2.4. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОБЩЕПРИЗНАННЫХ ПРИНЦИПОВ ПРАВА (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
Шпилевой-Шатский Павел Анатольевич, аспирант. Место учебы: Российская академия адвокатуры и нотариата. Должность: Управляющий партнер, практикующий адвокат. Место работы: Адвокатское бюро г. Москвы «Шпилевой-Шатский и партнёры». E-mail: ad-vokatsp@gmail. com Аннотация: В результате активных процессов глобализации современного общества - расширяется международная система права. Мировое сообщество постепенно движется к утверждению концепции примата международного права. Данное обстоятельство находит отражение и в научных исследованиях в области теории государства и права. В российскую правовую систему имплементируются общепризнанные принципы и нормы международного права, которые в свою очередь становятся её неотъемлемой частью и опосредуются в ней в качестве самостоятельного источника права. Перспектива и значимость категории общепризнанных принципов права заключается в обосновании концепции, согласно которой общепризнанные принципы права занимают все большее значение в системе источников российского права. Процесс формирования и утверждения единой, цельной, непротиворечивой концепции общепризнанных принципов права, определения их места и роли в российской правовой системе активно развивается и в том случае, если Россия не откажется от избранного пути демократических преобразований будет логически завершен.
Ключевые слова: принципы права, общепризнанные принципы права, теория права, правовая система, международное право, международные принципы права, структура источников российского права, правовая природа.
THE CONCEPT, ATTRIBUTES, AND THE LEGAL NATURE OF THE GENERALLY RECOGNIZED PRINCIPLES OF LAW (THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS)
Shpilevoy-Shatsky Pavel Anatolievich, postgraduate student. Place of study: Russian Academy of Lawyers & Notary. Position: Managing partner, attorney-at-law. Place of employment: Moscow lawyers’ bar «Shpilevoy-Shatsky& partners». E-mail: [email protected] Annotation: As a result of active processes of globalization of modern society - expanding the international system of law. The international community is gradually moving to the approval of the concept of the primacy of international law. This fact is reflected in the research. In the Russian legal system are implemented universally recognized principles and norms of international law, which in turn become an integral part of and are mediated in it as an independent source of law. Perspective and significance of the category of generally recognized principles of law is to justify the concept that the established principles of law are becoming increasingly important in the sources of Russian law.
Keywords: fundamental law, generally recognized principles of law, rule of law, legal system, interna-
tional law, international law principles, international treaty, structure of the sources of Russian law.
Формирование правовой культуры российского общества требует осмысления сложившейся системы ценностей, нравственно-правовых идеалов, современных концепций правопонимания, и основанных на них юридически значимых понятий - «право», «источник права», «принципы права».
В этом видится возможность преодоления десятилетиями господствовавшего в отечественной науке юридического позитивизма и догматизма, основанного скорее не на научных теориях и концепциях, а на монополии одной идеологии. Сегодня, чтобы сохранить целостность Российского государства необходимо возрождение традиций отечественной юридической науки, которая была предана забвению в начале прошлого века, а на место науки был воздвигнут постамент классово-демагогических партийных псевдоучений.
В последнее время предпринимаются попытки определить право как юридическое выражение социальной справедливости. Так характеризует его, в частности, Р. 3. Лившиц. С его точки зрения, «право есть нормативно закрепленная и реализованная справедли-вость».1 Право объективно представляет собой общий масштаб поведения, который одинаков для всех и в принципе не допускает неоднозначной интерпретации. Тем не менее, сказанное не означает, что справедливость вовсе отсутствует в юридических нормах и потому не должна включаться в определение права. Последнее справедливо в той мере, в какой в нем содержится принцип равенства. И поскольку мы говорим о праве как системе правил поведения свободных и равных субъектов, постольку в ней присутствует и справедливость, то «справедливость приобретает значение правового принципа в той мере, в какой она воплощается в нормативно-правовом способе регулирования, в тех началах соразмерности, равенства и т.д., которые присущи самому построению правовой доктрины».2
Таким образом, в дальнейшем исследовании мы будем опираться на обобщенное определение права.
Право - система общезначимых исторически сформировавшихся правил поведения, основанная на единстве принципов, ценностей, идеалов, а также норм, гарантированных государством, которые в своей совокупности предоставляют, и в соответствии с уровнем развития общества, ограничивают внешнюю свободу лиц как равных субъектов взаимных отношений.3
Из вышесказанного следует, что право призвано служить людям, всему обществу «право...по самой своей природе - гуманитарный институт высокой значимости, призванный по самой изначальной сути («замыслу») служить людям. В человеческой истории судьба права, его изначальная предназначенность служить людям оказалась причудливой, порой трагичной. На первых фазах истории, долгие тысячелетия право выступало в неразвитом, примитивном виде - в виде обычаев, прецедентов, отдельных законодательных установлений; всё это становилось инструментом власти, по большей части подчинялось произволу правителей. И все же право по мере развития общест-
1 См.: Лившиц Р.З. Теория права: Учебник/ Лившиц Р.З.. 2-е изд. М.:Издательство БЕК, 2001.
2 Алексеев С.С. Теория права. Т.2. М., 1994. С. 65.
3 См.: Альбов А.П. Соотношение категорий «Право» и «Нравственность» в немецкой и русской философии права (теоретикоправовой анализ). М., 2009
ва все более и более раскрывает свою суть, свое историческое предназначение. И, наконец, в ходе великого, глобального исторического сдвига, когда реализуется переход человечества от традиционных к либеральным цивилизациям, суть права в условиях гражданского общества как бы обнаруживает свою изначальную предназначенность, и право заявляет о себе как инструмент обеспечения самоценности жизни, свободы, основополагающий гуманитарный институт и одновременно как надежное, соответствующее требованиям цивилизации средство борьбы против своего
4
исконного антагониста - произвола и насилия».
Подходя к теме нашего исследования, отметим, что в отечественной юриспруденции общепризнанные принципы права больше освещаются в учебной литературе по теории права и государства, чем в монографической, есть несколько диссертаций и статей,5 однако большее внимание уделяется межотраслевым и отраслевым принципам, а также международным принципам права.
Вначале обратимся к римскому праву, где встречается понятие jusgentium. Оно представлено с разных позиций: (а) Имущественное римское право, созданное судебной практикой, это основное значение «права народов»; (б) Правовые нормы и институты, основывающиеся на - rationaturalis и общие для римского права и права других государств того времени; (в) Совокупность юридических правил взаимоотношений Рима с остальными государствами. Это понимание “права народов” с позиции публичного права; (г) Естественное право, надгосударственное, всемирное и идеальное право, свойственное всем людям, т.е. право народов в философском смысле. Предпринятый экскурс в историю римского права свидетельствует о том, что ещё в период античности международное право уже выделялось в некоторых правовых системах.
Одна их характерных черт сегодняшнего дня - последовательное движение мирового сообщества к утверждению концепции примата международного права. Данное обстоятельство находит отражение и в научных исследованиях. В чём же смысл? В первую очередь, это неукоснительное соблюдение государствами международно-правовых норм; повышение роли институционных механизмов современного международного права, придание им по согласованию между всеми государствами соответствующих надгосударственных полномочий; наконец, на институционном уровне это осознание всеми значимости Международного суда ООН как конечного арбитра по разрешению межгосударственных споров юридического характера и важности международных переговоров, обследования, посредничества и примирения при урегулировании споров политического порядка. С такой точки зрения концепция примата международного права соизмерима с известной концепцией «господства права» («Rule of Law»).
Принцип - это сложное многогранное понятие, которое нельзя сводить только к отношениям координации. Являясь универсальным понятием, общепризнанный
4 Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: некоторые традиции мирового правового развития - надежда и драма современной эпохи. М., 2000. С. 182-183.
5 См. Фролов С.Е. Принципы права (вопросы теории и методо-логии):Автореф.дисс..канд.юрид.наук. Н. Новгород, 2001; Ведяхи-на Основные нравтственно-этические и социально политические принципы российского права. Автореф.дисс...канд.юрид.наук Во-логорад, 2001. и др.
принцип права отражает многообразие содержания действительности в контексте целостности общественного бытия. Общепризнанный принцип права включает в себя не только понятия, идеи, установки, требования, предписания, идеалы, причинно-следственные связи, но и является компонентом других типов принципов: духовных, экономических, политических и др.
Общепризнанные принципы права и определяющая их общая идея является основой существования правовой системы и правой семьи. К примеру, возникновение мусульманской правовой семьи невозможно было бы без Корана, в основе которого находится религиозная идея, и принципы, которые в нем содержатся, являются фундаментальными.
В рамках исследования и на основании изученного материала попытаемся сформулировать юридически значимое определение понятия «общепризнанные принципы права» и далее раскрыть его сущность и основные признаки.
Общепризнанные принципы права - это общеобязательные исходные, основополагающие нормативные положения, отличающиеся всеобщностью, универсальностью, общей значимостью для всех цивилизованных наций, наивысшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников правоотношений.
Таким образом, общепризнанные принципы права являются разновидностью источников права и в качестве источников права общепризнанные принципы права применяются практически во всех правовых системах, хотя в каждомгосударстве, и в каждой правовой семье особенности применения отличны. Общепризнанные принципы права по своей сущности являются обобщенным отображением объективных закономерностей развития человеческой цивилизации. Присущие общепризнанным принципам права свойства универсального и абстрактного освоения социальной действительности обусловливают их особенность в структуре правовой системы, механизме правового регулирования, правосознании и т.д. Общепризнанные принципы права являются синтезирующими положениями, идейной основой происхождения, становления, развития, и функционирования правовых явлений.
Является важным инструментом, обеспечивающим гармонизацию и унификацию права различных государств - активных участников международных отношений категория «общепризнанные принципы права, признанные цивилизованными нациями». Специальное указание на то, что наряду с международным договором и международным обычаем Международный суд ООН применяет также и «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями » включено в статью 38 Статута Международного Суда ООН. Использование в тексте Статута данной формулировки подчеркивает бесспорную значимость общепризнанных принципов права, как для системы внутригосударственного, так и системы международного права.
К принципам подобного рода принято относить, как юридические максимы во многом технического, прикладного характера («закон не имеет обратной силы», «специальный закон имеет преимущество перед общим законом», «никто не может быть судьей в собственном деле», «никто не может ссылаться в свое оправдание на незнание закона», «да будет выслушана и вторая сторона» и т.д.), так и принципы более фундаментального характера (принцип добросовестности, принцип справедливости, гуманизма).
Полагаем, что именно принципам добросовестности и справедливости следует уделить особенное внимание как наиболее общим и фундаментальным, а кроме того, блестяще иллюстрирующим актуальный статус общепризнанных принципов права, признанных цивилизованными нациями в современном внутригосударственном и международном праве. Законодательство, сформировавшаяся практика (правовые традиции) стран, как общего, так и континентального права допускают в процессе правоприменительной деятельности при отсутствии в законе конкретного юридического предписания, а также правового обычая или прецедента ссылаться на общепризнанные принципы права: справедливости, доброй совести, общих начал права и т. п .
В законодательстве ряда стран (к примеру, в Гражданском кодексе Испании) содержится прямое указание об отнесении общих принципов к источникам права. В качестве универсального источника общие принципы права применяются в международном праве. Упоминаемая ранее статья 38 Статута Международного Суда гласит, что к числу применяемых судом источников относятся: «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». Основные (общие) принципы международного права сформулированы в Уставе ООН и более пространно - в Декларации о принципах международного права 1970 г. К их числу отнесены следующие принципы: неприменение силы или угрозы силой; мирного разрешения международных споров; невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; обязанность государств сотрудничать друг с другом; равноправия и самоопределения народов; суверенного равенства государств; добросовестного выполнения сторонами международных правоотношений взятых на себя обязательств.
В связи со сказанным следует отметить, что важны не только сами по себе нормативно-правовые акты как юридические источники (формальная, внешняя сторона), а тех их фундаментальные общепризнанные принципы, идеи (содержательная, сущностная сторона), которая и определяет идеологическую, мировоззренческую и нормативную направленность формирования, развития и функционирования общества как единого целого. В свою очередь институты государства также детерминированы общепризнанными принципами права, например, осуществление правосудия, невозможно без таких принципов и идеалов как справедливость, гуманизм, целесообразность.
Несмотря на простоту и ясность представленных определений, остается не до конца понятно, насколько жестко общепризнанные принципы права детерминируют правоприменительную, правотворческую и иную правовую деятельность вообще. Эта неопределенность может быть обнаружена во взглядах уже другого исследователя: «В правоведении выделяются, прежде всего, принципы, сформулированные учеными-юристами, которые выступают в виде фундаментальных идей и идеалов, отражающих достижения правовой мысли, практического опыта, объективные закономерности развития общества. Указанные принципы составляют важнейшую часть научного и профессионального правосознания, юридической политики и не являются обязательными для субъектов права. Помимо этого существуют обособленные принципы права, под которыми следует понимать исходные нормативные руководящие начала (императивные требования),
определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений»6.
В отличие от юридических идей (идеалов), составляющих части научного и профессионального правосознания, принципы права всегда выступают в виде общеобязательных требований и являются важнейшими элементами системы права.
Противоречивость в понимании общепризнанных принципов права в современной юриспруденции заключается в характеристике принципов права, с одной стороны, как руководящего нормативного начала для генезиса норм права, а с другой стороны, как в абстракции, которая появляется только с наличием развитой юридической системы: «построения принципов права должны осуществляться и исходить из юридической, главным образом правоприменительной практики»7 или «принципы права в отличие от конкретных юридических норм больше зависят от состояния правовых знаний. Они возникают лишь на определенном этапе правогенеза, непосредственно связанном с появлением развитого юридического мышления, в то время как правовые нормы в ряде случаев возникали стихийно, в ходе повседневной практической деятельности людей»8.
Таким образом, по сути, утверждаются два противоположных тезиса:
- общепризнанные принципы права определяют юридическую практику (например, правоприменительную или правотворческую);
- общепризнанные принципы права абстрагируются из юридической практики.
Ясно, что если общепризнанный принцип права абстрагируется из определенной юридической практики, то он является производной от нее, т.е. не может быть нормативным началом для ее возникновения, потому что сам формулируется из анализа содержания уже существующих на данном этапе норм права. Например, принцип «определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы» не может одновременно детерминировать появление новых норм права и абстрагироваться из содержания уже существующей юридической системы. Причина чего-либо не может быть производной от следствий, которые она произвела, потому что она должна существовать до появления следствий, а не выводится из них. Если общепризнанные принципы права будут выводиться из сложившейся системы законодательства, то тогда они не будут являться приоритетными по отношению к этим нормам права, а в следствии не могут быть нормативным началом для них. Анализируемое противоречие, которое появляется при рассмотрении общепризнанных принципов права, возникает из их нестандартной нормативной природы. Важно понимать, что общепризнанные принципы права, которые содержатся в правовой системе Российской Федерации, обладают смешанным и не до конца юридическим характером. Это позволяет исследователям обозначать их как «результат юридизации этических постулатов» (Г.А.Гаджиев) или в общем, как «единение права и морали» (Лон Фуллер). Полагают, что в концепции общепризнанных принципов права происходит примирение позитивистских и естественно-правовых теорий.
6 Морхат П.М. Принципы права: нравственное содержание // Гражданин и право. 2007. № 10 // КС «Гарант».
7 Скурко Е.В. Принципы права в современном нормативном правопонимании. - М.: Юрлитинформ, 2008.
8 Морхат П.М. Указ.соч.
Неоднозначность общепризнанных принципов права проявляется в их «абстрактном» и «универсальном» характере.
Как пишет Т.Н.Нешатаева: «данные принципы носят характер сверхимперативных норм или норм ^эсодепэ, имеющих высшую юридическую силу»9. Абстрактность общепризнанных принципов права раскрывается в плане отсутствия у них конкретного эмпирического содержания, т.е. общепризнанные принципы права не соотносятся с вполне определенным классом событий, действий или лиц. В то время как универсальность состоит в отсутствии каких-либо специальных условий, оговаривающих их применение, общепризнанные принципы права являются безусловными. Эти свойства логически сближают общепризнанные принципы права с моральными максимами. Это станет более наглядным, если перечислить список норм, которые относятся к общепризнанным принципам права: недопустимость произвола при толковании закона правоприменителем;
определенность, ясность, недвусмысленность правовой нормы;
принцип поддержки доверия гражданина к закону и действиям государства; принцип правового государства; принцип равенства граждан перед законом; принцип соразмерности ограничения прав и свобод конституционно значимым целям;
принцип справедливости и соразмерности мер юридической ответственности;
баланс интересов при установлении форм ее применения (юридической ответственности);
принцип уважения достоинства личности как равноправного субъекта во взаимоотношениях с государством;
принцип недопустимости придания обратной силы закону, ограничивающему права граждан, вводящему или ограничивающему налоги, влияющие на уголовную наказуемость деяния; принцип запрета сверхформализма и т.д.10.
С точки зрения автора, представляют особый интерес такие общепризнанные принципы права, как «справедливость», «добросовестность», «общее благо» и «разумность». В официальной трактовке принципам права, данной Конституционным Судом РФ, «эти принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права»11.
Среди вышеприведенных общепризнанных принципов права особое значение имеет принцип справедливости, выражающий в наибольшей степени общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством.
9 Нешатаева Т.Н. Суд и общепризнанные принципы и нормы международного права // Хозяйство и право. 2004. № 5 // [Электронный ресурс]. URL: // http://www. echr.ru
10 См.: Бабай А.Н., Тимошенко B.C. Роль общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России // Закон. 2006. № 11 // КС «Гарант».
11 Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1993
г. № 1-П // [Электронный ресурс]. URL:http://www.ksrf.ru.
В этой связи, немаловажным в контексте общепризнанных принципов права представляет вопрос, о соотношении государства и права. Утверждение государством общепризнанных принципов права предполагает выяснение представлений об этом отношении. В советской правовой науке за долгие годы утвердилось положение о безусловном примате государства над правом, которое рассматривалось лишь как простой инструмент государственной власти, в результате чего аппарат стал «создателем» законов, «творцом» права. А имеющиеся в законодательстве формулировки типа государство «представляет» гражданам широкий круг прав создавали убеждение в том, что эти права своего рода «дар» государства народу.
Подобные выражения закрепляли зависимость общепризнанных принципов права от воли законодателя, который, если захочет, может «дать права», но может и ограничить их по своему усмотрению. Так прививалась патерналистская психология, деформировавшая правосознание народа, ущемлявшая его достоинство и понижающая уровень его объективного правовос-приятия.
Это привело к тому, что за годы советской власти в массовом сознании сложился запретительноограничительный образ права. Ведь общепризнанные принципы права в государстве, претендующем именоваться правовым, состоит вовсе не в том, что оно является инструментом государственного управления, а в его способности противостоять с помощью специальных юридических механизмов тотальному огосударствлению общественной жизни: чрезмерной концентрации власти в одних руках; произволу и беззаконию со стороны государственного аппарата и других политических инструментов; в закреплении широких возможностей для активных действий.12
Необходимо признать порочность концепции приоритета государства еще и потому, что это ведет ко многим негативным проявлениям, в т.ч. и к узурпации власти, когда закон выступает орудием государства и поставлен на службу узкогрупповых интересов, а при социализме это тем более опасно, что делалось под эгидой общенародной воли.
Модель государства, стоящего над правом и не связанного им, В.Н.Кудрявцев относит к тоталитарной и говорит о ее неприемлемости, подчеркивая, что она не была теоретической выдумкой - массовые репрессии в нашемгосударстве явились практическим воплощением указанной модели. Наряду с этой моделью, он выделяет еще две: либеральную /право выше государства/ и прагматическую / государство создает право, но связано им/.13 Из двух заключительных моделей предпочтение отдается последней, ибо она отражает либеральные пожелания и ближе к реальности. Что же касается второй модели, то она характеризуется как выражение скорей желаемого, чем действительность, ибо недавний опыт нашей страны свидетельствует о том, что далеко не всегда право соблюдается государственной властью.14
12 См.: Нерсесянц В.С. Право и закон: из истории правовых учений. М., 1983. С. 351-360; Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. С.182; Керимов Д.А. Конституция СССР и развитие политико-правовой теории. М., 1979. С.165; Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М., 1977. С.223. См. также: Кузнецов Э.В. Естественное право как фактор духовного возрождения России // Правоведение. 1993.№ 4. С.75-79.
13 См. : Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности// Государство и право. 1994. № 3. С.7.
4 См.: Кудрявцев В.Н. Указ. Статья. С.7.
Специфической формой проведения социальной политики, справедливости, как и гарантией ее реализации является право. Право в различных его проявлениях выступает мощным средством или инструментом социальной политики государства, важным гарантом обеспечения социальной защищенности человека. Это особенно важно в ситуации, сложившейся в обществе, когда наблюдается падение жизненного уровня людей, появление безработицы и продуцированных ею экономических, социально-психологических, политических и иных противоречий и конфликтов, расслоении и поляризации общества по доходам, возникновении значительных слоев общества, живущих ниже черты бедности, обострении межнациональных конфликтов, переходящих в вооруженную конфронтацию и т.д.
Справедливость гораздо шире права, специфика которого как социального явления - в нормативности, обязательности правовых положений, в возможности их принудительного проведения в жизнь. Если справедливая идея получает нормативное закрепление, то она становится законом, превращается в «право». Таким образом, право и есть нормативно закрепленная справедливость.
В юридической литературе правильно подчеркивается то обстоятельство, что о справедливом применении права можно вести речь лишь там, где справедливы сами законы. В то же время по вопросу о том, можно ли считать справедливость правовой категорией, среди авторов нет единой точки зрения. Большинство из них считает, что справедливость является исключительно нормативным положением морали.15
В.Н.Кудрявцев полагает, что справедливость, будучи в своей основе категорией нравственности, имеет важное регулирующее значение для правового поведения, служит неотъемлемым элементом правовой культуры.1 Интересная формула справедливости предложена Гербертом Спенсером, она выглядит так: «Каждый свободен делать все, что хочет, предполагая, что он не нарушает такой же свободы кого бы то ни было другого».1
Представления о справедливости (несправедливости) формируются на всех уровнях общественного сознания (на уровне теоретического общественного сознания, общественной психологии и идеологии, практической деятельности).
Справедливость должна господствовать в области права, быть фундаментом государственного строя, должна быть заложена в основу стратегии государственного развития. Не сила, а справедливость признана диктовать законы в человеческом обществе. И.Кант, возвышая принцип справедливости, любил повторять афоризм: «Пусть свершится справедливость, если даже погибнет мир». Сегодня, в набирающем обороты XXI веке, когда гибель мира уже не назидательный оборот речи, а вполне реальная возможность, этот афоризм следует несколько перефразировать: «Если справедливость свершится, мир не погибнет».
Следует констатировать, что в Конституции РФ нет ни раздела, ни главы, где особо уделялось бы внимание понятию «справедливости» и общесоциальным и
15 См.: Зайцев И.М. Устранение судебных ошибок в гражданском процессе. Саратов.1985. С.4-5; Ткачев Н.И. Законность и обоснованность судебных постановлений по гражданским делам. Саратов. 1987. С.17-18 и др.
16 Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986.С.76.
17 Спенсер Г. Справедливость. Пер. с англ. Под ред. М.Филиппова. Спб., 1989. С.39.
общепризнанным принципам, хотя их присутствие, без сомнения очевидно в основном юридическом документе государства. Для законодательной техники, правоприменительной практики иобъективной правореали-зации, этого явно не достаточно. Думается, что выделение в отдельном разделе или главе Конституции РФ наиболее важных, общечеловеческих, общепризнанных принципов права было крайне необходимо, особенно сегодня, когда общество постоянно находится в активном процессе преобразования, реформирования и изменения.
Принципы права объективно обусловлены характером общественных отношений, на которых базируется определенная система права. Каждая система общественных отношений регулируется не произвольно, а в соответствии с объективными требованиями, которые отражаются в системе права и составляют ее сущность. Характер и общепризнанность принципов той или иной правовой системы нельзя определять в отрыве от социально-экономических условий, структуры и содержания государственной власти, принципов построения и функционирования всей политической системы общества, гармоничного развития личности, где общеобязательные принципы права выступают как объективный базовый критерий права, без привязки к национальной или международной системе права.
Очевидно, что Российская Федерация сегодня стоит на пороге формирования и утверждения единой, цельной, непротиворечивой концепции общепризнанных принципов права, их места и роли в российской правовой системе. На взгляд автора именно в этом заключается одна из основных задач современной юридической науки в России, включая объективное становление концептуального теоретического мышления. Процесс этот будет тернистым и сложным.
Поставив сегодня задачу создания развитого гражданского общества и правового государства, следует ясно понимать, что в России еще нет ни того, ни другого. Впереди нелегкий путь формирования юридического мышления и правосознания, опирающегося на отношения гражданского общества и стабильного права.
Построение и конечное утверждение правового государства и гражданского общества в современнойРос-сиина основе общепризнанных принципов права- не самоцель, а стремление улучшить правовую систему, сделать её гибкой и восприимчивой к международноправовым процессам, сбалансировать законные интересы личности, общества и государства. Несмотря на то обстоятельство, чтообщественно-правовые коллизии между социальными институтами неизбежны и носят как субъективный, так и объективный характер, правовая система государства должна реагировать на них исходя из принятой концепции общепризнанных принципов права.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 7. 21.01.2009;
Альбов А.П. Соотношение категорий «Право» и «Нравственность» в немецкой и русской философии права (теоретико-правовой анализ). М., 2009;
Бабай А.Н., Тимошенко B.C. Роль общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России // Закон. 2006. № 11 // КС «Гарант»;
Зайцев И.М. Устранение судебных ошибок в гражданском процессе. Саратов.1985;
Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978;
Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности// Государство и право. 1994. № 3;
Морхат П.М. Принципы права: нравственное содержание // Гражданин и право. 2007. № 10 // КС «Гарант»;
Нерсесянц В.С. Право и закон: из истории правовых учений. М., 1983;
Нешатаева Т. Суд и общепризнанные принципы и нормы международного права//Хозяйство и право. 2004. № 5;
Спенсер Г. Справедливость. Пер. с англ. Под ред. М.Филиппова. Спб., 1989;
Скурко Е.В. Принципы права в современном нормативном правопонимании. - М.: Юрлитинформ, 2008;
Ведяхина Основные нравтственно-этические и социально политические принципы российского права. Ав-тореф.дисс..канд.юрид.наук. Вологорад, 2001.
Фролов С.Е. Принципы права (вопросы теории и ме-тодологии):Автореф.дисс..канд.юрид.наук. Н. Новгород, 2001;
Обобщения практики по решениям Конституционного Суда РФ на официальном сайте www.ksrf.ru.
Literature list:
The Constitution of the Russian Federation, as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ) / / Russian newspaper. Number 7. 01/21/2009;
album AP Ratio of the categories of "right" and "Morality" in German and Russian philosophy of law (legal-theoretic analysis). Moscow, 2009;
A. Babay, Tymoshenko B.C. The role of the universally recognized principles and norms of international law in the legal system in Russia / / Act. In 2006. Number 11 / / CS "Guarantor";
IM Zaitsev Removal of miscarriages of justice in civil proceedings. Saratov.1985;
VD Zorkin The positivist theory of law in Russia. , 1978;
VN Kudryavtsev On the of law and justice / / State and Law. In 1994. Number 3;
Morhat PM The principles of law: the moral content of / / Citizen and Law. In 2007. Number 10 / / CS "Guarantor";
VS Nersesyants The law and the law: the history of legal doctrines. Moscow, 1983;
T. Neshataeva Court and the generally recognized principles and norms of international law / / Economy and Law. In 2004. Number 5;
Spencer G. Justice. Per. from English. Ed. M.Filippova. Spb., 1989;
Skurko EV Principles of law of law in modern normative.
- M.: Yurlitinform, 2008;
The main Vedyahinanravtstvenno, ethical, social and political principles of Russian law. PhD Thesis ..kand.yurid.nauk.Vologorad, 2001.
S. FrolovThe principles of law (the theory and methodology): PhD Thesiskand.yurid.nauk. Nizhny Novgorod, 2001;
Generalizations of practice on the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation on the official website www.ksrf.ru.
Рецензия
Для объективной оценки факта имплементации общепризнанных принципов как категории в национальную правовую систему необходимо исследовать её правовую природу, определить их понятие и сформулировать чёткие правовые признаки. В работе раскрывается суть правовой природы общепризнанных принципов права как самостоятельной юридической категории, освещается их роль, основные признаки и ведущие положения, свидетельствующие о поступательном развитии современной российской правовой системы и необходимости формирования концепции общепризнанных принципов в системе источников права.
Научный руководитель: д.ю.н., профессор, заслуженный юрист России А.С. Прудников.