УДК: 32 ГРНТИ: 11.25.19
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЛИЖНЕВОСТОЧНЫХ СТРАН
А. В. Левин
Московский педагогический государственный университет Россия, 119571 г. Москва, проспект Вернадского, 88
ЕЗ Левин Алексей Вадимович - [email protected]
В статье исследуются актуальные проблемы и факторы глобализации и глобальных процессов, влияющих на выбор национальной экономической и политической стратегии в странах ближнего востока. А также были проанализированы разные страны Персидского залива и Ближнего Востока, проводится их сравнение, а также зависимость их от стран запада и в особенности с США. В ходе работы над исследованием делается вывод, что сотрудничество США и стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива весьма очевидна, пока даже не просматриваются предпосылки того, что это сотрудничество может сойти на нет. В то время как интеграция в глобальную экономику стран Ближнего Востока облегчает доступ американским и европейским компаниям на рынок в регион, но в тоже время, США сталкиваются с конкуренцией в других странах.
Ключевые слова: глобализация, национальная экономика, трансформация, проблемы, ВВП, сотрудничество.
THE IMPACT OF GLOBALIZATION ON THE CHOICE OF STRATEGY OF NATIONAL ECONOMY OF MIDDLE EASTERN COUNTRIES
A. V. Levin
Moscow State Pedagogical University 88 Vernadsky Ave., 119571 Moscow, Russia
El Levin Alexey - [email protected]
This article examines current problems and factors of globalization and global processes affecting the selection of national economic and political strategy in the middle East. And also were analyzed different Gulf countries and the Middle East and compares them with the and their dependency from the West and especially the United States. In the course of work on the study concluded that the United States and the countries of the cooperation Council for the Arab States of the Persian Gulf is very obvious, is not even visible signs that this collaboration may come to naught. While integration into the global economy of countries in the Middle East facilitates access to us and European companies on the market in the region, but at the same time, the United States face competition in other countries.
Keywords: globalization, national economy, transformation, problems, GDP, cooperation.
Сегодня мы можем наблюдать, как Ближний Восток все стремительней переживает бурный рост интеграции в глобальную мировую экономику. Более 10 лет назад Ближний Восток мог зарабатывать только на нефтяной отросли, что приводило к процветанию основных государственных монополий в регионе. В наше время экономика Ближнего Востока диверсифицируется и становится более открытой для всего мирового рынка, внедряя в себя последние информационные технологии и развивая частный бизнес. На Ближнем Востоке удалось создать такую государственную корпорацию как «Saudi Telecommunications Company». Кроме того, несмотря на авторитарные режимы Ближневосточных стран, в регионе открывают офисы мировые корпорации как «Hewlett - Packard», «Cisco Systems» и «Microsoft». Данные корпорации, как и региональный бизнес, совместно инвестируют разработку высокотехнологичных продуктов. Например, инвестирование в развитие фармацевтики и биотехнологий с суммой 300 миллионов долларов в год, позволяет создать одну из лучших медицин в мире, особенно такая медицина выражена в ОАЭ. Данные и другие разработки запускают процесс трансформации региона в глобальную экономику, тем самым регион из потребителя постепенно превращается в глобального поставщика, что мы можем сейчас видеть в нефтяной сфере. Именно нефтяное богатство привлекло много миллиардные инвестиции с Запада в ХХ в., что привело к стремительному развитию нефтедобывающих стран. Особенно вся
эта глобальная экономическая интеграция, внедряющая модернизацию во все сфера института государства, а также внутриполитические процессы - данные факторы тесно переплетаются с США. [1]
Такие отношения заключаются в следующих тенденциях: во-первых, США выступает в роли буфера между Арабским миром и Израилем, тем самым способствуя развитию мирного сосуществования. Во-вторых, США являются для некоторых стран Ближнего Востока, а теперь и Северной Африки, крупным политическим партнером, из-за чего происходили коренные изменения во всех сферах общественной системы. В-третьих, Ближний Восток для США является источником нефти и рынок для продажи своего оружия, как союзникам, так и своим же врагам. [2]
Ближневосточные страны как правило схожи в культурно -историческом аспекте, но несмотря на это, существуют большие различия между ними. Разницу в различии можно разделить на три группы стран: первая группа - это прогрессивные страны: Бахрейн, Оман, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Йемен и ОАЭ. Вторая группа - это группа, которая стремится к улучшению и развитию своих экономик - Сирия, Ливан, Ирак и Иордания. В третью группу относятся страны с развивающейся экономикой такие, как Египет и страны Северной Африки.
Буквально меньше, чем пол века в регионе Персидского залива не было ничего кроме сплошных песков и безжизненной пустыне, но сегодня мы можем наблюдать искусственно постро-
24
Juvenis scientia 2017 № 9 | Юридические науки и политология
енные острова и многие другие достопримечательности, которые привлекают туристов и инвесторов в ОАЭ. В Дубае можно наблюдать различные прозападные проекты и компании, например, возведение небоскреба имени Михаэля Шумахера, башни - близнеца имени Lauda Air и Fly Niki Lauda, высотный деловой центр имени легендарного теннисиста Бориса Беккера. Абу - Даби и Дубай - это богатейшие города мира, переживающие стремительное развитие, на ближайшие десятилетия разработаны проекты строительства отелей, музеев, медицинских и университетских учреждений суммой 300 миллиардов долларов.
По сфере образования лидирующее место занимает Катар - «город образования» с ведущими мировыми учебными заведениями: «Cornell», «Georgetown», «Carnegie Mellon» и «Texas A&M». Сфера образования в Катаре тесно связанна с развитием инфокоммуникационных технологий. Основные планы возлагаются на университеты - создание баланса, утоляя дефицит специалистов в регионе, выпустив достаточное их количество.
Саудовская Аравия приняла программу «10 на 10», которая приведет страну в десятку конкурентоспособных стран в мире. Именно по это программе Саудовская Аравия смогла поднять рейтинг во Всемирном банке по рейтингу эффективности и законодательства на 23 место, хотя в прошлом показатели отражались так - 38 место 2007 год, 67 место за 2006 год, тем самым в наши дни Саудовская Аравия стала лидером среди стран Ближнего Востока по этому показателю. Реформация телекоммуникационной отрасли прошло за 4 - 5 лет, нежели, как в США ушло на это десятки лет, хотя здесь стоит учитывать размер территорий и количество населенных пунктов. [3, с. 48]
Сегодня цена на нефть составляет 59 доллара за баррель нефти, но буквально два года назад цена на нефть составляла 120,00 долларов за баррель нефти. Резкие скачки цены на нефть могут приводить в паническое состояние правительства стран Персидского залива, ведь это их основной доход, особенно никто не забывает кризис 90-х, когда цена за нефть упала до 20 долларов за баррель нефти. Сегодня для избежание подобно 90-м власти сосредоточились на следующие задачи: сокращение внешнего долга, повышение ликвидности средств, привлечение иностранного капитала и развитие внешнеторговых связей, все это позволит развивать и так уже развитое национальное благосостояние. Все эти факторы, вызванные глобальной трансформацией экономики. Глобализация настолько влияет на национальный курс развития экономики, что правящая элита ослабляет контроль для создания среднего и укрепления частного бизнеса. Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ, преодолевая трудности, постепенно вписываются в глобальные рыночные отношения. Они все больше покупают западные активы и стремятся вступить в ВТО.
Египет и Саудовская Аравия в 70-х г. XX в. И другие страны Ближнего Востока заключали с транснациональными компаниями США многомиллиардные контракты на поставку различного продовольствия, военной техники, новые технологии и различное оборудование для модернизации различных сфер государства. Тем самым это дало толчок для учреждения совместных банков, предприятий, новых торговых компаний, компаний по разработке нефтяных месторождений, таким образом США смогли затянуть Ближний Восток в свою экономическую и политическую зависимость. [4]
Говоря о поставках вооружений, то это была пряма инициатива Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива уже после того, как началась экономическая интеграция арабских стран в персидском заливе. Первым за тесное сотрудничество с США высказал Оман, он оправдывал свое решение
тем, что нужно налаживать отношения с Западом, который резко ухудшились в 1979 г. Оман на тот момент пока был единственной страной в регионе, которая заключила военное соглашение с США, по которому США получили права пользоваться всей военной сферой Омана. Стоит учесть, что возможно на принятие такого решения повлияли английские офицеры, которые служили в армии Омана.
В след за Оманом также интеграцию Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива поддержала Саудовская Аравия, но только без официального оформления или каких-либо обязательств от обеих сторон. Кувейт в свою очередь настаивал на развитие собственной системы обороны. В конечном итоге, США удалось интегрировать Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива под своё покровительство. Военное сотрудничество Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива было в таких конфликтах как: Операция «Щит Пустыни» и «Буря в пустыне».
Почему это происходит? Как правило, представители именно национальных интересов мало интересует глобальная трансформация, им важен национальный интерес, в котором можно развивать национальную экономику и другие сферы своими силами. Но здесь все обстоит иначе, Основные руководящие посты в странах Ближнего Востока занимают представители рыночных отношений, - это люди, получившие образование на Западе, внедрившее им высокую мотивацию к изменениям. Из-за таких резких изменений простые граждане тоже хотят почувствовать все больше изменений не только в экономике, но и политике, такие возможности им открыл глобальный интернет. Хотя местные жители и предпочитают соблюдать местные культурные нормы, что снижает копирование наиболее важных постулатов Запада, но не стоит опасаться пика внедрения глобальных процессов, которые могут привести к новой «Арабской Весне». Однако пока нефтедобывающие страны активно сотрудничают с США ожидать каких - либо потрясений не стоит. Например, банки Ближнего Востока в большинстве своем контролируются шариатом, который никак не может вписываться в Западные аспекты, но и уже сейчас приходится отказываться от некоторых постулатов для поддержания отношений со всем миром, при этом приходится отказываться от одних норм, и оставлять самые важные, но уверен, что не пройдет и 50 лет, как такие нормы попросту перейдут в неформальную обстановку и будут действовать только на бумаге. [5]
Соседние страны второй группы также стараются не отставать, хотя у некоторых и нет таких углеродных богатств, как у первой группы. Например, Иордания - первая из арабских стран, вошедшая в ВТО. Это позволило увеличить объем экспорта в США на 180%, что составило 1,50 миллиардов долларов в год за 2007 г. Сегодня эти цифры увеличились в двое. Сразу после вступления в ВТО Иордания провозгласила человеческий капитал самым важным активом. Проводя реформацию экономики Иордания подписала договоры о тесном сотрудничестве с транснациональными компаниями, которые в свою очередь будут спонсировать местные частные и государственные компании, погружая страну в государственный долг. До «Арабской Весны» Египет развивался медленно, но стабильно. По отчету всемирного банка, благодаря стратегии поощрения иностранных инвестиций Египет поднялся на 39 место. После «Арабской Весны» египетская экономика упала резко вниз, хотя постепенная стабилизация политического пространства Египта позволяет ему держаться на 24 месте МВФ и обеспечивать рост ВВП каждый год. [6]
Сегодня взаимоотношения США и стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива весьма очевидна, пока даже не просматриваются предпосылки того, что это со-
трудничество может сойти на нет. С помощью Израиля и стран ССАГПЗ США обеспечивает свои геополитические интересы, по сдерживанию предполагаемой Иранской агрессии. Кроме этого США тесно сотрудничали с Саудовской Аравией в 80-е г., осуществляя скрытую поддержку войскам, воевавшим против Советского Союза в Афганистане.
Сегодня такая же политика ведется в отношении Ирана. США и Саудовская Аравия координируют действия относительно Ирана, так как шиитское правительство Ирана не выгодно как тем, так и другим. Для первого это будет означать «подавление непокорного Тегерана» и взятие под контроль его огромных энергозапасов, для второго - устранение сильнейшего идеологического и военного противника. Именно поэтому Саудовская Аравия всегда выступала против Ирана, особенно это отчетливо видно в поддержке эмбарго против Тегерана. Компенсировать нехватку нефти взяла на себя она же. [7, c. 146]
Кроме Ирана у обоих партнеров и другие противники. Так в 2011 г., США и Саудовская Аравия заключили соглашения, по которому Дом Аль - Саудов поддержит введение беспилотной зоны над Ливией, а также склонит и другие государства к этому же решению на заседании Лиги Арабских Государств. В ответ на это США поддержали бы решение правящего дома на ввод войск в Бахрейн на подавление шиитских противостояний и не допущение проявлений Арабской весны. При этом все Западные СМИ закрыли глаза на жестокое подавление протестующих. [8]
На сегодняшний день у США заключены соглашения о свободной торговле с Бахрейном и Оманом, кроме того имеются индивидуальные соглашения между другими странами персидского региона в сфере инвестиций. США подписали соглашение с государствами Персидского залива о торгово - инвестиционном сотрудничестве. Договор формально был заключен между Соединенными Штатами и Советом по сотрудничеству стран Персидского залива, в который входят Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Катар, Оман и ОАЭ.
Франсиско Санчес - заместитель министра по вопросам международной торговли, - отметил, что международный кризис 2008 - 2009 годов научил американские транснациональные компании мыслить более глобально. На данный момент такие компании ищут платформы для деятельности за рубежом, а Ближний Восток является идеальным для развития такой платформы. И действительно за 2011 г., двусторонняя торговля между Западом и Ближнем Востоком составила более 300 миллиардов долларов, но из-за следствия кризиса США остались в минусе на 24 миллиарда долларов.
Основа Западного экспорта составляет вооружения, продукты машиностроения, медикаменты. Страны Ближнего Востока поставляют на Запад алюминий, нефть, удобрения, удобрения. За 2010 г., сумма прямых инвестиций США составила 23,5 миллиарда долларов. Импорт вооружения из США в страны ССАГПЗ в 2011 г., увеличился втрое. Так как страны ССАГПЗ обогащают свой арсенал на фоне нарастающей дестабилизации в регионе, связанной с Ираном.
Предпосылкой развития отношений США и ССАГПЗ можно считать до военный период. Саудовская Аравия как государство образовалось в 1925 г. США воспользовались ситуацией и в 1933 г., американская нефтяная компания «Standard Oil of California» заключила с королевской семьей контракты по добычи нефти, создав компанию «Arabian American Oil Company» - «Aramco». США не прогадали, в 1938 г., было найдено крупнейшие место рождения нефти, и с тех пор Вашингтон стал смотреть позитивно в сторону Саудовской Аравии, закрывая глаза на монархический режим.
Америка для Саудовской Аравии всегда оставалась импортё-
ром нефти на втором плане, после Азии. В 1980 г., правительство Саудовской Аравии выкупило акции компании «Aramco», заменив название на «Saudi Aramco». Однако скорее всего это было обговорено, так как Вашингтон не потерял ничего от этой сделки. Ведь за несколько лет до этого, США и Саудовская Аравия договорились продавать нефть за доллары, что дало большую прибыль США. [9, с. 177]
В странах Ближнего Востока приятия решений на государственном уровне процедура короткая и носит централизованный характер, чем в Западных странах. Это позволяет проводить эксперименты с законодательством, а неэффективные меры могут быть тут же отменены, нежели будут проходить бюрократический путь как в Европе или США. Правительство не проводит экономические эксперименты на местном населении, а на определенных экономических зонах, а когда законодательство отработано на высшем уровне, то оно применяется на все государство в целом. Глобализация привела к экономической интеграции, которая устраняет таможенные барьеры и создает благоприятный инвестиционный климат. Особенно хорошо для глобализации это то, что у Ближнего Востока наблюдается нехватка своих специалистов, поэтому их нужно заменять иностранными, которые прозападно настроены, - это и составляет большую опасность для региона в целом и для национальной само идентичности. Такая политика приведет Ближний Восток к созданию некой мультикультурно-го направления, в котором будет преобладать культура Запада. Развитие глобальной экономики на Ближнем Востоке - это сдвиг не только в экономике как таковой, но и геополитике тоже. [10, с. 43]
В заключении выстраивается вывод, что Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива имеет огромное значение для обеих сторон. Страны не только Персидского залива, но и всего Ближнего востока ускоряют процессы интеграции внешнеэкономической деятельности, что приводит к либерализации как экономической, так и политической сферы.
ЛИТЕРАТУРА
1. ОАЭ: инвестиции в устойчивое развитие // URL: https:// russianemirates.com/content/pr/1980/10913.
2. Басманов Е. США продает оружия в два раза больше чем Россия // URL: http://rbcdaily.ru/world/562949978973318
3. Яковлев А.И. Модернизация Саудовской Аравии: Итоги и перспективы в начале XXI века // Восточная аналитика. 2011. № 2. С. 48-58.
4. Перкинс Дж. Исповедь экономического убийцы. М. : Pretext, 2012. 815 с.
5. Филоник А. Межарабская интеграция: пустынный эфемер или зыбкий мираж? // URL: http://ru.journal-neo.org/2013/09/23/ mezharabskaya-integratsiya-pusty-nny-j-e-femer-ili-zy-bkij-mirazh.
6. The World Bank// URL: http://www.worldbank.org/eca/Russian /data.
7. Кузнецов А.А. О влиянии шиитско-суннитских противоречий на ближневосточную ситуацию // Вестник МГИМО. 2014. № 3. С. 146-155.
8. Американо-саудовское соглашение // URL: http://topwar.ru/4150-razoblachenie-amerikano-saudovskoe-soglashenie-o-livii.html
9. The hidden hand of American hegemony: petrodollar recycling and international markets / David E. Spiro. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1999. xiv, 177 p.
10. Сыздыкова Ж.С. Большой Ближний Восток в глобальной политике США // Армия и общество. 2013. №5(37). С. 43-47.
Поступила в редакцию 26.09.2017