2.5. ПРИНЦИПЫ ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВА: НАЦИОНАЛЬНЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ: ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ
Шпилевой-Шатский Павел Анатольевич, аспирант. Место учебы: Российская академия адвокатуры и нотариата. Должность: практикующий адвокат, управляющий партнер. Место работы: Адвокатское бюро города Москвы «Шпилевой-Шатский и партнёры». E-mail: [email protected]
Аннотация: Для объективного понимания сущности системы общепризнанных принципов права необходимо понимание принципа права, его роли и месте в системе принципов права, правовой системе в целом. Система международного права согласно действующему законодательству Российской Федерации является частью национальной правовой системы. Именно поэтому важно понимание принципа права в системе общепризнанных принципов, как в национальном, так и международном аспектах.
Ключевые слова: принципы права, общепризнанные принципы права, теория права, правовая система, международное право, международные принципы права, международный договор.
THE PRINCIPLES OF LAW IN THE PRINCIPLES OF LAW: NATIONAL AND INTERNATIONAL DIMENSION: PROBLEMS AND APPROACHES
Shpilevoy-Shatsky Pavel Anatolievich, postgraduate student. Place of study: Russian Academy of Lawyers & Notary. Position: Managing partner, attorney-at-law. Place of employment: Moscow lawyers’ bar «Shpilevoy-Shatsky& partners». E-mail: [email protected]
Annotation: For an objective understanding of the system of universally recognized principles of law requires an understanding of the principle of law, its role and place in the principles of law, legal system in general. The system of international law under the legislation of the Russian Federation is part of the national legal system. It is therefore important to understand the principle of law in the generally recognized principles, both in national and international aspects.
Keywords: fundamental law, generally recognized principles of law, rule of law, legal system, international law, international law principles, international treaty.
Основываясь на имеющихся теоретических наработках и существующих практических проблемах, следуя школе общей теории права ИГП РАН, автор предлагает, наиболее конструктивный и практически значимый подход к определению категорий правового принципа и принципа права в свете концепции разграничения правовой системы, системы права и системы законодательства. Согласно ей выделяют и разграничивают:
- правовую систему как совокупность всех явлений правовой сферы жизни общества и государства;
- систему права как совокупность относительно самостоятельных отраслей права, минимальной «единицей» которой является норма права (в идеале непременно характеризующаяся функциональной полнотой);
- систему законодательства, служащую специфической формой выражения норм права системы права государства.
Следуя логике данной концепции, перенося ее методы и подходы на анализ концепции принципов и системы принципов в праве, разумно предложить следующие определения, не противоречащие по сути ни одному из существующих теоретических подходов к оценке и определению понятий правового принципа:
Во-первых, общепризнанные принципы - это исходные идеи правовой системы и их воплощение в любой из форм в характерных для правовой системы компонентах (в правосознании, нормативном компоненте, при структурировании и функционировании организационного компонента правовой системы, в правотворчестве и правореализации/правоприменении). Суть и назначение общепризнанного принципа - получить адекватное воплощение в соответствующих его специфике компонентах правовой системы в форме и в объеме, позволяющих достичь его предельно полной объективизации в общественных отношениях (а, следовательно, в конечном счете, и признать его объективность). Иными словами, идея-положение, позиционируемая как правовой принцип, может быть субъективной по своей природе. Однако, получая признание в качестве правового принципа, эта идея-положение должна получить объективное воплощение во всех сопряженных с ее (идеи) реализацией сферах общественных отношений и компонентах правовой системы. При этом, несмотря на достаточно тесную взаимосвязь, правовые принципы некорректно отождествлять ни с целями, ни с презумпциями в праве, как это иногда допускают отдельные исследователи1. Недопустимо также отождествление правовых принципов и юридических гарантий, что тоже порой имеет место в литературе2.
Во-вторых, общепризнанные принципы права - нормативно закрепленные в этом качестве базовые идеи, позитивирующиеся в виде норм-принципов, представляющих собой не имеющую самостоятельного значения и/или «вырожденную» норму права, гипотеза и санкция которой определяются другими нормами права (в этом случае можно говорить об общем принципе права), либо нормами нескольких его отраслей (в этом случае можно говорить о межотраслевом принципе права), либо нормами отдельной отрасли права (в этом случае можно говорить об отраслевом принципе права). Иными словами, норма-принцип, позитиви-рующая принцип права, имеет только диспозицию и служит дополнением другой нормы (суть нормативной статьи), т. е. фактически способна иметь лишь вспомогательный характер. Здесь можно полностью согласиться с определением принципа права, предложенным Е. А. Лукашевой: «Принцип права - это те объективно обусловленные начала, в соответствии с которыми оно развивается, которые лежат в основе системы законодательства. Это нормы наиболее общего содержания, которые фиксируют важнейшие направления и способы правовой регуляции социальной
1 См., например: Е. Селина отождествляет принципы права с целями права (Селина Е. Процессуальные гарантии свободной оценки заключения эксперта // Российская юстиция. 1998. № 10.С. 30).Ряд авторов рассматривают правовые презумпции как разновидность принципов (см., напр.: Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. Саратов, 1995. С. 265).
2 См., например: Гражданский процесс / под ред. М. С. Шака-
рян. М., 1993. С. 32
“ 3 г-,
деятельности людей» . В связи с последним еще одним взглядом на принцип права можно назвать рассмотрение его как приема законодательной техники (наряду, например, с таким приемом, как презумпция), обладающего своеобразным назначением и спецификой.
Таким образом, в предлагаемом автором подходе категории «правового принципа» и «принципа права» не совпадают, в том числе и по критерию нормативности - однако соотносятся как целое и часть (категория «правовые принципы», очевидно, является более широкой).
Развивая последнее положение, важно коснуться такого теоретического аспекта рассматриваемой проблематики, как вопрос существования системы правовых принципов, и уже в связи с системой принципов -аспекта универсальности правовых принципов и места их в системе принципов права. Необходимо рассмотреть, с какими элементами, компонентами и объектами, развивающимися и функционирующими в правовой сфере, может быть связана система правовых принципов, а также по каким критериям строится и формируется собственно система правовых принципов.
На объективный взгляд, система правовых принципов должна строиться относительно правовой системы в целом и в «привязке» к ее компонентам, среди которых принято выделять: статические компоненты (нормативный, организационный, идеологический); динамические компоненты (правотворчество, правореали-зация).
Следовательно, можно выделить:
а) в статике правовой системы:
- принципы права (в привязке к нормативному компоненту правовой системы: система права формируется, «вырастая» из общеправовых, межотраслевых и отраслевых принципов; процессы формирования системы законодательства могут в свою очередь идти, например, в привязке к принципам формирования системы законодательства, характеризующимся в числе прочего принятыми юридико-техническими критериями систематизации законодательства);
- принципы организации, функционирования и взаимодействия органов власти (в привязке к организационному компоненту правовой системы);
- правовые идеи-принципы, а также правовые обычаи и стереотипы в правовой сфере (в привязке к идеологическому компоненту);
б) в динамике правовой системы:
- принципы правотворчества;
- принципы правореализации.
В целом, на взгляд автора, допустимо соотнесение (вплоть до отождествления) «статических» принципов (относящихся к статическим компонентами) с так называемыми материальными принципами, а принципов, реализуемых в динамических компонентах правовой системы, - с процессуальными принципами.
Система общепризнанных принципов должна формироваться иерархически. На «вершине» иерархии системы общепризнанных принципов находятся универсальные принципы, на основании которых возникают и развиваются все прочие правовые принципы и правовая система в целом. В этом смысле можно было бы проводить разграничение универсальных и общеправовых принципов, имея в виду, что универсаль-
3Лукашева Е.А. Принципы социалистического права. - М.,1988. - 255 с.
ные принципы характеризуют правовую систему в целом, а общеправовые принципы — принципы, лежащие в основе системы права, и, таким образом, включающие только принципы, закрепленные непосредственно в Конституции РФ, а также общепризнанные принципы международного права, включение которых также обусловлено прямым указанием Конституции РФ (ст. 15). Происхождение собственно универсальных принципов скорее следует связывать с категориями правосознания. Универсальные принципы включают общеправовые принципы, а также не получившие нормативного закрепления идеи, связанные с потребностями развития правовой системы страны. В этом смысле категория универсальных принципов, в объективном понимании, шире, однако и менее конкретна, нежели категория общеправовых принципов.
Кроме того, система общепризнанных принципов в силу природы правовой системы и особенностей ее функционирования имеет элементы цикличности, т. е. на каждом этапе правового регулирования доминируют в комплексе с универсальными принципами специфические принципы отдельных компонентов правовой системы.
Сферой действия (применимости) универсальных общепризнанных принципов является вся правовая система; применимость других правовых принципов может быть ограничена их принадлежностью к тому или иному компоненту правовой системы и не распространяться на всю правовую сферу и отношения субъектов правового общения. В этом смысле правовые принципы могут вступать в некое противоречие друг с другом - применимость того или иного принципа к конкретному случаю будет определяться конкретикой и спецификой правоотношений.
Проблема определения места общепризнанных принципов и норм международного права в ряду правовых принципов также заслуживает внимания, поскольку приоритет норм международного права перед национальным, установленный ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, до сих пор на практике, в том числе в правоприменении, вызывает ряд проблем4. Основная из них -выявление собственно принципов международного права, которые можно квалифицировать как общепризнанные. Между тем современная практика международного права безоговорочно признает в качестве общепризнанных лишь принципы, закрепленные Уставом ООН, причем в соответствии со сложившейся международно-правовой практикой каждая страна самостоятельно выбирает способы и механизмы имплементации норм международного права в национальной правовой системе (а также их место в иерархии национальных нормативных актов и т. п.). Например, в полном соответствии со сложившейся международноправовой практикой, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и на основании Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и куль-
4Нешатаева Т. Суд и общепризнанные принципы и нормы международного права//Хозяйство и право. 2004. № 5.
турных правах), и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для РФ международным договором, решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона, установлены иные правиле, чем предусмотрены законом. При этом в силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.
Таким образом, «камнем преткновения» в проблеме «поиска» общепризнанных принципов на практике в РФ оказывается сугубо юридико-технический вопрос адекватного закрепления признанных международных принципов, а также норм международных договоров, ратифицированных РФ, в системе законодательства страны - в полном соответствии с правилами и процедурой, определенными Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8.Иными словами, можно утверждать, что совершенно некорректно преувеличивать проблемы правоприменительного характера. Правда, целый ряд обязательств, принятых на себя РФ как субъектом международного права, не получил адекватного позитивного закрепления в системе законодательства, и до сих пор не создан ряд важнейших механизмов для их осуществления. Например, сегодня очевидно, что свое место в системе законодательства и правовой системе РФ непременно должны получить прецеденты и толкования, выработанные Европейским Судом по правам человека, — в объеме обязательств РФ как члена Совета Европы. Однако здесь мы снова возвращаемся к юридико-техническим особенностям и необходимости выработки специфических правил и механизмов. Это проблема иного порядка, нежели простой «поиск принципов», скорее указывающая на дефекты правовой системы страны в целом.
Общепризнанные принципы и нормы действительно могут иметь обычное происхождение и существовать в виде обычаев, но они могут быть закреплены и в международных договорах и других документах. В данной ситуации важен международный аспект закрепления общепризнанных принципов права.
Вполне возможно рассматривать положения Всеобщей декларации прав человека, как комплекс общепризнанных принципов и норм международного права. В ряде Постановлений Конституционного Суда РФ после указания, что тем или иным нормам Конституции РФ корреспондируют те или иные статьи Всеобщей декларации прав человека и Европейской конвенции о защите прав человека, содержится вывод, что указанные положения, как относящиеся к общепризнанным принципам и нормам международного права, согласно статье 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. (Постановление Конституци-
онного Суда РФ от 14 февраля 2002 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 140 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Б.Фишер», Постановление Конституционного Суда РФ от 16 марта 1998 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности статьи 44Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и статьи 123 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан»).
В ряде других актах Конституционного Суда РФ содержится ссылка на то, что общепризнанные принципы и нормы международного права закреплены во Всеобщей декларации прав человека и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 1998 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Такой же подход был использован в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами КонституцииРоссийской Федерации при осуществлении правосудия».
Ознакомление с преамбулой Всеобщей декларации прав человека позволяет прийти к выводу, что авторы Всеобщей декларации имели целью сделать права человека общепризнанными. Вся последующая практика в области прав человека позволяет прийти к выводу о том, что авторы Всеобщей декларации прав человека добились своей цели - положения Всеобщей декларации прав человека, в настоящее время, можно отнести к общепризнанным принципам и нормам международного права.
Что касается Европейской конвенции о защите прав человека, то Правительства ее подписывали «принимая во внимание Всеобщую декларацию прав человека, провозглашенную Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, учитывая, что эта Декларация имеет целью обеспечить всеобщее и эффективное признание и осуществление провозглашенных в ней прав, считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и чтоодним из средств достижения этой цели является защита и развитие прав человека и основных свобод, подтверждая свою глубокую приверженность основным свободам, которые являются основой справедливости и всеобщего мира и соблюдение которых наилучшим образом обеспечивается, с одной стороны, подлинно демократическим политическим режимом и, с другой стороны, всеобщим пониманием и соблюдением прав человека, которым они привержены, преисполненные решимости, как Правительства европейских государств, движимые единым стремлением и имеющие общее наследие политических традиций, идеалов, свободы и верховенства права, сделать первые шаги на пути обеспечения коллективного осуществления некоторых из прав, изложенных во Всеобщей декларации».
Поэтому вполне логично назвать Конвенцию региональным механизмом обеспечения общепризнанных прав и свобод человека.
Глава 2 Конституции РФ, посвященная правам и свободам человека и гражданина, во многом была сформулирована на основе положений Всеобщей декларации прав человека, международных пактов 1966 года и Конвенции, что может быть легко подтверждено сравнительным анализом текстов Конституции РФ и
международных актов. Соответственно при применении норм Конституции РФ является вполне логичным учет практики применения общепризнанных принципов и норм международного международными органами.
Автор полагает, что в качестве верности указанного вывода, следует привести тот факт, что Консультативный Совет председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в своем решении от 8 июня 2007 года рекомендовал Конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации при осуществлении конституционного правосудия руководствоваться положениями Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод с учетом практики Европейского Суда по правам человека, а также иными правовыми актами органов Совета Европы. В тоже время, по мнению авто-ра,понимание правовых позиций Конституционного Суда РФ должно включать в себя то, что обязанности учета решений ЕСПЧ, корреспондирует право заинтересованного лица ссылаться на решения ЕСПЧ с надеждой, что его доводы, основанные на решениях ЕСПЧ, не будут проигнорированы. Такой подход в полной мере соответствует европейским стандартам: «тяжущийся имеет право ссылаться в судах на Европейскую конвенцию в том смысле, в каком она толкуется Страсбургским судом».
Таким образом, в национальной правовой науке и законотворчестве Российской Федерации существует сложная система подходов и проблем, связанных с трактованием общепризнанных принципов права, как на уровне принципа права, представляющего собой базовый кластер, так и на уровне всей системы права, как единой правовой концепции. И если, исходя из международного аспекта данной проблематики, общепризнанные принципы права однозначны, последовательны, открыты и едины, то в национальной системе присутствует противоречивость и неоднозначность в подходах и взглядах.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 7. 21.01.2009.
Гражданский процесс / под ред. М. С. Шакарян. М., 1993;
Гаджинова Ф.М. Источники права и их система в современном российском праве. Автореф. Дис. ...канд.юрид.наук.М., 2004;
Лукашева Е.А. Принципы социалистического права. -М., 1988;
Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004;
Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузо-ва и А. В. Малько. Саратов, 1995.
Нешатаева Т. Суд и общепризнанные принципы и нормы международного права//Хозяйство и право. 2004. № 5;
Селина Е. Процессуальные гарантии свободной оценки заключения эксперта // Российская юстиция. 1998. № 10;
Хропанюк В.Н. Теория государства и права//В.Н. Хропанюк.М., 2008.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»//Справочная система «Гарант»;
Обобщения практики по решениям Конституционного Суда РФ на официальном сайте www.ksrf.ru;
Официальный русскоязычный сайт Организации Объединенных Наций www.un.org/ru/. Раздел - Декларации.
Literature list:
The Constitution of the Russian Federation, as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ) / / RossiyskayaGazeta. Number 7.21.01.2009.
Civil proceedings / ed. MS Shakaryan. Moscow, 1993;
Gadzhinova FM Sources of law and system in the modern Russian law. Abstract. Dees. ... Kand.yurid.nauk. Moscow, 2004;
EA LukashevThe principles of socialist law. - M., 1988;
Matuzov NI Actual problems of legal theory. Saratov, 2004;
Theory of State and Law / ed. NI Matuzova and AV Malko. Saratov, 1995;
Neshataeva Court TV and the generally recognized principles and norms of international law / / Economy and Law. 2004. Number 5;
Selina E. Pro - tsessualnye guarantee free assessment expert opinion / / Russian Justice. 1998. Number 10;
Hropanyuk VN Theory of State and Law / / V. Hropanyuk.M., 2008.
Resolution of the Plenum of the Supreme Court on October 31, 1995, № 8 "On some GPs - rosah application by the courts of the Constitution of the Russian Federation to the implementation - mentation of justice" / / The help system "Guarantor";
the generalized practice of the Constitutional Court of the Russian Federation on the official website www.ksrf.ru;
The official Russian-language website of the United Nations www.un.org/ru/. Section - the Declaration.
Рецензия
Понимание принципа права, его роли и месте в системе принципов права, правовой системе в целом -есть необходимое условие для понимания сущности системы общепризнанных принципов права. В процессе исследования и сравнения национального и международного подходов к проблематике общепризнанных принципов права, формируется объективный и единый подход к исследованию и развитию института общепризнанных принципов права в системе источников современного права. На примере более последовательного и логически-развитого международного аспекта в области трактования общепризнанных принципов права, структурируется система понимания данной темы и в национальной правовой науке.
Научный руководитель:
д.ю.н., профессор Прудников Анатолий Семёнович