5(143) - 2013
Зарубежный опыт
УДК 339.7
условия и перспективы формирования единой валютной зоны совета сотрудничества арабских государств персидского залива
И. Н. ЛЕНКОВ,
аспирант кафедры финансового рынка и валютных отношений E-mail: ilyalenkov@gmail. com Московский
финансово-промышленный университет
«Синергия»
C 2001 г. главной целью участников Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива стало создание валютного союза. План введения единой валюты столкнулся с непреодолимым конфликтом интересов крупнейших финансовых центров региона. Основной причиной является доминирование национальных интересов над региональными. В статье рассмотрены соответствие стран критериям конвергенции, предполагаемое курсообразование новой валюты, текущее состояние Совета.
Ключевые слова: Персидский залив, единая валюта, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.
На протяжении веков геополитическая ценность Персидского залива была результатом двух исторических и географических факторов. Во-первых, он представлял собой важный перекресток торговых путей между Востоком и Западом. В частности, через него шла торговля шелком и пряностями. Во-вторых, Персидский залив всегда был одной из тех промежуточных зон, где сталкиваются и перемешиваются ин-
тересы и культуры разных империй и цивилизаций. В ХУШ в. начались торговая экспансия и политическое проникновение в регион европейцев, и постепенно он оказался подчиненным интересам колониальных держав, прежде всего Великобритании и Франции.
Для арабов, прежде успешно торговавших жемчугом, 1920-е гг. стали тяжелым ударом. В условиях мирового экономического кризиса резко упал спрос на драгоценности. Изобретение в Японии искусственного жемчуга усугубило ситуацию. Вековой промысел, составлявший основу всей торговли в Персидском заливе, постепенно сходил на нет.
В 1920-1960-х гг. здесь начали разрабатываться нефтяные месторождения. Экспорт черного золота способствовал моментальному экономическому развитию территории, была создана инфраструктура: дороги, водоснабжение, электросети.
Англия в 1920 г. признала независимость имамата Оман (часть современного Омана), в 1926 г. -будущей Саудовской Аравии, а в 1961 г. добился политической независимости Кувейт. В 1968 г. регион, наконец, освобождается из-под влияния Великобритании.
Власть была отдана местным правителям, которые на съезде в Самхе постановили создать федерацию. Но два представителя отказались от такого предложения, спровоцировав возникновение независимых государств Катар и Бахрейн.
Объединение шло вокруг наиболее богатого и развитого эмирата - Абу-Даби. 2 декабря 1971 г. после официального отказа Великобритании от прав на обозначенные территории было объявлено о создании Объединенных Арабских Эмиратов.
В настоящее время нет другого региона в мире, где было бы сконцентрировано такое количество жизненно важного сырья для промышленно развитых стран (табл. 1). Значение нефтяных месторождений связано с особой исторической конъюнктурой: резким возрастанием роли нефтепродуктов в экономике западных стран, особенно после Второй мировой войны.
После нефтяного кризиса 1973 г. позиции Саудовской Аравии в мире существенно укрепились, и она начала более активно действовать в направлении сплочения аравийских государств.
Идеи интеграции стран Аравийского полуострова путем образования региональной группировки зародились в конце 1970 - начале 1980-х гг. в период резкой дестабилизации обстановки в зоне Персидского залива. В 1979 г. в Иране произошла исламская революция, после которой это государство открыто заявило о необходимости свержения аравийских монархических режимов. В 1980 г. с началом ирано-иракской войны ситуация еще более обострилась.
Таблица 1
Страны с крупнейшими запасами нефти (по данным 2011 г.)
Страна Доля мировых запасов, %
Саудовская Аравия 19,1
Венесуэла 15,3
Иран 9,9
Ирак 8,3
Кувейт 7,3
ОАЭ 7,1
Россия 5,6
Ливия 3,4
Казахстан 2,9
Нигерия 2,7
Канада 2,3
США 2,2
Катар 1,9
Китай 1,1
Бразилия 1,0
Источник: [6].
Видя в революционно настроенном Иране большую угрозу, аравийские страны поддержали Ирак, хотя и опасались значительного увеличения его военного потенциала.
Эти события вызвали серьезную обеспокоенность аравийских монархий, поставив их перед необходимостью укрепления взаимодействия в сфере безопасности для защиты своих интересов [2]. В 1981 г. шесть аравийских монархий образовали свою интегрированную организацию - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (далее - Совет, ССАГПЗ).
Это субрегиональное интеграционное объединение, в состав которого входят шесть аравийских нефтедобывающих стран: Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Оман и Саудовская Аравия. Такой состав был обусловлен однотипностью вошедших в него членов. Это одно из многих объединений арабских стран, относительно молодое, но характеризующееся тесным взаимодействием и сравнительно успешным развитием интеграции. Таково главное его отличие от Ассоциации государств Магриба, Совета арабского сотрудничества, а также других, больших по числу охваченных стран арабских объединений интеграционного типа, на практике выполняющих общеполитическую роль.
Появление ССАГПЗ отвечало двум тенденциям мирового развития - глобализации и регионализации, в рамках которых унификация экономических механизмов внутри региональных сообществ, выработка единых подходов к локальным и мировым проблемам облегчают включение государств региона в модернизируемую глобальную систему и отстаивание коллективных интересов.
Образование Совета облегчили политическая, идеологическая и религиозная однородность вошедших в его состав стран, их тесные культурно-исторические связи, ориентация на принципы рыночной экономики, общность социально-экономических и иных проблем, необходимость совместных действий для противодействия внутренним и внешним угрозам, прозападным курсам во внешней политике.
В 1983 г. в регионе была создана зона свободной торговли, в рамках которой отменялись таможенные тарифы и прочие платежи на национальную продукцию стран-участниц. Таковой считалась продукция, выпущенная предприятием, не менее 51 % капитала которого находилось в собственности
Таблица 2
Критерии конвергенции стран ссАГпз в сравнении с требованиями Евросоюза
показатель ссагпз евросоюз
Уровень госдолга Не более 60 % к ВВП
Запасы золотовалютных резервов Должно хватать для оплаты импорта в течение по меньшей мере полугода —
Инфляция Не должна превышать среднего по ССАГПЗ уровня в 2 % Не должна превышать среднего значения трех стран с наиболее стабильными ценами в 1,5 %
Процентная ставка Не должна превышать среднего показателя трех стран с наименьшей инфляцией в 2 %
Бюджетный дефицит Не должен превышать 3 % ВВП
Источник: составлено автором по данным работ [8, 9].
стран ССАГПЗ и на котором создавалось не менее 40 % добавленной стоимости. Следует отметить, что зона свободной торговли фактически не функционировала из-за многочисленных нетарифных барьеров и забюрократизированного порядка получения товарами сертификата национального происхождения, который выдавался специальной комиссией.
Однако процесс унификации таможенных тарифов был заморожен в связи с расхождениями членов Союза относительно приемлемого уровня таможенной защиты, что было обусловлено различиями в стратегиях их экономического развития.
За двадцать лет существования ССАГПЗ доля внутрирегионального товарооборота в общем объеме торговли стран залива выросла всего с 5 % в 1981 г. до около 7 % в 2001 г.*. Этот показатель значительно ниже, чем в других интеграционных группировках (например, в ЕС он превышает 50 %).
Для урегулирования сложившейся ситуации страны ССАГПЗ в 2001 г. приняли Экономическое соглашение между странами Совета сотрудничества, в котором установлены принципы функционирования таможенного союза, заложены основы общего рынка, содержится положение о гармонизации стандартов на продукцию. Подданным стран -членов Совета гарантируются равные условия и права при найме на работу в государственном и частном секторе, ведении коммерческой деятельности,
* В странах ССАГПЗ была широко распространена дискриминационная практика распределения государственных заказов. В 1980-х гг. все аравийские государства при размещении госзаказов отдавали предпочтение отечественным товарам, несмотря на их дороговизну или более низкое качество. Так, правительство Кувейта при выборе подрядчиков предоставляло 10%-ную ценовую скидку своим производителям. В 1990-х гг. ситуация несколько улучшилась, вместе с тем отечественные производители сохранили некоторые преференции. В Кувейте, например, национальные компании имели 10%-ное преимущество в цене по сравнению с иностранными фирмами и 5%-ное -по отношению к фирмам других стран ССАГПЗ.
в сфере образования, здравоохранения, социального обслуживания, социальном и пенсионном страховании, предусмотрен порядок разрешения споров, возникающих по ходу исполнения соглашения.
Принятие нового соглашения позволило образовать в 2003 г. после 15 лет переговоров таможенный союз ССАГПЗ. При этом был предусмотрен трехлетний переходный период для завершения гармонизации всех таможенных норм и процедур.
В декабре 2005 г. на саммите в Абу-Даби лидеры ССАГПЗ решили на один год продлить переходный период - до 2007 г. Тем не менее образование таможенного союза уже привело к существенному росту объемов внутрирегиональной торговли. Так, за первые два года товарооборот между странами ССАГПЗ вырос с 12,7 млрд долл. США в 2001 г. до 23,7 млрд долл. в 2004 г., т. е. увеличился на 57 % [2].
Принято считать, что интеграция государств Персидского залива должна происходить по европейским стандартам, согласно которым создавался, собственно, и сам Европейский Союз. В ЕС эти показатели, известные как Маастрихские критерии, в целом совпадали с показателями Германии, крупнейшей экономики Еврозоны.
Доминирующей экономикой Совета сотрудничества является Саудовская Аравия, на которую приходится больше половины совокупного ВВП блока. Большая часть критериев конвергенции ССАГПЗ согласована, что иллюстрирует табл. 2.
Наиболее сложным вопросом оказалось установление уровня бюджетного дефицита. В аравийских странах размер бюджетного дефицита зависит от конъюнктуры нефтяного рынка и при падении цен на нефть иногда достигает 20 % ВВП. Вместе с тем подобные колебания могут подорвать стабильность валютного союза.
В декабре 2005 г. на саммите лидеров ССАГПЗ было решено установить этот показатель, как и
в Евросоюзе, на уровне 3 %, однако при резких колебаниях нефтяных доходов бюджета допускаются возможные отступления от этого правила. Соответствие государств критериям конвергенции отражено в табл. 3.
План создания монетарного союза и введения единой денежной единицы халиджи (пер. - «валюта Залива», или динар Залива), который с 2007 г. медленно, но уверенно продвигался вперед, столкнулся с непреодолимым конфликтом интересов и амбиций крупнейших финансовых центров региона: ОАЭ и Саудовской Аравии.
Первоначально создавать центробанк не планировалось, а денежно-кредитную политику предлагалось координировать на совещаниях представителей центробанков стран. Однако от этой идеи отказались, посчитав невозможным проведение согласованной денежно-кредитной политики без общего центробанка.
Все участники согласились с целесообразностью размещения штаб-квартиры будущего центробанка ССАГПЗ в Дубае, учитывая его мировую репутацию в качестве ведущего финансового и делового центра Ближнего Востока. Со временем Саудовская Аравия пересмотрела это решение, предложив размещение центробанка в Эр-Рияде, что привело к выходу ОАЭ из переговорного процесса.
Первые признаки того, что процесс движения к единой валюте может дать сбой, появились в декабре 2006 г., когда Оман объявил о невозможности к 2010 г. обеспечить выполнение условий, необходимых для вступления в единый валютный союз ССАГПЗ. В 2007 г. Кувейт отказался от привязки курса национальной валюты к доллару США, позже власти Бахрейна приняли решение о
введении плавающего курса национальной валюты по отношению к доллару, тогда как в ОАЭ, Катаре и Саудовской Аравии курс остается неизменным на протяжении последних 40 лет, что приводит к росту ежегодных показателей инфляции на фоне постоянного повышения мировых цен на товары экспортной группы, которые не производятся на рынках Совета [4].
Динамика изменения валютных курсов стран ССАГПЗ по отношению к доллару за 2002-2012 гг. представлена на рисунке. Выбор долларового ориентира ССАГПЗ был не случайным, он связан в первую очередь с большим объемом доходов стран в долларах по экспорту нефти и природного газа, цены на которые, как известно, номинированы в американской валюте [5].
Главным препятствием валютной интеграции является инфляция. При введении единой валюты неизбежно начнется переток инфляции из одних стран Совета в другие. При этом сильнее всего пострадают Катар, Саудовская Аравия и Бахрейн, так как в этих странах показатели инфляции минимальны. Кроме того, Катар опасается, что единый валютный союз может предоставить саудовской элите, доминирующей в экономике региона, дополнительные рычаги воздействия на политическую ситуацию в нем, что приведет к потере экономического суверенитета менее развитых участников [1].
В настоящее время курсообразование единой валюты не определено. Следует отметить, что привязка халиджи к доллару ставит уровень процентных ставок ССАГПЗ в зависимость от политики США. Федеральная резервная система снижает учетную ставку при повышении цен на нефть для стимулирования экономического роста
Таблица 3
Соответствие стран ССАГПЗ критериям конвергенции в конце 2011 г.
Страна Госдолг, % Резервы для оплаты импорта, мес. Инфляция, % Процентная ставка в 2010 г., % Дефицит бюджета, %
Бахрейн 75,3 3,6 0,3 - -1,4
Катар 8,9 9,7 2,8 3,5 17,8
Кувейт 6,8 15,0 5,6 1,3 20,5
ОАЭ 43,9 3,6 2,5 - 5,0
Оман 3,8 7,1 4,0 2,0 0,8
Саудовская Аравия 9,4 62,7 5,0 2,5 14,7
Йемен* 37,2 5,6 20,0 - -9,5
Иордания* 60,7 10,8 6,4 0,3 -10,4
Марокко* 65,0 6,7 1,9 6,5 -5,8
Критерий... Менее 60 Более 6 Менее 5,4 Менее 4,3 -3
* Переговоры о вступлении в ССАГПЗ с 2005 г ведет Йемен. Также к участию в организации приглашены Иордания и Марокко. Источник: составлено автором по данным сайта [10]. Дата обращения: 01.11.2012.
ФИНАНСОВАя АНАлИТИКА
проблемы и решения ^ 53
i,i
1,05
0,95
0,9
BHD
QAR
KWD
OMR
SAR
AED
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Примечание: BHD - бахрейнский динар; QAR - катарский риал; KWD - кувейтский динар; OMR - оманский риал; SAR - риал Саудовской Аравии; AED - дирхам ОАЭ.
Источник: составлено автором по данным сайта [11] по отношению к 2012 г.
Динамика изменения валютных курсов стран ССАГПЗ по отношению к доллару США в 2002-2012 гг
в США. Вместе с тем в странах Союза приток нефтяных доходов приводит к резкому увеличению денежной массы, что при снижении процентных ставок чревато образованием финансового пузыря. Таким образом, зависимость от американской кредитно-денежной политики усугубляет циклические тенденции в экономиках ССАГПЗ.
Халиджи будет, по-видимому, привязан к корзине валют основных торговых партнеров Совета сотрудничества, в которой наряду с долларом значительный удельный вес будут иметь евро и иена, что станет отражением укрепляющихся торговых отношений ССАГПЗ с Европой и Азией. Отказ от привязки к доллару позволит минимизировать потери от продолжающегося снижения курса американской валюты, которое негативно отражается на торговых балансах аравийских стран, так как ведет к удорожанию импорта, поступающего преимущественно из Европы [2].
Некоторые исследователи полагают, что аравийские страны станут продавать в динарах Залива свои энергоносители, отказавшись от использования американской валюты. Однако вероятность такого шага невелика, поскольку он приведет к ломке системы расчетов на мировом рынке энергоносителей и вызовет недовольство США, главного военно-политического союзника аравийских монархий, которым выгодна продажа нефти в долларах.
В перспективе динар Залива может стать главной резервной валютой арабских и мусульманских стран, которые в знак протеста против политики США на Ближнем Востоке могут существенно сократить свои резервы в американской валюте, переведя их в халиджи, если та будет отличаться достаточной надежностью [2].
Заметим, что образование валютного союза требует тщательной подготовки. Создание таможенного союза и формирование общего рынка ССАГПЗ являются важными шагами в этом направлении. Другие подготовительные мероприятия должны включать повышение уровня координации экономической политики, который в странах ССАГПЗ минимален. В результате возникают ситуации, когда одновременно несколько стран инвестируют в создание параллельных производств, между которыми после образования валютного союза усилится конкуренция. В связи с этим необходимо согласовать планы экономического развития ССАГПЗ с учетом сравнительных преимуществ всех стран, чтобы насколько возможно избежать дублирования производственных мощностей.
Несмотря на то, что интеграционный процесс периодически сталкивается с определенными сложностями, страны ССАГПЗ осознают целесообразность развития устойчивых интеграционных связей.
1
3
В целом можно заключить, что шансы введения в действие единой валюты в рамках ССАГПЗ с каждым годом становятся все более призрачными, учитывая нежелание таких стран, как ОАЭ, Катар и Кувейт, быть лишенными финансовой независимости в принятии решений при внедрении собственной монетарной политики.
Последние сообщения, прозвучавшие после завершения в декабре 2011 г. саммита глав государств ССАГПЗ в Саудовской Аравии [7] относительно намерений Омана окончательно выйти из процесса введения единой валюты делают проект труднореализуемым, учитывая, что ОАЭ также выразили нежелание участвовать в этом процессе, а Катар и Кувейт сообщили о наличии целого ряда принципиальных оговорок.
На взгляд авторов, даже к 2016 г. Совет не успеет решить фундаментальные проблемы, такие как унификация методологии сбора статистических макроэкономических данных, роль центрального банка, механизм координации единой денежно-кредитной политики, совместного использования золотовалютных резервов государств - членов объединения. Нет также единого мнения по поводу названия общей валюты и ее внешнего вида.
Следует отметить, что критерии членства в ЕС предусматривают в качестве одного из условий вступления отсутствие у страны-претендента нерешенных территориальных споров с соседними государствами. В качестве примера можно привести разблокирование в 2010 г. Словенией многолетнего территориального спора с Хорватией относительно определения морской границы на севере Адриатического моря, что открыло перед Загребом путь к вступлению в ЕС.
На современном этапе большинство стран «шестерки» смогло преодолеть накопленные годами противоречия, связанные с механизмами делимитации сухопутных участков государственной границы. Единственным нерешенным вопросом является прохождение через территориальные воды Саудовской Аравии в заливе Удейд моста, который, был передан Эр-Рияду в обмен на оазисы Бурейми. В случае строительства этой важной транспортной артерии между Катаром и ОАЭ Саудовская Аравия утратила бы огромные прибыли от транзита автомобильного транспорта, который курсирует между указанными странами. Чтобы поставить точку в споре относительно строительства моста, проявить политическую сознательность должна Саудовская Аравия.
Вместе с тем одностороннее подписание Бахрейном (2004 г.) и Оманом (2008 г.) соглашений о создании зон свободной торговли (ЗСТ) с США существенно подорвали доверие к ним со стороны Саудовской Аравии, которая настаивает на неправомерности сепаратного подписания членами Совета подобных документов ввиду того, что все страны ССАГПЗ являются участниками заключенного в Маскате в 2001 г. экономического соглашения, согласно которому на территории стран «шестерки» была установлена единая ввозная пошлина, унифицированы таможенные и регистрационные процедуры, освобождены от уплаты таможенных пошлин все виды товаров, произведенные на территории стран - членов Совета.
Переговорный процесс о создании зоны свободной торговли с США ведут ОАЭ и Катар, что ставит под угрозу будущее существования как такового таможенного объединения стран Залива. Единоличные действия некоторых стран на фоне нерешительности саудовского руководства в том, что касается необходимости ускорения темпов экономической интеграции, значительно снижают степень доверия к ССАГПЗ со стороны таких мощных региональных объединений как, например, ЕС или МЕРКОСУР, с которыми уже долгое время Совет ведет диалог по заключению соглашений о ЗСТ.
Очевидно, что США сознательно идут на обострение ситуации внутри ССАГПЗ путем подписания сепаратных соглашений, поскольку подобная практика позволит помешать полноценной интеграции стран Совета, а также ее трансформации во влиятельное региональное политико-экономическое объединение, способное изменить баланс сил в регионе.
Резюмируя изложенное, скажем: с одной стороны, единая валюта принесет выгоду региону, поскольку позволит снизить транзакционные издержки между странами - участницами ССАГПЗ, повысит прозрачность ценообразования, окажет положительное воздействие на развитие регионального рынка капиталов и привлечет международные инвестиции, поможет диверсификации экономик стран. В перспективе единая валюта способна стать резервной валютой арабо-мусульманских государств, что даст возможность получать эмиссионный доход. С другой стороны, при введении единой валюты неизбежно начнется движение инфляции из одних стран Совета в другие. При этом сильнее всего пострадают Катар и Бахрейн, так как у них показатели инфляции минимальны.
Неравномерность распределения энергетических, а следовательно, и финансовых ресурсов в рамках ССАГПЗ превращает его членов из партнеров в конкурентов, которые ради защиты собственных экономических интересов прибегают к односторонним протекционистским мерам вопреки коллективным договоренностям. Кроме того, Катар опасается, что единый валютный союз может предоставить саудовской элите, доминирующей в экономике региона, дополнительные рычаги воздействия на политическую ситуацию в нем, что приведет к потере экономического суверенитета менее развитых участников интеграции.
В то же время страны ССАГПЗ осознают, что достижение устойчивого экономического роста и укрепление их позиций на международной арене напрямую зависят от развития между ними устойчивых интеграционных связей.
Интеграции государств целесообразно быть поэтапной и постепенной при учете экономических предпосылок и объективных условий. Любые попытки извне ускорить темпы объединения малопродуктивны и обречены на провал [3].
Таким образом, по мнению автора, наиболее вероятный сценарий развития Союза состоит в том, что единую валюту введут несколько стран, формируя начальное единое валютное пространство аналогично развитию Европейского монетарного союза, опыт создания которого взят за основу ССАГПЗ.
Список литературы
1. Касаев Э. О. Единая валюта ССАГПЗ: быть или не быть? // Обозреватель - Observer. 2011. № 9.
2. Котляров С. В. Социально-экономическое развитие государств Евразии // Проблемы современной экономики. 2007. № 2 (22).
3. Назарбаев Н. Россия могла бы стать стержнем Содружества, но не стала // Независимая газета. 1997. 16 января.
4. Субх М. А. ССАГПЗ: интеграция на фоне серьезных внутренних противоречий // Институт Ближнего Востока, 2012. URL: http://www.nmes ru/?p=14935.
5. Щёголева Н. Г., Балашов Д. А. Проблемы формирования регионального валютного союза арабских государств Персидского залива // Финансы и кредит. 2010. № 25 (409).
6. BP Statistical review of world energy 2011. URL: http://www. bp. com/sectionbodycopy. do?cate goryId=7500&contentId=7068481.
7. GCC Summit: Foreign Ministry Press Conference. Riyadh, Dec. 2011. URL: http://www. gcc-sg. org/index9718.html.
8. Rutledge E. Monetary Union in the Gulf: Prospects for a Single Currency in the Arabian Peninsula. Abingdon & New York. 224 pp. 2009.
9. Treaty on European Union. Maastricht Treaty, 7 February 1992.
10. URL: http://www. indexmundi. com.
11. URL: http://www. oanda. com.