, где прежде право, экономика и общество имели ярко выраженные национальные черты. Зачатки глобализации мы можем проследить в глубоком прошлом, когда сформировались первые государства и начался процесс обмена материальными и духовными ценностями разных народов. Исторически наиболее распространенным способом взаимодействия мировых правовых систем можно считать рецепцию норм и институтов права. Бурные процессы взаимодействия разных народов начались в эпоху становления буржуазных общественных отношений, они привели человечество к более сложным и неизбежным явлениям, охватывающим все сферы жизнедеятельности государств в единой глобальной системе мира. В силу противоречивого характера этих процессов, которые, с одной стороны, открывают новые возможности тем или иным государствам, с другой стороны, влекут неизбежную утрату экономической самостоятельности и независимости национальных государств, отношение к глобализации сложилось неоднозначное, и она стала являться предметом острых дискуссий. Пункт 4 Резолюции Генеральной Ассамблеи S-24/2, A/RES/S-24/2, принятой 15 декабря 2000 г. гласит: «Глобализация и продолжающийся быстрый технический прогресс открывают невообразимые в прошлом возможности для социального и экономического развития. В то же самое время, они по-прежнему сопряжены с серьезными проблемами, включая широкомасштабные финансовые кризисы, неуверенность в завтрашнем дне, нищету, изоляцию и неравенство как внутри обществ, так и между ними». Однако следует признать, что процесс этот объективный и остановить его невозможно. Правительства различных государств во многих случаях заинтересованы в совместном решении не только международных проблем, но и внутригосударственных задач. Это заинтересованность обусловлена расширением сфер международного сотрудничества и, соответственно, увеличением числа объектов международно-правового регулирования, возрастанием числа глобальных проблем, ведь перед современным человечеством возникла целая совокупность социально-природных проблем, которые невозможно решить силами одного отдельного государства, а от решения этих проблем зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Этот макромасштаб-ный процесс, с каждым годом все больше набирающий обороты, не может не влиять на развитие внутринационального права. Государства, определяя основные направления свей внутренней правовой политики, активно заимствуют опыт друг друга. Современный мир все больше погружается в процессы глобализации, еще в начале 20 века появились организации, которые оказывают вли-
яние на формирование системы международного права и обеспечивают ее функционирование.
В настоящее время многогранное явление глобализации изучается многими науками с различных точек зрения, вопросы влияния глобализации на государственно-правовую материю активно обсуждаются и освещаются в юридической литературе, создаются специальные научно-исследовательские институты по проблемам глобализации, в частности Институт проблем глобализации РФ.
Понятие «глобализация» трактуется учеными по-разному. Точно ответить на вопрос, кто из исследователей его первым использовал, достаточно сложно, эпизодически оно встречается с конца шестидесятых годов ХХ века в работах экономистов и социологов. Ряд исследователей считают глобализацию новым этапом интернационализации [1], другие рассматривают глобализацию как процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации [2], третьи полагают, что «Глобализация - это слияние национальных экономик в единую, общемировую систему...» [3]. Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в настоящий момент глобалистика не выработала единого понимания термина «глобализация» и в самом общем виде под глобализацией можно понимать процесс всеобщей мировой интеграции и унификации многих сфер жизни отдельных стран и народов, ведущий к образованию единой международной социально-экономической, политической, правовой и информационной системы.
Глобализационные процессы пронизывают все сферы общественной жизни, проникают они и в правовую сферу, способствуя, с одной стороны, созданию единого правового пространства, а с другой стороны, утрате особенностей национального законодательства. Под влиянием глобализации происходит трансформация во всех структурных элементах правовой системы, изменения наблюдаются не только в нормативной правовой базе, но и в системе источников права, их соотношении.
С принятием Конституции РФ 1993 года общепризнанные принципы и нормы международного права впервые были включены в правовую систему России. Часть 4 ст.15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Таким образом, акты, представляющие собой нормативную основу всей системы международного права, стали частью российской правовой системы. Особо подчеркивается связь международного и внутреннего права в отношении статуса личности в ст. 17 Конституции РФ, в которой прямо закреплено: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Однако, как справедливо отмечает Амирова М.А., «практика российских судов показывает, что они испытывают определенные трудности в применении общепризнанных принципов и норм международного права» [4]. Подобные сложности возникают ввиду того, что в российском за-
конодательстве нет четкого определения общепризнанных принципов и норм международного права, не представлен их перечень и содержание.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» дано следующее определение общепризнанных принципов и норм международного права: «Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного».
Верховный Суд Российской Федерации указывает на возможные источники общепризнанных принципов и норм международного права. Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» говорится: «Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах)...».
Отсутствие в Конституции РФ прямого указания по вопросам соотношения общепризнанных принципов и норм международного права и национального законодательства породило научные дискуссии. Так, Г.М. Даниленко отмечает, что «общепризнанные нормы международного права не обладают приоритетом по отношению к внутригосударственным правовым актам» [5]. Выражается и иная точка зрения: «В случае расхождения закона и иного нормативного акта с международным договором, в котором участвует РФ, или с общепризнанными принципами и нормами международного права, применяются правила, установленные этими нормами и договором» [6]. Б.Л. Зимненко утверждает, что государственные и муниципальные органы, включая суды, «в своей деятельности должны исходить из того, что нормы общего международного права обладают равным статусом и силой с договорными нормами» [7]. Несмотря на то, что существует целый ряд дискуссий о понятии, содержании и юридической силе общепризнанных принципов и норм международного права, сам факт признания их составной частью правовой системы РФ свидетельствует об усиливающемся объективном процессе влияния международного права на законодательство Российской Федерации, но это ни в коей мере не указывает на надконституционность общепризнанных принципов и норм международного права. Признание Конституцией РФ принципов и норм международного права, обладающих признаками общепризнанности, свидетельствует о том, что российское государство санкционировало в своей правовой системе соответству-
ющие интересам всех народов и выражающие общечеловеческие ценности принципы и нормы.
Литература:
1. Загладин Н.В. Глобализация в контексте альтернатив исторического развития // Мировая экономика и международные отношения. 2003. №8. С.3-10.
2. Гринин Л.Е. Глобализация и национальный суверенитет // История и современность. 2005. № 1. С. 6-31.
3. Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2002. С. 4.
4. Амирова М.А. Понятие «Общепризнанные принципы и нормы международного права» в целях применения для защиты прав человека в РФ // Международное публичное и частное право. 2006. № 4.
5. Даниленко Г. М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 1995. № 11. С. 123.
6. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. проф. Л. А. Окунькова. М., 1996.
7. Зимненко Б.Л. Международное право и российское право: их соотношение // Московский журнал международного права. 2000. № 3. С. 167.
Literature:
1. Zagladin N.V. Globalization in the context of the historical development of alternatives // World есопоту and international геШ^от. 2003. №8. P.3-10.
2. Grinin L.E. Globalization and national sovereignty // History and modernity. 2005. № 1. P. 6-31.
3. Utkin A.I. The world order of the XXI century. M., 2002. P 4.
4. Amirova M.A . The notion of "Generally recognized principles and norms of inter-international law" in order to apply for the protection of human rights in Russia, Federation // International public and private law. 2006. № 4.
5. Danilenko G.M. Application of international law in the domestic legal system of Russia: the practice of the Constitutional Court of the Russian Russian Federation // State and right. 1995. № 11. P. 123.
6. Commentary on the Constitution of the Russian Federation / Edited by prof. L.A. Okounkov. M., 1996.
7. Zimnenko B.L. International law and Russian law: their relationship// Moscow Journal of international law. 2000. № 3. P. 167.